Как писать заключение .

Заключение представляет собой краткий пересказ всей вашей работы.Чем-то похоже на введение. Но если введение это вступление в вашу работу,то заключение - ее итог.И писаться заключение должно иными словами, чем введение.

Заключениеможет писаться по следующей схеме. Введение занимает 3-4 страницы. Пункты не нумеруются.

Актуальностьпроблемы.

Краткий обзор теоретической части.

Целью нашего эмпирического исследования являлось….

Мы ставили перед собой следующие задачи….

Мы использовали следующие методики….

В исследовании принимало участие…. человек,они были…. (тем-то).

Мы получили следующие результаты….

Как писать выводы

Выводы – это еще более краткий пересказ всей вашей работы. Занимают 1- 1, 5 страницы, не больше. Выводы номеруются.У вас может быть 4 – 7 выводов. Размер одного вывода примерно -один абзац (5 - 10 строк).

1 вывод пишется по теории.

Остальные выводы пишутся по эмпирической части.Можно в каждом выводе делать заключение по одной из использованных методик. Тогда количество эмпирических выводов совпадет с количеством методик. Лучше конечно делать выводы не по методикам, а подостоверным результатам, полученным вами с применением математической статистики. В этом случаеодин вывод будет включать в себяили заключение о наличии одной взаимосвязи двумя психологическими показателями(«существуетдостовернаяположительная взаимосвязь между агрессивностью родителей и детей, коэффициент корреляции Пирсонаравен 0,5, р <0, 05»), или заключение о наличии различий между двумя группами людей (« существуют различия в уровне интеллекта детей из неполных семей и детей из полных семей; средний уровень IQ детей из неполных семей достоверно выше на 6,2 балла, по критерию Стьюдента с р <0,05).Один вывод может быть посвящен описанию психологических показателей между которыми достоверные различия или взаимосвязи отсутствуют. При желании последний вывод можно сделать теоретическим, обобщающимсявсе полученные результаты.

Пример написания заключения и выводов по теме «Особенности кратковременной памяти у детей с ЗПР»

Заключение

Особая актуальность изученияпамяти детей с задержкой психического развития связана с тем, что именно недостаточная сформированность познавательных про­цессов зачастую является главной причиной трудностей, возникающих у детей с задержкой психического развития при обучении в школе. Как показывают многочисленные клинические и психолого-педагогические исследования, существенное место в структуре дефекта умственной де­ятельности при данной аномалии развития принадлежит нарушениям памяти. Ввиду того что программа специ­альных учебных заведений для детей с ЗПР предусмат­ривает получение ими образования в объеме средней об­щеобразовательной школы, создание системы коррекционного обучения для таких учащихся обязательно пред­полагает тщательное изучение своеобразия их памяти,что может помочь поиску путей и методов ее совершенствования.

По данным Института коррекционной педагогики РАО число детей с задержкой психического развития составляет 5,8 % всех учащихся младших классов. Однако только 30% из них после окончания начальных классов могут быть переведены на программу общеобразовательной школы, остальные должны обучаться по программе детей с задержкой психического развития. Это свидетельствует о недостаточно эффективной коррекционной работе с учащимися на ранней ступени их обучения и отсутсвии индивидуального подхода в работе с такими детьми..

Научной основой подхода к проблеме коррекции дефектов детей с ЗПР явилась теория о развитии детей под влиянием обучения, которая разрабатывалась Л.С.Выгодским и его сотрудниками. В их работах показано, что у детей с ЗПР под влиянием обучения формируются сложные виды психической деятельности. Л.С.Выгодский подчеркивал, что у детей с ЗПР кроме дефектов есть и сохранные стороны психики, опираясь на которые можно воспитывать умственное развитие, сглаживая их недостатки. Научно обоснованный тезис Л.С.Выгодского о возможности и необходимости формирования у детей относительно сложных видов психической деятельности в процессе обучения, является той основой на которой сложились принципы коррекционной работы с детьми данной категории.

