Приветствую вас, друзья! Мы продолжаем изучение модальных глаголов и сегодня поговорим об их временных формах: прошедшей и будущей.

Все необходимые изменения во времени отражает модальный глагол, так как главный смысловой в предложении стоит в инфинитиве. Однако бывают редкие случаи, когда модальное слово не меняется, а смысловое, напротив, несет основную временную нагрузку. В предложении все необходимые изменения во времени, за редким исключением, отражает модальный глагол, а главный смысловой в предложении стоит в инфинитиве

Изменение модальных глаголов по временам

Настоящее время не является предметом нашего сегодняшнего исследования, так как оно предельно просто строится:

Модальный глагол (в его «стандартном виде») + инфинитив главного глагола

При этом, модальное слово не изменятся при спряжении с he, she, it, то есть окончание -s ни в коем случае не добавляется .

  • He plays football. — Он играет в футбол
  • He can play football. — Он может играть в футбол

А вот сейчас узнаем о том, как меняются модальные слова в прошедшем и будущем.

Модальный глагол-can

Прошедшее could
Будущее shall/will be able to

I cannot help him. — Я не могу помочь ему .

-Can является единственным модальным словом, который в отрицательной виде настоящего времени сливается с частицей -not

I could not help him. — Я не мог помочь ему .

В виду того, что can в будущем не применяется, при необходимости используется эквивалент —to be able to

I shall not be able to help him. — Я не смогу помочь ему .

Модальное слово-must


Модальные глаголы can, may, must изменяются в различных временных формах
  • He may send a letter, if he wants. — Он может послать письмо, если хочет
  • He might send a letter. — Ему было позволено послать письмо

Для построения будущего времени, используется эквивалент —to be allowed to .
He will be allowed to send a letter. - Ему будет дозволено послать письмо .

И модальные, и смысловые

-Need необычен тем, что употребляется и как смысловой глагол в значении «нужно », «необходимо », и как модальный

  1. В роли смыслового изменяется в каждом из времен, как обычный, то есть добавляются характерные окончания:
    • -s (в настоящем времени с he , she , it )
    • - ed (в прошедшем)
  2. В вопросительном и отрицательном типе предложении используется вспомогательное слово —to do .
    • He needs to be strong. — Ему нужно быть сильным
    • We needed more money to buy a car. — Нам нужно было больше денег, чтобы купить машину
    • Do you need to leave here? — Тебе нужно остаться здесь?
      No, I do not
  3. Как модальное слово — need теряет все эти характеристики, имея при этом всего одну форму — настоящего времени

dare

Прошедшее dared
Будущее -
  • How they dare talk about it? — Как они смеют говорить об этом?
  • We dared not answer them. — Мы не осмелились ответить им.

Как и —need , —dare может употребляться и как смысловой глагол

  • Имеет то же значение, что и «сметь », «осмелиться сделать что-либо «
  • Обладает всеми формами и характеристиками обычного глагола
  • Используется чаще всего в отрицательных предложениях и в прошедшем времени
  • В будущем практически не находит применения

She did not dare to ask me about my decision. — Она не осмелилась меня спросить о моем решении .

Неизменный -ought to

Является схожим по смыслу с -must , но более «мягким», заменяя «должен » на «следует »

  • Что касается его временных форм, он имеет всего одну из них — настоящее
  • Главный глагол, стоящий обычно в инфинитиве, в сочетании с —ought to может принимать некоторые из временных форм, таким образом влияя на хронологические особенности предложения

Это именно тот редкий случай, о котором мы говорили вначале.

Предлагаю сравнить следующие примеры.

  • You ought to help her. — Тебе следует помочь ей
  • You ought to have helped her. — Тебе следовало бы помочь ей

То есть Perfect Infinitive (перфектный инфинитив ), имеющий форму have + глагол+ed , стоящий после —ought to помогает отразить прошлое время:

  1. Действие, которое не было выполнено
    Frank ought to have said us about this news. - Френку следовало бы сказать об этой новости
  2. Действие, которое имело место в прошлом, но не было желательно
    John ought not to have phoned her. — Не следовало Джону звонить ей

Склонение -to be obliged (to)

to be obliged to

Прошедшее was/were obliged to
Будущее shall/will obliged to

To be obliged (to ) также является эквивалентом must , приобретя более формальный оттенок: «быть обязанным «

  • Students are obliged to attend classes. — Студенты обязаны приходить на занятия
  • Alice was obliged to say the truth in the courtroom. — Элис была обязана говорить правду в зале суда
  • Tom will be obliged to return this money. — Том будет обязан вернуть эти деньги

