КЛАССИФИКАЦИЯ ЯЗЫКОВ, распределение языков мира по определённым таксономическим рубрикам или классам в соответствии с принципами, вытекающими из общей цели исследования, и на основе определённых признаков. Проблема классификации языков возникает при их сравнительном изучении и мыслится иногда как его конечная цель, для достижения которой необходимо всестороннее рассмотрение систем сравниваемых языков в поисках наиболее существенных характеристик, которые кладутся в основу классификации (параметры классификации языков) - одномерной (по одному параметру) или многомерной (по нескольким параметрам). Существует 2 основных вида классификации языков - генеалогическая классификация языков и типологическая классификация языков; основное различие между ними в том, что первая базируется на понятии родства языкового, вторая - на понятии сходства (формального и/или семантического). С точки зрения своих целей они несводимы друг к другу, но их принципы могут пересекаться: генеалогическая классификация языков нередко строится с учётом типологических признаков, что бывает неизбежным при недостаточной сравнительной изученности соответствующих языков, когда их генеалогическая классификация носит предварительный характер. Независимость двух видов классификации языков проявляется в возможности типологической классификации в пределах уже установленных генеалогических группировок.

Существует и третий вид классификации языков - ареальная классификация языков (смотри Ареальная лингвистика), занимающая автономное, но промежуточное положение между двумя указанными выше классификациями. Ареальная классификация языков возможна и для идиомов внутри генеалогической классификации языков (например, полесский ареал, охватывающий белорусско-украинский диалекты), и для языков разной генетической принадлежности (например, карпатский ареал венгерско-славянских диалектов); в ней важную роль играют признаки, связанные с контактированием языков (смотри Контакты языковые). Ареальная классификация возможна и внутри одного языка применительно к его диалектам, она лежит в основе лингвистической географии.

При генетическом подходе к классификации языков оперируют таксономическими категориями: семья, ветвь, группа и т. п., при типологическом - тип, класс, при ареальном - ареал, зона (например, зона переходных говоров); особую категорию ареальной классификации языков образуют языковые союзы. Только генеалогическая классификация языков носит абсолютный характер (каждый язык принадлежит к одной определённой генеалогической группировке и не может изменить этой принадлежности; случаи ошибочного отнесения языка к одной семье или группе с последующим переносом в другую семью в расчёт не принимаются). Типологическая классификация языков всегда многомерна, относительна (один и тот же язык может включаться в разные классы по разным классификационным признакам) и исторически изменчива ввиду изменчивости самой структуры языка и её теоретического осмысления. Ареальная классификация языков обладает большей или меньшей устойчивостью в зависимости от характера параметров классификации. Только для ареальной классификации языков существенна территориальная локализация идиомов, генеалогическая и типологическая классификация языков строятся независимо от пространственного размещения языков.

Вопросы классификации языков стали активно разрабатываться с начала 19 века, один из первых капитальных трудов в этой области - «Митридат» И. К. Аделунга (1806-17), где в синкретической форме намечены все 3 вида классификации языков. С середины 20 века интенсивно обсуждаются теоретические принципы различных видов классификации языков; многие языки ещё не нашли окончательного места в генетической классификации языков (особенно в Африке, Океании, Полинезии), для некоторых же решается вопрос уже о метагенеалогической классификации, исходящей из возможности более глубокого родства ряда установленных семей (смотри, например, Ностратические языки). Во 2-й половине 20 века повысился интерес к проблемам ареальной классификации, типологическая классификация обогатилась новыми идеями и методами.

Лит.: Бенвенист Э. Классификация языков // Новое в лингвистике. М., 1963. Вып. 3; Теоретические основы классификации языков мира. М., 1980-1982. Ч. 1-2.

Каждый вопрос экзамена может иметь несколько ответов от разных авторов. Ответ может содержать текст, формулы, картинки. Удалить или редактировать вопрос может автор экзамена или автор ответа на экзамен.

18 . Принципы классификации языков мира. Генеалогическая, типологическая и культурно-историческая классификация языков.

На Земле насчитывается 2500-3000 языков. Эти языки отличаются как распространенностью и социальными функциями, так и особенностями фонетического строя и словарного состава, морфологическими и синтаксическими характеристиками. В языкознании существует ряд классификаций языков. Основными из них являются: генеалогическая (или генетическая) , типологическая (или морфологическая) , функциональная , ареальная (географическая) и культурно-историческая.

Генеалогическая классификация

Генеалогическая классификация языков, классификация, основывающаяся на генетическом принципе, т. е. группирующая родственные по происхождению языки в языковые семьи. При этом доказывается общность происхождения родственных языков и демонстрируется их развитие из единого, часто реконструируемого специальными способами, языка, который получает название праязык. При генеалогической классификации языков прежде всего выясняется степень их родственных отношений и связей.

Генеалогическая классификация языков стала возможной только после возникновения понятия языкового родства и утверждения в лингвистических исследованиях принципа историзма (XIX в.). Она складывается как итог изучения языков с помощью сравнительно-исторического метода. Языковые семьи обычно членятся на более мелкие группы, объединяющие генетически более близко связанные друг с другом языки; возникновение многих из них относится к весьма позднему времени.

Большинство языков мира объединяются в семьи, некоторые языки считаются изолированными (то есть являются одноязыковыми семьями) или остаются неклассифицированными. Семьёй языков считается генетическое языковое объединение примерно такого же уровня глубины, как индоевропейские языки, то есть распавшееся примерно 6-7 тыс. лет назад. Генеалогическая классификация языков — по признаку родства, т. е. общего происхождения. Родство каких-либо языков признаётся доказанным, если обнаружено общее происхождение значительной части морфем этих языков, всех грамматических аффиксов (если они есть) и многих корней.

Основным методом исследования является сравнительно-исторический, основной классификационной категорией - семья, ветвь, группа языков.

Генеалогическая классификация тесно связана с исторической судьбой языков и народов. Она охватывает лексику и фонетику - словарный состав языка и сходство по звучанию.

Типологическая классификация

Типологическая классификация языков - классификация, основанная на сходстве и различии языковой структуры (морфологическая, фонологическая, синтаксическая, семантическая), независимо от генетической или территориальной близости.

Она оперирует классами языков, объединяемых по тем признакам, которые выбраны как отражающие наиболее значимые черты языковой структуры (например, способ соединения морфем). Наиболее известна морфологическая классификация языков, согласно которой языки распределяются посредством абстрактного понятия типа по следующим четырем классам:
1) изолирующие, или аморфные , например китайский язык, вьетнамский.
2) агглютинативные , или агглютинирующие , например тюркские, некоторые финно-угорские, монгольские, тунгусо-маньчжурские, корейский, японский, баскский, часть индейских.
3) флективные языки, например славянские, балтийские.
4) инкорпорирующие (полисинтетические), например чукотско-камчатские, некоторые палеазиатские, кавказские языки.

