Когда ваши дети вздумают роптать на Францию, прошу вас, воспользуйтесь моим рецептом, скажите им: поезжайте в Россию! Это путешествие полезно для любого европейца. Каждый, близко познакомившись с Россией, будет рад жить в какой угодно другой стране.

Маркиз де Кюстин «Россия в 1839 году»

– Вам понравилось у нас в Смоленске, мистер Фишер? – спросила представительница «Интуриста».

– Да, очень, – ответил он.

– Не часто мы видим здесь американцев. В основном к нам приезжают туристы из социалистических стран.

Она перелистывала его документы, лежащие на письменном столе. При этом на лице ее отразилось сначала легкое беспокойство, но затем исчезло.

– Прекрасно! Вы остановились в гостинице «Центральная»?

– Да, вчера вечером.

– Надеюсь, вы довольны обслуживанием?

– Вполне.

На вид ей было около двадцати пяти, немногим старше его. Не красавица, но миловидная.

– Род ваших занятий? – поинтересовалась она.

Фишера передернуло от этого вопроса. В каждом городе, где приходилось останавливаться, у него возникало чувство, будто он преодолевает государственную границу.

– Бывший студент. Я недавно закончил университет, но на работу пока не поступил.

– В Америке много безработных, – сочувственно сказала она.

Фишер уже давно себе уяснил, что представления русских о его стране связаны главным образом с безработицей, бездомными, преступностью, наркотиками и расизмом.

Она просмотрела план его маршрута и бухнула на документы красную резиновую печать.

– Вы были в нашем парке культуры?

– Да, и даже отснял там пленку.

– Да? А в историческом музее?

Фишер не хотел, чтобы к нему потеряли доверие, и потому честно ответил:

– Знаете, нет, упустил. Но обязательно зайду туда на обратном пути.

– Хорошо. – Она с любопытством изучала его. Наверное, ей доставляла удовольствие их беседа. В сущности, офис смоленского отделения «Интуриста» напоминал жалкое помещение торговой палаты какого-нибудь захудалого городка на Среднем Западе. – Вас интересует социализм?

– Меня интересует Россия, – ответил Фишер.

– А меня – ваша страна.

– Тогда приезжайте.

– Да. Когда-нибудь. Вы-то можете путешествовать где угодно. У вас любой может получить паспорт за тридцать долларов. На две, три, четыре недели.

– Можно и продлить. Однако нельзя поехать во Вьетнам, Северную Корею, на Кубу, например.

Девушка опустила взгляд на анкету:

– У вас есть аптечка и набор инструментов в автомобиле?

– Разумеется.

– Хорошо. Вы должны придерживаться указанных в маршруте автострад. Вы имеете право останавливаться только для заправки и чтобы узнать дорогу у милиции.

– И воспользоваться туалетом, – уточнил он.

– Ну да, разумеется, – смутилась немного она. – Между Смоленском и Москвой нет благоустроенных ночных стоянок. Иностранным туристам не рекомендованы ночные поездки по сельской местности. С наступлением ночи вы не должны выезжать за пределы города Москвы.

– В Москве сразу же сообщите о вашем прибытии представителю «Интуриста» в гостинице «Россия», где вы остановитесь.

Она еще раз пробежала взглядом его маршрут.

– Вам разрешено сделать небольшой крюк, чтобы заехать в Бородино.

– Да, я знаю.

– Но я бы вам этого не советовала.

– Почему?

– Уже поздно, мистер Фишер. А вам надо успеть в Москву до темноты. Я бы посоветовала остаться на эту ночь в Смоленске.

– Но я уже выписался из гостиницы.

– Я договорюсь о ночлеге. Это моя работа. – Впервые за все время девушка улыбнулась.

– Благодарю вас. Но я уверен, что успею добраться до Москвы засветло.

Она пожала плечами и вернула ему документы.

– Спасибо, – по-русски сказал Фишер и сунул бумаги в сумку. – До свидания.

Грегори вышел на улицу. Его синий «понтиак Транс Ам» окружила толпа любопытных.

– Извините меня, ребята... – по-русски сказал он, протискиваясь к машине, завел двигатель и медленно тронулся среди расступающихся людей.

– До свидания, смоленцы, – приветливо помахал им рукой.

Сверяясь с картой, Фишер миновал центр города. Через десять минут он снова оказался на автостраде Минск – Москва.

За время своего монотонного и нескончаемого пути Грег Фишер думал о многом. Все эти формальности и процедуры раздражали и настораживали его. Но все же советские граждане, с которыми Фишеру приходилось встречаться, дружелюбно относились к нему. Он послал домой родителям такую открытку:

«По иронии судьбы это – одно из последних мест, где все еще любят американцев». Русские тоже нравились Грегу. И то, что на его машину все обращали внимание, доставляло ему удовольствие. Иногда из-за нее буквально останавливалось дорожное движение.

Его «Транс Ам» с литыми алюминиевыми дисками и светлой задней подвеской казался воплощением «сильной американской машины». Грег отметил, что еще ни разу не встретил ничего подобного по дороге в Москву.

Аромат фруктов и овощей, подаренных ему жителями тех небольших сел и деревень, где он останавливался, заполнял салон машины. В ответ он дарил им фломастеры, американские календарики, одноразовые бритвы и другие «роскошные безделушки», которые ему посоветовали захватить с собой. Грег Фишер превосходно себя чувствовал в роли посла доброй воли.

Судя по указателю, до Москвы оставалось 290 километров. Электронные часы на приборной доске показывали 14 часов 16 минут.

После окончания Йельского университета и получения диплома магистра родители подарили эту машину и оплатили каникулы. Грег отправил машину морем в Гавр и провел лето, путешествуя по Западной и Восточной Европе. Побывать в России было его мечтой.

Но скука и однообразие преследовали Грега последние восемь дней. Он мог бы поклясться, что погода изменилась, как только он пересек польскую границу, став вместо солнечной угрюмой и мрачной. К тому же он никак не мог привыкнуть к отсутствию привычного сервиса.

– С каким удовольствием я бы сейчас проглотил биг-мак! – пробормотал Грег и вставил в магнитофон учебную пленку на русском языке.

«Я плохо себя чувствую».

«На что жалуетесь?»

Эта унылая страна с ее бесцветными людьми и ужасным климатом не стоила того волнения, которое он пережил в предвкушении посетить ее. Грега возбуждало то, что сравнительно мало людей с Запада бывает здесь, ведь иностранный туризм в Советском Союзе не поощрялся. Возбуждали его и ксенофобия, глубоко укоренившаяся в этой нации, и то, что страна эта была «полицейским государством».

Солнце уже начало садиться, когда он свернул с автострады на параллельное шоссе, бывшее когда-то главной западной дорогой из столицы. Через несколько минут он оказался на окраине Можайска в 128 км от Москвы. В его путеводителе говорилось, что Можайск – город XIII века Московского государства. Однако в однообразной архитектуре не осталось и следа этого древнего мира. Поблизости должен был находиться монастырь. Грег разглядел лишь верхушку собора святого Николая, однако у него не было времени осматривать эту достопримечательность.

Он проехал через Можайск, напустив на себя беззаботный вид, избегая пристального взгляда регулировщика, управлявшего движением на перекрестке.

Наконец, когда город остался позади, он увидел то, что искал – заправочную станцию на восточной окраине Можайска, отмеченную в путеводителе. Фишер остановил машину у желтой бензоколонки. На стуле у белого бетонного строения сидел человек в чистом рабочем халате и читал книгу. Заметив машину, мужчина поднял глаза. Грег вышел из машины и направился к нему.

Наталья Унгард представляет

КУРС ЭКСТРЕМАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ПО АКТЕРСКОМУ МАСТЕРСТВУ

«Движение вперед начинается с импульса сзади»

Авторская методика актрисы и драматурга Натальи Унгард, основанная на уникальном и многолетнем опыте работы в театре и кино, призвана раскрыть творческую дерзость человека 21 века приемами актерского мастерства. Иными словами, это настоящие курсы обаяния для всех, кто хочет быть успешным!

Цель обучения:
Выработка реакций, необходимых для разрешения критических ситуаций.В основу обучения заложен авторский синтез систем Станиславского, Михаила Чехова, Вахтангова, которые специально адаптированы Натальей Унгард для этой программы. Авторские курсы обаяния Натальи Унгард научат вас использовать для личного роста и развития даже кризисную ситуацию!

Как построен процесс обучения?

Курс Натальи Унгард состоит из трех блоков по четыре занятия (всего 12 занятий):

1 блок - БАЗОВЫЙ ИНФОРМАЦИОННО-ДЕЯТЕЛЬНЫЙ
. Группа при помощи авторских упражнений-тестов знакомится со структурой программы и обучается основным навыкам актерской работы.

2 блок - ПОГРУЖЕНИЕ
. Для каждой группы в ходе занятий выявляется индивидуальный поведенческий образ.
. Далее происходит детальная проработка приобретенных в первом блоке навыков с учетом творческих особенностей каждого из участников группы.

3 блок - ТРЕНИРОВОЧНЫЙ МАКЕТ
. Пробное создание индивидуального тренировочного макета рабочей ситуации.
. Вырабатывание привычки и оттачивание правильных реакций на различные экстремальные ситуации.
. Адаптация полученных тренинговых навыков для реальной трудовой практики по окончании курса обучения.
. Индивидуальные рекомендации каждому участнику программы.

Каков основной принцип занятий?
Мы проверяем теорию на практике.

Я слышу и забываю.
Я вижу и запоминаю.
Я делаю и понимаю.
Конфуций

Что в результате?
Полное освобождение от:
. скованности в поведении;
. эмоционального стеснения;
. голосовых зажимов;
. ментальной нерешительности.

Если вы хотите пройти уникальный курс актерского мастерства с Натальей Унгард и на себе ощутить, что значит получать удовольствие от жизни, даже если вы попали в экстремальную ситуацию, которая заставляет вас понервничать, то добро пожаловать на интенсив "Мастерство общения" . Это оригинальная смесь двух направлений - актерского мастерства и психологии общения. Здесь вы избавитесь от зажимов и стеснения на уровне психологии, а также, под руководством непревзойденной Натальи Унгард, подружите свои мысли и движения, отработаете пространственную координацию и жестикуляцию.

Напутствие студентам мастерской от Натальи Унгард

или «К ак это было со мной»

«Каждый раз зритель видит меня на экране или на сцене уже с готовым результатом моей творческой работы. За мной закрепилась репутация легкой, активной, искрометной актрисы.

Меня приглашают на эпизоды, зная, что я превращу даже небольшую роль в яркое запоминающееся событие. Меня зовут на большие роли, как в фильмах, так и в сериалах, понимая, что я владею актерскими инструментами настолько профессионально, что могу наполнить жизнью даже слабо прописанный, неопределенный характер. Быть, с одной стороны, близкой и понятной зрителю, а с другой, удивлять и даже шокировать своей внутренней свободой, энергией и оригинальностью реакций.

Зритель видит результат. И только я знаю, через что прохожу, начиная от кастинга, где меня проверяют, сравнивают, недооценивают, вплоть до съемочной площадки, где я завишу буквально от всех. От продюсеров, которые занижают мою ставку и тянут с оплатой; от костюмеров, грима, света, буфета, партнеров, режиссеров; от холода, голода, дискомфорта, текста, порой далекого от идеала; от монтажеров, которые могут не заметить мои лучшие дубли и вообще вырезать лучшую сцену…

Надеюсь, читая эти строки, вы уже обливаетесь слезами и ищете в Интернете номер моего благотворительного счета?

А теперь по делу.

Чтобы этот ком проблем и негатива не раздавил меня, из каждой актерской системы (Станиславского, Чехова, Вахтангова) и из своего актерского, режиссерского, драматургического и жизненного опыта я выбрала, синтезировала и адаптировала те инструменты, которые реально работают, и дают мне силы и энергию.
В результате их применения, во-первых, я использую любую стрессовую ситуацию как возможность развиваться и прогрессировать в личностном росте и в профессии; во-вторых, концентрируюсь на роли, создаю образ яркий, запоминающийся, правдивый; и, в-третьих, продолжаю уважать себя и верить в свое предназначение, уникальность и талант».

или «История адаптации моей программы»

  • на базе обучения в ВТУ им. Б.В.Щукина (творческая мастерская М.Р. Тер-Захаровой);
  • на сценах московских театров;
  • в антрепризах;
  • в стрессовой и непредсказуемой ситуации киносъемок в России, СНГ, USA;
  • в процессе потогонных сериальных съёмок;
  • в различных скетч-шоу;
  • в артхаусном кино;
  • в телепередачах (в том числе в качестве ведущей);
  • в социальном авторском проекте «Эмоциональная разгрузка приёмами актерского мастерства» (авторы Татьяна Рыжкова и Наталья Унгард);
  • при проведении мастер классов в России, Молдавии, USA, Израиле, Греции;
  • на групповых тренингах в качестве тренера;
  • на авторском индивидуальном тренинге «Тотальное раскрепощение»;
  • в Школе Анимации «Kartoon Shcool» на Шаболовке.

Но окончательную обкатку и признание программа «Выход в открытый космос с Натальей Унгард» получила именно в Школе Ольги Спиркиной «Останкино ТВ». Студенты, прошедшие этот курс, отмечают, что стали гораздо свободнее в общении, перестали бояться нового и неизвестного, научились позитивно встречать любые перемены, открыли в себе то самое природное обаяние, о существовании которого у себя некоторые даже не подозревали!

Методика «Выход в открытый космос с Натальей Унгард» так же, как и автор, является живым действующим организмом, поскольку до ее создания Наталья Унгард была известна, только как актриса театра и кино. Однако же, начиная с 2012 года, благодаря методике, ежедневно используя ее в своей творческой деятельности, автор смогла рассмотреть себя как свободный творческий проект и инициировать следующие арт-события:
. написание пьесы, посвященной первой любви, «Как Я Грызла Шлагбаум»;
. постановка моноспектакля-хэппенинга «Как Я Грызла Шлагбаум», где впервые в жизни выступила в качестве продюсера, режиссера, художника по костюмам, художника-постановщика, художника по свету, звукорежиссера и исполнителя в одном лице.