Классный час.

Тема: « День памяти жертв фашизма»

Цели: дать преставление о поведении фашистов на оккупированных территориях; формировать активную жизненную позицию; воспитывать непримиримое отношение к фашизму и неофашизму; способствовать формированию гордости за людей, которые сумели выстоять и победить в годы Великой Отечественной войны; развивать творческие способности учащихся.

Оборудование : ноутбук, проектор, экран, презентация «Мы против фашизма», цветные карандаши, альбомные листы для создания иллюстраций, рисунков.

Основные понятия : фашизм, концлагеря, узники, геноцид.

Ход урока.

I . Организационный момент слайд 1

II . Самоопределение к деятельности.

Ребята, послушайте отрывок из стихотворения и попробуйте определить, о каком событии в нём говорится.

СТИХОТВОРЕНИЕ.

Десятки миллионов жизней забрал с собой один p ежим;

Перемолола мясорубка все кости в невесомый дым.

Евреи, русские, татары, французы, немцы, англичане..:

Смешалось всё. Для всех един был бич с названием «фашизм»

Пусть позади полсотни лет, пусть документов многих нет,

Но память вечная живет, и боль на сердце не дает

Забыть кровавый геноцид. И Холокост в висках шумит,

Моля живущих, чтобы вновь такой беды не допустить.

(Великая Отечественная война 1941-1945гг.)

Верно. В нашем «Календаре памятных дат» сегодня появятся новые страницы, которые мы с вами создадим сами, и будут они посвящены Дню памяти жертв фашизма слайд 1(по щелчку)

III . Работа по теме урока.

1. Определение понятий: фашизм, жертвы.

Ребята, кто из вас может сказать, что такое фашизм? (Высказывания учащихся)

Послушайте определение данному понятию, сравните его с вашими предположениями. Слайд 2

Фашизм - это идеология, при помощи которой один человек хочет поставить ногу на шею другого человека и сделать этого другого человека рабом. Особенно фашисты стремятся уничтожать тех, кто не похож на других, например людей другой национальности. «У тебя нет сердца, нервов». На войне они не нужны. Уничтожай в себе жалость и сочувствие, убивая всякого русского, советского. Не останавливайся, если перед тобой старик или женщина, девочка или мальчик! Убивай! Этим ты спасёшь себя от гибели, обеспечишь будущее своей семьи и каждого немецкого солдат

От рук фашистов погибло свыше 62 миллионов человек. В руины были превращены тысячи городов и сёл. Вот несколько примеров того, как фашисты пытались превратить человечество в рабов.

Кого можно назвать жертвой фашизма? (тех, кто пострадал от фашизма)

2. Узники концлагерей слайды 3- 7

Хатынь - одна из белорусских деревень. Таких до войны было тысячи. Жители Хатыни были мирными, добрыми людьми. Они растили хлеб, воспитывали детей и никогда никому не желали зла. Но 22 марта 1943 года в деревню вошел 118-ый батальон охранной полиции и окружил её. Всё население Хатыни взрослые, старики, женщины, дети были согнаны карателями в колхозный сарай. Тех, кто пытался убежать, убивали на месте. Среди жителей деревни было много многодетных семей- так, например, в семье Иосифа и Анны Барановских было девять детей, в семье Александра и Александры Новицких - семеро.

Когда всех людей собрали в сарае, каратели заперли двери, обложили сарай соломой, облили бензином и подожгли. Деревянный сарай быстро загорелся. Под напором десятков человеческих тел не выдержали и рухнули двери. В горящей одежде, охваченные ужасом, задыхаясь, люди бросились бежать, но тех. кто вырывался из пламени, расстреливали из пулемётов. В огне сгорели 149 жителей деревни, из них 75 детей младше 16 лег. Сама деревня была уничтожена полностью. Из взрослых жителей деревни выжил лишь 56-детнйй деревенский кузнец Иосиф

Каминский. Обгоревший и раненый, он пришёл в сознание лишь поздно ночью, когда карательные отряды покинули деревню. Ему пришлось пережить ещё один тяжкий удар, среди трупов односельчан он нашёл своего сына. Мальчик был смертельно ранен в живот, получил сильные ожоги. Он скончался на руках у отца. Иосиф Каминский с сыном послужили прототипами знаменитого памятника в мемориальном комплексе.

