И Николай Токарев разбираются, кто из них больший кишечник, лжец и самодур «Роснефть» и «Транснефть» обменялись колкостями из-за предложения нефтяной компании стать акционером трубопроводной. Последняя назвала идею истерикой и обвинила оппонента в искажении данных. «Транснефть» резко отреагировала на предложение «Роснефти» стать акционером монополии. Президент госкомпании Игорь Сечин в конце января предложил правительству рассмотреть возможность размещения допэмиссии акций «Транснефти» в пользу его компании. По замыслу Сечина на вырученные средства монополия могла бы развивать нефтепроводную систему. «Эта поспешная инициатива "Роснефти" может вызвать лишь сожаление, и сравнить ее можно только с недостойной этой компании истерикой», - говорится в заявлении, распространенном вчера пресс-службой «Транснефти». «Роснефть» создала свою «собственную систему координат», которая сильно отличается от той, в которой «существуем мы все», сказано в заявлении: «В этой системе координат, видимо, кишечник диктует правила игры и сердцу, и мозгу, а используемая арифметика сильно отличается от настоящей. Это касается и отчетности, когда падение добычи называется ее ростом, падение капитализации - повышением стоимости компании, а наращивание долгов - ростом инвестиционного рейтинга». «Транснефть» утверждает, что в письме Сечина были приведены искаженные данные по ее тарифам. Президент «Роснефти» указал, что тарифы на транспортировку нефти в России значительно выше зарубежных. Так, тариф по нефтепроводу TAL из итальянского порта Триест в Германию, Австрию, Чехию - 0,216 руб. за прокачку тонны нефти на километр, а средний тариф «Транснефти» - 0,42 руб. за 1 т км. «Транснефть» приводит другие цифры. 0,216 руб. т км - этот номинальный тариф установлен для одного из владельцев TAL, австрийской OMV (для прокачки нефти на ее собственный НПЗ «Швехат» в пригороде Вены). Для остальных участников рынка тариф на TAL значительно выше. Например, на участке Триест - Ингольштадт - 0,38 руб. за 1 т км, а Ингольштадт - Карлсруэ - 0,4 руб. за 1 т км. Из 11 крупнейших трубопроводных компаний мира «Транснефть» по величине тарифа стоит на 10-м месте, говорится в заявлении. «Если в "Роснефти" об этом знают, то данные искажаются сознательно, если нет, то такие не соответствующие действительности расчеты свидетельствуют о низкой квалификации специалистов, участвовавших в подготовке обращения в правительство», - указано в сообщении. Кроме того, «Транснефть» опасается, что вхождение нефтяных компаний в капитал трубопроводной монополии может привести к тому, что крупные игроки не только будут устанавливать двойные стандарты - для себя и для «чужих», но и начнут максимально экономить на содержании и развитии системы. А это «неизбежно приведет к дестабилизации работы всей отрасли», говорится в заявлении. Позднее представитель «Транснефти» Игорь Демин объяснил, что заявление стало реакцией на комментарии неназванного источника в «Роснефти», процитированного информагентствами. Монополия - это искусственная модель, при которой тариф на прокачку ставится во главу угла, привело вчера агентство «Прайм» слова собеседника в «Роснефти»: «Это парадокс, когда компания по оказанию услуги определяет ценовую картину. Переводя на язык анатомии, получается, что кишечник диктует правила игры всем жизненно важным органам - и сердцу, и мозгу, и печени». Ответ «Роснефти» тоже был резким. «Реакция пресс-службы "Транснефти" является лучшей иллюстрацией к обозначенной "Роснефтью" проблеме, когда инфраструктурная компания навязывает всей отрасли и всей экономике свои имманентные цели и интересы. Здесь применим термин "транспортобесия". Суть его - описание ситуации, когда целью транспортировки является сама транспортировка», - говорится в заявлении пресс-секретаря «Роснефти» Михаила Леонтьева, отправленном в редакцию. Замечания «Транснефти» по поводу уровня добычи и капитализации он назвал «бредовыми». У Сечина и президента «Транснефти» Николая Токарева давно сложные отношения, напоминает заместитель гендиректора Центра политической информации Алексей Панин. Нынешнее же предложение Сечина выглядит как «притязание на империю Токарева», считает эксперт: «Идея провести допэмиссию ради благих целей выглядит как маскировка попытки получить контроль над решениями, принимаемыми в «Транснефти». Обе компании публичные и их действия должны вызывать интерес со стороны западных инвесторов, продолжает Панин: «Такая перепалка производит удручающее впечатление. Мне трудно представить, чтобы подобная дискуссия развернулась, условно, между BHP Billiton и Rio Tinto». Реакция чиновников Представитель куратора обеих госкомпаний в правительстве - вице-премьера Аркадия Дворковича - отказался комментировать их резкие заявления. Ранее он говорил, что вице-премьер считает нецелесообразным проведение допэмиссии «Транснефти» в пользу одной из нефтяных компаний. «Есть два ограничителя. Первое - все, что ниже 70% плюс 1 акция (снижение доли государства в капитале компании. - ИТАР-ТАСС), принимается по указу президента. Второе - это прямой запрет госкомпаний на участие в приватизации других госкомпаний», - сказала руководитель Росимущества Ольга Дергунова (цитата по ИТАР-ТАСС).

