Стихотворение отличается от прозы составлением из слов определенного рисунка, не только смыслового, но и звукового. Складывая из них определенную мозаику, поэт способен передать самые глубинные переживания и яркие сцены. Для создания ритмичности и гармоничности произведения используются определенные правила стихосложения: соблюдение чередования в определенном порядке сильных и слабых слогов (ударных и безударных), именуемого стопой; бдение о стихотворном размере или постоянном количестве повторений стоп в каждой строке.

Двусложная стопа

Для того чтобы понять, что такое ямб, нужно внимательно разобраться в стопах вообще. Если мы говорим о двусложной стопе, к которой принадлежат ямб и хорей, то в этом случае безударные слоги чередуются с ударными, один через один. Ударение, падающее на первый из двух слогов, говорит о принадлежности стопы к хорею:

ПрУдом тИхим тУт и тАм,

ВскОльзь, гулЯя пО волнАм...

Тогда как ударение, падающее на второй слог, говорит о том, что примеры:

КогдА зимОй бушУет вьЮга,

А сЕрдце мОлится о дрУге,

СпосОбном дУшу защитИть...

ТогдА, и Я возьмУ стрелУ

И, жгУчей злОбы нЕ таЯ,

ОтпУстят пАльцы тетевУ...

Пиррихий

Это два ярких примера, могущих создать представление о том, что такое ямб. Сталкиваясь же с серьезными классическими поэтическими произведениями, бывает сложнее определить размер стопы. Это связано с распределением ударений в них, не всегда совпадающих с вышеописанной схемой. Что же делать в таком случае:

ЗарЯ румЯнилась спросОнок,

ЖурчАла рЕчка по пескУ,

А тАм, навзгОрье, жеребЕнок

ПрислУшивался к ветеркУ.

Стопа тяжело подлежит определению в силу неравномерного распределения ударений в словах. Это что такое? Ямб ли? Хорей?

Для подобных случаев существует народный способ определения размера стопы, заключающийся в "отчеканивании" стиха подобно первокласснику на линейке, не обращая внимание ни на смысл слов, ни на правильность расстановки ударений в них. При подобной декламации стиха можно заметить следующую схему:

За-рЯ-ру-мЯ-ни-лАсь-спро-сОнок,

Жур-чА-ла-рЕч-ка-пО-пес-кУ,

А-тАм-на-взгО-рье-жЕ-ре-бЕ-нок

При-слУ-ши-вАл-ся-квЕ-тер-кУ.

При прочтении стиха этим способом обнаруживается ряд дополнительных, не присущих словам ударений. Следует обратить внимание на шестой слог в первой и третьей строках, четвертый и шестой - в последней, ярко демонстрирующие это поэтическое явление. В литературоведении оно носит название пиррихий и является применимым для всех размеров слога.

Таким несложным образом в приведенном стихе отмечается ударным каждый второй слог, обнажается типичный ямб. Наряду с хореем, он был популярнейшим слогом среди произведений поэтов 19-го столетия. Стихотворения ямбом предпочитали: А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, А. С. Грибоедов и многие другие классики.

Трехсложная стопа

К трехсложным стопам относятся дактиль, амфибрахий и анапест. Эти размеры стоп характеризуются одним ударным и двумя сопровождающими его безударными слогами. Разница заключается в том, на какой по счету слог падает ударение: дактиль имеет ударным первый слог, амфибрахий - второй, анапест - третий. Это возможно рассмотреть на примерах:

ВЕтви своИ,

В вОду ронЯя,

ПьЕт она нЕбо

РАнней порОй...

Амфибрахий:

КогдА же на мИр, что во мнЕ,

ПадЕт непокОй, по веснЕ...

ПолюбИ! Не скупИсь на безУмие чУвств,

Ни к чемУ эконОмия сЕрдца огнЯ!

Лей в менЯ, как в сосУд, что иссУшен и пУст...

Стихотворный размер

Количество повторяющихся стоп в одной строке стихотворения создает определенный стихотворный размер. В последнем из приведенных примеров речь идет о повторении четырех трехсложных стоп. Литературно это называется четырехстопным анапестом.

Наиболее часто встречаемыми стихотворными размерами, свойственными русским классикам, можно назвать четырехстопные, трехстопные и двухстопные.

К примеру:

БогИня, что нЕбо укрАсив собОю,

БросАет во снЫ мои взОры свОи...

Данный пример очерчивает четырехкратное употребление в одной строке амфибрахия и имеет соответствующее название: четырехстопный амфибрахий.

А приведенный выше отрывок, характеризующий стопу дактиля, является двухстопным.

Что такое ямб трехстопный или четырехстопный, легко понять на следующих

Примерах:

ПорОй бредУ, и сАм не знАя,

КудА идУ. И знАть ли вАжно...

Этот стих написан Он же узнается и в бессмертном "Евгении Онегине", А. С. Пушкина.