Хатынь не одна. На белорусской земле фашисты сожгли 186 деревень вместе с их жителями. Теперь на этом месте находится единственное в мире кладбище деревень.

Но самое немыслимое и страшное из зверств фашизма - лагеря смерти. Всего через концентрационные лагеря прошло 18 млн. человек, из которых погибло около 12 мил. человек.

В таких лагерях узников содержали в нечеловеческих условиях; заставляли работать по 18 часов в сутки, обессиленных и больных сжигали заживо в печах крематория, душили в газовых камерах, расстреливали. Не щадили даже детей. У них забирали кровь, чтобы лечить раненых в боях фашистов. Над людьми ставили опыты, после которых невозможно было выжить, Сотням заключённых делали прививки заразных болезней, другие служили для опытов, насколько человеческий организм может выдерживать холод.

ОСВЕНЦИМ, город на юге Польши. В Освенциме истреблено свыше 4миллионов человек. В Освенциме на 12 тыс. заключенных был всего один умывальник с водой, непригодной для питья. Когда шел снег, заключенные растапливали его для питья, умывались и пили из луж. За всю историю Освенцима было совершено около 700 попыток побега, 300 из которых увенчались успехом, однако если кто-то бежал, то всех его родственников арестовывали и отправляли в лагерь, а всех : заключенных из его блока убивали. 27.01.1945 освобожден Советской Армией. На территории сейчас создан музей.

БУХЕНВАЛЬД, немецко-фашистский концлагерь. В Бухенвальде было 56 тыс. заключенных. В 1958 в Бухенвальде открыт мемориальный комплекс

ДАХАУ, 1-й концентрационный лагерь в фашистской Германии, создан в 1933на окраине г. Дахау (близ Мюнхена). Узниками были 250 тыс. человек замучены или убиты около 70 тыс. человек. В1 960 в Дахау открыт памятник погибшим.

МАЙДАНЕК, немецко-фашистский концлагерь вблизи г. Люблин (Польша) в 1941. 1944 истреблено около 1,5 млн. человек.

Треблинка, немецко-фашистские концлагеря около станции Треблинка в Варшавском воеводстве Польши. В Треблинке погибло около.10 тыс. человек, в Треблинке II около 800 тыс. человек, (преимущественно евреи). В августе 1943 в Треблинке II фашистами подавлено восстание узников, после которого лагерь ликвидирован. В Треблинке символическое кладбище в центре монумент.

3. День памяти жертв фашизма.

День памяти жертв фашизма был определен именно в сентябре 1962 , так как на этот месяц приходятся две связанные со второй мировой войной даты - день её начала и её полного завершения.

День памяти жертв фашизма - это День памяти десятков миллионов людей, сгинувших в результате гигантского, нечеловеческого эксперимента. Это миллионы солдат, которых фашистские лидеры столкнули друг с другом, но еще больше - мирных жителей, которые погибали под бомбами, от болезней и от голода.

Нет такой страны, которая бы выиграла от правления нацистов, нет такой нации, которая бы обогатилась материально или духовно в результате их властвования. Самая страшная идеология - та, которая делает человека виноватым от рождения только за кровь, которая течет в его жилах. Идеология нацизма принесла разрушения как тем, кто ее вскормил; так и тем, кто ей противостоял. Больше половины лет назад огромную нацистскую машину удалось остановить и разрушить.

Предлагаю почтить память всех, кто погиб от рук фашистов минутой молчания.

IV . Практическая часть.

А теперь предлагаю вам перейти к творческой части нашего урока – оформлению листов календаря. Сегодня тема нашего творчества звучит так «Мы против фашизма»

(творческая работа проводится в группах. Каждая группа создает свои рисунки на заданную тему)

V . Рефлексия.

Память... Из неё никогда не должно стереться то, что принес с собой кровавый фашизм. Никогда!

Мы расплатились с той войной огромной страшной ценой, прошли через кромешный ад.

Какие чувства вы испытывали на протяжении всего урока?

Какие даты навечно останутся в памяти миллионов людей, ныне живущих и тех, кто придёт после нас?

Ребята, давайте же не будем забывать о тех горестных событиях, которые имели место быть в истории нашей страны. Будем же гордиться нашей родиной, могуществом и величием нашей страны - нашей России.

