Свою миланскую карьеру талантливый юноша начал с работы на известные итальянские Дома моды Genny, Callaghan и Complice. Ему уже исполнилось 25 лет и он был полон амбициозных планов на будущее. В 1994 году эти ранние работы известного модельера попадут на ретроспективную экспозицию в Берлинском музее художественных промыслов, посвященную 47-летнему законодателю мод. Никто и не предполагал тогда, что Джанни Версаче осталось жить всего три года...


Джанни Версаче родился 2 декабря 1946 года в Реджио ди Калабрии, в Италии. Его мать Франческа была профессиональной портнихой и постоянно брала маленького Джанни с собой на работу. Видимо, эти первые детские впечатления от костюмерной и бесчисленных платьев и определили в дальнейшем путь великого мэтра моды. Сам Джанни, вспоминая о своих первых годах, говорил: "Думаю, что своим мастерством и профессионализмом обязан маме".

Свою миланскую карьеру талантливый юноша начал с работы на известные итальянские Дома моды Genny, Callaghan и Complice. Ему уже исполнилось 25 лет и он был полон амбициозных планов на будущее. В 1994 году эти ранние работы известного модельера попадут на ретроспективную экспозицию в Берлинском музее художественных промыслов, посвященную 47-летнему законодателю мод. Никто и не предполагал тогда, что Джанни Версаче осталось жить всего три года...

Но вернемся в 70-е. Вдохновленный своими первыми коллекциями, Джанни в 1978 году создает собственный Дом моды Gianni Versace, пригласив на посты президентов своих ближайших родственников - брата Санчо и сестру Донателлу. Спустя год, он представил первую коллекцию под собственной маркой в Милане, заслужив восторженные аплодисменты искушенной итальянской публики, сразу влюбившейся в стиль Версаче.

Как ни пародоксально это звучит, но воспевая вечную женственность и ангельскую красоту Прекрасной Женщины, Джанни никогда не обладал ей. Он никогда не скрывал, что был гомосексуалистом и жил с мужчиной. Возможно, все созданные им изысканные наряды были посвящены его матери, образ которой остался в его памяти возвышенным и чистом идеалом, столь же недосягаемым, сколь и прекрасным. Многие женщины признавались, что в платьях кутюрье ощущали себя Королевами. Кто знает, сколько еще великолепных и сказочных платьев для своего воображаемого ангела чистоты создал бы гениальный художник, если бы не злополучное стечение обстоятельств...

В то роковое утро 15 июля 1997 года Джанни Версаче находился на своей вилле в Майами-Бич и вышел на улицу, чтобы купить свежих журналов. Только здесь он позволял себе эту непозволительную роскошь - ходить по улицам одному, без охраны. Он уже возвращался обратно, когда неожиданно раздался выстрел, безвременно оборвавший жизнь 50-летнего модельера. Агенты ФБР без особого труда установили личность убийцы и его местонахождение. Но они опоздали. Эндрю Кьюненен застрелился из того же пистолета, из которого убил Джанни. По иронии судьбы, на Эндрю было нижнее белье фирмы Версаче...

Донателла Версаче – наследница известного модного дома. Она взяла в свои руки бразды правления семейным бизнесом после того, как из жизни ушел ее брат Джанни. В этот период все модные критики предрекали легендарной марке скорый закат, однако Донателла доказала всем, что может управлять семейным бизнесом, не хуже великого брата. В настоящее время название модного дома чаще всего связывают именно с ней. Она является главным дизайнером дома Версаче, а также главной фигурой в его иерархии.

Сегодня ее жизнь – это бесконечная череда показов, выставок и дефиле. Но какой была ее жизнь прежде? Каким путем эта неординарная личность взбиралась к вершинам мировой индустрии мод? Обо всем этом читайте далее в данном биографическом рассказе.

Ранние годы, детство и семья Донателлы Версаче

Будущая знаменитость родилась в курортном итальянском городе Реджо-ди-Калабрия. Ее отец работал торговцем, а мать была известной портнихой, владевшей собственным магазинчиком и ателье. Помимо самой Донателлы в семье Версаче было еще трое детей. Однако в один день ее старшая сестра Тина умерла от неверно диагностированного столбняка. Таким образом, кроме нашей сегодняшней героини в легендарной итальянской семье осталось двое братьев – Санто и Джанни (Джованни).

Несмотря на большую разницу в возрасте (порядка десяти лет) Донателла была очень дружна с обоими. Особенно близок девушке был Джанни Версаче – будущий основательно семейного бизнеса. С самых ранних лет они много времени проводили вместе. Как считается, именно для своей младшей сестры Джанни шил свои первые наряды.

Брат и сестра остались неразлучны и после того, как будущий модельер отправился покорять подиумы Италии. В середине 70-х Донателла последовала за Джованни во Флоренцию, где он работал модельером. Однако в отличие от звездного брата она никогда не мечтала о громкой карьере дизайнера одежды. Важнее всего для нее было просто находиться рядом с Джанни. А потому, приехав во Флоренцию, Донателла поступила в один из местных университетов, где стала изучать итальянскую литературу.

ГаГа оголилась для Донателлы Версаче

Ситуация несколько изменилась после того, как компания Gianni Versace S.р.A. стала успешна и популярна. В этот период легендарный дом моды становится семейным предприятием, а Донателла волей-неволей оказывается втянута в круговорот событий. В этот период в собственности девушки оказывается 20 процентов акций фирмы. В 1978-м году энергичная и целеустремленная блондинка становится PR-директором компании, а также берет на себя все заботы по организации и проведению фотосессий и рекламных акций.

