Алексей Владимирович Баталов. Родился 20 ноября 1928 года во Владимире - умер 15 июня 2017 года в Москве. Советский российский актёр театра и кино, кинорежиссёр, сценарист, педагог и общественный деятель. Народный артист СССР (1976). Герой Социалистического Труда (1989). Лауреат Государственной премии СССР (1981), Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых (1966), Государственной премии России (2005).

"Родители моей мамы, актрисы Нины Ольшевской, - замечательные врачи, почетные граждане города Владимира. К сожалению, в 1937 году они были арестованы. Дед попал во Владимирский централ и умер там, а бабушка отсидела десять лет. Тогда, конечно, я не понимал, что происходит в стране. Я был обычным счастливым ребенком. Моего дядю, Николая Баталова, еще в 1916 году Станиславский пригласил в Московский Художественный театр. Именно благодаря дяде туда попали и другие родственники, в том числе и мой отец, Владимир Баталов.

Станиславский сначала обратил на него внимание благодаря обаянию старшего брата, Николая. Но потом именно Владимир Баталов стал помощником Станиславского, все время был рядом с ним. С мамой отец познакомился уже в театре. Когда в 1928 году на свет должен был появиться я, она поехала к родителям, домой. Поэтому место моего рождения - город Владимир", - рассказывал он.

Отец - Владимир Петрович Баталов (1902-1964), актёр, режиссёр.

Мать - Нина Антоновна Ольшевская (1908-1991), актриса.

Отчим - (1900-1976), писатель-сатирик, драматург, сценарист.

"Виктор Ардов стал для меня близким и родным человеком. У меня появились братья - Михаил, Борис", - говорил Баталов.

Дядя - Николай Петрович Баталов (1899-1937), актёр театра и кино. Заслуженный артист РСФСР (1933).

Тётя - Ольга Николаевна Андровская (1898-1975), актриса театра и кино, педагог. Народная артистка СССР (1948).

Брат - (род. 1937), протоиерей, писатель, публицист и мемуарист.

Брат - (1940-2004), актёр театра и кино, режиссёр.

Племянница - (род. 1969), актриса театра, кино и телевидения.

Двоюродная сестра Светлана Николаевна Баталова - актриса.

С пятилетнего возраста рос в семье писателя В. Е. Ардова.

Впервые вышел на сцену во время войны в эвакуации в Бугульме, где его мать организовала свой театр.

В 1944 году дебютировал в кино, снявшись в эпизодической роли в фильме Л. О. Арнштама «Зоя» .

"Это получилось случайно! Когда в 1944 году мы вернулись в Москву, весь наш класс сняли в фильме «Зоя» о Зое Космодемьянской. Мне даже достался небольшой текст, который нужно было сказать перед камерой", - вспоминал он.

В 1950 году в Москве окончил Школу-студию МХАТ имени В. И. Немировича-Данченко при МХАТ СССР им. М. Горького (мастерская С. К. Блинникова и В. Я. Станицына).

Решение поступать в Школу-студию МХАТ было естественным, ведь почти все его родственники были актерами. "У нас были замечательные педагоги. Например, княгиня Волконская вела такой предмет, как хорошие манеры", - рассказывал актер.

С 1950 года - актёр Центрального театра Советской Армии, где проходил срочную службу в Советской армии.

В 1953-1956 годах играл на сцене МХАТ (оба в Москве), в 1957-1975 - актёр и режиссёр киностудии «Ленфильм» (Ленинград, ныне Санкт-Петербург).

В 1954-м снялся в картине Иосифа Хейфица «Большая семья» . Режиссер тогда создавал на экране новый образ рабочего, и помогал ему в этом молодой Баталов. Позже он не раз играл в фильмах Хейфица: в 1955 году фильм «Дело Румянцева» , в 1960 - «Дама с собачкой», в 1964 - «День счастья». Во всех этих кинолентах герои Баталова - интеллигентные, сильные духом люди. Этот образ понравился режиссерам, и актер начинает получать новые предложения.

Алексей Баталов в фильме "Дело Румянцева"

В 1956 году Марк Донской приглашает его играть роль Павла Власова в экранизации повести Горького «Мать». В следующем году Алексей Баталов играет роль, которая стала новой вехой в его биографии - в картине «Летят журавли» Михаила Калатозова. Фильм, ставший легендарным, принес Баталову известность и любовь зрителя. Он создал неповторимый образ солдата, не вернувшегося с войны. Спокойствие, ирония, мужество и интеллигентность - вот каким стал солдат благодаря игре Баталова.

Алексей Баталов в фильме "Летят журавли"

Новые грани актера открыла экранизация «Дамы с собачкой» в 1960 году. Артисту пришлось перешагнуть уже устоявшийся позитивный образ на экране. Роль Гурова потребовала от него немало работы, но результат стоил того. Картина получила множество наград, в том числе международных.

В 1962 году Алексей Владимирович играет в фильме «Девять дней одного года» роль Дмитрия Гусева, физика, который получил большую дозу радиации. От Баталова требовалось не скатываться в трагедию. Актер должен был показать человека мысли, ученого, представителя элиты ХХ века, и Баталов отлично справился с этой задачей. Артист в 1966 году за эту роль получил Государственную премию РСФСР.

С начала 60-х годов Баталов все больше увлекается радиотеатром и режиссурой. И только в 70-х опять начинает появляться на экранах.

Алексей Баталов в фильме "Звезда пленительного счастья"

Новая волна всенародной любви хлынула на артиста в 1980 году после выхода на экраны фильма «Москва слезам не верит» . Слесарь Гоша вернул на экраны созданный артистом персонаж рабочего-интеллигента и стал легендой советского кинематографа. До сих пор гордый и независимый "Гоша, можно Гога", мастерский воплощенный Баталовым в оскароносном фильме режиссера Владимира Меньшова, является секс-символом отечественного кино.

Алексей Баталов в фильме "Москва слезам не верит"

С 1975 года преподаёт актёрское мастерство во ВГИКе (Москва) (с 1979 - профессор, с 1989 - заведующий кафедрой актёрского мастерства). Выпустил в качестве руководителя курса 7 актёрских мастерских.

Многие годы являлся секретарём правления Союза кинематографистов СССР, председателем комиссии ВЦСПС по премиям в области литературы, искусства и журналистики. Работал в Советском комитете защиты мира, Фонде мира, Ассоциации «Родина».

С 2007 по 2013 год - президент Российской академии кинематографических искусств «Ника». Академик Национальной академии кинематографических искусств и наук России.

Принимает активное участие в работе Международного фонда «Мир искусства».

Избран Почётным президентом Парижского Киноклуба «Жар-птица», председателем Оргкомитета ежегодной премии российских деловых кругов «Кумир» за лучшие актёрские работы года, почётным членом правления региональной благотворительной организации «Московская Ассоциация содействия и помощи инвалидам с детским церебральным параличом», членом Попечительского совета Марфо-Мариинского благотворительного общества (при его участии была восстановлена Марфо-Мариинская обитель).

Является президентом российского кинофестиваля «Московская премьера».

11 марта 2014 года подписал обращение деятелей культуры Российской Федерации в поддержку политики Президента РФ В. В. Путина на Украине и в Крыму.

Смерть Алексея Баталова

Последние месяцы перед кончиной Алексей Баталов тяжело болел. Супруга артиста Гитана Леонтенко рассказывала, что он два месяца находился в больнице после двойного перелома ноги. Позже Баталова перевели в реабилитационный центр.

Известно, что в январе 2017 года актер сломал шейку бедра, в феврале ему сделали операцию. У артиста диагностировали осложнения после протезирования сустава. Его состояние врачи оценивали как "средней тяжести". С мая он проходил реабилитацию. Накануне смерти в палату к Баталову приходил священник, который его причастил.

Как рассказал Владимир Иванов, Алексей Баталов умер тихо во сне - вечером лег спать, а утром не проснулся. По просьбе семьи артиста он не стал разглашать подробностей.

"Алексей Владимирович скончался сегодня между часом ночи и шестью утра в одном из пансионатов, где он находился в последнее время", - сказал Иванов, отметив, что родственники просили не указывать название учреждения. "Вчера Алексей Владимирович причастился. Он ушел из жизни спокойно, во сне", - сказал Иванов.

19 июня в Доме кино в Москве состоялось . Отпевание артиста прошло в храме иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость» на Большой Ордынке. Богослужение совершил глава синодального Отдела внешних церковных связей (ОВЦС) митрополит Волоколамский Иларион. . Могила актера располагается рядом с захоронением матери.

Алексей Баталов - Я не торгуюсь с судьбой

Рост Алексея Баталова: 182 сантиметра.

Личная жизнь Алексея Баталова:

Дважды был женат.

Первая жена - Ирина Константиновна Ротова, дочь художника Константина Павловича Ротова. Женился еще учась в школе, в 16 лет.

"Вместе с моим отчимом, писателем Виктором Ардовым, Ротов работал в журнале «Крокодил». Так что можно сказать, что с Ириной мы были знакомы буквально с детского сада! В юности я не так чтобы много дружил с девчонками - был не очень уверен в себе. Отвратительно учился из-за того, что за годы эвакуации растерял все знания. Чтобы я мог получить аттестат, меня устроили в школу рабочей молодежи. Короче говоря, Ирина была родным для меня человеком, поэтому отношения с нею сложились сами собой. Мы расписались еще до того, как я поступил в Школу-студию МХАТ", - рассказывал актер.

Ирина Ротова - первая жена Алексея Баталова

"Признаюсь, я был плохим отцом, домапоявлялся редко. Надолго уезжал на съемки. Возможно, это и разрушило нашу семью. Однажды, когда я снимался в Киеве, кто-то в Москве наговорил маме Ирины о моей распутной жизни... Оправдываться не имело смысла, мы с Ириной отпустили друг друга и разошлись по-хорошему. У нее остались отличные отношения с моей матерью, она нередко приводила к ней внучку. Сейчас Ирины уже нет в живых, а дочь Надежда стала переводчиком", - говорил Баталов.

От этого брака имеет дочь Надежду и внучку Екатерину. Отношения с ними не поддерживает.

В 1963-м женился во второй раз. Вторая жена - (род. 1935), артистка цирка.

Познакомились они еще в 1953-м. Баталов рассказывал: "Это было в 1953 году. Я тогда снимался в фильме «Дело Румянцева». И однажды вечером после съемок актер Сергей Лукьянов, который играл в фильме полковника милиции, мне говорит: «А пойдем в цирк, там цыгане выступают!» Мы пошли. И я впервые увидел Гитану, она выполняла сложный цирковой номер на лошади и танцевала".

В этом браке имеет дочь Марию, с рождения страдает детским церебральным параличом. Окончила сценарный факультет ВГИКа, занимается литературным трудом.

Фильмография Алексея Баталова:

1944 - Зоя - Алексей, школьник
1952 - Служу Советскому Союзу - Павел Соснов
1954 - Большая семья - Алексей Ильич Журбин
1955 - Дело Румянцева - Саша Румянцев
1955 - Михайло Ломоносов - рыжий мужик
1955 - Мать - Павел Власов
1957 - - Борис Фёдорович Бороздин
1958 - Дорогой мой человек - Владимир Афанасьевич Устименко
1960 - Дама с собачкой - Дмитрий Дмитриевич Гуров
1961 - Девять дней одного года - Дмитрий Гусев
1963 - День счастья - Александр Николаевич Берёзкин
1964 - Свет далёкой звезды - Пётр Степанович Лукашёв
1966 - Три толстяка - Тибул
1966 - В городе С. - Шергов
1967 - Седьмой спутник - комиссар
1968 - Живой труп - Фёдор Васильевич Протасов
1969 - Внимание, черепаха! - дедушка Тани Самохиной
1970 - Бег - Сергей Павлович Голубков
1971 - Красный дипломат. Страницы жизни Леонида Красина - эпизод
1973 - Возврата нет - Алексей Владимирович Егоров
1974 - Чисто английское убийство - доктор Ботвинк
1975 - Звезда пленительного счастья - князь Сергей Петрович Трубецкой
1975 - Рикки-Тикки-Тави - Роберт Лоусон
1976 - Гореть, чтобы светить - Савин
1978 - Поздняя встреча - Сергей Иванович Гущин
1979 - Москва слезам не верит - Георгий Иванович (Гоша)
1983 - Скорость - Игорь Владимирович Лагутин
1984 - Время отдыха с субботы до понедельника - Павел
1986 - Зонтик для новобрачных - Дмитрий Павлович Красков
1986 - Досье человека в «Мерседесе» - Сергей Владимирович Григорьев
1990 - Похороны Сталина - отец Жени
1991 - Полтергейст-90 - профессор Вильницкий
1998 - Чехов и Ко (9-я серия «Рассказ госпожи NN») - Пётр Сергеевич
2006 - Карнавальная ночь 2, или 50 лет спустя - камео

Режиссерские работы Алексея Баталова:

1959 - Шинель
1966 - Три толстяка (совм. с И. Н. Шапиро и И. Ольшевским)
1972 - Игрок

1966 - Три толстяка (совм. с М. Ольшевским и Ю. К. Олешей)
1977 - Зайчонок и муха (анимационный)
1985 - Чужая шуба (анимационный)
1989 - Поездка в Висбаден
2009 - По ту сторону экрана (документальный)

Радиопостановки Алексея Баталова:

«Казаки» по Л. Н. Толстому
«Поединок» по А. И. Куприну
«Белые ночи» по Ф. М. Достоевскому
«Герой нашего времени» по М. Ю. Лермонтову
«Ромео и Джульетта» по У. Шекспиру

Озвучивание Алексея Баталова:

1985 - Господин Великий Новгород - Ребров (роль Дмитрия Балашова)
1991 - Верный Руслан - текст от автора
1994 - Железный занавес - текст от автора
1995 - Роковые яйца - текст от автора
1995 - Первая любовь - текст от автора
1997 - Маленькая принцесса - текст от автора
2005 - Казус Кукоцкого - закадровый текст

Озвучивание мультфильмов Алексея Баталова:

1974 - Загадочная планета
1975 - Ёжик в тумане
1975 - Слоно-дило-сёнок
1983 - Девочка и Дракон (из мультсериала «Сказки Дональда Биссета»)
1984 - Забытый день рождения (из мультсериала «Сказки Дональда Биссета»)
1984 - Ель
1985 - Крококот (из мультсериала «Сказки Дональда Биссета»)
1986 - Снегопад из холодильника (из мультсериала «Сказки Дональда Биссета»)
1986 - Урок музыки (из мультсериала «Сказки Дональда Биссета»)
1986 - Приключения пингвинёнка Лоло
1987 - Вреднюга (из мультсериала «Сказки Дональда Биссета»)
1996 - Лягушка-путешественница
2004 - Жадная мельничиха (из мультсериала «Гора самоцветов»)
2004 - Как обманули змея (из мультсериала «Гора самоцветов»)
2004 - Как пан конем был (из мультсериала «Гора самоцветов»)
2004 - Лиса-сирота (из мультсериала «Гора самоцветов»)
2004 - Толкование сновидений (из мультсериала «Гора самоцветов»)
2004 - Ключи от времени

Документальные фильмы Алексея Баталова:

1967 - Слово о России (документальный) - закадровый текст
1967 - Твоё щедрое сердце (документальный) - закадровый текст
1974 - Звёздная минута (документальный) - закадровый текст
1979 - Огневой вы человек! (документальный) - закадровый текст
1999 - Россия. XX век. Взгляд на власть (документальный) - закадровый текст




Алексей Баталов – талантливый советский и российский актёр, сценарист, режиссёр и преподаватель. Прославился благодаря гениальным ролям в фильмах «Летят журавли» и «Москва слезам не верит». Его киногерои стали гордостью отечественного кинематографа.

Завершив актерскую карьеру, он начал преподавать во ВГИКе, передавая все свои знания новому поколению.

Детство Алексея Баталова

Алексей Баталов появился на свет во Владимире, в творческой семье. Его родители – Владимир Баталов и Нина Ольшевская – работали в МХАТе. Все детские воспоминания будущего актёра были связаны в первую очередь именно с театром.


В 30-е годы родители Алексея развелись. Во второй раз его мама вышла замуж за писателя Виктора Ардова. Уже будучи взрослым, Баталов всегда с теплом и уважением отзываться об отчиме, ведь Ардов заботился о пасынке как о родном сыне, стараясь воспитать из него высокоморального человека. Кстати, известная комедийная актриса Анна Ардова приходится ему племянницей.


Новоиспеченному семейству сначала было нелегко, так как они жили рядом с первой женой Виктора. Но через несколько лет они купили новую квартиру и поселились в доме литераторов. В гостях у Ардовых часто бывали и звезды советского кино, и великие творцы: Анна Ахматова, Борис Пастернак, Осип Мандельштам. Несомненно, они повлияли на становление личности будущего актёра.


В 1941 году детство Алексея резко оборвалось – пришла война… Мать с сыном эвакуировалась в Бугульму (Татария). И даже там женщина не изменила своей профессии, самостоятельно организовав небольшой театр. 14-летний Алексей помогал матери, и постепенно взял на себя небольшие маленькие роли.

Образование Алексея Баталова

Алексей Баталов вырос в столь возвышенном артистическом окружении, что у него просто не могло возникнуть каких-либо сомнений относительно будущей профессии. Единственное, в чём он был не уверен, так это способности, ведь, считал он, без настоящего таланта на сцене театра делать нечего.


С окончанием войны семья возвратилась в Москву, где Алексей окончил школу и поступил в МХАТ. После выпуска в 1950 году он следующие три года работал в театре Советской Армии.

Профессиональное становление Алексея Баталова

Впервые Алексей Баталов появился на киноэкране ещё в школьные годы. В 1944 году он сыграл в фильме о советской партизанке Космодемьянской («Зоя» режиссёра Лео Арнштама). Следующая работа в кино последовала лишь через 10 лет, после ухода из армейского театра. Ей оказалась роль рабочего из киноленты «Большая семья» Иосифа Хейфица. Забегая вперед, отметим, что сотрудничество актера и режиссера оказалось весьма плодотворным: в 1955 году Баталов сыграл в фильме «Дело Румянцева», в 1960 – в ленте «Дама с собачкой», а в 1964 году на экраны вышла картина «День счастья». Хейфиц был режиссером всех этих работ.


В 1957 году Алексей Баталов и Татьяна Самойлова появились в главных ролях в военной мелодраме «Летят журавли». Удивительно эмоциональный фильм произвел фурор даже на Каннском фестивале, снискав главную награду – Золотую пальмовую ветвь.


В дальнейшем Баталов исполнял самые разные роли – простых студентов, рабочих, солдат. Тем не менее, все его герои обладали общей чертой – интеллигентностью и силой духа. Отдельно стоит лишь главная роль в фильме «Дама с собачкой», снятом на основе одноимённой повести Антона Чехова. Картина заслужено завоевала множество наград, но актёру было нелегко справиться с образом Гурова.

Многогранность талантов Алексея Баталова: развитие карьеры

Алексей Баталов не ограничивал себя лишь одной сферой деятельности. С начала 60-х годов актёр начал увлекаться режиссурой. Всего он снял три киноленты: «Шинель» (1959 г.), «Три толстяка» (1966 г.) и «Игрок» (1972 г.). Самой успешной многие критики признают киноленту «Три толстяка», где Алексей выступил также актёром и постановщиком. Экранизация классического произведения отличалась трепетным отношением к авторскому тексту, а также присутствием многочисленных трюков без страховки. Сам Баталов сыграл роль канатоходца и самостоятельно выполнил чрезвычайно опасный трюк.

Алексей Баталов о фильме «Три толстяка»

Важное место в жизни Баталова занимали радиопостановки. Благодаря новому увлечению актёра появились всем известные радиоспектакли: «Герой нашего времени» Михаила Лермонтова, «Казаки» Льва Толстого, «Ромео и Джульетта» Уильяма Шекспира и многие другие.

С 1974 года актёр занялся озвучиванием мультфильмов. Его голос зрители могли слышать в известнейших советских мультфильмах: «Ежик в тумане», «Лягушка-путешественница», «Ключи от времени». С 1975 года Баталов преподавал во ВГИКе, а в 1980 году получил профессорскую степень и возглавил одну из кафедр.

Таким образом, можно смело заявить, что Алексей Баталов долгое время являлся одной едва ли не самым яркой фигурой в отечественном кинематографе. Так что кому-то может показаться странным, что в 1979 году гениальный актёр решился сыграть в, казалось бы, совсем заурядной мелодраме Владимира Меньшова . Тем не менее, фильм «Москва слезам не верит» со временем был разобран на цитаты и стал украшением отечественного кинематографа.


Режиссёр тщательно подбирал актёра на роль Гоши, но убедительным оказался лишь Алексей. Да и кто бы смог сыграть более естественно роль простого слесаря, непринуждённо знакомящегося в общественном транспорте с женщиной, строго воспитывающего молодое поколение, иногда выпивающего, но при этом способного влюбить в себя женщин всей страны? Другой актёр, иная манера или даже взгляд могли превратить этого искреннего персонажа в обычного хама. Вызывала восхищение и очаровательная Вера Алентова , супруга Меньшова, сыгравшая в ленте главную женскую роль – «железную леди» Екатерину Тихомирову.


В 1981 году «Москва слезам не верит» была удостоена премии американской киноакадемии. «Оскар» в номинации «лучший иностранный фильм» стал подтверждением гениальности ленты. На этом фильме Баталов практически окончил свою актерскую карьеру, посвятив время преподавательской деятельности и озвучке мультипликационных фильмов. Среди его последних актерских работ: «Скорость», «Зонтик для новобрачных», «Досье человека в мерседесе», «Полтергейст-90». Также Алексей Баталов появился с камео в ремейке фильма Эльдара Рязанова «Карнавальная ночь: 50 лет спустя».


Личная жизнь Алексея Баталова

Первый раз Алексей Баталов женился очень рано – ему едва исполнилось 16 лет. Наверное, именно поэтому брак оказался некрепким. Его избранницей стала девушка Ирина Ротова, дочь художника Константина Ротова, знакомая актёру с детства. Вскоре у молодой семьи родилась дочь Надя. Ее рождение совпало с карьерным взлетом Алексея: он постоянно трудился, а на жену с ребёнком времени не оставалось. Семейные узы не выдержали подобных испытаний и, когда дочке исполнилось три года, пара рассталась. К сожалению, отношения Баталова со старшей дочерью не сложились и впоследствии они практически не общались.

Этот союз оказался прочным, счастье омрачила лишь болезнь дочери Маши (1968 г.р.), которая страдала от ДЦП. Как полагали родители, девочка получила страшный недуг из-за врачебной ошибки при родах. Гитана вынуждена была оставить работу и посвятить себя ребёнку. И сам актёр постепенно отгородился от других людей и даже близких родственников. Всю жизнь он посвятил заботе о жене и дочери. Его усилия принесли достойные плоды. У Марии Алексеевны много достижений – она занимается благотворительностью, является членом Союза писателей, пишет сценарии; один из них был экранизирован («Дом на английской набережной»).

«Алексей Баталов. Я не торгуюсь с судьбой»

Смерть Алексея Баталова

Даже в преклонном возрасте Алексей Баталов занимался преподавательской деятельностью. К своей работе он всегда относился очень требовательно и был твёрдо убеждён, что актёр должен играть героев, которые способны учить и совершенствовать общество.

В прессе иногда появлялись сообщения о довольно ограниченных материальных возможностях Баталова. Актёр трудился всю жизнь не столько ради денег, сколько из любви к искусству, а потому огромного капитала не нажил. Но не переживал за себя и не жаловался, ведь он прожил яркую, интересную и достойную жизнь.


Последние полгода жизни он провел на больничной койке одной из московских клиник, восстанавливаясь после операции (в январе 2017 у него диагностировали перелом шейки бедра). О смерти актера стало известно утром 15 июня 2017 года. В 6:00 по московскому времени его сердце остановилось. Как сообщили близкие, Алексей Баталов умер во сне: вечером заснул и больше не проснулся. Ему было 88 лет.

Анна Ардова – племянница Алексея Баталова. Ее дед, советский драматург Виктор Ардов, усыновил будущего актера и воспитывал как родного. Сын писателя Михаил стал священником, а внучка Анна пошла в актрисы, последовав примеру знаменитого дяди. К Баталову она всегда относилась с уважением, хотя виделись они редко.

ПО ТЕМЕ

сайт позвонили Ардовой и выразили соболезнования. "Спасибо большое. Вы, наверное, хотели узнать подробности, но меня саму осведомили только что. Мне очень сложно сейчас говорить. Я не могу..." – дрожащим голосом произнесла она.

Накануне кончины Баталова в палату пришел духовник и причастил его. Артист словно чувствовал приближение неизбежного.

Говорят, Алексей Владимирович не покидал больницу почти полгода после сложнейшей операции на ноге. В последнее время он плохо себя чувствовал, хотя за ним трепетно ухаживали.

Публикация от Даша Белова (@tina_tarantino) Июн 14 2017 в 11:54 PDT

По словам Михаила Ардова, актер просил похоронить его на Преображенском кладбище рядом с родителями. Прощание состоится в московском Доме кино.

"Я был, конечно, отчасти готов к этой печальной новости, но это огромная для всех нас утрата. Алексей был знаменитым артистом и человеком замечательных способностей. Известны его портреты Ахматовой и других людей. Он писал неплохие стихи, которые даже Ахматова одобряла. Кроме того, писал детские сказки. Он автор многих книг и статей на профессиональные темы. Он был очень-очень одаренным человеком, и это проявлялось во всем", – прокомментировал смерть брата Ардов.

Анна Ардова – популярная российская актриса театра и кино, телеведущая, великолепный мастер дубляжа. Лучше всего ее характеризуют комедийные роли, в которых актрисе удается максимально раскрыть свой талант. Широкому зрителю знакома прежде всего по игре в сериалах «Один за всех» и «Женская лига», которые в одночасье сделали Анну знаменитой на всю страну. Сегодня она одна из наиболее востребованных актрис отечественного кинематографа, чья фильмография насчитывает порядка 40 работ.

Все фото 3

Биография

Анна Ардова появилась на свет 27 сентября 1969 года в Москве. Многие родственники актрисы имеют театральные корни. Родная бабушка Нина Ольшевская постигала сценическое искусство у К. Станиславского, а дед, Виктор Ардов, прославился как талантливый писатель-сатирик. Родной дядя актрисы – не нуждающийся в представлениях великолепный Алексей Баталов. Папа Борис Ардов – известный мультипликатор, а мама, Мира Ардова, служила в Театре юного зрителя. И даже имя дочери выбрали в память о великой Анне Ахматовой, которая была хорошо знакома с бабушкой.

Детство звездной актрисы проходило на Большой Ордынке, где по соседству жили звездные родственники. Их дом нередко посещали мастера первой величины – Ф. Раневская, Б. Пастернак, М. Зощенко и многие другие. В силу возраста Анна не помнила большинство именитых гостей, зато у нее хорошо отложилась в памяти встреча с Риной Зеленой.

В школьные годы ее называли трудным подростком за неспокойный и неуживчивый характер. Особенно это ощущали отчимы. Но если Игорю Старыгину удалось найти общий язык с падчерицей, то с режиссером Львом Давидовичем она так и осталась в натянутых отношениях. К тому же Ардова рано начала курить и даже выпивать. Администрация учебного заведения пригрозила отчислением юной бунтарки, пришлось родителям срочно увозить ее на Вологодчину, где директором школы работала родная тетя.

Там, вдали от московской вольницы, Анна Ардова заново открыла для себя удивительный мир чтения. Окончив школу с посредственным аттестатом, девушка устремилась в стены театрального вуза, куда смогла попасть только с пятого раза. Влиятельные родственники наотрез отказались оказывать любые преференции, поэтому приходилось действовать самой. В перерывах между поступлениями она успела поработать гардеробщицей, младшим экономистом и продавцом.

В 1995 году после окончания ГИТИСа (курс А. Гончарова) Анна попала в труппу Театра им. Маяковского, которому остается верна и сегодня. Самыми известными театральными работами актрисы можно считать роли в спектаклях «Развод по-женски», «Таланты и поклонники», а также «Чума на оба ваших дома».

