Альтруизмом называется бескорыстная забота о других людях. Если открыть словарь антонимов, то можно найти, что термину "альтруист" - это эгоист. Человек с высокими нравственными принципами, которые предписывают ему выполнение бескорыстных действий, направленных на удовлетворение интересов другого человека. Человека можно отнести к альтруисту только тогда, когда в его голове нет ни единой мысли о какой-либо выгоде для самого себя.

Обычный человек зачастую, оказывая помощь своим близким, так или иначе, рассчитывает на взаимность. Настоящему альтруисту все это чуждо. Он просто все отдает. В этом вся суть таких людей. Альтруисту не нужно считать, сколько было им вложено, и он не ждет, что что-то из того, что он отдал, ему вернется.

Так все же, каким человеком обычно является альтруист? Это спокойный, мягкий человек, который редко вспоминает о своих делах, излишне увлекаясь чужими заботами. Очень сложно таким людям сесть обедать, не пригласив за стол другого. В том случае, если люди, склонные к альтруизму, смогли помочь человеку, они искренне рады этому. Такие всегда очень рады, если другие люди добиваются успеха, а также очень сильно сопереживают тем, у кого есть какие-то проблемы.

Бывает так, что человек с такими жизненными взглядами старается как можно скорее отдать все, что у него есть первым встречным только потому, что ему кажется, что они в этом нуждаются сильнее, чем он сам. Одна из негативных сторон это именно то, что человек очень часто поступает так, что вредит себе. Альтруист - это не только тот, кто бездумно все отдает, но тот, кто думает о том, как заработать на помощь окружающим. Мудрый человек для начала разберется, кому и сколько нужно подарить. Он даст удочку и научит ей пользоваться, а не просто накормит рыбой.

Но, впрочем, значение слова "альтруист" уже давно изменилось. И сейчас так называют того человека, который заботясь в первую очередь о себе, не забывает и о других людях. Но такой человек - не альтруист. Это творец. При этом такие люди куда разумнее. Они для начала сделают так, чтобы их собственная жизнь была в норме, а только потом станут помогать окружающим, при этом следя, чтобы их помощь была необходима.

Наверное все поняли, Значение этого слова, если вспомнить, полностью противоположно слову "эгоист". Но существует теория, согласно которой, альтруизм - высшая форма эгоизма. Ведь человек получает искреннее удовольствие от успехов других людей, принимая в достижении этих успехов непосредственное участие.

Всех нас учат в детстве, что добро - это хорошо, а добрые дела сделают нас значимыми в обществе людьми. Так оно и есть, но нужно понимать, что нельзя давать людям пользоваться собой. Нужно помогать только тогда, когда человек действительно в этом нуждается. Иначе он попросту «сядет на шею». Главной целью любого альтруиста должно быть не столько предоставление всего «готового», сколько помощь в достижении целей самим человеком. Именно так и нужно помогать людям. Стремитесь к тому, чтобы не только получать поддержку, но и оказывать ее!

Здравствуйте, дорогие друзья и гости моего блога! Сегодня я затрону тему - альтруизма, расскажу о значении этого слова и приведу примеры. Альтруист — это человек который действует бескорыстно, не ожидая ничего в замен. Мне кажется, что сейчас это очень актуально, и нашему обществу необходимо разбудить в себе эти прекрасные качества. Надеюсь моя статья поможет вам в этом.

Слово альтруист по значению полностью противоположно слову эгоист. То есть это человек, который заботится о других, совершает дела и поступки, приносящие пользу обществу, даже в ущерб самому себе. Это понятие ввел французский социолог Огюст Конт. По его мнению главный принцип альтруизма - жить для других. Конечно слово ущерб мне не очень нравится, так как бескорыстие, это все же действовать не из ущербности, а из изобилия скорей всего. Не обязательно это изобилие проявляется в каких то материальных достояниях человека, скорее это изобилие души и сердца. В статье о я уже затрагивал немного эту тему.

Существует схожее понятие филонтропия (от греч. человеколюбие). Филонтропы - это люди, которые занимаются благотворительностью. Самая простая форма филонтропии - подать милостыню нуждающимся.

