Рассчказывает Волчков В.В.:

« Одним из предметов военной одежды для десантников, о котором мечтал Командующий ВДВ , была тельняшка . С ней у него были связаны эпизоды из его военной службы в годы Великой Отечественной войны. Сам он носил ее постоянно.

С середины 60-х годов прошлого века В.Ф. Маргелов начал борьбу за введение тельняшки в перечень предметов вещевого довольствия десантников. Как всегда у нас бывает, сразу появились противники этого мероприятия. Самым серьезным противником был Главком ВМФ адмирал Горшков. Адмирал Горшков считал, что тельняшка заслуженно принадлежит только морякам и является не только предметом нижнего белья и украшением формы одежды, но и символом славы и героизма моряков.
С мнением Главкома ВМФ были солидарны и некоторые руководители организаций, ведающих производством и снабжением вещевым имуществом Вооруженных Сил. Командующий ВДВ понимал, что он взялся за решение нелегкой задачи и решил подготовится основательно.

Это было в начале 1967 года. Василий Филиппович, проходя мимо стола дежурного по Управлению ВДВ , который в то время находился в приемной у дверей кабинета Командующего, обратился ко мне с вопросом: « Это ты у нас из Военморфлота ». Я ответил: « Так точно, товарищ Командующий, я ».
« Ну тогда заходи в кабинет ». Мы вошли в кабинет. Василий Филиппович спрашивает: « Ты знаешь, что я хочу дать нашим десантникам тельняшку ».
« Знаю » - ответил я.
« Так вот, есть люди, которые не хотят этого. Подготовьте мне справку о тельняшке . Как она появилась у моряков, чем она для них является и т. п. Почему десантникам тоже нужна такая. Понял? Я хочу чтобы у десантников форма одежды была красивая и чтобы ее боялись. А мне говорят, что это не серьезно, не убедительно. Ты все это учти, иди трудись ».

О моем разговоре и задании Командующего я доложил начальнику тыла ВДВ генерал-майору Аглицкому М.П. Он сказал: « О мечте Василия Филипповича знаю давно. Пришла пора по-настоящему включиться в решение этой задачи. Так что, действуй ».

Прежде всего я обратился к военным морякам из главного штаба ВМФ с которыми ранее служил на флоте. Они мне помогли найти материалы по описанию предметов формы одежды моряков, в т.ч. и тельняшки и историческую справку о введении тельняшки в число предметов вещевого довольствия.
Подработав этот материал в нужном для Командующего виде, я составил краткую справку по преображении тельняшки в такую, какая она существует в настоящее время, включив сюда же выдержки из сказаний: например – « связанных из белой пены морской и синих волн. »

Здесь же сформировалось основное требование к этому предмету – он должен быть прочным, мягким, хорошо удерживать тепло тела, хорошо впитывать пот, не иметь жестких швов, чтобы исключить травмирование тела десантника при совершении парашютных прыжков. Эту справку я передал Командующему через офицера по поручениям.

Примерно через 2-3 недели меня и генерала Аглицкого М.П. вызвал Командующий. Мы прибыли к нему, а в его кабинете уже сидели генералы Сорокин М.И., Громов И.И., Павленко П.Ф. и другие.
Обращаясь ко мне Василий Филиппович подал мне мою справку и сказал: « Забери эту « хреновину » много лирики и тельняшка у тебя с двумя полосами, а у моряков три ».
« Товарищ Командующий! Я не понял. Все что здесь написано – исторически верно. Некоторые факты сдобрены сведениями из сказаний со времен возникновения парусных кораблей. Без этого нельзя. А у моряков тельняшка двухполосая – белосиняя ».
Чтобы опровергнуть мои слова Командующий заявил: « А вот я сейчас покажу ». Он расстегнул китель , поднял рубашку, но под ней оказалась белая майка . Василий Филиппович выразился « по - Маргеловски », поругал себя и заявил, что все - таки, три полосы – белая, синяя и черная.
Мне пришлось объяснить, что черная полоса на тельняшках появляется иногда в результате применения некачественного красителя при производстве. Образуется сине черный подтек – как бы третья полоса.
В разговор включились генералы. Каждый хотел высказать свое мнение, но не будучи компетентными в данном вопросе, быстро сдавали позиции. Командующий долго не мог согласиться. Ему недавно кто-то рассказывал про три полосы.
Я рассказал, что у моряков действительно есть предмет формы одежды, который имеет три белых полосы. Это форменный воротник. По синему полю воротника проходят кайма из трех белых полос. Когда и зачем появились три полосы, есть объяснение и здесь тоже не обошлось без народных сказаний.
Командующий внимательно выслушал и заявил, что у нас такого воротника не будет. Затем сказал, обращаясь ко мне: « Давай обратно свою писанину, она мне пригодится » и взял у меня справку.