МОСКВА, 17 фев - РИА Новости/Прайм. "Роснефть" и "Транснефть" урегулировали в досудебном порядке спор по условиям транспортировки нефти, достигнута договоренность о снижении нормативов потерь, сообщил РИА Новости представитель "Роснефти". "Транснефть" подтверждает информацию об урегулировании спора и сообщает о подписании соответствующего договора на 2017 год, однако по вопросу нормативов потерь у трубопроводной компании есть дополнение по интерпретации ситуации.

"Спор двух хозяйствующих субъектов — ПАО "НК "Роснефть" и ПАО "Транснефть" — по вопросу согласования условий транспортировки нефти урегулирован в досудебном порядке в ходе переговоров. Достигнута договоренность о снижении нормативов потерь", — сказал представитель "Роснефти".

"Транснефть" и "Роснефть", а также "Башнефть" согласовали и подписали договоры на транспортировку нефти и нефтепродуктов на 2017 год на условиях, аналогичных условиям предоставления услуг по транспортировке нефти для всех грузоотправителей", — сказал в свою очередь РИА Новости представитель "Транснефти".

Спорные нормативы

СМИ: "Роснефть" просит изменить тарифную политику "Транснефти" Глава "Роснефти" Игорь Сечин, как сообщают СМИ, в середине августа направил ФАС замечания к подготовленному службой проекту постановления правительства, которое определяет цену прокачки по трубопроводам "Транснефти" на 2017 год.

Он сообщил, что "Транснефть" и "Роснефть" провели двусторонние консультации и "договорились о том, что на сегодняшний день учет технологических потерь может осуществляться только на основании нормативов".

"В этой связи договаривающиеся стороны совместно обратились к министру энергетики РФ Александру Новаку об активизации работы в рамках созданной Минэнерго России комиссии по разработке и утверждению новых нормативов технологических потерь в системе магистральных нефтепроводов", — сказал представитель "Транснефти". Долгосрочной программой развития "Транснефти" к третьему кварталу 2017 года уже было предусмотрено снижение среднесистемного показателя нормативных потерь (рассчитанных на основании документально подтвержденных грузопотоков 2016 года) до уровня 0,12%, пояснил он.

"Транснефть" реализует программу технического перевооружения, капитального ремонта и модернизации резервуарного парка с тем, чтобы снижать нормативные потери до следующих целевых среднесистемных показателей: ко второму кварталу 2018 года — 0,11%; к четвертому кварталу 2020 года — 0,09%, пояснил представитель "Транснефти". Для компании "Роснефть" показатели нормативных технологических потерь нефти установлены: к третьему кварталу 2017 года — 0,14%; ко второму кварталу 2018 года — 0,12%; к четвертому кварталу 2020 года — 0,1%, отметил представитель "Транснефти".

При этом источник в отрасли, знакомый с ситуацией, отметил, что договоренность между "Роснефтью" и "Транснефтью" по вопросу нормативов потерь при транспортировке нефти является компромиссом сторон. "Компании договорились о постепенном снижении нормативов потерь", — пояснил он.

"Нельзя сказать, что договор о транспортировке нефти "Роснефтью" был заключен на условиях "Транснефти". Текущий норматив остается тем же, но существуют обязательства по снижению нормативов, которые должны быть выполнены за счет модернизации трубопроводной системы до 2020 года", — добавил собеседник агентства.