Базисные понятия типологической (морфологической) классификации - морфема и слово ; основные критерии : характер морфем, объединяемых в слове (лексические - грамматические), способ их объединения (пре- или постпозиция грамматических морфем, что имеет непосредственное отношение к синтаксису; агглютинация - фузия, что относится к области морфонологии); соотношение морфемы и слова (изоляция, когда морфема = слову, аналитизм/синтетизм словообразования и словоизменения), связанное с синтаксисом.

Типологическая классификация стремится характеризовать не конкретные языки, в которых всегда представлено несколько морфологических типов, а основные структурные явления и тенденции, существующие в языках.

Современная типология, сохраняя в качестве важнейших типологических категорий представления, выработанные еще основателями типологии, - «аналитический тип языка», «синтетический тип», «агглютинация», «фузия» и т.д., - отказалась от идеи одной и общей типологической классификации языков. Стало очевидно, что только одной типологической классификации (например, морфологической) мало, поскольку на разных языковых уровнях имеются свои типологически значимые черты, не зависимые от строения других уровней языка. Поэтому, помимо морфологической классификации, потребовались разные другие классификации языков: в зависимости от типа фонологической системы, характера ударения, типа синтаксиса, типа лексикона, характера словообразования, функционального (коммуникативного) профиля языка, типа нормативно-стилистического уклада языка (в типологии литературных языков и т.д.).

Культурно-историческая классификация

Культурно-историческая классификация имеет дело почти исключительно с литературно-письменными языками, с закрепленными на письме вариантами языков, обслуживающих этнические коллективы народностей или наций.

Культурно-историческая классификация рассматривает языки с точки зрения их отношения к истории культуры. В соответствии с этой классификацией, учитывающей историческую последовательность развития культуры, выделяются бесписьменные, письменные языки, литературные языки народности и нации, языки межнационального общения.

ТИПОЛОГИЧЕСКАЯ (МОРФОЛОГИЧЕСКАЯ) КЛАССИФИКАЦИЯ ЯЗЫКОВ

Впервые поставили вопрос о «типе языка» романтики. Их мысль была такова: «дух народа» может проявляться в мифах, в искусстве, в литературе и в языке. Отсюда естественный вывод, что через язык можно познать «дух народа».

Фридрих Шлегель пришел к выводу: 1) что все языки можно разделить на два типа: флективные и аффиксирующие, 2) что любой язык рождается и остается в том же типе и 3) что флективным языкам свойственно «богатство, прочность и долговечность», а аффиксирующим «с самого возникновения недостает живого развития», им свойственны «бедность, скудость и искусственность».

Разделение языков на флективные и аффиксирующие Ф. Шлегель делал, исходя из наличия или отсутствия изменения корня.

Брат Ф. Шлегеля - Август-Вильгельм Шлегель (1767-1845) переработал типологическую классификацию языков своего и определил три типа: 1) флективный , 2) аффиксирующий , 3) аморфный (что свойственно китайскому языку), причем во флективных языках он показал две возможности грамматического строя: синтетическую и аналитическую .

В пределах доступных им языков братья Шлегели правильно отметили различие флективных, агглютинирующих и изолирующих языков.

Значительно глубже подошел к вопросу о типах языков Вильгельм фон Гумбольдт (1767-1835).

Частные критерии определения языков Гумбольдт видел: 1) в выражении в языке отношений (передача реляционных значений; это было основным критерием и у Шлегелей); 2) в способах образования предложения (что показало особый тип инкорпорирующих языков) и 3) в звуковой форме.

Во флектирующих языках Гумбольдт видел не только «внутренние изменения» «чудесного корня», но и «прибавление извне», т. е. аффиксацию, которая осуществляется иначе, чем в агглютинирующих языках (столетие спустя это отличие сформулировал Э. Сепир. Гумбольдт разъяснил, что китайский язык не аморфный, а изолирующий, т. е. грамматическая форма в нем проявляется иначе, чем в языках флективных и агглютинирующих: не изменением слов, а порядком слов и интонацией, тем самым данный тип является типично аналитическим языком.

Кроме отмеченных братьями Шлегелями трех типов языков, Гумбольдт описал четвертый тип; наиболее принятый термин для этого типа - инкорпорирующий .

(Особенность этого типа языков (индейские в Америке, палеоазиатские в Азии) состоит в том, что предложение строится как сложное слово, т. е. неоформленные корни-слова агглютинируются в одно общее целое, которое будет и словом, и предложением. Части этого целого - и элементы слова, и члены предложения. Целое - это слово-предложение, где начало - подлежащее, конец - сказуемое, а в середину инкорпорируются (вставляются) дополнения со своими определениями и обстоятельствами. Гумбольдт разъяснял это на мексиканском примере: ninakakwa, где ni - «я», naka - «ед-» (т. е. «ем»), a kwa - объект «мяс-». Один пример из чукотского языка: ты-ата-каа-нмы-ркын - «я жирных оленей убиваю», буквально: «я-жир-олень-убив-делай», где остов «корпуса»: ты-нмы-ркын, в который инкорпорируется каа - «олень» и его определение ата - «жир»; иного расположения чукотский язык не терпит, и все целое представляет собой слово-предложение, где соблюден и вышеуказанный порядок элементов.)

Август Ш л е й х е р вернулся к типологической классификации Шлегелей, только с новым обоснованием. Типологическая классификация Шлейхера не предусматривает инкорпорирующих языков, а указывает три типа в двух возможностях: синтетической и аналитической.

Одновременно со Шлейхером предложил свою классификацию типов языков X . Штейнталь (1821-1899).. Все языки Штейнталь делил на языки с формой и языки без формы , причем под формой следовало понимать как форму слова, так и форму предложения. Языки с отсутствием словоизменения Штейнталь называл присоединяющими: без формы - языки Индокитая, с формой - китайский. Языки с наличием словоизменения Штейнталь определял как видоизменяющие, без формы: 1) посредством повтора и префиксов - полинезийские, 2) посредством суффиксов - тюркские, монгольские, финно-угорские, 3) посредством инкорпорации - индейские; и видоизменяющие, с формой: 1) посредством прибавления элементов - египетский язык, 2) посредством внутренней флексии - семитские языки и 3) посредством «истинных суффиксов» - индоевропейские языки.

В 90-х гг. XIX в. классификацию Штейнталя переработал Ф.Мистели (1893), который проводил ту же идею деления языков на формальные и бесформенные , но ввел новый признак языка: бессловные (египетский и банту языки), мнимословные (тюркские, монгольские, финно-угорские языки) и истословные (семитские и индоевропейские). Инкорпорирующие языки выделены в особый разряд бесформенных языков, так как в них слово и предложение не разграничены. Достоинством классификации Ф. Мистели является разграничение корнеизолирующих языков (китайский) и основоизолирующих (малайский).

Ф. Н. Ф и н к (1909) в основу своей классификации положил принцип построения предложения и характер связей между членами предложения, в частности вопрос о согласовании. В результате Финк показывает восемь типов: 1) китайский, 2) гренландский, 3) субия, 4) турецкий, 5) самоанский (и другие полинезийские языки),6) арабский (и другие семитские языки), 7) греческий (и другие индоевропейские языки) и 8) грузинский.