Характерные качества альтруистической личности - доброта, отзывчивость, эмпатия, активность, сострадание. У людей, склонных к альтруизму хорошо работает сердечная чакра. Внешне их можно узнать по глазам, которые излучают теплую лучистость. Как правило, альтруистические личности — оптимисты. Вместо того чтобы тратить время на депрессии и жалобы на этот мир, они просто делают его лучше.

Примеры альтруистической деятельности

Свойства альтруистических поступков у разных полов могут отличаться. Как правило, у женщин они имеют более продолжительный характер. Например, они часто ставят крест на карьере во благо своей семьи. А мужчинам, наоборот, свойственны сиюминутные героические порывы: вытащить человека из пожара, броситься грудью на амбразуру. Как во время Великой Отечественной войны это сделал Александр Матросов и многие другие неизвестные герои.

Желание помогать другим по природе своей заложено во всех живых существах. Это свойственно даже животным. Например, дельфины помогают раненым собратьям держаться на плаву, они могут плавать долгими часами под больным, подталкивая того к поверхности, чтобы он мог дышать. Кошки, собаки, лисы, моржи выхаживают осиротевших детенышей как своих собственных.

Также к альтруизму можно отнести волонтерскую деятельность, донорство, наставничество (только при условии, что учитель не берет за это фиксированную плату).

Известные люди альтруисты

Некоторые альтруистические поступки настолько сильны по своей глубине, что надолго входят в историю. Так, во время Второй мировой войны немецкий промышленник Оскар Шиндлер прославился на весь мир тем, что спас от смерти около 1000 евреев, работавших на его заводе. Шиндлер не был праведным человеком, но спасая своих рабочих, он шел на многие жертвы: тратил уймы денег на откуп чиновникам, рисковал попасть в тюрьму. В честь него написали книгу и сняли фильм «Список Шиндрера». Конечно он не мог знать, что это прославит его, поэтому этот поступок можно считать действительно альтруистическим.

К настоящим альтруистам можно отнести русского врача Федора Петровича Гааза. Он посвятил свою жизнь служению человечеству, за что его стали называть «святой доктор». Федор Петрович помогал бедным людям лекарствами, смягчал участь узникам и ссыльным. Его любимые слова, которые можно сделать девизом для альтруистов, звучат так: «Торопитесь делать добро! Умейте прощать, желайте примирения, побеждайте зло добром. Старайтесь поднять упавшего, смягчить озлобленного, исправить нравственно-разрушенное».

К известным альтруистам можно отнести любых духовных учителей и наставников (Христос, Будда, Прабхупада и т.д.), которые помогают людям стать лучше. Они отдают свое время, силы, а порой и жизнь, не требуя ничего взамен.

Лучшей наградой для них может стать то, что ученики приняли знания и стали на путь духовного развития.

Скрытые мотивы

Как я уже говорил, в наших душах природой заложено стремление заботиться об окружающем мире и о людях, ведь все мы взаимосвязаны. Но порой разум берет верх над сердечными порывами. В таких случаях в человеке просыпается эгоизм и забота только о собственном благе.

Приведу пример. Молодая девушка ухаживает за больным престарелым человеком, только лишь потому, что после этого он отпишет на нее свой дом. Можно ли это назвать альтруистическим поступком? Конечно нет, потому что изначальная цель, которую преследует эта девушка, не помощь человеку, а непосредственная выгода после этого.

Но иногда на добрые дела людей толкают такие мотивы, которые могут быть не ясны даже самому альтруисту. Рассмотрим более детально эти скрытые мотивы.

Самореклама

Все чаще благие поступки (бескорыстные на первый взгляд), совершаются с целью повысить свою репутацию. Мировые звезды поголовно занялись благотворительностью и прочей филонтропской деятельностью. Этот мотив называют — «эффект потлача», в честь индейской церемонии демонстративного обмена дарами. Когда между племенами возникали острые распри, то начиналась борьба за авторитет, но это была необычная битва. Каждый вождь племени устраивал пир, на который звал своих недругов. Щедро угощал их и преподносил дорогие дары. Тем самым они показывали свою власть и богатство.