Комплексное изучение клинических, психологических особенностей детей с ЗПР и их потенциальных возможностей (М.С.Певзнер, Т.А.Власова, К.С.Лебединская, Р.И.Мачинская , М.И. Фишман, У.В. Ульянкова и другие) показала,что у детей с ЗПР практически все нейропсихологические показателиниже аналогичных показателей здоровых детей.

В наибольшей степени при этом отличаются показатели памяти (зрительной и слуховой). А память, по Л.С. Выгодскому в младшем школьном возрасте является одной из ведущих психических функций, так как играет существенную роль в формировании мышления, речи, общей регуляции деятельности. Не сформированных мистический процессов является одной из распространенных причин школьной неуспеваемости детей. В исследованиях отечественных психологов показано, что важную роль в процессе обучения играет кратковременная память, благодаря которой воспринимаемая ребенком информация сохраняется на короткое время, необходимое для решение поставленной задачи (чтение, списывание с доски или книги, зрительный счет и т.д.). В младшем школьном возрасте на начальных этапах обучения чтению роль кратковременной зрительной памяти особенно велика, так как она определяет скорость узнавания букв и объедение их в слова и последующее их кодирование при переводе зрительных образов в вербальный. К настоящему времени установлена строгая зависимость между уровнем развития кратковременной зрительной памяти и овладением чтения.

Как известно, младший школьный возраст сензитивен для становления высших форм произвольного запоминания, поэтому целенаправленная развивающая работа по овладению мнемической деятельности является в этот период наиболее эффективной. Совершенствование памяти в младшем школьном возрасте обусловлено в первую очередь приобретением в ходе учебной деятельности различных способов и стратегий запоминания, связанных с организацией и обработкой запоминаемого материала. Однако без специальной работы направленной на формирование таких способов они складываются стихийно и не редко оказываются непродуктивными. Самый ранний прием – это перевод зрительной информации благодаря открытой или внутренней вербализации в слуховую память, в контрой она сохраняется путем повторения.

Целью нашегоэмпирического исследованияявлялось изучение особенностей кратковременной памяти у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития, а также сравнительный анализ ососбенностей памяти детей с ЗПР и здоровых детей.

В качестве предметаисследования выступала кратковременнаяпамять. Объектомисследования выступили младшие школьники 8-9 лет – 42 человека. Основную группу составили учащиеся специального класса для детей с ЗПР – 21 ученик. Для сравнения к исследованиям привлекались нормально развивающиеся дети, успешно справляющиеся со школьной программой – 21 ребенок.

Мы предположили, что задержка психического развития оказывает негативное влияние на уровень развития кратковременной памяти у детей младшего школьного возраста по сравнению со здоровыми детьми того же возраста.

В работе мы использовали методики диагностики зрительной и слуховой кратковременной памяти, а также методы клинико-диагностического анализа заключений и методы математической статистики.

В процессе исследования наша гипотеза подтвердилась. У детей с задержкой психического развития были обнаружены дефекты мнестической деятельности.Наиболее сильно у детей с ЗПР поражена кратковременная зрительная память на трудно вербализуемые объекты. В тесте детям предлагалось запомнитьрисунки абстрактных геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник и т.д.). Из различных геометрических фигур дети с ЗПР чаще всего запоминали те, которые смогли вербализовать . Пять детей из этой группы назвали круг – шариком или мячиком. Встречалось характерное длядошкольников замена геометрических фигур названием предмета, близкого по форме: например квадрат – кубик, треугольник – крыша. В отличии от детей с ЗПР здоровые дети реже заменяли геометрические фигуры названиями, подобные ошибки у них были единичные.

Также сложности в запоминании у детей с ЗПР вызвал тест «Запоминание цифр». Дети с ЗПР запоминали цифры хуже, чем слова и легко вербализуемые картинки (мяч, дерево и др.). Наименьшие нарушения памяти у детей с ЗПР были обнаружены при запоминании ими предметных образов (легко вербализуемых картинок) и слов.