Следующий стих относится к трехстопному ямбу, и к нему же прибегает А. С. Грибоедов в своем "Горе от ума":

НельзЯ кричАть молИтв,

МолИтвамИ молчАт...

Теперь, когда понятно, что есть хорей, а что - дактиль, ямб или амфибрахий, можно приступать к написанию своих призведений. Что такое ямб для поэта? Пожалуй, самый удобный размер. Начинать следует именно с него.

В любом стихотворном произведении важно не только содержание, но и форма, в первую очередь - размер. Размер стихотворения определяет его темп, музыку, настроение. Основные стихотворные размеры - это двухсложные ямб или хорей и трехсложные дактиль, амфибрахий и анапест. У каждого из этих размеров свой ритм, придающий стихотворению определенные особенности.

Как определить размер в стихотворении

Инструкция

В первую очередь, чтобы определить размер, нужно прочитать стихотворение ритмично, делая силовое ударение, не обращая внимания на смысл слов, как будто выбивая барабанную дробь.

Напишите стихотворную строчку и подчеркните в ней все слоги (или гласные буквы), которые получились ударными. Например:

мой дЯдя сАмых чЕстных прАвил

когдА не в шУтку зАнемОг…

Теперь посчитайте, сколько неударных слогов находится между ударными. В нашем примере на один ударный слог приходится один безударный, значит это двусложный размер - ямб или хорей. Запомните: в хорее ударение падает на первый из двух слогов, в ямбе - на второй. Значит, взятый нами пример из «Евгения Онегина» - это ямб.

Пример хорея:

мОй весЁлый звОнкий мЯч

тЫ кудА помчАлся вскАчь

Немного потренировавшись, вы научитесь определять размер стиха в уме, не отмечая ударные и безударные слоги на бумаге.

Точно так же различают трехсложные стихотворные размеры. Разница только в том, что в одном стопе в этом случае будет один ударный и два безударных слога. Если ударении падает на самый первый слог - этот размер называется дактиль, если на второй - амфибрахий, на третий - анапест.


Пример дактиля:

тУчки небЕсные, вЕчные стрАнники

Пример амфибрахия:

конЯ на скакУ останОвит,

в горЯщую Избу войдЁт

Пример анапеста:

Я люблЮ тебя жИзнь,

что самО по себЕ и не нОво

Чтобы определить количество стоп (стопа - это группа слогов, на один из которых падает ударение), то есть выяснить, трехстопный это хорей или, например, пятистопный ямб, нужно сосчитать количество ударных слогов. В примере из «Евгения Онегина» мы видим, что это четырехстопный ямб. Стихотворение С.Маршака о мяче - четырехстопный хорей.

Помните, что ударные слоги при ритмичном чтении могут не соответствовать обычному ударению в словах! Например, в слове «зАнемОг» из нашего первого примера фактическое ударение одно (на «О»), но при ритмичном чтении мы слышим и второе, на «А».

ЕСЛИ СЛОЖНО, ПОДСКАЗКА!

Ямб, хорей, дактиль, амфибрахий, анапест


Ямб
Ямб энергичен, деловит;
Как вечный демократ,
Всегда он чуточку спешит,
И всем поэтам рад.
Но есть величия секрет,
В стихах, простых на вид:
Ведь ямбом пишется сонет,-
Традиция гласит.

Хорей
У хорея ритм двусложный
Безударный - на второй.
Бодрой песенкой дорожной
Он вдруг чудится порой,
То капелью утро будит,
То кукушкой прокричит…
Как природа данный людям,
Часто он вокруг звучит.

Дактиль
Дактиль задумчив и полон покоя,
Взмахами пальца считая размер.
Это его шестистопной строкою
В мире гекзаметр прославил Гомер.
Есть в нём величия странная сила,
Отзвук вопроса, дерзаний святых,
И дорогой, по-старинному милый,
Истинный блеск непростой красоты.

Амфибрахий
Для русского слуха хорош амфибрахий,
В нём есть широта и простор,
Отчаянье удали в снежном размахе,
Неспешный степной разговор,
Бескрайних лесов потаённые чащи,
В безбрежности рек - облака,
Им вдруг заклинанья читающий пращур
Посмотрит в глаза сквозь века.

Анапест
У анапеста нрав непростой:
И упрямым он слышен порой нам,
Выделяя незримой чертой
Звуки в чередовании стройном.
В нём приказ, утвержденье, напор…
С отголоском обыденной речи.
Может он рифмовать милый вздор
И романсом украсить наш вечер.

Помощник поэта

Оригинальная компьютерная программа от разработчиков сервера Стихи.ру поможет вам подобрать рифму к любому слову. Программа предлагает словарь рифм, которые были использованы авторами нашего сервера, а также в стихах классиков. Мы не гарантируем точное совпадение всех рифм, поскольку в базе присутствуют также белые стихи без рифмы.

