ЧТО ТАКОЕ МИРО?


Лабораторные анализы показали, что миро - это жидкость органического происхождения. Каким образом она возникает на святынях, остается необъяснимым. В результате исследования влаги, взятой с одной из плачущих икон, было установлено, что "это самые настоящие слезы". Миро возникает на иконе буквально "из ничего". Бывает, влага появляется и набухает на стекле киота, покрывающем образ, или выступает на самой иконе под ним. Древность или новизна иконы, ее материал не имеют значения; могут мироточить изображения на дереве, бумаге, стекле и т. п.

Вид, цвет, консистенция образующейся жидкости разнообразны: от густой, тягучей смолы до росы, поэтому иногда говорят о "елеоточении" или "росоточении". Она может иметь благовонный аромат. Форма и размер капель тоже различны. Иногда они покрывают все изображение, а иногда как бы струятся из определенных точек. В широком смысле слова под мироточением понимается любое чудесное появление влаги на иконах и священных предметах. Нередко после помазания источившимся миром происходит исцеление различных болезней.

ЧУДОТВОРНЫЕ ИКОНЫ


История Православной Церкви насчитывает около тысячи образов, прославившихся чудотворениями. Большинство из них - образы Божией Матери. Главным основанием для почитания образа как чудотворного являлось удостоверенное дарование конкретной помощи людям: исцеление больных, заступление от врагов, пожаров, стихии. Иногда эту помощь предваряло или сопровождало сверхъестественное событие: Матерь Божия Сама приходила во сне или в видении и сообщала, где и как следует обрести Ее образ; иконы шествовали по воздуху, спускались или поднимались сами собой; от них наблюдалось сияние при их обретении (Елецкая-Черниговская, Ченстоховская-Тывровская, Царевококшайская, Жировицкая, "Милующая", Ахтырская, Галичская, Дубовицкая), исходило благоухание ("Елеоточивая"), звучал голос ("Скоропослушница", Югская, Смоленская-Соловецкая), икона сама собой обновлялась (Касперовская) или оживало изображение на ней ("Нечаянная Радость", Серафимо-Понетаевская).

От некоторых образов чудесным образом источались кровь, слезы, миро. Истечение крови ("Закланная", Долисская, Чен-стоховская, Иверская, Кипрская, Пахромская, "Нечаянная Радость"), как правило - от нанесенной образу раны, происходило для вразумления людей, оскорбивших святыню. Слезы, истекавшие из очей Пресвятой Богородицы ("Плачущая", Тихвинская-Афонская, Ильинская-Черниговская, Пряжевская, Рядитенская, Казанская-Высочиновская, Ка-занская-Каргопольская, "Умиление"-Новгородская, Каплуновская, Мирожская, "Знамение" - Новгородская, Корсунская-Изборская), воспринимались и как знак скорби о грехах человеческих, и как знак милосердия Владычицы, плачущей о своих чадах.

МАССОВЫЕ ЗНАМЕНИЯ


До XX в. мироточение или слезоточение икон было редким, исключительным явлением. Массовые знамения стали наблюдаться в России в XX в. Первый такой период приходится на начало 1920-х годов. 1991 год - начало времени повсеместных знамений от икон в России. Иконы чудесным образом обретаются, обновляются, мироточат в храмах, монастырях, в домах простых людей. Это несомненный исторический факт. 1991 год положил начало расчленению России. Страна оказалась ввергнутой в пучину испытаний. На Светлой седмице 1991 источала благоуханное миро икона Божией Матери "Державная" из Николо-Перервинской обители в Москве. Летом того же года в одном из старинных храмов Вологды потекли слезы из очей Господа на образе Нерукотворного Спаса. 18 августа в Грузии заплакала старинная икона Богоматери. 22 ноября 1991 в Смоленском Успенском соборе источила слезу Казанская икона Божией Матери. "Слезы Богоматери! Явление, приводящее в трепет и благоговение, - пишет о плачущих иконах протоиерей Михаил Помазанский. - Оно свидетельствует, как близка миру Богородица. Но - пусть бы этих слез не было! Если в семье нет для детей большего горя, как видеть плачущую свою мать, то для христиан каким должно быть сильным и страшным потрясением знать, что о них и из-за них проливает слезы Матерь Божия!.. Укорительно для нас и предостерегающе, и призывом к покаянию должны быть приняты нами слезы Богоматери!" Несколько лет происходит мироточение икон в центрах православной святости - Оптиной пустыни, Спасо-Преображенской пустыни Рижского Троице-Сергиева монастыря, в новоустроенных монастырях и др. Количество сообщений о чудесах от икон в России в конце XX - начале XXI века побило все рекорды. К примеру, в Свято-Введенском монастыре города Иваново с декабря 1998 года по март 1999 года мироточили 1047 икон. Член комиссии по описанию чудесных знамений в Русской Православной Церкви Павел Флоренский считает, что ничего необычного в этом нет: массовое мироточение вызвано тем, что восстанавливаются храмы, и икон становится больше. Многие чудеса связаны со святыми покровителями России - Царственными мучениками. В сентябре 1994 в Царском Селе мироточила Феодоровская икона - покровительница Дома Романовых. В Покровском храме Мариенбурга (близ Гатчины), выстроенном в память чудесного спасения Царской семьи при крушении поезда у станции Борки, замироточила икона "Взыскание погибших". Это произошло 17 февраля 1994, в канун празднования этой иконе. Сначала из ока Богоматери истекла тонкая светлая струйка, затем слезы потекли одна за другой, потом появились три полоски мира от левого плеча. Позже замироточила вся поверхность иконы. Чудо продолжалось около двух месяцев. В свое время получила широкую огласку и история с мироточением иконы святых Царственных мучеников. 31 января 1997 в доме одной московской прихожанки замироточила прозрачным благоухающим миром небольшая бумажная икона Царя-Мученика Николая Александровича и св. равно - ап. кн. Владимира. В 1998 началось мироточение иконы Государя Николая Александровича в московском храме Вознесения Господня на Гороховом поле. Образ был перенесен сюда из квартиры одной из прихожанок, где чудо впервые было зафиксировано 7 ноября 1998. Обильное истечение мира происходило почти ежедневно, а дивное благоухание не прекращалось ни на один день, особенно усиливаясь во время панихид по Царственным мученикам. Вопреки законам физики, миро струилось по лежащей на аналое иконе не вниз, а с четырех сторон киота к изображению Царя. С тех пор икона периодически источает миро, что неоднократно было зафиксировано кинокамерами. Эта икона путешествовала по России, ее торжественно принимали в разных епархиях.