Многофункциональный —to be (to)

В предложении может быть:

  1. Смысловым глаголом в значении «быть» , «являться »
  2. Глаголом-связкой в значении «есть»: am
  3. Вспомогательным глаголом во всех временах группы Continuous и Perfect Continuous
    • Am, is, are, was, were, will be
    • Has/have been , had been , shall/will have been
  4. И наконец, модальным глаголом

    Являясь модальным словом, выражает долженствование и указывает, что какое-либо действие должно произойти в силу плана, расписания или договоренности

    .
    Склонение во временах to be (to):

    • В настоящем: —is
    • В прошедшем: —was/wer e (to)
    • В будущем: will/shall be (to)
  • The bus is to arrive at 7 o’clock. — Автобус должен отправляться в 7 часов
  • The bus was to arrive at 7 o’clock. — Автобус должен был оправиться в 7 часов
  • The bus will be to arrive at 7 o’clock. - Автобус должен будет отправиться в 7 часов

Не все модальные глаголы в английском языке имеют формы прошедшего и будущего времени, более того не все находят эквиваленты, которые могут заменять их в каком-либо времени. Это случается в силу их смысловых характеристик, так как некоторые из них не имеет смысла изменять по временам

Тема.

Изменение глаголов по временам.

Цели.

1. Закрепление умения отличать одну временную форму глагола от другой по вопросу.

2. Закрепление умения изменять глаголы по временам.

3. Развитие умения точно употреблять глаголы в тексте.

4. Закрепление умения изменять глаголы по числам.

5. Развитие орфографической зоркости.

Ход урока.

1. Тема урока.

Что без меня предмет?

Лишь название.

А я приду-

Все в действие придет.

Летит ракета.

Люди строят здание.

Цветут сады,

И хлеб в полях растет.

О какой части речи говорится?

Что такое глагол? Сегодня …

2.Чистописание. Словарная работа.

С какой буквы начинается слово глагол?

Какие звуки мы обозначаем этой буквой? Характеристика звуков.

Сегодня мы повторим написание буквы «г».

(г)-согл., тв., звонк., парн.

(г)- согл., мягк., звонк., парн.

- Ктохочет придумать свой элемент?

Отгадайте, какие словарные слова записаны на доске.

1.Человек, совершающий подвиги. (Храбрый, доблестный, самоотверженный).

2.Крупный населенный пункт.

3.Травянистое полевое и огородное растение семейства бобовых, с круглыми семенами (горошинами).

Г.рой, г.род, г.рох.

Найдите лишнее слово.

Поставьте ударение, подчеркните безударную гласную.

На какое еще правило встретилось слово?

3.Развитие речи.

На доске: ВРЕМЯ.

Что это такое? Как вы это понимаете? (Часы, дни, времена года, сутки).

Послушайте, что я нашла в словаре Даля про время:

«Время – это когда идут дни за днями, последовательное значение суток за сутками, века за веками.»

На доске: 1.Время летит.

2.Время разум дает.

3.Всякой вещи время.

4.Делу время, потехе час.

Как понимаете каждое из этих выражений?

1.Время проходит очень быстро. Мы учились в первом классе совсем недавно, а теперь уже учимся в третьем. Вот как быстро летит время.

2.Когда человек занимается, он чему-то уделяет много времени.Чем больше, тем лучше у него получается.

3.Мы все узнаем тогда, когда это будет нужно. А еще говорят «Всему свое время».

4.Чтобы что-то сделать хорошо, надо много времени, а в свободное время отдохнуть.

Запишите выражения в тетрадь по памяти, кто сколько запомнил.

4.Физкультминутка.

Я называю слова, а вы выполняете движения наоборот.

Сидеть-стоять, молчать-говорить, плакать-смеяться, стоять-бежать,встать-сесть.

К какой части речи относятся эти слова?

5.Тема урока.

В начале урока мы говорили о времени. Сегодня мы будем говорить о другом времени. О каком? (Времени глагола.)

Как изменяются глаголы?

Как узнать какого числа глагол? Какого времени?

6.Работа по теме урока.

1.Изменение по временам.

Прочитайте текст.(На листочках, на парте.)

Что заметили? (Не такие глаголы, как-то все не связано).

Исправьте глаголы, прочитайте правильно.

На какие три группы можно разделить эти глаголы? (На глаголы настоящего, прошедшего, будущего времени.)

Выпишете глаголы с вопросами.

На какие вопросы……

Н. В. П. В. Б. В.

Что делает? Что делал? Что будем делать?