Сочинение стихов требует не только таланта, но и основательной теоретической подготовки. Даже в древности, когда, казалось бы, отношение к творчеству было проще, а рифмованные произведения создавались по наитию и/или капризу Музы, поэты уделяли равное внимание содержанию и форме произведения. А литераторы с классическим образованием умели безошибочно определить стихотворный размер отрывка, услышанного или прочитанного мимоходом. Стихотворный размер определяет темпоритм и эмоциональный дух произведения, так что его важность не поддается сомнению.

Ладно бы профессиональные поэты усложняли себе жизнь определением размера стихов, в конце концов, это их долг, призвание и работа. Но задача определить размер стихотворения становится даже перед школьниками, потому что понимание стихотворного метра важно каждому образованному человеку. Причем научиться определять стихотворный размер текста не так уж сложно, особенно если выбрать любимое стихотворение, красивое и близкое по настроению. Впрочем, можно определить стихотворный размер любого поэтического текста, и мы готовы объяснить, как именно это сделать.

Что такое стихотворный размер? Метры, размеры, стопы
Стихотворный размер – это, по сути, ритмическая форма стихотворения, то есть строение каждого конкретного рифмованного текста. Размер, или ритмика – вот чем стихи отличаются от прозы. Поэтому не удивительно, что определение размера стихотворения важно в первую очередь для его анализа, классификации и даже просто понимания. Но для начала придется понять, вернее – узнать, из чего состоит и чем определяется стихотворный размер:

  • Число слогов – обычно равное в каждой строчке. Слог под ударением называется сильным, без ударения – слабым. Когда размер стихотворения определяется только количеством слогов, без учета ударений, то стихотворная форма называется силлабической. Зачастую она лежит в основе классической итальянской, украинской, русской поэзии.
  • Число ударений , одинаковое в каждой строке стихотворения, причем во внимание принимаются именно ударные слоги, тогда как безударные не имеют принципиального значения для определения размера стиха. Эта стихотворная форма называется тонической, или акцентной, а ее типичными примером могут служить произведения Владимира Маяковского.
  • Стопа – сочетание нескольких слогов, один из которых ударный, остальные – безударные. Одна стопа – это единица измерения стихотворного размера. Чтобы определить размер стиха, подсчитывают количество стоп в каждой строке, и таким образом называют стихотворение пяти-, шести, восьмистопным и т.п.
  • Силлабо-метрика – подсчет и учет и слогов, и ударений, но не только и не столько их общего количества, сколько сочетание долгих и кратких, ударных и безударных слогов, их комбинация между собой. Соответственно, эта система стихосложения называется силлабо-метрической.
  • Цезура – это пауза, которая в стихотворении может находиться только в определенном размером месте, но заодно разделяет не только ритмические, но и смысловые части. Цезура необходима для восприятия рифмованного текста, иначе не хватит ни дыхания для чтения, ни слуха для длинной монотонной, непрерывной строки.
Если учесть все эти аспекты, то легко сделать вывод, что стихотворный размер – это схема, по которой ударные и безударные слоги чередуются между собой. Порядок их чередования определяет стихотворную форму и позволяет узнать размер стиха, композиция которого построена по одной из классических поэтических метрических схем. Причем даже белый стих, не имеющий рифмы, подчиняется метрике, то есть имеет тот или иной размер.

Какие бывают стихотворные размеры? Ямб, хорей, дактиль, анапест
Перед тем, как определить стихотворный размер, нужно разобраться, какие именно размеры стихотворений существуют – иначе что же мы будем определять? Поскольку роль стопы в стихотворном метре теперь ясна, осталось определить, как количество и разновидность стоп влияет на стихотворный размер, и как называется каждый из них:

  1. Ямб – один из основных стихотворных размеров. Стопа ямба состоит из двух слогов: безударного и ударного (другими словами: слабого и сильного, короткого и длинного). Чаще всего встречается четырехстопный ямб, в котором ударение падает на каждый второй, четвертый, шестой и восьмой слоги каждой строки. Типичный пример четырехстопного ямба: «Мой дя дя са мых че стных пра вил».
  2. Хорей – еще один распространенный размер. Тоже двусложный, только с топе хорея сначала идет ударный (сильный, длинный) слог, а за ним – безударный (слабый, короткий). Четырех- и шестистопные хореи встречаются чаще пятистопных. Типичный пример хорея: «Бу ря мгло ю не бо кро ет».
  3. Дактиль - трехсложный размер стиха, то есть его стопа состоит из трех слогов: первого ударного и двух последующих безударных. Использовать дактиль сложнее, чем двусложные размеры, поэтому строки дактиля редко превышают трех- или четырехстопную длину. Типичный пример четырехстопного дактиля: «Ту чки небе сные, ве чные стра нники».
  4. Анапест – стихотворный размер, как бы зеркально отражающий дактиль, то есть из трех слогов его стопы первые два не имеют ударения, а ударение падает на последний слог. Поэты серебряного века часто использовали анапест, поэтому его типичный пример легко найти в стихотворении Александра Блока: «Узнаю тебя, жи знь! Принима ю! Привет ствую зво ном щита !».
  5. Амфибрахий – трехсложный стихотворный размер, в стопе которого сильный (ударный) слог с двух сторон окружен слабыми (безударными). Довольно сложный, и потому нечасто встречающийся размер. Типичный пример амфибрахия: «Есть же нщины в ру сских селе ньях».
Разумеется, существуют и более сложные, состоящие из четырех и более слогов стопы и стихотворные размеры. Они свойственны устаревшей речи и почти не используются в современной литературе. Например, античная поэзия неразрывно связана с гекзаметром, то есть шестисложным стихом, в котором в одной строке могут соседствовать дактили и хореи и/или другие стихотворные стопы. Но сегодня, когда появляется необходимость определить стихотворный размер текста, вероятность столкнуться с гекзаметром очень мала.