Суд

"Роснефть" просит "Транснефть" построить нефтепровод к своему НПЗ Глава "Транснефти" Николай Токарев заявил, что компания должна убедиться, что строительство отвода от нефтепровода ВСТО к Комсомольскому НПЗ должно быть не в ущерб инвестиционной программе "Транснефти".

Арбитраж Москвы 28 декабря по заявлению "Роснефти" об обеспечении имущественных интересов запретил "Транснефти" прекращать или сокращать транспортировку нефти крупнейшей российской нефтяной компании в условиях не подписанного тогда сторонами договора на 2017 год.

В материалах дела говорилось, что "Роснефть" оплатила "Транснефти" услуги по транспортировке нефти на 2017 год, однако компании не подписали соответствующий договор, поскольку не смогли полностью согласовать его условия. Спор возник, в частности, по методике учета технологических потерь нефти и их компенсации. При этом "Роснефть" гарантировала оплату услуг по транспортировке нефти, спора по цене между компаниями нет.

По словам источников в «Роснефти», решение не продлевать контракт с Рай было принято 23 марта, сам контракт закончился 31 марта. То есть формально она не уволена, а просто закончила работу в компании, подчеркивает один из источников. Претензий к топ-менеджеру нет, добавляет он.

Бывший топ-менеджер «Роснефти», работавший с Рай, называет ее «человеком главного исполнительного директора «Роснефти» Игоря Сечина». А сотрудник нефтяной компании говорит, что Рай «выискивала коррупционные схемы». «Были те, кто был заинтересован, чтобы она потеряла свою работу. Много раз ее пытались уличить в неэффективности, но Сечин защищал ее», — утверждает он.

Представитель «Роснефти» отказался комментировать кадровые перестановки в компании. Светлана Рай отказалась говорить о причинах своего ухода из компании. «Без комментариев», — ответила она на соответствующий вопрос РБК.

Теперь закупки в «Роснефти» будет курировать Рустам Алакбаров, занимавший ранее должность заместителя руководителя службы снабжения и подчинявшийся Светлане Рай, рассказали три источника в компании. «У него будет другая позиция, без должности вице-президента», — говорит информированный источник. Алакбаров до прихода в «Роснефть» занимал должность директора департамента закупки услуг в подразделении «Разведка и добыча» ТНК-BP, которую «Роснефть» купила в марте 2013 года.

Источник в «Роснефти» говорит, что отсутствие статуса вице-президента у нового куратора закупок «подразумевает более технический функционал». «От нового руководителя ждем оперативности в рутинном согласовании процедур закупок», — объясняет он.

По данным СПАРК, в 2015-2017 гг. «Роснефть» заключила 8 тыс контрактов на 8,6 трлн рублей, а именно: в 2017 году «Роснефть» заключила почти 3 тыс контрактов на сумму более 1 трлн рублей, в 2016 г. — также 3 тыс контрактов на 4,9 трлн рублей, в 2015 — почти 2 тыс контрактов на 2,7 трлн рублей.

Если не считать внутригрупповых закупок, то самый дорогой контракт «Роснефти» в 2017 году получила «Транснефть» за оказание услуг по транспортировке нефти на 318,6 млрд рублей. Далее следуют тендер на оказание финансовых услуг по предоставлению кредита почти на 125 млрд рублей у Сбербанка и закупка нефти на 91,5 млрд рублей у «Газпрома». Во всех трех случаях покупки были безальтернативными, у единственного поставщика.

В мае 2017 года «РН-Аэрокрафт» («дочка» «Роснефти») отменила закупку «предметов интерьера» на 5 млн рублей после критики со стороны основателя Фонда борьбы с коррупцией (ФБК) Алексея Навального. Компания собиралась закупить серебряные чайные ложечки стоимостью 14 тыс. рублей каждая, стаканы для воды по 11,7 тыс рублей, икорницы по 83 тыс рублей, бежевые пледы по 124 тыс рублей за штуку и некоторые другие предметы, предназначенные для вертолетов компании. В июле прошлого года «Ведомости» выяснили, что «Роснефть» тратит на вертолетные перевозки около 21 млрд рублей в год, это выводит компанию в мировые лидеры по данному показателю.
А в августе 2017 года закупками «Роснефти» заинтересовалась Федеральная антимонопольная служба (ФАС), которая выявила формальные нарушения в закупке труб и выдала компании предписания по устранению. До этого в ФАС на пять закупок «Роснефти» поступили жалобы, касающиеся тендеров на поставку обсадных, насосно-компрессорных труб и труб общего назначения на 2018-2020 годы c начальной максимальной ценой договора 10,8 млрд рублей, на поставку нефтегазопроводных труб на сумму 24,4 млрд рублей, трубной продукции на 8,96 млрд рублей, насосно-компрессорных труб с покрытием и повышенным содержанием хрома на 7,4 млрд рублей, а также нефтегазопроводных труб и труб общего назначения на сумму 609,7 млн рублей.

«Роснефть» отозвала свой иск к «Транснефти», в котором оспаривала размер технологических потерь в трубопроводах монополии и условия договора на прокачку нефти с ней. Стороны пришли к компромиссу, договорившись с Минэнерго о поэтапном снижении норматива техпотерь в системе

Фото: Андрей Рудаков / Bloomberg

Этапы примирения

«Роснефть» и ее «дочка» «Башнефть» договорились с «Транснефтью» об условиях прокачки нефти по магистральным трубопроводам и подписали соответствующие договоры на тех же условиях, что и другие участники рынка. «Роснефть» официально сообщила, что отозвала иск к «Транснефти», зарегистрированный в суде 25 января. Заседание должно было состояться 3 марта. В нем компания как размеры технологических потерь нефти в трубопроводах «Транснефти» (тогда «Роснефть» заподозрила «Транснефть» в «присвоении» до 0,7 млн т нефти нефтяных компаний ежегодно), так и ряд условий договора на транспортировку своей нефти (по нему в иске указано не менее 15 пунктов разногласий). Представитель «Транснефти» Игорь Демин и представитель Московского арбитражного суда подтвердили отзыв иска. 17 февраля судом зарегистрировано заявление об отказе от иска по этому делу, уточнила РБК пресс-секретарь суда Елена Фортунатова.

«Роснефть» официально раскрыла, что подписала договор на 2017 год на транспортировку 180,346 млн т своей нефти. Также подписан договор на прокачку нефти и нефтепродуктов «Башнефти» через «Транснефть» на тех же условиях, уточнил РБК представитель «Роснефти».

Главы «Транснефти» и «Роснефти» Николай Токарев и Игорь Сечин на днях подписали совместное письмо к министру энергетики Александру Новаку, в котором попросили министра взять под свой контроль работу по снижению нормативов технологических потерь нефти в системе «Транснефти» (копия есть у РБК, подлинность письма подтвердили представители подписавших его компаний, а факт получения — пресс-служба Минэнерго). Снижение нормативов технологических потерь будет идти поэтапно в соответствии с долгосрочной программой модернизации трубопроводной системы «Транснефти». «Мы ремонтируем наши трубопроводы, ставим новые резервуары, что приводит к снижению потерь нефти и нефтепродуктов», — уточнил РБК Демин.


К третьему кварталу 2017 года норматив техпотерь уменьшится на 0,02% от текущего и составит 0,12%. Ко второму кварталу 2018 года потери упадут до 0,11%; к четвертому кварталу 2020 года — до 0,09%, говорится в письме. При этом нормы технологических потерь для «Роснефти» незначительно превышают показатели для других участников рынка. Источник в «Роснефти» пояснил, что это может быть связано с технологией хранения или прокачки сырья. К третьему кварталу 2017 года они останутся на текущем уровне и составят 0,14%, ко второму кварталу 2018 года упадут до 0,12%, к четвертому кварталу 2020 года — до 0,10%, указано в документе.

Пресс-секретарь «Роснефти» Михаил Леонтьев подчеркнул РБК, что стороны достигли компромисса: «Роснефть» пошла на уступки, согласившись считать потери в трубе по нормативам, а не по факту. Источник, близкий к «Роснефти», сообщил, что компания подписала договор с «Транснефтью» на общих условиях, чтобы у монополии не было возможности отказать в прокачке ее нефти по окончании действия обеспечительных мер суда. «Ситуация вернулась в нормальное состояние, когда речь идет о нормальных взаимоотношениях двух компаний-партнеров с несовпадающими интересами», — добавил собеседник.

Вопрос взаимоотношений «Роснефти» и «Транснефти» — это не только цена прокачки нефти, правомерность того, как трубопроводная компания распоряжается остатками нефти в своей трубе, — это не чисто корпоративный вопрос, считает собеседник РБК, близкий к одной из сторон спора. «Это вопрос сложной конфигурации. Мотивы действий той или иной стороны не могут исчерпываться коммерческим спором, там много политики», — добавил он.

Представитель Минэнерго подтвердил получение Новаком письма от Сечина и Токарева по поводу нормативов технологических потерь, но не смог прокомментировать, как изменится работа комиссии по изменению этих нормативов.

Спор «Роснефти» и «Транснефти»

28 декабря стало известно, что «Роснефть» начала судебную тяжбу с «Транснефтью», направив в суд заявление «об обеспечении имущественных интересов». Предметом спора стал контракт на транспортировку нефти между компаниями на 2017 год. Стороны не заключили договор на прокачку нефти «Роснефти» и «Башнефти» по системе трубопроводов «Транснефти», так как в договоре имелись разногласия.

Позднее «Роснефть» обратилась по этому вопросу в Федеральную антимонопольную службу и к Дмитрию Медведеву. В конце декабря 2016 года Арбитражный суд Москвы в качестве обеспечительной меры по жалобе «Роснефти» запретил «Транснефти» прекращать транспортировку нефти «Роснефти» с начала текущего года. «Транснефть» оспаривала это, но безуспешно. Также президент «Транснефти» Николай Токарев назвал решение суда об обеспечительных мерах по иску «Роснефти» неправомерным и сообщил об обращении компании к председателю Верховного суда для разбирательства.

Чтобы обеспечительные меры продолжили действовать, «Роснефти» было необходимо подать иск против «Транснефти» до 25 января, что она и сделала.
В иска «Роснефти» было указано, что «Транснефть» могла присваивать до 0,7 млн т нефти нефтяных компаний ежегодно. ​«Транснефть» по принадлежащим ей трубопроводам прокачала 483,3 млн т и вычла из них 0,14%, или 676,2 тыс. т, нефти в виде технологических издержек, что сопоставимо с объемами годовой добычи крупного месторождения, указано в документе. Компания настаивала на учете только фактических потерь нефти в трубе и возврате «Транснефтью» остального сырья добывающим его компаниям.


При Минэнерго действует комиссия по утверждению нормативов технологических потерь нефти и продуктов ее переработки. В нее входят в том числе представители нефтяных компаний. В 2014-2016 годах эта комиссия снизила норматив технологических потерь нефти в трубопроводах до 0,14% в 2016 году с 0,18% от общей прокачки по системе в 2015 году, указано в иске «Роснефти».

Помимо претензий к технологическим потерям в иске «Роснефть» требовала изменить не менее 15 пунктов в договоре на транспортировку нефти по трубопроводам «Транснефти». ​В том числе «Роснефть» предлагала штрафовать трубопроводную монополию на 30 руб. за каждую не принятую ею к прокачке тонну нефти без приложения доказательств об отсутствии технической возможности ее транспортировки. «Роснефть» также настаивала на необходимости нанять независимого эксперта, который бы изучал документы «Транснефти» как по технологическим нормативам потерь, так и по распределению экспортных маршрутов прокачки нефти. Источник в «Роснефти» сказал РБК, что основной целью иска было оспаривание нормативов техпотерь, а по условиям договора удалось «все уладить».

Ранее миноритарий «Транснефти», фонд UCP Ильи Щербовича, в судебном порядке требовавший от трубопроводной компании предоставить финансовые документы и увеличить размер дивидендов, отозвал свой иск к монополии. В иске он требовал предоставить документы о сделках «Транснефти» во время девальвации рубля. «Иск стал неактуальным и непринципиальным в свете последних событий, и мы его отозвали», — говорила представитель фонда Ирина Ланина 13 февраля. Источник, близкий к одной из сторон спора, объяснял, что решение вызвано тем, что «Транснефть» судится со Сбербанком, оспаривая сделки на валютном рынке, к которым у фонда были претензии. Источник РБК, близкий к оппоненту UCP по этому спору, говорил о том, что мирового соглашения между сторонами не было. По его мнению, UCP просто осознал, что проигрывает суд за судом, поэтому прекратил этот спор.

Подходит к концу насыщенный событиями 2016 год. В условиях замедления экономики и враждебных санкций российским властям приходилось постоянно заботиться о поиске дополнительных доходов для федерального бюджета. Среди множества идей и планов особая надежда возлагалась на дивиденды от крупнейших госкомпаний и доходы от приватизации.

Сделка 2017 года: «Транснефть» станет частью «Роснефти»?
Планы планами, а реальность всегда вносит свои коррективы. Уже в первой половине года стало понятно, что не все госкомпании стремятся помогать государству и увеличивать дивидендные выплаты, ну а на рыночную приватизацию в условиях санкций рассчитывали только закоренелые оптимисты.

Прошло несколько месяцев, и редкий для последних лет оптимистический сценарий уже кажется вполне реалистичным. Кто бы мог подумать, но именно возглавляемая российским «серым кардиналом» Игорем Сечиным «Роснефть» неожиданно стала абсолютным рекордсменом по привлечению средств в федеральный бюджет. В июне 2016 года «Роснефть» утвердила ежегодные дивидендные выплаты в размере 87 млрд рублей, что составило 35% от консолидированной чистой прибыли по итогам 2015 года. Этот процент оказался существенно выше, чем в других крупных госкомпаниях нефтегазового сектора.

В октябре 2016 года «Роснефть» выкупила у государства контрольный пакет «Башнефти», как оказалось, дороже рыночных котировок, заплатив в итоге 330 млрд рублей в бюджет. В декабре 2016 года та же «Роснефть» успешно провела приватизацию, организовав продажу 19,5% собственных акций консорциуму иностранных инвесторов за сумму около 700 млрд рублей. Эти средства поступят в бюджет уже в 2016 году.

Следует отметить, что продажа пакета акций «Роснефти» состоялась при максимальной за последние 1,5 года стоимости нефти на мировых биржах, в результате чего сделка оценивается аналитиками рынка как удачная для государства. Таким образом, в 2016 году «Роснефть» направила в бюджет в рамках приватизации и выплаты дивидендов более 1 триллиона рублей. К этому стоит добавить и налоговые платежи компании, ожидаемые на уровне 2,5 триллионов рублей.

Несмотря на постоянную критику либеральных экономистов в адрес Сечина, выглядит все так, что «Роснефть» и решает государственные задачи, и способствует притоку иностранных инвестиций в страну. Компания смотрится явно привлекательно в глазах иностранных инвесторов. Акции «Роснефти» в этом году выросли в цене на 50% в рублях.

Депозитарные расписки «Роснефти» на международных биржах выросли на 74% в долларах. «Роснефть» стала компанией №1 по капитализации в России. Сечин может быть доволен, ведь оппонентам сложно отрицать очевидное. Но, как известно, «настоящий Игорь Иванович» никогда не останавливается на достигнутом.

По информации источников издания Gazeta.Ru в Кремле, следующим шагом в стратегии нефтяного гиганта может стать присоединение «Транснефти». Кремлевские инсайдеры поговаривают, Сечину удалось убедить руководство страны, что такая сделка будет в интересах государства. Действительно, основания для таких выводов у «Роснефти» есть.

В отличие от главы «Роснефти» Игоря Ивановича Сечина, вся деятельность руководителя «Транснефти» Николая Петровича Токарева в последние годы направлена отнюдь не на максимизацию доходов бюджета страны. Трубопроводная монополия России делает всё возможное, чтобы сэкономить на выплатах государству, а в идеале – вообще ничего не платить. Предлоги у команды Токарева всегда самые разные. То «Транснефть» сознательно завышает свою инвестпрограмму, благодаря чему становится возможным пролоббировать повышение тарифов на прокачку нефти по новым трубопроводам. То использует серые схемы и прячет прибыль от государства в непрозрачных дочерних структурах, чтобы минимизировать дивиденды. Прибылью, которая осталась на «дочках» «Транснефти», команда Токарева распоряжается уже по своему усмотрению.

Есть в деятельности «Транснефти» и совсем уж парадоксальные и возмутительные эпизоды. Не обладая какой-либо валютной выручкой от своей деятельности (в отличие от, например, «Газпрома» или «Роснефти»), «Транснефть» до сих пор имеет огромный валютный долг. При таких валютных рисках трубопроводная монополия перед самой девальвацией рубля 2014 года умудрилась застраховаться от падения курса доллара США.