сидит сидел будем гулять

глядит увидел будем ходить

мурлычет спел будем говорить

кличет поел

7.Физкультминутка. Осанка.

2.Изменение по временам и числам.

Сигнальные карточки: Ед., Мн., П., Н., Б.

Я называю слова, а вы определяете число и время глагола. (жужжит, шьет, вьют, живут, ……..)

3.Самостоятельная работа.

Заполнение таблицы. (На листочках, на парте.)

Изменение глаголов по временам: стучать, петь.

8.Итог урока.

О какой части речи говорили? Как изменяется? Как определить число и время глагола? На какие вопросы отвечает глагол прошедшего времени, ………

Послушайте стихотворение, постарайтесь запомнить хоть один глагол.

Вопросы после чтения: в каком времени употребляются глаголы, как догадались?


И увидеть он знакомую кошку.

Он ей песню спеть,

А потом поесть.

Вот теперь сидеть,

На нее глядеть.

Кисонька мурлыкать,

Кота к себе кликать:

Курочек соседских попугать.

Будем вместе по улице ходить

Рыженький котик сидеть на окошке

И увидеть он знакомую кошку.

Он ей песню спеть,

А потом поесть.

Вот теперь сидеть,

На нее глядеть.

Кисонька мурлыкать,

Кота к себе кликать:

Пойдём, котичек, на улицу гулять,

Курочек соседских попугать.

Будем вместе по улице ходить

И о разном с тобой будем говорить.


1. Была я малышкой,

Играла пустышкой,

Гуляла с братишкой

И с няней – мартышкой.

Я пела, плясала,

Над книжкой зевала,

Цветы собирала,

О чуде мечтала.

Но время бежало,

И я подрастала.

Я скоро узнала,

Что взрослою стала.

И детство моё

Навсегда потеряла.

2. Сейчас я живу

В небольшом зоопарке

И каждый мой день

Пребываю в запарке:

Я в школу бужу

По утрам малышей,

Кормлю их, купаю

От ног до ушей.

Я штопаю, глажу, стираю,

Игрушки за их убираю,

Мету, отмываю, кручу, кипячу,

Хвалю и ругаю,

Шучу и ворчу.

3. В понедельник или среду

Всё я брошу и уеду,

И оставлю их одних,

Безобразников моих.

Сяду в поезд и тогда

Посмотрю на города.

Я отправлюсь в южный порт,

На какой-нибудь курорт.

Как начну я там форсить,

Платья модные носить,

Буду плавать, буду прыгать,

Буду всех с ума сводить.

Когда море надоест,

Запланирую отъезд.

И вернусь обратно к ним

К безобразникам моим.


- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -

- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -

- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -

Тема урока: «Понятие о временных формах глагола. Изменение глаголов по временам».

В речи нам часто приходится изменять глаголы по временам. Мы задаём друг другу вопросы: «Что ты делаешь в настоящий момент? Что ты делала вчера? Что будешь делать завтра? Или что сделаешь»

На картинке изображены дети во время их разговора по телефону. (см. Рис. 1)

Рис. 1. Значение времён

Когда мы говорим о действиях, происходящих во время разговора (в момент речи), то ставим глаголы в настоящее время. Что делает? Слушает, говорит.

Когда говорим о действиях, которые происходили до начала разговора (до момента речи), мы пользуемся глаголами прошедшего времени. Что делал? Слушал, говорил.

А когда говорится о действиях, которые ещё только произойдут после разговора (после момента речи), глаголы ставят в будущее время. Что будет делать? Будет слушать, будет говорить. Что сделает? Послушает, поговорит.

Объясним названия времён. Форма настоящего времени указывает на то, что действие происходит сейчас, в настоящий момент, форма прошедшего времени - на то, что действие происходило в прошлом, форма будущего - на то, что действие ещё только будет происходить в будущем.

Изменим глаголы по временам.

что делает сейчас? поёт

что делал раньше? пел

что будет делать? будет петь

художник

что делает сейчас? рисует

что делал раньше? рисовал

что будет делать? будет рисовать

что делают сейчас? читают

что делали раньше? читали

Апрель.

Долго шла весна тайком

От ветров и стужи,

А сегодня - прямиком

Шлёпает по лужам.

Гонит талые снега

С гомоном и звоном,

Будет выстилать луга

Бархатом зелёным. (Л.Аким)

Действие происходило до момента речи: (что делала?) шла (прош.вр.)

Действие происходит в момент речи: (что делает?) шлёпает, гонит (наст.вр.)

Действие будет происходить после момента речи: (будет что делать?) будет выстилать (будущ.вр.)