Как именно определить стихотворный размер отрывка?
Анализ стихотворения подразумевает полное, всестороннее рассмотрение текста, обязательно включающее определение стихотворного размера и метра. Вы можете научиться определять размер стиха самостоятельно, если возьмете за основу изложенную выше информацию и используете схему метрического анализа стихотворения:

  1. Прочтите вслух стихотворение, требующее анализа. Не обращайте внимания на смысл слов, но постарайтесь четко и внятно акцентировать ударения и паузы. Прислушайтесь к ритму голоса. В качестве примера возьмем стихотворение Марины Цветаевой «Бабушке».
  2. Запишите стихотворение или его фрагмент для анализа построчно, с новой строки. Оставляйте достаточно пространства между строками на странице, чтобы было место для пометок.
  3. Выделите (подчеркните или пометьте) все ударные слоги в тексте. Это будет легко, поскольку вы уже слышали их во время чтения вслух. В нашем варианте получается так:

    Про долгова тый и тве рдый овал ,

    Чер ного пла тья растру бы…
    Ю ная ба бушка! Кто целовал

    Ва ши надмен ные гу бы?

  4. Посчитайте количество безударных слогов, помещающихся между ударными. Как вы помните, ямб и хорей – двусложные стихотворные размеры, а дактиль, амфибрахий и анапест – трехсложные.
  5. В нашем случае строка и стопа начинаются ударным слогом, после которого стоят два безударных. Отсюда делаем вывод, что стихотворение Марины Цветаевой «Бабушке» написано дактилем, что не удивительно, учитывая симпатию поэтов Серебряного века к трехсложным метрам.
  6. Количество стоп определяется числом ударных слогов в строке. В большинстве стихотворений оно одинаково в каждой строчке, но в нашем случае стихотворная форма оказалась сложнее. Можно сказать, что каждая нечетная строка написана четырехстопным дактилем, а каждая четная – трехстопным.
Всего несколько подобных упражнений – и вы запомните все пять распространенных стихотворных размера, а со временем научитесь определять размер стихотворного отрывка на слух, даже не записывая его и не делая пометок на бумаге. Это сэкономит время, но создаст определенные трудности в восприятии текста, ведь звучание некоторых гласных отличается от их написания. Грамотность, опыт и знание текста придут вам на помощь в этих затруднительных ситуациях и помогут определить размер стихотворения без ошибки.

Упорядоченность стихотворной речи, логика ее звукового ритма – это и есть ключ к определению размера стиха. Разумеется, в поэтических текстах встречаются исключения, но они лишь подтверждают правила и не должны сбивать вас с толку. Если засомневаетесь, не поленитесь записать стихотворение и пронумеровать все его слоги. Ставьте номера просто по порядку, не пропуская ни одной гласной буквы. Затем отметьте те цифры, которые придутся на ударные гласные. Если все они четные, то есть 2/4/6/8, то перед нами, без сомнения, ямб. Если все сильные слоги окажутся под нечетными цифрами – 1/3/5/7 – то стихотворения является хореем. Трехсложные стопы определяются по тому же принципу: 1/4/7/10 у дактиля, 3/6/9/12 у анапеста и 2/5/8/11 у амфибрахия.

Пусть эта схема анализа стихотворения и маленькая шпаргалка всегда помогают вам определить стихотворный размер текста. А если один или несколько слогов в конце строки выбьются из общей картины, то этот нюанс не должен смущать вас. Тем более что это явление, названное пиррихием, или пропущенным ударением, не нарушает композиции стиха и просто не учитывается при определении стихотворного размера. Тренируйтесь на знакомых и новых, классических и современных, простых и сложных стихотворениях, и вскоре научитесь быстро определять любой стихотворный размер.

Стихосложение (или версификация) - от лат. versus - стих и facio - делаю. Стихосложение - организаця стихотворной речи, элементов, лежащих в основе конкретной стихотворной системы. В основе стихотворной речи лежит, прежде всего, определённый ритмический принцип .