Морфологическая классификация языков Ф. Ф. Фортунатова (1892). Ф. Ф. Фортунатов исходным пунктом берет строение формы слова и соотношения его морфологических частей. На этом основании он выделяет четыре типа языков:

1) агглютинирующие или агглютинативные языки ... «т. е. собственно склеивающие... потому, что здесь основа и аффикс слов остаются по их значению отдельными частями слов в формах слов как бы склеенными».

2)семитские языки - флективно-агглютинативные (отношение между основой и аффиксом в этих языках такое же, как в языках агглютинирующих).

3) «индоевропейские - флективные языки .

4) корневые (как китайский).

Фортунатов различает семитские языки - «флективно-агглютинативные» и индоевропейские - «флективные».

В основу своей классификации Э. Сепир ставит выражение разного типа понятий в языке: 1) корневые , 2) деривационные , 3) смешанно-реляционные и 4) чисто реляционные ; последние два пункта понимать надо так, что значения отношений могут выражаться в самих словах (путем их изменения).

Т. Милевский разбивает языки мира еще по одному принципу на четыре группы: «изолирующие, агглютинативные, флективные и альтернирующие»

Лекция № 1 4

Классификации языков

Сходства и различия между языками. Сходство материальное и типологическое.

    Генеалогическая классификация языков. Понятия «языковое родство», «сравнительно-исторический метод».

III. Типологическая классификация языков.

I . Одной из задач языкознания является систематизация существующих языков (около 2500), различающихся распространённостью и социальными функциями, особенностями фонетического строя и словарного состава, морфологическими и синтаксическими характеристиками.

Существует два подхода к классификации языков:

    группировка по общности языкового материала (корней, аффиксов, слов), а тем самым по общности происхождения – генеалогическая классификация;

    группировка по общности строя и типа, прежде всего грамматического, независимо от происхождения – типологическая классификация.

При сравнении языков можно обнаружить легко уловимые лексические

и фонетические, т.е. материальные соответствия, которые предполагают определённые закономерности или регулярности соотношения между языками и народами – носителями этих языков.

Общность языкового материала (материальная близость) связана с дифференциацией диалектов некогда единого языка. Расхождения диалектов были вызваны разными причинами: изменением социально-исторических условий, миграциями, контактами с другими языками и диалектами, географическим и политическим обособлением и т.д. Племена, говорившие на разных диалектах одного, ранее общего языка, расселяясь на новых, удалённых друг от друга территориях, не могли общаться по-прежнему. Контакты ослабевали, а языковые различия нарастали. Усиление центробежных тенденций приводило с течением времени к образованию новых языков, хотя и генетически родственных. Систематизацию родственных языков отражает генеалогическая классификация.

В языках мира обнаруживаются общие черты и в строении предложений, составе основных частей речи, в формо- и словообразовательных структурах - так называемое типологическое сходство.

Это сходство обусловлено принципиальным единством человеческой природы, единством его биологической и психической организации, которое проявляется в ряде зависимостей между коммуникативно-интеллектуальными потребностями и возможностями человека и строением его языка. Если в ряде языков наблюдаемое типологическое сходство

охватывает большую серию системно связанных между собой явлений, то такие языки можно рассматривать как определённый языковой тип. Систематизация языков мира по определённым типам отражается в типологических классификациях.

II . Генеалогическая классификация языков – изучение, описание и группировка языков мира на основе общего происхождения из одного языка-источника.

Генеалогическая классификация исходит из понятия родства языков. Родственными языками признаются языки, ведущие своё происхождение от одного языка-основы – праязыка и обладающие в силу этого некоторыми особенностями:

    наличием материально родственных корней и аффиксов;

    наличием закономерных звуковых соответствий.

Установление генетического тождества языков, выяснение степени их

родственных отношений и связей осуществляется при помощи сравнительно-исторического метода. Сравнительно-исторический метод – это совокупность научно-исследовательских приёмов, используемых при изучении родственных языков с целью установления общих закономерностей их развития и реконструкции праязыка.

Сравнительно-исторический метод основывается на ряде требований, соблюдение которых повышает надёжность выводов.

Установление генетического тождества языков следует производить путём сравнения наиболее архаичных форм. Т.к. родственные языки претерпели изменения и разошлись друг с другом, необходимо проникновение в дописьменное их состояние.

Сравнение предположительно родственных языков начинается со сравнения словаря, причём исследуется не весь массив общих слов, а только те, которые по своему значению являются наиболее древними. Это следующие смысловые группы слов:

Формы глагола бытия 3-го лица ед. и мн.ч. настоящего времени изъявительного наклонения (ср.: санскр. á sti - s á nti «есть», лат. est sunt , гот. ist sind , др.слав. ѥсть - сѫть );

Термины родства (например, «мать»: санскр. m ā t á r , лат. mater , др.исл. moder , др.слав. матэр, совр. англ. mother , нем. Mutter );

Названия некоторых растений и животных (например, «мышь»: санскр. m ū h , лат. mus , др.верхненем. mus , др.слав. мышь , совр.англ. mouse , нем. Maus );

Названия частей человеческого тела, некоторых орудий труда, некоторых явлений природы (например, «зуб»: санскр. d á ntam - вин.пад. ед.ч., лат. dentem - вин.пад. ед.ч., совр.англ. tooth , нем. Zahn , франц. dent );

Названия местоимений, числительных до 10 (например, «два»: ведийск. d (u )v ā , лат. duo , др.ирл. dau , др.слав. дъва , совр.англ. two , нем. zwei ).

Эти группы слов должны быть равно представлены в сравниваемых языках, т.к. в бесписьменных языках отсутствует лексика, связанная с цивилизацией. Целью их сравнения, помимо установления характера соотношения общих слов в разных языках, является также анализ фонетической и морфологической структур слова. Родство языков проявляется как в совпадении целых слов, так и в сходстве (формальном и семантическом) минимальных значимых единиц языка – морфем.

Поэтому следующим этапом исследования является сопоставление морфем, расширяющее базу сравнения. Общих морфем в родственных языках значительно больше, чем общих слов. Это является одним из признаков родства языков. Важность критерия грамматических соответствий заключается в том, что словоизменительные формы, в отличие от слов и грамматических моделей слов, как правило, не заимствуются (ср., лат.am - a - t , нем. lieb - t , русс. люб-и-т ).

Сравнение морфем даёт возможность показать фонетическое сходство и несходство слов и частей слов родственных языков. Это сходство и несходство получило название фонетических соответствий. Установление звуковых соответствий – важное звено для сравнения.

Согласно правилу фонетических соответствий звук, изменяющийся в определённом положении в одном слове, претерпевает аналогичные изменения в одинаковых условиях в других словах (например, начальному славянскому б в латинском языке в ряде случаев соответствует f , восходящие к индоевропейскому *bh : брат frater , боб – faba , берут - ferunt ).

