Медитация випассана – одна из самых древних техник освобождения души и тела от грязных помыслов, груза проблем, замещение их гармонией и внутренним удовлетворением. В результате вы получаете полное освобождение, которое и считается наивысшим счастьем.

Происхождение медитации випассана

Родина техники – далёкая и загадочная Индия. Именно в этой стране зародилось новое учение, которое 2500 лет назад усовершенствовал Готама Будда. Медитацию он представлял не только как искусство жить, но и как лекарство от всех телесных болезней. С тех времён техника передавалась по длинной цепочке от учителя к его последователям – и дошла до наших дней практически не видоизменённой.

Один из лучших преподавателей медитации – господин Гоенка, который в середине XX века родился в Мьянме. Изучению новой техники он посвятил целых 14 лет, после чего отправился в Индию: тут он поселился и начал преподавать випассану всем желающим. Через его лекции прошли сотни тысяч людей, причём не только индусов. Чтоб получить знания к нему съезжались представители всех рас и религий с разных континентов планеты.

Суть медитации

Слово «випассана» означает умение видеть внутреннюю природу вещей, воспринимать их такими, какими они есть на самом деле. Индийцы считали, что с её помощью через самонаблюдение можно изменять своё внутреннее «я», сделать личность более сильной и выносливой. Человек, занимающийся медитацией випассана, на основе личного опыта и полученных знаний пытается сосредоточиться на той невидимой нити, которая неизменно связываем ум, сердце и тело.

Фокусируясь на физических ощущениях, которые формируют телесную жизнь, он пытается связать эти состояния со своей душой. Это так называемое путешествие от низших до высших потребностей человека, при этом главной точкой назначения является уравновешенный разум, который переполняет любовь к ближним и сострадание (этому также помогает ). В результате, человек реально осознаёт свои потребности и желания, откидывает ненужные заблуждения, становится спокойным, учиться владеть собой и получает удовлетворение от гармонии внутри себя.

Первый способ медитации випассана

Всего существует три методики, каждый человек выбирает ту, которая ему наиболее понравилась. Суть первой техники в осознании. Чтобы вы не делали, вы должны чётко понимать, что сейчас происходит с вашим телом, сердцем, разумом. Например, делая утром зарядку, не забывайте задумываться над каждым движением. Не выполняйте упражнения по инерции, неосознанно, механически. Если поднимаете ногу, думайте об этом, осмысливайте и растворяйтесь в этом.

Это касается и других ваших действий на протяжении дня: принимая душ, осознавайте прохладу и влагу, обедая – вкус и запах продуктов, читая – шуршание страниц и свете ночника. Тоже касается и умственной деятельности. Какая бы мысль ни посещала вас, останавливайтесь на ней, при этом оставаясь только в роли наблюдателя. Осознавайте их, но не оценивайте, не отождествляйте, не анализируйте позитивнее и негативные стороны. Это не должно быть частью медитации випассана.

Вторая методика

Основана она на осознании своего дыхания. Все мы знаем, что при вдохе наш живот поднимается, при выдохе – опускается. Исходя из этого, вторая техника – это осознавать движения своего чрева. Думайте о том, что в этот момент живот поднимается и опускается: с каждым вдохом и выдохом жизненные силы и энергия, находящиеся в середине, тоже двигаются от низа к верху и обратно. Древние люди верили, что чрево – особенное место в теле человека. В нём зарождается жизнь, поэтому источник бодрости и мудрости следует черпать именно из живота.

Если первый способ являет собой три шага (осознание тела, разума и эмоций), то второй – это только одно действие – мыслить только о движениях чрева. При этом ум и сердце умолкают, эмоции и чувства исчезают.

Третий способ

Это осознание своего дыхания. Настройте и попробуйте почувствовать, как воздух проникает в ноздри, наполняет тело и останавливается в своей пиковой точке – животе. Далее осознавайте, как он выходит из вас через нос, уже являясь более тёплым, чем поначалу. Эта техника более подходит мужчинам. Так как они, занимаясь силовыми упражнениями или тяжёлыми видами спорта, привыкли контролировать своё дыхание. Вдох-выдох чётко через ноздри – для них привычное дело. Что касается женщин, то большая их часть дышит именно животом, одновременно это не всегда удаётся представителям сильного пола.

Они помогут вам сделать медитацию эффективной, что приведёт к желанному результату:

  1. Выделяйте на технику один час в день. Не делайте выходных, ведь только регулярность – залог того, что вы быстрее придёте к цели. Не рекомендовано проводить сеанс за час до сна и через час после приёма пищи.
  2. Найдите удобное место. Оно необязательно должно быть тихим и уединённым. Главное, чтобы, находясь в нём, вы чувствовали себя комфортно и уверено.
  3. Подберите позу. Удобное положение тела помогут вам сконцентрироваться и расслабиться. Глаза при этом должны быть закрыты. Спина – прямая и ровная.
  4. Купите скамеечку для медитаций или специальные подушки – с их помощью вам будет легче полностью раствориться в технике сеанса.

Курсы медитации випассана

Заниматься в обществе других людей, всегда весело и продуктивно. Поэтому если у вас не получается практиковать технику наедине, запишитесь в общую группу для занятий. Обычно, курс длиться 10 дней, на протяжении которых участники изучают випассана и применяют полученные сведения на практике.