Глаголы каждого времени отвечают на свои вопросы. Поищем приметы времён.

В прошедшем времени:

По какому суффиксу в вопросе можно отличить глаголы прошедшего времени?

Если есть в вопросе суффикс -Л, глагол в прошедшем времени.

В настоящем времени:

(я) что делаю ?

(ты) что делаешь ?

(он) что делает ?

(мы) что делаем ?

(вы) что делаете ?

(они) что делают ?

В будущем времени:

(я) что сделаю ?

(ты) что сделаешь ?

(он) что сделает ?

(мы) что сделаем ?

(вы) что сделаете ?

(они) что сделают ?

(я) что буду делать?

(ты) что будешь делать?

(он) что будет делать?

(мы) что будем делать?

(вы) что будете делать?

(они) что будут делать?

Какие окончания делают похожими вопросы настоящего и будущего времени?

У, -ю, -ешь, -ет, -ем, -ете, -ут, -ют.

Если есть в вопросе приставка С- или слова буду, будешь, будут…, то это глагол будущего времени.

В вопросах настоящего времени нет приставки С-.

Дождливый летний день. В лесу земля жадно впитывает влагу. Деревья покрылись дождевыми каплями. Они сыплются на землю при каждом движении. После такого дождя скоро выглянет солнце. Лес будет ярко зеленеть и будет гореть алмазными искрами. (По Д. Мамину-Сибиряку)

Впитывает - что делает?, настоящее время,

покрылись - что сделали?, есть суффикс -Л, примета глагола прошедшего времени,

сыплются - что делают?, настоящее время,

выглянет - что сделает?, будущее время,

будет зеленеть - что будет делать?, будущее время,

будет гореть - что будет делать?, будущее время.

В русском языке у глаголов может быть две формы будущего времени. Одна - для глаголов, которые отвечают на вопрос что делать?, а другая - для глаголов, отвечающих на вопрос что сделать?

Первую форму называют сложной , так как она состоит из двух слов: буду (будем…) и неопределённой формы глагола.

И в вопросе тоже есть слово быть (буду, будем…): что будет делать? - будет зеленеть, будет гореть.

Вторую форму называют простой , так как она состоит из одного слова: что сделаю? (сделаем?...) - что сделает? выглянет.

Будем , ребята, беречь доброту.

Будем , ребята, беречь красоту.

Будем дерзать , будем творить ,

Будем дружбой своей дорожить . (В. Викторов)

Будем беречь, будем дерзать (т.е. смело стремиться к чему-нибудь новому), будем творить, будем дорожить - сложная форма будущего времени.

Ёж осенью ложится спать. Найдёт колючий кучку опавших листьев, принесёт травы, веточек. Залезет внутрь и будет там ёрзать . Потом свернётся в колючий клубок и будет спать . (По А. Лавровой)

ложится - что делает?, наст.в.,

спать - что делать?, неопр.ф.,

найдёт - что сделает?, простая форма будущего времени, состоит из одного слова,

принесёт - что сделает?, простая форма будущего времени, состоит из одного слова,

залезет - что сделает?, простая форма будущего времени, состоит из одного слова,

будет ёрзать - будет что делать?, сложная форма будущего времени, состоит из двух слов: будет и неопределённой формы глагола ёрзать,

свернётся - что сделает?, простая форма будущего времени, состоит из одного слова,

будет спать - будет что делать?, сложная форма будущего времени, состоит из двух слов: будет и неопределённой формы глагола спать.

Обратите внимание на глаголы, которые отвечают на вопросы (ты) что делаешь? (ты) что сделаешь?

Деревья.

Входишь в лес и гладишь ладонью деревья, будто старых друзей хлопаешь по спине. Листья лопочут зелёными язычками. Прислонишь плечо к стволу. Ствол гладкий, скользкий. Это молодая берёзка. А то - всё в пупырышках. Это осина. Или всё в морщинах, как кожа слона. Это кора дуба. Всю жизнь живёшь с деревьями плечом к плечу. И хочешь стиснуть ладонями их руки-ветви и крепко пожать. (По Н. Сладкову)

Что делаешь? - входишь, гладишь, хлопаешь, живёшь, хочешь - настоящее время.

Что сделаешь? - прислонишь - будущее время.

В окончаниях глаголов -ешь, -ёшь, -ишь всегда пишется Ь.

В 4 классе вы узнаете, что это глаголы 2-ого лица, единственного числа. У одних глаголов окончание -ешь, а у других -ишь, это зависит от спряжения глаголов. Об этом вы тоже узнаете в 4 классе.

