Кв 1 обзор тяжелого танка советской ветки. И так дорогие читатели, речь в этом посте пойдет о машине, которая славилась и пожалуй славится и сейчас своей ИМБОВОСТЬЮ среди 5 уровней, да вы правы, этот пост будет посвящен полностью КВ-1 . Эта машина также славится самым маленьким процентом побед по РУ-серверу, ведь каждый кто заходит в нашу игру в первый раз, почти сразу же смотрит на ветку СССР, и первым делом качает ее.

Друзья, в этом гайде вас ожидает:

Подробный разбор плюсов и минусов машины.
-Какие перки нужно качать на данной машине.
-Подробный вывод о данной машине из всего вышеперечисленного. Да конечно у кого-то есть свое мнение по поводу данной машины, в этом же посте я выкладываю сугубо свое мнение по поводу КВ-1.

Ну пора и начнем пожалуй с минусов данной машины Кв 1:

  1. -Ужасные углы склонения орудия.
  2. -Медлительность, неповоротливость.
  3. -Часто горит.
  4. -Плохой обзор.
  5. А ведь это по сути и все.

Теперь пройдемся по плюсам:

  • -Прекрасное бронирование на своем уровне.
  • -2 орудия (фугасница с кумулями или же обычное ДПМ орудие).
  • -Оба орудия шикарны.

Думаете над тем, какое же орудие вам ставить?, а выбор очевиден – с каким вам приятнее, то и ставьте. Если вы любите играть от альфы, то ставите фугасницу, но всю ее мощь, можно раскрыть лишь на кумулях, поэтому это не дешево.
Так же 2 орудие Кв 1 обладает хорошим пробитием, и голду нужно заряжать очень редко, лично я выбросил ее т.к играю зачастую в топе. Стоит добавить что 2 орудие имеет прекрасный ДПМ.

Разберем же стили игры на Кв 1 и почитаем обзор данного агрегата:

ОН ВСЕГО ОДИН- вы типичный ТТ, а значит и бодаетесь только с ТТ.

Разберем, что ставить на данный агрегат из модулей:

Вентиль- мы становимся чуть пошустрей, и сокращается перезарядка(если вы катаете на фугаске, то незаменимый модуль).

  1. -Приводы- мы быстрее сводимся.
  2. -Досыль- мы чаще стреляем(для фугасницы очень актуально).

Время пришло и мы пройдемся по перкам, которые по моему мнению необходимо ставить на агрегат:

  • Командир-Лампа, Ремонт, ББ
  • Наводчик – Снайп, Ремонт, ББ
  • Мех.вод- Король, ремонт, ББ
  • Радист-Ремонт, ББ
  • Заряжающий- Бесконтакт, ремонт, ББ
Почему так выбрал я, а другого не может просто быть на Кв 1 обзор:
  1. Лампа- показывает светимся мы или нет.
  2. Ремонт- быстрее чинимся.
  3. ББ- дают бонус к навыкам экипажа(быстрее сводимся, чаще стреляем, быстрее ездим).
  4. Снайп- больше модулей критуем врагу.
  5. Король- меньше сопротивление грунтов.
  6. Бесконтакт- реже взрывают и критуют БК.В завершении,что мы имеем для фарма и дамага:

    Весьма слоупочный танк, с шикарной пушкой и броней, который является слепым.
    Машина является очень популярной, а поэтому не удивляйтесь если вас будут пробивать.
    Является очень желанной и имбовой машиной даже через какое-то время. Брать однозначно её и если вы хотите поднять процент побед, он первый кто вам в этом поможет, без сомнений. Везения и думать в бою желаю вам! Вставлять текст нужно здесь

Сразу стоит сказать, что речь пойдет об игре на КВ-1С и ИС с топовыми орудиями Д2-5Т 122 мм и Д-25Т

Сразу стоит сказать, что речь пойдет об игре на КВ-1С и ИС с топовыми орудиями Д2-5Т 122 мм и Д-25Т 122 мм соответственно. Они ничем не отличаются, кроме небольшой разницы во времени перезарядки. Если на КВ-1С устанавливать другие орудия просто не имеет смысла (Д-5Т 85 мм такое же неточное, как и Д5-2Т, а пробитие меньше в полтора раза, урон в два с половиной раза), то на ИС можно поставить Д-10Т 100 мм, которое превращается эту машину практически в средний танк. Но вряд ли это можно назвать хорошим выбором, большинство игроков наносят больше урона именно с орудием Д-25Т 122 мм.