При установлении звуковых соответствий необходимо учитывать исторические изменения, которые в силу внутренних законов развития каждого языка проявляются в последних в виде фонетических законов (например, русское жена соответствует норвежскому kona , т.к. в скандинавских германских языках [k] происходит из [g], а в славянских [g] в положении перед гласными переднего ряда изменялось в [ж], ср. греч. gyne «женщина»).

Следует принимать во внимание все показания относительно каждого рассматриваемого элемента в нескольких родственных языках, т.к. соответствие элементов только двух языков может оказаться случайным.

Применение сравнительно-исторического способствует реконструкции праязыка. Реконструкция праязыка – комплекс приёмов и процедур воссоздания незасвидетельствованных форм и явлений путём сравнения соответствующих единиц родственных языков. Например, зная фонетические, грамматические и семантические соответствия индоевропейских языков, можно на основе лат. fumus «дым», древнегреч. thymos «дыхание, дух», древнеслав. дымъ и др. восстановить для этого слова праформу dhumos . Язык-основу полностью восстановить невозможно, но основные данные фонетики, грамматики и лексики (в наименьшей степени) реконструировать возможно.

Результаты исследований языков методом сравнительно-исторического языкознания подытоживаются в генеалогической классификации языков.

Разная степень родства языков передаётся терминами «семья», «группа», «подгруппа».

Семья – это вся совокупность языков данного родства (например, индоевропейская семья ).

Группа (ветвь ) – объединение внутри семьи языков, обнаруживающих большую материальную близость (например, славянская группа, германская группа и т.д.).

Подгруппа – объединение внутри группы языков, родственные связи которых достаточно прозрачны, что даёт возможность их носителям почти беспрепятственно понимать друг друга (например, восточнославянская подгруппа : русский, украинский и белорусский языки).

III . Сравнительное изучение структурных свойств языков независимо от характера генетических отношений между ними называют типологией . Предметом структурной типологии является внутренняя организация языка как системы, т.е. сходство структуры языков на одном из уровней. Различаются формальная и контенсивная типология.

Формальная типология изучает средства выражения значений языка, т.е. грамматические категории, которые обязательно выражаются в высказывании на этом языке.

Контенсивная типология ориентирована на семантические категории языка и способы их выражения, которые в отличие от грамматических могут быть выражены единицами всех уровней.

Основания для классификации в типологии могут быть различны. Традиционная типологическая (морфологическая) классификация отражает стремление выделить типы языков на основе общих принципов строения грамматических форм. Эта классификация основана на противопоставлении корней и аффиксов.

В морфологической классификации обычно устанавливаются следующие типы языков: корневые (или изолирующие), агглютинативные (или агглютинирующие), флективные, инкорпорирующие (или полисинтетические).

Изолирующие (или корневые ) языки – это языки, в которых слова не изменяются, каждый корень в которых изолирован от другого, а грамматические связи между ними выражаются с помощью порядка слов и интонацией (например, китайский язык).

Отсутствие внешних признаков принадлежности к грамматической категории способствует развитию грамматической конверсии 1 слов одной грамматической формы в другую под влиянием грамматического окружения.

Все изолирующие языки на корнеизолирующие и основоизолирующие, т.е. имеющие словообразовательные аффиксы.

К корнеизолирующим языкам некогда А.В. Шлегелем был применён термин аморфные (бесформенные), т.к. слова в этих языках лишены всяких форм. Данный подтип характеризуется следующими признаками:

В таких языках нет не только словоизменительных, но и

словообразовательных аффиксов;

В данных языках отсутствуют части речи;

Каждое слово представляет чистый корень, а предложение –

последовательность неизменяемых корней (например, в китайском языке ча

во бу хе , где [ча] «чай», [во] «я», [бу] «нет», [хе] «пить», в переводе на

русский чая я не пью );

Новые понятия, новые слова образуются путём сложения корней (например,

в китайском языке шуй «вода», фу «нести», шуй + фу «водонос»);

Развита система тонов, в зависимости от которых меняется значение слова.

Основоизолирующие языки – это современные языки, в которых сдлва не изменяются, но в этих языках есть некоторые словообразовательные и формообразующие аффиксы (например, в малайском языке roemah «дом», be - roemah «жить, проживать»).

Агглютинативные или агглютинирующие (лат. agglutinare «приклеивать») языки – это языки, для которых характерна развитая система словообразования и словоизменения, отсутствие морфологических чередований, единая система склонения и спряжения (например, тюркские языки).

Данный тип языков отличается от других аффиксирующих техникой присоединения аффиксов и теми функциями, которые они выполняют: однозначные, стандартные аффиксы механически присоединяются к основе слова.

В агглютинативном слове границы между морфемами вполне отчётливы, корень не имеет вариантов, при этом каждый аффикс имеет только одно значение и каждое значение выражается всего одним аффиксом (например, каз. мектеп-тер-ге «школам», -тер- выражает значение множ. числа, -ге - значение дат. падежа).

В агглютинативных языках господствует позиционный способ формального выражения грамматических значений: многозначное слово строится по принципу постепенной конкретизации основы, от аффиксов с более широким значением к аффиксам более частным и с менее широким значением (например, каз. уй-лер- i м i з-де-г i -лер-ден «от тех, кто находится дома»: каждый последующий аффикс, выражая грамматическое значение, уточняет корень).

Поскольку в агглютинативных языках связь между морфемами слабая, то в них развито фонетическое средство для скрепления морфем – сингармонизм - во всех присоединяющихся аффиксах употребляется гласный того же ряда, что и в корне (например, каз. ж е р-л е р «земли»).

Агглютинирующие языки делятся на языки с суффиксальной агглютинацией (казахский язык), языки с префиксальной агглютинацией (языки Африки), языки с суффиксально-префиксальной агглютинацией (грузинский язык).

Флективные или фузионные (лат. fusio «сплавление») языки – это языки, для которых характерна полифункциональность грамматических морфем, наличие фузии, морфологических сочетаний, разветвлённая система склонения и спряжения (например, индоевропейские языки).

В языках этого типа, как и в агглютинативных, основным способом выражения грамматических значений является аффиксация. Но наряду с внешней флексией широко используется внутренняя флексия, т.е. изменение в составе корня, выражающее грамматическое значение (например, в англ.яз. man men «мужчина - мужчины»: чередованием в корне передаётся значение множественного числа).

Другой характерной чертой флективного строя является фузионная техника соединения морфем в слове. В фузионном слове границы между морфемами неотчётливы (например, в слове об-у-вь морфемы тесно спаянны, корень является связанным, т.е. без служебных морфем не употребляется); служебные морфемы одновременно выражают несколько грамматических значений (например, в русском слове жена флексия –а имеет три значения: женский род, именительный падеж, единственное число).

