Холодный батик

Подготовила учитель технологии

МОУ СОШ № 3

Ст. Фастовецкой

Марулева Лариса Ивановна


Что такое батик.

Искусство батика очень древнее. Его возникновение связывают, прежде всего, с Индонезией, Индией и Китаем. На острове Ява местные мастера ещё до появления первых тканей наносили узоры на деревянные предметы обихода с помощью расплавленного воска диких пчёл, а не покрытые места окрашивали растительными красками. Само слово «батик» в переводе с яванского языка означает «рисование горячим воском». Позднее приём нанесения рисунка расплавленным воском стали применять и для росписи тканей.

Совсем другая техника росписи ткани появилась на родине шёлка – в Китае в IX веке. В этой стране на шёлковой ткани стали создавать удивительной красоты пейзажи, рисовали изумительные по изяществу цветы, бамбук, деревья, бытовые сцены.

В начале XX века в России изобрели резервирующий состав, не требующий нагревания. Это сделало нашу страну родиной «холодного батика».


Ткани.

Лучшим материалом для росписи является, безусловно, натуральный шёлк. Ваш выбор ткани будет зависеть от назначения изделия. Это могут быть ткани от тонких хлопчатобумажных до синтетических тканей: ситец, бязь, шифон, креп-жоржет, креп-сатин, газ-шифон, атлас и т.д.

Для натурального шёлка подходят и

анилиновые, и акриловые краски. Искусственные ткани расписывают только акриловыми красками.


Краски.

Существует большой выбор красок для росписи ткани. Их можно приобрести в магазинах и художественных салонах.

Краситель должен соответствовать типу ткани. Для натурального шёлка подойдут любые виды красок – и анилиновые, и акриловые, а для искусственного шёлка – только акриловые.

Основное различие красок состоит

в способе их закрепления на ткани.

Анилиновые краски нуждаются в

закреплении паром, акриловые

достаточно погладить утюгом.


Для получения нужных в работе цветов и оттенков

необходимо непосредственно перед росписью ткани

развести краски водой и смешать между собой. Для

этого понадобится палитра. В качестве палитры очень

удобно при росписи небольших вещей использовать

пластиковую упаковку с ячейками из-под шоколадных

конфет. Перед началом росписи

всегда необходимо делать пробы

красок на небольших лоскутках

той ткани, которую нужно

расписать.


Декор контурными средствами.

Сейчас в продаже есть много разных контурных средств – золотые, серебряные, чёрные и других цветов. Работать ими просто и быстро, они расфасованы в удобные маленькие тюбики с наконечниками – достаточно лишь снять с тюбика колпачок.

Эти контуры предназначены

специально для росписи

ткани, поэтому проблем с их

закреплением не будет.

Достаточно прогладить роспись

утюгом с изнаночной стороны.


Резерв.

Для работы в технике холодного батика необходим резервирующий состав, или резерв, - его применяют для создания рисунка на ткани в виде контурной линии, которая ограничивает растекание красителя в процессе росписи.

Резерв представляет собой

раствор резинового клея в

очищенном бензине. В последнее

время кроме бесцветного продаются

и готовые цветные резервы: чёрный,

красный, синий, зелёный. Наиболее

часто применяемый резерв –

бесцветный. Хранить его нужно в

плотно закрытой посуде.


Стеклянная трубочка.

Чтобы наносить рисунок на ткань резервом, нужна специальная стеклянная трубочка.

Трубочку для тонкого шёлка лучше выбрать с узким носиком.


Кисти.

Кисти лучше взять мягкие – беличьи, колонковые. Минимум три штуки. Но желательно иметь несколько круглых кистей № 6 (по одной для каждого цвета), одну №1 или № 2 для росписи мелких деталей и несколько плоских кистей разной ширины, а также кистей-флейцев (широкие плоские кисти на короткой ручке) для росписи фона. Можно использовать и синтетические кисти, выпускаемые специально для росписи ткани. Они мягкие и упругие, хорошо отдают краску. Кроме того, надо запастись кистью-губкой для заливки водой или краской больших поверхностей, но можно взять и обычную губку для мытья посуды (тогда не забудьте при работе с краской надеть перчатки).


