Среднестатистического француза мёдом не корми, дай побастовать. Население 67 - ми миллионной страны, среди которой лишь только 1 200 000 человек являются миллионерами , относит себя по большей части к пролетариату.

    Да и о каких миллионерах во Франции может идти речь, если при оценке общего состояния учитывается стоимость жилья. А учитывая тот факт, что стоимость квадратного метра в Париже превышает 10 000 евро , то любая унаследовавшая пусть даже небольшую квартирку секретарша с зарплатой в полторы тысячи евро легко переходит в ранг миллионерш.

    Конечно же, всё в мире относительно. Но если вдруг тебе приспичило прикупить квартирку метров в девяносто и даже без вида на Сену, ежемесячная выплата по кредиту составит около 5000 евро в месяц . Откуда и возникает вопрос: относясь к богатой категории населения, ты действительно тот самый нелюбимый пролетариатом жующий рябчиков буржуй, или всё же человек без определённого места жительства?

    Ибо своё личное жильё в Париже тебе явно не светит, если о нём не позаботились предыдущие поколения. Медленно, но верно вкладывая деньги в недвижимость, которая подскочила в цене как минимум в два раза только лишь за последние 10-15 лет.

    Да и не факт, что ты снимешь какую-нибудь «трёшку», площадью в 40 квадратных метров. Потому как даже имея зарплату уровня тех самых буржуев, необходимо ещё иметь всякие там поручительства от состоятельных членов семьи.

    Но, как и полагается хозяевам страны, среднестатистические французы смело продолжают пользоваться благами, созданными предыдущими поколениями, и маршируют с плохо скрытым энтузиазмом на традиционную сезонную тусовку в честь очередного недовольства правительством.

    Надо заметить, что по форме организации эти акции якобы недовольства всё больше и больше напоминают массовые гуляния. С песнями, барбекю и весёлыми размахиваниями французским флагом.

    Поджигание машин и разбитые витрины к этим мероприятиям никакого отношения не имеют, ибо санкционированы соседями нашими меньшими из ближайших пригородов, которые, сидя на шее у государства, чаще всего не имеют причин для недовольства, но тоже хотят массовых празднеств.

    Ну а что касается трудового населения страны, среди которого в государственном секторе занято 22%, то они не могут не воспользоваться этой прекрасной возможностью массового тимбилдинга. Тем более, что зарплата при этом чаще всего у них сохраняется.

    Коллеги из частного сектора могут лишь только тихо завидовать. Синдикаты синдикатами, а будешь бастовать, не видать ни премии, ни продвижения в рамках компании. Посему в случае крайней невозможности дотерпеть до очередного отпуска, можно взять оплачиваемый больничный. И тем самым поиметь себе внеочередной отпуск размером в 19 дней, согласно средней по стране статистике отсутствия по болезни.

    А если к этим девятнадцати добавить ещё 25 рабочих законных отпускных дней, да плюс 10 дней за переработку?

    В общем, каждый выживает как может. Ну или пока госказна тянет, безнадёжно поскрипывая уже здорово проржавевшим механизмом.

    Ну а что касается французских бастующих, то хотя они и относят себя к пролетариату, о благах своего ближнего трудящегося не задумываются совершенно. И также как и местные самоубийцы, бросающиеся под колёса проходящего метро, останавливая тем самым движение на несколько часов, точно так же и митингующие получают особенное удовольствие в выведении страны из привычного ритма в какой-нибудь час пик или во время очередных каникул.

    Ведь ни для кого не секрет, и уж совсем не сюрприз, что местные железные дороги и печально известная своими забастовками авиакомпания AirFrance, не пропускают ни один отпускной сезон, чтобы не потребовать от государства очередных благ ну или хотя бы сохранения старых. Ведь даже если давным-давно не колесят по стране паровозы на угле, то ту самую надбавку за вредность от работы с углём железнодорожники требует по сей день.

    Вот и на сей раз рискнул Макрон поднять стоимость бензина на 3 сантима, и понеслось.

    При том, что среднестатистической годовой бюджет французской семьи на бензин составляет около 1760 евро в год, являясь второй статьёй расходов после оплаты жилья, нетрудно посчитать, что в месяц они потратят на бензин всего лишь на три с половиной евро больше. Для сравнения, пачка сигарет стоит 8 евро.

    Вот это возникает вопрос, а действительно ли эти три несчастные евро делают бюджетную погоду французской семье? Или же это повод отвлечь нацию от более масштабных вопросов, о которых уже давно пора задуматься на уровне государства?

