Обновление 1.08

Предстоящее обновление версии 1.08 улучшит игровой процесс Mass Effect: Andromeda и привнесет с собой желаемые сообществом изменения.
Расширение параметров при создании героя

Мы увеличили количество доступных параметров при создании действующего лица, тем самым позволив вам еще больше управлять внешностью Райдеров. Разработаны женская и мужская головы, новый вид комплекции, а также внушительный объем предлагаемых оттенков кожи. Добавлен вариант “без волос”, а также универсальные прически для персонажей обоих полов.

Вы в силах изменить внешность вашего героя во время игрового процесса на борту космического корабля.

Для тех, кто любит стандартный облик Алека Райдера, предоставляется случай оставить его неизменным, вне зависимости от созданных вами персонажей.

Увеличено количество возможных взаимоотношений Скотта Райдера с другими персонажами.

Он может запросто приударить за Джаалом. Не могли мы этого не сделать по ряду причин:

Скотт Райдер не имел в отряде персонажа того же пола, с которым возможно начать отношения, а достижение за успешное проведение 3-х любовных линий нельзя получить с героем одного пола; принимая во внимание тот факт, что ангара просто относятся к перемене пола, будет правильно, если Скотт получит возможность закрутить роман с Джаалом.

Также мы осознаем, что сексуальная ориентация не менее необходима и для правдоподобности героя. Взаимоотношения с героями являются одной из излюбленых составляющих игр, именно поэтому нам бы хотелось все сделать как надо. Руководство общалось с участниками ЛГБТК сообщества. По завершению обработки отзывов разработчики поняли, что это крайне нужное преобразование для Скотта и Джаала.

Весь коллектив тесно сотрудничал с целью стать на 100% убежденным, что нововведение целесообразно для Джаала, а итог взаимоотношений станет важным для Скотта.

Вы можете ознакомиться с исчерпывающим перечнем нововведений.

Режим одиночной игры

●Облик Райдера возможно поменять на борту космического корабля.
●Увеличено количество настроек внешнего вида действующего лица.
●Скотт Райдер получил способность начать роман с Джаалом.
●Некорректность в сооружении щитов для «Кочевника» исправлена.
●Хейнли Абрамс поменяли озвучку, чтобы изменить тон оговареваемой личной информации.
●Дробовики начали хорошо функционировать с плазменным зарядником.
●Привнесена четкость в характеристики усилений.
●Игроки различных уровней получили возможность приобрести модифицированное оружие у торговцев.
●Для всех режимов огня усиление также стало продаваться.
●На ПК теперь поддерживается технология Dolby VisionTM.
●«Лучевой генератор» дает возможность стрелять с уроном, который зависит от стандартного урона за единицу времени.



Сетевая игра

●«Отражение» начало правильно функционировать при движении.
●Устранена неисправность в увеличении «Сети скрытности».
●Демон не будет ускоряться на расстоянии от цели в менее чем десять метров и перейдет на стандартное движение.
●Усовершенствовано автоопределения движения врагов в очень тесных пространствах, чтобы минимизировать количество телепортации.
●Начала прерываться перезарядка при переключении на «Кобру» .
●Теперь атаки в ближнем бою это реальность даже если значок оживления находится рядом с центром экрана.
●Заменен звук для подбора патронов.
●Радиус охвата передатчика набора возрождения стал отображаться на экране снаряжения.
●Совместное применение невидимости и разведвизора теперь не увеличивает общее время действия скиллов.
●Устранена ошибка, которая заключалась в не снижении веса при использовании соответствующих модификаций.
●Персонаж разворачивается в сторону Адхи при синхронизации для успешной телепортации.
●Враги больше не становятся в позу "Т" от удара.
●Появилась возможность менять свет в меню.
●Усовершенствованы различные эффекты.