Терминология

Ритм - повторение каких-либо элементов текста через определенные промежутки. В русском языке ритм образуется с помощью ударения. Рифма - созвучие концов стихов (или полустиший). Строфа - организованное сочетание стихов (стих - поэтическая строка), закономерно повторяющееся на протяжении стихотворного произведения или его части.
Наиболее простым и распространенным способом соединения стихов в строфу является соединение их рифмой. Наиболее распространенным видом строфы является четверостишие, наименьшим - двустишие. Двустишие - простейшее строфическое образование из двух стихов, скрепленных рифмой:
Ешь ананасы, рябчиков жуй,
день твой последний приходит, буржуй.

(В. Маяковский - 1917)
Четверостишие - строфическое образование из четырех стихов.
Как забуду? Он вышел, шатаясь,
Искривился мучительно рот...
Я сбежала, перил не касаясь,
Я бежала за ним до ворот

(А. Ахматова - 1911)
Стопа (лат. нога, ступня) - структурная единица стиха. Стопа (лат. - нога, стопа, ступня) - это последовательность нескольких безударных (слабых) и одного ударного (сильного) слога, чередующихся в определённом порядке.
Для классических размеров стопа состоит либо из двух слогов (хорей и ямб), либо из трёх (дактиль, амфибрахий и анапест).
Стопа является минимальной структурной единицей стиха.
Количество стоп в стихотворной строке уточняет название размера, например, если стихотворение написано восьмистопным ямбом, значит в каждой строке 8 стоп (8 ударных слогов).
Стопа - группа слогов , выделяемая и объединяемая единым ритмическим ударением (иктом). Количество ударных слогов в стихе соответствует количеству стоп. Стопы - сочетания сильной и слабой (слабых) позиций регулярно повторяющиеся через весь стих.
Простая стопа бывает:
  • двусложная, когда постоянно повторяются два слога - ударный и безударный, или наоборот (хорей, ямб...);
  • трёхсложная, когда повторяются один ударный и два безударных слога (анапест, амфибрахий, дактиль...).
Метр - мера стиха, его структурная единица. Представляет собой группу стоп , объединённых иктом (главным ритмическим ударением). Акцентные системы стихосложения
Акцентные (речевые ) системы стихосложения делятся на три основные группы:
  1. Силлабическое,
  2. Тоническое,
  3. Силлабо-тоническое - способ организации стихотворения, при котором ударные и безударные слоги чередуются в определённом порядке, неизменном для всех строк стихотворения.
Cистемы стихосложения Характеристика Пример
1. Силлабическая

(фиксируется число слогов)

Система стихосложения, в которой ритмичность создается повторением стихов с одинаковым количеством слогов , а расположение ударных и безударных слогов не упорядочено;
обязательная рифма
С одной страны гром,
С другой страны гром,
Смутно в воздухе!
Ужасно в ухе!
Набегли тучи
Воду несучи
Небо закрыли,
В страх помутили!
(В.К.Тредиаковский - Описание грозы)
2. Тоническая

(фиксируется число ударений)

Система стихосложения, ритмика которой организуется повторением ударных слогов ;
число безударных слогов между ударениями варьируется свободно
Вьется улица-змея.
Дома вдоль змеи.
Улица - моя.
Дома - мои.
(В.В.Маяковский - поэма «Хорошо!»)
3. Силлабо-тоническая

(фиксируется число слогов и количество ударных позиций)

Система стихосложения, в основе которой лежит выравненность числа слогов, количества и места ударений в стихотворных строках Ты хочешь знать, что видел я
На воле? - Пышные поля,
Холмы, покрытые венцом
Дерев, разросшихся кругом,
Шумящих свежею толпой,
Как братья в пляске круговой.
(М.Ю.Лермонтов - Мцыри)

В основе всех групп лежит повторение ритмических единиц (строк), соизмеримость которых определяется заданным расположением ударных и безударных слогов внутри строк.

Система стихосложения , основана на равном числе ударных слогов в стихотворной строке, при этом число безударных слогов в строке более или менее свободно. Силлабо-тонические размеры
В русском силлабо-тоническом стихосложении получили распространение пять стоп:

  1. Хорей
  2. Дактиль
  3. Амфибрахий
  4. Анапест
Стихотворный размер - это порядок (правило) чередования ударных и безудорных слогов.
Размер принято определять как последовательность нескольких стоп. Стихотворные размеры никогда не выполняются в стихотворении точно, и часто бывают отступления от заданной схемы.
Пропуск ударения, то есть замена ударного слога безударным, называется пиррихием , замена же безударного слога ударным называется спондеем .

Условные обозначения

__/ - ударный слог __ - безударный слог

Стихотворные размеры

(в силлабо-тонической системе стихосложения)
  1. Двусложные стихотворные размеры: __/__ - стопа Хорея

    Хорей – двусложный размер стиха, в котором на первом месте стоит ударный слог , на втором безударный.

    Для запоминания:

    Мча́ тся ту́ чи, вью́ тся ту́ чи,
    На хорей они летят

    __ __/ - стопа Ямба

    Ямб - двусложный размер стиха, в котором первый слог безударный , второй ударный.

  2. Трехсложные стихотворные размеры: __/__ __ - стопа Дактиля

    Дактиль – трехсложный размер стиха, в котором первый слог ударный, остальные – безударные.

