Матвеева Новелла Николаевна. [Россия, Московская область, Москва]
(род. 07.10.1934, ум. 04.09.2016)

Новелла Матвеева родилась 7 октября 1934 г. в Царском Селе (ныне г.Пушкин ) Ленинградской области , живет в Москве .

Среди ее предков были музыканты и крестьяне, поэты и моряки, скрипичный мастер и даже корабельный фельдшер.

Она придумала слово "шестидесятники" в своей статье, опубликованной альманахе "Поэзия" примерно во второй половине восьмидесятых и с того времени всех живших и действовавших в 60-естали называть — "шестидесятники".

Мелодии первых песен сочинила еще в детстве, в конце войны.

Первой ее публикацией в 1957 году стала пародия на песенку "Пять минут" из кинофильма "Карнавальная ночь". Вскоре последовали публикации стихов в газете "Советская Чукотка" (1958) и журнале "Енисей". С 1959 года ее стихи стали регулярно печататься в центральных газетах и журналах.

Литератор, поэт. С 1961 года Член Союза писателей СССР.

В 1962 году Новелла Матвеева окончила Высшие литературные курсы при Литературном институте имени А.М. Горького.

Первая пластинка Новеллы Матвеевой появилась в 1966 году. Это была первая в Советском Союзе пластинка с авторскими песнями. Там была и "Девушка из харчевни", песня, вышедшая далеко за пределы поющей интеллигенции, та самая, " о гвоздике".

Песни пишет в основном на свои стихи, с 1972 г. — также на стихи Ивана Семеновича Киуру (1934-1992), ее мужа.

Ее перу принадлежит более 30 книг стихов, прозы и переводов. Среди них: "Лирика" (1961), "Кораблик" (1963), "Душа вещей" (1966), "Солнечный зайчик" (1966), "Ласточкина школа" (1973), "Река" (1978), "Закон песен" (1983), "Страна прибоя" (1983), "Кроличья деревня" (1984), "Избранное" (1986), "Хвала работе" (1987), "Нерасторжимый круг" (1991), "Мелодия для гитары" (1998), "Кассета снов" (1998), "Сонеты" (1998), "Караван" (2000), "Жасмин" (2001).

Как автор-исполнитель Н. Матвеева записала пластинки: "Песни" (Мелодия, 1967), "Стихи и песни" (Мелодия, 1966), "Дорога — мой дом" (Мелодия, 1982), "Музыка света" (в соавторстве с И. Киуру, Мелодия, 1984), "Баллады" (в соавторстве с И. Киуру, Мелодия, 1985), "Мой вороненок" (в соавторстве с И. Киуру, Мелодия, 1986), "Рыжая девочка" (в соавторстве с И. Киуру, Мелодия, 1986) и компакт-диски "Какой большой ветер" (ASP, 1997), "Девушка из харчевни" (ASP, 1997), "Новелла Матвеева" (Moroz Records, 1999), "Лучшие песни" (Московские окна, 2000), "Отчаянная Мэри", "Трактир "Четвереньки".

Наиболее известными и популярными песнями Новеллы Матвеевой стали: "Песня погонщика мула" ("Ах, как долго, долго едем..."), " " (" "), "Водосточные трубы" ("Дождь, дождь вечерний..."), "Девушка из харчевни" ("Любви моей ты боялся зря..."), "Окраина" ("Летняя ночь была..."), "Капитаны без усов" ("Вот передо мною море голубое..."), "Страна Дельфиния" ("Набегают волны синие..."), "Фокусник" ("Ах ты, фокусник..."), "Цыганка" ("Развеселые цыгане по Молдавии гуляли..."), "Шарманщик" ("На землю падал снег...") и др.

Прощание с Новеллой Матвеевой состоялось во вторник 13 сентября 2016 г. в Храме Космы и Дамиана в Шубине и в Центральном доме литераторов.

Она была одним из первых поэтов-бардов, клавших свои стихи на музыку и исполнявших их под гитару.


Родилась 7 октября 1934 года в Царском Селе (ныне - город Пушкин) Ленинградской области. Отец - Матвеев-Бодрый Николай Николаевич, был историком-краеведом Дальнего Востока, действительным членом Всесоюзного географического общества. Мать - Матвеева-Орленева Надежда Тимофеевна, поэтесса. Супруг - Киуру Иван Семенович (1934-1992), поэт.