Кисти нельзя оставлять в воде даже на пару минут:

мягкий волос загибается, кисть теряет

форму и ею в дальнейшем нельзя

работать. По окончании работы кисти

необходимо промыть в проточной воде

с мылом, вытереть тряпочкой и придать

коническую форму.

Сушить кисти нужно в горизонтальном

положении, а хранить можно и в

вертикальном.


Лучше всего сразу приобрести раздвижную раму.

Рамы необходимо иметь как минимум две: для

росписи платков и других мелких изделий, а вторую

для росписи шарфов и палантинов.

Для начинающих очень удобна в

работе маленькая рамка размером

Крепить ткань к раме можно при

помощи канцелярских кнопок.


Закрепление ткани на раме.

Подготовленную ткань закрепляют на раме.

Фиксировать ткань нужно середины

по противоположным сторонам.

Ткань должна быть

натянута без перекосов,

провисов, но не так туго,

как на барабане.


Перенос рисунка на ткань

Прежде всего надо сделать на бумаге рисунок и

обвести его фломастером, чтобы все линии были

чётко видны. Затем, подложив бумагу под

натянутую на раму ткань, перевести мягким

карандашом рисунок на ткань.

















Cлайд 1

ТЕМА УРОКА: БАТИК МБОУ «Вилюйская средняя общеобразовательная школа №3 им. Героя Советского Союза Н.С.Степанова» Вилюйского улуса Республика Саха(Якутия) Учитель технологии Кириллина Зинаида Семеновна г. Вилюйск

Cлайд 2

ЦЕЛЬ УРОКА: Познакомить с техникой батика, с видами, инструментами для батика; учить выполнять росписи на ткань; развивать творческое воображение, воспитывать интерес к декоративному искусству. Оборудование: Образцы изделий. Краски и кисти. Альбом. Баночка для воды. Словарь: Батик, восковая масса, резерв, стеклянная трубочка

Cлайд 3

СЛОВАРЬ Батик- технология окрашивания ткани. Слово «batik» в переводе с индонезийского языка означает расписанную от руки ткань: «ба» - хлопчатобумажная ткань, а «тик» – точка или капля. Восковая масса – специальный резервирующий состав, главным компонентом которого является пчелиный или искусственный воск. Восковую массу используется только для горячего батика. Резерв - состав, который применяется для создания резервирующей линии. Резерв служит непреодолимым барьером для красителя в процессе росписи. Стеклянная трубочка- инструмент для нанесение резерва при росписи в технике холодного батика.

Cлайд 4

ЧТО ТАКОЕ БАТИК? Это технология окрашивания ткани или обобщенное название разнообразных способов ручной росписи ткани. В основе всех этих приемов лежит принцип резервирования, - нанесение специального состава, не пропускающего краску на те места ткани, которые должны оставаться не закрепленными и образовать узор.

Cлайд 5

КОМПОЗИЦИЯ И ЦВЕТ Работа начинается с подбора материала по заданной теме, зарисовок, постепенно продумывая тоновое, графическое и цветовое решение композиции

Cлайд 6

КРАСКИ По способу разведения (спиртовые, водяные) Не имеет запах, чистый цвет, высокая цветоустойчивость По способу закрепления (с помощью утюга, пара) Краска жидкая, сухая

Cлайд 7

КИСТИ И ТКАНИ Кисть – важный рабочий инструмент, от которого зависит качества работы. По форме – круглая, плоская, веерная. Материал из куньего, беличьего, колонкового меха. Ткань должна быть из натуральных волокон Х/б, шелк.