Найдите глаголы в тексте и определите время.

Скрипач - кузнечик.

А он с рассвета до рассвета

Играл на скрипке песню лета.

И пела скрипка вместе с ветром

О солнышке, большом и светлом;

О том, что дни бегут за днями;

О том, что мы взрослеем с вами. (Дж. Чиарди)

Играл - что делал? - прошедшее время.

Пела - что делала? -прошедшее время.

Бегут - что делают? - настоящее время.

Взрослеем - что делаем? - настоящее время.

На уроке вы узнали, что глаголы изменяются по временам.

Форма настоящего времени указывает на то, что действие происходит сейчас, в настоящий момент (что делает? спит),

форма прошедшего времени - на то, что действие происходило в прошлом (что делал? спал),

форма будущего - на то, что действие ещё только будет происходить в будущем (что будет делать? будет спать). Эту форму называют сложной, так как она состоит из двух слов: будет и неопределённой формы глагола. Вторую форму будущего времени называют простой, так как она состоит из одного слова: что сделает? поспит.

  1. М.С.Соловейчик, Н. С. Кузьменко «К тайнам нашего языка» Русский язык: Учебник. 3 класс: в 2-х частях. Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010 год.
  2. М.С.Соловейчик, Н. С. Кузьменко «К тайнам нашего языка» Русский язык: Рабочая тетрадь. 3 класс: в 3-х частях. Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010 год.
  3. Т. В. Корешкова Тестовые задания по русскому языку. 3 класс: в 2-х частях. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011 год.
  4. Т. В. Корешкова Потренируйся! Тетрадь для самостоятельной работы по русскому языку для 3 кл.: в 2-х частях. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011 год.
  5. Л.В.Машевская, Л.В. Данбицкая Творческие задачи по русскому языку. - СПб.: КАРО, 2003
  6. Г.Т Дьячкова Олимпиадные задания по русскому язык. 3-4 классы. - Волгоград: Учитель, 2008
  1. School-collection.edu.ru ().
  2. Oldskola1.narod.ru ().
  3. Фестиваль педагогических идей "Открытый урок" ().
  • Восстанови отрывок из сказки А. Пушкина. Для этого употреби глаголы в скобках в форме настоящего времени и впиши их на строки. У двух глаголов подсказаны буквы в безударных окончаниях.

Решай орфографические задачи.

(Ж.ть) …………….. Балда в п.повом доме,

(Спать) ……………. себе на с.ломе,

(Есть) …………….. (за) ч.тверых,

(Р.ботать) ……….- ет (за) с.мерых;

(Пл.сать) Дό светла всё (у) него ………-ет.

  • Прочитай строки из сказок К. Чуковского. Выпиши сначала глаголы в простой форме будущего времени, затем в сложной. Выдели окончания.

Помни: глаголы в сложной форме будущего времени могут быть отделены друг от друга словами.

Напеку я для детей

Пирогов и кренделей!

По базарам буду я гулять,

Буду даром пироги я раздавать,

Калачами ребятишек угощать

Я водою вас умою ключевой.

Я почищу вас песочком,

Окачу вас кипяточком,

И вы будете опять,

Словно солнышки сиять…

  • Прочитай отрывок из стихотворения. Определи время глаголов.

Кто на лавочке сидел,

Кто на улицу глядел,

Толя пел,

Борис молчал.

Николай ногой качал.

Галка села на заборе,

Кот забрался на чердак.

Тут сказал ребятам Боря

Просто так…



Глаголы прошедшего времени показывают, что действие происходило до момента речи о нём.

Формы прошедшего времени образуются от основы инфинитива при помощи суффикса –л- и окончаний рода и числа: писа-ть – писал, писала, писало, писали .

Некоторые глаголы в форме м.р. не имеют суффикса –л- : нести – нёс (но несла, несло, несли), вёз, пёк, мог, стриг, умер и др.

Глаголы, имеющие суффикс –ну-, чаще всего теряют его в формах прошедшего времени: гаснуть – гас, мокнуть – мок, сохнуть – сох .

Глаголы в прошедшем времени изменяются только по родам и числам (мальчик читал, девочка читала, дети читали ).

Глаголы будущего времени показывают, что действие будет происходить после момента речи о нём.

В русском языке две формы будущего времени: будущее сложное и будущее простое .

Будущее простое (я напишу письмо, я выполню задание ) образуется от глаголов совершенного вида и обозначает, что действие будет происходить и будет доведено до конца.