С 1950 по 1957 год Новелла Матвеева работала в детском доме в Щелковском районе Московской области.

Писать она стала под влиянием матери. Надежда Тимофеевна была личностью незаурядной во многих отношениях, человеком большой культуры и большого артистизма. Она очень любила поэзию, прекрасно читала стихи. Именно из ее уст, в ее удивительной декламации впервые Новелла услышала стихи Пушкина. В доме Матвеевых не всегда было радио, тем не менее благодаря матери музыка звучала постоянно. У нее был романсовый звонкий голос. Она пела цыганские, русские и итальянские песни.

Вообще Новелла Матвеева происходит из знаменитой литературной семьи русского Дальнего Востока: ее дед Николай Петрович Матвеев-Амурский, был поэтом и автором первой "Истории города Владивостока". Ее мать, младший брат Роальд Николаевич, ее дядя Венедикт Николаевич, супруг - тоже поэты...

Свои первые стихотворения Новелла Матвеева сочинила еще ребенком, во время войны. Это было в Монинском госпитале, где она лечилась от острого авитаминоза, подействовавшего ей на глаза. Она показала стихи отцу, который работал там же, в госпитале, политруком. В детстве же пыталась сочинять музыку на свои стихи, а также на стихи А. Гладкова, В. Агнивцева, У. Шекспира, М. Лермонтова, А. Фета...

Первой ее публикацией в 1957 году стала пародия на песенку "Пять минут" из кинофильма "Карнавальная ночь". Вскоре последовали публикации стихов в газете "Советская Чукотка" (1958) и журнале "Енисей". С 1959 года ее стихи стали регулярно печататься в центральных газетах и журналах. В продвижении первых больших подборок стихов Новелле Матвеевой помогли поэты Игорь Грудев и Давид Кугультинов , а также работники ЦК комсомола Виктор Бушин и Лен Карпинский . Далее в судьбе поэтессы принимали участие С. Маршак, К. Чуковский, М. Атабекян, В. Чивилихин, Н. Старшинов, Б. Слуцкий, Ю. Воронов. Корней Иванович, когда ему прочитали "Солнечного зайчика", даже прыгал от радости через стул.

У Новеллы Матвеевой - счастливая творческая судьба. Ее вовремя заметили и сразу полюбили. Девушка из провинции с необычным завораживающим голосом и гитарой в руках завоевала в начале 1960-х годов столицу, а затем и всю страну. Ее песни, зазвучавшие на любительских магнитофонах, довольно быстро воплотились в пластинку "Песни" (М.: Мелодия, 1966). То была первая бардовская пластинка в Советском Союзе, впоследствии неоднократно выпускавшаяся, но так и оставшаяся раритетом.

С 1972 года Новелла Матвеева стала сочинять песни также и на стихи поэта Ивана Киуру. Наиболее известными и популярными песнями Новеллы Матвеевой стали: "Песня погонщика мула" ("Ах, как долго, долго едем..."), "Ветер" ("Какой большой ветер..."), "Водосточные трубы" ("Дождь, дождь вечерний..."), "Девушка из харчевни" ("Любви моей ты боялся зря..."), "Окраина" ("Летняя ночь была..."), "Капитаны без усов" ("Вот передо мною море голубое..."), "Страна Дельфиния" ("Набегают волны синие..."), "Фокусник" ("Ах ты, фокусник..."), "Цыганка" ("Развеселые цыгане по Молдавии гуляли..."), "Шарманщик" ("На землю падал снег...") и др.

В 1962 году Новелла Матвеева окончила Высшие литературные курсы при Литературном институте имени А.М. Горького. Она стала профессиональным литератором. В 1961 году ее приняли в Союз писателей СССР.

В поэзии Новеллы Матвеевой преобладает лирико-романтическое начало. Она отражает высокие гуманистические чувства человека, его мечты и фантазии, окружающий его красочный мир природы. Много пишет она и для детей. Кроме того, Новелла Матвеева занимается переводами, пишет пародии и эпиграммы, выступает со статьями по вопросам литературы и искусства.