Выделяют три этапа тренировок. Первый предусматривает на время 10 дней занятий полный отказ от алкоголя, наркотических веществ, интимных отношений, лжи, воровства и убийства. Соблюдение простых правил морали помогает успокоить разум, который, в противном случае, будет слишком возбуждённым для нужного самонаблюдения и осознания. Второй этап – оттачивания умения сосредотачиваться на дыхании, третий – на ощущениях всего тела, не реагируя на них.

Как записаться на курсы

Для того, чтоб вас взяли в группу, не нужно иметь предварительного опыта медитаций. Все, что вам нужно, это желание и целеустремлённость. Следует также ознакомиться с расписанием курсов в России или другой стране вашего проживания. Обычно объявления о наборе легко найти в интернете. Тут же вы заполняете анкету, регистрируетесь и внимательно читаете Кодекс дисциплины.

Курсы обычно проводят в тёплое время года: начинают весной, а заканчивают осенью. Расписание занятий появляется всегда в начале года, а зарегистрироваться можно за месяц–два до начала курсов. Плату за сеансы от вас не требуют. Финансирование основано на добровольных пожертвованиях: ваших и тех участников, которые закончили тренировки, ощутили результат и теперь хотят помочь другим людям.

Выводы

Результат не приходит по мановению волшебной палочки. К нему ведут долгие часы медитации. Но если не пропускать занятия, не лениться, то уже через несколько дней вы почувствуете, что проблем в жизни стало меньше. Чем дольше вы используете технику, тем получаете больше свободы, освобождения от несчастий.

Благодаря одному хорошему человеку пару лет назад я услышал про курс медитации Випассана (Vipassana). С тех пор медленно но уверенно приближался тот день, когда я таки подал заявку на участие в этом курсе. Процедура надо сказать не такая уж и доступная, спрос на курс с каждым годом растет и места разбирают в считаные часы, если не минуты. Но ничего, проснулся в 6:30, начало регистрации в 7:00. В 7:01 честно заполнена анкета и дело в шляпе, подтверждение получено. Спустя пару месяцев настал день “Ч” и я отправился на Випассану.

Что такое Випассана и как это работает?

Чтобы не пересказывать уже существующее официальное описание, приведу его 1:1 с официального сайта Випассаны:

Випассана, что означает «видеть вещи такими, какие они есть на самом деле», - одна из древнейших техник медитации, зародившихся в Индии. Она была заново открыта Готамой Буддой более 2500 лет назад и преподавалась им как универсальное средство от всех несчастий - как Искусство жить. Эта несектантская техника имеет целью полное искоренение загрязнений ума и, как результат, высшее счастье - полное освобождение.

Випассана - это способ трансформации личности через самонаблюдение. Она фокусируется на глубокой взаимосвязи ума и тела, переживаемой на личном опыте путем сосредоточения внимания на физических ощущениях, из которых состоит жизнь тела, постоянно взаимодействующих с умом и обуславливающих его состояние. Именно это основанное на наблюдении самоисследование, путешествие к общим истокам ума и тела, устраняет ментальные загрязнения. Результат - уравновешенный ум, полный любви и сострадания.

Человеку становятся понятными научные законы, управляющие его мыслями, чувствами, суждениями и ощущениями. Благодаря непосредственному опыту приходит понимание природы развития и деградации человека, механизмов умножения страданий и освобождения от них. Человек становится более осознанным, избавляется от заблуждений, обретает покой и умение владеть собой.

Сразу отмечу, что меня, человека в определенной степени притязательного, приятно порадовала последовательность и логичность подачи курса. Каждый теоретический этап сразу же подкрепляется практикой и примерами. Что называется пофилософствовали о вечном - а теперь давайте поработаем. Грамотно.

Никаких богов, никакой религии, статуэток, поклонений или молитв. Интерьеры очень аскетичные, аккуратные, никаких излишеств.

В течении 10 дней вы полностью отключаетесь от внешнего мира. Все мобильные телефоны и другие отвлекающие гаджеты придется сдать. Десять дней нельзя ни с кем разговаривать, ничего писать или рисовать, никакой коммуникации. Исключение - вопросы менеджеру или ассистенту учителя. Необходимо строгое и волевое соблюдение всех правил. Первые дня два такие изменения переносятся довольно причудливо. Но потом привыкаешь, а на десятый день не очень-то и хочется возвращаться во всю эту городскую суету. Но именно для этого 10-й день и сделан адаптационным, когда за территорию центра выходить еще нельзя, но общаться уже можно.