Как видно из нашего исследования, чем сложнее мнестическое задание, тем ярче проявляются различия в организации памяти здоровых детей и детей с ЗПР.

Таким образом, проведенное нами исследование подтвердило нашу гипотезу.

ВЫВОДЫ

1. Недостаточная сформированность познавательных про­цессов являетсяодной из основныхпричинтрудностей, возникающих у детей с задержкой психического развития при обучении в школе. Клинические и психолого-педагогические исследования показали,что существенное место в структуре дефекта умственной де­ятельности при данной аномалии развития принадлежит нарушениям памяти.В основе многих более сложных дефектов изначально лежат нарушения кратковременной памяти. Кратковременная память детей, отстающих в умствен­ном развитии, характеризуется рядом своеобразных черт. В специальной литературе приводятся данные об осо­бенностях этого вида памяти у детей с ЗПР. В частности, отмечается снижение объема памяти, медленное нара­стание продуктивности запоминания при повторных предъявлениях материала, повышенная тормозимость следов побочными интерферирующими воздействиями, нарушения порядка воспроизведения словесных и цифро­вых рядов.

2. Наше эмпирическое исследование показало, что сильнее всего у детей с задержкой психического развития нарушаютсяпроцессы запоминанияабстрактных объектов,геометрических фигур, цифр.При выполнениимодифицированноготеста «Запомни рисунок»многие дети с ЗПР просто не могут назватьабстрактныеобразы и геометрические фигуры, поэтому им и трудно запоминатьтакого рода информацию.В группе здоровых детей все объекты смогли узнать 6 детей, а в группах с ЗПР – никто. При этом 10 детей (47 %) в группе детей с нормальным психическим развитием выполнило тестирование со средними и высокими показателями, в группе детей с ЗПР – 8 детей (38 %).

3. На втором месте по степени нарушения у детей с ЗПР – нарушение запоминания цифр, поскольку цифры также несут абстрактную информацию. Было установлено, что средний показатель объема кратковременной слуховой памяти на цифры у детей с нормальным психическим развитием равен 5,1 ± 2,12. У детей с ЗПР этот показатель был равен 3,4 ± 1,48 что достовернониже чем у здоровых детей (по критерию Стьюдента, р <0,001).

4. Наше исследование показало, что наименьшие нарушения памяти у детей с ЗПР были обнаружены при запоминании ими конкретной словесной информации, наиболее высоким был объем кратковременной памяти на предметные образов (легко вербализуемых картинок) и слов, также обозначающие конкретные предметы. Средний показатель узнавания легко вербализуемых объектов у детей с нормальным психическим развитием 8,4±0,97, у детей с ЗПР 7,7 ± 0,92, что хотя и меньше показателей здоровых детей, но входит к границы нормы объемакратковременной памяти.

Правильное использование этого умения является очень важным фактором для принятия эффективных ежедневных решений. Вот несколько советов, как научиться делать выводы в повседневной жизни.

Шаги

    Будьте непредубежденным. Errare humanum est - человеку свойственно ошибаться. Мы все недальновидные, и очень часто видим только одну сторону вопроса, таким образом, мы не в силах рассмотреть всю картину. Вы видим какую-то часть, знаем отдельную часть и таким образом часто строим ошибочные умозаключения, выводы и суждения с одной только точки зрения. Узколобость – это серьезный недостаток для умения делать выводы, которого вы должны избегать.

    Пробуйте (проверяйте) все и держитесь за хорошее. Избавьтесь от всех предубеждений в своей голове. Не думайте, что нет правды за исключением науки, которую вы изучаете. Если вы осуждаете чье-то мнение до того, как изучите его в деталях, вы не ничего не узнаете, а лишь закроете глаза.

