Печально я гляжу на наше поколенье!
Его грядущее — иль пусто, иль темно,
Меж тем, под бременем познанья и сомненья,
В бездействии состарится оно.
Богаты мы, едва из колыбели,
Ошибками отцов и поздним их умом,
И жизнь уж нас томит, как ровный путь без цели,
Как пир на празднике чужом.

К добру и злу постыдно равнодушны,
В начале поприща мы вянем без борьбы;
Перед опасностью позорно малодушны
И перед властию — презренные рабы.
Так тощий плод, до времени созрелый,
Ни вкуса нашего не радуя, ни глаз,
Висит между цветов, пришлец осиротелый,
И час их красоты — его паденья час!

Мы иссушили ум наукою бесплодной,
Тая завистливо от ближних и друзей
Надежды лучшие и голос благородный
Неверием осмеянных страстей.
Едва касались мы до чаши наслажденья,
Но юных сил мы тем не сберегли;
Из каждой радости, бояся пресыщенья,
Мы лучший сок навеки извлекли.

Мечты поэзии, создания искусства
Восторгом сладостным наш ум не шевелят;
Мы жадно бережем в груди остаток чувства —
Зарытый скупостью и бесполезный клад.
И ненавидим мы, и любим мы случайно,
Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви,
И царствует в душе какой-то холод тайный,
Когда огонь кипит в крови.
И предков скучны нам роскошные забавы,
Их добросовестный, ребяческий разврат;
И к гробу мы спешим без счастья и без славы,
Глядя насмешливо назад.

Толпой угрюмою и скоро позабытой
Над миром мы пройдем без шума и следа,
Не бросивши векам ни мысли плодовитой,
Ни гением начатого труда.
И прах наш, с строгостью судьи и гражданина,
Потомок оскорбит презрительным стихом,
Насмешкой горькою обманутого сына
Над промотавшимся отцом.

Анализ стихотворения «Дума» Лермонтова

Стихотворение «Дума» относится к вершине философской и гражданской лирики Лермонтова. Он написал его в 1838 г., когда уже был знаменит своим обличительным стихотворением « ».

Произведение сразу же обратило на себя пристальное внимание цензуры. При жизни поэта не были опубликованы строки, касающиеся царской власти: «Перед опасностью… рабы». Тем больше было восторженных откликов со стороны демократических и революционных деятелей. Очень высокую оценку дал произведению Белинский.

«Дума» представляет собой суровый обличительный приговор поколению Лермонтова. В нем содержится скрытое сравнение с декабристами, которые отдали свои жизни ради высокой справедливой цели.

После подавления восстания декабристов последовала незамедлительная реакция. В николаевской России небывалую власть и полномочия получила цензура. Все проявления независимости и самостоятельного мнения безжалостно искоренялись. Общество было пропитано мрачной атмосферой безверия.

Лермонтов считает, что такая ситуация самым пагубным образом отразилась на новом поколении. Оно росло в условиях подавляющего личность гнета. Это воспитало в молодых людях постоянный страх за свое благополучие и задушило их возвышенные стремления. Люди устают жить с самого рождения. Отсутствие высоких идеалов приводит к праздному существованию, не приносящему никакой пользы.

В обществе царит равнодушие, ценится только холодный рассудок. Любовь и ненависть исчезли, люди не испытывают потребности в сильных страстях. Их вполне заменили грубые физические наслаждения, которые ставят человека на уровень животного.

Лучшие достижения человеческой мысли и произведения искусства больше не производят никакого впечатления на души людей. Их сердца зачерствели и не откликаются ни на что.

Лермонтов осуждает современников за их эгоизм. Они недостойны великой славы своих предшественников. Их падение зашло так далеко, что «предков… роскошные забавы» никого уже не интересуют.

Общество получает прекрасное образование, но не имеет возможности и желания проявить себя в каком-либо настоящем деле. Полученные знания попусту растрачиваются на бесполезный мертвый анализ и получение практической выгоды.

Стихотворение пропитано духом пессимизма. Лермонтов уверен, что его поколение, отвергнув прошлое и ничего не добившись в настоящем, не имеет права на будущее. Далекие потомки, достигнув когда-нибудь счастья и гармонии в жизни, смогут вспомнить поколение Лермонтова лишь «презрительным стихом».