Суть же самой практики основана на остро сфокусированном наблюдении за своим телом и ощущениями, которые то появляются то исчезают, тем самым иллюстрируя один из базовых законов природы - все меняется, ничто не вечно, все приходит и уходит. И хорошее и плохое. Всегда.
Осознав этот феномен мы перестаем испытывать одержимость к любому объекту, событию, процессам и даже привычкам. Одержимость любую, и со знаком плюс и со знаком минус. Любая одержимость в конечном итоге приводит к страданиям. Но любовь, сострадание, симпатию и страсть при этом никто не отменял, и это очень важный момент.
Если мы что-то или кого-то теряем, перестаем чем-то обладать, что-то не получается - это грустно, это вызывает негативные эмоции. Мы расстраиваемся, плачем, портиться настроение - это нормально и естественно, надо просто это принять, что так бывает, но мы не должны позволять этим событиям одолевать нами длительное время и оседать на глубинном уровне подсознания. Ровно тоже самое и с позитивными ситуациями. Свалилось на голову наследство в миллион? Это приятно, но эмоции надо обуздать, они не должны вскружить голову и породить глубокое переживание и привязанность к этому успеху (Санкхара). Успех и радость, как и горе - не вечны. Вспоминаем “зебру”: то черное, то белое - ну и что? Улыбаемся и машем:) Так вот через практику медитации Випассана мы на реальном опыте работы со своим телом перестраиваем наш ум так, что он не просто на поверхностном и теоретическом уровне начинает понимать что “и это пройдет”, а на глубинном уровне начинает автоматически сглаживать все пиковые эмоции и становиться более нейтральным и уравновешенным. И это круто.

Возвращаясь к наблюдению за ощущениями на своем теле. В повседневной жизни мы этого просто не замечаем и не можем замечать. От силы почувствуем что-то, если посадим синяк, если укусит комар и зачешется, появится зубная боль или начнет выпрыгивать из клетки сердце - это максимум на что мы способны. Наш ум очень грубый и поверхностный. На протяжении этого курса шаг за шагом я стал замечать все больше и больше тонких ощущений на теле. Это невероятно! Каждая часть тела, каждый участок кожи - везде и почти всегда что-то происходит. Тело постоянно живет, дышит и меняется. Конечно это не новость. Но пережить этот опыт не на словах а на деле - это совсем разные вещи с разным “выхлопом”. И даже тут я замечал как появляются привязанности к тем или иным хорошим ощущениям, в принципе, к их присутствию или их отсутствию. Фокус в том, что отсутствие ощущений в тот или иной момент на том или ином участке - это тоже нормально, не надо сидеть и пыхтеть в надежде что-то из себя выдавить. Подождал пару минут, понаблюдал, если сейчас ничего нет - значит нет. И с этим тоже надо работать.

Зачем люди проходят курс Випассана?

По сути это гигиена и очистка ума на нескольких уровнях. Как почистить зубы или постирать грязную одежду. Раз в какое-то время просто необходимо делать генеральную уборку в этом чулане, но поддерживать чистоту конечно надо постоянно, в идеале каждый день уделяя этому хотя бы какое-то время. Благо ни тренажерных залов ни дорогих абонементов для этого не надо. Медитировать можно фактически где угодно, сидя, лежа, стоя, даже на ходу.
Наведя порядок на всех уровнях нашего ума, работа мозга становится более эффективной, существенно повышаются шансы избавиться и от многих заболеваний, имеющих психосоматическую природу и не только. И тому тоже уже есть множество научных подтверждений.

Какие были замечены минусы в течении курса Випассана?

Ну, прям так больших минусов или разоблачений я как не старался но пока найти не сумел. Возможно со временем что-то всплывет. Но есть определенные вещи, которые мне показались странноватыми, во всяком случае здесь, в западном мире с западными традициями они выглядят чуть непривычно.

Одна из странностей - это так называемый “chanting”. Небольшие аудио записи с своеобразным пением на языке пали учителем Гоенкой. Не смотря на то, что смысл этих текстов весьма трезвый, добродушный и логичый, в любом случае эта традиция мне осталась не до конца ясна. Тем более что язык пали в западной цивилизации никто не понимает. Возможно это помогает сконцентрироваться? Благотворные вибрации? - Не знаю. Меня это скорее отвлекало. Но спишем это на древность учения и его зарождение в Индии, с соответствующими традициями.

В медитационном холле, согласно висящей инструкции, нельзя вытягивать ноги в сторону учителя. Не вяжется вообще никак и ни с чем, о чем они говорят и чему учат. В общем я это правило нарушал постоянно, не со зла конечно и не в пику, сохраняя уважение и почтение и учителю и его ассистенту. Просто нужно было размять колени и ноги, не тревожа своих соседей, никакого криминала.

Ассистент учителя сидит на небольшом возвышении. Во время интервью или вопросов, в непосредственной близости, чувствуешь себя не очень уютно. С другой стороны конечно такое положение оправданно в большом холле при работе с большим количеством людей, чтобы всем было видно “ведущего” и ему было видно всех.

Каких знаний мне не хватило на первом 10-ти дневном курсе Випассаны?

* * *
Необходимо заранее немного проработать растяжку ног, для более качественных ощущений в процессе медитации. Это необходимо молодым людям в более менее нормальной физической форме, они в основном сидят на полу на специальных подушках. Тем кто постарше или у кого проблемы со спиной или ногами, корячиться и мучаться совершенно нет смысла. Надо просто попросить стул или поддержку для спины, всем этим обычно центры оснащены. В общем просто попробуйте посидеть хотя бы 30 минут с ровной спиной не двигаясь на стуле или на полу, со скрещенными ногами, на коленях или на корточках - как угодно. Вы все сразу поймете сами, где и что следует подтянуть.