В заключение обсуждения, Командующий высказал свое решение: « Тельняшка у десантника будет ». И призвал всех присутствующих, в меру своих сил и обязанностей, работать в этом направлении. С этого момента времени началась планомерная работа по подготовке проекта решения Министра обороны о принятии на снабжение бело-голубой тельняшки и введении ее в перечень предметов вещевого довольствия десантников.
Большую работу на своем уровне провели офицеры тыла ВДВ . А в высших эшелонах военного руководства « бомбил » всех Командующий ВДВ .

Прошло некоторое время и Главком ВМФ снял свое « несогласие », удовлетворившись тем, что тельняшка у десантников будет другого цвета –бело-голубая. Дало согласие и руководство тыла Вооруженных Сил СССР. Приказом Министра Обороны № 191 от 6 июля 1969 года тельняшка была принята на снабжение Воздушно-десантных войск.

19 августа морские волки отмечают день рождения русской тельняшки. В этот день 1874 года полосатая фуфайка высоким Императорским указом получила официальный статус части амуниции русского моряка. Пришло время раскрыть главные загадки «морской души».

Для начала небольшой пролог. Если до этого вы что-то читали о происхождении тельняшек, то считайте, вы потеряли время. То, что написано на русском языке, является ущербной компиляцией компиляции. Сегодня, в неофициальный день рождения русской тельняшки, у вас появилась счастливая возможность узнать НЕЧТО об этом элементе «морского» гардероба, если вам, конечно, это вообще зачем-то нужно.

Теперь собственно сам пролог. Любой человек является кровь от плоти сыном своей земли. Носителем ее языка, культуры, стереотипов, заблуждений и глупости. Но однажды этому до мозга костей земному существу, «сухопутной крысе», экзистенциальному «корнеплоду» выпадает случай отправиться в открытое море. Гравитация уменьшается, репка вытягивается и «корнеплод» умирает, а вместо него появляется на свет тот, кого называют «перекати поле», «оторви да выбрось»,

Морская культура — это первый опыт глобализации. Морякам всего мира плевать на флаги, государственные границы, на религию. Все сухопутное теряет для них ценность сразу после того, когда они переборют морскую болезнь и пересекут экватор. После этого они уже знают, что жизнь, в которой ты ощущаешь под ногами твердую плоть, есть иллюзия, обманка, фуфло. Вся правда, подлинная реальность творится в море, где не видно берегов. Вместо прошлого ковыляния по глинозему, человек приобретает плавающую, мягкую поступь, в которой сквозит легкое пренебрежение ко всему, что тверже палубной доски и что поглощает щегольской стук каблуков.

Моряки - это инопланетяне на нашей планете, глобальная альтернатива «почвенному бытию», антисистема для «земляного порядка». Именно в такой культуре мог родиться странный и в то же время очень глубокий по смыслу культ вещи, которую западный мир называет breton shirt (бретонская рубаха), а мы, русские, — «тельняшкой».

Почему она полосатая?