    • Старайтесь узнавать правду в незнакомых вам вещах. Чем серьезнее вызов, тем больше вы узнаете, создавая в голове новые связи между нейронами и улучшая свою способность делать выводы.
    • Расширьте круг чтения и интересуйтесь разнообразными темами.
  1. Ищите правду и доказывайте ее убедительность. Никогда не воображайте, что вы знаете абсолютно все о каком-то предмете и больше нечего не нужно доказывать.

    • Человеческие создания с огромным трудом рыли, искали золото и скрытые сокровища. Им пришлось пробираться сквозь землю и грязь, чтобы найти настоящий чистый металл. Но все труды были ненапрасными, золото несмотря ни на что – это золото, и обогатит человека, который приложит усилия для его поисков. Помните, что истина дороже золота .
  2. Отделите настоящую правду от мнимой. Когда ищите золото, например, вы должны будет пройти через песок, камни и шлак. Внешний блеск может быть похожим на золото. Умение отделить правду приходит с постоянной и частой практикой в поиске истины без предубеждений и самонадеянности.

    Узнайте правду о другой точке зрения и не обижайтесь слишком сильно. Некоторые люди так крепко цепляются за свои убеждения, что даже думать не хотят, если другие ставят под сомнения их убеждения, которые считаются непогрешимыми и священными. Ни один человек не является безупречным. Считать кого-то безупречным – это значит отказываться делать выводы. Таким образом, принимайте с радостью критику, поскольку это способ проверить ваши убеждения, идеи и взгляды.

    • Будьте скромным. Сразу же безоговорочно и полностью избавляйтесь от ошибок и предрассудков, которые вам удалось обнаружить. Помните, что это относится ко всем вопросам вашей жизни, даже тех, что касаются политических и религиозных убеждений.
    • Конечно, быть скромным не означает, что вы будете тряпкой, используйте критику других, чтобы воспитать в себе силы, а не утонуть в своих слабостях. И научитесь распознавать критику в чьем-то мнении и неконструктивные исправления – не позволяйте кому-то пытаться вас обесценивать.
  3. Учитесь у других. Конфуций однажды сказал: «среди любых идущих рядом людей я найду себе учителя». Выбирайте хорошие качества людей и воспитывайте их в себе, определяйте плохие – и меняйте их. Вы всегда можете чему-то научиться у других, будь это родители, братья, сестры, друзья, соседи, министры и т.д. Если вы видите, как другой человек делает что-то хорошее, научитесь тому же, следуя его или ее примеру. Если вы видите, как у человека что-то получается плохо, тоже учитесь на этом опыте: научитесь, как делать правильно и не повторяйте подобной ошибки (помните, что вы не можете изменить другого человека, но вы можете стать великолепным примером для подражания).

    Забудьте об энтузиазме. Энтузиазм – это самая большая ошибка, которая может затмить факты и помешать (извратить) наши выводы настолько, что вы не сможете использовать свое здравомыслие или выслушивать чужие выводы. Чтобы правильно делать выводы вы должны оставаться непредвзятым и спокойным.

    Узнайте все факты. Ищите лучшие книги в данной отрасли, ищите в интернете наиболее надежные источники и учитесь у более осведомленного в данной области человека.

    • Пройдите онлайн-курс из университета по предмету, который вы раньше считали слишком трудным, например, физике, астрономии или математике. Бросайте себе вызов и развивайте свое умение делать выводы.
  4. Учитесь и применяйте логику в своих выводах.

    - Дедуктивные рассуждения - это умение прийти к выводу от общего к частному. В дедуктивном рассуждении, если следовать логической последовательности, то довод будет верным, как и вывод, если все пункты тоже были верными. Например, если «все люди смертные» - это основной пункт, значит «Сократ – человек» - дополнительная предпосылка, тогда правдивым заключением будет: «Сократ - смертный», что должно быть правдой, если предыдущие пункты были правдивыми. Дедуктивный метод сравнивается с индуктивным.