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

гимназия №2 г. Новокубанска

муниципального образования Новокубанский район

Разработка

классного часа

«МЫ ПРОТИВ ФАШИЗМА»

3 класс

Разработала и провела

классный руководитель

Ю. А. Смолина

2016 год

«Психология личности»

Подготовила студентка ш-21 группы Мудреченко Елена



Б.Г. Ананьев (1907-1972)

  • «Многообразие подходов современной науки к изучению человека не является, конечно, только следствием всё большего расчленения теоретической мысли. Это многообразие подходов есть отражение многообразия

самих феноменов человека, выступающего как вид Homo sapiens, как индивид, как человечество в его историческом существовании и личность как субъект, индивидуальность»,- отмечал Б.Г. Ананьев, подчёркивая сложность проблемной ситуации, сложившейся в человекознании к середине 70-ых г.



Личность - основная загадка человеческого мира, его тайна.

  • Вспомним Николая Бердяева, его слова: «Истоки человека лишь частично могут быть поняты и рационализированы. Тайна личности, ее единственности, никому не понятна до конца. Личность человека более таинственна, чем мир. Она и есть целый мир. Человек - микрокосмос и заключает в себе все».

К.Г. Юнг (1875-1961)

  • «Личность как юная реализация целостности нашего существа, - писал он, - недостижимый идеал. Однако недостижимость не является доводом против идеала, потому что идеалы - не что иное, как указатели пути...»

Личность

  • Итак, личность, с одной стороны, тайна, завораживающая мысль и чувство размышляющего человека, с другой стороны, рабочее понятие, активно используемое в деловом языке практически всех профессий, в житейском общении. Все это настраивает нас на то, что и воспринимать данное явление, и работать с системой понятий, в которых оно отражено, необходимо уважительно и профессионально грамотно.

  • Социокультурная среда представляет собой источник, питающий развитие личности, а не "фактор", непосредственно определяющий поведение... Подлинными основаниями и движущей силой развития личности выступают совместная деятельность и общение, посредством которых осуществляется движение личности в мире людей, приобщение ее к культуре»
  • (Там же. с. 264).

  • Личность при этом «рассматривается как относительно устойчивая совокупность психических свойств, как результат включения индивида в пространство межличностных связей» [Там же].
  • И в личностном развитии в онтогенезе выделяются соответственные фазы, т. е. рассматриваются процессуальные моменты становления личности на временной возрастной дистанции.
  • А «взаимоотношение между индивидом как продуктом антропогенеза, личностью, усвоившей общественно-исторический опыт, и индивидуальностью, преобразующей мир, может быть передано формулой: (Там же)

« Индивидом рождаются.

Личностью становятся.

Индивидуальность отстаивают»


Личность : несколько подходов:

  • личность как система отношений (А.Н.Леонтьев, Б.С.Братусь, Б.Г.Ананьев, А.В.Петровский, В.Н.Мясищев, К.А.Абульханова-Славская); личность – это человек как носитель сознания (К.К.Платонов); личность как уровень психического развития, который делает человека способным управлять своим поведением и своей деятельностью (Л.И.Божович).
  • личность как система отношений (А.Н.Леонтьев, Б.С.Братусь, Б.Г.Ананьев, А.В.Петровский, В.Н.Мясищев, К.А.Абульханова-Славская);
  • личность – это человек как носитель сознания (К.К.Платонов);
  • личность как уровень психического развития, который делает человека способным управлять своим поведением и своей деятельностью (Л.И.Божович).

Индивид - это врожденное и прижизненно складывающееся в человеке.

  • Понятие индивида охватывает как момент единичности, отдельности, так и характеристику биологическую, которая определяет диапазон формирования психических свойств в условиях взаимодействия с окружающим миром.

Индивид как биосоциальный феномен имеет два вектора развития: биологический и социальный индивид - единичный представитель человеческого рода в биологическом плане и единица общества в социальном плане (отдельный человек).

  • Индивидные свойства - это субстрат конкретного человека. Биологические и психологические особенности индивида выступают как ресурсы человека, потенциал его развития как личности, как субъекта.
  • Природный индивид обладает той или иной физической конституцией, типом нервной системы, темпераментом, динамическими силами биологических потребностей, аффективности и другими чертами, которые в ходе онтогенетического развития частью развертываются, а частью подавляются... (Леонтьев А.Н.Деятельность. Сознание. Личность. С. 176-177])

Индивид всегда еще и социальная единица социума, т. е. общественный индивид.