В рандомных боях вообще постоянно встречается советская техника в большом количестве, довольно часто случается встретить в одном бою до пяти КВ-1С с каждой стороны. При этом большинство играть не умеет совершенно: встают в кусты возле базы, стреляют по чужому засвету… За бой у них бывает максимум пара пробитий, пользы для команды практически никакой, сами получают мало серебра и опыта даже в случае победы, в случае же поражения закономерно уходят в минус.

С одной стороны, такая ситуация связана с тем, что большинство в рандомных боях играет откровенно плохо. Все-таки стояние в кустиках возле базы, мягко говоря, не лучшая тактика для любого тяжелого танка. С другой стороны, ситуация обусловлена также тем, что игра на КВ-1С с топовым орудием Д2-5Т кардинально отличается от игры на КВ-1, который является предшественником КВ-1С.
Игра на КВ-1 предполагает постепенное продавливание направления, если вы в топе, и помощь союзным тяжелым танкам, если вы занимаете нижние строчки списка. КВ-1 отличается слабой динамикой, но хорошим бронированием, так что игра получается, в целом, неспешной. Топовое орудие с разбросом 0.42 позволяет более-менее эффективно поражать противника со средних дистанций, так что нельзя сказать, что КВ-1 предназначен исключительно для ближнего боя.

КВ-1С хотя располагается на один уровень выше, но обладает более тонкой броней. Зато он отличается хорошей для тяжелого танка динамикой. ИС с топовым двигателем, кстати, тоже обладает хорошей динамикой, быстро набирает скорость. КВ-1С и ИС вообще сложно назвать тяжелыми танками, по сути, они располагаются между тяжелыми и средними танками. На практике это означает, что вы должны много двигаться, может быть, даже обходить противника с фланга, а не стоять в кустах.

Далее, большой разброс и долгое сведение орудий Д2-5Т 122 мм и Д-25Т 122 мм делает стрельбу даже со средних дистанций малоэффективной. Не забывайте также о высокой цене бронебойных снарядов, которые стоят 1025 серебра за штуку, что очень много для шестого уровня, хотя на седьмом уровне такая цена за один снаряд встречается и у других наций. Так что стрельба из-за кустов возле базы будет не только малоэффективной, но и очень затратной. Пару раз вы, скорее всего, попадете, то есть нанесете где-то 800 урона, но это мало для тяжелого танка шестого и, тем более, седьмого уровня.
Низкая точность и долгое сведение орудий Д2-5Т 122 мм и Д-25Т 122 мм на практике означает, что вы должны стрелять в противника практически в упор, стрельба даже со средней дистанции будет неэффективной. То есть вы должны быть практически в первой линии, даже не во второй и, тем более, не в третьей. Но нужно всегда помнить, что у вас довольно посредственная броня, так что нужно беречься и не подставляться. Именно это делает игру на КВ-1С и ИС довольно сложной.