Каждый юнга до недавнего времени знал, что море населяют не только рыбы и водные гады, но и духи. Множество духов! Наладить с ними нормальный контакт, найти взаимопонимание — это залог не только благополучного плавания, но и гарант продолжительности жизни моряка. Мать-судьба правит в море напрямую, без посредника в виде «здравого смысла». В связи с этим главная задача любого человека, находящегося в открытом море, — не спровоцировать судьбу на лихо. За многие тысячелетия эта цель сформировала вокруг себя целую систему знаний, настоящую науку, которые зависимые от земной тверди люди беспечно именуют морскими суевериями.

Моряки не любят проверять аксиомы с помощью личного опыта. Ему чужды эксперименты физиков и беспечное любопытство лириков. Все, что он должен делать, это четко следовать традиции, ибо утопленникам сложно учиться на собственных ошибках.

Не брать женщину на корабль, не свистеть, не убивать чаек, купаться после пересечения экватора; серьга в ухе, чтобы не утонуть, татуировка, чтобы не стать призраком после смерти, - все несет свой конкретный смысл, где функциональность соседствует с мистицизмом, защитной магией.

Испокон веков бретонские рыбаки, отправляясь в море, надевали на себя полосатые (черно-белые) робы. Считалось, что роба оберегает их от агрессии ундин, русалок и прочей нечисти. Возможно, бретонская тельняшка исполняла роль подводного камуфляжа, защищающего от взгляда морских бесов. А, может быть, чередующим горизонтальным полосам приписывалась бретонскими рыбаками другая функция: одно можно сказать точно, полосатая рубаха играла роль оберега.

В период Великих географических открытий, когда в мире стоял острый кадровый дефицит, многие бретонские рыбаки пополнили европейские флотилии. Но большая часть бретонцев, как не странно, оказалась на голландских, а не французских кораблях. Может быть, потому, что там хорошо платили, может быть, потому, что бретонцы не очень любили французских узурпаторов, а, может быть, либеральные по природе голландцы не запрещали носить бретонцам их вызывающие полосатые наряды. Это было начало XVII века; к концу столетия тельняшка станет мировым fashion-трендом для всех европейских моряков.

Сколько полосок на тельняшке?

Конечно, можно банально посчитать полоски на тельняшке того же десантника, но и здесь нас ждет разочарование. В России с советского периода количество полосок на тельняшках зависит от габаритов конкретного моряка, морского пехотинца ил пограничника. Условно говоря, на 46-м размере их будет 33, а на 56-м - 52. Нумерологическую проблематику тельняшки можно было бы спустить на тормозах, если бы не было точно известно, что числовой символизм в «бретонской рубахе» все-таки существует. Например, в принятом на французском флоте в 1852 году стандарте тельняшка должна была составлять 21 полосу - по числу великих побед Наполеона. Однако это версия для «сухопутных крыс». 21 - это число успеха, удачи в культовой карточной игре моряков Vingt-et-un (она же - «Блэкджек», она же «Очко»). Нумерологическая составляющая в количестве полос была у голландцев и англичан. Так, в середине XVII века команды кораблей, ангажированные голландской Ост-Индской компанией, предпочитали «бретонские свитера» с двенадцатью горизонтальными полосами - по числу ребер у человека. Таким образом, как объясняют некоторые знатоки морской традиции, моряки обманывали лихую судьбу, показывая, что они уже умерли и стали скелетами-призраками.

Как breton shirt стала «тельняшкой»

Русские моряки в Нью-Йорке, 1850-е. Еще без тельняшек

Впервые русский человек увидел тельняшку, скорее всего, во второй половине XVII века, когда в Холмогоры и Архангельск повадились голландские торговые суда. Морские волки из Нидерландов, наряду с англичанами, были главными законодателями мод в области морской амуниции. Не случайно Петр I полностью перенял для зарождавшегося русского флота голландскую морскую форму. Правда, без «бретонских рубашек». Последние фрагментарно появились в России в 40-50-ых годах XIX века: в тельняшках щеголяли моряки торгового флота, обменявшие или купившие их в каком-нибудь европейском порту.

