П. 3.12
Отходами потребления — остатки веществ, материалов, предметов, изделий, товаров (продукции или изделий), частично или полностью утративших свои первоначальные потребительские свойства для использования по прямому или косвенному назначению в результате физического или морального износа в процессах общественного или личного потребления (жизнедеятельности), использования или эксплуатации.

1.1. Списанное имущество по факту выбывает из обращения. Его дальнейшее использование невозможно по причине частичной или полной утраты потребительских свойств, либо морального устаревания. Именно это и стало причиной списания. А предметы и изделия, которые утратили свои потребительские свойства, являются отходами (ГОСТ 30772-2001). Соответственно, организация, у которой вследствие списания имущества образовались отходы является образователем отходов.

1.2. Любые действия, производимые с отходами регулируются Обращение с отходами определяется 89-ФЗ как деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов. , и такая деятельность подлежит лицензированию .

Юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации отходов I — IV классов опасности, обязаны получить лицензию на ее осуществление до 1 июля 2016 года. После 1 июля 2016 года осуществление данной деятельности без лицензии не допускается.

1.3. Юридические лица (а также ИП), в процессе деятельности которых образуются отходы I — V классов опасности, обязаны составить и утвердить соответствующие паспорта отходов, а при отсутствии вида отхода в Федеральном классификационном каталоге отходов (далее ФККО), обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности.

(ст.14 89-ФЗ и пункты 7 и 10 Правил проведения паспортизации отходов I — IV классов опасности, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16 августа 2013 г. № 712)

1.4. Временное складирование отходов до момента передачи их организации, осуществляющей деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению называется «накоплением отходов» и также регламентируется 89-ФЗ и называется Накоплением отходов. Максимальный срок накопления отходов 11 месяцев.

2. Порядок действий при списании имущества.

2.1. После формирования списка имущества, подлежащего списанию, его следует изучить штатному экологу, лицу исполняющему обязанности эколога или экологу организации, оказывающей услуги по экологическому сопровождению. Эколог должен:

2.2. Следующим шагом целесообразно определиться с тем, какая организация будет привлечена к дальнейшему обращению с отходами. При этом стоит убедиться, что:

  • — привлекаемая организация имеет лицензию на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности
  • — в приложении к такой лицензии указаны коды ФККО, соответствующие видам отходов, которые будут образованы после списания
  • — по интересующим Вас кодам ФККО разрешена деятельность, которую эколог определил для дальнейшего обращения с отходами

Пример

Организация списывает имущество:

  • столы
  • кресла
  • компьютеры в сборе
  • телефоны

Эколог определяет, что после списания будут образованы следующие виды отходов:

Имущество Наименование отхода по ФККО Код ФККО
столы 49211181524
кресла
компьютеры в сборе 48120101524
48120502524
48120401524
телефоны 48132101524

Так же экологом было определено следующее:

Наименование отхода по ФККО Код ФККО Наличие паспорта отхода Предполагаемый вид обращения
отходы мебели из разнородных материалов 49211181524 Да Сбор, транспортирование, размещение
системный блок компьютера, утративший потребительские свойства 48120101524 Да
мониторы компьютерные жидкокристаллические, утратившие потребительские свойства, в сборе 48120502524 Да Сбор, транспортирование, обработка, утилизация
клавиатура, манипулятор «мышь» с соединительными проводами, утратившие потребительские свойства 48120401524 Да Сбор, транспортирование, обработка, утилизация
телефонные и факсимильные аппараты, утратившие потребительские свойства 48132101524 Нет Сбор, транспортирование, обработка, утилизация

Исходя из полученной информации понятно, что необходимо разработать 1 паспорт отхода и найти организацию, у которой в приложении есть указанный в таблице коды отходов и виды деятельности.
Важно понимать, что организации, которые занимаются размещением (полигоны), как правило, не ведут другой деятельности, и обработкой и утилизацией (разборкой техники и переработкой её частей во вторичные ресурсы) не занимаются. По этому, необходимо будет найти 2 организации с лицензией и заключать два договора. Это чаще всего неудобно.