Еще одним усложняющим фактором является крайне долгая перезарядка орудий Д2-5Т 122 мм и Д-25Т 122 мм. Есть орудия, конечно, у которых перезарядка еще дольше, но на КВ-1С поначалу довольно сложно привыкнуть к тому, что стрелять ты можешь только раз в пятнадцать секунд. На практике это означает, что вы должны стрелять по противнику, только если уверены в попадании хотя бы процентов на восемьдесят. Если со скорострельными орудиями можно стрелять и по быстро движущемуся противнику, то в случае орудий Д2-5Т 122 мм и Д-25Т 122 мм нужно грамотно рассчитывать каждый выстрел. Иногда бывает нужно пропустить один выстрел от противников низкого уровня, получить пробитие, чтобы прицелиться и нанести им урон.
Помните, что преимуществами КВ-1С и ИС с топовыми орудиями Д2-5Т 122 мм и Д-25Т 122 мм является крайне высокий разовый урон, среднее значение которого 390. Каждый ваш выстрел может отправлять в ангар противников ниже уровнем и наносить очень ощутимые повреждения танкам даже восьмого уровня. Не забывайте только о невысоком пробитии орудий Д2-5Т 122 мм и Д-25Т 122 мм, среднее значение которого равно 175. На практике это означает, что вам нужно заходить к противникам восьмого уровня с фланга, что и позволяет делать хорошая динамика танков КВ-1С и ИС.

Надо сказать, что научиться хорошо играть на КВ-1С после КВ-1 потребует довольно продолжительного промежутка времени и большого количества боев. Придется полностью поменять тактику, учиться выжидать и угадывать момент для результативного выстрела. Но это того стоит: полученные навыки позволяет вам успешно играть и на ИС, и на ИС-3, и даже на советских тяжелых танков более высоких уровней.

В игре World of Tanks данный представитель тяжелых танков находится на пятом уровне ветки советских ТТ. Он является первым тяжелым танком Советского Союза в игре, а получаем мы его, набрав необходимое количество опыта на его историческом предшественнике – Т-28. Как и все танки, в стоке КВ-1 очень слабо раскрывает свои возможности, так сказать не очень впечатляет. Но вот в топовой комплектации, с прокачанным экипажем на 100 % (а еще лучше с умениями) – он отличный ТТ-5, к тому же тяжелых танков данного уровня немного.

Броня:

С данного танка многие игроки World of Tanks начинают свое знакомство с тяжелыми танками в игре. Да и вообще с этой ветки. Именно поэтому многие невольно и сравнивают одноклассниками других наций именно с этой веткой. Как и Т-34, КВ-1 на своем уровне сочетает все, что необходимо тяжелому танку. Кроме неплохого орудия, его выделяет почти круговое бронирование корпуса (75/75/70) и круговое бронирование топовой башни (110/110/110). Правда уязвимыми остаются люк пулеметчика, крупные ведущие звезды и ленивцы, ну и фактически вся бортовая броня за гусеницами, корма, затылок башни с пулеметом.

Орудие:

Топовое орудие Ф-30 калибром 85 мм обеспечивает нам 1920 урона в минуту, при единоразовом уроне в 160 с пробитием бронебойным снарядом в 120 мм. Что еще нужно для тяжа на пятом уровне? Достаточно точное, с не таким уж плохим сведением, скорострельное… Это позволяет наносить максимальный урон не особо нервничая из-за случайных непробитий. Ну, а два КВ-1 способны и на Решающий вклад при должном стечении обстоятельств.

Оборудование:

В плане оборудования у данного танка привычная картина – нам первоочерёдно необходимо поднять свой урон в минуту. Значит, первым делом устанавливаем Усиленные приводы наводки и Досылатель. В качестве третьего есть три варианта. Нам не лишним будет улучшить обзор, значит, не помешает и Просветленная оптика, которая даст нам +10% обзора в движении к базовым 310 метрам. В качестве бюджетного, но не столь удобного варианта можно использовать Стереотрубу, которая прибавит 25 % при неподвижном танке или Улучшенную вентиляцию, которая прибавит подвижности экипажу и улучшит немного основные характеристики.