И МИРО, И КРОВЬ


Прихожане храма Святой Троицы в селе Старый Валовай, в 200 километрах от Пензы, накануне Пасхи стали свидетелями необычного явления: с икон стекало миро, и на них проступила кровь. "Вот уже в течение года у нас мироточат 27 икон, но за две недели до Пасхи они стали особенно сильно "плакать". А шесть Икон вообще закровоточили", - рассказал староста храма Геннадий Заливное. "Сначала мы наблюдали, как на иконе "Распятие Христа", на лбу Иисуса, выступила красная капелька, потом она потекла струйкой. После этого кровь появилась на ладонях, ногах, ребре", - заявил он. Чуть позже закровоточили "Спас Нерукотворный", "Спаситель Благословляющий", "Спаситель Вседержитель", "Богоявление", еще одно "Распятие" - только те иконы, на которых изображен Иисус Христос. Все они стоят либо на алтаре, либо рядом с ним. После службы прихожане собирают вату и платочки из-под икон, на которые стекает миро. Потом верующие прикладывают их к больным местам и вылечиваются. "У моего сына Владимира больные ноги, операцию даже делали. Одна нога так болела, что ночью спать не мог. Я приложила ему платок, пропитанный миром, и боль прошла. Сейчас ему гораздо лучше", - рассказала одна из прихожанок. Все мироточащие иконы этой церкви раньше находились в домах прихожан. И ни одна ни разу не мироточила, тем более не кровоточила. И только в храме произошло чудо.

- 7411

"Когда говорят о мироточении икон, нужно понимать, что название этого чудесного явления - условное. Некое светлое, маслянистого вида вещество, выделяющееся при чудотворениях не тождественно священному миру, применяемому в таинстве миропомазания.

На иконах появляется жидкость, лишь напоминающая миро, столь же благоуханная. Вид, цвет и консистенция образующейся жидкости разнообразны: от густой, тягучей смолы до росы, поэтому иногда говорят о "елеоточении" или "росоточении".

Газета "Пятое измерение" за 2002г,статья "Мироточение: почему иконы плачут".

1.Библейское мирро. Мирра, мирро - название пахучих масел, изготавливаемых их зерен эфирных и масляничных растений. Значительный удельный вес в нем занимает мирта (мирра), которая и дала название маслу. Оно известно из давних библейских времен (Песнь песней, 1:12; 3:6; 4:6;5:13; Исайи, 41:19; 55:13; Захарии, 1:3; Неемии, 8:15). Известная в округе блудница, узнав о пришествии в ее селение Иисуса Христа, "принесла алавастровый сосуд с миром; и ставши позади ног Его и плача, начала обливать ноги Его слезами и отирать волосами головы своей, и целовала ноги его, и мазала миром"(Лука, 7:37-38). Подобно этому, как сообщают евангелия, миром неоднократно обмывали ноги Иисуса Христа и другие женщины сходного поведения (Матфея, 26:7; Марка, 14:3; Иоанна, 11:2; 12:3). Сто литров смеси смирны и алое израсходовал некий Никодим для погребения Иисуса Христа (Иоанна, 39-40). В воскресенье утром женщины пришли ко гробу Иисуса Христа, чтобы помазать его тело миром. Этих женщин в православной церкви называют женами.

2.Церковное миро. В процессе оязычивания христианства церковники постепенно вводили в религиозную практику верующих обряды, поклонение ангелам и святым, изготовляли истуканов (иконы и скульптуры)... Все это строго-настрого запрещается Священным писанием (Библией) Старого (Исход, 20:4-6; Левит, 26:1; Чисел, 14:18; Второзаконие, 5:8-9; Псалом 96:7) и Нового (Иоанна,4:21-24; 2-ое коринфянам, 3:17; филипийцам, 3:3) Заветов. В VIII-X столетиях христианская церковь вводит 7 так называемых Таинств: Крещение, Миропомазание, Покаяние, Причащение, Венчание, Священство и Елеоосвящение, - . в которых "видимом образом верующим реподаются дары божьей благодати". Миропомазание - это "дары Духа Святого, которыми через видимое помазание мирром и слышимое произнесение определенных слов молитвы/заклинания верующему подаются силы божьей благодати для проведения христианского образа жизни или для выполнения отдельного служения". В православной церкви таинство Миропомазание совершается священником сразу же после крещения ребенка или взрослого. В католической церкви

Миропомазание, которое называется Конфирмацией, совершается епископом над детьми, достигшими 8-12-летнего возраста. В православных церквах монархического правления (Византии, Грузии, Болгарии, Румынии) главой церкви страны совершалось еще Миропомазание монарха/царя на царство.

О мироточении (истечении маслянистой благоухающей жидкости) икон известно давно. Раньше подобные случаи происходили крайне редко. За две тысячи лет зафиксировано не больше 18 случаев мироточения икон Пресвятой Богородицы. Мироточение икон происходило не больше двух-трех раз в столетие. В конце же двадцатого века и начале двадцать первого, буквально хлынул поток сообщений о мироточащих иконах.

Количество сообщений о мироточащих иконах в наше время стали появляться чуть ли не еженедельно. Например, в расположенном в г. Иваново Свято-Веденском монастыре в период с декабря 1998 по март 1999 года мироточили, если верить сообщениям, 1047 икон.(!)