Всего ее перу принадлежит более 30 книг стихов, прозы и переводов. Среди них: "Лирика" (1961), "Кораблик" (1963), "Душа вещей" (1966), "Солнечный зайчик" (1966), "Ласточкина школа" (1973), "Река" (1978), "Закон песен" (1983), "Страна прибоя" (1983), "Кроличья деревня" (1984), "Избранное" (1986), "Хвала работе" (1987), "Нерасторжимый круг" (1991), "Мелодия для гитары" (1998), "Кассета снов" (1998), "Сонеты" (1998), "Караван" (2000), "Жасмин" (2001).

Как автор-исполнитель Н. Матвеева записала пластинки: "Песни" (Мелодия, 1967), "Стихи и песни" (Мелодия, 1966), "Дорога - мой дом" (Мелодия, 1982), "Музыка света" (в соавторстве с И. Киуру, Мелодия, 1984), "Баллады" (в соавторстве с И. Киуру, Мелодия, 1985), "Мой вороненок" (в соавторстве с И. Киуру, Мелодия, 1986), "Рыжая девочка" (в соавторстве с И. Киуру, Мелодия, 1986) и компакт-диски "Какой большой ветер" (ASP, 1997), "Девушка из харчевни" (ASP, 1997), "Новелла Матвеева" (Moroz Records, 1999), "Лучшие песни" (Московские окна, 2000), "Отчаянная Мэри", "Трактир "Четвереньки".

В 1984 году в Центральном детском театре в Москве была поставлена пьеса Н. Матвеевой "Предсказание Эгля" - свободная фантазия по мотивам А. Грина, содержащая 33 ее авторские песни.

Перу Новеллы Матвеевой принадлежат сотни публикаций в периодической печати. Ее творчеству посвящено более сотни статей известных поэтов, литераторов, критиков и литературоведов. Среди их авторов Е. Евтушенко, Л. Аннинский, Е. Винокуров, В. Огнев, З. Паперный, В. Лакшин, С. Маршак, С. Чупринин, Г. Красников, Б. Окуджава, Е. Камбурова, Д. Гранин, Я. Смеляков, В. Цыбин, Б. Слуцкий, В. Берестов, А. Урбан, Ю. Смелков и др.

Личные невзгоды, встречавшееся подчас непонимание некоторых критиков, искусствоведов, редакторов и издателей не сломили волю Новеллы Николаевны. Она продолжает активно работать на радость многочисленных поклонников ее творчества.

В 1998 году Н.Н. Матвеева удостоена звания лауреата Пушкинской премии в области поэзии.

Личное дело

Новелла Николаевна Матвеева (80 лет) родилась в Детском Селе (ныне - г. Пушкин) Ленинградской области. Ее отец, Николай Николаевич Матвеев-Бодрый, был географом, историком-краеведом Дальнего Востока и действительным членом Всесоюзного географического общества. Мать, Малькова Надежда Тимофеевна, преподавала литературу, писала стихи, печаталась под псевдонимом Матвеева-Орленева. Дед Николай Петрович Матвеев-Амурский также был писателем, автором первой «Истории города Владивостока», много лет прожил в Японии.

Стихи Новелла начала писать еще в детстве, во время войны, а в конце войны появились и первые песни. C 1950 по 1957 год Матвеева работала в детдоме Щелковского района Московской области.

С конца 50-х начала выступать на публике со своими песнями под аккомпанемент семиструнной гитары. Девушку из провинции с необычным «детским» голосом и гитарой в руках заметили и полюбили. Печататься она начала с 1958 года. Уже в 1961 вышел первый сборник ее стихов «Лирика», в этом же году Матвееву приняли в Союз писателей СССР. В 1962 году она окончила Высшие литературные курсы при Литературном институте имени А. М. Горького (заочно).

Второй поэтический сборник Новеллы Матвеевой - «Кораблик» — вышел в 1963 году. В 1966 году фирмой «Мелодия» была выпущена первая пластинка с песнями Матвеевой. В 1970-е годы у нее вышли книги «Ласточкина школа», «Река», в 1980-е — «Закон песен», «Страна прибоя» и др.

В 1996 году вышла книга воспоминаний Новеллы Матвеевой «Мяч, оставшийся в небе». В 1998 году она стала лауреатом Пушкинской премии в области поэзии, в 2002 году - лауреатом Государственной премии Российской Федерации в области литературы и искусства.