  • В этом смысле каждый индивид социален - прошел социализацию, имеет в обществе определенный статус (даже быть ребенком - общественный статус).
  • Каждый индивид «входит» в ту или иную сферу общественной жизнедеятельности, а значит, в совокупность норм, требований, правил. Эти требования безлики в том смысле, что обращены к любому человеку, живущему в обществе.

Индивид:

А.Н.Леонтьев: об индивиде мы говорим, когда хотим подчеркнуть отличие отдельного человека от других представителей вида;

А.Г.Асмолов: человек как элемент системы. Вид: человек разумный. Индивидуальные качества объединяют человека с другими представителями этого вида. Индивид выступает преимущественно как генотипическое образование.


Субъект

  • Субъект определяется как «существо, обладающее сознанием и волей, способное действовать целенаправленно, т. е. на основе образа предметного мира.

Субъект - это человек, познающий и преобразующий мир»

[в «Психологическом словаре» (1983, под ред. В. В. Давыдова, А. В. Запорожца, Б. Ф. Ломова и др.) С. 360].


Будучи изначально активным, человеческий индивид, однако, не рождается, а становится субъектом в процессе общения, деятельности и других видов активности.

  • Определяя личность, Б. Г. Ананьев пишет: «Личность как общественный индивид всегда выполняет определенную общественную функцию. Каждая из этих функций осуществляется путем своеобразного общественного поведения, строится в виде известных процедур поведения и обусловливающих их мотиваций...»
  • Процедуры, мотивы и общественные функции «ориентированы на определенные эталоны общественного поведения, соответствующие классовому сознанию или господствующей идеологии. Любая деятельность человека осуществляется в системе общественных отношений, то есть социальных связей и взаимосвязей, которые образуют человека как общественное существо - личность, субъекта и объекта исторического процесса»

  • «Говоря о том, что субъект деятельности - личность, мы должны иметь в виду, что оба эти определения человека взаимосвязаны в такой мере, что субъект - общественное образование, а личность образуется и развивается посредством определенных деятельностей в обществе».
  • Деятельность находится во взаимодействии с общественными отношениями, субъект деятельности рассматривается как личность в структуре «субъект деятельности - личность».

«Быть субъектом» - значит воспроизводить себя, быть причиной своего существования, на философском языке - быть «причиной себя »

  • Когда говорят о личности индивида , то, как раз и имеют в виду его способность быть целеустремленным, рефлексирующим, свободным, развивающимся существом, т.е. полноценным субъектом в социуме.

четыре характеристики субъекта:

  • субъект - целеустремленное существо;
  • субъект - рефлексирующее существо;
  • субъект есть свободное существо;
  • субъект - развивающееся существо.

«индивидуальность» это есть нечто уникальное, неповторимое, «непохожее»

  • «Личность есть вершинный уровень развития человека. Индивидуальность – это его глубинное измерение».

Индивидуальность выражает уникальность личности .

(Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. СПб., 2001)


  • Индивидуальность: К.К.Платонов: это совокупность свойств человека, которая отличает его от других людей.
  • Структура индивидуальности по К.К.Платонову:
  • сомато-морфологическая индивидуальность;
  • биохимическая индивидуальность;
  • физиологическая индивидуальность;
  • процессуальная психическая индивидуальность;
  • содержательная психическая индивидуальность (содержание интересов, целей);
  • социальная психологическая индивидуальность.

Соотношение понятий «индивид», «субъект», «индивидуальность», «личность»

  • Личность и субъект.
  • Личность и индивид.
  • Личность и индивидуальность
  • Техника «Мудрые совы»
  • Каждой группе проработать содержание текста, внести дополнения, изменения.

Личность и субъект.

  • Ананьев подчеркивает, что совпадение субъекта и личности относительно «даже при максимальном сближении их свойств, так как субъект характеризуется совокупностью деятельностей и мерой их продуктивности, а личность - совокупностью общественных отношений (экономических, политических, правовых, нравственных т. д.)»
  • два значимых момента:
  • 1) субъект совмещается с личностью, и одновременно между ними как структурными компонентами человека существуют определенные различия;
  • 2) личность изначально выступает образующим свойством человека

Личность и индивид.