Тоже решил разместить цитату) Уж больно хорошо сказано)

2017 год:
Нынче дети грубые, не любят гулять и играть, ничего им не интересно, потому что у них есть планшет и социальные сети. В планшете мультики и игры, а в социальных сетях - мемы и педофилы, вот и залипают целыми днями. Нет, чтобы с друзьями пообщаться, так они в парке с товарищами - со смартфоном в руке, в кафе зайдут - селфи вместе делают! Раньше такого не было, просто напасть с этим поколением. Кажется, мы его потеряли.
2002 год:
Нынче дети от рук отбились, ничего им не надо от жизни, всё готовое подавай, и разговаривают каким-то нечеловеческим языком: “Ня! Кавай! Десу!” Всё потому, что у них есть форумы, аниме и субкультуры. Намажут глаза подводкой и някают над своими китайскими порномультиками по форумам. Нет, чтобы с друзьями куда-то выбраться, кроме этих идиотских форумных сходок по паркам и анимешных вечеринок по кафешкам! С совестью непонятно, а ума у них точно нет. Просто поколение-конец. Кажется, мы его потеряли.
1987 год:
Нынче дети - оторви да выбрось, н чем не интересуются, ничего им от жизни не надо и волосы дыбом. А всё потому, что у них видаки, рок-группы и лак для волос. Устроят на голове дикобраза и давай свой рок сипеть и хрипеть. Нет, чтобы с товарищами погулять, в смысле, не с магнитолой на плече, и ещё сидят толпами кто по подъездам, кто по хатам с видаком. Смотрят эротику и ужастики, мозги набекрень. Совести нет, зато больно умные. Страшно подумать, что понарожают таких же дикобразов. Потерянное поколение совершенно. Раньше такого не бывало.
1972 год:
Детки сейчас пошли - своим признаешь, сразу опозоришься. Пацаны лохмы до ушей отращивают, девчонки брюки понадевали. На уме одни дискотеки и походы. Знаем, зачем они в эти походы ходят и что на дискотеках делают! Девки потом в подоле не приносят только потому, что подола нет, платье трусы не закрывает. Напрыгаются под свои пластинки и все мозги выпрыгают, а потом прямо без мозгов пошли гитарой бренчать у палаток. Раньше такого не было, раньше молодёжь серьёзная была.
1957 год:
Это что, молодёжь, это что, комсомольцы? Девки помадой понамажутся и побежали с пацанами по киношкам. Мы в их возрасте у станка стояли, а эти до сорока пяти детьми будут, куда им своих детей рожать. Так нет же, после киношек по два часа провожаются, Ахмадуллину друг другу читают, а её вон как, между прочим, протащили в “Комсомольской правде”, ну, хоть бы Некрасова читали и Маяковского. Ничего им в жизни не нужно, всё норовят из дома выкинуть: мещанство, мол. На уме только бриджи, хулахупы и марки иностранные. Раньше такого не было, раньше комсомольцы были что надо и после школы в ЗАГС не бежали, поднимали страну!
1942 год:
Дети стоят у станка.
1927 год:
Дети с ума посходили все, ни стыда, ни совести, бегают по полям в трусах, родителям дерзят, сами все дни гуртуются где-то, то песни поют, то с парашютами прыгают. Рисуют не пойми что, читают стихи такие, что уши лопаются, девки волосы пообрезали, в штанах шатаются или в юбках колени показывают, парни отцов жизни учат. Вы представляете, какое поколение растёт, на что оно будет годиться, каких детей понарожает? Раньше такого не было, раньше молодёжь себя вела прилично!
1912 год:
Молодёжь отбилась от рук. Целыми днями читают романы, в которых то стреляют, то стреляются, то вообще ни чорта неясно, одна заумь. Девицы осваивают велосипед! Иные в шароварах, как дикие мусульманки! Юнцы дерзят, читают безумные вирши, гоняют на авто. И все с ума по кино сходят, залы битком набиты, а на экранах всё та же дрянь, что в книжках: то стреляют, то стреляются и всё время закатывают глаза. Нет, ни на что не годится это поколение, слишком жизнь у них, видно, покойная. Покой его и сгубит, пропадёт и следа не оставит. Раньше такого не было… Вспомните, какова была молодёжь в патриотичном, военном 1812 году!
1812 год, весна:
Во что одеты наши девушки? Это не платье, это простыня. Что в голове у наших юношей? На голове-то, ясное дело, волосы напомажены. Одно на уме у молодёжи: на балах потанцевать да романов начитаться. Начитаются романов и бегут в пруд топиться, вот в простыне своей, как есть, и бегут. А кто не топиться, те без родительского благословения венчаться! Потому что развращают молодёжь книги и мазурки. В наше время, бывало, не всякая девица и читать-то умела, а парни всякому почтенному человеку кланялись и не дерзили. И патриотизма никакого, всё им французское любо, всё иностранное подавай. На что оно сгодится, такое поколение - считай, что и нерусское.
Пропащее, одним словом. Нет, раньше такого не было.

«ПЕЧАЛЬНО Я ГЛЯЖУ НА НАШЕ ПОКОЛЕНЬЕ!» М. Ю. Лермонтов сказал в литературе новое слово, выразил настроения и думы лучших русских людей 30-х годов XIX в. Эти люди начали созидательную жизнь после разгрома движения де­кабристов, в годы николаевской реакции. В эти годы дворянская и разночинная молодежь мучительно размышляла о путях разви­тия общества, о смысле жизни, об оторванности передовых людей от народа, о необходимости сближения с народом.