К Mass Effect: Andromeda было выпущено обновление 1.08, расширяющее возможности редактора создания персонажа и добавляющее возможность завести роман с Джаалом мужской версией Райдера.
Полный список изменений можно прочесть ниже:

Одиночная игра
  • Внешность персонажа Райдера теперь можно менять на борту «Бури».
  • Расширен спектр возможность в редакторе персонажа.
  • Скотт Райдер теперь может завести отношения с Джаалом.
  • Диалог Хейнли Абрамс был изменен, чтобы сменить тон персональной информации, которую она обсуждает.
  • Исправлена ошибка с заданием по созданию улучшенных щитов для «Кочевника».
  • Уровень «Нексуса» и очки криокапсул выдаются задним числом.
  • У торговцев теперь можно купить модификации оружия для игроков 60-71 уровней.
  • Торговцы теперь продают усиления для автоматического огня, стрельбы очередями и одиночными.
  • Внесена ясность в описания усилений.
  • Модуль плазменной зарядки теперь корректно работает с дробовиками.
  • Усиление «Лучевой генератор» теперь заставляет оружие стрелять постоянным лучом с уроном, зависящим от базового урона оружия в секунду.
  • [ПК] Добавлена экспериментальная поддержка технологии Dolby Vision™.
Сетевая игра
  • Испытание «Сеть скрытности» теперь корректно увеличивается.
  • Демон теперь не ускоряется ближе 10 метров от цели и переходит на базовую скорость.
  • Включена коррекция движения во время атак демона, чтобы снизить вероятность того, что игроки видят демонов, атакующих в неправильном направлении.
  • Улучшено прогнозирование движения для некоторых врагов в узких пространствах, чтобы снизить количество случаев телепортации.
  • Исправлена ошибка, при которой атаки в ближнем бою были невозможны, если значок оживления был рядом с центром экрана.
  • Исправлена ошибка с неправильным проигрыванием звука подбора патронов.
  • Исправлена ошибка, при которой «Отражение» могло работать неправильно при движении.
  • Использование одновременно невидимости и разведвизора больше не увеличивает суммарное время невидимости турианца-агента.
  • Исправлена ошибка, в результате которой снижающие вес модификации не снижали вес.
  • Радиус действия передатчика набора возрождения теперь отображается на экране снаряжения.
  • Переключение на установку «Кобра» теперь прерывает перезарядку.
  • Игрок поворачивается к Адхи при синхронизации во избежание проблем с телепортацией.
  • Исправлена ошибка, при которой враги иногда попадали в «позу-Т» при ударе.
  • Улучшены визуальные и звуковые эффекты статуса готовности в сетевых фойе.
  • Добавлена возможность изменять свет в меню настройки.

Спустя месяц после релиза патча 1.05 разработчики Mass Effect Andromeda выпустили обновление 1.06. На этот раз на улучшение анимации рассчитывать не приходится.

Телеграфировать

Твитнуть

Спустя месяц после релиза патча 1.05 разработчики Mass Effect Andromeda выпустили обновление 1.06. На этот раз на улучшение анимации рассчитывать не приходится.

На PC обновление весит около 1.3 ГБ, игрокам на PlayStation 4 придется загрузить примерно 1.4 ГБ, насчет Xbox One информации пока нет. Список изменений у патча удивительно короткий:

  • Улучшена производительность и стабильность
  • Улучшена видимость субтитров
  • Внесены различные улучшения в катсцены
  • Устранены проблемы, приводившие к зависанию персонажа после нескольких прыжков или изменений направления движения
  • Увеличено количество доступных слотов автосохранения
  • Максимальный уровень Нексуса увеличен до 29
  • Устранена ошибка, из-за которой СЭМ постоянно сообщала о наличии нового письма
  • После появления новых реплик в уже известных вариантах ответов эти варианты снова будут подсвечиваться белым
  • Разнообразные исправления и улучшения в одиночной игре (оружие, противники, модификации, управление), а также дополнительные настройки графики (возможно, только для консолей)
  • Исправлены различные ошибки в одиночной игре
  • Доработан баланс и сложность одиночной игры
  • Доработан баланс и сложность многопользовательского режима
Официально список изменений пока не опубликован, возможно, он будет длиннее.
  • Улучшена производительность и стабильность.
  • Улучшена читаемость субтитров и внесены правки.
  • Различные улучшения игровых видеороликов.
  • Исправлены ошибки с «заеданием» анимации игрока при постоянном подпрыгивании или изменении направления.
  • Увеличено количество автоматических сохранений.
  • Максимальный уровень «Нексуса» повышен до 29.
  • Исправлена ошибка, в результате которой СЭМ мог уведомить игрока о новых письмах, когда письма не приходили.
  • Варианты ответов больше не будут затенены, если доступна новая информация.
  • Исправления одиночной игры и улучшения врагов, брони, оружия, поставщиков, режимов, управления и дополнительных графических параметров.
  • Улучшение баланса одиночной игры на высоких уровнях сложности.
  • Исправления ошибок в одиночных заданиях и исследованиях.
  • Изменение баланса сетевой игры, в том числе умений, улучшений, показателей персонажей, оружия, врагов и заданий.
  • Особые предметы не переносятся в Новую игру+
  • Исправлена ошибка, в результате которой субтитры не отображались на диалоговом колесе во время ожидания, если субтитры были отключены
  • Исправлена ошибка, приводившая к сбросу ОПА до нуля для всех планет, кроме Кадары
  • Торговцы теперь продают усиления огня
  • У торговцев оружием и броней после достижения игроком 61 уровня теперь остаются предметы
  • У нагрудников теперь есть ограничения по уровню
  • Бонусные предметы, вроде брони Первопроходца, теперь можно разобрать
  • Комбо-мод сопротивления больше не дает урона при уклонении во время отключения
  • Улучшена чувствительность джойстиков
  • Решена проблема с отображением повседневной куртки Сары Райдер
  • Добавлена возможность включить/выключить размытие в движении
  • Исправлена ошибка, из-за которой ВИ Реликтов перестает атаковать
  • Турбозаряд не расходует боеприпасы, если его использовать на оружии с улучшением «старый теплоприемник»
  • Исправлено взаимодействие с блоком данных в задании «Отыщите украденное ядро двигателя Реликтов»
  • Исправлена ошибка, в результате которой член отряда не мог быть возрожден, если его убил демон на Объекте 2
  • Замена погибшего члена отряда на экране снаряжения не будет приводит к его необратимой смерти
  • Монорельс на «Нексусе» теперь работает во время задания «Воссоединение с «Нексусом», даже если игрок не прошел пролог
  • Исправлена ошибка, когда игрок мог завести романтические отношения и с Корой, и с Пиби
  • Исправлена ошибка, когда игрок мог завести романтические отношения и с Ветрой, и с Пиби
  • Если свернуть налево в подземелье Хаварла, продвижение по заданию «Сканер Реликтов» не остановится
  • Исправлена ошибка на H-047C, когда враги могли застрять в камне, став неуязвимыми
  • Исправлена ошибка, когда игрок не мог скрыть шлем Первопроходца, выполнив задание на ковчеге «Натанус»
  • Исправлено задание «Щит «Кочевника»
  • Исправлены ошибки с ногой Архитектора, не дававшие закончить бой
  • Задание на Воелде больше не блокируется, если игрок покинет область, просканировав метеорит
  • Задание «Пропавшие ученые» больше не блокируется, если Первопроходец убивает Архитектора до достижения целей
  • Если покинуть «Кочевника», выйдя за рубежи, больше не будет появляться бесконечный экран загрузки
  • Исправлена ошибка, не дававшая переназначить управление прыжком «Кочевника»
  • Исправлена ошибка, когда Кора медленно падала на землю после атаки на летающего врага
  • Улучшена производительность на Эосе при приближении к Продромосу или быстром перемещении туда
  • Загрузка автоматического сохранения после столкновения с кеттами у станции управления питанием Объекта 1 не блокирует возможность двигаться дальше
  • Игрок больше не проваливается сквозь «Бурю», загрузив автоматическое сохранение в космосе
  • Снижена стоимость снаряжения ударного отряда и увеличена его эффективность
  • Имя Первопроходца по умолчанию теперь может переноситься в Новую игру+
  • ПК: исправлена ошибка, из-за которой варианты в диалоге могли выбираться автоматически при использовании мыши и клавиатуры
  • ПК: улучшено изображение в разных разрешениях
  • PS4: исправлен сбой, происходивший, если находиться в главном меню дольше двух минут
  • PS4: исправлен сбой, происходивший, если вернуться из сетевой игры в главное меню

  • Сетевая игра:
  • Исправлена ошибка, когда при взаимодействии с устройством игрок начинал многократно приседать
  • Погибший персонаж игрока больше не проваливается сквозь пол после нападения Восходящего на зону эвакуации на базе «Ледоруб»
  • Внесены изменения, чтобы снизить задержку для игроков и организаторов