Идея техники совсем не в том, чтобы сесть в позу лотоса и левитировать. Сидеть вы можете как вам удобно. В любом случае, сидя сконцентрировано и на одном и том же месте вы рано или поздно почувствуете дискомфорт в том или ином месте, в той или иной мышце - это часть техники, этот дискомфорт или болевые ощущения необходимы и они вполне преодолимы, ничего страшного. Но порой попотеть придется.

UPD. обсудив этот вопрос с опытным бойцом, все же поправлюсь. Готовиться как-то особенно смысла все же нет. Надо переживать те ощущения, те индивидуальные чувства, которые у вас возникают. Растянуты вы или нет - не имеет никакого значения. Это все часть опыта, ценного опыта. Как только вы начнете пытаться создать “идеальные” условия - вы начнете препятствовать естественному ходу событий, “свободному потоку”.

* * *
На курсе часто используется термин Санкхара. Но что это такое (в деталях) понять было не просто. Формулировки были на мой вкус не достаточно точными и однозначными. В конце курса в результате дискуссии с коллегами по цеху мы вывели суть этого термина.
Санхкара - ментальный след, формирование, после пиковых переживаний и реакций, хороших или плохих. Он может остаться и осесть в нашем подсознании на долгие годы, что служит причиной появления самых разных комплексов, одержимостей, болезней, внутренней напряженности, и страданий.
Иллюстрирующий пример из курса: вы проводите рукой по воде - остается след но он пропадает быстро; по песку - след остается чуть дольше, но скоро его разметет ветер; если выцарапать линию ножом по дереву или камню - след останется на долгие долгие годы.
Практикуя медитацию, мы на глубинном уровне перестаиваем наш ум так, чтобы он реагировал на пиковые и эмоциональные нагрузки сдержанно и не так эмоционально и глубоко. Наблюдая (но не привязываясь) свои эмоции и ощущения на теле, мы не даем им слишком много воли и силы над нами же. Таким образом новые рубцы (Санкхары) не появляются, а старые рубцы постепенно выветриваются снимая глубинное внутреннее напряжение, обиды и переживания.

* * *
Упоминание слова “страсть” в русских аудио лекциях, которые они перевели с английского “passion” следует, с моей точки зрения, интерпретировать как “одержимость”. Философия учения не подразумевает, что все должны обриться в монахи и ограничить себя во всем. Основная мысль философии в Золотом правиле нравственности и совершении любых действий с добрым побуждением, даже если кому-то в итоге придется начистить до блеска петачок. Этот момент важен, чтобы не превратиться после техники в растение или божий одуванчик.

* * *
Если случится, что ночью вы не можете окунуться в глубокий сон - не страшно. Две ночи подряд я глубоко спал может часок-другой, находясь в основном в состоянии бодрствования, и в момент подъема ум привычно начинает ворчать “Ты же не выспался, тебе будет целый день плохо!” - но в этот раз он ошибся. Чувствовал я себя прекрасно по той причине, что сон по сути нам нужен как раз для того, чтобы дать отдохнуть телу и очистить ум. Если же тело и так особо не напрягается а ум очищен через медитацию - сон становится нужен постольку-поскольку. Пугаться этого не стоит, это нормально, хоть и необычно.

* * *
Что бы вам не говорили, что бы вы не слушали и не услышали - анализируйте сами. Задавайте себе и ассистенту учителя вопросы.

Диета и распорядок дня на Випассане

Записываясь на курс надо понимать, что наше тело и ум очень плотно переплетены и взаимосвязаны. Поэтому для более тонкой работы с умом нужно и более тонкое и здоровое тело. В течении 10 дней любителям алкоголя, сигарет, картошечки фри, чипсиков, колы, мяса и прочих “благ” цивилизации придется сделать как минимум паузу. Диета строго вегетарианская. Это овощи, тушеные, запеченные, вареные, жареные, свежие салаты, семечки, мед, овсянка, мюсли, вкусный хлеб, травяные чаи, вода, какао, пара видов молока, фрукты и так далее. Частенько балуют неплохими десертами на вегетарианкой основе. Иногда конечно еда бывает совсем непривычной и даже безвкусной. Но это еда, она нужна для того, чтобы наше тело функционировало, в первую очередь.

4:00 - Утренний колокол, подъем
4:30-6:30 - Медитация в зале или в своей комнате
6:30-8:00 - Перерыв на завтрак и отдых
8:00-9:00 - Общая медитация в зале
9:00-11:00 - Медитация в зале или в комнате (по усмотрению учителя)
11:00-12:00 - Перерыв на обед, отдых
12:00-13:00 - Отдых и личные встречи с учителем
13:00-14:30 - Медитация в зале или в своей комнате
14:30-15:30 - Общая медитация в зале
15:30-17:00 - Медитация в зале или в комнате (по усмотрению учителя)
17:00-18:00 - Перерыв на чай с фруктами
18:00-19:00 - Общая медитация в зале
19:00-20:15 - Лекция в зале или в наушниках на родном языке
20:15-21:00 - Общая медитация в зале
21:00-21:30 - Время для вопросов в зале
21:30 - Отход ко сну в своей комнате. Выключается свет

Как записаться на курс и сколько это стоит?