Широкую известность приобрел случай, когда в военном городке Клин-2 у пожилой женщины стали мироточить почти все имеющиеся в доме иконы. После публикаций в СМИ к женщине устремились многочисленные паломники, привозившие с собой свои иконы. И привезенные иконы тоже начинали мироточить. Женщина перестала ходить в церковь, совершая самостоятельные молебны дома. К ней стали приезжать сомнительного вида «старцы», к которым она водила на «лечение» всех знакомых. Возникает резонный вопрос: от Бога ли было чудо мироточения?

Как это ни покажется странным, но мироточат не только иконы святых. Известны случаи мироточения изображений Григория Распутина и даже царя Ивана Грозного.

Служители церкви считают мироточение икон знаком милости и поддержки свыше, но к сообщениям об очередном мироточении относятся с большой осторожностью – уж слишком часты случаи фальсификаций. По каждому случаю мироточения епархиальным управлением назначается специальная комиссия, в функции которой входят осмотр иконы и опрос свидетелей. Если комиссия выносит положительное решение, создается новая комиссия для проведения более тщательного расследования.

Один из случаев фальсификации был разоблачен еще царем Петром Первым.

Не так давно, в ходе визита Папы Римского в Грецию, служители греческой православной церкви объявили, что одна из икон стала источать кровавые слезы, будто свидетельствуя о богопротивной сущности визита главы католической церкви. Анализ «слез» показал, что они являются соком дикой вишни. Оказывается, что шарлатаны есть не только среди простых людей, а и среди самих священнослужителей.

1. Мироточения бывают разными. От капли на иконе, до лужи масла, в которой почти плавает икона.

Как это можно повторить? Капнуть масло из пипетки, налить масло в пакет с иконой. Это не сложно, главное посильнее орать о чуде. Тут проверить нельзя, а вот повторить такое чудо можно.

Если слухи, что мироточит икона не сверху вниз, а снизу вверх, противореча законам физики. Или миро точение происходит на глазах с заметным увеличением объема. Тут надо более внимательно рассматривать этот процесс (нужен выезд на место). Не забывая опыт разоблачения сделанный Петром 1.

Во время царствования Петра I в одном из соборов "заплакала" икона богородицы. Попы заявили, что она оплакивает старые порядки, которые разрушались Петром... Петр был верующим человеком, но "чудо" почему-то не произвело на него какого-либо впечатления. Более того, он по слал настоятелю собора, в котором "заплакала" икона, грозное предписание. "Приказываю,- писал царь,- чтобы отныне богородицы не плакали. Если богородицы еще заплачут маслом, то зады попов заплачут кровью". Верующему человеку может показаться, что попы здесь совсем ни при чем. Однако плач икон сразу же прекратился. И не случайно: в подавляющем большинстве "чудо" "плачущих" икон и "кровоточащих" крестов творится не кем иным, как служителями культа. Реакционному духовенству времен Петра I не нравились вводимые им новые порядки. Вот и решили они "сотворить" "плачущую" икону богородицы, чтобы настроить народ против Петра. Тот разгадал замысел церковников и пригрозил им расправой за "творение чуда".

Но как же "чудотворцы" заставляют иконы "плакать" и кресты "кровоточить"? Очень просто. Для этой цели они просверливают, например, отверстия в иконе и с противоположной ее стороны помещают сосуд со "слезами" или "кровью". С помощью различных приспособлений "слезы" или "кровь" выдавливаются из отверстий. Затем эту "божью благодать" собирают и продают верующим. То же самое проделывается и с крестами.

Конечно, иконы "плачут" и кресты "кровоточат" не настоящими слезами и кровью. "Чудотворцы" в рясах заменяют их либо постным? маслом, либо водой, либо смесью каких-нибудь химических веществ. Это еще одно доказательство, что "чудо" "плачущих" и "кровоточащих" икон и крестов творится не богом, а человеком. Будь это делом рук божьих, иконы заплакали бы настоящими слезами или кровью. А земным "чудотворцам" это не под силу, и они пользуются для творения "чуда", например, постным маслом, так как оно стекает по иконе не ручейком, а каплями, как настоящие слезинки. Иногда пользуются водой. Но тогда смазывают поверхность иконы маслом, чтобы и вода скатывалась по иконе каплями.

Иногда "плакать" и "кровоточить" предметы могут и без вмешательства рук человеческих. Подобное "чудо" произошло в 1923 году в Подолии. Здесь, в местечке Калиновка, стоял у дороги обитый жестью крест, на котором красками был написан образ Христа. В годы гражданской войны жесть была пробита пулями. У отверстия скопилась ржавчина, смешанная с краской, которая, размываясь дождем, стекала по кресту, образуя красные полосы. Эти полосы и были приняты верующими за следы крови. Весть о "чуде" быстро облетела всю Украину. И к "кровоточащему" кресту начали стекаться толпы верующих. Секрет "чуда" был раскрыт специальной комиссией, в которую входили и представители духовенства.

В истории известны случаи, когда ужас на людей наводило появление "кровавых" пятен на гостиях и просфорах. Такое "чудо" имело место, например, в 1383 году в небольшом германском городке Вильснаке, где стали "кровоточить" гостии, лежавшие в алтаре церкви. И каких только догадок не высказывали верующие, глядя на "окровавленные" лепешки! Многие видели в этом грозное предзнаменование божье о наступлении "светопреставления". На самом же деле за кровь верующие приняли скопление особого вид& бактерий, имеющих красный цвет. Эти бактерии поселились на гостии и настолько размножились, что их скопления стали видимы даже невооруженным глазом.

За "плач" иконы однажды даже приняли ее простое запотевание. В 1934 году в Пружанах (Белоруссия) в холодной церквушке собралось много верующих, и от их дыхания на поверхности иконы божьей матери появились капли воды. Это было принято за "чудо".