Есть байка, что в 1868 году великий князь и адмирал Константин Николаевич Романов принимал экипаж фрегата «Генерал Адмирал». На встречу все моряки пришли в полосатых рубахах, купленными ими в Европе. Морские волки так расхвалили им функциональность и удобство полосатых фуфаек, что через несколько лет, в 1874 году, князь принес на подпись императору указ, официально включающий тельняшку в морскую амуницию.

Как родилась «морская душа»?

Однако культом тельняшка стала немного позднее. После русско-японской войны демобилизовавшиеся матросы заполнили русские города. Они напоминали жителей нью-йоркского Бронкса, только вместо хип-хопа они танцевали танцы, вроде «Яблочка», рассказывали о том, как сражались за Порт-Артур, и искали приключения на свою голову. Главным атрибутом этих лихих матросиков, «душа нараспашку», являлась тельняшка, которую именно в то время стали называть «морская душой». Именно в это время произошло первое массовое знакомство «морской души» с коллективной Русской душей. Соединение же «двух одиноких душ», которое произошло в 1917 году, дала смесь, которая взорвала Россию. Большевики, которые активно использовали морячков в своем захвате власти в качестве естественной антисистемы к любому «сухопутному» порядку, в 1921 году, подавив Кронштадтский мятеж, окончательно избавили себя от нежелательной рефлексии «морской души».

Зачем тельняшка десантнику?

Премьера тельняшки ВДВ в Праге, 1968 год

Тельняшка всегда связывалась с водной стихией, но никак не с воздушной. Как и почему парашютист в голубом берете обзавелся тельняшкой? Неофициально в гардеробе десантников «бретонские рубашки» появились в 1959 году. Тогда их стали вручать за прыжок с парашютом на воду. Однако вряд ли эта второстепенная традиция могла вырасти в «полосатый» культ, который со временем возник в ВДВ. Главным де культиватором тельняшки в ВДВ стал легендарный командующий ВДВ Василий Маргелов. Именно благодаря его неистовому энтузиазму полосатая фуфайка официально вошла в essentials гардероба десантника.

Похищению «морской души» «парашютистами» всячески сопротивлялся главнокомандующий ВМФ СССР Сергей Горшков. Однажды, согласно легенде, на одном совещании он вступил в открытую перепалку с Василием Маргеловым, назвав явление десантника в тельняшке неприятным словом «Анахронизм». Василий Филиппович тогда жестко осадил старого морского волка: «Я воевал в морской пехоте и знаю, что заслуживают десантники, а что — нет!»

Официальная премьера тельняшек с голубыми полосками пришлась на пражские события августа 1968 года: именно советские десантники в полосатых фуфайках сыграли решающую роль в прекращении Пражской весны. Тогда же состоялся дебют и знаменитых голубых беретов. Мало кто знает, что новый look десантников не был прописан ни одним официальным документом. Боевое крещение они получили по свободной воле «патриарха» ВДВ - без всякой лишней бюрократической волокиты. Знающие люди, умеющие читать между строк, увидели в пражском fashion-показе советских десантников скрытый вызов командующего ВДВ главнокомандующему ВМФ. Дело в том, что Маргелов увел у моряков не только тельняшку, но и берет.

Официальна премьера беретов была назначена на 7 ноября 1968 года - парад на Красной площади. Но главное - береты должны были быть черными и венчать головы подведомственных ВМФ морских пехотинцев. Право первой ночи ВМФ получил специальным Приказом Министерства Обороны СССР № 248 от 5 ноября 1963. Но пять лет тщательной подготовки пошли насмарку из-за пиратского fashion-рейда «десантуры», у которой тогда и формального права-то не было ни на ношение берета, ни на тельняшку. Легитимность новый наряд десантников получил почти через год после пражских событий благодаря Приказу МО СССР № 191 от 26 июля 1969, который ввел очередные правила ношения военной формы одежды. Кто бы посмел запретить бойцам ВДВ носить тельняшку и берет после того, как они фактически в одиночку продлили жизнь «развитому социализму» в Восточной Европе.