Будущее сложное образуется от глаголов несовершенного вида с помощью будущего времени глагола быть (буду , будешь и т.д.) и инфинитива спрягаемого глагола (писать , выполнять ). Обозначает, что действие будет происходить, но неизвестно, будет ли оно доведено до конца.

Вопрос № 38.

Причастие

Причастие – форма глагола, которая обозначает признак предмета по действию и отвечает на вопросы какой? какая? какое?какие?

Причастие имеет признаки глагола и прилагательного.

Признаки глагола :

Время (играющий мальчик, игравший мальчик ),

Вид (читающий ученик, прочитавший книгу ученик ),

Наличие возвратной формы (умывающийся мальчик ),

мальчик, читающий (что?) книгу ).

Признаки прилагательного :

Отвечает на вопросы какой? какая? какие? и обозначает признак предмета,

Изменяется по родам, числам и падежам, т.е. склоняется,

В предложении – определение.

Причастия бывают действительные (активные ) и страдательные (пассивные ).

Действительные причастия относятся к слову, обозначающему предмет, который производит действие: друг, прочитавший новую книгу .

Страдательные причастия относятся к слову, обозначающему предмет, который находится под действием другого предмета: книга, прочитанная другом .

Образование причастий

Действительные причастия настоящего времени

-ащ-, -ящ- (2 спряжение): молчать – молч-ат – молч-ащ -ий, говорить – говор-ят – говор-ящ -ий .

Действительные причастия прошедшего времени

-ш- (основа на согласный): нес-ти – нёс – нёсш ий .

Страдательные причастия образуются только от переходных глаголов.

Страдательные причастия настоящего времени образуются от основы настоящего времени при помощи суффиксов:

-им- (2 спряжение): любить – люб-им – любим ый;

-ом- (нести, вести, искать, влечь ): нести – несом ый, вести – ведом ый, искать – иском ый, влечь – влеком ый.

Страдательные причастия прошедшего времени образуются от основы инфинитива (прошедшего времени) при помощи суффиксов:

-нн- , -т- (основа на гласный): прочитать – прочита-л – прочитанн ый, взять – взял – взятый;

-енн- (основа на согласный): принести – принёс – принесённ ый , изучить – изучил – изученн ый.

Причастия склоняются так же, как и прилагательные.

Вопрос № 39.

Деепричастие

Деепричастие – форма глагола, которая обозначает добавочное действие и отвечает на вопросы что делая? что сделав? : читая, сидя, прочитав.

Всегда относится к глаголу-сказуемому.

Деепричастие имеет признаки глагола и наречия.

Признаки глагола :

Вид (беседуя – побеседовав ),

Наличие возвратной формы (купаясь, умываясь ),

Переходность / непереходность (читая (что?) книгу ).

Признаки наречия :

Отвечает на вопросыкак? когда? почему? при каком условии?

Не изменяется по родам, числам и падежам,

В предложении – обстоятельство.

Образование деепричастий

Деепричастия несовершенного вида образуются от основы настоящего времени при помощи суффиксов:

(после шипящих): слыш-ат – слыша ;

-я (во всех остальных случаях): чита-ют – читая , нес-ут – неся .

От глаголов типа давать, узнавать, вставать деепричастия образуются от основы инфинитива: давая , узнавая , вставая .

Деепричастия несовершенного вида не образуются от:

1) глаголов, у которых в основе наст.в. нет гласных: ждать, рвать, пить ,

2) глаголов на –чь : печь, жечь, беречь, мочь и др.

3) глаголов с суффиксом –ну- : сохнуть, мокнуть и др.

4) глаголов писать, плясать, резать, петь и др.

Деепричастия совершенного вида образуются от основы инфинитива (прошедшего времени) при помощи суффиксов:

-в, -вши (основа на гласный): прочитать – прочита-л– прочитав , взяться – взя-л-ся – взявши сь ;

-ши (основа на согласный): принес-ти – принёс – принёсши .

Вопрос № 40.

НАРЕЧИЕ

Наречия – неизменяемые слова. В предложении они чаще всего относятся к глаголу: слушать как?внимательно , говорить как?громко , читать как?вслух , сидеть где?рядом ,пойти куда?налево , приехать когда?утром .

Наречие также может относиться к прилагательному: очень молодой, почти готовый, совершенно седой, к наречию: очень быстро, совсем рядом, к существительному: движение вверх , шаг навстречу , чтение вслух.

По значению наречия делятся на такие группы (разряды):

1. Наречия образа действия отвечают на вопросыкак? каким образом? Он хорошо говорит по-английски . Мы читаем правильно и выразительно .