Cлайд 8

ИНСТРУМЕНТЫ И ПРИСПОСОБЛЕНИЯ: Воск – применяется в качестве резервирующего вещества. Раздвижные рамы и подрамники Стеклянная трубочка Для нанесения на ткань резервирующего состава Фен для ускорения процесса высыхания Шаблон- четкий рисунок Булавки для шелка

Cлайд 9

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ВЫПОЛНЕНИЯ: Раздвижная рама: Закрепить ткань с помощью кнопок сначала по углам, а затем посередине Чем больше количество кнопок, тем ровнее ляжет материал. Подрамник Расстелить ткань и положить подрамник Выровнять контуры ткани, загнуть одну сторону и закрепить. Шаблон рисунка положить под ткань и перевести рисунок на ткань карандашом.

Cлайд 10

ГОРЯЧИЙ БАТИК Горячим способ называется потому, что резервирующее вещество наноситься на ткань при помощи кисти из щетины Сначала наносят краситель, затем при помощи кисти из щетины горячий воск. Затем повторить процедуру резервирования, и закрашивания. Просушить ткань. После остывания воска работу снова окрасить в цвет.

Cлайд 11

ХОЛОДНЫЙ БАТИК Нарисовать шаблон Наносить рисунок на ткань С помощью спринцовки поместить в трубочку резерв Нанести резервный состав по контуру Просушить 40-50 мин. Приступить к расписать фон,

Cлайд 12

УЗЕЛКОВЫЙ БАТИК Найти центр ткани и туго завязать нитью, затем отступив немного от центра обвязать еще несколько кружочка. Каждая такая обвязка после крашения образует светлый круг. После того как ткань окрасилась, тщательно прополощите в теплой воде. Развязать нитки. Гладить для закрепления краски.

Cлайд 13

ТЕХНИКА СВОБОДНОЙ РОСПИСИ Загрунтовать солевым раствором Начинается рисунок со светлых пятен Постепенно переходить на темные пятна Чтобы рисунок казался выразительным, нанести выборочно черным резервом.