Для флективных языков характерны также омонимичность и синонимичность аффиксов (например, в русском языке –ин- может иметь значение единичности: горош-ин-а и значение большой: дом-ин-а ; в словах столы, дома, дети разные флексии выражают множественное число); различное положение аффиксов по отношению к корню (корни, префиксы, суффиксы, инфиксы).

Инкорпорирующие (лат. in «в», corpus «тело», т.е. «внедрение, чего-либо в тело», incorporere «вставлять») или полисинтетические (греч. poly «много» и synthesis «соединение, сочетание») языки – это языки, для которых характерна незавершённость морфологической структуры слова, позволяющая включение в один член предложения других его членов (например, в состав глагола-сказуемого может быть включено прямое дополнение). К инкорпорирующим языкам относятся языки индейцев Северной Америки, чукотско-камчатские и др.

Слово в таких языках приобретает структуру только в составе предложения: вне предложения нет слова, предложение составляет основную единицу речи, в которую включаются слова (например, чукотское слово-предложение ты – ата- каа – нмы – ркын «я жирных оленей убиваю», основа этого слова-предложения ты нмы ркын , в которую инкорпорируются каа «олень» и его определение ата «жирный»).

Многие языки занимают промежуточное положение на данной шкале морфологической классификации. Часто для характеристики грамматического строя языка используются ещё и термины «аналитические языки» и «синтетические языки».

Аналитическими языками или языками аналитического строя называются языки, в которых грамматические значения выражаются с помощью самостоятельных слов, т.е. осуществляется расчленённая передача лексического и грамматического значений. Аналитизм языка проявляется в морфологической неизменяемости слова и наличии сложных конструкций, в которых грамматическое значение передаётся либо служебным словом, либо самостоятельным (например, русская форма буду любить – аналитическая, значение будущего времени 1-го лица ед.числа передаётся вспомогательным глаголом)наличии сложных конструкций, в которых грамматическое значение передаётся либо служебным словом, либо самостоятельнымницу реч).

Синтетическими языками или языками синтетического строя называются такие, в которых грамматические значения выражаются по преимуществу аффиксами, т.е. грамматическое значение и лексическое передаются нерасчленённо, в одном слове с помощью аффиксов, внутренней флексии и т.д.(например, в слове ход-и-л-а при помощи аффиксов передаются значения прошедшего времени, женского рода, ед. числа).

В чистом виде аналитизм и синтетизм не представлены ни в одном языке мира, т.к. в каждом языке имеются и те и другие элементы, хотя соотношение их может быть разным (например, в русском языке наряду с преобладанием синтетизма, имеются и аналитические формы; английский язык является флективным языком аналитического типа, но в нём наблюдаются и синтетические формы).

Помимо морфологической типологической классификации существуют классификации, построенные на основе других структурных критериев, - синтаксических, фонематических и т.д. Так, известна фонологическая классификация славянских языков. Выявляются типологические закономерности и в синтаксисе.

учебная:

1. Кодухов В.И. Введение в языкознание. М.: Просвещение, 1979. –

2. Маслов Ю.С. Введение в языкознание. М.: Высшая Школа, 1987. - с.221-

3. Реформатский А.А. Введение в языкознание. М.: Аспект Пресс, 2001. - с.

дополнительная:

1. Аманбаева Г.Ю. Лингвистическая типология: Учеб. пособие для студентов

гуманитарных вузов. Караганда: Изд-во КарГУ, 2002.

2. Мечковская Н.Б. Общее языкознание: Структурная т социальная типология

языков: Учеб. пособие для студентов филологических и лингвистических

специальностей. М.: Флинта: Наука, 2001.

3. Теоретические основы классификации языков мира. М., 1980.

4. Теоретические основы классификации языков мира. Проблемы родства.

1Конверсия (лат.conversio «превращение») – образование нового слова путём перехода его из одной части речи в другую.

По данным одного из наиболее авторитетных англоязычных сайтов, посвящённых изучению языков мира, в настоящее время на земле насчитывается 7106 языков. Сюда входят только живые языки. Как отмечают некоторые исследователи, языков может быть выделено намного больше. Это зависит от того, как проводить границу между языком и диалектом. Чтобы изучить такое многообразие языков, следует подвергнуть их обработке и классификации.

Классификации языков могут базироваться на различных принципах. Следует выделить две наиболее часто используемые в научной литературе классификации. А именно генеалогическую (или генетическую) и морфологическую (или типологическую).

"Генетическая классификация - это классификация языков по признаку наличия или отсутствия у них ближайшего общего предка". Генеалогическая классификация строится по принципу родства, при помощи нахождения общего происхождения. "Она складывается как итог изучения языков с помощью сравнительно-исторического метода" и существует в виде единой схемы.

Схема включает в себя наличие следующих разрядов:

языковые семьи - генетические языковые объединения, имеющие общего предка (праязык); примером такого объединения может служить семья индоевропейских языков, где общий предок - индоевропейский язык, распался примерно 6-7 тыс. лет назад;

изолированные языки (или изоляты) - одноязыковые семьи (примером может служить баскский язык);

неклассифицированные языки - малоизученные языки, которые в силу нехватки достаточных данных о них, невозможно отнести к какой-либо языковой группе.

В настоящее время некоторые ученые выделяют также так называемые макросемьи (когда некоторых языковых семей находится общий предок). Существование большинства выделяемых макросемей подвергается сомнению. Единственными макросемьями, которые имеют достаточно обоснованные теории своего существования, являются ностратическая (в неё входят индоевропейская, алтайская, уральская и др. семьи) и афразийская макросемьи. Иногда эти две макросемьи объединяют в одну макросемью.

При построении единой классификации языков, основанной на генетическом принципе, ученые сталкиваются с некоторыми трудностями в разграничении истинно родных языков от тех, которые "породнились" в ходе их исторического развития. "Языковые изменения, как известно, в языке происходят, во-первых, в ходе так называемой вертикальной передачи, вертикальной трансмиссии от старшего поколения к младшему и, во-вторых, что очень важно, в ходе горизонтальной передачи - передачи элементов из одного языка в другой в ходе межъязыковых контактов". Т.к. язык не существует в изоляции, а очень часто подвержен изменениям извне, появляется огромное количество различного рода заимствований. Из-за такого влияния одних языков на другие историческим лингвистам (компаративистам) порой тяжело отличить языковую семью от языкового союза, образовавшегося в процессе взаимодействия языков. Хрестоматийными примерами следует считать такие пары языков, как китайский и японский, в котором присутствует огромный процент китайской лексики, и французский и английский (80% лексики английского языка представляет собой заимствования из французского).

"Типологическая классификация языков возникла позднее попыток генеалогической классификации и исходила из иных предпосылок". В противоположность генеалогической классификации, морфологическая классификация основана на сходстве и различии языковой структуры. Она строится на формальном аспекте. В создании данной классификации участвовали такие лингвисты, как А. Шлегель, Х. Штейнталь, В. Гумбольдт, А. Шлейхер и американский лингвист Э. Сепир.