Личная симпатия

Наиболее распространенным мотивом альтруистических поступков является симпатия. Людям приятнее помогать тем, кто им нравится, своим друзьям и любимым. В чем то этот мотив пересекается с саморекламой, потому что одна из его целей - вызвать уважение дорогих нам людей. Но все же есть и существенная разница, потому что здесь присутствует любовь к ближним.

Внутренняя опустошенность

Некоторые люди посвящают всю свою жизнь альтруистическим поступкам и служению обществу, при этом не испытывая внутреннего удовлетворения и гармонии. Причина этому - внутренняя опустошенность, поэтому человек бросает все силы на спасению чужих душ, чтобы не слышать крик о помощи своей собственной.

Истинное бескорыстие

У истинного альтруизма есть два важных принципа - это бескорыстие и душевное удовлетворение от содеянного благого поступка.

Рассмотрим такую ситуацию. Рядом с вами проходит мужчина на костылях и роняет очки. Что вы сделаете? Я уверен, что вы поднимите их и отдадите ему, при этом у вас не возникнет мысли, что он должен сделать что-то хорошее для вас в ответ. Но представьте, что он молча возьмет свои очки и не сказав ни слова благодарности развернется и уйдет. Что Вы почувствуете? Что Вас не оценили и все люди неблагодарные? Если это так, то истинным альтруизмом не пахнет. Но если не взирая ни на что, от этого поступка на душе у вас потеплеет, то это и есть искренний альтруизм, а не проявление банальной вежливости.

Настоящий альтруист не ищет материальной выгоды (славы,почета,уважения), его цель гораздо выше. Оказывая бескорыстную помощь другим, наша душа становится чище и светлее, а соответственно и весь мир становится чуточку лучше, потому что все в нем взаимосвязано.

И в самом высоком проявление, настоящий альтруизм это служение Богу, и служение другим живым существам, через призму понимания, что они частички Господа, не ожидая при этом ничего взамен.

Для того, чтобы корыстные, эгоистичные люди не “сели на голову” альтруисту, необходимо развивать в себе осознанность. Тогда вы сможете различать тех кто действительно нуждается в помощи, от тех, кто просто пытается вас использовать.

Видео

В завершении хочу рассказать вам историю из древних Ведических писаний, которая иллюстрирует проявление настоящего альтруизма и бескорыстия. Смотрите видео.

Для вас писал Руслан Цвиркун. Желаю вам духовно расти и развиваться. Помогайте в этом своим друзьям и делитесь с ними полезной информацией. Если у вас возникли какие-то уточняющие вопросы, не стесняйтесь спрашивать, я с удовольствием на них отвечу.

Здравствуйте, уважаемые читатели! Все чаще человек задумывается о моральных ценностях, своем поведении, видении его окружающими. Из этих размышлений приходит вопрос: альтруист- кто это? Человек, жертвующий собой ради других. К чему может привести такое поведение, и как найти идеальное соотношение альтруистических и эгоистических качеств в себе самом.

До чего может довести альтруизм

Бескорыстная растрата себя ради других не есть такая благодать, как может показаться, на первый взгляд. Приведу вам пример одной моей клиентки. Она человек, который всегда старается сделать хорошо всем вокруг, вне зависимости от ее желаний и состояния.

Когда она сильно заболела, муж попросил сходить в магазин ему за «пивком». На улице у женщины закружилась голова и она упала в обморок. Благо, добрые прохожие усадили ее на скамейку, помогли прийти в себя, напоили водой. Женщина все же отправила за пивом для мужа. На работе коллеги постоянно скидывают на нее свои обязанности, уходят пораньше домой, а она сидит до победного, пока не выполнит всю свою работу и работу других.

Что значит такое ее поведение? Она в ущерб собственным желаниям, а порой и здоровью, пытается сделать хорошо другим. В итоге женщина пришла ко мне в жутком физическом и эмоциональном состоянии. Она была полностью опустошена, постоянно испытывала стресс, не видела никакой цели в жизни и не понимала, а кто просто пользуется ее добротой.