  • Индивид обозначает как отдельного представителя - в этом индивид противопоставлен общности, так и биологическую данность, основу - в этом представлении индивид противопоставлен личности.
  • Понятия «индивид» и «личность» не тождественны. Личность - это особое качество, которое приобретается индивидом в обществе в процессе вступления его в общественные по своей природе отношения. Потому очень часто в отечественной психологии личность рассматривается как «сверхчувственное» качество, хотя носителем этого качества является вполне чувственный, телесный индивид со всеми его врожденными и приобретенными свойствами.

Личность и индивидуальность

  • Понятие личности и индивидуальности не совпадают , но имеют общую область - индивидуальность личности.
  • Личность и индивидуальность, образуют единство, но не тождество .
  • Индивидуальные особенности человека до известного времени никак не проявляются, пока они не станут необходимыми в системе межличностных отношений, субъектом которых выступит данный человек как личность. Поэтому, индивидуальность - лишь одна из сторон личности человека.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

ЛИЧНОСТЬ. Структура и сущностные характеристики. Елисеева Марианна Николаевна учитель МХК ГБОУ школы № 460 г. Москвы

Что такое личность: Личность - человеческий индивид как субъект межличностных и социальных отношений и сознательной деятельности. «Атлас по психологии» Личность - деятель общественного развития, сознательный индивид, занимающий определенное положение в обществе и выполняющий определенную общественную роль. А.Г.Ковалев Личность - это динамическая организация психофизических систем внутри индивидуума, определяющее его уникальное поведение и мышление. Г.Олпорт Личность - это тот же человек, но рассматриваемый только как общественное, социальное существо. В.А.Крутецкий

«Индивидом рождаются. Личностью становятся. Индивидуальность отстаивают» . А.Г.Асмолов ЧЕЛОВЕК ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕК ИНДИВИД ЛИЧНОСТЬ

Человек - это прежде всего биологическое существо, принадлежащее к классу млекопитающих вида Homo sapiens. Человек как биологический вид характеризуется особой телесной организацией, существенными признаками которой являются: прямохождение высокоразвитый мозг наличие рук, приспособленных к труду

наделен сознанием способен трудиться обладает речью ЧЕЛОВЕК как биологическое существо: познает окружающий мир активно изменяет, преобразовывает мир

ЧЕЛОВЕК как общественное существо: самосознание сознание как общественный продукт общественная жизнь и труд соотнесение своих желаний с внешними обстоятельствами

Личностью не рождаются, личностью становятся

Психологические характеристики личности: Устойчивость свойств личности: при всей пластичности, изменчивости психических проявлений личности отчетливо выступает относительное постоянство ее склада. Активность личности: выражается в многообразной и многосторонней деятельности, направленной на познание, изменение, преобразование окружающего мира, на изменение собственной природы, своего психического склада (самовоспитание). Единство личности: тесная связь и взаимозависимость психических процессов и психических свойств личности.

Личность - очень сложное целое 1. Направленность личности - система ее отношений к окружающему миру: мотивы(причины) поведения личности, потребности, чувства, интересы. 2. Возможности личности - психологические предпосылки успешности ее деятельности (способности). 3. Стиль, психологические особенности поведения личности - темперамент и характер. С Т О Р О Н Ы

Процесс становления личности осуществляется в многообразных социальных отношениях, в которые он включается своей духовностью: - отношения, складывающиеся в процессе производства и потребления материальных благ; - политические отношения; - идеологические отношения

психология педагогика социология Личность как продукт общественного развития, изучается философия медицина этика

ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ № теория основатель особенности 1. Классический психоанализ Зигмунд Фрейд Модель личности строится на поляризации двух начал - бессознательных величин и норм, правил, законов общества. 2. Аналитическая теория Карл Густав Юнг Структура личности как индивидуальное своеобразие, соотношение отдельных свойств архетипов, отдельных блоков бессознательного и сознательного 3. Гуманистическая Карл Рэнсом Роджерс, Абрахам Маслоу Анализ двух состояний -«я» реальный и «я» идеальный. Изучение человеческого в человеке. 4. Когнитивная Джордж Келли Главная функция человеческой психики - исследование реальности в целях прогнозирования будущего и контроля за поведением. 5. Деятельностная С.Л.Рубинштейн, К.А.Абульханова-Славская Личность как субъект жизненного пути и субъект деятельности. 6. Развитие личности Р.С.Немов, В.А. Мудрик, А.Г.Асмолов Факторы, влияющие на развитие личности. Процесс социализации в становлении личности.