Корни страсти Василия Филипповича к атрибутам ВМФ злопыхатели видели в желании насолить оппоненту из ВМФ и ревностью к морской пехоте, в которой служил Маргелов во время войны. Хочется верить, что у командующего ВДВ были более серьезные причины - например, вера в суперсилу тельняшки, понимание «полосатой» души, о чем он узнал, когда бок о бок воевал с «клешёными» моряками во время войны.

Есть очень забавная гипотеза, что страсть к горизонтальным полосам, у главного десантника родилась на волне популярности в среде советской военной элиты британского фильма «Такова спортивная жизнь» (англ. This Sporting Life). Эта депрессивная драма повествует о суровом мире английских регбистов. Картина, выпущенная в 1963 году, по какой-то загадочной причине стала культовой у военноначальников. Многие командующие войсками лоббировали создание подведомственных регбийных команд. А Василий Филиппович вообще распорядился ввести регби в программу подготовки десантников.

Фильм сложно назвать зрелищным; эпизодов, где играют в регби не очень много, поэтому составить мнение о тонкостях игры весьма сложно. Думается, главное впечатление на Маргелова произвел один из самых брутальных моментов картины, когда главному герою наносит умышленную травму игрок противоположной команды. Игрок этот команды одет в полосатую форму, которая напоминает тельняшку.

«Нас мало, но мы в тельняшках»

«Полосатые дьяволы». Морские пехотинцы на Великой Отечественной

Это не пустая бравада. Горизонтальные полосы создает оптический эффект большего количества, чем он есть на самом деле. Интересно, что советских моряков и морских пехотинцев, которые участвовали в баталиях на суше во Время Второй мировой войны, немцы называли «полосатыми дьяволами». Этот эпитет связан не только с шокирующими боевыми качествами наших воинов, но и с западноевропейским архетипным сознанием. В Европе полосатая одежда на протяжении многих веков была уделом «проклятых»: ее обязаны были носить профессиональные палачи, еретики, прокаженные и прочие изгои общества, не имеющие прав горожанина. Разумеется, явление советских моряков в тельняшках в «сухопутной» обстановке у неподготовленных немецких пехотинцев вызывало первобытный страх.

Что означают все эти цветные полоски?

Сегодня практически каждый род войск в России имеет свою тельняшку с полосами уникального цвета. Майки с черными полосами носят морские пехотинцы и подводники, со светло-зелеными - пограничники, с краповыми - спенцазовцы Внутренних Войск МВД, с васильковыми - бойцы Президентского полка и спецназа ФСБ, с оранжевыми - сотрудники МЧС и т.д.

Критерии выбора конкретного цвета конкретным родом войск, вероятно, является военной тайной. Хотя очень было бы любопытно узнать почему, скажем, бойцы спецназа ФСБ щеголяют в тельняшках с васильковыми полосками. Но пройдет время, и тайное все равно станет явным.

Алексей Плешанов

Тельняшка всегда связывалась с водной стихией, но никак не с воздушной. Как и почему парашютист в голубом берете обзавелся тельняшкой?

Неофициально в гардеробе десантников «тельники» появились в 1959 году. Тогда их стали вручать за прыжок с парашютом на воду. Однако вряд ли эта второстепенная традиция могла вырасти в «полосатый» культ, который со временем возник в ВДВ. Главным культиватором тельняшки в воздушно-десантных войсках стал легендарный командующий ВДВ Василий Маргелов. Именно благодаря его неистовому энтузиазму полосатая фуфайка официально вошла в гардероб десантника.

Похищению «морской души» «парашютистами» всячески сопротивлялся главнокомандующий ВМФ СССР Сергей Горшков. Однажды, согласно легенде, на одном совещании он вступил в открытую перепалку с Василием Маргеловым, назвав явление десантника в тельняшке неприятным словом «Анахронизм». Василий Филиппович тогда жестко осадил старого морского волка: «Я воевал в морской пехоте и знаю, что заслуживают десантники, а что - нет!»