    Для запоминания:

    Вы́ рыта да́ ктилем я́ ма глубо́ кая

    __ __/__ - стопа Амфибрахия

    Амфибрахий - трехсложный размер стиха, в котором второй слог ударный, остальные – безударные.


    __ __ __/ - стопа Анапеста

    Анапест - трехсложный размер стиха, в котором третий слог ударный, остальные – безударные.

    Чтобы запомнить названия трёхсложных размеров стихотворений нужно выучить слово ДАМА .

    ДАМА расшифровывается так:
    Д - дактиль - ударение на первый слог,
    АМ - амфибрахий - ударение на второй слог,
    А - анапест - ударение ударение на третий слог.

Примеры

Стихотворение
(псевдоударные (со вторичным ударением в слове) слоги выделены ЗАГЛАВНЫМИ буквами)

Стихотворный размер

Пример четырехстопного хорея:
Бу́ ря мгло́́ ю не́ бо кро́ ет
__/ __ __/ __ __/ __ __/ __

Ви́ хри сне́ жныЕ крутя́ ;
__/ __ __/ __ __ __ __/

(А.С. Пушкин) Разбор:

  • Здесь после ударного слога следует один безударный – всего получается два слога.
    То есть это двусложный размер.
  • После ударного слога могут следовать два безударных – тогда это трехсложный размер.
  • В строке четыре группы ударно-безударных слогов. То есть в ней четыре стопы.

Хорей

__/__
Пример пятистопного хорея:
ВЫхожу́ оди́ н я нА доро́ гу;
__ __ __/__ __/__ __ __ __/__

СквОзь тума́ н кремни́ стый пу́ ть блести́ т;
___ ___ __/ ____ __/ ___ __/ _____ __/

НОчь тиха́ . Пусты́ ня вне́ млет Бо́ гу,
___ ___ __/ ___ __/ __ __/ ___ __/ __

И звезда́ с звездо́ ю гОвори́ т.
__ __ __/ _____ __/__ __ __ _/

(М.Ю. Лермонтов)

Хорей

__/__
Пример трехстопного хорея:
Ла́ сточкИ пропа́ ли,
__/ __ __ __ __/ __ А вчера́ заре́ й
__/ __ __/ __ __/ Всё грачи́ лета́ ли
__/ __ __/ __ __/ __ Да, как се́ ть, мелька́ ли
__/ __ __/ __ __/ __ Во́ н над то́ й горо́ й.
__/ __ __/ __ __/

(А. Фет)

Хорей

__/__
Пример четырехстопного ямба:
Мой дя́ дя са́ мых че́ стных пра́ вил,
__ __/ __ __/ __ __/ __ __/ __ Когда́ не в шу́ тку зАнемо́ г,
__ __/ __ __/ __ __ __ __/ Он Уважа́ ть себя́ заста́ вил
__ __ __ __/ __ __/ __ __/ __ И лу́ чше вы́ думАть не мо́ г.
__ __/ __ __/ __ __ __ __/

(А.С. Пушкин)

__ __/
Пример четырехстопного ямба:
Я по́ мню чу́ дноЕ мгнове́ нье
__ __/ __ __/ __ __ __ __/ __ ПерЕдо мно́ й яви́ лась ты́
__ __ __ __/ __ __/ __ __/ Как мИмоле́ тноЕ виде́ нье
__ __ __ __/ __ __ __ __/ __ Как ге́ ний чи́ стой крАсоты́
__ __/ __ __/ __ __ __ __/

(А.С. Пушкин)

__ __/
Пример пятистопного ямба:
Наря́ женЫ мы вме́ сте го́ род ве́ дать,
__ __/ __ __ __ __/ __ __/ __ __/ __ Но, ка́ жетсЯ, нам не́ за кЕм смотре́ ть…
__ __/ __ __ __ __/ __ __ __ __/

(А.С. Пушкин)

__ __/
Пример пятистопного ямба:
Ты пОгрусти́ , когда́ умрЁт поэ́ т,
__ __ __ __/ __ __/ __ __/ __ __/ Поку́ да зво́ н ближа́ йшей и́ з церкве́ й
__ __/ __ __/ __ __/ __ __/ __ __/ Не вОзвести́ т, что э́ тот ни́ зкий све́ т
__ __ __ __/ __ __/ __ __/ __ __/ Я прОменя́ л на ни́ зший ми́ р черве́ й.
__ __ __ __/ __ __/ __ __/ __ __/

(Шекспир; перевод С.Я. Маршак)

__ __/
Пример трехстопного дактиля:
Кто́ бы ни зва́ л - не хочу́
__/ __ __ __/ __ __ __/ На́ суетли́ вую не́ жность
__/ __ __ __/ __ __ __/ __ Я́ променя́ ть безнаде́ жность
__/ __ __ __/ __ __ __/ __ И́ , замыка́ ясь, молчу́ .
__/ __ __ __/ __ __ __/

(А. Блок)