Кроме того, любимица Джанни Версаче становится одним из его самых авторитетных советников. Известный модельер во всем полагается на ее мнение, а также, не скрывая, называет ее своей музой. Доказательством привязанности модельера к своей младшей сестре становится туалетная вода «Blonde», созданная, как считается, в честь Донателлы Версаче.

В качестве еще одного подтверждения своей признательности за вклад младшей сестры в семейный бизнес в 1995-м году Джанни подарил своей любимице право на распространение продукции под брендом Versus (одной из внутренних линий Versace).

Смерть Джанни Версаче и дальнейший этап в жизни Донателлы

В 1997-м году во время поездки в Майами легендарный модельер Джованни Версаче был застрелен Эндрю Кьюнененом – психически неуравновешенным человеком, уже совершившим до этого несколько убийств. После этого громкого убийства в прессе стали появляться различные слухи, касающиеся подробностей и причин подобного поступка. Одни журналисты говорили о неразделенной любви Эндрю к Джованни Версаче; другие ссылались на то, что за полусумасшедшим убийцей стояла итальянская мафия. Однако были и те, кто в открытую обвинял в смерти легендарного модельера его брата и сестру – Санто и Донателлу, которые, якобы, хотели установить самоличный контроль над популярным домом моды.


Подробности того громкого убийства до сих пор остаются неизвестными. Доподлинно можно сказать лишь одно – после смерти брата Донателла и Санто потратили немалые деньги для того, чтобы прекратить расследование и изъять из архивов полиции уже имеющиеся материалы.

После смерти Джанни наследницей 50-процентного пакета акций стала его племянница Аллегра – дочь Донателлы. Однако существенно упрочила свои позиции в компании и наша сегодняшняя героиня. Уже спустя три месяца после гибели брата Донателла выпустила свою дебютную линию одежды, которая была достаточно сдержано принята критиками. Но в скором времени отношения к обновленному дому Версаче стало более теплым. Донателла, имевшая к этому времени прекрасные навыки в сфере PR и рекламы, стала активно привлекать к модным показам различных знаменитостей и таким образом быстро восстановила пошатнувшиеся позиции бренда на мировых рынках.

Что касается самих моделей одежды, то в этом плане Донателла действовала также четко и безошибочно. Понимая, что точно скопировать стиль старшего брата ей никогда не удастся, девушка добавила эскизам одежды совершенно новые черты. Продукция известного бренда стала более элегантной, женственной и практичной. Неизменными остались лишь фирменный эротизм и роскошь.

Донателла Версаче сейчас

Помимо создания модных коллекций одежды в начале двухтысячных Донателла Версаче увлеклась также другим видом деятельности. В этот период она стала вкладывать большие деньги в создание и развитие курортов для привилегированной публики. Так, «Палаццо Версаче» возникли в Австралии, Дубае и некоторых других престижных курортных районах.

В настоящее время Донателла Версаче является одной из ключевых фигур в империи моды, а также одним из самых популярных дизайнеров мира.

Личная жизнь Донателлы Версаче

В 1986-м году Донателла Версаче вышла замуж за американского бизнесмена Пола Бека. В том же году на свет появилась ее дочь Аллегра (30 июня 1986), будущая наследница империи звездного дяди Джанни Версаче. Три года спустя у нашей сегодняшней героини родится также и сын Дэниел (1989).

Донателла Версаче: Некрасивые, но успешные

После развода с супругом, случившегося уже вскоре после рождения второго ребенка, Донателла с головой ушла в работу. В настоящее время знаменитость владеет несколькими особняками в различных уголках Земли и попеременно живет в разных странах. Преимущественно – в Италии и США.

В городке Палаццо, расположенном между Венецией и Миланом, готовится выставка памяти знаменитого модельера Джанни Версаче, застреленного серийным убийцей в 1997 году: ожидается, что на открытие приедут 2 тысячи знаменитостей со всего мира. В интерьерах старого замка с расписными потолками и стенами и множеством венецианских люстр будут впервые представлены дневники великого кутюрье, его завещание, неизвестные фотографии. The New Times удалось увидеть экспонаты и поговорить с многолетним партнером Версаче Антонио Д’Амико

«Я пролистывал дневник Джанни, к которому не прикасался более 11 лет — с момента его убийства. И вдруг выпало это письмо… Я открыл конверт… Это был шокирующий момент. Джанни говорил мне, что он встречался со своим адвокатом, чтобы составить завещание. В этом письме он сообщал, где находится его истинное завещание и как сильно он любит меня».

Антонио Д’Амико, спутник жизни и любовник Джанни Версаче на протяжении последних пятнадцати лет его жизни, держит конверт и письмо, написанное от руки и заверенное нотариусом: «До сих пор помню, как Джанни вернулся от своего поверенного, отдал мне этот конверт, поцеловал меня и сказал: «Не открывай его прямо сейчас, убери пока».