З.Фрейд создал первую развернутую теорию личности, основанную на двух предпосылках. Генетическая предпосылка раскрывает роль переживаний раннего детства в формировании взрослой личности. Именно в этом возрасте закладывается основной фундамент личности. Вторая предпосылка состоит в допущении, что человек рождается с определенным количеством сексуальной энергии (либидо). Решающую роль в формировании личности он придавал первым пяти годам. В последующие периоды развития динамика более или менее стабилизируется. В подростковом возрасте динамика вновь усиливается, а затем – по мере перехода к взрослости - спадает. Фрейд, Зигмунд (1856.05.06 – 1939.09.23) – австрийский психолог, психиатр и невропатолог, основоположник психоанализа.

К.Г. Юнг рассматривает личность как чрезвычайно сложную структуру, в которую входит огромное число возможных архетипов и комплексов, отношения между которыми сложны и запутаны. В качестве движущей силы развития личности К.Г. Юнг называет психическую (жизненную) энергию организма как биологической системы, которая, как и вся витальная энергия, возникает из метаболических телесных процессов. Психическая энергия рассматривается им как гипотетический конструкт, который нельзя измерить или увидеть. Она проявляется в форме актуальных (желание, воля, чувство, стремление) или потенциальных (склонность, тенденция, установка, предрасположенность) сил. Карл Густав Юнг (26.07.1875 - 6.06.1961) - швейцарский психиатр, основоположник одного из направлений глубинной психологии, аналитической психологии

Фундаментальным компонентом структуры личности считал Я-концепцию, формирующуюся в процессе взаимодействия субъекта с окружающей (прежде всего социальной) средой и являющуюся интегральным механизмом саморегуляции его поведения. «Индивидуум имеет в себе способность понять факторы своей жизни, которые приносят ему несчастья и боль, и реорганизовать себя таким образом, чтобы преодолеть эти факторы» . Позиция ученого: Когда я удерживаюсь от того, чтобы приставать к людям, они заботятся сами о себе. Когда я удерживаюсь от того, чтобы приказывать людям, они сами ведут себя правильно. Если я удерживаюсь от проповедования людям, они сами улучшают себя. Если я ничего не навязываю людям, они становятся собой. Лао Дзы Карл Рэнсом Роджерс (Rogers, Carl, 1902-1987) - американский психолог и педагог.

Согласно А.Маслоу, каждый человек обладает врожденным стремлением к самоактуализации, причем это стремление к максимальному раскрытию своих способностей и задатков выступает наивысшей человеческой потребностью. Правда, для того чтобы эта потребность проявилась, человек должен удовлетворить всю иерархию нижележащих потребностей. Высшая природа человека опирается на его низшую природу, нуждаясь в ней как в основании, и рушится без этого основания. Таким образом, большая часть человечества не может проявить свою высшую природу без удовлетворения базовой низшей природы. А́брахам Масло́у (Авраам Масло́в) 1 апреля 1908, Нью-Йорк - 8 июня 1970) - видный американский психолог, основатель гуманистической психологии.

ПИРАМИДА ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ПОТРЕБНОСТЕЙ А. МАСЛОУ

Когнитивная психология строится на положении о решающей роли знания, когнитивных структур и схем в протекании психических процессов и поведении человека. В концепции Келли подчеркивается характер восприятия человеком действующих на него стимулов, пути истолкования и преобразования этих стимулов в отношении к уже существующим структурам и особенностям поведения индивида, связанным с такими интерпретациями и трансформациями. Дж. Келли попытался исследовать как формальные, так и содержательные характеристики познания. Ядро личности представлено системой конструктов. Понятие личностного конструкта (как средство логической организации опыта) вводится самим Келли. Джордж Александр Келли (George Alexander Kelly) (28 апреля, 1905 - 6 марта, 1967) - американский психолог, автор теории личностных конструктов.

Абульханова-Славская Ксения Александровна (29.06.1932) - психолог и философ; кандидат педагогических наук (по психологии), доктор философских наук, профессор. «Жизнь могуча, бесконечно разнообразна и чревата всем добрым и злым. И у человека, в конечном счете, одно дело в жизни: самому вносить в нее, сколько только может он, красоты и добра». С.Л.Рубинштейн Рубинштейн Сергей Леонидович (1889 - 1960) - выдающийся психолог и философ - открыл принципиально новые и весьма перспективные пути в развитии психологической науки и философии. В XX столетии именно он стал основоположником наиболее глубоко разработанной философско-психологической теории деятельности.