Если мы будем подходить к "чудесам" без предвзятого мнения, то убедимся, что в природе ничего "чудесного", то есть сверхъестественного, не бывает. "Чудо" -это или результат преднамеренного мошенничества, или явление, вполне объяснимое с научной точки зрения. (100 ответов верующим. М.: Политиздат, 1974.)

2. Мироточат мощи святых. Но в музеях они не мироточили, лишь в последнее время ходят жуткие рассказы, как музейные работники заливали цемент в глаза святым, чтоб из них не шло миро и т.п.

3. Кровоточат статуи у католиков, но последнее время мы слышим много разоблачений от самих католиков.

4. Комиссия по чудесам. В неё входят верующие учёные. Которые являются послушными членами церкви, выполняющими её предписания, в том числе и по исследованию чудес. Судя по тому, что я слышал в отношение её работы то она в большей степени является описанием чудес мироточения, вместо их всестороннего изучения.

Обычно плачут постным маслом (это очень удобно для них, так как вода просто стекла бы ручьём, не образуя слезинок). Могут иконы плакать и водой, но только в тех случаях, когда они сами смазаны постным маслом или каким-нибудь другим жиром (или в тех случаях, когда за "плач" принимается простое запотевание иконы).

Иногда иконы плачут "кровью". Химический анализ "крови" показывает, что изготовляется она, в частности, из смеси кармина с глицерином. Весьма эффективная "кровь", изготовленная путём смешивания бесцветного раствора небольшого количества роданистого калия и тоже почти бесцветного раствора хлорного железа.

Что касается конденсации, то давайте поставим эксперимент, чем покрыть икону или стекло, что бы на нём конденсировалось масло или вода. Или ещё что-то.

После эксперимента будет ясно, возможно это явление в естественных условиях и будет понятно что искать на мироточащих сходным образом.

После установления Советской власти иконы почему-то вообще перестали рыдать, хотя именно это время было наиболее благоприятным для плача икон, чтобы тем самым бог мог выразить своё возмущение так называемыми "дьявольскими гонениями" безбожной власти против религии и церкви.

Возможно, в данном случае иконы просто поопасались, что очередное разоблачение тайного (разумеется, божественного) механизма сотворения данного чуда может обернуться явно не в пользу организаторов этого "чуда". Так или иначе, но божий протест с помощью плачущих икон при Советской власти не проявлялся.

Но изменились времена, церковь, при активной поддержке со стороны нынешней политической власти, вновь обрела силу. Благоприятность момента проявляется и в том, что сейчас уже нет Петра I, который бы мог бесцеремонно обследовать "плачущую икону" и выявить земные причины механизма её "плача": ведь опекаемая государственной властью церковь ни в коем случае не допустит, чтобы какие-то "богохульники" усомнились в чудотворности иконы и позволили бы себе обследовать саму икону.

Вот почему вполне естественно следовало бы ждать нового нашествия чуда плачущих икон. И, разумеется, вскоре последовала реализация этого нашествия.

В Волгоградской области (см. газ. "Мир новостей" от 18.11.2001) почин был осуществлён иконой Варвары Великомученницы. Именно на ней, вначале скромно, в виде испарины стали выступать капельки. Причём, обратите внимание на то, как удачно икона выбрала для себя время сотворения своего чуда: оно произошло именно в канун праздника пресвятой Богородицы! Видимо, это была пока проба сил, поскольку с иконы "начали стекать тоненькие струйки… Мироточение было настолько обильным, что служителям пришлось собирать воду ваткой".

Почин этой иконы быстро подхватили другие сообразительные иконы ("Позднее заплакали и другие иконы"), видимо для того, чтобы ни у кого не осталось сомнения в подлинности чуда и решительности божьей поставить производство чудес на широкую ногу, использовав для этого дела поточный метод. И к храму потянулись верующие. За короткий срок здесь замироточили уже 19 икон. Не иначе, это кому-то было выгодно...

В настоящее время в Русской Православной Церкви большое внимание людей обращено к многочисленным фактам мироточения. По некоторым подсчетам, иконы мироточат в аже 5000 местах по России. Что в Церкви понимается под словом "миро"? И везде ли это чудо от Бога?

Что в Церкви понимается под словом "миро"? Во-первых, святое миро – это вещество, составленное и приготовленное на основе оливкового масла и ароматических веществ. Миро освящается епископом, а в Русской Православной Церкви – Святейшим Патриархом, и используется при совершении Таинства Миропомазания, в котором крещеный человек получает дары Святого Духа. Таинство Миропомазания, как и Таинство Крещения, совершается один раз в жизни.

Во-вторых, под миром также понимается жидкость, чудесным образом истекающая от святых мощей и икон. Явления мироточения наблюдаются с I в. и до наших дней. Есть сведения, что мироточили мощи апостолов, учеников апостольских, первых пресвитеров, мощи многих мучеников.

В 92 г. по Р. Х. пострадал святой священномученик Антипа, епископ Пергамский. От останков мученика исходило сильное благоухание, на нем проступали капли мира, помазываясь которым больные получали исцеление от недугов.

Около 117 г. в Эфесе пострадала св. мц. Ермиония, дочь апостола Филиппа. От ее останков обильно истекало целебное миро.

В житии святого великомученика Димитрия Солунского сообщается, что когда были обретены его мощи, из них истекало благовонное миро, так что весь город наполнился благоуханием.

Из ветхих косточек-останков святителя Николая Чудотворца до сих пор истекает святое миро, прозрачное на цвет и, видимо, не имеющее сильного благоуханного запаха, но несущее благодатную помощь. Лет 25 назад я сам получил исцеление от резкой зубной боли, когда раскололся зуб и обнажился нерв, после молитвы свт. Николаю Чудотворцу и помазания больного места миром от мощей святителя.