Официальная премьера тельняшек с голубыми полосками пришлась на пражские события августа 1968 года: именно советские десантники в полосатых фуфайках сыграли решающую роль в прекращении Пражской весны. Тогда же состоялся дебют и знаменитых голубых беретов. Мало кто знает, что новый образ десантников не был прописан ни одним официальным документом. Боевое крещение они получили по свободной воле «патриарха» ВДВ – без всякой лишней бюрократической волокиты. Знающие люди, умеющие читать между строк, увидели в пражском fashion-показе советских десантников скрытый вызов командующего ВДВ главнокомандующему ВМФ. Дело в том, что Маргелов увел у моряков не только тельняшку, но и берет.

Официальная премьера беретов была назначена на 7 ноября 1968 года – парад на Красной площади. Но главное – береты должны были быть черными и венчать головы подведомственных ВМФ морских пехотинцев. Право первой ночи ВМФ получил специальным Приказом Министерства Обороны СССР № 248 от 5 ноября 1963. Но пять лет тщательной подготовки пошли насмарку из-за пиратского fashion-рейда «десантуры», у которой тогда и формального права-то не было ни на ношение берета, ни на тельняшку. Легитимность новый наряд десантников получил почти через год после пражских событий благодаря Приказу МО СССР № 191 от 26 июля 1969, который ввел очередные правила ношения военной формы одежды. Кто бы посмел запретить бойцам ВДВ носить тельняшку и берет после того, как они фактически в одиночку продлили жизнь «развитому социализму» в Восточной Европе.

Корни страсти Василия Филипповича к атрибутам ВМФ злопыхатели видели в желании насолить оппоненту из ВМФ и ревностью к морской пехоте, в которой служил Маргелов во время войны. Хочется верить, что у главного десантника СССР были более серьезные причины – например, вера в суперсилу тельняшки, понимание «полосатой» души, о чем он узнал, когда бок о бок воевал с «клешёными» моряками во время войны.

Есть очень забавная гипотеза, что страсть к горизонтальным полосам, у главного десантника родилась на волне популярности в среде советской военной элиты британского фильма «Такова спортивная жизнь» (англ. This Sporting Life). Эта депрессивная драма повествует о суровом мире английских регбистов. Картина, выпущенная в 1963 году, по какой-то загадочной причине стала культовой у военноначальников. Многие командующие войсками лоббировали создание подведомственных регбийных команд. А Василий Филиппович вообще распорядился ввести регби в программу подготовки десантников.

Фильм сложно назвать зрелищным; эпизодов, где играют в регби не очень много, поэтому составить мнение о тонкостях игры весьма сложно. Думается, главное впечатление на Маргелова произвел один из самых брутальных моментов картины, когда главному герою наносит умышленную травму игрок противоположной команды. Игрок этот команды одет в полосатую форму, которая напоминает тельняшку.

Тельняшка всегда связывалась с водной стихией, но никак не с воздушной. Как и почему парашютист в голубом берете обзавелся тельняшкой? Накануне для ВДВ отвечаем на вопрос.

Неофициально в гардеробе десантников «тельники» появились в 1959 году. Тогда их стали вручать за прыжок с парашютом на воду. Однако вряд ли эта второстепенная традиция могла вырасти в «полосатый» культ, который со временем возник в ВДВ. Главным культиватором тельняшки в воздушно-десантных войсках стал легендарный командующий ВДВ Василий Маргелов. Именно благодаря его неистовому энтузиазму полосатая фуфайка официально вошла в гардероб десантника.