Портрет президента Олланда с надписью «Позор» - во Франции бастуют против реформы трудового законодательства, 31 марта 2016. REUTERS/Pascal Rossignol

Во Франции в четверг, 31 марта, объявлена новая национальная забастовка против законопроекта о труде, представленного правительством Франсуа Олланда. Реформа Трудового кодекса является одним из важнейших этапов для пятилетнего правления президента и станет, возможно, его итогом. Что же так не нравится в новом Законе о труде французским профсоюзам и всем бастующим?

Перебои в движении транспорта, неработающие школы и административные здания, закрытая для посетителей Эйфелева башня и даже казино, ненапечатанные газеты, музыкальный радиоэфир без обычных программ. Массовые манифестации в крупных городах, сопровождающиеся проливным дождем и столкновениями с полицией. Такой выглядит Франция в последний день первого весеннего месяца.

Правительство социалистов предложило либерализовать трудовое законодательство, чтобы подтолкнуть французский бизнес к созданию новых рабочих мест в условиях 10-процентной безработицы. По замыслу властей, реформа должна помочь предпринимателям «преодолеть страх» найма новых работников, вызванный сложной и дорогостоящей процедурой увольнения. Профсоюзы же требуют если не отказа от реформы, то ее существенного изменения. Они полагают, что президент Олланд идет на существенные уступки бизнесу в ущерб защите прав работников.

За двумя зайцами: Олланд между профсоюзами и предпринимателями

«Закон о труде: нет, спасибо!» REUTERS/Pascal Rossignol

17 февраля проект закона был впервые передан на обсуждение в Госсовет и одновременно представлен прессе. Текст законопроекта был подписан и его автором считается министр труда Франции Мириам Эль-Комри, хотя его подготовка началась задолго до ее назначения на этот пост. Но во французском простонародье этот текст уже надежно закрепился под названием «Закон Эль-Комри».

Если говорить в целом, то этот законопроект закрепляет верховенство коллективного договора, заключенного на каждом конкретном предприятии, над трудовым законодательством в вопросах, связанных с урегулированием рабочего времени и оплатой сверхурочных, ограничивает выплату компенсаций работнику при увольнении и облегчает работодателю процесс экономического увольнения сотрудников.

Естественно, такой текст не мог не вызвать возмущения профсоюзов трудящихся, в то время как союз предпринимателей Франции (MEDEF) остался им довольным. Задачей правительства как раз и являлась «либерализация трудового законодательства», которая, по мнению министров, должна привести к убыстрению роста медленно выздоравливающей после кризиса французской экономики, что, в свою очередь, в отдаленном будущем должно привести к увеличению рабочих мест и снижению безработицы.

То, что все без исключения профсоюзы назвали данный законопроект «историческим регрессом», можно было предугадать. Но правительство никак не ожидало столкнуться с сопротивлением этому законопроекту в рядах родной социалистической партии, а также в «стане левых» партий вообще. Это довольно редкий случай в истории Франции, когда правительство социалистов делает уступки предпринимателям, вызывая поддержку среди правых избирателей, и так резко настраивает против себя рабочие профсоюзы и все левое крыло политической жизни Франции.

Уличная демонстрация профсоюзов в Нице, 31 марта 2016. REUTERS/Eric Gaillard

Вскоре после публикации законопроекта в интернете появилась петиция под названием «Закон о труде: нет, спасибо!», которую подписали более миллиона человек. Президент страны Франсуа Олланд сделал заявление в СМИ о том, что «права французских работников никак не пострадают», но это не помогло.

Профсоюзы начали угрожать массовыми забастовками, после чего 29 февраля (то есть через 12 дней после публикации) премьер-министр Манюэль Вальс объявил о том, что законопроект нуждается в доработке и его голосование в парламенте будет отложено.

Пока продолжались трехсторонние переговоры между правительством, союзом предпринимателей и профсоюзами трудящихся, во Франции 9 марта прошла против принятия закона о труде. Она собрала, по самым скромным подсчетам, более двухсот тысяч человек. И уже 14 марта правительство публикует новый, доработанный текст закона о труде, частично удовлетворивший профсоюзы, но вызывавший возмущение работодателей.

24 марта в Париже прошла , в которой приняла участие в основном молодежь. Именно студенты и школьники считают, что законопроект ничего не даст им в плане получения работы, однако значительно сократит их права в случае, если работу им все-таки удастся найти. Сегодня по всей Франции проходят более против реформы Трудового кодекса. В таких городах, как Ренн и Нант, начались столкновения манифестантов с полицией. А в южном Марселе в ходе таких столкновения даже было ранено трое полицейских.

Между уступками и упрямством

Протестующие на улицах Парижа, 31 марта 2016. REUTERS/Charles Platiau

Тем не менее правительство все-же пошло на какие-то уступки. Прежде всего, мера, вызывавшая наибольшее возмущение профсоюзов, - это ограничение компенсационных выплат работнику в случае его увольнения. Согласно первой версии законопроекта, максимальная компенсация составляла сумму в 15 зарплат, но только в том случае, если стаж работы на предприятии более 20 лет. Это случается довольно редко, и молодым работникам законопроект обещал довольно маленькие компенсации. Данное положение отменили, предложив взамен примерную шкалу выплат, совсем не обязательной для применения, но рекомендательной. Отменило правительство и меру, позволяющую работодателю увеличивать продолжительность работы для несовершеннолетних. Сейчас молодые, проходящие стаж на предприятии работники, максимально могут находиться на рабочем посту 10 часов подряд, правительство же намеревалось увеличить его до 12.

В тексте закона еще сохранились недоработанные положения, до сих пор вызывающие разногласия. Именно они могут привести либо к новым манифестациям, либо заставят правительство признать поражение и снять законопроект. Самый острый вопрос на сегодня - это так называемое массовое увольнение сотрудников предприятия по экономическим причинам. Проект закона предусматривает, что можно увольнять любого сотрудника безо всяких объяснений, если экономический оборот предприятия (это даже не доходы, а количество, например, заказов) снижается в течение одного года. Причем, доходность предприятия в целом не берется в расчет, а оценивается лишь эффективность французских филиалов.

Как опасаются профсоюзы, на практике это будет означать, что какой-нибудь крупный концерн, имеющий дочерние предприятия за границей, в целом успешен, но желая увеличить доходы акционеров, он сможет беспрепятственно перевезти производство в страны с дешевой рабочей силой, оставив без работы французов. Ни о какой борьбе с безработицей, как мы видим, здесь речи не идет.

На акции протеста в Париже 31 марта 2016. REUTERS/Stephane Mahe

Что касается продления рабочего времени - рабочего дня и недели, то здесь также сохраняются разногласия между авторами законопроекта и профсоюзами. Текст проекта предполагает верховенство коллективного договора на предприятии над существующим во Франции законодательством. Другими словами, если во Франции законом установлена фиксированная рабочая неделя (это максимально 44 часа для некоторых профессий) и фиксированный рабочий день (максимальная рабочая смена в 10 часов), то предприятие, по своему усмотрению, может его увеличить до 12 часов в день и 46 часов в неделю соответственно. При этом, все отработанные сверхурочные уже не будут так хорошо оплачиваться, как раньше: вместо 25-процентной надбавки они будут оцениваться лишь на 10% дороже обычного рабочего времени.

Последний успех или очередной провал

Правительство Франции не намерено отказываться от реформы, которую премьер-министр Манюэль Вальс назвал «продуманной, смелой и необходимой». Законопроект должен поступить на рассмотрение нижней палаты парламента - Национального собрания - 3 мая. Пока же еще возможны его доработки.

От принятия этого законопроекта зависит политическое будущее не только президента Олланда, но и премьер-министра Манюэля Вальса, которые, предположительно, выдвинут свою кандидатуру на президентских выборах 2017 года. За 4 года правления президенту пришлось отказаться от нескольких начатых им реформ. Согласно опросам общественного мнения, 70% французов высказываются против предлагаемой правительством реформы трудового законодательства.

Откуда у французов любовь к забастовкам, и действительно ли они заслуживают репутацию самой протестующей нации?

В этом году отмечается 50-ая годовщина майских восстаний, когда студенческие демонстрации и общенациональные забастовки парализовали консервативные послевоенные правящие круги Франции, выдвинув леволиберальные лозунги. «Наполненный духом санкюлотов 1789 года протест по-французски – сначала забастовка, потом (намного позже) переговоры – выводит людей на бунт у посадочной платформы или к Эйфелевой башне, — говорит эксперт Telegraph Travel’s France Энтони Перегрин .

«Таков характер Франции, устраивать крупные общественные движения на национальном уровне», — рассказывает французский историк Стефан Сиро. «Эти движения проходят ярко, они вызывают серьёзный резонанс и широко освещаются средствами массовой информации как внутри страны, так и за её пределами, что лишний раз подтверждает воинственную репутацию Франции», — поясняет Сиро, специализирующийся на забастовках и профсоюзном движении.

Когда французы бастуют, их протест всегда громкий. Сиро говорит, что выходить на улицы — часть долгой французской традиции. Протесты бывают довольно жёсткими, что лишь сильнее привлекает внимание СМИ и подпитывает репутацию. «Но если вы посмотрите на статистику количества дней, потраченных на забастовки в каждой стране за последние 100 лет, — говорит Сиро, — то Франция окажется лишь в середине списка». Другие эксперты в этой области также заявляют, что количество рабочих дней, проведённых в забастовках в этой стране, заметно снизилось с 1970-х годов (всего 67 по сравнению с 296 в Дании за период с 1996 по 2000 год). Приведённые данные часто используются для того, чтобы развенчать миф о том, что французы тратят всю жизнь на забастовку, но некоторые сомневаются в точности этих цифр, ставящих такие страны, как Дания и Норвегия, во главу этих ранжировок .

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, отправьте автору подзатыльник! Выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Альфия Хисямова, обозреватель РИА Новости (Париж)

18 октября во Франции уже называют не иначе как «черный четверг». Как и обещал министр труда Кзавье Бертран, стоят поезда, электрички, метро, автобусы... Транспорт фактически парализован. То, что в России ассоциируется с протестами рабочих начала XX века и голодовками шахтеров 90-х годов, во Франции является нормальным цивилизованным способом борьбы за права и привилегии. Франция бастует!

Впервые с 1995 года все профсоюзы железнодорожного и городского общественного транспорта единогласно объявили о проведении забастовки. Сегодня всего 50 поездов дальнего следования вместо обычных 800 выедут из Парижа. Движение электричек, метро и автобусов, как и обещали официальные коммюнике, «серьезно нарушено». Пассажирам настоятельно рекомендуют по возможности «отказаться от поездок до вечера пятницы».

К транспортникам присоединились компании EDF (электричество) и GDF (газ). Помимо парижского региона забастовка также проходит еще в 27 французских регионах, в том числе в таких крупных городах как Тулуза, Монпелье, Клермон-Ферран, Лион, Нанси.

Почему французы бастуют?

В основе конфликта - пенсионная реформа Николя Саркози, а точнее так называемые «специальные пенсионные режимы». Чуть больше месяца назад 9 сентября премьер-министр Франции Франсуа Фийон в эфире телеканала «Canal+» неосторожно приоткрыл завесу над тайной, заявив, что пенсионная реформа «готова» и «ее будет легко провести». Тем самым он поджег бикфордов шнур сегодняшнего «взрыва». Уже на следующий день сразу несколько профсоюзных лидеров заявили, что рассматривают высказывания Фийона как «объявление войны».

Все ждали, что же скажет президент. 18 сентября Николя Саркози выступил с долгожданной речью о социальной реформе во Франции. Не отступив ни на шаг от своих намерений и не пойдя на уступки профсоюзам, Саркози настаивает на необходимости отказа от «специальных режимов». Уже на следующий день 19 сентября на общем собрании профсоюзы приняли решение о проведении 18 октября забастовки.

Что такое «специальные пенсионные режимы» во Франции?

«Специальные пенсионные режимы» - это особые условия пенсионных отчислений и выхода на пенсию, которые распространяются на работников крупных государственных компаний, таких как SNCF (железнодорожный транспорт), RATP (городской транспорт), EDF (государственная компания электричества), GDF (государственная газовая компания), а также на представителей некоторых других профессий: военных, полицейских, моряков, работников французской Оперы, шахтеров, депутатов, др. Эти работники раньше остальных уходят на пенсию (до обычных во Франции 60 лет) и им полагается меньше годов пенсионных отчислений (для того чтобы выйти на пенсию французы должны платить пенсионные отчисления минимум в течение 40 лет). К примеру, железнодорожные работники могут выйти на пенсию уже в 55 лет, выплачивая пенсионные отчисления всего в течение 25 лет.

В результате существования таких специальных режимов и в условиях «старения» нации сейчас во Франции на 500 тыс. человек активного населения приходится 1,1 млн. пенсионеров. Дефицит пенсионных касс компаний достиг астрономических размеров: более 50 млрд. евро у EDF и GDF, более 20 млрд. евро у RATP и более 100 млрд. евро у SNCF.

Почему до сих пор во Франции не смогли провести пенсионную реформу?