Умения экипажа:

Экипаж в игре состоит из пяти человек – командир, наводчик, мехвод, заряжающий и радист. Первыми перками всегда, несомненно, необходимо брать Шестое чувство на командира и Ремонт на всех остальных членах экипажа. По-моему, на данный момент КВ-1 является достаточно фановым и достойным танком на уровне, поэтому не исключено что Вы на нем задержитесь и надолго, прокачав экипаж до второго умения или пересадите свободный опытный экипаж из казармы. Поэтому на командира можно взять недостающий Ремонт, уменьшить разброс орудия Плавным поворотом башни для наводчика, прибавить подвижности танку при помощи умения Король бездорожья для механика-водителя, радисту Радиоперехват будет далеко не лишним, ну а заряжающему можно выбрать, что Вам больше понравится. Лично мое мнение - наиболее полезным будет Бесконтактная боеукладка, которая при полном изучении уменьшит Ваши шансы закончить бой с оторванной башней. Мелочь, но приятно!

В целом, КВ-1 даже сейчас не теряет актуальности на своем уровне и я не назвал бы его проходным. Этот танк приятно иногда выкатывать и конечно же, в боях своего уровня он становится еще приятнее. Главная особенность этого танка для игрока – с него начинается ветка танков, прощающих ошибки. Именно на нем, в идеале, знакомятся со способом танкования вражеских снарядов ромбом, гусеницами. На нем уже начинает чувствоваться наличие брони и крепость башни, да и ВЛД умеет рикошетить. К тому же, благодаря своему уровню боев и наносимому урону в минуту он в умелых руках позволяет неплохо фармить кредиты, а это особенно полезно, если у Вас нету премиум техники.

Многое из вышеизложенного является моим собственным впечатлением от танкаи, и не думаю, что КВ-1 вообще способен оставить неприятные впечатления у игрока World of Tanks.

  • Лоб: 75
  • Борта: 75
  • Башня: 95 (сварная), 105 (литая)

Вооружение:

  • Пушка: 76,2 мм Ф-32 или ЗИС-5
  • Пулемет (ы): 7,62 мм (спаренный, курсовой и кормовой)

В таком виде танк прослужил до 1942 года, когда у немцев не появились ПТ пушки, пробивающие главное достоинтсво КВ-1, броню. Лидерство зял на себя средний Т34, имевший в арсенале такую же пушку, но при этом превосходя могучий танк в скорости и маневренности. Далее история ведёт к модернизированным вариантам: КВ-1С и КВ-85.

Обзоры сражений в WoT

С данного поста описываю прохождение (гейминг) за КВ-1, оно продлится пока цель в виде дальнейшей эволюции Клима Ворошилова с приставкой «С» под жаргонным названием «Квас» не станет достигнута и поразмышляю над процессом.

Ник: rdvrov. Получается геймить в World of Tanks с перерывами, зарегистрировался недавно, в 2012 году к моменту написания статьи провел немногим выше 2к сражений. Цель в этой онлайн-игре посмотреть, проанализировать работу разработчиков, «поюзать» известные танки и самоходные установки времен ВОВ.

ТТ КВ-1 как видно по скриншоту упакован по высшему разряду. Впечатление предыдущих сражений опишу так, когда танк в ТОП, смело идём воевать и набираем минимум 5 фраков, пробиваемость и скорострельность пушки ЗИС-5 позволяют. Другая сторона медали, ДНО, то учитывая невысокую скорость и маневренность машины, проверенный вариант по кустам прятаться и надеяться на везучий случай, используя подкалиберные выстрелы.

«Тихий берег» - слабый бой

Ставка сделана на опасный прорыв по железной дороге. Команда сразу не впечатлила, быстренько разъезжались и сливались в тихую по одиночке.

Ладно на тяжелом танке (хотя вес среднего) пошли куда подальше аспиды, ринулся к путям, но там уже светили и ждали. Приняв на себя шквал попаданий из укрытий отступать задним ходом к базе, обстрел не прекращался раза четыре рвали траки, танк держался, отстреливался в слепую по позициям оппонентов. Когда оставалось чуток, чтобы выйти из зоны обстрела машину подбила наглухо AMX 105 AM. На выручку никто не пришел, не прикрыл хоть как-то, а главное не посветил цели.