Похищению «морской души» «парашютистами» всячески сопротивлялся главнокомандующий ВМФ СССР Сергей Горшков. Однажды, согласно легенде, на одном совещании он вступил в открытую перепалку с Василием Маргеловым, назвав явление десантника в тельняшке неприятным словом «Анахронизм». Василий Филиппович тогда жестко осадил старого морского волка: «Я воевал в морской пехоте и знаю, что заслуживают десантники, а что - нет!»

Официальная премьера тельняшек с голубыми полосками пришлась на пражские события августа 1968 года: именно советские десантники в полосатых фуфайках сыграли решающую роль в прекращении Пражской весны. Тогда же состоялся дебют и знаменитых голубых беретов. Мало кто знает, что новый образ десантников не был прописан ни одним официальным документом. Боевое крещение они получили по свободной воле «патриарха» ВДВ – без всякой лишней бюрократической волокиты. Знающие люди, умеющие читать между строк, увидели в пражском fashion-показе советских десантников скрытый вызов командующего ВДВ главнокомандующему ВМФ. Дело в том, что Маргелов увел у моряков не только тельняшку, но и берет.

Официальная премьера беретов была назначена на 7 ноября 1968 года – парад на Красной площади. Но главное – береты должны были быть черными и венчать головы подведомственных ВМФ морских пехотинцев. Право первой ночи ВМФ получил специальным Приказом Министерства Обороны СССР № 248 от 5 ноября 1963. Но пять лет тщательной подготовки пошли насмарку из-за пиратского fashion-рейда «десантуры», у которой тогда и формального права-то не было ни на ношение берета, ни на тельняшку. Легитимность новый наряд десантников получил почти через год после пражских событий благодаря Приказу МО СССР № 191 от 26 июля 1969, который ввел очередные правила ношения военной формы одежды. Кто бы посмел запретить бойцам ВДВ носить тельняшку и берет после того, как они фактически в одиночку продлили жизнь «развитому социализму» в Восточной Европе.

Корни страсти Василия Филипповича к атрибутам ВМФ злопыхатели видели в желании насолить оппоненту из ВМФ и ревностью к морской пехоте, в которой служил Маргелов во время войны. Хочется верить, что у главного десантника СССР были более серьезные причины – например, вера в суперсилу тельняшки, понимание «полосатой» души, о чем он узнал, когда бок о бок воевал с «клешёными» моряками во время войны.

Есть очень забавная гипотеза, что страсть к горизонтальным полосам, у главного десантника родилась на волне популярности в среде советской военной элиты британского фильма «Такова спортивная жизнь» (англ. This Sporting Life). Эта депрессивная драма повествует о суровом мире английских регбистов. Картина, выпущенная в 1963 году, по какой-то загадочной причине стала культовой у военноначальников. Многие командующие войсками лоббировали создание подведомственных регбийных команд. А Василий Филиппович вообще распорядился ввести регби в программу подготовки десантников.

Фильм сложно назвать зрелищным; эпизодов, где играют в регби не очень много, поэтому составить мнение о тонкостях игры весьма сложно. Думается, главное впечатление на Маргелова произвел один из самых брутальных моментов картины, когда главному герою наносит умышленную травму игрок противоположной команды. Игрок этот команды одет в полосатую форму, которая напоминает тельняшку.

19 августа в России отмечают День рождения русской тельняшки. Именно в этот день в 1874 году по инициативе Великого Князя Константина Николаевича Романова император Александр ІІ подписал указ о введении новой формы, которым тельняшка (специальная «нательная» рубаха) была введена как часть обязательной формы одежды русского моряка.

Свой профессиональный праздник работники морского и речного флота ежегодно в первое воскресенье июля.

Как раньше выглядела тельняшка, какими бывают полосы и что обозначает их цвет, смотрите в инфографике.

Тельняшка появилась во времена расцвета парусного флота в Бретани (Франция) предположительно в XVII веке.

Тельняшки имели вырез ворота «лодочкой» и рукава в три четверти и были белыми в тёмно-синюю полоску. В Европе в те времена полосатую одежду носили изгои общества и профессиональные палачи. Но для бретонских моряков, по одной из версий, тельняшка считалась счастливой одеждой на время морских путешествий.