Первая серьезная попытка ликвидировать «специальные режимы» была предпринята еще более 20 лет назад. В 1986 году премьер-министр Жак Ширак при поддержке парламента выступает с намерением лишить транспортников их привилегий. Тогда железнодорожный и городской транспорт был блокирован в течение трех недель до тех пор, пока после личной встречи президента Миттерана с лидерами бастующих правительство не отказалось от реформы.

Еще одна попытка была предпринята в 1995 году правительством Алана Жюппе. Забастовка 1995 года запомнилась Франции надолго: ни один из поездов не циркулировал во Франции, был парализован не только общественный транспорт, но и как результат почта, школы...По воспоминаниям сотрудников парижского бюро «РИА Новости» им приходилось добираться на работу по 4-5 часов, используя даже такое средство передвижения как речные трамвайчики. Манифестация 5 декабря насчитывала 500 тыс. человек. И опять через месяц забастовки правительство отступило.

В 2002 году правительство Жана-Пьера Раффарена провело-таки частичную пенсионную реформу, однако, боясь наступить на старые грабли, авторы нового закона предусмотрительно изъяли из проекта «специальные режимы».

Что предполагает пенсионная реформа Саркози?

Новая пенсионная реформа предполагает в частности, что к 2012 году все нынешние льготники должны будут выплачивать пенсионные отчисления, как и все остальные работники, в течение обязательных 40 лет; уровень пенсий будет индексироваться в зависимости от уровня цен, а не от уровня зарплат, как сейчас; больше не будет установленного возраста выхода на пенсию. Более того, Саркози не намерен ждать - реформа начнется уже в первой половине следующего года.

Судя по опросам общественного мнения, большинство французов согласны со своим президентом: 57% опрошенных считают отмену «специальных режимов» оправданной. В то же время нельзя не признать, что 30% «против» - это немало, и пока непонятно, кто победит на этот раз.

Как добраться на работу?

И все же главный вопрос, который волновал французов сегодня утром - как добраться на работу? В школу? В университет? Резко повысилась популярность сайта, на котором за разумную плату можно найти попутчика с машиной. На сайте газеты Le Parisien была в экстренном порядке открыта такая же специальная рубрика.

На недавно появившихся в Париже велосипедных стоянках, на которых до сих пор можно было легко взять в аренду двухколесное средство передвижения, уже рано утром не осталось ни одного велосипеда.

Самый простой способ, который скорее всего и возьмут на вооружение многие французы - это остаться дома и отдохнуть, воспользовавшись неожиданным подарком - выходным в середине недели.

В субботу во Франции началась серия акций протестов автомобилистов, прозванных «желтыми жилетами» за то, что выходящие на дорогу с протестами люди надевают светоотражающие автомобильные жилеты. Протестующие вышли на дороги во многих регионах страны - Марселе, Тулузе, на парижской кольцевой дороге, в Нормандии и Бретани и других регионах страны, передает Le Figaro.

По данным МВД Франции, по состоянию на утро в республике проходит более 1 тыс. акций автомобилистов, в которых участвуют более 50 тыс. человек. Об этом сообщает газета Le Monde. Никаких стратегически важных дорожных путей перекрыто не было, подчеркнул министр внутренних дел Кристоф Кастанер. Между тем в департаменте Савойя на юго-востоке Франции скончался протестующий. Его сбила женщина, которая везла свою дочь к доктору. Когда по окну ее авто начали стучать манифестанты, водитель запаниковала и въехала в толпу протестующих. Сейчас женщина находится в отделе полиции в состоянии шока, ее допросят полицейские.

Всего в результате наездов и других инцидентов в ходе протестов пострадали порядка 17 человек, включая полицейского, который был ранен в столкновении с разгневанными автомобилистами, передает телеканал BFMTV.

Новый вид протестов

Французы, выступающие против повышения цен на топливо, планировали организовать около 1,5 тыс. акций протеста по всей Франции, сообщало накануне AFP со ссылкой на неназванные источники в полиции. Манифестанты не координируют свои действия в рамках единой структуры, как обычно это происходит во Франции, а общаются через социальные сети. Поэтому понять, где и в каком количестве соберутся манифестанты, сложно, утверждали правоохранители. По их словам, это обстоятельство усложняло принимать меры для контроля за ситуацией. Существует серьезный риск перекрытия протестующими дорог в разных регионах и, как следствие, транспортного паралича Франции, передавал французский телеканал BFM TV.

Как указывает газета Libération, у движения автомобилистов нет единого лидера и оно было организованно спонтанно через социальные сети, включая Facebook. В качестве одного из главных участников движения «желтых жилетов» французские СМИ упоминают Присциллу Людоски, предпринимателя c cевера страны. Ее обращение с призывом понизить цены на топливо собрало более 750 тыс. подписей. «Государство не должно забывать, что работает на простых людей, а не на лоббистов», - сказала Людоски в интервью газете Le Parisien. - Нельзя требовать от людей, чтобы они перестали пользоваться своими машинами и на следующий день взяли кредит на покупку электромобилей, которые, кстати, тоже загрязняют окружающую среду».

Министерство внутренних дел выделит дополнительно 30 отрядов быстрого реагирования, чтобы поддержать региональные силы правопорядка. МВД и Министерство транспорта будут тесно координировать свои действия, чтобы избежать трудностей при перемещениях по стране, уточняет Le Figaro. Власти не позволят протестующим нарушать права других граждан и их свободу передвижения, и полиция готова предотвратить такие попытки, заверил глава МВД Кристоф Кастанер. Правительство уважает право граждан на протест, но блокировать дороги недопустимо, подтвердил ​премьер-министр республики Эдуар Филипп.

Почему протестуют французы

Согласно планам правительства, в следующем году налог на дизельное топливо вырастет на 6,5%, а на бензин - на 2,9%. Такие действия власти предпринимают с целью борьбы с загрязнением атмосферы. «Еще в ходе президентской кампании мы говорили о намерениях прогрессивно повышать налог на бензин, а следовательно, на углероды, и таким образом будем препятствовать загрязнению окружающей среды», - объяснил позицию правительства премьер Эдуар Шарль Филипп (цитаты по Le Monde).

За последний год цены на бензин во Франции выросли на 10–15%, передает радио RFI. Наиболее популярное в стране дизельное топливо подорожало на 24%, сейчас стоимость литра часто превышает €1,6. В среднем по стране стоимость литра бензина SP-95 (примерный аналог АИ-95) и дизельного топлива составляет €1,48.

Президент Эмманюэль Макрон защищает решение повысить налоги. «Люди выступают против налогов на топливо, но призывают бороться с загрязнением окружающей среды из-за того, что их дети страдают от болезней», - обратил внимание президент. Макрон также напомнил, что цена бензина на 70% зависит от цен на нефть. ​

Введение экологического налога стоит рассматривать в контексте более масштабных преобразований Макрона, сказал РБК ведущий научный сотрудник Института Европы РАН Сергей Федоров. Реформы президента затрагивают сферы социального страхования, образования, рынка труда, больниц и пенсий, напомнил эксперт. Кроме того, уточнил Федоров, эти изменения проводятся на фоне сокращения государственных расходов, чтобы снизить дефицит бюджета страны. «В целом такой комплекс мер привел к недовольству политикой Макрона в разных слоях населения, включая пенсионеров и госслужащих, - сказал Федоров. - Повышение налога на топливо, которое ударило по карману обычных французов, особенно в провинции, где люди чаще пользуются автомобилями, стало спусковым крючком новой волны протестов».

Как скажутся протесты на имидже Макрона

Протесты проходят на фоне падения рейтинга президента. Согласно опросу, подготовленному компанией YouGov для издания Huffington Post, положительно оценивает деятельность главы республики 21%. Негативное отношение к Макрону демонстрирует 61% французов - рекордно высокий показатель за полтора года его президентства, отмечается в исследовании, опубликованном 1 ноября.

В интервью телеканалу CNN Макрон отстаивает избранный им курс. По мнению президента, предлагаемые реформы могут быть непопулярными, однако являются необходимыми для Франции. «Меня избрали потому, что все мои предшественники или не смогли провести эти реформы, или даже не попытались их провести, - сказал он. - Я убежден, что в конце концов французы начнут постепенно осознавать смысл того, что мы делаем, и что это вносит позитивный вклад в развитие страны».

Макрон вложил много сил в реализацию реформ, и обратить этот курс вспять уже не представляется возможным, убежден Сергей Федоров. Опасность для президента сегодня представляют не только уличные протесты, но и возможное неудачное выступление на выборах в Европейский парламент в мае 2019 года. «Французы, вероятно, используют это голосование как возможность выразить протест действиям властей, а это ударит по планам Макрона по ускорению европейской интеграции», - пояснил Федоров. И указал, что свое представительство в Европарламенте на следующих выборах могут увеличить ультраправые партии, оппонирующие курсу французского лидера.