Итог: порадовал отчет, он показал, КВ-1 выдержал 25 попаданий, 8 оказались с пробитием, итого 3600 суммарного урона «потянул», ему скорости хоть чуток прибавить, показалось, зацепить Т-28 успел. Отношу данный бой к крайне слабым.

«Степи» - победа

Следующий бой, встречный. У нас в ТОП оказалась элитная артиллерия М 12 плюс Hummel, защищать оных казалось единственным верным решением. Сами посудите открытые пространства, а выезд на КВ-1 ближе к середине карты чревато, «замочат» в секунды, позиция ведь в списке «ДНО».

Инициатива сразу перешла к нам, и вскоре у противника осталось пять машин давивших на захват базы и у них получилось набрать 60%, как подоспели «друзья» и добили тяжа и две самоходки (уцелевших), «арту» «вырезали» предварительно. Сам со склона погладил по башне шотного «тезку» выстрел ему оставался, однако получил голосовое торжественное сообщение «Не пробил», такое в World of Tanks происходит периодически.

Итог: классический вариант, «светляк» с головой попался, сходу вынесли пару танков, захватили инициативу, «арта» бомбила исправно и вынесла четыре бронемашины. Команда могла обойтись без меня и пары самоходок.

«Комарин» - первый фраг

Местность для меня относительно новая, боя три здесь провёл, причём выигрышные, покатила карта. Я на КВ-1 в ТОПе, но отвлекся, начал битву с опозданием и увидел картину. Критическая масса союзников пошла по левому флангу, одновременно партия соперников сделала ставку в этом направлении и попала засаду, пару секунд и 4:0 мы повели в счёте. Я остался посередине прикрывать базу и двумя выстрелами в «бочину» снёс М4, первый фраг за 3 боя, бальзам на душу.

Естественно на правом фланге не провал, однако порвали, артиллерист или на карту не смотрел, остался на месте либо решил всерьёз поспорить с несколькими конкурентами. Я в таких случаях играю на САУ при очевидном прорыве, сматываю удочки и быстренько соскакиваю в направлении безопасного места.

По центру на полуострове за развалинами «шкерился» вражеский КВ-1 я пытался аккуратно зацепить супостата, тщетно, да плюс ещё начался захват родной базы. Сходу решили толпой отбивать, я получил легкое пробитие от СУ-85, в свою очередь «сушка» получила сполна. «Клима» из команды противников «разобрали» под это дело с того же фартового левого фланга.

Итог: соперников вынесли в хлам!

Здесь и сказочке конец, первая часть обзора в виде прохождение за советский тяжелый танк КВ-1 в онлайн-игре World of Tanks подошла к логическому завершению, следующий уже в ближайшее время. Советую подписаться на рассылку и следить за последними новостями сайта.

Вестфилд

Порвали соперников как Тузик грелку. Пока возился с настройкой программы для записи ролика, война понеслась с ходу, пару минут 3:0. Разборки с пометкой «Штурм» здесь нравились, а тут «Стандартный» и сторона, с которой не припомню, что бы играл, перерыв имел место с января месяца. Акклиматизация прошла безболезненно, нашел в кустах самоходку СУ-85Б, «ляснул» её двумя выстрелами, одновременно из пригорка меня стал обстреливать Т-34, местность знакомая, спрятаться и вести огонь знаю откуда.

Стрельба «тридцать четвёрки» относилась к разряду малоэффективной, при этом он грамотно замаскировался. Поехал на вражескую базу для захвата, что бы «снайпер» двинулся с места и демаскировался. Как въехали на респаут, глупыш клюнул и выехал на спасение.Вынесли игрока вперед ногами, даже очухаться не успел, а ведь сиди в кустах и набивай очки до упора, ведь народа у них ещё хватало, свети возле флага, например «Арте» СУ-122А, «шкерилась» за домами.