«Лермонтов полностью принадлежит к нашему поколению, - писал А. И. Герцен. - Все мы были слишком юны, чтобы при­нять участие в 14 декабря. Разбуженные этим днем, мы увидели лишь казни и изгнания. Вынужденные молчать, сдерживая слезы, мы научились, замыкаясь в себе, вынашивать свои мысли - и ка­кие мысли! Это уже не были идеи просвещенного либерализма, идеи прогресса, - то были сомнения, отрицания, мысли, полные ярости. Лермонтов влачил тяжелый груз скептицизма через все свои мечты и наслаждения. Мужественная, печальная мысль все­гда лежит на его челе, она сквозит во всех его стихах».

Лермонтов страдал, когда видел, как попусту растрачиваются силы лучших людей его поколения, обреченных на вынужденное бездействие. Осознать эту трагедию своего времени и смело высказать ее мог только мужественный поэт, мыслитель и гражданин.

Еще в юношеском стихотворении «Монолог» Лермонтов точ­но определил сущность трагедии своего времени:

К чему глубокие познанья, жажда славы,

Талант и пылкая любовь свободы,

Когда мы их употребить не можем?

Настроениями духовной разобщенности и опустошенности проникнуто стихотворение «И скучно и грустно», которое Белин­ский причислил к «величайшим созданиям поэзии».

Лермонтов осознает необходимость не только правдиво отра­зить несовершенство жизни современного ему общества, но и бу­дить общественную совесть. Он зовет поэтов и художников к со­зданию передового искусства.

Когда же на Руси бесплодной,

Расставшись с ложной мишурой,

Мысль обретет язык простой.

пишет он в стихотворении «Журналист, читатель и писатель».

В журнале «Отечественные записки» в 1839 г. было напечата­но стихотворение «Дума», в котором мыли о судьбе родины, своего поколения, мысли о духовной разобщенности общества и необхо­димости его единения были выражены наиболее точно и горько.

Стихотворение не зря названо «Дума». Это не просто размыш­ления по поводу какого-либо события, это именно дума - тяже­лая, постоянная мысль, не дающая покоя человеку, являющаяся фоном, на котором проходит вся его жизнь.

Печально я гляжу на наше поколенье!

Его грядущее - иль пусто, иль темно -

как это страшно осознавать, что не только твоя жизнь, но и всего поколения пройдет

…без шума и следа,

Не бросивши векам ни мысли плодовитой,

Ни гением начатого труда.

Лермонтов в этой думе не отделяет себя от своих соотечествен­ников, он говорит «мы», испытывая горечь от того, что его поколение:

К добру и злу постыдно равнодушны,

В начале поприща мы вянем без борьбы;

Перед опасностью позорно малодушны,

И перед властию - презренные рабы.

Сегодня словй о рабстве перед властью особенно актуальны: наше поколение тоже испытывает это рабское чувство, боясь борь­бы, стремясь жить в покое и достатке, не думая о людях, которые по каким-либо причинам лишены этого достатка и не могут тру­диться, чтобы обеспечить достойную жизнь себе и своим детям.

Выросшее в условиях политической и социальной реакции, поколение Лермонтова стало холодным и равнодушным:

И ненавидим мы, и любим мы случайно,

Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви,

И царствует в душе какой-то холод тайный,

Когда огонь кипит в крови.

Однако сам Лермонтов повернулся к жизни народной, к крес­тьянской России, видя в ней возможное разрешение одиночества и разобщенности людей своего круга:

Люблю отчизну я, но странною любовью!

Не победит ее рассудок мой.

Ни слава, купленная кровью,

Ни полный гордого доверия покой,

Ни темной старины заветные преданья Не шевелят во мне отрадного мечтанья.

Но я люблю - за что, не знаю сам -

Ее степей холодное молчанье,

Ее лесов безбрежных колыханье,

Разливы рек ее, подобные морям…

Печально я гляжу на наше поколенье!
Его грядущее - иль пусто, иль темно,
Меж тем, под бременем познанья и сомненья,
В бездействии состарится оно.
Богаты мы, едва из колыбели,
Ошибками отцов и поздним их умом,
И жизнь уж нас томит, как ровный путь без цели,
Как пир на празднике чужом.

К добру и злу постыдно равнодушны,
В начале поприща мы вянем без борьбы;
Перед опасностью позорно малодушны
И перед властию - презренные рабы.
Так тощий плод, до времени созрелый,
Ни вкуса нашего не радуя, ни глаз,
Висит между цветов, пришлец осиротелый,
И час их красоты - его паденья час!

Мы иссушили ум наукою бесплодной,
Тая завистливо от ближних и друзей
Надежды лучшие и голос благородный
Неверием осмеянных страстей.
Едва касались мы до чаши наслажденья,
Но юных сил мы тем не сберегли;
Из каждой радости, бояся пресыщенья,
Мы лучший сок навеки извлекли.

Мечты поэзии, создания искусства
Восторгом сладостным наш ум не шевелят;
Мы жадно бережем в груди остаток чувства -
Зарытый скупостью и бесполезный клад.
И ненавидим мы, и любим мы случайно,
Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви,
И царствует в душе какой-то холод тайный,
Когда огонь кипит в крови.
И предков скучны нам роскошные забавы,
Их добросовестный, ребяческий разврат;
И к гробу мы спешим без счастья и без славы,
Глядя насмешливо назад.

Толпой угрюмою и скоро позабытой
Над миром мы пройдем без шума и следа,
Не бросивши векам ни мысли плодовитой,
Ни гением начатого труда.
И прах наш, с строгостью судьи и гражданина,
Потомок оскорбит презрительным стихом,
Насмешкой горькою обманутого сына
Над промотавшимся отцом.

Давайте послушаем стихотворение М.Ю. Лермонова «Дума», читает Вениамин Смехов.

Анализ стихотворения «Дума» М.Ю. Лермонтова

Произведение было написано поэтом на пике популярности, и признано общественностью как личный манифест автора.

Тема стихотворения

Стих отличается особой глубиной мысли, нехарактерной для молодежи, философским осмыслением прошлого и будущего своей страны и своих сверстников. «Дума» содержит определенный опыт размышлений и наблюдений молодого автора. В ней описывается поколение светских людей во времена правления Николая I, известные своим определенным духовным упадком и кризисом.

После неудавшегося восстания декабристов усилилась цензура и гонения на вольнодумие, что привело к появлению целого поколения молодежи, очень образованной и начитанной, но крайне безынициативной и равнодушной.

Об этих тенденциях и рассуждает М.Ю. Лермонтов, о возможностях и потерянных ориентирах молодых людей, обреченных на проживание пустых жизней. В произведении отражены социальные и нравственные искания поэта, который принадлежит к кризисному поколению, но, тем не менее, не собирается сдаваться бесцельному существованию.

Композиция, жанр, размер

Композиционно стих не делится на части, а представляет постоянные размышления автора. Связь между строфами отсутствует, каждая из них – это определенный тематический блок размышлений. Давая в первой строфе общую характеристику поколению, автор в следующих развивает эту основную мысль.

Каждое размышление посвящено осмыслению современного поколения молодежи, жизнь которой посвящена бесцельному проживанию времени, без духовности и огня в сердце. Строфы посвящены описанию жизненных приоритетов современников Лермонтова: отношению к жизни, к добру и злу, к науке и умению воспользоваться ее плодами, к мечтам и искусству. Завершает произведение пророчество автора об уходе из жизни, который не тронет сердца потомков.

Жанр стихотворения — элегия, гражданская лирика с использованием сатиры.

Размер стихотворения обусловлен жанром. Стих написан шестистопным ямбом с переходами на четырех- и пятистопный. Это дает произведению размеренный, медлительный темп, соответствующий печальным задумчивым размышлениям, которым предается молодой поэт.

Образы и тропы

Главный образ произведения – молодое поколение, которое ничего не радует ничего в жизни, а лишь томит. Молодежь, живущая ошибками отцов, изображена автором. Их будущее – пусто, к настоящему они равнодушны, искусство и мечты не трогают их сердец, при том, что это люди высокообразованные, с большим потенциалом.

В тени остается лирический герой, которому принадлежат эти размышления. Он употребляется местоимение «мы», потому что также является частью этого поколения. Но сатира и некоторых сарказм в изображении молодежи говорят о том, что он – приверженец другой, оптимистичной и чувственной, позиции.

Автор дает характеристику поколению при помощи второстепенных образов – преждевременного плода среди цветов, гостя на чужом празднике, угрюмой толпы. Эти художественные приемы помогают наиболее точно передать ощущения и особенности внутренней жизни бесполезной молодежи. Проглядывает также образ предков, отцов с их «роскошными забавами» и «ребяческим развратом».

Эпитеты, которые использует автор, полны печали и мрачного чувства: «позорно малодушны», «осиротелый», «презренный», «бесплодный», «горькою», «тайный». Автор ярко раскрывает образ при помощи эмоциональных метафор: «тощий плод», «лучший сок». Помогают точнее выразить характеристики образов и сравнения: «как пир на празднике чужом», «как ровный путь без цели».

Частое употребление слов «высокого» стиля придает произведению торжественность и масштабность призыва к гражданской позиции сверстников.