СТРУКТУРА личности (по С.Л.Рубинштейну): НАПРАВЛЕННОСТЬ ЗНАНИЯ, УМЕНИЯ, НАВЫКИ ИНДИВИДУАЛЬНО- ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ Проявляется в потребностях, интересах, идеалах, убеждениях, доминирующих мотивах деятельности и поведения, и мировоззрении. Проявляются в темпераменте, характере, способностях Приобретаются в процессе жизни и познавательной деятельности.

Счастье личности вне общества невозможно, как невозможна жизнь растения, выдернутого из земли и брошенного на бесплодный песок. Л.Н.Толстой Целью школы всегда должно быть воспитание гармоничной личности, а не специалиста. Альберт Эйнштейн



Литература: М.В. Гамезо, И.А. Домашенко Атлас по психологии М., 86 г.; Я.Л. Коломинский Человек: психология М., 86; А.В. Петровский Введение в психологию, М-95 г.; Теории личности в западно-европейской и американской психологии, ред. Сос-ль Д.Я. Райгородский, Самара – 96 г.; Л. Хьел и Д. Зиглер Теории личности., С-Петербург 98 г.; Общая психология., под ред. С.Л. Рубинштейна., С-П 98 г. Социальная психология личности., под. Ред. В.А. Лабунской., М.: С Д. Майерс Социальная психология., С-Пб.:1997., с Общая психология., сост. Е.И. Рогов. М.:1995. С Психологія., під ред. Ю.Л. Трофімова. Київ.: С Л.А. Венгер, В.С. Мухина Психология., М.: 1988., с Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. С.Пб: 1999 (Я-концепция с, направленность личности). Психология, под. Ред Л.А. Крылова., М.: 1999 (Я- концепция с.243, личность 165). Общая психология., под. Ред. А.В. Петровского., М.: С)


Самостоятельная работа Составить конспект основных взглядов на природу личности зарубежных персонологов (по выбору студента) Составить конспект основных взглядов на природу личности зарубежных персонологов (по выбору студента) Составить конспект основных психологических понятий по теме: Человек, индивид, личность, индивидуальность, интерес, мировоззрение, установка, Я- концепция, самооценка, уровень притязаний, самоконтроль, саморегуляция. Составить конспект основных психологических понятий по теме: Человек, индивид, личность, индивидуальность, интерес, мировоззрение, установка, Я- концепция, самооценка, уровень притязаний, самоконтроль, саморегуляция.




















Структура личности по С.Л. Рубинштейну 1. Направленность (проявляется в потребностях, интересах, идеалах,убеждениях, доминирующих мотивах деятельности и поведения); 2. Знания, умения и навыки (приобретаются в процессе жизни и деятельности); 3. Индивидуально-типологические особенности (проявляются в темпераменте, характере, способностях);


Структура личности К.К. Платонов 1. Направленность личности моральные качества, установки, ее отношения с другими. Определяется эта подструктура общественным бытием человека 2. Опыт (знания умения навыки и привычки). Опыт приобретается в процессе обучения и воспитания. Ведущим в приобретении опыта является социальный фактор. 3. Формы отражения Эта подструктура охватывает индивидуальные особенности психических процессов, которые формируются в процессе социальной жизни и специфически проявляются в познавательной и эмоционально волевой деятельности человека. 4. Биологически обусловленная сторона психических функций личности






Структура личности А.В. Петровский 1. И нтраиндивидная (внутрииндивидная), 2. И нтериндивидная 3. М етаиндивидная (надиндивидная) Л










Основные теории личности в зарубежной психологии З. Фрейд () З. Фрейд () Супер-Эго Морально- этические нормы Эго Принцип реальности.Вторичные процессы мышления Ид Принцип удовольствия. Первичные процессы мышления Сознание. Контакт с внешним миром Предсознательное. Материал который может быть переведен в сознание. Бессознательное Материал, недоступный для сознания..