Более рациональным в таком случае будет обратиться в компанию, которая, например, имеет лицензию на сбор и транспортирование всего перечня отходов, на обработку и утилизацию всего, что должно быть утилизировано, а также имеет возможность привлечь подрядчика с лицензией на размещение.

Стоит отметить, что всё перечисленное во втором пункте целесообразно сделать до момента списания имущества. Процесс разработки паспортов, поиска соответствующего подрядчика и заключения договоров может занять длительное время. В том числе и более 11 месяцев, а значит есть риск нарушить требования законодательства. Чем раньше будет начат этот процесс, тем меньше списанное имущество будет «захламлять» помещения вашей организации, и тем меньше риск нарушения законов.

2.3. Следующий шаг — списание. Проведение этой процедуры в коммерческих организациях регламентируется внутренними распоряжениями и инструкциями, и может сильно отличаться в разных компаниях. По-этому мы будем говорить исключительно о списании имущества, находящегося на балансе государственных и муниципальных учреждений и предприятий.

Главное отличие таких предприятий и учреждений от коммерческих в том, что они не являются собственноками имущества, но лишь распоряжаются им. Соответственно процесс списания связан с согласованием его с контролирующими органами и вышестоящими структурами. В частности, списание имущества Санкт-Петербурга регламентируется постановлением правительства Санкт-Петербурга от 19 сентября 2014 года № 877 «О порядке принятия решений об уничтожении имущества, находящегося в государственной собственности Санкт-Петербурга» (с изменениями на 31 января 2017 года).

Согласно п. 2.1 статьи 2 Порядка принятия решений об уничтожении имущества, находящегося в государственной собственности Санкт-Петербурга (далее Порядка): «Решение о признании движимого имущества пришедшим в негодность принимается КИО.» Для чего в КИО направляется «Представление о признании движимого имущества пришедшим в негодность» (далее — Представление), которое должно содержать:

  • — Сведения, позволяющие индивидуализировать движимое имущество, в том числе наименование, индивидуальный номер (заводской, регистрационный, инвентарный и другие), а также его характеристики, в том числе технические, и место нахождения.
  • — Копии правоустанавливающих документов на движимое имущество.
  • — Сведения о техническом состоянии движимого имущества, позволяющие сделать вывод о невозможности и экономической нецелесообразности его восстановления и (или) иного использования, включая сведения о непосредственном осмотре движимого имущества и причинах прихода движимого имущества в непригодное состояние (акты, фото-, кино-, видеоматериалы и тому подобное).
  • — Сведения о наличии в движимом имуществе или его составных частях веществ, свойств, частей, потенциально опасных для человека и (или) окружающей среды, а также цветных, драгоценных или редкоземельных металлов.
  • — Копии документов, содержащих сведения о применении мер по привлечению к ответственности лиц, виновных в приведении движимого имущества в негодность, а также иных мер защиты имущественных интересов Санкт-Петербурга (при наличии).
  • — Предложение о наиболее целесообразном способе исполнения решения об уничтожении движимого имущества, пришедшего в негодность.
  • — Предложения о дальнейшем использовании составных частей и материалов движимого имущества, пришедшего в негодность.

При этом, В случае рассмотрения вопроса о признании движимого имущества, являющегося имуществом казны Санкт-Петербурга, первоначальная (восстановительная) стоимость которого превышает сумму начисленной амортизации, пришедшим в негодность КИО обеспечивает проведение обследования движимого имущества на предмет его технического состояния, которое осуществляется юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, не заинтересованным в принятии решений, указанных в пункте 2.8 настоящего Положения (прим. ГК Утилизация — имеется ввиду признание имущества пришедшим в негодность или отказ в нём), имеющим в соответствии с действующим законодательством право заниматься деятельностью по проведению .