Дактиль

__/__ __
Пример четырехстопного дактиля:
Ту́ чки небе́ сные, ве́ чные стра́ нники!
__/ __ __ __/ __ __ __/ __ __ __/ __ __ Сте́ пью лазу́ рною, це́ пью жемчу́ жною…
__/ __ __ __/ __ __ __/ __ __ __/ __ __

(М.Ю. Лермонтов)

Дактиль

__/__ __
Пример четырехстопного дактиля:
Сла́ вная о́ сень! Здоро́ вый, ядре́ ный
__/ __ __ __/ __ ___ __/ __ __ __/ __ Во́ здух уста́ лые си́ лы бодри́ т…
__/ __ __ __/ __ __ __/ __ __ __/

(Н.А. Некрасов)

Дактиль

__/__ __
Пример трёхстопного амфибрахия:
Не ве́ тер бушу́ ет над бо́ ром,
__ __/ __ __ __/ __ __ __/ __ Не с го́ р побежа́ ли ручьи́ -
__ __/ __ __ __/ __ __ __/ Моро́ з-воево́ да дозо́ ром
__ __/ __ __ __/ __ __ __/ __ Обхо́ дит владе́ нья свои́ .
__ __/ __ __ __/ __ __ __/

(Н.А. Некрасов)

Амфибрахий

__ __/__
Пример четырехстопного амфибрахия:
Доро́ же отчи́ зны - не зна́ л ничего́
__ __/ __ __ __/ __ ___ __/ ___ __ __/ Бое́ ц, не люби́ вший поко́ я.
__ __/ __ __ __/ ___ __ __/ __

(Н.А. Некрасов)

Амфибрахий

__ __/__
Пример трехстопного амфибрахия:
Есть же́ нщины в ру́ сских селе́ ньях
__ ___/ __ __ __/ ___ __ __/ ___ С споко́ йною ва́ жностью ли́ ц,
___ ___/ __ __ __/ ___ __ __/ С краси́ вою си́ лой в движе́ ньях,
___ ___/ __ __ __/ ___ __ __/ __ С похо́ дкой, со взгля́ дом цари́ ц.
__ __/ __ ___ ___/ ___ __ __/

(Н.А. Некрасов)

Амфибрахий

__ __/__
Пример трехстопного амфибрахия:
Средь шу́ много ба́ ла случа́ йно,
__ ___/ __ __ __/ __ __ __/ __ В трево́ ге мирско́ й суеты́ ,
__ __/ __ __ __/ __ __ __/ Тебя́ я уви́ дел, но та́ йна,
__ __/ __ __ __/ __ __ __/ __ Твои́ покрыва́ ла черты́ .
__ __/ __ __ __/ __ __ __/

(А.К. Толстой)

Амфибрахий

__ __/__
Пример трёхстопного анапеста:
О, весна́ без конца́ и без кра́ ю -
__ __ __/ __ __ __/ __ __ __/ __ Без конца́ и без кра́ ю мечта́ !
__ __ __/ __ __ __/ __ __ __/ Узнаю́ тебя, жи́ знь! Принима́ ю!
__ __ __/ __ __ __/ __ __ __/ __ И приве́ тствую зво́ ном щита́ !
__ __ __/ __ __ __/ __ __ __/

(А. Блок)

Анапест

__ __ __/
Пример трёхстопного анапеста:
Есть в напе́ вах твои́ х сокрове́ нных
___ __ __/ __ __ __/ __ __ __/ __ Рокова́ я о ги́ бели ве́ сть.
__ __ __/ __ __ __/ __ __ __/ Есть прокля́ тье заве́ тов свяще́ нных,
___ __ __/ __ __ __/ __ __ __/ __ Поруга́ ние сча́ стия е́ сть.
__ __ __/ __ __ __/ __ __ __/

(А. Блок)

Анапест

__ __ __/
Пример трёхстопного анапеста:
Пропаду́ от тоски́ я и ле́ ни,
__ __ __/ __ __ __/ __ __ __/ __ Одино́ кая жи́ знь не мила́ ,
__ __ __/ __ __ __/ __ __ __/ Сердце но́ ет, слабе́ ют коле́ ни,
__ __ __/ __ __ __/ __ __ __/ __ В каждый гво́ здик души́ стой сире́ ни,
__ __ __/ __ __ __/ __ __ __/ __ Распева́ я, вполза́ ет пчела́ .
__ __ __/ __ __ __/ __ __ __/

(А. Фет)

Анапест

__ __ __/

Как определить стихотворный размер?

  1. Определяем количество слогов в строке. Для этого подчеркиваем все гласные буквы.
  2. Произносим строку нараспев и расставляем ударения.
  3. Проверяем, через какое количество слогов повторяется ударение:
    а) если ударение повторяется каждые 2 слога, это двусложный размер: хорей или ямб; б) если повторяется каждые 3 слога, это трехсложный размер: дактиль, амфибрахий или анапест.
  4. Объединяем слоги в строке в стопы (по два или три слога) и определяем размер стихотворения.
    (Например: четырехстопный хорей или пятистопный ямб и т.д..)

Формы стихотворного ритма разнообразны. Русское стихосложение опирается на силлабо-тоническую (слогоударную) систему стихосложения.

Силлабо-тоническое стихосложение – способ организации стихотворения, при котором ударные и безударные слоги чередуются в определённом порядке, неизменном для всех строк стихотворения. Правила силлабо-тонического стихосложения были разработаны Василием Кирилловичем Тредиаковским («Новый и краткий способ к сложению стихов Российских» 1735) и («Письмо о правилах российского стихотворства», 1739). К середине XVIII века такой способ организации стихотворения стал главенствующим в русской поэзии.

Под стихотворным размером понимают правила чередования безударных и ударных слогов в стихе, иными словами – чередование стоп.

Стопа – это последовательность одного или нескольких безударных (слабых) и одного ударного (сильного) слога, чередующихся в определённом порядке. Для классических размеров стопа состоит либо из двух слогов (хорей и ямб – двусложные стихотворные размеры), либо из трёх (дактиль, амфибрахий и анапест – трёхсложные стихотворные размеры). Стопа является минимальной структурной единицей стиха. Количество стоп в одной поэтической строке учитывается при определении стихотворного размера. Количество стоп соответствует числу ритмических ударений в одной строке.

В русском стихосложении выделяют пять стихотворных размеров : хорей, ямб, дактиль, амфибрахий и анапест.

Хорей , или трохей (от греч. horeios – плясовой) – двусложный размер, где ритмические ударения падают на нечётные слоги . Стопа хорея схематически выглядит так: | – (знаком “|” условно обозначим ударный слог, а знаком “–“ безударный).

Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя…
(А.С. Пушкин)

| – | – | – | –
| – | – | – |

В данном случае перед нами пример 4-стопного хорея . (При этом следует учитывать, что ритмические ударения не всегда совпадают с обычным словесным ударением, и в слове иногда может быть два ритмических ударения – в приведённом примере слово «снежные» обладает двумя ритмическими ударениями. "Лишнее" ритмическое ударение называется пиррихием).

Ямб (от названия древнегреч. музыкального инструмента) – двусложный размер, где ритмические ударения падают на чётные слоги .

Стопа ямба схематически выглядит так: – |

Мой дядя самых честных правил.
Когда не в шутку занемог…
(А.С. Пушкин)

– | – | – | – | –
– | – | – | – |

В данном случае перед нами пример 4-стопного ямба .

Один из героев романа Ильфа и Петрова «Золотой телёнок» - Васисуалий Лоханкин – общался с окружающими исключительно пятистопным ямбом:

Я к вам пришёл навеки поселиться.
Пожар, пожар пригнал меня сюда.
(И. Ильф, Е. Петров)

– | – | – | – | – | –
– | – | – | – | – |
Это пример 5-стопного ямба .

Комедия "Горе от ума" написана разностопным ямбом, т.к. в тексте произведения используется разное количество стоп в ямбических строках:

Молчать!
Ужасный век! Не знаешь, что начать!
Все умудрились не по летам.
А пуще дочери, да сами добряки.
Дались нам эти языки!
(А.С. Грибоедов)

– |
– | – | – | – | – |
– | – | – | – | –
– | – | – | – | – | – |
– | – | – | – |

Это пример разностопного ямба . В каждой из строк от одной до шести стоп.

Дактиль (от греч. daktilos – палец) – трёхсложный стихотворный размер, где ритмические ударения падают на 1-й, 4-й, 7-й и т.д. слоги.
Стопа дактиля схематически выглядит так: | – –

Славная осень! Здоровый, ядрёный
Воздух усталые силы бодрит…
(Н.А. Некрасов)

| – – | – – | – – | –
| – – | – – | – – |
Это пример 4-стопного дактиля .

Амфибрахий (от греч. amfibrahus – с обеих сторон краткий) – трёхсложный стихотворный размер, где ритмические ударения падают на 2-й, 5-й, 8-й и т.д. слоги .
Стопа амфибрахия выглядит так: – | –

К отцу, весь издрогнув, малютка приник.
Обняв, его держит и греет старик.
(В.А. Жуковский)

– | – – | – – | – – |
– | – – | – – | – – |

Это пример 4-стопного амфибрахия .

По синим волнам океана,
Лишь звёзды блеснут в небесах…
(М.Ю. Лермонтов)

– | – – | – – | –
– | – – | – – |
Это пример 3-стопного амфибрахия .

Анапест (от греч. anapestos – отражённый назад, т.е. обратный дактилю) – трёхсложный стихотворный размер, где ритмические ударения падают на 3-й, 6-й, 9-й и т.д. слоги .

Стопа анапеста выглядит так: – – |

Назови мне такую обитель,
Я такого угла не видал…
(Н.А. Некрасов)

– – | – – | – – | –
– – | – – | – – |
Это пример 3-стопного анапеста .