Затем, как известно, курс доллара не упал, а резко вырос. Итог – убытки «Транснефти» как от подорожания валютного долга, так и от операций непрофессионального «хеджирования» неизвестно чего, – в сумме составили катастрофические 169 млрд рублей. Мало того, что государственной компании был нанесён колоссальный ущерб, да ещё вся эта история способствовала обвалу российской национальной валюты.

Отдельно стоит отметить, что невыплаченные государству дивиденды «Транснефть» размещает в очень странных коммерческих банках, которые потом почему-то банкротятся. Депозиты «Транснефти» в «Внешпромбанке» и «Интеркоммерц-банке» банальным образом пропали, что принесло «Транснефти» дополнительные убытки на 26 млрд рублей. Все финансисты знают, что всякие «внешпромы» всегда привлекали депозиты за откаты менеджерам своих клиентов. Едва ли финансисты «Транснефти» выбирали эти банки по другой причине.

Среди чиновников общеизвестно, что Токарев – ярый сторонник и спонсор так называемой «улюкаевщины». В «Транснефти» уже давно укоренилась культура, которую можно назвать преступной и антигосударственной. Кредо руководителя «Транснефти»: «Только дураки оптимизируют производственные расходы и платят в бюджет!»

Лучше сходить разнести «гостинцы» прикормленным друзьям и хорватским соседям в российском Правительстве и замылить вопрос с оптимизацией инвестпрограммы, а заодно и с выплатой дивидендов. Зачем отдавать в бюджет лишние 100 млрд рублей? Лучше пустить их на горячо любимую инвестпрограмму, на которой можно «спилить» от 30 до 50% в свой карман.

Циничный подход в отношениях с государством прокомментировал один из обиженных подрядчиков «Транснефти»: «Мысли у них в голове крутятся такие: Отдал государству лишние 50 млрд рублей – пронес деньги «мимо кассы». А потратил 50 млрд рублей на стройку или ремонт – потом отрапортовал начальникам о грандиозных и героических достижениях, и себе заодно 30% в карман. Это «не мимо кассы».

Но вот незадача возникла для менеджеров «Транснефти»: инвестиционный цикл строительства новых трубопроводов заканчивался. Строить больше особо и нечего было, погрустнели... Но нашлись в компании «умники» – придумали и нарисовали куда еще денег потратить. Решили ремонтировать исправные нефтепроводы, а в некоторых случаях их даже полностью заменять! «Транснефть» планирует потратить только на ремонты около 1 066 млрд рублей. в 2016-2020 гг., что эквивалентно всей прогнозной прибыли компании за эти 5 лет! На новые выдуманные проекты компания планирует потратить еще около 446 млрд рублей! Да здравствует стройка!

Что и говорить – ориентир у менеджеров «Транснефти» один: строить, строить и тут же ремонтировать. И делать это подороже. Никого не волнуют доходы бюджета, но при всём при этом, как ни парадоксально, менеджмент «Транснефти» пытается прикрывать свою коррупционную деятельность или просто грубые ошибки, которые обходятся стране в сотни миллиардов рублей, именно интересами государства.

Есть у них такая мантра «обеспечение бесперебойной и безаварийной транспортировки нефти». Не дадите нам денег на ремонт? Не будет вам «бесперебойной и безаварийной». Государство главное запугать возможными авариями, а потом «спасти» ценой сотен миллиардов рублей, брошенных на любимую стройку.

Простые подсчёты делают очевидным тот факт, что переход хозяйства «Транснефти» под нормальное, рачительное руководство высвободит колоссальные ресурсы и для компании, и для государства.

По мнению аналитиков, за счёт сокращения и оптимизации расходов прибыль «Транснефти» может увеличиться минимум на 25% уже в 2017г., а инвестпрограмму «Транснефти» можно без какого-либо ущерба сократить на 50%. В результате вырастут и налог на прибыль, и дивиденды государству. Сотни миллиардов рублей высвободятся для российского бюджета. Токарев сам этого сделать не смог или, скорее всего, не захотел. Теперь за него это сделают менеджеры «Роснефти» во главе с Сечиным.