    - Индуктивные рассуждения – это умение прийти к выводу от частного к общему, и чаще всего используются при выведении теорий. В индуктивном методе частные факты не обязательно влекут за собой общее заключение. Например, если вы запускаете руку в мешок камней неизвестного цвета и все камни, которые вы достаете белого цвета, вы можете предположить, что все камни в мешке белые. Это может быть правдой, а может и не быть. Ваша теория будет опровергнута, если следующий камень будет не белым. Чем больше фактов вы соберете, чем больше будет размер камней, тем ближе к правде будут выводы, что можно назвать догадкой . Ваши выводы, что камни в мешке белые, будут правдивее, если вы вытащите тысячу камней, а не десять. Сбор таких данных – это статистический вывод или вероятность .

    - Абдуктивные рассуждения – это умение прийти к выводу или привести довод, выбирая лучшее объяснение, например при медицинском диагнозе, что относится и к индуктивному методу, поскольку заключения в абдуктивном доводе не выводятся из незамеченных фактов. Абдукция отличается от других форм умозаключений в попытке выбрать преимущество одной гипотезы над другой, пытаясь подобрать альтернативное неверное объяснение и выбрать то, у которого большая вероятность. Например: «Этот пациент демонстрирует (определенные симптомы), они могут быть вызваны различными причинами, но (предположительный диагноз) предпочтительный перед другими, поскольку более вероятен...» Понятие абдукции было введено в современную логику философом Чарльзом Сандерсом Пирсом Пирс говорит «Я представляю абдукцию, когда выражаю в предложении все, что я вижу… ни одного шага вперед не может быть сделано при простом наблюдении, если не использовать абдукцию». Также абдуктивный метод используется для пояснения вывода или последствия . «Трава мокрая, а значит, должно быть, был дождь». Детективы так же как и диагностики часто ассоциируются с таким умением делать выводы.

    - Аналогические рассуждения – это умение сравнивать, прямо или косвенно проводя аналогию. Эта форма логического умозаключения, которая делает выводы из схожести в одном аспекте, на основе их схожести между вопросами в других аспектах. Понятие аналогии приписывается Сэмюэлю Джонсону: «Словари – все равно что часы. Даже самые плохие лучше, чем никакие, и даже от самых лучших нельзя ожидать абсолютной точности».

Задания написать реферат встречаются в программе средних и высших учебных заведений очень часто. Это означает, что выполнять их предстоит не только школьникам, но и студентам. В данной статье будет рассмотрено заключение реферата, вывод в реферате, а также часто задаваемые вопросы, связанные с его написанием. Вы узнаете, как написать заключение для реферата, какой должна быть его структура, как правильно оформить заключительный раздел, где можно найти хороший шаблон и в какой момент нужно начать работать над этой частью доклада. Кроме того, в данной статье будет представлена подробная инструкция по написанию заключительной части доклада.

Кроме этого, на портале оказываются услуги по написанию студенческих проектов – рефераты, курсовые работы, дипломы, диссертации и прочее.

По всем вопросам обращайтесь к специалистам через онлайн-форму или по электронной почте.

Как именно пишется заключение?

В этой части должны обязательно присутствовать следующие аспекты:

  • Автор обязательно должен упомянуть про актуальность темы, на которую выполняется доклад. Можно перефразировать актуальность из введения.
  • Учащемуся необходимо сказать о целях и задачах, которые ставились во введении, а точнее - об их достижении.
  • Студент должен сделать краткие умозаключения по основному разделу работы, представленному в оглавлении.

Подобные работы представляют собой изложение материала из нескольких источников и пишутся на любую тему - будь то "Устройства ввода и вывода информации" или "Законы термодинамики". Существует мнение, что таких источников должно быть 5 или более. Уточнить требуемое количество книг и статей, необходимое для вашего исследования вы можете у своего преподавателя. Так как писать подобные доклады школьникам и студентам придется достаточно часто, мы рекомендуем разобраться один раз с их выполнением, чтобы в дальнейшем не тратить время на поиск необходимой информации.

Популярные вопросы

Каким должен быть объем заключительной части?