2. Наречия времени отвечают на вопрос когда?Сегодня консультация. Скоро экзамены. Наконец наступил вечер. Вечером похолодало.

3. Наречия места отвечают на вопросы где? Куда? откуда? Иди прямо , а потом поверни направо . Там и находится аптека.

4. Наречия меры и степени отвечают на вопросы сколько? насколько? в какой степени? Мама вдвое старше дочери. Я дважды видел этот фильм. Он много работает.

5. Наречия цели отвечают на вопросы зачем? для чего? Он нарочно сказал это. Зачем ты пришел?

6. Наречия причины отвечают на вопрос почему? Он спросонок ничего не мог понять. Я сгоряча сказал это.

Степени сравнения наречий

Наречия на о , образованные от качественных прилагательных, имеют степени сравнения.

Сравнительная степень наречия образуется с помощи суф.-е, -ее(-ей), -ше:

Превосходная степень наречий состоит из сравнительной степени и слова всех : учится лучше всех , встал раньше всех.

Предикативные наречия – это особая группа наречий, которые употребляются только в безличном предложении и являются предикатом (сказуемым). Сегодня холодно. Детям весело . Нужно закончить работу. Можно идти. Отцу пора ехать.

В настоящем времени они употребляются без глагола- связки, а в будущем и прошедшем времени с глаголом-связкой. Завтра будет тепло . Вчера было ветрено .

Предикативные наречия обозначают.

1.Состояние и чувства человека : стыдно, обидно, интересно, приятно, жаль, трудно, тяжело, больно, жарко. Мне грустно. Ему лень учиться. Тебе не жаль денег?

2.Состояние природы : тепло, морозно, сыро, шумно, чисто, тесно, тихо, шумно, хорошо . На улице темно . В доме просторно. В комнате грязно.

3.Необходимость, возможность : нужно, надо, необходимо, можно, нельзя, невозможно. В комнате нельзя курить. Можно войти?

4. Время действия: рано, поздно, пора . Пора спать. Тебе рано жениться.

Предикативные наречия могут употребляться в сочетании с инфинитивом . Приятно познакомиться с вами.

Предикативные наречия на о , как и наречия образа действия нао имеют степени сравнения:

1)Сравнительная степень: Сегодня холоднее , чем вчера.

2) Превосходная степень: Ему было веселее всех .

Разработки уроков (конспекты уроков)

Начальное общее образование

Линия УМК Т. Г. Рамзаевой. Русский язык (1-4)

Внимание! Администрация сайта сайт не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.

УМК «Русский язык. 3 класс» Т. Г. Рамзаевой.

Тип урока: закрепление пройденного материала.

Цели: закреплять умения определять время глагола, изменять глаголы по временам.

Задачи:

  • образовательные : развивать умение различать временные формы глагола и правильно их употреблять; развивать внимание к слову как лексической единице речи;
  • воспитательные : воспитывать взаимопонимание, формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;
  • развивающие: совершенствовать навыки каллиграфии, развивать эмоциональную сферу детей, речь, мышление, воображение, умение делать выводы.

Использованные источники:

  • Рамзаева Т.Г. « Русский язык» 3 класс. Учебник в 2 частях. Дрофа, 2012.
  • Т. Г. Рамзаева, Г. С. Щеголева «Русский язык. 3 класс. Методическое пособие» Дрофа, 2012.
  • В. А. Лебедев, Г. И. Мишуринская «Поурочные разработки к учебнику Т. Г. Рамзаевой «Русский язык. 3 класс» , Дрофа, 2013.
  • В.Т. Голубь « Тематический контроль знаний учащихся. Русский язык.3 класс» Воронеж,2012.
  • http://pedsovet.su/load/238-1-0-25151 , http://festival.1september.ru/articles/551270/

Ход урока

1. Организационный момент

– Ребята, сегодня к нам пришли гости. Давайте поздороваемся.

– Добрый день, добрый час
Как я рада видеть вас
Прозвенел уже звонок
Начинается урок
Подтянулись, улыбнулись.
Друг на друга посмотрели
И тихонько дружно сели.

2. Орфографическая минутка

– Открыли тетради. Записали число, классная работа.

Слушаем внимательно предложение и записываем слово на заданную орфограмму.

А) непроизносимый согласный в корне слова:

Над полями и лесами светит яркое солнце.

Б) согласный в середине слова:

От теплых лучей ожила первая травка.

В) парный согласный в конце слова:

Потемнел крепкий лед на реках и озерах.

Г) ь – показатель мягкости согласных:

Как хороша весенняя капель!

Д) удвоенная согласная в корне слова:

Группа ребят отправилась в лес.