Новелла Николаевна живет в Москве. В последнее время она работает над своими переводами сонетов Шекспира.

Чем знаменита

В 1964 году Hовелла Матвеева написала самую знаменитую свою песню — «Девушка из харчевни» (еще ее называют «Баллада о гвозде»). Слова этой песни «Любви моей ты боялся зря, не так я страшно люблю…» знают даже те, кто не знает их автора.

Новелла была одним из первых советских поэтов-песенников, ее популярность была очень велика - большая часть студенчества нашей страны пела песни Матвеевой, полные света, романтики и доброты, обаяние которых усиливал ее необычно тонкий, почти детский, голос.

Наиболее известными и популярными песнями Новеллы Матвеевой стали: «Песня погонщика мула» («Ах, как долго, долго едем...»), «Ветер» («Какой большой ветер...»), «Водосточные трубы» («Дождь, дождь вечерний...»), «Девушка из харчевни» («Любви моей ты боялся зря...»), «Окраина» («Летняя ночь была...»), «Капитаны без усов» («Вот передо мною море голубое...»), «Страна Дельфиния» («Набегают волны синие...»), «Фокусник» («Ах ты, фокусник...»), «Цыганка» («Развеселые цыгане по Молдавии гуляли...»), «Шарманщик» («На землю падал снег...»).

О чем надо знать

Новелла Матвеева

Несмотря на то, что Новеллу Матвееву обычно причисляли к шестидесятникам (по сугубо хронологическим основаниям), сама она никогда идеологически к ним себя не причисляла и в целом, как писал о ней исследователь бардовской песни журналист Борис Жуков, «оставалась вполне лояльной советской подданной». Новелла всегда была интровертом, стремилась максимально ограничивать контакты с внешним миром, в чем ей во многом помогал ее муж, Иван Киуру, взявший на себя львиную долю общения с редакциями и издательствами.

По словам самой Новеллы Николаевны, тяга к уединению развилась у нее еще в детстве: «От трусости, наверно, от страха. Я - человек дикий, вести себя не умею. Мне очень легко выглядеть смешной. Поэтому я стараюсь быть как-то отдельно...»

Она старательно избегала всяких форм публичности. Даже фотографии Новеллы Матвеевой 60-х годов, когда она была на пике славы, можно буквально пересчитать по пальцам. Выступала она нечасто, а с годами - все реже и реже.

Ее муж — поэт Иван Киуру (1934-1992) — был из семьи репрессированных советских финнов. Они прожили вместе 29 лет. Немногие воспоминания людей, близко знавших Матвееву и Киуру, свидетельствуют, что эта пара чем-то необъяснимо раздражала окружающих. То ли пренебрежением к «быту», то ли преданностью друг другу, то ли тем, что были самодостаточны — создав свою Вселенную для двоих, они никого туда не допускали.

В 1992 году умер Иван Киуру, а через три года погиб Михаил Нодель - молодой журналист и поэт, ставший в 90-е годы секретарем и литагентом Новеллы Матвеевой, а фактически, как пишет Жуков, «посредником между ней и миром». На несколько лет Матвеева замолчала. Новые стихи (но не песни) стали появляться лишь в самом конце 90-х. Сама же Новелла Николаевна практически «выпала» из всякой публичной жизни, проводя почти все время зимой в городской квартире, а летом - на даче в Сходне, где соседи могут месяцами не замечать ее присутствия. По ее собственному признанию, пристально следит за политикой, за новостями и очень близко все принимает к сердцу.

Прямая речь

«Песен на стихи у меня никогда не было. Я всегда сочиняю только всю песню в целом. Иногда не сразу, иногда — вразбивку, но так, чтобы обязательно все свое: и стихи и мелодия — без займов со стороны», - Новелла Матвеева

«Гриновские пейзажи, кошмары, даже гриновские названия - что есть на свете гипнотичнее названия «Синий каскад Теллури», которое одно способно заменить роман, да что роман - целую страну? Таким ожогом была для меня, может быть, только поэзия Новеллы Матвеевой, и в особенности ее песни», — Дмитрий Быков.

«Если Окуджава — благодатный дождь, то Новелла Матвеева — удивительный остров», - Зиновий Паперный.