Она обнаружилась за зданиями в кустах и жаждала похоронить родной КВ-1, к счастью выстрел оказался неточным, а когда стал отвечать, выскочила надпись победа, не успел «завалить».

Итог: классическая победа не прошла, наоборот, грамотно захватили базу (5 минут), выраженная динамичность, то чем славится WoT.

Прохоровка

Полный слив в World of Tanks ожидается, когда «свет» со старта выключают, а у оппонентов оный горит ярко, постоянно и рубильник не виден. Поехал по центру, на флангах союзников вынесли сразу, случилось так, остался один. В таких случаях включаю задний ход, к началу откатываюсь, вскоре волна соперников настигла и начала «долбать», как не родного.

Ближе оказался AT 2, получилась дуэль, впервые столкнулся с этим монстром, стрелял ему в щель между башней и корпусом, оказалось ошибка, отскакивали бронебойные снаряды. Не знал, ведь в этом месте по конструкции танка наплыв брони толстенный. Максимум чего добился, снял трак, одновременно ведомая машина превращалась в груду металла, плотный ураганный огонь - 18 попаданий в течение 20 секунд, держался танк, добил «лобастый» оппонент и покатил дальше на захват.

Остальное не интересно рассказывать, чушь полная. Откровенно слабо получилось и скажу, на «Прохоровке» особой стратегии не выработал пока ещё, ну кроме как играя за германскую артиллерию.

Итог: команда сливная попалась, держался, как мог и познал «фрукт» AT 2.

Малиновка

Фантастически раунд выдался, эту карту обожаю и много провел боев на ней за германские противотанковые самоходки Hetzer и StuG III. Только опять сражения при штурмах, а тут встречный на КВ-1 плюс опять же сторона новая. Решил между делом первый ролик записать. Снова КВ-1 показал себя безукоризненно, выдержав 16 попаданий, 11 пробитий, получив суммарно 2к урона, опять встреча с «деревянным» AT 2. На этот раз он не стрелял, только ловил (снял медаль «Невозмутимый»), ему по барабану было, единственный выстрел в трак хоть нанес ему Damage, причем ощутимый.

Затем супостат скрылся за холмом, я оставил упрямого в покое, пусть команда поработает, а сам поехал дальше искать приключения, и нашел. Вначале M4, Т-34 и ПТ-САУ Pz.Sf.IVc, бился, что интересно, заветные фраги снова увели, где «Арта» ухитрилась в виде СУ-76, ещё народ на самоходке и ТТ «жало засунул». Здоровья у агрегата близилось к финалу и ангару. Повреждённая оптика, прицел и ходовая, решил не рисковать, на рожон не лезть, причём в уничтожении последнего товарища дружины соперников довелось поучаствовать.

Итог: помог команде, получил куш в виде круглой суммы серебра с опытом плюс две награды «Стрелок» и «Стальная стена», маячил «Войн» в голове, опять расторопные однополчане снимали уничтожение танков противника с крюка.

Очередной обзор похождений на советском ТТ КВ-1 в онлайн-игре WoT в виде описания баталий на случайных картах и режимах подошёл к завершению, ожидайте следующих материалов.

Доброго времени суток, и сегодня я напишу гайд по Советскому тяжёлому танку 5 уровня КВ-1

ТТХ танка таковы:

  • Прочность (сток/топ) - 590/640 ХП
  • Масса/предельная масса (сток/топ) - 47.41/47.8 (49.14/55.8)
  • Экипаж - 1) Командир, 2) Наводчик, 3) Мех-вод, 4) Радист, 5) Заряжающий
  • Мощность двигателя (сток/топ) - 450/500 л.с.
  • Удельная мощность (сток/топ) - 9,49/10,18 л.с./т.
  • Максимальная скорость вперёд/назад - 34/10 км/ч
  • Поворотливость (сток/топ) - 18/20 гр/сек
  • Бронирование корпуса лоб/борта/корма - 75/75/70 мм
  • Бронирование башни лоб/борта/корма (сток/топ) - 95/75/75 (110/110/110) мм
  • Обзор - 310 метров
  • Дальность связи (сток/топ) - 360/440 метров
  • Уровни боёв - 5,6,7