Батик Батик Батик - batik - индонезийское слово. В переводе с индонезийского оно означает «капля воска» . Membatik - рисовать, покрывать каплями, штриховать. Техника батик основана на том, что парафин, резиновый клей, а также некоторые другие смолы и лаки, будучи нанеснными на ткань, не пропускают через себя краску - или, как говорят художники, «резервируют» от окраски отдельные участки ткани.определение Виды батика Существует несколько видов батика: горячий холодный узелковый свободная роспись Горячий батик Производится по классической технологии производства батика с резервированием областей от окраски с помощью горячего воска или парафина. Этот метод традиционно использовался на островах Индонезии и был достаточно трудоемким. Холодный батик Отличается от горячего методом резервирования областей. Области которые резервируют от окраски покрывают специальным резиноподобным материалом. Этот метод был придуман в начале 20ого века в России. Этот метод более прост, в особенности, для начинающих, т.к. нет необходимости плавить воск и применять специальные инструменты. Свободная роспись Свободная роспись выполняется без использования резервных смесей.Известно несколько способов свободной росписи ткани: красками с применением солевого раствора; печатными красками; по тканям, аппретированным загустками; масляными красками. Все вышеназванные способы свободной росписи требуют закрепления, кроме росписи масляными красками. Однако декоративные изделия (панно и т.д.), изготовленные разными методами свободной росписи, можно не закреплять, а выполнять различными классами красителей на разных волокнах. Но в дальнейшем их нельзя подвергать стирке и нужно охранять поверхность от попадания на нее капель воды Узелковый батик Как мы уже говорили имеет древнее происхождение и в Индонезии эта техника называлась «тритик». В Индии этот метод носит название «бандхей». В узелковом батике области ткани резервируются путем завязывания или зашивания частей ткани. История батика Батик – обобщенное название разнообразных способов ручной росписи по ткани. Родиной батика считается о. Ява в Индонезии, где и по сей день очень популярна одежда, расписанная вручную Яванский традиционый батик – не просто роспись, он использовался часто в качестве оберега. Этот способ получения рисунка на ткани использовали в древнем Шумере, Перу, Японии, Шри - Ланке, Индокитае, в африканских странах. В Европе батик начали применять при декорировании тканей во второй половине 19 века. Голландцы наладили небольшое производство, а немцы поставили его на поток. В России батик появился в 20 - е годы. Русские художники не опирались на какую - либо традицию, так как не знали истоков. Образовались артели по производству платков, шалей, штор. В 30 - е годы были изданы учебники, пособия, организовалось несколько фабрик. Древнее и удивительно многообразное искусство сейчас занимает достойное место среди других видов декоративного искусства. Материалы и оборудование Кисти круглые и плоские Краски по ткани Палитра Рамка для батика Резерв и контур Ткань Малярный скотч Дистиллированная вода Фен Ткань Ткань, независимо от выбранной вами техники, должна быть из натуральных волокон. На натуральный шелк лучше переходить, когда вы достаточно овладели техникой росписи. Шелковые ткани очень разнообразны и по - разному поддаются росписи. Тонкий шелк - понже, креп - шифон - идеален для начинающих, особенно подходит для контурной росписи. Краска на эти ткани ложится ровно и хорошо расплывается. Краски Если вы хотите попробовать заниматься батиком, но еще не уверены, что это станет вашим увлечением, то вам достаточно приобрести краски основных цветов - желтого, красного, синего и черного. Как правило, краски легко смешиваются, и вы сможете получить различные тона. При выборе красок необходимо учитывать несколько факторов. Прежде всего, выясните чем они растворяются, водой или спиртом. Удобнее использовать краски разбавляемые водой. Также важно знать способ закрепления красителя на ткани. Для начинающих больше подходят импортные краски, фиксируемые утюгом. Этот способ наиболее удобен и позволяет сэкономить время. Если вы выбираете более распространенные и дешевые краски, фиксируемые паром, вы обрекаете себя на дополнительные сложности. В этом случае старайтесь тщательно соблюдать инструкцию по фиксации готового изделия, иначе работа может полинять. Кисти Вам потребуются круглые кисти с размерами 8 до 12, ими удобно расписывать небольшие участки работы, и большие плоские кисти с размером от 14 до 18 для больших участков. Лучше всего использовать беличьи или колонковые кисти. Важно, чтобы мокрая кисточка имела тонкий кончик. Для обработки больших участков также используют специальные поролоновые тампоны. Для закрашивания мелких участков вам могут понадобиться ватные палочки. Рамы для росписи Первые небольшие работы можно делать и на больших пяльцах для вышивания или, закрепив ткань на деревянном подрамнике, который художники используют для натягивания холста. Шелк закреплять сложно, так как на нем могут появиться стрелки и дырки, так что используйте кнопки с длинным тонким острием или обычные булавки. Существуют и специальные трехзубчатые кнопки для батика. Прочие принадлежности Для смешивания красок можно использовать старые крышки и блюдца или акварельную палитру с углублениями. Понадобятся сосуды для промывания кистей, используйте стаканы или банки. Для разбавления красок всегда наготове должна быть вода, лучше дистиллированная или кипяченая. Для удаления излишков краски можно воспользоваться ненужными кусочками ткани, ватными палочками или поролоновыми губками. Чтобы ускорить процесс высыхания вам понадобится фен. Батик

Cлайд 1

ТЕМА УРОКА: БАТИК МБОУ «Вилюйская средняя общеобразовательная школа №3 им. Героя Советского Союза Н.С.Степанова» Вилюйского улуса Республика Саха(Якутия) Учитель технологии Кириллина Зинаида Семеновна г. Вилюйск