В морфологической классификации выделяются 4 типа языков: корневые, флективные, агглютинативные и инкорпорирующие.

Корневые (аморфные, изолирующие или корнеизолирующие) языки - языки, для которых характерно полное или почти полное отсутствие словоизменения. В таких языках очень большую грамматическую значимость несет порядок слов. К данной группе относят такие языки, как китайский, вьетнамский, дунганский, мыонг. Также считается, что английский язык развивается в данном направлении.

Флективные (или фузионные) языки представляют собой языки, для которых характерна развитая система словоизменения. Им присуща способность передавать целый комплекс грамматических значений одним показателем. Например, в слове "дома?" окончание "а" передает значение рода (мужского), числа (множественного) и падежа (именительного). К данной группе следует отнести славянские, балтийские, италийские и некоторые из индийских и иранских языков.

Агглютинативные (или агглютинирующие) языки - это языки, в которых также представлена развитая система словоизменения, но в отличие от флективных языков, в языках агглютинативного типа каждое грамматическое значение имеет свой собственный показатель. примером может служить коми-пермяцкое слово "син" (глаз). В творительном падеже множественного числа оно выглядит как "синнэзoн", где морфема "нэз" является показателем множественного числа, а морфема "oн" - показателем творительного падежа. В данном примере мы видим, что морфемы, которые образуют грамматическую форму слова, присоединяются за корнем. Такая агглютинация называется постфигирующей. Также агглютинация может быть префигирующей, когда морфемы присоединяются перед корнем. Возможна двусторонняя агглютинация, когда некоторые морфемы присоединяются перед корнем, а другие, соответственно, после.

Очевидно, что классификация, свободная от недостатков традиционной морфологической классификации языков "(нечёткость основных понятий, неразграничение разнотипных классификационных критериев, неразработанность представлений о необходимых и достаточных критериях, несоответствие конкретным языковым структурам) и включающая также фонологические, синтаксические, семантические характеристики структуры языка, в настоящее время ещё не может быть создана". Следует понимать, что нельзя в полной мере отнести язык к какому-то одному конкретному типу. В нем могут присутствовать черты нескольких типов, он может переходить из одной группы в другую в ходе эволюции. Важно понимать, что тот или иной язык относится к какой-либо группе по своим превалирующим характеристикам.

Помимо двух представленных классификаций, не лишним будет упомянуть и другие. язык глоттогенез агглютинативный

Во-первых, языки можно разделить еще по одному грамматическому признаку - синтаксическому, на два класса:

синтетические языки - языки, в которых синтаксические роли слов определяются развитой системой флексий и аффиксов (русский язык);

аналитические языки - языки, где синтаксические роли слов определяются служебными словами (частицами и предлогами) и порядком слов (английский язык).

Следует сказать, что языки могут быть естественными (собственно, которые представлены в генеалогической классификации) и искусственно созданными (или сконструированными). Ко второму классу относится один из самых знаменитых искусственно созданных языков - эсперанто. Выделяется также класс вымышленных языков. Отличие вымышленных языков от искусственных заключается в цели их создания. Искусственные языки придумывают для реальной коммуникации. Обычно такие языки действительно изучаются и используются в определённых кругах. Вымышленные языки - это языки из художественной литературы или других художественных произведений, придуманные авторами для создания языков несуществующих миров. Примерами таких языков из литературы могут служить Эльфийские и другие языки Средиземноморья, выдуманные Толкином. Также к вымышленным языкам следует отнести язык На"ви из кинофильма "Аватар" Джеймса Кэмерона, где для выдуманного языка даже имеется свой словарь. Если искусственные языки несут в себе исключительно практические цели, то вымышленные языки создаются с эстетической целью.

К естественным языкам, которые не входят в генеалогическую классификацию, также следует отнести контактные языки (пиджины, креолы и различные смешанные языки). Контактные языки обычно создаются на основе нескольких языков естественным путем в результате коммуникации людей, этнических групп, говорящих на разных языках. Примером может служить Spanglish, появившийся на основе английского и испанского.

В научных трудах можно найти огромное количество классификаций, построенных на различных аспектах. Представленный здесь список далеко не исчерпывающий.

Генеалогическая классификация языков не является единственной. Типологическая классификация возникла позднее попыток генеалогической классификации и исходила из иных предпосылок. Типологическая классификация языков имеет целью установление сходства и различий языков, которые коренятся в наиболее общих и важных свойствах языка и не зависят от генетического родства.

Вопрос о «типе языка» возник впервые у романтиков. Первой научной классификацией явилась работа Ф. Шлегеля, который противопоставил флективные языки (имея в виду индоевропейские) нефлективным, аффиксальным. Так, в частности ученый писал: «В индийском и греческом языках каждый корень является тем, что говорит его название, и подобен живому ростку; благодаря тому, что понятия отношений выражаются при помощи внутреннего изменения, дается свободное поприще для развития… Все же, что получилось таким образом от простого корня, сохраняет отпечаток родства, взаимно связано и поэтому сохраняется. Отсюда, с одной стороны, богатство, а с другой – прочность и долговечность этих языков». «…В языках, имеющих вместо флексии аффиксацию, корни совсем не таковы; их можно сравнить с грудой атомов… связь их чисто механическая – путем внешнего присоединения. С самого их возникновения этим языкам недостает зародыша живого развития… и эти языки, безразлично – дикие или культурные, всегда тяжелы, спутываемы и часто особенно выделяются своим своенравно-произвольным, субъективно-странным и порочным характером». Следовательно, нефлективные языки оценивались им по степени их эволюционной близости к флективным и рассматривались как определенный этап на пути к флективному строю. Так, в частности, Ф. Шлегель отрицал существование аффиксов во флективных языках, а случаи аффиксального словообразования классифицировал как внутреннюю флексию. На самом деле, пользуясь современной терминологией, Ф. Шлегель противопоставлял не флексию и аффикс, а способ соединения морфем в слове – фузионный и агглютинативный. Брат Ф. Шлегеля, А. Шлегель, усовершенствовал эту классификацию, выделив языки без грамматической структуры – аморфные и показал две противоположные тенденции в грамматическом строе языка – синтетическую и аналитическую.

Новый этап в типологической классификации языков был открыт В. фон Гумбольдтом. Особое внимание уделял ученый вопросу о форме в языке, отмечая, что форма – это «постоянное и единообразное в деятельности духа, претворяющей органический звук в выражение мысли», - это «синтез в духовном единстве отдельных языковых элементов, в противоположность к ней рассматриваемый как материальное содержание». В. фон Гумбольдт различает внешнюю форму в языке (это звуковые, грамматические и этимологические формы) и внутреннюю форму, как единую всепроникающую силу, то есть выражение духа народа. Опираясь на классификацию братьев Шлегелей, Гумбольдт выделил три типа языков: изолирующие, агглютинирующие и флективные. Гумбольдт наметил и основные критерии классификации языков: 1) выражение в языке отношений (передача грамматических значений); 2) способы образования предложения; 4) звуковая форма языков. Он отметил отсутствие «чистых» представителей того или иного типа языков, то есть отсутствие идеальных моделей, а также ввел в научный обиход еще один тип языков – инкорпорирующий, особенности которого заключаются в том, что предложение строится как сложное слово, то есть неоформленные корни-слова агглютинируются в одно общее целое, которое может быть и словом, и предложением.