Объем данного раздела должен быть не больше одной страницы. Информация в нем должна быть представлена кратко и четко. Кроме того, ни в коем случае нельзя представлять какие-либо новые данные в заключении.

Структура вывода в реферате

Структура этого раздела должна повторять оглавление работы - сначала делается краткий обзор вводного раздела, а затем - каждой главы доклада. Обратите внимание - что выводы в этой части не должны дублировать умозаключения разделов основной части - данный материал нужно перефразировать.

Как правильно оформить этот раздел?

Как и все остальные части исследования, заключительный раздел оформляется строго в соответствие с ГОСТом - 14-м размером шрифта и стилем Times New Roman. Очень важно сделать оформление правильным, иначе - выполненное задание могут вернуть на доработку.

Пример заключения реферата - где его найти?

Образец выполнения этого раздела вы можете найти в Интернете. Единственный критерий, который нужно учесть при поиске - соответствие шаблона требованиям, описанных ранее.

В какой момент можно начинать работать над выводом исследования?

Для того чтобы успеть написать полный, структурированный, интересный доклад в срок, рекомендуется сделать специальный план-график, причем автор, составляющий этот план, должен учесть, что заключение пишется после того, как поставлены цели и задачи и решен вопрос актуальности во введении, а так же когда сделана основная часть доклада.

Как написать вывод к реферату - инструкция для новичков

Если вы пишете данный раздел впервые, сделать его качественно вам поможет наша инструкция:

  • Внимательно прочтите цель во введении. Ответьте на вопрос: "Получилось ли ее достигнуть?". Очень важный момент - цель должна быть достигнута, иначе работа, которую вы провели - бессмысленна.
  • Обратите внимание на задачи, которые вы ставили в вводном разделе - все ли они выполнены?
  • Чтобы сделать выводы к каждой главе - внимательно прочтите материал и выделите основную мысль. Важный момент: выводы не должны повторяться.
  • Обратите внимание на наличие орфографических ошибок - если такие есть - их необходимо исправить.
  • Реферат и вывод к нему должны писаться только в научном стиле - обязательно учтите этот факт при выполнении.
  • Еще раз проверьте, что реферат и заключение сделаны по ГОСТу.

В данной статье была рассмотрена тема "как сделать заключительную часть реферата". Здесь мы рассмотрели самые важные вопросы, которые волнуют каждого школьника и студента, приступившего к выполнению такого задания.

Ознакомившись с данной статьей, вы узнали, как правильно написать и оформить заключение к реферату, о том какие требования предъявляются к данному разделу сегодня и на что нужно обратить внимание, начав выполнение заключительной части.

Помните - качественно написанный доклад оградит вас от множества дополнительных вопросов преподавателя.

Поставили цель и обозначили задачи , оформили титульный лист и список литературы . Казалось бы, можно расслабиться и наслаждаться жизнью. Но нет, в любой работе должны быть подведены итоги и сделаны выводы. Так что руки в ноги - и писать заключение. А мы вам поможем.

Заключение - незаменимая часть в структуре работы. Как правильно написать заключение в реферате? На этот вопрос хотят знать ответ многие студенты. Ведь ГОСТ и методические пособия не предусматривают правил оформления и содержания заключения. А между прочим, заключение - наиболее важная часть реферата, поскольку она обобщает и структурирует весь материал.

Заключение - это выводы, которые основаны на поставленных задачах и цели исследования.

Итог (заключение) реферата - это соотнесенные с целью и задачами выводы с личной оценкой и собственными умозаключениями. Главная особенность заключения состоит в следующем: выводы формулируются своими словами, а не цитируются фразами из частей работы. Итоги в заключении должны быть обоснованы и подкреплены фактами из каждого раздела реферата.

Как писать заключение? Строго и по-научному. Заключение излагается научным стилем: без личных местоимений и "водных" слов - только факты и собственные умозаключения.