«Помню, в начале шестидесятых, когда я впервые услышал ее солнечные, сказочные песни, я почему-то решил, что такие песни может писать только очень счастливый человек… Попав в первый раз в дом к Новелле Матвеевой и увидев чудовищный быт ее огромной неприютной коммуналки на Беговой улице, я был потрясен. Каким могучим воображением художника, каким мужеством и оптимизмом должен обладать автор, придумавший свой сказочный мир в такой обстановке!..», - Александр Городницкий .

5 фактов о Новелле Матвеевой

  • Отец Матвеевой был романтиком, поэтому своим детям дал такие необычные имена, назвав дочь Новеллой, а сына - Роальдом. У Новеллы Матвеевой во всей России нет ни единой тезки.
  • Выпущенная в 1966 году фирмой «Мелодия» пластинка Новеллы Матвеевой стала первой в СССР пластинкой бардовской песни.
  • Новелла Матвеева не любит слова «бард» и предпочитает называть исполнителей авторской песни «полигимниками».
  • В 1984 году в Центральном детском театре в Москве была поставлена пьеса Матвеевой «Предсказание Эгля» — фантазия по мотивам произведений Александра Грина, содержащая 33 песни Новеллы Николаевны.
  • Московский театр «Студия-69» поставил спектакль по стихам Новеллы Матвеевой. Каждое стихотворение исполняемое на сцене - это маленький спектакль-миниатюра.

Материалы о Новелле Матвеевой

Моему издавна любимому поэту, Новелле Матвеевой, исполнилось 80 лет. Я с детства знаю наизусть ее песни, те, что мы бесконечно крутили на чудом вышедшей пластинке. И совершенно не мешало, что вокальных данных у автора было меньше, чем у любого ее поклонника. Это была та высокая и светлая романтика, которой требовало наше юное нутро, вопреки тусклому болоту реальности, утяжеленному долгим брежневским царствованием.

Потом, случаем и чудом, мне достался тоненький сборничек стихов Новеллы Матвеевой, и я осознала, что она не бард, каких тысячи, а большой поэт.

Я не знала тогда о ней ничего. Что у нее есть муж, Иван Киуру (Хейно Йоханнес). Что он из семьи финнов, пострадавшей от репрессий. Что он - тоже прекрасный и невостребованный при жизни поэт. Часть песен Новелла пела на стихи мужа.

Это трагедия, если подумать. Два поэта, дьявольски, незаурядно талантливых, прожили жизнь в неизвестности, в почти полном забвении современников. В нищете. Значит, всё, что они в себе несли и готовы были отдать людям, оказалось «идеологически неподходящим». Их не печатали, а в ту, доинтернетовскую эпоху, это означало вакуум, забвение.

Которое оборачивалось для носителей невостребованного знания и таланта – запоями, отчаяньем, депрессией, иногда самоубийством.

Ведь мощный дар, если он дан и не востребован, плющит своего носителя, который есть человек. Просто человек, со всеми его слабостями и болячками. Но на него свалился дар, который мучит и требует выхода. И если этого выхода нет, он начинает ломать человека. Потому что невозможно жить с ним один на один. Потому что это надчеловеческое. Оно сильнее, оно рвется себя осуществить. Как Иаков боролся с Богом на равных. А реальность ставит бетонную стену.

И тогда начинается гибель носителя. Того, на которого это свалилось. Пьянство, отчаяние, бессмысленность своей жизни, смерть.

Сколько таких имен мы знаем! А скольких еще не знаем…

Новелла Матвеева

ВЫ ДУМАЛИ...
Вы думали, что я не знала,
Как вы мне чужды,
Когда, склоняясь, подбирала
Обломки дружбы.

Когда глядела не с упреком,
А только с грустью,
Вы думали - я рвусь к истокам,
А я-то - к устью.

Разлукой больше не стращала.
Не обольщалась.
Вы думали, что я прощала,
А я - прощалась.

Иван Киуру

От северной половины земного шара
Солнце отворачиваться стало –
Устало.
Океан рассердился,
Ветер дохнул,
К небу взметнул облака!..

С корзинкой пустою
Брожу по лесов опустелым базарам,
И ливни косые
Пляшут, как бесы босые,
Ручьями взрывая тропу,
А мне, как снопу,
Обивая бока...