Стоит отметить, что, несмотря на то, что обеспецение обследования имущества третьими лицами наложено распоряжением на КИО, в реальной жизни учреждения сами обращаются к компаниям, которые имеют право определять техническое состояние имущества и выдавать акты дефектации, которые потом включают в состав Представления. В настоящий момент такая деятельность не регламентируется законодательством РФ, и не подлежит обязательному лицензированию или сертификации. По-этому, КИО удовлетворяют добровольно полученные .

После признания КИО имущества пришедшим в негодность, оно подлежит списанию. Однако окончательное выбытие имущества с баланса учреждения происходит только после предоставления в КИО документов, подтверждающих такого имущества. На проведение утилизации, как правило, отводится до двух месяцев.

3. Что делать, если в ФККО отсутствует нужный вам вид отхода:

В таком случае на образователя отхода ложится обязанность подтвердить класс опасности отхода. Для этого вам нужно обратиться в аккредитованную лабораторию, для получения анализа компонентного состава отхода. На основании заключения о компонентном составе производится расчёт класса опасности.

Когда класс опасности отхода получен, на отход оформляется паспорт опасного отхода, в котором в качества кода отхода указывается код группы отходов. Оформленный паспорт, заверяется руководителем учреждения (предприятия) и вместе с пакетом документов передаётся в Росприроднадзор.

Пакет документов регламентирован Приказ Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 5 декабря 2014 г. № 541 «Об утверждении Порядка отнесения отходов I-IV классов опасности к конкретному классу опасности» .

Росприроднадзор направляет предложение о внесении нового кода ФККО в Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральный центр анализа и оценки техногенного воздействия» (ФГБУ «ФЦАО»). ФГБУ «ФЦАО» совместно с ФГБУ УралНИИ «Экология» производит анализ полученных материалов (документов) и принимает решение о внесении нового кода в ФККО и уведомляет об этом Росприроднадзор. А Росприроднадзор уведомляет о присвоении отходу кода ФККО заявителя.

После внесения кода в ФККО Вам нужно исправить разработанный ранее паспорт отхода, в соответствии с информацией полученной от Росприроднадзора, и снова уведомить о разработке нового паспорта Росприроднадзор.

4. Какие ошибки допускают образователи отхода сегодня и как их избежать:

С 2013 года по 1 июля 2016 года деятельность по сбору, транспортированию, обработке и утилизации не подлежала лицензированию. В этот период сложилась практика, когда за работу по утилизации брались сервисные и ремонтные компании, предприятия, занимающиеся заготовкой лома металлов. Однако на данный момент привлечение таких организаций влечет нарушение законодательства. Как уже говорилось выше, списанное имущество это отходы, а с отходами любые действия могут совершить только лицензиаты.

Изъятие плат, содержащих драгметаллы из списанной компьютерной и оргтехники, является деятельностью по обработке отходов и не может осуществляться предприятиями не имеющими лицензии на обращение с отходами. Свидетельства Пробирной палаты на данный момент не достаточно, чтобы производить данные работы. После изъятия платы, содержащие драгоценные металлы, подлежат передаче только на аффинажные заводы, официальный перечень которых установлен законодательством РФ.

Оборудование, имеющее в своем составе черный или цветной металл, после списания становится отходом и не может собираться и транспортироваться предприятиями, имеющими лицензию на переработку (заготовку) металла, а должно передаваться как отход в установленном законом порядке на обработку и утилизацию. И только после утилизации вторичные ресурсы, в том числе и лом металлов, передаются предприятиям, имеющим лицензию на заготовку лома металлов.

Для организаций, осуществляющих деятельность по размещению отходов предусмотрены особые условия обновления лицензий. Переоформить их такие предприятия должны до 1 января 2019 года. В некоторых из этих лицензий указаны коды групп отходов, в которые включены отходы образованные при списании имущества. В связи с этим, может возникнуть ложное понимание, что списанную, например, технику можно разместить на полигоне. Однако это не так. Размещение отходов на полигоне возможно только если эти отходы не могут быть утилизированы. А отходы подлежащие обработке и утилизации только в той части, которая после обработки не подлежит утилизации.