В России традиция ношения тельняшек начала формироваться, по одним данным, с 1862, по другим - с 1866 года. Вместо узких кителей с неудобными стоячими воротниками русские матросы стали носить удобные фланелевые голландские рубахи с вырезом на груди. Под рубаху надевалась нательная рубашка - тельняшка.

Поначалу тельняшки выдавались только участникам дальних походов и были предметом особой гордости. Как говорится в одном из рапортов того времени: «нижние чины... преимущественно надевали их в воскресные и праздничные дни при увольнении на берег... и во всех случаях, когда требовалось быть щегольски одетыми...». Окончательно закрепил тельняшку как часть униформы приказ, подписанный 19 августа 1874 года Великим Князем Константином Николаевичем. Этот день может считаться днём рождения русской тельняшки.

Тельняшка обладает большим преимуществом перед другими нательными рубахами. Плотно облегая тело, она не мешает свободному движению при работе, хорошо сохраняет тепло, удобна при стирке, быстро сохнет на ветру.

Этот вид лёгкой морской одежды не утратил своего значения и сегодня, хотя матросам теперь редко приходится лазать по вантам. Со временем тельняшка вошла в обиход и в других родах войск, хотя мало где является официальной частью формы. Тем не менее, используется этот предмет гардероба и в сухопутных войсках, и даже в милиции.

Почему тельняшка полосатая и что обозначает цвет полос?

Синие и белые поперечные полосы тельняшек соответствовали цветам русского военно-морского Андреевского флага. Кроме того, матросы, одетые в такие рубашки, хорошо просматривались с палубы на фоне неба, моря и парусов.

Традиция делать полосы разноцветными укрепилась в XIX веке - по цвету определялась принадлежность моряка к той или иной флотилии. После распада СССР цвета полос тельняшек были «распределены» по различным родам войск.

Что обозначает цвет полос на тельняшке:

Чёрный: подводные силы и морская пехота;
васильковый: президентский полк и спецназ ФСБ;
светло-зелёный: пограничные войска;
светло-голубой: ВДВ;
краповый: МВД;
оранжевый: МЧС.

Что такое гюйс?

Гюйсом на флоте называют воротник, который повязывается поверх формы. Настоящее значение слова «гюйс» (от голландского geus - «флаг») - военно-морской флаг. Флаг поднимается ежедневно на носу кораблей 1-го и 2-го рангов во время якорной стоянки с 8 часов утра до захода солнца.

История появления гюйса довольно прозаична. В средние века в Европе мужчины носили длинные волосы или парики, матросы заплетали волосы в хвостики и косички. Для защиты от вшей волосы смазывали дёгтем. Чтобы дёготь не испачкал одежду, матросы прикрывали плечи и спину защитным кожаным воротником-гюйсом, который можно было легко протереть от грязи.

Со временем кожаный воротник сменили на матерчатый. Длинные причёски ушли в прошлое, а традиция носить воротник осталась. Кроме того, после отмены париков квадратный матерчатый воротник использовался для утепления - в холодную ветреную погоду он заправлялся под одежду.

Почему на гюйсе три полоски?

Есть несколько версий происхождения трёх полосок на гюйсе. По одной из них, три полоски символизируют три крупные победы русского флота:

У Гангута в 1714 году;
у Чесмы в 1770-м;
у Синопа в 1853-м.

Надо отметить, что у матросов из других стран также существуют полоски на гюйсе, происхождение которых объясняется похожим образом. Вероятнее всего, этот повтор произошёл в результате заимствования формы и легенды. Кто первым изобрёл полоски, доподлинно не известно.

По другой легенде, у основателя русского флота Петра I было три эскадры. У первой эскадры на воротниках было нанесено по одной белой полоске. У второй - по две, и у третьей, особо приближённой к Петру, - по три полоски. Таким образом, три полосы стали означать особую приближённость к Петру гвардии флота.