Заключение должно:

  • раскрывать цель и задачи исследования;
  • приводить статистику и аналитику;
  • формулировать четко и однозначно.

В заключении должны содержаться только выводы по работе. Никаких таблиц, графиков и ссылок на сторонние источники.

Если студент "прикипел" к тематике работы, то при подведении итогов имеет место собственное отношение к проблематике или перспективы дальнейших исследований.

Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на

Обратим ваше внимание, что вывод должен соответствовать задачам работы, которые поставлены во введении. Плохой вывод - это резюмирование источников по теме, хороший – это мысли автора о проблематике темы.

Шаблоны фраз для заключения к реферату

Чтобы избежать тавтологии в заключении и формулировать выводы четко и ясно, рекомендуем использовать речевые шаблоны и клише:

  • на основании анализа исследованной литературы... ;
  • нодводя итоги вышесказанному... ;
  • таким образом, можно утверждать... ;
  • проделанная работа позволяет... ;
  • в заключение следует отметить... ;
  • резюмируя написанное выше... ;
  • с опорой на анализ... ;
  • исследование показало... ;
  • приведенный в работе материал позволяет заключить... ;
  • на основании проведенной работы можно предположить... ;
  • установлено, что... ;
  • авторы исследований приходят к... ;
  • мы исследовали (получили)… ;
  • нам удалось... .

Если логика - это не ваш конек, то не мучайтесь зря, пытаясь подвести итоги реферата. Пусть этим займутся профессионалы. От вас потребуется только обратиться в

У многих студентов возникает вопрос, как правильно написать заключение для своей курсовой. Для того что бы его написать необходимо знать из чего оно состоит и уже на основе этих знаний приступать к его написанию. Мы расскажем и опишем процесс его составления, а также на примере покажем само заключение.

Любая студенческая работа курсовая, диплом, реферат обладают логическим завершением - заключение .
По сути своей оно является итогом курсовой, диплома и реферата.
В нем излагаются краткие выводы по каждой главе (конкретно по пунктам), отражающие степень раскрытия темы, достижения цели и поставленных задач.

Заключение к диплому и курсовой несет конфигурацию деления полученных в процессе курсового исследования итогов теоретического, аналитического и прикладного или рекомендательного характера. Для правильного написания заключения, необходимо сделать адекватные выводы по результатам работы. Как правило, заключение курсовой это итоги исследования, содержащие новое по отношению к исходному знанию и являющиеся предметом обсуждения при защите.

В связи с этим заключение в дипломе не должно подменяться механическим суммированием выводов в конце глав и вопросов, а должно отражать итоговые результаты исследования по теме дипломного проекта. Что касается курсовой, то здесь требования менее жесткие, однако основу заключения в курсовой должны составлять именно выводы, полученные в ходе курсового исследования.

Что касается заключения к реферату, то здесь необходимо перечислить основные аспекты изученного вопроса и высказать собственную точку зрения по данному вопросу. Итогом реферата является именно мнение автора, выраженное в заключении. Однако в реферате следует применять неопределенно-личную форму при формулировке собственных выводов в заключении реферата.

Заключение содержит краткое изложение выводов по теме работы. Заключение не должно носить характер сжатого пересказа всей работы, в нем должны быть изложены итоговые результаты. Эта часть исполняет роль концовки, обусловленной логикой проведенного исследования, которая носит форму синтеза накопленной в основной части работы. Этот синтез - последовательное, логически стройное изложение полученных итогов и их соотношение с общей целью и конкретными задачами, поставленными и сформулированными во введении.

Заключительная часть предполагает, как правило, также наличие обобщенной итоговой оценки проделанной работы. При этом важно указать, в чем заключается ее главный смысл, какие важные побочные научные результаты получены, какие встают новые научные задачи в связи с проведением исследования. В некоторых случаях возникает необходимость указать пути продолжения исследования темы, формы и методы ее дальнейшего изучения, а также конкретные задачи, которые будущим исследователям придется решать в первую очередь.