Запись происходит на официальном сайте Dhamma.org . Для этого вам надо выбрать ближайший центр и найти ближайший курс. Обычно запись надо производить за пару месяцев до проведения курса. В обязательном порядке все новички должны пройти 10-ти дневный курс. После этого разрешается посещать и короткие 3-5 дневные курсы или приезжать в центры помогать в качестве волонтера.

Курс проводится абсолютно бесплатно. Вся организация имеет огромное количество центров по всему миру и существует исключительно на пожертвованиях, при чем пожертвования вы можете оставить только по завершению курса, если сочтете уместным и нужным. В течении десяти дней проживание, питание и все остальное не будет стоить вам ни копейки, верней, чтобы быть более точным, ваше пребывание там оплатили через пожертвования другие студенты, прошедшие курс до вас.

Ни один человек на курсе не получает зарплату или финансовый доход с этого мероприятия. Во всяком случае такова их официальная позиция. Все задействованные в хозяйственных процессах люди - волонтеры.

Позже, осознав масштабность организации на общественных началах, я был просто поражен как это все потрясающе устроено и работает. Пожалуй, до сих пор я пока не видел ничего подобного. Формирование 21-го века, существующее и развивающееся фактически вне государства и вне капиталистических законов, несущее полезные и практические знания на благо всего человечества, вне религий, полов, рас, возраста, политических взглядов или гражданства. Потрясающе!

И как она жизнь после Випассаны?

Сам себе задаю этот вопрос и сам попытаюсь на него ответить. Конечно эффект определенный чувствуется. Пропало внутреннее напряжение, которое я испытывал ввиду весьма насыщенной жизни и плотного рабочего графика.
Как минимум я вернулся в свою идеальную форму по весу, скинув 4 кг за 10 дней. Начал видеть и запоминать интересные сны. Пережил давно забытый опыт сна во сне. На курсе я впервые почувствовал существенные изменения к лучшему с вяло тлеющим в фоновом режиме недугом, который меня сопровождал в течении лет уже 20-ти (желудок). Думаю заслуга режима, диеты и спокойствия. Сейчас же стараюсь два раза в день практиковать медитацию, утром и вечером минимум по пол часа, это совершенно не сложно и поскольку техника медитации сейчас ясна. Со знанием дела даже приятно этим заниматься.

На долго ли? Посмотрим. Надеюсь что да.

p.s. очень рекомендую детально изложенную публикацию доктора медицинских наук Пола Р. Флейшмана “Практический и духовный путь: Введение в медитацию випассана” . В ней Пол описывает свое видение Випассаны, с высоты 40-летнего опыта практики.

Пара затравочек:

* * *
“Хочу дополнить свое вступление учителя медитации словами о том, что медитацию нельзя свести к «технике, преподаваемой техником». Я собираюсь сделать упор на то, что медитация - это живой варьируемый личный опыт

* * *
“Намерение медитирующего - наблюдать ощущения в теле, но подлинная сущность медитации проявляется во взаимосвязи ума и тела.”

Випассана - это медитационная техника, которая сделала просветленными больше людей, чем какая-либо другая, ибо випассана - это сама сущность. Во всех других техниках имеется такая же сущность, но в иных формах; в них входит и кое-что несущественное. Но випассана - это чистая сущность. Вы ничего не можете из нее выбросить и ничего к ней добавить.

Випассана настолько проста, что выполнить ее может даже ребенок. Более того, ребенку она удастся лучше, чем вам, потому что он еще чист и невинен и не заполнен отбросами ума.

Випассану можно выполнять тремя способами - вы можете выбрать себе тот, который подходит вам лучше.

Первый способ: осознавание своих действий, своего тела, ума, сердца. Гуляя, вы должны гулять с осознаванием. Двигая рукой, двигать ею с осознаванием, твердо зная, что вы двигаете рукой. Ведь вы можете делать это совершенно бессознательно, как механическое устройство… вы на утренней прогулке - вы можете гулять, не осознавая своих ног.

Будьте бдительны к движениям своего тела. Когда вы едите, будьте бдительны к движениям, необходимым для еды. Принимая душ, будьте бдительны к прохладе, к падающей на вас воде, к проистекающей из этого огромной радости - просто будьте бдительны. Это не должно происходить в бессознательном состоянии.

То же самое относительно ума. Какая бы мысль ни пробегала по экрану вашего ума, оставайтесь наблюдателем. Какая бы эмоция ни пробегала по экрану вашего сердца, оставайтесь свидетелем - не вовлекайтесь, не отождествляйтесь, не оценивайте, что хорошо, а что плохо; это не должно быть частью вашей медитации.

Второй способ: дыхание, осознавание дыхания. Когда вы вдыхаете, ваш живот поднимается, а когда выдыхаете - опускается. Поэтому второй способ выполнения випассаны - это осознавать живот: его подъем и опускание. Просто осознавайте поднимающийся и опускающийся живот, а живот находится очень близко к жизненным источникам, потому что ребенок соединен с жизнью матери через пупок. За пупком находится источник его жизни. Поэтому когда живот поднимается и опускается, то с каждым вдохом и выдохом поднимается и опускается жизненная энергия, источник жизни. Это тоже не трудно, а, возможно, еще и легче, поскольку представляет собой отдельную технику.