5. Какие документы необходимы для отчетности:

1. Акт приёмо-передачи отходов.
Содержит информацию о том, кому переданы отходы, в каком количестве, и какие дальнейшие действия с ними совершены. Необходим для отчета перед Департаментом Росприроднадзора по Северо-Западному федеральному округу.

2. Справка о наличии/отсутствии лома драгоценных металлов.
Оформляется на основании Свидетельства о постановке на специальный учет в Пробирной палате РФ. Необходима для исполнения Инструкции о порядке учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней, продукции из них и ведения отчетности при их производстве, использовании и обращении, утвержденной приказом Минфина РФ от 29 августа 2001 г. № 68н.

3. Справка об извлечённом из отходов ломе черных и цветных металлов
с указанием количества, и стоимости, с учётом затрат на извлечение, а также с указанием предприятия имеющего лицензию на заготовку лома металлов, которому извлеченный лом был передан.

4. Документы об оплате.
В случае если из переданных отходов были извлечены указанные выше вторичные ресурсы, организация, которая произвела утилизацию отходов, должна перевести денежные средства, полученные от реализации такого лома на счет образователя отхода, если иное не предусмотрено договором на утилизацию.

Любая техника рано или поздно выходит из строя. Часто, когда ее приносят в сервисные центры, оказывается, что ремонт невозможен. Получается, что единственный выход — отправить ее на свалку. Однако в соответствии с законодательством это запрещено. Единственным выходом является профессиональная утилизация техники: телевизоров, холодильников, стиральных машин.

Сервисные центры ежедневно отдают на обезвреживание огромное количество предметов бытовой техники. Также поставщиками таких отходов являются гостиницы, дома отдыха, стационары и другие учреждения, функционирование которых подразумевает использование различной техники.

Утилизация и переработка оргтехники, мелкой и крупной бытовой техники является актуальной и для производителей, логистических компаний, складов, магазинов. Дело в том, что некоторые партии могут быть бракованными, другие — получить повреждения в процессе транспортировки или хранения. Также коммерческие организации отдают на утилизацию бытовую технику устаревших моделей, которые не были распроданы своевременно и уже не востребованы у покупателей.

У компаний, которые используют в работе компьютеры, принтеры, сканеры, ноутбуки, например, в коммерческих и государственных предприятиях, финансовых учреждениях, в офисах общественных организаций также востребована утилизация оргтехники и оборудования, поскольку время от времени приходится менять ее на новую. Дело в том, что государственные контролирующие органы скрупулезно отслеживают, куда предприятия девают неликвидную технику. Если будет выявлено, что она незаконно вывозится на общественную свалку или сбрасывается в овраги, то придется заплатить крупный штраф.

Зачем утилизировать технику?

Правильная утилизация мелкой техники и крупной бытовой техники — это единственный способ защитить окружающую среду от загрязнения. Если вывезти такие отходы на обычные мусорные площадки, то под воздействием внешней среды начнут выделяться токсичные вещества, которые входят в состав различной техники, например, мышьяк и свинец. Они способны отравлять окружающую среди, кроме того эти токсины оказывают негативное воздействие на организм человека. Заметим, что только пластиковые детали будут разлагаться сотни лет.

Чтобы обезопасить окружающую среду от загрязнения, нужно обезвреживать технику по строгим и специальным правилам. Сделать это могут только фирмы, которые располагают лицензией на такую деятельность и имеют официальное разрешение от Государственной Инспекции Пробирного Надзора.

Есть еще несколько причин, по которым для любого предприятия выгодно сдать неиспользуемую технику на обезвреживание. Дело в том, что пока она находится на балансе предприятия, с нее нужно выплачивать налог на имущество. Сократить такие расходы получится только после официального списания ненужного оборудования. Его можно сделать только в том случае, если эксперты оценят техническое и моральное состояние техники, как неудовлетворительное.