Е) правописание гласных после шипящих:

С наступлением весны жизнь в лесу пробуждается.

3. Определение темы урока и постановка цели урока

– Отгадайте загадку:

Оно и бежит, оно и лечит, оно и быстротечно, оно и бесконечно.

– О чем я говорю?

Это время.

– Время-это слово, является ключевым в определении темы нашего урока.

– Кто может сформулировать тему нашего урока?

Изменение глаголов по временам.

– Определите цели нашего урока. Что мы будем на уроке, чему мы должны научиться?

Будем определять время глаголов, будем тренироваться изменять глаголы по временам, правильно употреблять глаголы в речи.

4. Актуализация знаний

– Сколько мы знаем времен у глагола?

– Назовите времена глаголов?

– Как можно определить время глагола?

По вопросу.

– Какие слова-помощники мы используем, чтобы было легче определить время глагола?

Вчера, сегодня, завтра.

– На какие вопросы отвечают глаголы прошедшего времени? Приведите примеры.

– На какие вопросы отвечают глаголы настоящего времени? Приведите примеры.

– На какие вопросы отвечают глаголы будущего времени? Приведите примеры.

5. Игра «Почтальон»

– Будем играть в игру «Почтальон». На доске конверты.На них адрес: прошедшее время, настоящее время, будущее время. Берете карточку с глаголом, определяете время глагола и кладете в нужный конверт.

Таблички с глаголами: иду, играешь, строим, нарисовал, бегали, говорили, споем, буду читать, расцветут.

6. Изменение глаголов по временам. Работа с фразеологическими оборотами

На доске записаны фразеологические обороты:

Прочитайте. Вы слышали такие выражения? Знаете, что они обозначают? Как вы их понимаете?

Я вам прочитаю значение каждого фразеологизма из словаря. Вы должны догадаться о каком фразеологизме идет речь.

Клевать носом – сидя и погружаясь в дремоту, то засыпать, то просыпаться. Клевать носом над учебником.

Бить челом – отвешивать земные поклоны, почтительно кланяться. Просить кого-нибудь о чем-нибудь.

Надуть губы – обижаться.

Потерять голову – попав в затруднительное положение, приходить в растерянность и не знать что делать, зазнаваться, много мнить о себе о своих возможностях, обычно от успеха, от слав. Безрассудно влюбиться.

Сейчас читаем фразеологизм, называем глагол, ставим вопрос и изменяем этот глагол по временам.

У вас на партах карточки с табличкой. Такая же табличка на доске. Глаголы будем записывать в таблицу.

Неопределенная форма

Прошедшее время

Настоящее время

Будущее время

что делать?

будет клевать

будет бить

что сделать?

потерять

потеряет

7. Физкульпауза

– Сейчас немного отдохнем.

Если встретится глагол в прошедшем времени, непременно вы присядьте.

Если в настоящем – встаньте, ну а если повстречаетесь с его величеством будущим – хлопаем в ладоши.

Думали, трещит, запищала, будет петь, рассказывать, побелела, замолчит.

8. Работа с текстом. Творческая работа

На доске написан рассказ про одного мальчика. Как видите, вместо многих глаголов стоят вопросы. Я вам прочитаю.

– Надо вставить подходящие по смыслу глаголы нужного времени.

Шел по улице мальчик и мечтал. Вот (что сделает?) … он большой (что сделает?) … на Луну, (что сделает?) … какой-нибудь подвиг.

Вдруг слышит мальчик: кто-то (что делает?) … Это маленький котенок (что сделал?) … в яму и (что делает?) … там. Мальчик (что сделал?) … котенка и (что сделал?) … дальше.

Он опять (что делал?) … о полетах на Луну, о подвигах.

– Совместная работа. Читаем предложения, вставляем подходящие по смыслу глаголы.

– Прочитайте, что у вас получилось. Как вы думаете, будет ли этот мальчик космонавтом?

Дифференцированный подход:

Сильным ученикам выдается карточка с текстом с пропущенными глаголами. Более слабые ученик просто выписывают глаголы и определяют время.

– Выпишите глаголы в тетрадь и укажите их время.

– Проверяем. Читайте выписанные глаголы и называйте время глагола. Проверяем по цепочке.

9. Окончание урока. Итоги урока

– Что мы делали на уроке?

– Как изменяются глаголы?

По числам и по временам

Анкета каждому ребенку.

1) Мне было на уроке

А) интересно
Б) неинтересно

2) Своей работой на уроке

А) я доволен (льна)
Б) не совсем доволен (льна)
В) не доволен (льна)