Следующим шагом явилась научная классификация языков А. Шлейхера, который выделил:

а) изолирующие языки в двух разновидностях, в которых представлены только корневые морфемы (например, китайский язык) и в которых представлены корневые морфемы и служебные слова (бирманский язык);

б) агглютинирующие языки в двух основных разновидностях:

Синтетического типа, соединяющие корни и суффиксы (тюркские и финские языки), корни и префиксы (языки банту), корни и инфиксы (бацбийский язык);

Аналитического типа, сочетающие в себе способы выражения грамматических значений с помощью суффикса и служебных слов (тибетский язык);

в) флективные языки, в которых представлены флексии как выразители чисто грамматических значений:

Синтетического типа, в которых представлена только внутренняя флексия (семитские языки) и в которых представлена и внутренняя, и внешняя флексия (индоевропейские языки, в особенности древние);

Аналитического типа, в которых грамматические значения в равной степени могут передаваться и с помощью аффиксов, и с помощью флексий, и с помощью служебных слов (романские языки, английский язык.

Изолирующие или аморфные языки А. Шлейхер считал архаическими, агглютинирующие – переходными, флективные древние – эпохой расцвета, а флективные новые (аналитические) относил к эпохе упадка.

После А. Шлейхера последовал ряд классификаций языков, принадлежащий Х. Штейнталю, Ф. Мистелли, Ф.Ф. Фортунатову. Новая типологическая классификация принадлежит американскому ученому Э. Сепиру, который сделал попытку дать «концептуальную классификацию языков, исходя из мысли, что «всякий язык есть оформленный язык», но что «классификация языков, построенная на различении отношений, чисто техническая» и что нельзя характеризовать языки только с одной точки зрения. В основу своей классификации Э. Сепир ставит выражение разного типа понятий в языке: 1) корневые, 2) деривационные, 3) смешанно-реляционные, 4) чисто реляционные.

Таким образом, мы видим, что в основу своей классификации ученые положили способ выражения грамматических значений в языке, такая классификация сегодня называется морфологической. Она наиболее распространена в языкознании, согласно ей языки распределяются по следующим типам: 1) изолирующие, или аморфные; 2) агглютинативные, или агглютинирующие; 3) инкорпорирующие, или полисинтетические; 4) флективные.

К первой группе относится, например, китайский язык. Изолирующие языки – это языки, для которых характерно отсутствие словоизменения, грамматическая значимость порядка слов, слабое противопоставление служебных или знаменательных слов. Агглютинативные языки –это языки, для которых характерна развитая система словообразования и словоизменения, отсутствие морфологических чередований, единая система склонения и спряжения, однозначность аффиксов. К языкам этого типа относятся тюркские языки. К третьей группе, полисинтетических языков , относятся такие, для которых возможно включение в состав глагола-сказуемого других членов предложения (дополнения), при этом возможно чередование в основе глагола, сказуемое в таких языках согласуется не только с подлежащим, но и с другими членами предложения. В эту группу входят языки американских индейцев. Флективные языки – языки, для которых характерна развитая система словообразования и словоизменения, наличие морфологических чередований, многообразная система склонения и спряжения, синонимия и омонимия аффиксов. К языкам флективного типа относятся многие индоевропейские языки, в частности славянские и балтийские. Многие языки занимают промежуточное положение на данной шкале морфологической классификации. Часто для характеристики грамматического строя языка используются еще и термины аналитические языки, синтетические языки. Аналитическими языками , или языками аналитического строя называются такие, в которых грамматическое значение выражается с помощью самостоятельных слов, то есть осуществляется расчлененная передача лексического и грамматического значений. Аналитизм языка проявляется в морфологической неизменяемости слова и наличии сложных конструкций, в которых грамматическое значение передается либо служебным, либо самостоятельным словом, например: в глагольных формах настоящего времени категория лица передается синтетически, с помощью окончаний – хожу, ходишь, ходит, ходим, ходите, ходят ; в формах прошедшего времени – аналитически – я ходил, ты ходил, он ходил и т.д. Соответственно, синтетическими языками , или языками синтетического строя называются такие, в которых грамматические значения выражаются по преимуществу аффиксами (фузионные и агглютинативные), то есть и грамматическое, и лексическое значение передаются нерасчлененно, в одном слове с помощью аффиксов, внутренней флексии и под., например, в форме ходила – суффикс –л- передает грамматическое значение времени, а флексия –а- - грамматические значения женского рода и единственного числа; в словоформе бедностью корень бед - передает лексическое значение слова, суффикс –н- - значение качественности, суффикс –ость- - значение опредмеченного признака (бедный – бедность ), флексия – ю – значения творительного падежа, женского рода и единственного числа; в глаголе прохаживается лексическое значение выражено корнем – хаж- , в котором присутствует внутренняя флексия (чередование гласных О/А), указывающая на имперфективацию – длительность и повторяемость действия, а также чередование согласных д/ж, которое в данном случае сопровождает чередование гласного, ср. родить – рожать, растить – выращивать, кормить – выкармливать ; приставка про- , суффикс –ива- и постфикс –ся , которые в комплексе указывают на способ осуществления действия «делать что-либо время от времени, не напрягаясь», связанное с значением несовершенного вида, ср. прогуливаться , и окончание –ет , указывающее на 3 лицо, единственное число и настоящее время.

Таким образом, среди флективных языков можно выделить как синтетические, древнегреческий, санскрит, латынь, большинство современных славянских языков (русский, польский), балтийские языки (литовский, латышский), так как в них богато представлены синтетические способы выражения грамматических значений. Им противостоят новые западноевропейские языки (английский, немецкий, французский), а также болгарский и македонский, в которых преобладают аналитические способы представления грамматических значений. Однако и эти языки сохраняют в себе множество черт, свойственных флективным языкам, потому что их предки – древнеанглийский, старофранцузский, старославянский – относились к флективным языкам синтетического типа. Даже в английском языке, почти утратившем словоизменительные формы (рода, числа, падежа, лица), богато представлены внутренняя флексия при образовании глагольных времен. Для флективных языков характерна фузия - такой способ соединения морфем, при котором проведение границ становится затруднительным из-за чередований или наложения одной морфемы на другую.