Профессиональная утилизация техники в Москве

Утилизация бытовой техники в Москве — одно из направлений деятельности нашей компании. Работая с 2007 года, Группа Компаний «Управление отходами» зарекомендовала себя с лучшей стороны. Огромное количество компаний, деятельность которых связана с использованием техники, выбирают нас для обезвреживания таких отходов.

После того, как завершена утилизация бытовой техники мы оперативно готовим документы, которые доказывают, что процедура выполнена в соответствии с законодательством. Чтобы подтвердить честность своей работы, процесс обезвреживания снимается на камеру. Кроме этого клиенты нашей компании имеют возможность присутствовать при утилизации.

Сколько стоит утилизация техники?

Мы предлагаем лояльную цену на обезвреживание отходов. При этом она рассчитывается для каждого клиента в индивидуальном порядке. Чтобы узнать точную стоимость, оставьте нам заявку через форму обратной связи, указав контактный номер, объем отходов, место их нахождения, а также предпочтительный график вывоза. Менеджер оперативно сделает расчет и вышлет коммерческое предложение.

Утилизация оргтехники – проблема, с которой сталкиваются во всех организациях. Она предполагает соблюдения определенной непростой процедуры. Однако именно четкое следование всем пунктам процесса способствует защите экологии и получению ценного сырья.

Оргтехника, которая сегодня в огромных количествах имеется во всех офисах нашей страны, является источником опаснейших для окружающей среды и здоровья человека химических веществ. Так, офисная техника характеризуется наличием ртути, мышьяка, кадмия, цинка, никеля и других элементов. Рассмотрим опасность оргтехники для нашей среды обитания на примере принтера, ведь далеко не каждый знает, какую опасность для природы таит в себе это устройство.

Некоторые части принтера содержат в своем составе ртуть – жидкий металл, пары которого крайне ядовиты для всего живого. Помимо ртути, опасность представляют картриджи с тонером (читайте, ), при сжигании на свалках которых в атмосферу выделяются токсичные соединения – продукты горения полистирола. Также принтеры, как и другие представители офисной техники, имеют пластиковые корпуса. Отходы пластика практически не поддаются биологическому разложению, а это означает, что свалки со старой оргтехникой застанет еще несколько поколений людей (если мы в настоящее время полностью не решим эту проблему).

Стоит также сказать, что офисная техника содержит некоторое количество драгоценных металлов. Поэтому в соответствии с российскими законами ликвидация оргтехники во всех организациях должна происходить по определенной (законной) схеме.

Таким образом, просто выкидывать отработанную оргтехнику на помойку нельзя по причине крайне негативного влияния на природу и, как следствие, на организм человека, а также из-за наличия в ней драгметаллов.

Класс опасности

В составе старой и нерабочей офисной техники встречаются материалы, относящиеся к разным классам опасности. Например, в одном устройстве могут сочетаться детали, представляющие впоследствии отходы 1 класса опасности (малогабаритная ртутная лампа) и 5 класса (черные металлы). Однако согласно обновленной версии классификатора () отходы наиболее распространенных видов оргтехники (сканеров, принтеров, МФУ, телефонов, факсимальных аппаратов, проекторов и т.д.) относятся к 4 (малоопасному) классу.

Важно! Руководителям организаций, являющихся источниками отходов 4 класса опасности, нужно знать о необходимости составления паспортов на эти отходы.

Какую оргтехнику можно сдать на утилизацию

Список оргтехники, которую можно и нужно сдавать на утилизацию, довольно широкий. Как правило, организации, занимающиеся утилизацией офисной техники, своим клиентам предоставляют перечень устройств, с которыми работает утилизирующая фирма. Обычно такие компании оказывают услуги по утилизации:

  • системных блоков, мониторов, ноутбуков;
  • принтеров, сканеров, МФУ;
  • проекторов, экранов для презентаций;
  • клавиатуры, компьютерных мышек и т.д.;
  • соединительных кабелей;
  • информационных носителей;
  • картриджей принтеров с разным содержанием остаточного тонера;
  • счетчиков купюр, ККМ;
  • офисной мебели и др.

Таким образом, всю перечисленную выше оргтехнику можно сдать в специальные компании для безопасной и законной утилизации.

Кто представляет услуги по утилизации

Чтобы избавиться от оргтехники в больших объемах, следует обратиться в компанию по утилизации. Утилизирующие фирмы должны иметь ряд документов, разрешающих осуществлять подобную деятельность.

Примеры компаний

  • НТО «Центр утилизации оргтехники и оборудования», офис компании расположен в г. Москва;
  • «Ведущая Утилизирующая Компания», осуществляет ликвидацию разных видов оборудования (промышленного, медицинского и т.д.), в том числе офисной техники, расположена в г. Екатеринбург;
  • ГК «ТехПромПереработка» с офисом в г. Москва, в числе крупных клиентов издательский дом «Аргументы и факты», страховая компания «Росгосстрах» и т.д.;
  • ООО «Утилизация оргтехники», молодая компания, центральный офис которой расположен в г. Липецк.

Стоимость ликвидации офисной техники зависит от вида отхода, ценовой политики компании, места ее расположения (региона) и других факторов. Например, в «Ведущей Утилизирующей Компании» стоимость утилизации принтера (А4) составляет 275 руб., плоттера – 500 руб., счетчика купюр – 200 руб., ККМ – 350 руб. и т.д. Цены указаны без учета расходов на транспортировку отходов.

Лицензия и договор

Так как отходы оргтехники могут относиться к 1-4 классам опасности, утилизирующим компаниям необходимо иметь лицензию на осуществление деятельности, связанной с опасными видами мусора. Также у компаний по утилизации должно быть оформлено свидетельство Пробирной палаты («ювелирная лицензия») в силу того, что в офисной технике содержатся драгметаллы.

После того, как утилизирующая компания согласовала вид и объем отходов техники, между сторонами заключается договор (образец можно посмотреть в Интернете). Приложением к договору может быть техническое задание на утилизацию оргтехники.

Процесс утилизации оргтехники

Кратко рассмотрим этапы процесса утилизации офисной техники в утилизирующей компании:

  1. Подготовка заказчиком списка оргтехники, подлежащей утилизации.
  2. Отправка списка в компанию, исполнителю, для ознакомления и установления стоимости услуги.
  3. Согласование и подписание сторонами договора. В некоторых случаях внесение заказчиком предоплаты.
  4. Вывоз техники исполнителем из помещения заказчика к месту утилизации.
  5. Непосредственная утилизация. Процесс начинается с разборки техники и сортировки ее составляющих отдельно на лом черных и цветных металлов, платы с драгметаллами, пластик, отходы, не подлежащие переработке. Полученное сырье передается на заводы по переработке, оставшиеся отходы обезвреживаются и уничтожаются на специализированных предприятиях.
  6. Результатом процедуры является предоставление заказчику акта об утилизации, паспорта извлеченных драгоценных металлов, бухгалтерской документации (акта выполненных работ, счета, счет-фактуры, ксерокопий лицензий компании).

Обратите внимание! Правовыми актами, регламентирующими утилизацию оргтехники, являются ОКПД 2 (код 38.21), КОСГУ (оплата вывоза и утилизации оргтехники производится предприятием на основе подстатьи 226 БК РФ), ОКВЭД.

Польза от утилизации

Польза от правильной ликвидации оргтехники очевидна. Утилизация способствует защите окружающей среды от негативного антропогенного воздействия. Ее результатом является получение ценного сырья, из которого производятся новые изделия и материалы.

Об опасности выброшенной оргтехники, о процессе ее переработки и получении новых сырьевых ресурсов, рассказывают в этом видео.

Утилизация офисной техники – трудоемкий процесс для любой организации. Однако чтобы жить в комфортных условиях, в чистой среде, каждый из нас должен понимать важность этой процедуры и потому утилизировать отходы оргтехники правильно.