Модули:

Исследование и прокачка:

Исследуется на Т-28 за 13500 опыта

  1. Ходовая КВ-1 обр. 1941 г.позволит установить более тяжёлые модули
  2. Орудие 57 мм проект 413 - отличный выбор для танка огневой поддержки
  3. Орудие 122 мм У-11 - мощная гаубица с невысокой точностью; с её помощью можно повредить практически любой танк, который может повстречаться КВ-1, а для машин четвертого уровня и ниже прямое попадание в большинстве случаев приводит к немедленному уничтожению
  4. Башня КВ-1 ЧТЗ обр. 1942 г.. Лучшее бронирование, чем у предшественницы, также позволит установить топовое орудие 85 мм Ф-30
  5. Орудие 85 мм Ф-30. Обладает неплохой бронепробиваемостью и хорошей скорострельностью
  6. Двигатели М-17Т и В-2К. 500 л.с. хоть и кажутся несущественными, но достаточно ощутимы на не слишком поворотливом КВ-1
  7. Рация 10РК. Увеличит дальность связи на 80 метров

Плюсы:

  • Отличное круговое бронирование
  • Богатый выбор вооружения под разные тактики

Минусы:

  • Плохие скорость и маневренность
  • Ужасный обзор (310 метров)

Оборудование:

  • Досылатель (ускорит перезарядку и увеличит ДПМ)
  • Усиленные приводы наводки (ускорит сведение орудия)
  • Противоосколочный подбой (даст небольшую защиту от артиллерии, и прибавку к тарану)

Снаряжение:

  • Ремкомплект
  • Аптечка
  • Огнетушитель

Боекомплект:

  • Если используется 57мм проект 413, то лучше всего заполнить боекомплект обычными бронебойными снарядами
  • Для 122мм У-11 следует загружать полный боекомплект фугасов; при наличии золота имеет смысл взять пять-шесть кумулятивных снарядов на случай попадания в высокоуровневый бой
  • Для 85мм Ф-30 - бронебойные и фугасные в количестве 60/16; брать золотые нет смысла из-за сравнительно небольшого урона (на своём уровне пушка пробивает всё обычными снарядами, а на высших уровнях урон уже недостаточен)

Прокачка экипажа:

  • Командир - 1) Шестое чувство, 2) Ремонт, 3) Боевое братство
  • Наводчик - 1) Ремонт, 2) Снайпер, 3) Боевое братство
  • Мех-вод - 1) Ремонт, 2) Король бездорожья, 3) Боевое братство
  • Радист - 1) Ремонт, 2) Радиоперехват, 3) Боевое братство
  • Заряжающий - 1) Ремонт, 2) Отчаянный, 3) Боевое братство

Боевая эффективность:

Рассмотрим два варианта: когда мы в топе и когда мы в низу списка с орудием 85мм Ф-30

1. КВ-1 в топе команды представляет серьёзную угрозу для противников. Взвод из 2-3 КВ-1 могут спокойно прорывать любой фланг, а низкоуровневая техника будут с трудом его пробивать. Если же мы играем не во взводе, то смотрим куда поехала оснавная масса команда и едем туда где меньше всего техники. Можно попросить помощи у 1-2 союзников что бы прикрывали, а самому ехать по флангу и останавляваться только для того что бы пострелять по врагу.

2. Когда мы на КВ-1 внизу списка, то тут уже и броня наша не спасёт и орудие будет не достаточно. Сначала нужно подождать пока более "толстые" союзники поедут, и тогда ехать уже следом за ними. Можно также стоять за спинами своих "толстых" братьев и помогать им сбитием гусениц врага.

Видео-гайд от Amway: