В социальной сети уже далеко не первый месяц обсуждают идеалы красоты прошлых лет. Многие имели очень не правильные представления о женах шейха того времени. Все считали, что красавицы былых времен должны быть похожими на Жасмин, с мультика про «Алладина», но это далеко не так.

Иранская принцесса Анис Аль Долях самое настоящее опровержение всех легенд. Как сообщается, Анис Аль Долях жила в 1870-х годах. В то время правил шах Насер ад-Дин Каджара. Он невероятно любил фотографировать и делал много фотографий. Но вот в те времена можно было снимать что угодно, но только не гарем и женщин. Насер все же закон нарушал и тайно снимал свой гарем, а снимки прятал. Известно, что его придворным фотографом был наш с вами соотечественник Антон Севрбгин.

Анис аль Долях – биография, фото, кто это: Разоблачение Иранской принцессы

В гареме Насера и правда, была любимая жена и иранская принцесса Анис Аль Долях. Она была самой красивой девушкой того времени. У нее было 143 поклонника, из которых 13 покончили с собой из-за безответной любви. В наше время в сети появились снимки того времи, где можно увидеть Анис Аль Долях. Для современников стало шоком эталоны красоты того времени. Сообщалось, что девушек специально откармливали, чтобы те были полнее, а те, у которых росли волосы на лице считались самыми красивыми.



Вот только не так давно в сети появилось разоблачение истории. Оказалось, что на снимках не сама Анис Аль Долях и даже не женщины. Дело в том, что кроме снимков, Насер любил театр. А вот в то время, женщинам в театре играть было запрещено, там играли лишь мужчины. На данных фото и на самом деле гарем, вот только он не настоящий, а театральный. Так что вполне может быть, что на снимке просто переодетые актеры театра.

Фотографии иранской принцессы, жены шаха Насера Каджара, продолжают будоражить впечатлительных и наивных пользователей интернета. Ей посвящены сотни, если не тысячи статей, в которых обсуждаются вкусы и предпочтения шаха, жившего почти двести лет назад.

Насер ад-Дин Шах Каджар

Иранский шах, который правил страной 47 лет, был образованнейшим человеком Ирана, знавшим несколько языков, любившим географию, рисование, поэзию, автор книг о своих путешествиях. В семнадцать лет он унаследовал престол, но вступить во власть смог только при помощи оружия. Это был неординарный человек, который сумел провести небольшие, с точки зрения нашего времени, но значительные для своего времени реформы в стране.

Как грамотный человек, он понимал, что только образованный и развитый Иран сможет на равных с другими странами существовать в этом мире. Он был поклонником европейской культуры, но осознавал, что религиозный фанатизм, свирепствовавший в стране, не позволит претворить его мечты в реальность.

Тем не менее при его жизни было сделано немало. В Иране появился телеграф, стали открываться школы, была проведена реформа армии, открыта французская школа, прообраз будущего университета, где изучали медицину, химию, географию.

Театр Насера Каджара

Насер Каджар в совершенстве знал французский язык, был знаком с французской культурой, в частности с театром, но он был прежде всего шахом Ирана, мусульманином. Поэтому его мечта о полноценном театре не могла осуществиться. Но он вместе с Мирзой Али Акбар Хан Наггашбаши создает государственный театр, труппа которого состояла из мужчин. На фотографиях актеров можно увидеть знаменитую «иранскую принцессу Анис аль Долях». Да, это принцесса, но не настоящая, а в исполнении актера-мужчины.

Иранский театр не играл постановок из жизни народа. Его сатирический репертуар полностью состоял из пьес, описывающих придворную и светскую жизнь. Все роли здесь играли мужчины. Это не единичный случай. Вспомните кабуки, где играют только мужчины. Правда, играли в масках, и увидеть у них сросшиеся брови и усы вряд ли было возможно. К слову сказать, густые сросшиеся брови у жителей арабских и среднеазиатских стран всегда считались признаком красоты, как у женщин, так и у мужчин.

Основатель иранского театра

Руководителем первого государственного театра был известный в Иране человек Мирза Али Акбар Хан Наггашбаши, который считается основоположником иранского театра. Все роли играли мужчины, только после 1917 года было разрешено женщинам быть актрисами и участвовать в спектаклях.

Старые фотографии

Насер ад-Дин с юношества увлекался фотографией. У него была своя лаборатория, где он собственноручно печатал снимки. Он фотографировал сам, у него был фотограф-француз, который снимал его. В конце шестидесятых годов XIX века в Тегеране открывают свою студию братья Севрюгины, один из них - Антон - становится придворным фотографом.

Снимал шах все, в этом ему помогал Севрюгин. Фотографии жен, приближенных, артистов театра, своих поездок, торжественных встреч, военных действий он хранил в сейфе дворца. После иранской революции все его архивы были рассекречены, и снимки попали в руки журналистов. Кто на этих фотографиях изображен, сейчас сказать трудно. Полагаться на интернет не стоит. Подписи к одним и тем же фотографиям на разных сайтах отличаются кардинально. Достоверность их весьма сомнительна.

На одном немецком сайте к статье о Насере ад-Дине встретился интересный комментарий, который прислал житель Ирана. Он пишет, что хан не любил женщин, поэтому, чтобы быть похожими на мужчин и тем самым угодить шаху, они подрисовывали себе усики. Насколько это верно, сказать трудно, но это частично объясняет явно мужские лица в женской одежде и то, что посторонний мужчина (фотограф) снимает хана в кругу

Кто такая иранская принцесса Анис

Анис аль Долях - это, скорее всего, имя героини какой-либо пьесы, которая разыгрывалась с одними действующими персонажами по различным ситуациям (случаям из жизни). Что-то наподобие современных сериалов. Каждый актер играл одну роль в течение многих лет.

У шаха Насер Каджар была официальная жена Мунира Аль-Хан, которая родила ему детей, в том числе и его наследника Мозафереддин-шаха. Она была из знатной и влиятельной семьи, имеющей немалую власть. То, что у шаха был гарем, сомневаться не приходится. Но кто жил в его гареме, сказать точно сейчас невозможно.

Фотографии шахских наложниц

Фото иранской принцессы аль Долях и наложниц шаха, выложенные в интернете, это, скорее всего, снимки артистов театра или отрывки из пьес. Приходя в любой театр, мы видим в его фойе состав труппы в фотографиях, где нередко можно увидеть загримированных актеров, то есть отрывки из их ролей.

Не будем забывать, что шах был приверженцем всего европейского, но оставался мусульманским диктатором, который не терпел никакого инакомыслия. Отступление от норм Корана (в данном случае фотографирование женщин с открытыми лицами) оттолкнуло бы от него тысячи его преданных подданных. Этим бы не преминули воспользоваться его враги, которых у него было предостаточно. На него не раз совершались покушения.

Шах посетил многие страны Европы, в том числе и Россию. Он был восхищен русским балетом. Поставить у себя в стране нечто подобное он не мог, поэтому создает об этом пьесу, нарядив в балетные пачки иранскую принцессу Анис (фото ниже) и других якобы женщин. Кстати, шах писал книги о своих путешествиях, которые печатались в Европе и России. Возможно, он писал и пьесы для своего театра.

Что значит имя Анис

Почему у иранской принцессы такое странное имя не случайно, именно при шахе Насер ад-Дине были расстреляны два религиозных мятежника, посмевших признать Коран изжившим себя. Это основоположник новой религии, получившей название бабизм, Баба Сейид Али Мухаммад Ширази, а также его ярый последователь и помощник Мирза Мухаммад Али Зунузи (Анис). Существует легенда, что во время расстрела, проведенного отрядом из 750 христиан, Баба странным образом оказался в своей камере, а Аниса пули не тронули.

Именно имя Анис носит сатирическая иранская принцесса. Каждый раз оно вызывало смех и издевательства. Облачив своего противника в женскую одежду, что уже само по себе позор для мусульманина, шах отомстил тем, кто пошел против Корана. Мы не знаем имен других «обитательниц» шахского гарема, может быть они также могут о многом рассказать. Конечно, это только предположения, что было на самом деле, мы уже никогда не узнаем.

Иранский шах, который правил страной 47 лет, был образованнейшим человеком Ирана, знавшим несколько языков, любившим географию, рисование, поэзию, автор книг о своих путешествиях. В семнадцать лет он унаследовал престол, но вступить во власть смог только при помощи оружия. Это был неординарный человек, который сумел провести небольшие, с точки зрения нашего времени, но значительные для своего времени реформы в стране.

Как грамотный человек, он понимал, что только образованный и развитый Иран сможет на равных с другими странами существовать в этом мире. Он был поклонником европейской культуры, но осознавал, что религиозный фанатизм, свирепствовавший в стране, не позволит претворить его мечты в реальность.

Тем не менее при его жизни было сделано немало. В Иране появился телеграф, стали открываться школы, была проведена реформа армии, открыта французская школа, прообраз будущего университета, где изучали медицину, химию, географию.


Театр Насера Каджара

Насер Каджар в совершенстве знал французский язык, был знаком с французской культурой, в частности с театром, но он был прежде всего шахом Ирана, мусульманином. Поэтому его мечта о полноценном театре не могла осуществиться. Но он вместе с Мирзой Али Акбар Хан Наггашбаши создает государственный театр, труппа которого состояла из мужчин. На фотографиях актеров можно увидеть знаменитую «иранскую принцессу Анис аль Долях». Да, это принцесса, но не настоящая, а в исполнении актера-мужчины.

Иранский театр не играл постановок из жизни народа. Его сатирический репертуар полностью состоял из пьес, описывающих придворную и светскую жизнь. Все роли здесь играли мужчины. Это не единичный случай. Вспомните японский театр кабуки, где играют только мужчины. Правда, японские актеры играли в масках, и увидеть у них сросшиеся брови и усы вряд ли было возможно. К слову сказать, густые сросшиеся брови у жителей арабских и среднеазиатских стран всегда считались признаком красоты, как у женщин, так и у мужчин.


Основатель иранского театра

Руководителем первого государственного театра был известный в Иране человек Мирза Али Акбар Хан Наггашбаши, который считается основоположником иранского театра. Все роли играли мужчины, только после 1917 года было разрешено женщинам быть актрисами и участвовать в спектаклях.

Старые фотографии

Насер ад-Дин с юношества увлекался фотографией. У него была своя лаборатория, где он собственноручно печатал снимки. Он фотографировал сам, у него был фотограф-француз, который снимал его. В конце шестидесятых годов XIX века в Тегеране открывают свою студию братья Севрюгины, один из них - Антон - становится придворным фотографом.

Снимал шах все, в этом ему помогал Севрюгин. Фотографии жен, приближенных, артистов театра, своих поездок, торжественных встреч, военных действий он хранил в сейфе дворца. После иранской революции все его архивы были рассекречены, и снимки попали в руки журналистов. Кто на этих фотографиях изображен, сейчас сказать трудно. Полагаться на интернет не стоит. Подписи к одним и тем же фотографиям на разных сайтах отличаются кардинально. Достоверность их весьма сомнительна.

На одном немецком сайте к статье о Насере ад-Дине встретился интересный комментарий, который прислал житель Ирана. Он пишет, что хан не любил женщин, поэтому, чтобы быть похожими на мужчин и тем самым угодить шаху, они подрисовывали себе усики. Насколько это верно, сказать трудно, но это частично объясняет явно мужские лица в женской одежде и то, что посторонний мужчина (фотограф) снимает хана в кругу мужеподобных женщин.


Кто такая иранская принцесса Анис

Анис аль Долях – это, скорее всего, имя героини какой-либо пьесы, которая разыгрывалась с одними действующими персонажами по различным ситуациям (случаям из жизни). Что-то наподобие современных сериалов. Каждый актер играл одну роль в течение многих лет.

У шаха Насер Каджар была официальная жена Мунира Аль-Хан, которая родила ему детей, в том числе и его наследника Мозафереддин-шаха. Она была из знатной и влиятельной семьи, имеющей немалую власть. То, что у шаха был гарем, сомневаться не приходится. Но кто жил в его гареме, сказать точно сейчас невозможно.

Фотографии шахских наложниц

Фото иранской принцессы аль Долях и наложниц шаха, выложенные в интернете, это, скорее всего, снимки артистов театра или отрывки из пьес. Приходя в любой театр, мы видим в его фойе состав труппы в фотографиях, где нередко можно увидеть загримированных актеров, то есть отрывки из их ролей.

Не будем забывать, что шах был приверженцем всего европейского, но оставался мусульманским диктатором, который не терпел никакого инакомыслия. Отступление от норм Корана (в данном случае фотографирование женщин с открытыми лицами) оттолкнуло бы от него тысячи его преданных подданных. Этим бы не преминули воспользоваться его враги, которых у него было предостаточно. На него не раз совершались покушения.

Шах посетил многие страны Европы, в том числе и Россию. Он был восхищен русским балетом. Поставить у себя в стране нечто подобное он не мог, поэтому создает об этом пьесу, нарядив в балетные пачки иранскую принцессу Анис (фото ниже) и других якобы женщин. Кстати, шах писал книги о своих путешествиях, которые печатались в Европе и России. Возможно, он писал и пьесы для своего театра.


Что значит имя Анис

Почему у иранской принцессы такое странное имя Анис? Это не случайно, именно при шахе Насер ад-Дине были расстреляны два религиозных мятежника, посмевших признать Коран изжившим себя. Это основоположник новой религии, получившей название бабизм, Баба Сейид Али Мухаммад Ширази, а также его ярый последователь и помощник Мирза Мухаммад Али Зунузи (Анис). Существует легенда, что во время расстрела, проведенного отрядом из 750 христиан, Баба странным образом оказался в своей камере, а Аниса пули не тронули.

Именно имя Анис носит сатирическая иранская принцесса. Каждый раз оно вызывало смех и издевательства. Облачив своего противника в женскую одежду, что уже само по себе позор для мусульманина, шах отомстил тем, кто пошел против Корана. Мы не знаем имен других «обитательниц» шахского гарема, может быть они также могут о многом рассказать. Конечно, это только предположения, что было на самом деле, мы уже никогда не узнаем.

Шах Каджара действительно увлекался фотографией еще с детства и, как только пришел к власти, создал у себя во дворце фотостудию. Придворным фотографом стал наш соотечественник Антон Севрюгин, который в 1870-х годах открыл в Тегеране фотоателье. Севрюгин был награжден почетным титулом за вклад в искусство Ирана, но он имел право снимать только самого шаха, придворных и гостей главы государства. Правом же фотографировать гарем обладал только сам шах. Сообщается, что он лично проявлял снимки в дворцовой лаборатории и хранил их в личных покоях, никому не показывая, но никаких доказательств этого нет.

Дело в том, что по законам Шариата считалось непозволительным снимать лица людей, а особенно женщин. Будучи главой государства, шах мог позволить себе нарушить этот закон в отношении самого себя и придворных, но не в отношении гарема. Так откуда взялись фотографии его наложниц? И почему женщины на этих фотографиях так разительно отличаются от эталонных красоток того времени, которых мы не могли видеть, но о которых могли прочитать?


На самом деле, это не иранские принцессы, не жены шаха и… вообще не женщины! На этих фотографиях запечатлены актеры первого государственного театра, созданного шахом Насреддином, который был большим поклонником европейской культуры. Эта труппа играла сатирические пьесы только для придворных и знати. Организатором этого театра был Мирза Али Акбар Хан Наггашбаши, который считается одним из основоположников современного иранского театра. В пьесах того времени играли только мужчины, поскольку вплоть до 1917 года иранским женщинам было запрещено выступать на сцене. Вот и весь секрет« иранских принцесс»: да, это гарем шаха, но в театральной постановке.