Как в Киево-Печерском монастыре на мироточивых главах, так и на некоторых иконах при появлении мира начинается некоторое запотевание отдельных мест и проступают мелкие, постепенно увеличивающиеся капли, иногда переходящие в маленькие струйки.

Все истинные явления мироточения никогда не вызывали у верующих истерического или экзальтированного состояния, а водворяли в сердцах чувства покаяния, благоговения, любви и смирения.

В то же время об аналогичных случаях появления на почитаемых святынях маслянистой жидкости известно и в Католической Церкви, где много таких фактов, которым я не готов дать какой-либо определенной оценки.

Совершенно однозначно можно квалифицировать как сатанинское явление так называемые "мироточения" от икон в секте "Богородичный Центр" (Церковь иконы Божией Матери "Державная"), которые по сути к христианству отношения не имеют, но пытаются доказывать истину своего культа фактами истечения маслянистой жидкости от их икон.

Язык не поворачивается назвать миром ту маслянистую жидкость, которая появлялась в древнем мире на статуях языческих божеств.

Словом, сам факт появления маслянистой жидкости, даже и с сильным запахом, не может еще свидетельствовать о ее благодатном происхождении.

Как мы все знаем, Господь наш Иисус Христос отверг сатанинское искушение чудом и отказался использовать чудеса как средство привлечения к вере. Так, в период с Воскресения до Вознесения Он не явился ни одному неверующему.

Являясь благочинным Клинского округа Московской епархии, я знаю о явлениях мироточения в ряде храмов благочиния. Но хочу сосредоточить свое внимание только на одном явлении, которое вызывает у многих священников соблазн и духовное отторжение.

Говоря о подлинных явлениях мироточения от икон, следует сказать следующее:

1) мироточения от икон никогда не были связаны только с конкретным местом, а иконы мироточили в разных местах;

2) никогда подлинные мироточения не были связаны с присутствием конкретного живого человека;

3) никогда подлинные мироточения не прекращались, если икону приносили в храм.

Кроме того, из истории Церкви известно, что явление подлинного чуда благотворно сказывалось и на душе человека, которому оно было явлено. Вспомним явление Казанской иконы Божией Матери девочке Матроне. Она не считала себя собственницей чудотворной иконы и никого никогда со властью не поучала с высоты собственного достоинства, а отдала сразу же икону Церкви, а сама стала смиренной монахиней.

Рассмотрим с этих позиций чудесные явления в квартире Валентины Михайловны Жучковой в военном городке Клин-9 на территории православного прихода и в непосредственной близости от православного храма.

Эти явления начались на Страстной Седмице 2001 г. в трехкомнатной квартире Жучковых, в спальне, в доме-хрущевке на территории военного городка.

***

Читайте также по теме:

  • Благословленное мракобесие . Мракобесие (обскурантизм, реакционность) – враждебное отношение к просвещению и науке, прогрессу вообще - Сергей Гупало
  • Академик Флоренский: "Я боюсь чудес!" - Лидия Юдина
  • "Род лукавый и прелюбодейный ищет знамения.." - о книге иеромонаха Трифона "Чудеса последнего времени" - иерей Алексий Плужников
  • Проблемы сектантского сознания в церковной ограде - Виктор Чернышев
  • Об иконах-оберегах - протоиерей Виталий Эйсмонт
  • "Солидный господь для солидных господ", или 6 массовых псевдосвятынь - Андрей Зайцев
  • "Гастроли" с мощами. Как быть? Народ, который толпами стекается на поклонение, зачастую далек от христианского понимания почитания святых - Дмитрий Марченко
  • Читайте другие материалы раздела "Осторожно - искушение псевдоправославием" , посвященного проблемам псевдоправославных учений, суеверий, расколу и младостарчеству...

***

Валентина Михайловна Жучкова реставрировала старинную плащаницу для храма, где настоятелем был ее духовник. Работа была закончена к Великому Четвергу. После этого "она обратилась к Богу с благодарственной молитвой и сказала, что принесла Ему все, что смогла. Затем она вышла из комнаты, где находилась плащаница, а когда возвратилась туда, ясно ощутила благоухание и, как ей показалось, в комнату "сошло" как бы некое "невидимое благодатное облако". После этого ею были обнаружены благоуханные истечения на кресте и Иверской иконе Пресвятой Богородицы" (из рапорта протоиерея Аркадия Штейнберга, председателя Комиссии Клинского благочиния по изучению данного чуда).

Постепенно стали мироточить в ее спальне и другие иконы. В эту комнату стали приноситься верующими разные иконы. У самой Валентины Михайловны мироточили сначала только современные бумажные иконы. Затем стали происходить обновления – осветления икон, хотя мне не известно ни одного свидетеля, который бы наблюдал непосредственно сам этот процесс.

Истекание маслянистой жидкости реально существует, что я лично могу подтвердить. При этом Валентина Михайловна сама признавалась посетителям, что для них разбавляет "миро" подсолнечным маслом в пропорции 1:1, а священникам дает миро неразбавленным.

Со временем на бумажных иконах стали появляться и так называемые кровоточения.

Первое время после начала этих событий я решил получше присмотреться к чуду "мироточения", посмотреть, какая духовная ситуация складывается в связи с этим явлением. Местный народ повалил валом на квартиру Жучковой. Но никаких положительных сдвигов в душах этих "паломников" мне обнаружить не удалось. Безбожники, восхищавшиеся "чудом", так и остались безбожниками.

После беседы со своим духовником архиепископом Михеем, опытным монахом, я, по его совету, предложил передать мироточащие иконы в православную церковь, от чего Валентина Михайловна категорически отказалась, видя в этом посягательство на свои права. Позже она передала одну икону – Иверскую, которая первой начала мироточить, в местную церковь, но потом забрала ее домой. Затем она согласилась давать свои иконы в церковь на время совершения молебнов, а после молебнов сразу относила иконы домой. Было замечено, а потом стало и совершенно ясно, что "мироточивые иконы" после перенесения в любой храм постепенно переставали "мироточить".