В посвистах ветра,
в дождей несмолкаемых гулах
Ни птиц, ни зверьков не видать,
и не слышно людей...
Я нашёл на пеньке
три опёнка сутулых,
два ореха на ветке,
да с пяток желудей.

С гривой пенистой, белой –
Вихрь мчит одурелый,
Мечет листья в поток...
Ураганы созрели,
И циклоны созрели,
Бессмысленные караваны оркестров запели,
И проклюнулся хаоса серый цветок.

Лист желтеет набрякший
у меня под ногами.
В жёлтой пряже потока румянец осин
Да с лицом обомшелым задумчивый камень
Созерцают уныло
клокотанье трясин...

Бог Ты мой!
Над потопом светило взлетело,
Словно твердь свои реки
исчерпала до дна...
Тишина охватила и душу и тело,
И опять передышка человеку дана!

Кто поверит,
Что в холоде, в слякоти этой,
Под скалою, чей дух
и дремуч и тяжёл,
Я – улыбку давно убиенного лета –
Одинокую дикую розу нашёл?

Матвеева Novella Matveeva Карьера: Поэт
Рождение: Россия» Ленинградская область» Пушкин, 7.10.1934
Новелла Матвеева - русский поэт, прозаик, бард, драматург, литературовед. Родилась 7 октября 1934 года.С конца 1950-х Новелла Николаевна стала сочинять песни на собственные стихи и исполнять их под собственный аккомпанемент на семиструнной гитаре.Она была одним из первых поэтов-бардов, клавших свои стихи на музыку и исполнявших их под гитару.

Родилась 7 октября 1934 года в Царском Счуть (сегодня - град Пушкин) Ленинградской области. Отец - Матвеев-Бодрый Николай Николаевич, был историком-краеведом Дальнего Востока, действительным членом Всесоюзного географического общества. Мать - Матвеева-Орленева Надежда Тимофеевна, поэтесса. Супруг - Киуру Иван Семенович (1934-1992), стихотворец.

С 1950 по 1957 год Новелла Матвеева работала в детском доме в Щелковском районе Московской области.

Писать она стала под влиянием матери. Надежда Тимофеевна была личностью незаурядной во многих отношениях, человеком громадный культуры и большого артистизма. Она сильно любила поэзию, отлично читала вирши. Именно из ее уст, в ее удивительной декламации впервой Новелла услышала вирши Пушкина. В доме Матвеевых не постоянно было радио, тем не менее благодаря матери музыка звучала непрерывно. У нее был романсовый звонкий звук. Она пела цыганские, русские и итальянские песни.

Вообще Новелла Матвеева происходит из знаменитой литературной семьи русского Дальнего Востока: ее дедушка Николай Петрович Матвеев-Амурский, был поэтом и автором первой "Истории города Владивостока". Ее мамаша, меньшой брат Роальд Николаевич, ее дядя Венедикт Николаевич, благоверный - также поэты...

Свои первые стихотворения Новелла Матвеева сочинила ещё ребенком, во время войны. Это было в Монинском госпитале, где она лечилась от острого авитаминоза, подействовавшего ей на глаза. Она показала вирши отцу, тот, что работал там же, в госпитале, политруком. В детстве же пыталась выдумывать музыку на свои вирши, а ещё на вирши А. Гладкова, В. Агнивцева, У. Шекспира, М. Лермонтова, А. Фета...

Первой ее публикацией в 1957 году стала пародия на песенку "Пять минут" из кинофильма "Карнавальная ночь". Вскоре последовали публикации стихов в газете "Советская Чукотка" (1958) и журнале "Енисей". С 1959 года ее вирши стали постоянно печататься в центральных газетах и журналах. В продвижении первых больших подборок стихов Новелле Матвеевой помогли поэты Игорь Грудев и Давид Кугультинов, а ещё работники ЦК комсомола Виктор Бушин и Лен Карпинский. Далее в судьбе поэтессы принимали участие С. Маршак, К. Чуковский, М. Атабекян, В. Чивилихин, Н. Старшинов, Б. Слуцкий, Ю. Воронов. Корней Иванович, когда ему прочитали "Солнечного зайчика", более того прыгал от радости посредством стул.