В наши дни сложилось не очень правильное представление о гареме и шаха древних времен. Шокирующие подробности жизни наложниц в гареме удивили всех. Принято было считать, что женщины в гареме славятся красотой и живут в богатстве, но все стереотипы развеяла принцесса из Ирана Анис аль Долях.

Еще в далеком 1848 году и на протяжении 47 лет после в Иране правил шах Насер Каржар. Он славился своей неординарностью и странными предпочтениями. В его гареме было более 100 женщин, а самой любимой его женой была Анис аль Долях. Иранская принцесса считалась одной из самых красивых женщин страны.

А сам Насер очень любил фотографировать и не смотря на все законы и запреты того времени, он снял с жен паранжу и показал их лица. Шах сделал не мало снимков своего гарема.

Одной из многочисленных страстей Шаха Каджара была фотография. Фотографировать ему нравилось ещё в детстве, а когда он пришёл к власти, то принял решение создать у себя во дворце первую официальную фотостудию. В 1870-х годах в Тегеране открыл своё ателье русский фотограф Антон Севрюгин, который и стал придворным фотографом иранского правителя. Севрюгин создал фотолетопись Ирана и за свои заслуги был награждён почётным титулом.

Русский фотограф мог снимать самого шаха, его родственников мужского пола, придворных и слуг. А за собой Каджар, ярый поклонник фото, оставил право снимать свой гарем, в котором у него было, по свидетельствам историков, около 100 наложниц.

Фото гарема шаха Насер ад-Дин Шах Каджар



Принцесса Анис аль Долях: кто это, биография

Анис аль Долях была одной из самых красивых женщин в гареме и именно по этому шах фотографировал ее больше всех. Снимки дошли до нашего времени и очень удивили. В те времена считалось, что женщина должна быть полной. Женщин специально откармливали, чтобы они были привлекательнее. Мало того, эталоном красоты в то время были сросшиеся брови и усы. Страшно даже представить, если бы такое был и в наше время.

Удивительно, но у иранской принцессы было больше 100 поклонников, а самое невероятное то, что 13 из них из-за неразделенной любви покончили с собой.

Анис Аль Долях википедия

Анис аль-Долях была любимой женой четвертого шаха Ирана Насера ад-Дина Шаха Каджара, правившего в период с 1848 по 1896 годы.

Нельзя не заметить и странные юбки жен шаха. Как известно, в то время Насер побывал в Питере, где увидел и был восхищен балетом. Приехав домой он заставил жен сшить такие юбки и носить их. Так что после таких подробностей принцесса Жасмин из мультика про Алладина, кажется не такой уж и привлекательной.

Анис Аль Доля фото




Восточные наложницы сто лет тому назад и сейчас

Все- таки, что ни говори, а за век представления о красоте, тем более - восточной красоте, страшно изменились. Те же наложницы шахов сто и чуть больше лет назад и сейчас - просто небо и земля. Впрочем, никто не утверждает, что одно красиво, а другое - нет. У всех определенно свои вкусы. Быть может, раньше и вправду усы у дамы были не рудиментом, а изюминкой...

АРД предлагает своим читателям лишь взглянуть и почувствовать разницу... Как сказал по этому поводу известный поэт, а один известный блогер российского ЖЖ его процитировал: "Ночной зефир струит эфир..."

Полнота - главный критерий красоты того времени. Известно, что фотографии Насер эд-Дин Шах печатал сам в дворцовой лаборатории и хранил в атласных альбомах в своём дворце Голестан, где в настоящее время находится музей.

Глядя на фото дам из гарема, понимаешь, что выглядят они для своего времени вполне современно. Женщины уверенно держатся перед камерой, спокойны, не робеют и не кокетничают.

По фотографиям можно судить о вкусах иранского монарха - все женщины в теле, со сросшимися густыми бровями и хорошо заметными усиками. Хорошо видно, что женщины не страдали от голода и не были обременены физической работой. Знатоки поговаривают, что в коллекции Голестана есть даже фото в стиле ню, но они надёжно спрятаны.