При первом способе вы должны осознавать тело, осознавать ум, осознавать свои эмоции, настроение. Поэтому первый способ включает в себя три шага. Во втором же способе всего один шаг: только живот - поднимающийся и опускающийся, а результат тот же самый. По мере того, как вы начинаете осознавать свой живот, ум умолкает, сердце успокаивается, эмоции исчезают.

Третий способ: заключается в осознавании дыхания там, где оно входит в тело. Ощущайте его в этой точке - в полярной животу точке - ощущайте его, когда оно проходит через ноздри. Дыхание, попадая внутрь, охлаждает ваши ноздри. Затем выходит наружу… входит внутрь, выходит наружу.

Это тоже возможно. Мужчинам это дается проще, чем женщинам. Женщина лучше осознает свой живот. Большинство мужчин не умеет дышать животом. Их грудная клетка вздымается вверх и опускается вниз, поскольку в мире возобладала неправильная разновидность спорта. Конечно, если ваша грудная клетка высоко поднята, а живот сведен почти на нет, это придает вашему телу более красивые очертания.

Мужчина перешел на дыхание грудью, поэтому его грудная клетка становится все больше, а живот уменьшается. Ему кажется, что это более атлетично.

Повсюду в мире, за исключением Японии, спортсмены и их тренеры подчеркивают, что нужно дышать, расширяя грудную клетку и втягивая живот. Их идеалом служит лев с большой грудной клеткой и маленьким животом. «Будь как лев!» - для атлетов, гимнастов и всех, кто работает с телом, стало правилом.

Единственным исключением является Япония, где не заботятся о широкой грудной клетке и втянутом животе. Втягивание живота требует определенной дисциплины; втягивание живота неестественно. Япония выбрала естественный путь, поэтому японская статуя Будды может вас удивить. Таким образом вы без труда определите, индийская перед вами статуя или японская. У индийских статуй Гаутамы Будды вполне атлетическое тело: живот очень маленький, а грудь широкая. Японский же Будда совершенно иной: его грудь почти бездействует, потому что он дышит животом, зато живот большой. Это выглядит не очень красиво - потому что преобладающий в мире идеал большого живота очень стар; и, тем не менее, дыхание животом более естественно, с его помощью можно лучше расслабиться.

Ночью, когда вы спите, вы дышите не грудью, а животом. Вот почему ночью вам удается расслабиться. Утром, после сна, вы чувствуете, что посвежели и помолодели, ведь всю ночь вы дышали естественным образом… вы были в Японии!

Это две точки: если вы боитесь, что дыхание животом и внимательное наблюдение за тем, как он поднимается и опускается, нарушит вашу атлетическую форму… а мужчины могут быть очень озабочены своей атлетической формой, тогда вам лучше сосредоточить свое наблюдение на ноздрях. Дыхание входит - наблюдайте, дыхание выходит - наблюдайте.

Таковы эти три способа, подойдет любой из них. Если хотите выполнять два способа сразу, можете это делать, ваше усилие станет более интенсивным. Если хотите выполнять сразу три способа, можете делать и это, в таком случае вероятность успеха еще более возрастет. Вам решать, какой способ вы изберете; выбирайте тот, который для вас проще.

Запомните: то, что проще, - правильнее.

Когда медитация обретет корни, а ум умолкнет, - ваше эго исчезнет. Вы останетесь, но никакого ощущения «я» не будет. Значит, двери открыты.

Теперь с любовной жаждой, с открытым сердцем ждите этот великий момент - величайший момент в жизни любого человека: ждите просветления.

Оно придет… оно непременно придет. Оно никогда не задерживается ни на одно мгновение. Как только вы настроитесь на правильную волну, оно внезапно ворвется в вас и преобразит вас.

Старый человек умер, пришел новый.

Сидение

Отыщите удобную позу, в которой можно сохранять бдительность на протяжении 40-60 минут. Спина и голова выпрямлены, глаза закрыты, дыхание обычное. Старайтесь не двигаться, меняйте позу лишь в том случае, если это действительно необходимо.

Главное во время сидения - наблюдать, как в точке чуть выше пупка вдох и выдох поднимает и опускает живот. Это не техника концентрации, поэтому во время наблюдения за дыханием ваше внимание будут отвлекать разные посторонние вещи. Но в випассане ничто не может быть помехой, поэтому, когда возникнет какая-либо помеха, прекратите наблюдать за дыханием и уделите внимание ей, а потом снова вернитесь к дыханию. Помехой может быть мысль, чувство, суждение, телесное ощущение, впечатление из внешнего мира и т. д.

Важен сам процесс наблюдения, а то, что вы наблюдаете, уже не так важно, и потому помните: не отождествляйтесь со всем тем, что к вам приходит; в вопросах и проблемах можно видеть таинства, приносящие вам наслаждение!

Ходьба по методу випассаны

Это обычная медленная ходьба, в основе которой - осознавание ног, касающихся земли.