У Новеллы Матвеевой - счастливая творческая фатум. Ее своевременно отметили и разом полюбили. Девушка из глубинке с необычным завораживающим голосом и гитарой в руках завоевала в начале 1960-х годов столицу, а потом и всю страну. Ее песни, зазвучавшие на любительских магнитофонах, достаточно скоро воплотились в пластинку "Песни" (М.: Мелодия, 1966). То была первая бардовская пластинка в Советском Союзе, в дальнейшем неоднократно выпускавшаяся, но так и оставшаяся раритетом.

С 1972 года Новелла Матвеева стала выдумывать песни кроме того и на вирши поэта Ивана Киуру. Наиболее известными и популярными песнями Новеллы Матвеевой стали: "Песня погонщика мула" ("Ах, как длительно, длительно едем..."), "Ветер" ("Какой крупный ветер..."), "Водосточные трубы" ("Дождь, дождина вечерний..."), "Девушка из харчевни" ("Любви моей ты боялся бессмысленно..."), "Окраина" ("Летняя темное время суток была..."), "Капитаны без усов" ("Вот передо мною море голубое..."), "Страна Дельфиния" ("Набегают волны синие..."), "Фокусник" ("Ах ты, фокусник..."), "Цыганка" ("Развеселые цыгане по Молдавии гуляли..."), "Шарманщик" ("На землю падал снег...") и др.

В 1962 году Новелла Матвеева окончила Высшие литературные курсы при Литературном институте имени А.М. Горького. Она стала профессиональным литератором. В 1961 году ее приняли в Союз писателей СССР.

В поэзии Новеллы Матвеевой преобладает лирико-романтическое начало. Она отражает высокие гуманистические чувства человека, его мечты и фантазии, окружающий его красочный мир природы. Много пишет она и для детей. Кроме того, Новелла Матвеева занимается переводами, пишет пародии и эпиграммы, выступает со статьями по вопросам литературы и искусства.

Вэтого ее перу принадлежит больше 30 книг стихов, прозы и переводов. Среди них: "Лирика" (1961), "Кораблик" (1963), "Душа вещей" (1966), "Солнечный зайчик" (1966), "Ласточкина школа" (1973), "Река" (1978), "Закон песен" (1983), "Страна прибоя" (1983), "Кроличья деревня" (1984), "Избранное" (1986), "Хвала работе" (1987), "Нерасторжимый круг" (1991), "Мелодия для гитары" (1998), "Кассета снов" (1998), "Сонеты" (1998), "Караван" (2000), "Жасмин" (2001).

Как автор-исполнитель Н. Матвеева записала пластинки: "Песни" (Мелодия, 1967), "Стихи и песни" (Мелодия, 1966), "Дорога - мой дом" (Мелодия, 1982), "Музыка света" (в соавторстве с И. Киуру, Мелодия, 1984), "Баллады" (в соавторстве с И. Киуру, Мелодия, 1985), "Мой вороненок" (в соавторстве с И. Киуру, Мелодия, 1986), "Рыжая девочка" (в соавторстве с И. Киуру, Мелодия, 1986) и компакт-диски "Какой немалый ветер" (ASP, 1997), "Девушка из харчевни" (ASP, 1997), "Новелла Матвеева" (Moroz Records, 1999), "Лучшие песни" (Московские окна, 2000), "Отчаянная Мэри", "Трактир "Четвереньки".

В 1984 году в Центральном детском театре в Москве была поставлена пьеса Н. Матвеевой "Предсказание Эгля" - свободная выдумка по мотивам А. Грина, содержащая 33 ее авторские песни.

Перу Новеллы Матвеевой принадлежат сотни публикаций в периодической печати. Ее творчеству посвящено больше сотни статей известных поэтов, литераторов, критиков и литературоведов. Среди их авторов Е. Евтушенко, Л. Аннинский, Е. Винокуров, В. Огнев, З. Паперный, В. Лакшин, С. Маршак, С. Чупринин, Г. Красников, Б. Окуджава, Е. Камбурова, Д. Гранин, Я. Смеляков, В. Цыбин, Б. Слуцкий, В. Берестов, А. Урбан, Ю. Смелков и др.

Личные невзгоды, встречавшееся подчас непонимание некоторых критиков, искусствоведов, редакторов и издателей не сломили волю Новеллы Николаевны. Она продолжает активно трудиться на веселье многочисленных поклонников ее творчества.