Валентина Михайловна как-то уехала на несколько дней из дома, а вернувшись, обнаружила, что ее иконы мироточить перестали. Тогда она с усердной молитвой обратилась к Богу, чтобы мироточение продолжилось. И оно с большей силой возобновилось.

Между тем из святоотеческой аскетической литературы известно, что испрашивание чудес недопустимо и является признаком духовной прелести.

Я несколько раз бывал в комнате, где происходят чудесные явления. Этой маслянистой жидкостью пропитано буквально все. Даже нижние стороны полок стеллажа с иконами, ковер, ванночки, в которых мокнут иконы в этой жидкости, и ванночки, в которые истекает жидкость с икон. Все иконы ею покрыты: и стоящие на стеллаже, и лежащие на диване. Их сотни. Люди жаждут чуда и несут сюда свои иконы, чтобы через некоторое время забрать их домой покрытыми этим маслянистым веществом. Я не так сильно могу различать запахи. Поэтому в большей степени буду основываться на чужих свидетельствах.

И сама Валентина Михайловна, и многие посетители, в том числе и священники, признают, что это "миро" на разных иконах имеет разные запахи. Некоторые священники называют их карамелевыми запахами. Сама Валентина Михайловна четко классифицирует разные запахи по названиям, которые вполне соответствуют тем наборам ароматических масел, которые в большом количестве продаются в иконных лавках.

Засохшие масляные пятна и то, что называют засохшими кровоподтеками, делают эти бумажные иконы не только некрасивыми, но даже безобразными, тогда как задача иконы – являть красоту Горнего мира в нашем изуродованном грехом земном мире. Мироточат все изображения, находящиеся в этой комнате. Мироточит католическая икона с изображением сердца Иисусова. Мироточит абсолютно ложно изображенная икона святого царя-страстотерпца Николая.

Икона должна являть нам духовный свет Божиего мира. А на иконе царь изображен с очень мрачным лицом и руками в кандалах. На языке православной иконы это означает, что данный человек находится в вечных узах и в аду. За икону же выдается картинка какого-то художника, который творчески переработал известную фотографию императора, нарисовал нимб и назвал иконой.

Обложка книги "Чудеса последнего времени" иеромонаха Трифона. В феврале 2011 года не рекомендована к распространению в храмах Издательским советом Московской Патриархии

Мироточат "иконы" царя Ивана Грозного, Григория Распутина, протоиерея Николая Гурьянова, Евгения Родионова.

Но ведь не писали икон преподобного Серафима Саровского или праведного Иоанна Кронштадтского до их прославления. Само создание таких икон, независимо от достоинства лиц, на них изображенных, является делом нецерковным.

Мироточит фотография живого человека, которого Валентина Михайловна считает великим праведником.

Нет никаких отдельных капелек, все практически сплошь покрыто маслянистой жидкостью.

В комнате действительно имеешь очень сильные духовные ощущения. Но я не одинок, когда испытываю эти ощущения как сильные, но тяжелые, давящие и диаметрально противоположные тем святым ощущениям, которые испытываешь в церкви, перед престолом, и, особенно, во время Литургии.

Через некоторое время после начала мироточения мы в нашей церковной газете "Клин Православный" напечатали заметку, в которой упоминался факт мироточения икон в одном из храмов благочиния, но ничего не было сказано о мироточении в Клин-9. 26 августа 2001 г. я пригласил на собрание священников благочиния Валентину Михайловну. На нем В.М. Жучкова с руганью обрушилась на всех священников, называя нас неверующими, хотя ничего против нее и происходящих в ее доме событий не было сказано.

Обычно прихожане робеют при двух священниках, а тут иное отношение. Перед этими священниками Валентина Михайловна не извинилась, хотя под влиянием духовника впоследствии признала свою неправоту.

На одном из собраний духовенства Клинского благочиния была организована комиссия из состава местных священников для изучения фактов мироточения в квартире Жучковых.

27 июля 2003 г. комиссия, членами которой были священники, пришла к Валентине Михайловне. Она их приняла. Разговор начался мирно, доброжелательно, но трудно. Откровенности со стороны хозяев не ощущалось. Комиссия вежливо и деликатно выслушала рассказ Валентины Михайловны, которая сказала, что "старцы, которых благословили на отчитку, приезжают сюда и здесь изгоняют бесов" (рапорт священника Алексия Тюкова).

В то время, как комиссия разговаривала с Валентиной Михайловной и ее мужем Владимиром, в спальне служил молебен игумен Ипатий, который сказал, что он из Оптиной Пустыни. Он с увлечением и горящими глазами рассказывал комиссии об одной женщине, из которой он изгонял бесов путем отчитки: "Все уже думали, и я тоже, и она, – говорил он, – что бес из нее вышел. Я помазал ее миром, которое дала мне Валентина, и бес зарычал: "Зачем ты ее помазал, она думала, что я из нее вышел?" (рапорт иеромонаха Тихона (Полянского)). При этом игумен Ипатий старательно демонстрировал, как рычал бес.

После вопросов о мироточении неканонических икон, икон непрославленных Церковью людей и мироточении фотографии живого человека Валентина Михайловна стала кричать и прогнала из дома всю комиссию.

Рядом со своим подъездом Валентина Михайловна без благословения церковной власти и без согласования с военным командованием построила летнюю часовню, в которой служат молебны приезжающее в паломничество духовенство вместе с паломниками. Никто из этих священников не испрашивает благословения церковной власти, хотя в пятидесяти метрах от дома находится православный храм.

Врач С., работающая в неврологическом отделении Клинской городской больницы, свидетельствует, что "Жучкова Валентина Михайловна в 1980 г. лечилась в неврологическом отделении г. Клина у меня в палате по поводу церебрального арахноидита (воспалительного процесса мозговых оболочек). Помимо основных жалоб и симптомов данного заболевания, у нее отмечались своеобразные личностные качества, которые расценивались как функциональные расстройства нервной системы (желание повышенного внимания со стороны персонала к ней, убежденность в особенности именно ее заболевания, необычность поведения и т. д.). Из отделения больная была переведена в неврологическое отделение МОНИКИ, где диагноз был подтвержден".