Первый опыт в кино она получила в далеком 1983 году, когда ее пригласил поработать сам Михаил Казаков. Роль однофамилицы Ардовой не стала запоминающейся, зато дала возможность пообщаться во время съемок со С. Крючковой и Л. Броневым. Нового предложения от кинорежиссеров пришлось ждать 14 лет. В 1997 году Анна появилась на экране в главной роли в кинофильме «Тоскующая телка». Хотя картина получила определенное признание и даже была отмечена наградами, открыть Ардовой дорогу к славе она не смогла.

Настоящая известность приходит в 2002-2005 годах после серии успешных работ в фильмах «Только ты», «Всегда говори «всегда», «Дети Арбата», «Фирменная история», а также в телемюзикле «Три мушкетера». В 2006 году по приглашению режиссера О. Ланд актриса приходит работать в сериал «Женская лига», в котором будет сниматься в течение нескольких лет. Здесь в полной мере раскрылся комедийный талант актрисы, но в 2009 году она решила его покинуть. И не зря. Новая работа в ситкоме «Одна за всех» заставила влюбиться в нее всю страну. Эта роль по достоинству была отмечена критиками. Вскоре Анна Борисовна была удостоена ТЭФИ за лучшую женскую роль в сериале.

Далее предложения посыпались как из рога изобилия. Находившаяся долго в творческом поиске актриса наконец обрела себя и смогла раскрыть свой талант. Отрадно, что наряду с комедийными персонажами ей стали доверять более серьезные роли в других жанрах. Так, наряду с образами неугомонной Райки из «И все-таки я люблю» и простоватой Люси из сериала «Срочно в номер» Ардова запомнилась по роли начальницы дома культуры в биографической ленте «Высоцкий. Спасибо, что живой».

Личная жизнь

Как и в сценической карьере, в личной жизни артистки случилось немало потрясений. Вначале ее повел под венец однокурсник, а ныне популярный актер Даниил Спиваковский. Поначалу молодые жили в коммуналке, после чего переехали к свекрови. Однако полноценной семьи у студентов так и не получилось, меньше чем через год пара рассталась.

Со вторым возлюбленным, журналистом Сергеем, все было гораздо серьезнее. Она ждала от него ребенка и готовилась к свадьбе. Однако любимый мужчина не выдержал груза ответственности и попросту сбежал, оставив беременную подругу в одиночестве. В 1996 году родилась дочка София, которая так и не узнала своего биологического отца.

Настоящее семейное счастье Анна Ардова обрела только с третьей попытки, выйдя замуж за коллегу по Театру им. Маяковского Александра Шаврина. Интересно, что долгое время актриса считала закоренелого холостяка Шаврина другом и даже подумать не могла, что станет его женой. Тем не менее это произошло, и Ардова обрела сильное плечо вместе с семейным покоем. Кроме дочери Сони у пары есть совместный сын Антон, очень похожий по характеру на свою маму. Оба ребенка актрисы уже попробовали себя на актерском поприще, на радость родителям.

В ночь на четверг, 15 июня 2017 года, на 89-м году жизни скончался популярнейший актер Алексей Баталов.

Мы вспомнили неожиданные подробности из жизни и карьеры легендарного артиста.

Факт 1

Алексей Баталов родился 20 ноября 1928 года в семье режиссера Владимира Баталова и актрисы Нины Ольшевской, работавших во МХАТе. Однако с 5-летнего возраста (после развода родителей) воспитывал будущего актера отчим - писатель Виктор Ардов, который, по словам актера, стал для него «близким и родным человеком».

В гостеприимном доме Ардовых бывали Анна Ахматова, Борис Пастернак, Иосиф Бродский, а этажом выше жили Мандельштамы. Во втором браке Ольшевская родила еще двух сыновей: Михаила и Бориса. Известная сегодня актриса Анна Ардова - дочь Бориса, племянница Алексея Баталова.

Факт 2

Дебют Алексея Баталова в кино состоялся, еще когда он учился в школе - в 1944 году, Весь его класс выбрали для съемок фильма о Зое Космодемьянской. Ребята играли одноклассников героини, погибшей в начале Великой отечественной войны. А 16-летний Леша даже произнес несколько слов.

Потом вспоминал, что та эпизодическая роль далась ему с огромным трудом: «Я даже вспотел!». А дома родители ему строго попеняли: «Прежде чем сниматься в кино, нужно учиться!».

Он прислушался: окончил Школу-студию МХАТ - и стал одним из самых любимых актеров страны, сыграв яркие роли в знаменитых советских картинах «Большая семья», «Дело Румянцева», «Дама с собачкой», «Летят журавли», «Дорогой мой человек», «Девять дней одного года», «Три толстяка», «Москва слезам не верит» и многие другие.

Факт 3

Первой женой Алексея Баталова стала Ирина Ротова, они жили в одном дворе, влюбились друг в друга в 16 лет, рано стали жить вместе, брак зарегистрировали, как только когда им исполнилось 18.