Юнг Карл Густав () Структура личности: «я» «тень» «тень» (совокупность вытесненных человеком представлений о самом себе) «самость» «самость» (самопознание смысла жизни) «анима» «анима» (источник ласки и влечений) «анимус» «анимус» (источник непререкаемых суждений)






Адлер Альфред () Индивидуальная психология: основные концепции и принципы 1. чувство неполноценности и компенсации; 2. стремление к превосходству; 3. стиль жизни; 4. социальный интерес; 5. творческое «Я»; 6. порядок рождения; 7. фикционный финализм;


Хорни Карен Клеменгина (1885 –1952) Типы поведения: 1. выражается в «невротическом стремлении к любви» как средству обеспечения безопасности в жизни; 2. проявляется в «невротическом стремлении к власти», которое объясняется не какими-то объективными причинами, а страхом и враждебностью к людям; 3. выражается в стремлении изолироваться от людей; 4. проявляется в признании своей беспомощности («невротическая покорность»). три типа невротической личности: 1) устойчивый, (стремление к людям) 2) устраненный, (стремление отдалиться от людей, стремление к независимости) 3) агрессивный (против людей).


Маслоу Абрахам Харольд () Физиологические (органические) потребности (голод жажда, половое влечение и другие) Потребности в безопасности Чувствовать защищенным, избавиться от страха и неудач, от агрессивности Потребности в принадлежности и любви Принадлежать к общности, находиться рядом с людьми, быть признанным и принятыми ими Потребности уважения (почитания) Компетентность, достижение успехов, одобрение, признание, авторитет Познавательные потребности Знать, уметь, понимать, исследовать Эстетические потребности Гармония, симметрия, порядок, красота Потребность в самоактуализации Реализация своих целей, способностей, развитие собственной личности


Роджерс Карл Рэнсом () В качестве ядра личности рассматривал «Я-концепцию», представленную В качестве ядра личности рассматривал «Я-концепцию», представленную динамикой соотношения «Я-реального» и «Я-идеального». Центральным звеном в теории личности Роджерса является категория самооценки Потребность в позитивном внимании Потребность в позитивном внимании для любого человека важно, чтобы его любили и принимали другие. Условия ценности Условия ценности (я буду любить, уважать и принимать тебя только в том случае, если ты будешь таким, каким я хочу тебя видеть). Безусловное позитивное внимание Безусловное позитивное внимание Ребенка любят и ценят просто за то, что он есть.


Самосознание личности "Я-концепция – относительно устойчивая, в большей или меньшей степени осознанная, переживаемая как неповторимая система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими людьми и относится к себе" используется множество разнообразных терминов, соответствующих по содержанию понятию "Я-концепция": "самость", "самосознание", "образ Я", "Я система", "Я". Американский психолог М. Розенберг в структуре "Я" выделяет: - "настоящее Я" – каким индивид видит себя в действительности, в данный момент; - "настоящее Я" – каким индивид видит себя в действительности, в данный момент; - "динамическое Я" – каким индивид поставил себе целью стать; - "динамическое Я" – каким индивид поставил себе целью стать; - "фантастическое Я" – каким следует быть, исходя из усвоенных индивидом моральных норм; - "фантастическое Я" – каким следует быть, исходя из усвоенных индивидом моральных норм; - "будущее" или "возможное Я" – тип лица, каким как кажется индивиду он может стать; - "будущее" или "возможное Я" – тип лица, каким как кажется индивиду он может стать; - "идеализированное Я" – каким приятно себя видеть; - "идеализированное Я" – каким приятно себя видеть; - ряд "изображаемых Я" – образов и масок, которые индивид примеряет каждый раз, чтобы скрыть отрицательные стороны "реального Я". - ряд "изображаемых Я" – образов и масок, которые индивид примеряет каждый раз, чтобы скрыть отрицательные стороны "реального Я".


Начало изучения "Я" было положено Уильямом Джемсом () "материальное Я" – тело, одежда, собственность (уровень материального обеспечения, как и достижения, и внешность влияют на самооценку человека); "материальное Я" – тело, одежда, собственность (уровень материального обеспечения, как и достижения, и внешность влияют на самооценку человека); "социальное Я" – то, чем признают этого человека окружающие; "социальное Я" – то, чем признают этого человека окружающие; "духовное Я" – совокупность психических способностей и склонностей. "духовное Я" – совокупность психических способностей и склонностей. Самоуважение = успех \ притязания Эта формула лежит в основе иерархии личностей, их стремлении к самосовершенствованию и успеху, их болезней и неврозов, их оценки себя и испытываемых ими эмоций и неврозов, их оценки себя и испытываемых ими эмоций