Тот же врач сообщает, что к ней на консультацию был направлен подросток "с инфицированной кистой в области копчика, температурой до 40°С, которого Жучкова В.М. "лечила" молитвами и миром от икон. Лечиться оперативно по поводу кисты больной отказывался, ссылаясь на чудесные исцеления у Жучковой".

Одна сельская прихожанка засвидетельствовала мне, что когда была на приеме у Валентины Михайловны и рассказала о своих скорбях, та категорично сказала ей: "Тебе надо ехать в Загорск на отчитку, Причащение тебе не поможет".

Местные жители к Валентине Михайловне теперь ходят мало. Большинство приезжает издалека.

Кстати, о том, что Валентина Михайловна выгнала церковную комиссию, она, конечно, жалеет, так как очень нуждается в одобрении своей деятельности церковной властью, однако ни перед одним священником она не извинилась.

В рассказах "паломникам" о чуде присутствует ложь: муж Валентины Михайловны, Владимир, рассказывал, что Комиссия по описанию чудесных знамений, происходящих в Русской Православной Церкви, под председательством П.В.Флоренского брала на анализ кровь с икон: группа крови оказалась "такой же, как у Иисуса Христа и Богоматери", хотя Комиссия никаких сведений о результатах анализа никому не представляла.

Если теоретически можно говорить о группе крови Иисуса Христа, так как сохранилась Туринская Плащаница, то нет никаких оснований говорить о группе крови Богоматери.

Подытоживая факты, связанные с "мироточением" икон у Валентины Михайловны Жучковой, следует сделать такие выводы:

1) "мироточение" происходит только в одном месте – спальне;

2) "мироточение" связано с присутствием одного человека – Валентины Михайловны Жучковой;

3) в храмах "мироточение" от этих икон прекращается;

4) "мироточат" все изображения в комнате;

5) создается экзальтированная обстановка вокруг этого "чуда", в результате чего происходит разделение православных. Принимающие "чудо" у В.М. Жучковой за благодатное во главе с самой Валентиной Михайловной считают всех сомневающихся и не принимающих за благодатные явления вышеописанные факты "неверующими".

На основании всего вышеизложенного, закономерно сделать вывод, что все эти чудеса "мироточения" и "кровоточения" носят нецерковный характер, не соответствуют духовной традиции Православной Церкви и, следовательно, не имеют к ней никакого отношения.

Как-то довелось мне в новостях увидеть позорный репортаж о том, как в одном российском то ли храме, то ли монастыре вдруг случилось диво дивное - замироточила икона. Я был поражен: ведь это же самое настоящее чудо - обман, постыдная нелепость которого была ясна людям уже лет триста тому назад, до сих пор работает!

А ведь еще Петр Первый предупреждал попов: если где икона замироточит, в том приходе поповская задница заплачет кровью! И иконы на Руси мироточить сразу перестали. Попы берегли свои задницы. Христианские чудеса, как видите, отменить очень просто. Католики, имеющие печальный и дискредитирующий религию опыт масштабных средневековых фальсификаций, еще в XVI веке решением высших чинов церкви «отменили» 90 % всех известных на тот момент чудес (о редких исключениях поговорим ниже). А у протестантов, которые вообще отрицают существование чудес, никаких чудес и не происходит. Только тот, кто имеет неразвитое сознание, может найти чудо везде - даже в церкви…

Петр Первый сам с удовольствием разоблачал поповские трюки. Однажды царю донесли, что в Петербурге народ волнуется: в Троицкой церкви заплакала икона Богородицы. Народ - он как ребенок, всему верит, поэтому в церковь тут же устремились толпы простаков. Устроители шоу потирали ручки. Тут же нашлись толкователи, которые утверждали, что Богородица плачет потому, что недовольна вновь отстроенным городом и царем-антихристом. А это было уже опасно! Поэтому Петр, которого могли, казалось бы, заботить более важные вопросы, например, подготовка к очередной войне, бросив все дела, лично кинулся к церкви. В отличие от тупой голытьбы, он-то знал, что чудес не бывает. А бывают провокации.

Войдя со свитой в храм, Петр некоторое время рассматривал икону, потом хмыкнул, велел снять ее со стены и доставить к нему во дворец. Там Петр при свидетелях отодрал оклад и, разорив икону, показал присутствующим две небольшие лунки в доске напротив глаз Богородицы. В них лежали кусочки масла. А в глазах Богородицы ушлые попы прокололи дырочки. Когда возле иконы ставили свечи и вешали лампаду, масло растапливалось и начинало потихоньку сочиться через дырочки в слое краски.

Есть и еще один способ, похожий. Доску, на которой пишется икона, пропитывают маслом. Затем, когда доска чуть просохнет, ее покрывают плотным слоем краски, в которой прокалывают иголкой две крохотные дырочки в районе зрачков. От тепла дерево начинает «потеть» маслом, которое находит выход через эти дырочки. Верующие в полном восторге!

Бывает и так, что икону замасливает недостаточно прикрученный фитиль масляной лампы, который разбрызгивает масло. В этом случае масло удается обнаружить не только на самой иконе, но и на окружающих предметах.

А почему, кстати, масло?… Если Богу надо показать чудо, то святые на иконах и плакать должны какой-нибудь чудесной жидкостью! Или хотя бы реальными слезами. А они текут подручными материалами, например, миро. Миро - это растительное масло, настоянное на ароматных травах. Подобное бальзамическое масло продают в крупных торговых сетях в качестве приправы к блюдам. Аналогичный продукт используется и в церкви для магических ритуалов жиро-помазания…

Пошлый трюк с мироточением уже настолько неприличен, что его стесняются даже многие церковные иерархи. В 2001 году «Независимая газета» опубликовала интервью митрополита Нижегородского Николая Кутепова, в котором тот рассказал следующую историю: «Есть у нас приход в Богородском районе. Вдруг подняли шум-гам: 68 икон замироточило! Я за голову взялся. Ребята, надо же какую-то совесть иметь! Быстро создали комиссию. Все иконы протерли. Храм опечатали и закрыли. Неделю стояло. Хоть бы одна капелька появилась!»

Вот так вот - образованные попы разоблачают своих вороватых провинциальных коллег, телевидение рассказывает о «чуде», а прихожане с безумными глазами устремляются в такой храм, неся туда свою кровную денежку…

На протяжении долгой истории христианства фанатики верили во все, что им показывали. В святые пеленки, в которые был завернут после рождения Иисус (они экспонировались еще в начале XX века в главном соборе германского города Аахена)… В подлинность Иисусовой колыбели, точнее, колыбелей (одна колыбель Иисуса хранится в Италии, а другая в Израиле)… И даже в сено (в Средние века во многих монастырях Европы прихожанам демонстрировали сено, в котором лежал младенец Иисус)!..

Французские монахи в течение нескольких веков промышляли тем, что показывали паломникам слезы Иисуса. Причем не просто слезы, а ту конкретную слезу, которую Иисус проронил, узнав о смерти святого Лазаря! Видимо, кто-то в этом момент стоял рядом с пробиркой наготове и тут же взял у Христа анализ выделений.

В Генуе долгое время хранился хвост осла, на котором Иисус въехал в Иерусалим. А испанские церкви демонстрировали отрубленные головы того самого петуха, который прокричал после того, как Петр трижды отрекся от Иисуса!

Помню, в Риме сестра упорно тащила меня в какую-то церковь, где хранится кусок креста, на котором распяли Иисуса, и гвоздь, которым его приколачивали. Она не знала, что в разных церквях и монастырях мира хранится более тысячи голгофских гвоздей! Видимо, римляне пришивали Иисуса к кресту с помощью строительного пистолета. Или даже пулемета…

И во все это верующие верили и верят! Даже после сенса ционных признаний иерусалимского иерарха Феофила о том что церемония зажжения благодатного огня есть всеголишь представление, на православных сайтах замелькали еле дующие сообщения от утопающих, хватающихся за соломинку:

А я все-таки уверен, что это истинное чудо!

Феофил мог сказать о зажигалке для того, чтобы про верить нашу веру.

На самом деле Феофил просто нас всех обманул!

А он вовсе этого и не говорил. Да, он заявил, что это всего лишь церемониальное представление. Но он же не сказал впрямую, что чуда не происходит! Слов «не чудо» не было сказано!

Он просто не употребил слово «чудо», потому что привык за много лет к чуду и воспринимает его как обыденность.

Даже если все патриархи признаются, что это мошенничество, я все равно буду верить в чудо, потому что люди могут лгать, а Господь нет.

Что означает, когда мироточит икона Вседержитель, Николая Чудотворца, Божией Матери, Семистрельная? Что делать, если мироточит икона дома?" />

Мироточение – явление уникальное. Оно считается настоящим чудом, так как мироточить могут далеко не все иконы. Миро – это особое масло, которое выделяется на поверхности иконы, образах, мощах. Оно источает приятное благоухание, консистенция миро может быть медовая, липкая как смола или похожей на росу.

Икона, которая мироточит, заслуженно считается особенной, а само миро – чудотворное. Те, кто коснется его, исцелится от любых недугов, проблем в отношениях, болезней душевных и телесных, бедствий.

ИНТЕРЕСНО: С появлением росы на иконе, к ней сразу же приезжает специальная комиссия, которая подтверждает тот факт, что это явление не подделка. Мироточивую икону помещают в специальную капсулу.


Почему мироточит икона кровью?

Иконы и образы не плачут кровью в буквальном смысле. Если процесс мироточения не подделан искусственно (т.е. в иконе нет специальных дырочек, выпускающих влагу или масло) то, скорее всего, миро смешано с краской, что был нарисован образ, которая в своем смешанном состоянии имеет коричневатый оттенок.

ВАЖНО: С точки зрения эзотерики, такое явления может расцениваться, как примета. Предупреждающая о событиях в будущем (чаще всего плохих: война, потери, споры, гибель, болезни).


К чему мироточат, плачут иконы в церкви, дома: народные приметы:

*Икона «плачет» - знак, который предвещает вам перемены в будущем, если «слезы» светлые – они будут хорошими, если темные – плохими.

*Икона покрылась «росой» - хороший знак, который говорит вам, что все будет хорошо.

*Икона обильно мироточит – хороший знак, о приближающихся благоприятных событиях.

*Икона мироточит в церкви – благоприятный знак для церкви, города, прихожан.

*Икона мироточит дома – в семье случится хорошее событие


Что означает когда мироточит икона Вседержитель, Николая Чудотворца, Божией Матери, Семистрельная?

Толкования:

*Мироточит икона Вседержителя – ждите благоприятных событий и перемен, ваши дела наладятся и жизнь станет счастливой.

*Мироточит икона Николая Чудотворца – счастливое событие или сообщение, благоприятные жизненные перемены.

*Мироточит икона Божией Матери – здоровье детей, появление ребенка, избавление от болезней.

*Мироточит икона Семистрельная – покой и мир дома, защита от «дурного глаза»

Что делать, если мироточит икона дома?

Такую икону ни в коем случае не следует мыть или вытирать. Постарайтесь ее не тревожить и если у вас есть возможность, пригласите к себе домой священнослужителя, который бы мог засвидетельствовать это явление.

Дождитесь пока мироточение не закончится, даже если оно будет очень долго длиться. Примите его, как Божью благодать и уважайте ту икону, что дала вам такой уникальный знак.