Можно ходить по кругу или по прямой линии, 10-15 шагов туда и обратно, внутри или вне помещения. Глаза следует опустить, смотрите на землю в нескольких шагах впереди. Во время ходьбы внимание нужно направить на то, как каждая нога по очереди касается земли. Если возникнет какая-либо помеха, переключите свое внимание с ног на помеху, а затем снова на ноги.

Та же техника, что и при сидении, только объект наблюдения иной. Ходить следует 20-30 минут.

Медитация Випассана - это практика десятидневной аскезы. Во время этой духовной практики люди в течение десяти дней молчат, медитируют и воздерживаются от животной пищи. Поговорим подробнее о смысле и методике Випассаны.

Официальная информация

Обучением Випассане занимается специальный центр духовных практик. Для всех желающих участие полностью бесплатное, все расходы по организации компенсируются добровольными пожертвованиями тех, кто уже проходит курс.

Что такое Випассана:

  • одна из древнейших техник медитации, которая сформировалась в Индии ещё две с половиной тысячи лет назад;
  • считается универсальным средством от всех несчастий и проблем человека;
  • буквальный перевод - «искусство видеть реальность в истинном свете».

Как научиться Випассане:

  • Существуют специальные курсы, которые длятся десять дней. В этот период каждый участник под руководством опытных инструкторов осваивают духовные практики в нужном для них объёме
  • Медитация доступна как новичкам, так и «опытным пользователям», никакой предварительной подготовки и обучения не нужно
  • Чтобы поучаствовать, нужно найти расписание курсов Випассаны, записаться на них и дождаться того дня, когда вы сможете приступить к обучению

Где учат Випассане:

  • В России обучением всех желающих занимается духовный центр Дхамма Дуллабха. Курсы проходят несколько раз в год
  • На официальном сайте центра вы можете найти ближайший к вам город, где проводится практика
  • Записываться желательно заранее, потому что свободные места очень быстро разбирают желающие
  • За границей также есть международные центры

Финансирование:

  • Обучение проводится на безвозмездной основе. Проживание и пропитание - за счёт организаторов
  • Каждый, кто уже прошел курсы Випассаны, может сделать пожертвование, строго на добровольной основе. За счёт этих дотаций и осуществляется финансирование
  • Ни Учителя, ни их помощники оплаты не получают, они безвозмездно тратят свое время и делятся знаниями с участниками

Стоит отметить, что по поводу Випассаны очень нелицеприятно высказываются скептики. Дескать, это секта, и от вас потом потребуют денег. На самом деле всё совершенно не так. Если медитации, полное молчание и соблюдение аскезы окажутся тяжёлыми для вас, вы можете покинуть курсы в любой момент. А пожертвования участники делают исключительно добровольно.

Суть медитации

Прежде чем начинать заниматься духовными практиками, нужно понять, для чего вам это нужно, какого результата вы хотите добиться.

Суть, особенности и польза Випассаны заключаются в следующем:

  • Выучитесь видеть внутреннюю природу предметов, вещей, явлений, принимать их такими, какие они есть
  • Практикуете наблюдение за самим собой, что помогает осознать и принять свое внутренне «я», развить личность и обрести свободу мышления
  • Начинаете осознавать взаимосвязь между своим разумом, чувствами и физической оболочкой
  • Благодаря полной тишине и уединению вы можете полностью сфокусироваться на своих ощущениях и мыслях, достичь некого просветления и душевного равновесия

Считается, что Випассана - это настоящее путешествие по своему ментальному телу, полное осознание собственных потребностей, от низших к высшим. В результате достигается равновесие между умом и телом, вы наполняетесь любовью и состраданием к окружающим и миру в целом, получаете массу энергии и успокаиваете сознание.

Счастье и гармония - вот цель медитации Випассаны, в первую очередь.

А теперь поговорим о техниках, которые наиболее часто практикуют участники курсов:

  1. Первая техника - осознание. Оно заключается в следующем: в каждый момент своей жизни вы четко понимаете, что здесь и сейчас происходит с вашим телом и разумом. Учитесь задумываться над каждым движением и производить его осознанно. То же касается и работы мозга - вы тренируете контроль над мыслями
  2. Вторая техника - осознание дыхания. Вы учитесь дышать осознанно, следить за движениями живота во время выдохов и вдохов. Это помогает достичь медитативного состояния, полностью освободиться от эмоций и мыслей

Если у вас нет возможности посетить специальные курсы, вы можете попробовать практиковать медитацию Випассана самостоятельно. Эффект будет не настолько сильный, как после работы под руководством опытного Учителя, но некоторых результатов достичь можно.

Чтобы добиться хороших результатов, соблюдайте следующие рекомендации:

  • Выделите для медитации ровно 60 минут свободного времени. Делать это необходимо каждый день, без выходных и практиков. Чем регулярнее вы будете заниматься, чем меньше станете делать пропусков, тем скорее достигнете цели
  • Воздержитесь от сеанса медитации за час до отхода ко сну, также не следует выполнять практики на полный желудок
  • Обеспечьте себе удобное место, в котором медитировать вам будет максимально удобно и комфортно
  • Выберите комфортную позу, в которой вы сможете расслабиться и полностью сконцентрироваться на своих ощущениях. Глаза нужно держать закрытыми, а спину - ровной и прямой. Идеальная позиция - поза лотоса. Но если у вас плохая растяжка, в ней вы быстро устанете, поэтому можете медитировать просто сидя

В принципе, это всё, что требуется для сеанса медитации. Для удобства вы можете подложить под себя подушки или установить подставку для ног, чтобы обеспечить максимальный комфорт во время практики.