«Мой развод с первой супругой состоялся во многом из-за того, что я не нравился ее матери, - рассказывал Баталов. - Мама постоянно говорила, что я не подхожу для семейной жизни, много езжу, да и актер - несерьезная профессия. Вот она и добилась своего - мы развелись», Впрочем, винил актер и себя. Из-за работы он в самом деле уделял мало времени и жене, и дочке Наде. «Я просто признаю: был хреновым отцом для нее. Вот и все», - признавался артист.

«Ротов в свое время получил заказ на иллюстрации к «Дяде Степе» Михалкова, и, представьте себе, милиционер приобрел мое лицо, - рассказывал Алексей Баталов. - Тесть объяснял: «Ведь у тебя, Леша, размер ноги сорок пятый. И у дяди Степы тоже! Значит, вы похожи»

Факт 4

А вот отношения с тестем у Баталова были прекрасные. Художник-карикатурист Константин Павлович Ротов обожал талантливого зятя и даже некоторое время учил его рисовать. «Ротов в свое время получил заказ на иллюстрации к «Дяде Степе» Михалкова, и, представьте себе, милиционер приобрел мое лицо, - рассказывал актер. - Тесть объяснял: «Ведь у тебя, Леша, размер ноги сорок пятый. И у дяди Степы тоже! Значит, вы похожи». Сейчас я уже никому не могу доказать, что был дядей Степой, но это действительно так!».

Факт 5

В 1953 году Алексей Баталов приехал в Ленинград на съемки фильма «Большая семья», в одной с ним гостиницей жили и артисты цирка, в том числе 18-летняя Гитана Леонтенко. Вспыхнул роман, Алексей стал часто приходить в цирк, чтобы увидеть выступления отважной наездницы.

Они поженились спустя 10 лет после знакомства. «Я не хотела выходить замуж, - вспоминала Гитана. - Для меня главным в жизни оставалась работа. Ну как я уйду из цирка, что буду делать? Обед готовить? Мир за барьером манежа казался мне чужим. Но Алеша мне очень нравился, он был потрясающим».

Кстати, актер познакомил ее с Анной Ахматовой - и девушка ей понравилась. Ахматова даже подарила ей книгу с надписью «Моей любимой Гитане». Второй брак Баталова оказался намного более удачным первого. Супруги понимали друг друга с полуслова, ведь они оба были артистами и ездили на гастроли.

Кстати, фильм «Три толстяка» Баталов снял во многом благодаря Гитане. Он и сам сыграл в нем - гимнаста Тибула. А жена во время съемок учила его правильно ходить по канату.

Факт 6

В 1968 году у Алексея и Гитаны родилась дочь Мария, которая по вине врачей с самого рождения страдает детским церебральным параличом. «Мы ведь даже предположить не могли, что нас ждет.

Гитана поехала рожать в один из лучших роддомов Москвы, - вспоминал артист. - Так нам сказали. Но почему-то в этом «лучшем роддоме» врач по непонятной причине в ночь, когда должны были состояться роды, отпустила хирургическую сестру. Без нее операцию кесарево сечение провести было невозможно! В результате абсолютно здоровую девочку превратили в инвалида».

Супруга Баталова, рассказала, что от нагрузок в цирке ее тело было очень мускулистым, и она умоляла врачей сделать кесарево. «Считаю, что они совершили преступление. Но если Маше суждено было появиться на свет, то хорошо, что она родилась у нас…», - говорит Гитана.

Факт 7

«Оскароносный» фильм Владимира Меньшова «Москва слезам не верит», где Алексей Баталов сыграл Гогу (он же Гоша), после финального монтажа стал почти на час короче. Многие отснятые эпизоды были признаны «недостойными советского человека».

«Результат мог быть еще лучше, чем вы видели, - говорил Алексей Владимирович. - Фильм сильно урезали при монтаже, убрали откровенные сцены между главной героиней и Олегом Табаковым, сократили разговор Гоши и Николая, во время которого мой герой сидел в плаще на голое тело. И когда он поднимался за новой бутылкой, это было заметно…».

Но это не помешало Баталову стать любимцем женщин всей страны, мужчиной, за которым надежно - как за каменной стеной.

Факт 8

Одна из вредных привычек Баталова - пристрастие к табаку, которое началось еще в его юношеские годы.

«Курил с 13 лет - это правда, и продолжаю курить, тут уж ничего не поделаешь. Элементарно: чтобы заглушить голод! Был такой способ в войну: покуришь махорки - и вроде есть не так хочется, - вспоминал артист. - Достать ее было легко, ведь даже в тылу кругом - военные».

А вот алкоголь Алексей Владимирович не переносил физически еще со студенческих лет: во время войны он переболел тяжелой болезнью печени. И когда он несколько раз пытался принять алкоголь - то на него сразу же накатывала опоясывающая и невыносимая боль.

«Помню, когда студентом в свой день рождения выпил чуть-чуть, на следующий день едва доехал до учебы. С тех пор я вообще никогда не пил», - признавался Баталов.