Антонио Д’Амико был тем человеком, который первым услышал выстрелы, прозвучавшие на ступеньках их с Версаче дома в Майами и у кого на руках умер Версаче.¹

Сегодня он вместе с галеристами Габриелой Марзоли и ее мужем Марко готовит выставку: «Антонио Д’Амико — моя жизнь с Джанни». Выставка будет открыта в Палаццо 16 мая, приглашены 2 тыс. гостей, на ней будут показаны фотографии Д’Амико с Версаче и их близкими друзьями: Элтоном Джоном, Лиз Херли, Стингом и его женой Труди, с Карлой Бруни и другими. До сегодняшнего дня никто не видел этих фотографий.

Также на выставке будет продемонстрирован личный дневник Джанни, который никто и никогда не видел. Д’Амико: «Джанни всегда ходил с дневником и делал наброски своих будущих работ. Я открыл его дневник от 1997 года и — как будто я вновь переживал нашу с Джанни жизнь. Раньше это было слишком больно».

Дафни Барак: Вы помните, когда впервые встретили Джанни Версаче?

Антонио Д’Амико: Это было в 1982 году. Я тогда был моделью. Я встретил его на вечеринке после представления в Ла Скала. Я был поражен им. Сначала мы были всего лишь друзьями. Потом он начал звонить мне: «Давай пообедаем вместе». Потом я полюбил его. Хотя три года я встречался с девушкой. Но когда я полюбил Джанни, я уже знал, что с девушками покончено. Я думаю, что мы стали первой знаменитой итальянской парой геев, которые начали вместе выходить в свет.

Вы показывали множество ваших личных снимков, где вы с Джанни путешествуете в очень экзотических местах, например в Алжире, Судане…

Именно в этом заключалась вся прелесть жизни с Джанни. Он очень любил простую жизнь. С одной стороны, ему безумно нравилась роскошная жизнь в Сен-Тропезе или на озере Комо, где у него был дом. С другой стороны, он мог сказать: «Давай поедем в суданскую пустыню или Алжир…» Я ставил там палатку, готовил. Мы любили простоту.

Все вокруг было таким умиротворенным. А Джанни черпал свои идеи для показов из того, что его окружало. Посмотрите на эти цвета на фотографиях из Марокко. Джанни смог купить там новые ткани, его привели в восторг сочные цвета на рынках. Они повлияли на его творчество. Представьте только! Джанни Версаче, который олицетворял роскошную жизнь, любил путешествовать по пустыням, где он мог умыться только кремом.

Но все-таки больше всего он любил свой роскошный дом на озере Комо. Как проходил день Версаче?

Мы рано вставали. Джанни делал наброски. Необходимые звонки. Мы ездили на фабрики тканей по всей округе. Если у нас были гости, например Элтон Джон или Стинг, то мы просто гуляли или брали лодку (показывает фотографии) и полдня катались. Потом мы обедали. Потом Джанни спал часа два. Потом мы ужинали с друзьями. Джанни всегда ложился рано, где-то в 9-10 часов вечера.

Но у вас же бывали гости, которые любят повеселиться, например Элтон Джон.

Правило было одно: каждый может наслаждаться жизнью и делать все, что он хочет.

А Джанни занимался спортом?

Нет… Он занимался умственным трудом. Он был гением. Только перед самым концом Джанни стал заставлять себя ходить в спортзал. Но он всегда занимался по чуть-чуть. Ему это не очень нравилось.

Откуда Версаче еще, кроме своих путешествий, черпал вдохновение для своих коллекций?

Венеция! Мы ездили туда отдыхать и покупать поделки и аксессуары из стекла для наших домов, разбросанных по всему миру. У меня есть несколько фотографий, которые мы сняли во время нашей поездки с Орнеллой Ванони.² Вот она в желтом. Она очень знаменита в Италии. Мы прекрасно проводили время вместе.

Расскажите мне о других фото…. Вот портреты Джанни и ваш в коронах. Это откуда?

Наш друг Джан Доменико Соцци задумал создать разные короны для разных людей. Это был сущий кошмар! Карла Бруни.³ На одной из фотографий она сидит на полу во время показа и курит…. Да, она курила постоянно.

Она была любимой моделью Джанни?

Она нравилась Джанни. Иногда после шоу она ходила обедать с нами. Она не была топ-моделью, как, например, Наоми (Кэмпбелл)… Она была моделью среднего уровня. Но Джанни она нравилась как личность.

Какая фотография Джанни ваша любимая?

Тяжело сказать. Мне нравится та, где он в черном. Он там такой задумчивый — это снято на балконе дома в Комо. А вот еще фото в профиль, эта фотография сделана Анжело Хосе Фольгом. Какие сильные черты, как он напряжен! Это фото сделано незадолго до его смерти.

Вернемся к последнему письму, которое вам написал Джанни… Его завещание вызвало бурю в прессе, потому что большую часть своего состояния он оставил своей племяннице Аллегре, хотя все ожидали, что он оставит все это ее матери Донателле.

Я не знаю… Но это письмо произвело на меня очень сильное впечатление. Как будто Джанни говорит с нами из могилы.

Дафни Барак (Daphne Barak) — международный телевизионный журналист, которая делает интервью по эксклюзивным контрактам с рядом телеканалов США и Великобритании, среди которых CBS и Sky News, и других стран.

Интервью, фотографии, документы предоставлены исключительно для опубликования на русском языке в журнале The New Times . Все права на перепечатку, использование частично или полностью текста и фотографий принадлежат Daphne Barak и Daphne Barak Agency

Перевод с английского Анны Макаровой

1 Джанни Версаче был застрелен 15 июля 1997 года на своей вилле в Майами-Бич (Флорида, США). Его убийцей был Эндрю Кьюненен, который до этого в течение трех месяцев убил еще четырех человек. Убийца покончил с собой.

2 Известная итальянская певица.

3 Ныне — жена президента Франции Николя Саркози.

«15 июля около 9 утра я шла по Оушн Драйв. Впереди, со стороны 10-й улицы, появился господин Версаче. Он направлялся к своему дому. Когда поравнялся с воротами, сзади его догнал человек — белый, шедший очень быстро. Я не обратила на него внимания: он выглядел как турист. Миновав виллу, обернулась, чтобы еще раз взглянуть на нее. И тут я увидела, что шедший за Версаче поднялся по ступенькам прямо за ним и приставил к его голове пистолет. И выстрелил — два раза точно, а может быть, три — ему в голову. Затем он спустился, положил оружие в черный рюкзак и очень спокойно пошел по бульвару в противоположном направлении. Я была в шоке и не в силах пошевельнуться, пока из дома не выбежали люди и не закричали: „Кто это сделал?“ Я указала на фигуру стрелявшего. Тот шел по бульвару на север. Они устремились вслед», — это свидетельские показания миссис Де Фео , жительницы Майами, на чьих глазах в одно мгновение всемогущий император мировой моды, владелец фешенебельных особняков и мультимиллионного состояния Версаче закончил свой жизненный путь...

Дом Джанни Версаче на Оушн Драйв. Фото: www.globallookpress.com

Джанни родился в далеком 1946 году в... костюмерной в маленьком провинциальном итальянском городке Реджо-ди-Калабрия. «Вокруг меня были платья, платья, платья, — говорил он, вспоминая о первых детских годах, проведенных рядом с матерью, профессиональной портнихой. — Думаю, что своим мастерством и профессионализмом я обязан матери». Отношения, однако, между ними складывались не самым лучшим образом. «Франческа вообще была к нему безразлична, отдавая предпочтение Санто , второму сыну», — вспоминают соседи семьи Версаче. Джанни досталась незавидная роль маленького изгоя: среди множества людей он рос абсолютно одиноким, дико страдая от отчужденности единственной близкой ему женщины. Но именно поэтому, обделенный материнской нежностью, маленький Джанни не отходил от нее ни на шаг (приходя из школы, мальчик все свободное время проводил в ателье), следил за каждым ее шагом и мечтал оказаться на месте любой из закройщиц...

«На них она хотя бы смотрела, — вспоминал он, — я не был ее любимчиком. Скорее подушечкой, в которую она частенько втыкала иголки-упреки». Версаче выбирал самое, на его взгляд, лучшее место в семейном ателье и часами мог оставаться недвижим, наблюдая за работой, которая кипела вокруг него. Однажды вернувшись в магазин после уроков, он увидел, как мать снимала мерки с клиентки — прекрасной молодой женщины в кружевном нижнем белье. Франческа уже второй час оборачивала ее тело в черный бархат, подкалывала булавками складки, тщательнейшим образом учитывая каждую мелочь... Ребенок стоял чуть поодаль, перед его восхищенным взором полуобнаженное тело незнакомки облачалось в изумительный наряд, умело подчеркивающий природные достоинства и сглаживающий недостатки. Этот момент он запомнил на всю жизнь: «Эскизы были для меня как шпаргалка — так, для памяти. Благодаря матери я понял, насколько важно работать непосредственно с телом, чтобы видеть и чувствовать, как ложится ткань, как она взаимодействует с линиями женского тела».

Джанни Версаче. Фото: Commons.wikimedia.org

Каждый божий день Франческа и Джанни просыпались около семи тридцати утра, завтракали и отправлялись на работу. Утренняя дорога пролегала мимо небольшого борделя, который находился по соседству с их ателье. Зрелище для восприимчивой детской психики, надо сказать, малоприятное! А потому, подходя к вертепу разврата, мать внушительным для женщины кулаком прямо давала понять — не смотреть в сторону дома «взрослых наслаждений». И мальчик покорно отворачивался. «Может, поэтому в дальнейшем я всегда боялся и избегал пошлости, — размышлял великий модельер, — может, поэтому всегда считал идеалом женщину, невинную как ангел?»

Когда Джанни исполнилось 9 лет, директор школы большим росчерком пера в дневнике вызвал Франческу по поводу возмутительнейшего поведения Джанни: «Вам стоит больше времени уделять воспитанию своего сына. У вас растет настоящий сексуальный маньяк!» И в качестве «вещественных доказательств» предъявил отобранные у Джанни рисунки. Это были эскизы. Нарисованные еще робкой, совсем неумелой рукой — пышнотелые силуэты Джины Лоллобриджиды и Софи Лорен в милейших вечерних нарядах, сотворенных мальчиком специально для их соблазнительных форм. Но вопреки беспокойству директора школы Джанни вовсе не интересовался сексуальными тайнами взрослого мира. Он воспринимал женские силуэты как моделей, которых ему хотелось «обнять» сказочными нарядами.

Шло время. Джанни продолжал рисовать... Поступил на факультет архитектуры. Скорее всего, он закончил бы свою жизнь в какой-нибудь уютной каморке, проектируя очередную итальянскую забегаловку. Но вмешалась Франческа. Впервые и столь кардинально! Она заставила сына стать ее полноправным помощником в ателье. Сын не сказал ни слова. В 18 лет бросил учебу и с головой окунулся в создание одежды.

Джанни Версаче и Наоми Кемпбелл. Фото: www.globallookpress.com

Проба пера

Активно работая «в четыре руки» с матерью, он не забывал быть в курсе модных веяний, посещая показы в Париже, Лондоне, Флоренции, Риме... Вкалывал «по-черному»... Что в скором времени и принесло плоды: о виртуозном таланте молодого Версаче (теперь его можно было называть именно так!) прослышал некий состоятельный миланский бизнесмен. Погожим днем 1970 года он появился в ателье, с порога предложив Джанни поработать. Портной, ни минуты не колеблясь, купил билет и в тот же вечер вылетел в Милан. «Невероятно, как один телефонный звонок, один визит, — вспоминал годы спустя господин Версаче, — могут изменить жизнь. Едва оказавшись в Милане, я понял, что мне представился шанс проявить себя. И я стал работать».

Он спешил жить. Версаче отчетливо понимал, что выход у него один-единственный: брать себя за шиворот и вкалывать. Вкалывать в Милане, где возможностей проявить себя было, скажем так, немало: он представлял себе картину собственной будущей империи — неограниченная власть и авторитет, деньги и влиятельность.

Энцо Никозиа, владелец Florentine Flowers из Лукки, вызвал Джанни как «скорую помощь» для создания своей новой коллекции. Покупатель становился все более требовательным. Его отныне интересовало громкое имя, мощный бренд создателя — как гарантия качества. Этаким своеобразным знаком качества и стал молодой итальянец. О его «пробе пера» ходили слухи! Одна из первых коллекций была сметена за считаные дни. Версаче превратился в «странствующего кутюрье». Фабрики буквально разрывали его на части, заваливая выгодными предложениями. Проводя бессонные ночи перед эскизами, Джанни все чаще и чаще приходилось бороться с мечтами о собственной независимости. О собственном успешном бизнесе. Однако финансовая сторона дел обстояла не столь безукоризненно, как творческая.

Джанни Версаче. Фото: www.globallookpress.com

Однажды с дружественным визитом от Франчески на пороге его скромного жилища появился брат. Они сидели в небольшой гостиной и, попивая легкие напитки, сплетничали об удачных и не очень делах друг друга. Санто делился своими впечатляющими успехами финансиста, Джанни — мыслями о возможной и столь желаемой профессиональной независимости. Прикончив очередной бокал мартини с соком, Санто достал из внутреннего кармана спортивного пиджака блокнот для записей и принялся что-то воодушевленно писать. Не отрываясь от бумаги, он что-то подсчитывал и пересчитывал с дотошностью, унаследованной от матери. Утром брат уехал. Но прошло около трех месяцев, и Санто вернулся. С деньгами. В 1976 году он окончательно переехал в Милан, и братья создали марку Gianni Versace, подключив к делу и сестру Донателлу.

Джанни Версаче с сестрой в 1990 году. Фото: Commons.wikimedia.org

Эра Versace

«GV в Милане. Здесь и сейчас. Абсолютная экстравагантность» — реклама в популярнейшем «Harper’s Bazaar» в июле 1977 года открыла эру Версаче. Модельер прекрасно умел улавливать настроение времени — его роскошный стиль как нельзя лучше соответствовал звездным восьмидесятым. Мастер провоцировал публику, у него все было «слишком» — платья слишком смелые или слишком яркие. Он предлагал одежду, филигранно подчеркивающую естественные формы красивого тела. Балансируя на грани кича, Джанни Версаче сумел адаптировать экстремальный молодежный стиль для любящей роскошь состоятельной и капризной клиентуры.

Сдержанные лондонцы долгое время не принимали дизайнера, считая его вульгарным — чересчур короткие и узкие юбки, чересчур глубокие вырезы, чересчур высокие каблуки. Армани, обвинивший Джанни в стремлении превратить высокую моду в порнографическое шоу, был, к слову, не так уж и далек от истины — Версаче сам не раз признавал, что источником вдохновения ему зачастую служили детские воспоминания о проститутках родного городка!

Дебют женской коллекции состоялся в марте 1978 года. «Сидящие в первом ряду надевали солнечные очки, чтобы защитить глаза от этого яркого великолепия. Какой наряд лучше? Невозможно было решить», — говорит Вики Вудс из английского «Harpers & Queens» о первых шоу Версаче. А за кулисами между богинями-манекенщицами метался сам кутюрье — поправлял «оперение», нежно обнимал, прижимал к груди, благословляя воплями исступленного восторга: «Bella! Bellissima! Piu bella». Так все начиналось...

Версаче выводил на подиум 16 лучших манекенщиц, платил им по 10 тысяч долларов в день. Роскошь его моделей действовала магически. Узнаваемый символ — голова Медузы — говорил о принадлежности к звездам рок-н-ролла или о больших капиталах и амбициях владельца. Он одевал принцессу Диану , эксцентричную Мадонну , сексуального единомышленника Элтона Джона , Стинга , Элизабет Херли , Джона Бон Джови . Создавал костюмы к балетам Мориса Бежара . Пресса осаждала показы великого Версаче:

— Вы не можете не пропустить меня! Вот мое приглашение! Я из австралийского «Vogue»! — возмущенно кричала редактор рубрики моды.

— Из австралийского? Но это зимняя коллекция. А в Австралии нет зимы! — невозмутимо отвечала Мануэла Шмейдлер , прекрасно понимавшая, как надо заведовать отделом public relations в доме Versace.

А когда за дело брался сам Джанни, устоять было вообще невозможно! Особенно в том деле с китайским фарфором. Запуская линию посуды, Версаче отослал несколько ящиков, заполненных фарфором, самому Сильвестру Сталлоне . Набил его комнаты подушками и мебельными тканями, сундуками разнообразной одежды на тысячи и тысячи долларов. То же самое повторил и с Клаудией Шиффер . «За столь щедрое внимание к собственным персонам первый и вторая с удовольствием и абсолютно бесплатно согласились позировать обнаженными для журналов, прикрывшись исключительно квадратными блюдами от Versace», — вспоминала бывшая подруга Сталлоне Джанис Дикинсон .

Отныне повзрослевший мальчик-изгой, ставший великим диктатором мировой моды, мог позволить себе все! Он скупал многоэтажные дома и огромные виллы. Издавал книги, заполненные снимками лучших фотографов и многозначительными текстами. Путешествовал, опустошая антикварные магазины с императорской расточительностью. А еще он мог позволить себе любить. Искренне и много...

Истинное лицо любви

21 октября 1990 года в опере Сан-Франциско состоялась премьера «Каприччио» Рихарда Штрауса . И костюмов от вечно шокирующего достопочтенную публику Versace. Некоему Эндрю Кунанану , двадцатиоднолетнему американцу из Сан-Диего, случилось в ту ночь оказаться в VIP-гей-клубе «Colossus». Немногочисленные посетители заметно нервничали... В какой-то момент открылась дверь, и вошел Версаче. Он сам обратил на Эндрю свой взгляд. Подошел к своему будущему убийце и, заглянув в его маленькие глаза, спросил: «Lago di Como, no?» («Озеро Комо, не так ли?»). На этом небольшом озере на севере Италии у дизайнера был замечательный дом. Бывал ли там Эндрю — загадка. Известно другое — Эндрю не раз принимал участие в сексуальных оргиях прославленного модельера. Версаче предавался любовным утехам в компании Антонио Д’Амико.

Последние четырнадцать лет своей жизни модельер почти не расставался с этим человеком. Он сделал Антонио Д’Амико своим помощником и управляющим сетью магазинов «Istane». Часто они вдвоем развлекались с каким-нибудь шоколадным красавцем, «арендованным» из модельного агентства. Или подбирали какого-нибудь смазливого объекта с вечеринки в одном из многочисленных тематических клубов Майами. Занимались сексом, щедро расплачивались и, удовлетворенные жизнью, ложились спать. Так продолжалось дни, недели, годы. Принципиально давно уже ничего не менялось... И год 1997-й не внес сколько-нибудь видимых изменений.

Шел июль. После очередной вечеринки где-то в районе 8.30 Д’Амико разбудил Томас (администратор дизайнера): в это раннее утро у него была назначена партия в теннис. Господин Версаче отсутствовал: он ушел за утренней прессой...

Около 8.45 утра Д’Амико спустился к завтраку. В это время и раздались выстрелы. Д’Амико выглянул в огромное витражное окно и увидел лежащего на ступенях Версаче...

Он закричал и выбежал из дома. Рядом с распростертым телом дизайнера растекалась лужица крови. В просвете ворот Д’Амико успел разглядеть две удаляющиеся фигуры — женщины и чуть поодаль мужчины. Это и был Эндрю Кунанан, в голове которого крутились мысли о том, что Версаче как никто другой в этом мире заслуживал смерти. Июльский номер «Vanity Fair» описывал на зависть всем и каждому языческую роскошь жизни дизайнера в «Casa Casuarina», майамском дворце «императора моды», и пестрел фотографиями роскошного семейного пикника с Версаче и Д’Амико на центральном плане. Это стало последней каплей для так официально и не признанного любовника великого дизайнера. И теперь он, запихнув пистолет в пакет, удалялся от особняка.

Завистники обвиняли его в излишней откровенности платьев, которые он как будто бы шил для девиц легкого поведения. Но дамы того времени как раз за это и любили его. Экстравагантность моделей Версаче ловила восхищенные взгляды тысяч женщин, которым приходилось надевать на показы кутюрье солнечные очки, дабы не ослепнуть от блеска каждой новой коллекции. Возможно, любовь поклонников и убила его...

Его смерть остается загадкой для историков до сих пор. А вот, что уж доподлинно известно, так это то, что он был величайшим кутюрье своего времени и создал империю, успешно конкурирующую с десятками мировых домов моды до сих пор.

«Думаю, что своим мастерством и профессионализмом я обязан матери».

Джанни родился в далеком 1946 году в одной из костюмерных маленького провинциального итальянского городка Реджо-ди-Калабрия. «Вокруг меня были платья, платья, платья» , - говорил он, вспоминая о первых детских годах, проведенных рядом с матерью, профессиональной портнихой. Отношения, однако, между ними складывались не самым лучшим образом. «Франческа вообще была к нему безразлична, отдавая предпочтение Санто, второму сыну», - вспоминают соседи семьи Версаче. Джанни досталась незавидная роль маленького изгоя: среди множества людей он рос абсолютно одиноким, дико страдая от отчужденности единственной близкой ему женщины. Но именно поэтому, обделенный материнской нежностью, маленький Джанни не отходил от нее ни на шаг (приходя со школы, мальчик все свободное время проводил в ателье), следил за каждым ее шагом и мечтал оказаться на месте любой из закройщиц…

«На них она хотя бы смотрела , - вспоминал он, - я не был ее любимчиком. Скорее подушечкой, в которую она частенько втыкала иголки-упреки» . Версаче выбирал самое, на его взгляд, лучшее место в семейном ателье и часами мог оставаться недвижим, наблюдая за работой, которая кипела вокруг него. Однажды вернувшись в магазин после уроков, он увидел, как мать снимала мерки с клиентки — прекрасной молодой женщины в кружевном нижнем белье. Франческа уже второй час оборачивала ее тело в черный бархат, подкалывала булавками складки, тщательнейшим образом учитывая каждую мелочь… Ребенок стоял чуть поодаль, перед его восхищенным взором полуобнаженное тело незнакомки облачалось в изумительный наряд, умело подчеркивающий природные достоинства и сглаживающий недостатки. Этот момент он запомнил на всю жизнь: «Эскизы были для меня как шпаргалка - так, для памяти. Благодаря матери я понял, насколько важно работать непосредственно с телом, чтобы видеть и чувствовать, как ложится ткань, как она взаимодействует с линиями женского тела».

Каждый божий день Франческа и Джанни просыпались около семи тридцати утра, завтракали и отправлялись на работу. Утренняя дорога пролегала мимо небольшого борделя, который находился по соседству с их ателье. Зрелище для восприимчивой детской психики, надо сказать, малоприятное! А потому, подходя к вертепу разврата, мать внушительным для женщины кулаком прямо давала понять - не смотреть в сторону дома «взрослых наслаждений». И мальчик покорно отворачивался.

Когда Джанни исполнилось 9 лет, директор школы большим росчерком пера в дневнике вызвал Франческу по поводу возмутительнейшего поведения Джанни: «Вам стоит больше времени уделять воспитанию своего сына. У вас растет настоящий сексуальный маньяк!». И в качестве «вещественных доказательств» предъявил отобранные у Джанни рисунки. Это были эскизы. Нарисованные еще робкой, совсем неумелой рукой - пышнотелые силуэты Джины Лоллобриджиды и Софи Лорен в милейших вечерних нарядах, сотворенных мальчиком специально для их соблазнительных форм.

Но вопреки беспокойству директора школы Джанни вовсе не интересовался сексуальными тайнами взрослого мира. Он воспринимал женские силуэты как моделей, которых ему хотелось «обнять» сказочными нарядами.

«Невероятно, как один телефонный звонок, один визит, могут изменить жизнь».

Шло время. Джанни продолжал рисовать… Поступил на факультет архитектуры. Скорее всего, он закончил бы свою жизнь в какой-нибудь уютной каморке, проектируя очередную итальянскую забегаловку. Но вмешалась Франческа. Впервые и столь кардинально! Она заставила сына стать ее полноправным помощником в ателье. Сын не сказал ни слова. В 18 лет бросил учебу и с головой окунулся в создание одежды.

Активно работая «в четыре руки» с матерью, он не забывал быть в курсе модных веяний, посещая показы в Париже, Лондоне, Флоренции, Риме. И не уставал творить, что в скором времени принесло плоды: о виртуозном таланте молодого Версаче прослышал некий состоятельный миланский бизнесмен. Погожим днем 1970 года он появился в ателье, с порога предложив Джанни поработать. Портной, ни минуты не колеблясь, купил билет и в тот же вечер вылетел в Милан. «Едва оказавшись в Милане , - вспоминает Версаче, - я понял, что мне представился шанс проявить себя. И я стал работать».

Он спешил жить. Версаче отчетливо понимал, что выход у него один-единственный: брать себя за шиворот и вкалывать. Вкалывать в Милане, где возможностей проявить себя было, скажем так, немало: он представлял себе картину собственной будущей империи - неограниченная власть и авторитет, деньги и влиятельность.

Энцо Никозиа, владелец «Florentine Flowers» из Лукки, вызвал Джанни как «скорую помощь» для создания своей новой коллекции. Покупатель становился все более требовательным. Его отныне интересовало громкое имя, мощный бренд создателя - как гарантия качества. Этаким своеобразным знаком качества и стал молодой итальянец. О его «пробе пера» ходили слухи! Одна из первых коллекций была сметена за считаные дни. Версаче превратился в «странствующего кутюрье». Фабрики буквально разрывали его на части, заваливая выгодными предложениями. Проводя бессонные ночи перед эскизами, Джанни все чаще и чаще приходилось бороться с мечтами о собственной независимости. О собственном успешном бизнесе. Однако финансовая сторона дел обстояла не столь безукоризненно, как творческая.

Однажды с дружественным визитом от Франчески на пороге его скромного жилища появился брат. Они сидели в небольшой гостиной и, попивая легкие напитки, сплетничали об удачных и не очень делах друг друга. Санто делился своими впечатляющими успехами финансиста, Джанни - мыслями о возможной и столь желаемой профессиональной независимости. Прикончив очередной бокал мартини с соком, Санто достал из внутреннего кармана спортивного пиджака блокнот для записей и принялся что-то воодушевленно писать. Не отрываясь от бумаги, он что-то подсчитывал и пересчитывал с дотошностью, унаследованной от матери. Утром брат уехал. Но прошло около трех месяцев, и Санто вернулся. С деньгами. В 1976 году он окончательно переехал в Милан, и братья создали марку «Gianni Versace», подключив к делу и сестру Донателлу.

«Gianni Versace» в Милане.

Здесь и сейчас. Абсолютная экстравагантность». журнал «Harper’s Bazaar», 1977 г. Эра Версаче началась в июле 1977 года. Модельер прекрасно умел улавливать настроение времени - его роскошный стиль как нельзя лучше соответствовал звездным восьмидесятым. Мастер провоцировал публику, у него все было «слишком» - слишком смело или слишком ярко. Он предлагал одежду, филигранно подчеркивающую естественные формы красивого тела. Балансируя на грани кича, Джанни Версаче сумел адаптировать экстремальный молодежный стиль для любящей роскошь состоятельной и капризной клиентуры. Сдержанные лондонцы долгое время не принимали дизайнера, считая его вульгарным - чересчур короткие и узкие юбки, чересчур глубокие вырезы, чересчур высокие каблуки. Армани, обвинивший Джанни в стремлении превратить высокую моду в порнографическое шоу, был, к слову, не так уж и далек от истины - Версаче сам не раз признавал, что источником вдохновения ему зачастую служили детские воспоминания о девицах легкого поведения родного городка! Дебют женской коллекции состоялся в марте 1978 года. Это был абсолютный успех. А за кулисами между богинями-манекенщицами метался сам кутюрье - поправлял «оперение», нежно обнимал, прижимал к груди, благословляя воплями исступленного восторга: «Bella! Bellissima! Piu bella». Так все начиналось… Версаче выводил на подиум 16 лучших манекенщиц, платил им по 10 тысяч долларов в день. Роскошь его моделей действовала магически. Для своего Дома моды Джанни Версаче выбрал фирменным знаком голову Медузы, изображение которой украшает все модели марки «Versace» с 1978 года. Объясняя свое решение, он говорил: «Этот выбор был сделан абсолютно сознательно. Медуза символизирует красоту и роковые чары античной древнегреческой классики - как в искусстве, так и в философии. Она - синтез красоты и простоты, которая в прямом смысле парализует и даже гипнотизирует». Он одевал принцессу Диану, эксцентричную Мадонну, Элтона Джона, Стинга, Элизабет Херли, Джона Бон Джови. Создавал костюмы к балетам Мориса Бежара. Когда за дело брался сам Джанни, устоять было вообще невозможно! Особенно в деле с китайским фарфором. Запуская линию посуды, Версаче отослал несколько ящиков, заполненных фарфором, самому Сильвестру Сталлоне. Набил его комнаты подушками и мебельными тканями, сундуками разнообразной одежды на тысячи и тысячи долларов.

То же самое повторил и с Клаудией Шиффер. «За столь щедрое внимание к собственным персонам первый и вторая с удовольствием и абсолютно бесплатно согласились позировать обнаженными для журналов, прикрывшись исключительно квадратными блюдами от «Versace» , - вспоминала бывшая подруга Сталлоне Джанис Дикинсон. Отныне повзрослевший мальчик-изгой, ставший великим диктатором мировой моды, мог позволить себе все! Он скупал многоэтажные дома и огромные виллы. Издавал книги, путешествовал, опустошая антикварные магазины... Но, к сожалению, так продолжалось не долго.«Мы попробовали оказать ему первую помощь, но сразу поняли, что уже слишком поздно» .

В то роковое утро 15 июля 1997 года Джанни Версаче находился на своей вилле в Майами-Бич и вышел на улицу, чтобы купить свежих журналов. Только здесь он позволял себе эту непозволительную роскошь - ходить по улицам одному, без охраны. Около девяти часов, когда Версаче подошел к воротам своего роскошного трехэтажного дома, прозвучали выстрелы, унесшие его жизнь. Владелец соседнего магазина, торгующего роликовыми коньками, рассказывал: «Мы услышали два выстрела. Я увидел бегущих людей. Джанни лежал на ступеньках. Он был ранен в голову». Прохожие видели бегущего от дома Версаче молодого человека, одетого в белую майку и серые шорты. Эту одежду вскоре нашли на парковке недалеко от места преступления. Убийца переоделся и, видимо, взял такси, чтобы скрыться. Вскоре полиция выяснила, что это был 27-летний Эндрю Кунанан. Следователи не захотели сказать, какую связь Кунанан имел с Версаче, однако по одной из версий Эндрю был безответно влюблен в кутюрье. Общенациональный розыск убийцы был завершен восемью днями позже, когда Кунанан смертельно ранил себя на прогулочном судне буквально в четырех километрах от места трагедии. По иронии судьбы на Эндрю было нижнее белье от «Versace»... В настоящее время Дом моды «Versace» остается одним из самых успешных в своей сфере. Полный контроль над ним, как с творческой стороны, так и с финансовой, взвалила на свои хрупкие плечи сестра бывшего хозяина Донателла Версаче. Среди друзей-клиентов этого Дома - только самые успешные и богатые люди: Мадонна, Виктория и Дэвид Бэкхемы, Гвинет Пелтроу и многие-многие другие. Донателла достойно сменила на посту своего гениального брата Джанни, загадочная смерть которого никого не оставила равнодушным.

Смотрите фильм "Джанни Версаче. Дизайнер для мафии":