Cлайд 2

ЦЕЛЬ УРОКА: Познакомить с техникой батика, с видами, инструментами для батика; учить выполнять росписи на ткань; развивать творческое воображение, воспитывать интерес к декоративному искусству. Оборудование: Образцы изделий. Краски и кисти. Альбом. Баночка для воды. Словарь: Батик, восковая масса, резерв, стеклянная трубочка

Cлайд 3

СЛОВАРЬ Батик- технология окрашивания ткани. Слово «batik» в переводе с индонезийского языка означает расписанную от руки ткань: «ба» - хлопчатобумажная ткань, а «тик» – точка или капля. Восковая масса – специальный резервирующий состав, главным компонентом которого является пчелиный или искусственный воск. Восковую массу используется только для горячего батика. Резерв - состав, который применяется для создания резервирующей линии. Резерв служит непреодолимым барьером для красителя в процессе росписи. Стеклянная трубочка- инструмент для нанесение резерва при росписи в технике холодного батика.

Cлайд 4

ЧТО ТАКОЕ БАТИК? Это технология окрашивания ткани или обобщенное название разнообразных способов ручной росписи ткани. В основе всех этих приемов лежит принцип резервирования, - нанесение специального состава, не пропускающего краску на те места ткани, которые должны оставаться не закрепленными и образовать узор.

Cлайд 5

КОМПОЗИЦИЯ И ЦВЕТ Работа начинается с подбора материала по заданной теме, зарисовок, постепенно продумывая тоновое, графическое и цветовое решение композиции

Cлайд 6

КРАСКИ По способу разведения (спиртовые, водяные) Не имеет запах, чистый цвет, высокая цветоустойчивость По способу закрепления (с помощью утюга, пара) Краска жидкая, сухая

Cлайд 7

КИСТИ И ТКАНИ Кисть – важный рабочий инструмент, от которого зависит качества работы. По форме – круглая, плоская, веерная. Материал из куньего, беличьего, колонкового меха. Ткань должна быть из натуральных волокон Х/б, шелк.

Cлайд 8

ИНСТРУМЕНТЫ И ПРИСПОСОБЛЕНИЯ: Воск – применяется в качестве резервирующего вещества. Раздвижные рамы и подрамники Стеклянная трубочка Для нанесения на ткань резервирующего состава Фен для ускорения процесса высыхания Шаблон- четкий рисунок Булавки для шелка

Cлайд 9

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ВЫПОЛНЕНИЯ: Раздвижная рама: Закрепить ткань с помощью кнопок сначала по углам, а затем посередине Чем больше количество кнопок, тем ровнее ляжет материал. Подрамник Расстелить ткань и положить подрамник Выровнять контуры ткани, загнуть одну сторону и закрепить. Шаблон рисунка положить под ткань и перевести рисунок на ткань карандашом.

Cлайд 10

ГОРЯЧИЙ БАТИК Горячим способ называется потому, что резервирующее вещество наноситься на ткань при помощи кисти из щетины Сначала наносят краситель, затем при помощи кисти из щетины горячий воск. Затем повторить процедуру резервирования, и закрашивания. Просушить ткань. После остывания воска работу снова окрасить в цвет.

Cлайд 11

ХОЛОДНЫЙ БАТИК Нарисовать шаблон Наносить рисунок на ткань С помощью спринцовки поместить в трубочку резерв Нанести резервный состав по контуру Просушить 40-50 мин. Приступить к расписать фон,

Cлайд 12

УЗЕЛКОВЫЙ БАТИК Найти центр ткани и туго завязать нитью, затем отступив немного от центра обвязать еще несколько кружочка. Каждая такая обвязка после крашения образует светлый круг. После того как ткань окрасилась, тщательно прополощите в теплой воде. Развязать нитки. Гладить для закрепления краски.

Cлайд 13

ТЕХНИКА СВОБОДНОЙ РОСПИСИ Загрунтовать солевым раствором Начинается рисунок со светлых пятен Постепенно переходить на темные пятна Чтобы рисунок казался выразительным, нанести выборочно черным резервом.