Важно понимать, что быстро результатов ждать не стоит. Духовное саморазвитие - это то, чем нужно заниматься упорно, постоянно и регулярно. Поэтому наберитесь терпения и практикуйтесь каждый день.

Випассана является высшим выражением изречения Сократа «Познай себя». Будда обнаружил, что причина страдания действительно может быть стерта, когда мы видим нашу истинную природу. Это радикальное понимание.

Это означает, что наше счастье не зависит от манипулирования внешним миром.

Медитация випассана является рациональным способом очистки сознания. А так же способом очистки от психических факторов, которые вызывают страдания и боль. С помощью випассаны можно осознать то, что не возможно понять находясь в постоянном процессе манипулирования внешней материей.

Медитация постепенно очищает ум, ликвидируя разные формы привязанностей. Будда говорил, что два фактора являются корнем страдания: желание и невежество.

Медитация касается настоящего момента с пребыванием в «сейчас». Медитация заключается в наблюдении за телом и умом с чистым вниманием.

Как випассана связана с религией?

Хотя випассана была обнаружена Буддой, сама медитация - это не буддизм. Это метод, при котором Будда и его ученики освободились от всякого рода страдания и достигли пробуждения.

Этот простая техника является демократическим методом, открытым для людей любой веры.

Является ли медитация бегством от реальности? Нет. Напротив, это истинная конфронтация с реальностью.

Випассана, или медитация прозрения, является фундаментальной буддийской медитацией, заимствованной из южного буддизма. Фокусировка или первичный объект этой медитации - это дыхание, и начало практики начинается с дыхания.

Концентрация на дыхании называется – анапанна. И это переносит вас в состояние «здесь и сейчас». Все дышит. У всех нас есть индивидуальные различия, но мы все дышим. Далее приводится сама техника анапанны.

Как правильно выполнять медитацию?

Сядьте удобно, выпрямите спину и позвоночник, выровняйте голову, шею и грудь. Сделайте два или три преднамеренных медленных глубоких вдоха и закройте глаза. Сосредоточьтесь на своем дыхании, следите за своим дыханием. Существуют два эффективных способа это сделать:

  1. Делайте акцент на мышцы в области солнечного сплетения, которые каждый раз, когда вы вдыхаете, движутся в одном направлении, и каждый раз, когда вы выдыхаете, движутся в другом направлении.
  2. Делайте акцент на внутренней стороне ноздрей и на кончике вашего носа. Почувствуйте, как проходит воздух, почувствуйте легкий шепот воздуха в процессе дыхания.

Когда ваша концентрация ослабевает, мысленно возвращайтесь к одному из вышеуказанных способов. Ваша задача состоит в том, что бы сосредоточиться на дыхании в самом легком из возможных способов.

Цель практики - не отвлекаться на постоянно возникающие мысли. Но еще важнее - это насильственно не отталкивать мысли. Не чувствуйте себя виноватым за то, что у вас возникают мысли. Это естественный процесс.

Старайтесь снова и снова просто привести ваше осознание обратно на основной объект медитации: вдох и выдох. Делайте это спокойно и мягко. Просто продолжайте возвращаться к дыханию.

Если ваше дыхание становится быстрым или медленным, просто плавно следите за дыханием. Не пытайтесь изменить его, просто следите. Любые звуки, запахи, ощущения будут присутствовать, но ваша задача - не обращать на это внимания, а просто наблюдать, как они приходят, и как они уходят.

Возвращайте ваше сознание обратно на свое дыхание. Если ваш ум блуждает, старайтесь очень мягко вернуть его к вдоху и выдоху. Не судите себя, не расстраивайтесь, нет никакого успеха или неудачи в том, что у вас сразу не получается сконцентрироваться, просто плавно возвращайтесь к осознанию своего дыхания.

Все звуки, которые вы слышите, просто замечайте их, но не концентрируйтесь на них. Старайтесь вернуться к своему дыханию.

Если вы испытываете возбуждение или путаницу или скуку или блаженство или ничего не испытываете, просто рассматривайте это как еще одну мысль. Если вы начинаете дремать, сделайте несколько глубоких вдохов.

Если ваш ум становится взволнованным в течение дня, просто начинайте следить за своим дыханием.

Заключение

Вот такую простую, на первый взгляд, технику открыл Будда. Если осмелиться попробовать хотя бы 10 минут делать анапанну, то сразу придет понимание сложности процесса.

В голове будет появляться огромное количество мыслей, которые в течение дня просто не осознаются. Их так де много, а то и больше, но человек не обращает внимание на этот поток, отвлекаясь задачами и проблемами.

Медитация випассана способна научит человека концентрации и сосредоточению на моменте «здесь и сейчас». А если обрести такую способность, то все проблемы начнут отпадать сами собой.