От истинно флективных языков, таких, как индоевропейские, следует отличать «псевдофлективные», семито-хамитские, которые А. Шлейхер также относил к флективному типу. Еще Ф.Ф. Фортунатов усомнился в этом, обратив внимание на то, что «отношения между основой и аффиксом» в семитских языках такое же, как в тюркских или финно-угорских. Его ученик, В.К. Поржезинский, писал: «Тому, что в наших языках называется корнем слова, в семитских языках соответствует только остов слова из согласных звуков, так как гласным принадлежит роль формального элемента; если сопоставить, например, арабские qatala «он убил», qutila «он был убит», aqtala «он велел убить», qitl «враг», qutl «смертный» и т.д., то станет ясно, что значение признака «убивать» связано только с согласными q – t – l». Именно неизменность корня и аффиксов отличает семито-хамитские от истинно флективных индоевропейских.

Агглютинирующие языки являются в полном смысле слова аналитическими. Так, Ф.Ф. Фортунатов писал о них следующее: «В значительном большинстве семейств языков, имеющих формы отдельных слов, эти формы образуются при посредстве такого выделения в словах основы и аффикса, при котором основа или вовсе не представляет так называемой флексии, или если такая флексия и может являться в основах, то она не составляет необходимой принадлежности форм слов и служит для образования форм, отдельных от тех, какие образуются аффиксами. Такие языки в морфологической классификации называют … агглютинирующие или агглютинативные языки, т.е. собственно склеивающие… потому что здесь основа и аффикс слов остаются по их значению отдельными частями слов в формах слов как бы склеенными». Так, например, «девушка» по-турецки kiz, девушки – kizlar, девушке (дат. Пад.) – kiza, девушкам – kizlara, девушке (предл. пад.) – kizda, девушках – kizlarda. Все флексии однозначны и указывают только на одно значение, они как бы приклеиваются к неизменяемому корню, в русском же языке флексиям свойственна омонимия, например, в предложном и дательном падежах женского рода (девушке), синонимия: парню – девушке, парней – девушек, в русском языке выбор флексии зависит не только от значения словоформы, но и от типа основы, флексия присоединяется не к корню, а к основе. Агглютинация – это такой способ соединения морфем, при котором к основе или корню присоединяются однозначные аффиксы и не наблюдаются какие-либо фонетические изменения морфемы.

Инкорпорирующие, или полисинтетические языки высоко аналитичны, неоформленные корни-слова агглютинируются в одно слово-предложение, например, в одном из языке американских индейцев ninakakwa означает ni – я, naka – есть, kwa – мяс(о)= я+ем+мясо, в чукотском языке: ты-ата-каа-нмы-ркын, буквально «я-жир-олень-убить-делать», то есть «я убиваю жирных оленей».

Помимо морфологической, существуют синтаксические и фонетические типологические классификации языков. Так, в результате фонетической типологии были выявлены языки, которым свойствен сингармонизм – особое устройство фонетической системы, заключающееся в единообразном вокалическом, а иногда и консонантном оформлении слова. Однако сингармонизм служит морфологическим целям, так как благодаря этому явлению противопоставляются словоформы одного слова. По тому, какой фонологический признак является основой сингармонизма различают тембровый сингармонизм (по признаку ряда доминирующего, чаще корневого гласного), лабиальный (по признаку огубленности), компактностный (по подъему доминирующего гласного). Например, в венгерском языке суффикс –hoz- имеет значение «приближение, движение в направлении чего-либо; к»; присоединяясь к словам с различными корневыми гласными он приспосабливается фонетически: к окну – ablakhoz, к сапожнику – cipeszhez. Сингармонизм обычно свойственен агглютинирующим языкам. Помимо признака сингармонизма в фонетической типологии выделяются языки консонантного типа, то есть языки, в которых ведущая роль при различении слов и словоформ отводится согласным, к таковым относится русский язык, и языки вокалического типа, в которых ведущее значение при перцепции слова имеют гласные звуки. Например, в семитских языках согласные несут лексическую информацию, а гласные – грамматическую.

Построение синтаксической типологии языков позволило выделить эргативный тип языков. В языках эргативного строя в синтаксисе предложения противопоставляются не субъект и объект, например, мама мыла раму, мама мыла сына, дождь моет улицы, а агентив – производитель действия (мама) и фактитив (носитель действия). Лексически это выражается в распределении глаголов на агентивные, то есть переходные и фактитивные, то есть непереходные. Так, если сравнить три приведенных предложения, то можно увидеть определенные различия: мама – это агентив, которому свойственно производить действия, дождь – это фактитив, который может выступать лишь в роли «носителя действия», раму и сына – это прямые дополнения в русском языке, однако «рама» может только «испытывать действие» а осуществлять его не может, «сын» может выступать как в роли субъекта действия, так и в роли объекта. Все эти сложные отношения в эргативных языках выражаются и особыми падежами «абсолютив» - для мамы и сына, «эргатив» - для дождя и рамы, и особыми глагольными формами, противопоставляющими первое и второе предложение третьему. Эргативный строй характерен для баскского языка, большинства кавказских языков, многих папуасских, индейских, австралийских, палеоазиатских языков.

Все представленные типологии являются частными, так как сравнивают языки по отдельным свойствам. Цель этой классификации – выявление языковых универсалий – общих свойств всех человеческих языков или большинства языков. Так, одной из важнейших универсалий является наличие в предложении подлежащего и сказуемого, к семантическим универсалиям относятся многие модели изменения значения слов, например, «тяжелый – трудный», «вкусный – приятный» и т.п.

Диахроническая типология языков, то есть изучение общих закономерностей развития языков, возникающих в языке изменений, дает возможность установить общие тенденции в развитии языков. Идея диахронических универсалий опирается на гипотезу о системной близости языков архаической структуры и на позднейшую вариативность новых языков. Так, к частным диахроническим универсалиям относятся закон о формировании местоимений, вначале указательных, личных и вопросительных, а лишь впоследствии возвратных, притяжательных, относительных и отрицательных; закон о числовой абстракции, например, в древних языках известно существование трех числовых форм – единственного, двойственного и множественного, есть данные о том, что в некоторых индейских, австралийских и папуасских языках числовая парадигма значительно больше: единственное – двойственное – тройственное – … – множественное (бессчетное), а в современных языках она дихотомична: единичность – множественность.

Изучение универсалий различного типа дает возможность составления универсальных грамматик, в которых грамматические категории объясняются через категории мышления. В них рассматривается номенклатура понятий и принципов, предположительно общих для всех людей в области восприятия и осмысления действительности. Именно в универсальных грамматиках была разработана методология и даны основания логико-философского обоснования принципов описания любого языка по частям речи и грамматическим категориям. Давая общую номенклатуру значений грамматических и лексико-грамматических категорий, составители универсальных грамматик исходят из того, что есть общие значения – семантические универсалии, которые основаны на закономерностях отражения действительности человеком и которые так или иначе могут быть выражены в языке, в его лексике и грамматике. Так, контенсивная типология ориентирована на содержательные категории языка и способы их выражения в языке.

При этом типологический подход не исключает анализа определенных групп или семей языков; цель такого анализа – выяснение типологической специфики генетических группировок и поиск возможных типологических коррелятов таких понятий, как «славянские языки», «индоевропейские языки». Этот аспект типологических явлений оформился как самостоятельная типологическая дисциплина – характерология.