Альтруистические черты характерны для людей, которые обладают , и через помощь другим они пытаются сделать себя лучше. Но в погоне за мнимым счастьем люди могут зайти так далеко, что самостоятельно уже не смогут выпутаться.

Альтруизм часто противопоставляют эгоизму. Но так ли велика между ними разница?

В чем разница между эгоизмом и альтруизмом?

Много ли вы знаете примеров известных людей альтруистов? Нет. Почему? Потому что в понятие альтруизма лежит бескорыстность. Значит, хвастаться своими добрыми делами истинный альтруист не будет. Он не будет просить награды за свое поведение, не будет ждать почестей, известности и одобрение со стороны окружающих.

Но вот беда, многие люди под альтруизмом скрывают желание нравиться людям, быть достойным и порядочным членом общества, казаться высокоморальным. Все это никак не связано с бескорыстием и реальной помощью другим.

Эгоизм, на мой взгляд, в этом отношении немного честнее, нежели альтруизм. Эгоистичного человека видно всегда, он не скрывает это, честно и прямо говорит, что свои желания и принципы ставит выше других.

Истинная же причина поведения альтруиста ясна не всегда. Хотя многие так называемые альтруисты получают истинное удовольствие от помощи.

Альтруист, такой человек, который не всегда понимает истинные мотивы своего поведения. Это означает, что поступая таким образом, он надеется на один результат, а в итоге выходит наоборот.

Золотая середина

В вопросе альтруизма и эгоизма очень важно найти для себя золотую середину. Здоровые отношения между людьми заключаются в том, что каждый получает выгоду из общения. Альтруизм и эгоизм могут одновременно быть качествами одной личности, но они находятся в таком балансе, который позволяет человеку не делать плохо другим и уверенно идти к своим целям.

Не стоит думать, что бескорыстная помощь другим это исключительное благо, а желание добиться своего нечеловеческое зло. Если вы найдете границу, когда будете находиться в мире с окружающими и самим собой, тогда вы сможете жить счастливой и свободной жизнью.

Подчинив себя желаниям других, вы теряете свою жизнь, вы не работаете для себя, вы становитесь рабом. Проявлять бескорыстную помощь хорошо и полезно, но только в правильном и здоровом отношении.

Если вы чувствуете в себе дисбаланс, окружающие постоянно пользуются вами и вы никак не можете выпутаться из этого порочного круга, то обратитесь к психологу. Он поможет вам определить границы реальной помощи другим и вредительства самому себе. Он расскажет, как вы можете исправить ситуацию и найти ту самую золотую середину, которая позволит строить здоровые отношения с окружающими и уверенно достигать своих целей.

Думаю, вам могут быть полезны следующие статьи: « » и « ».

Кроме того, если вы не так хорошо разбираетесь в понятиях, то обязательно прочитайте книгу Павла Симонова «Об альтруистах и эгоистах », там вы сможете найти много полезной и интересной информации.

Помните о балансе!

Согласно определениям, альтруизм - бескорыстная забота о благе других людей. К проявлению альтруизма можно отнести самоотверженность - приношение своих личных интересов в жертву ради другого человека. Альтруизм трактуется как некое благо, высшее проявление добродетели.

Понятие альтруизма

Термин «альтруизм» (с латинского языка «alter» - «другой») был французским и «отцом» - Огюстом Контом. Согласно Конту, своеобразный альтруизма: «Живи для других». Стоит отметить, что понятие было выделено на основе длительных наблюдений за поведением людей. Выяснилось, что очень многие, даже отъявленные мерзавцы и преступники, кого-нибудь в своей жизни да любят, и об этих людях заботятся. И ради близких многие готовы переступить через собственные принципы, убеждения, оказать помощь, содействие в чем-либо.

Проводилось множество наблюдений, экспериментов с целью выяснить способности людей заботиться о других совершенно бескорыстно. Результаты доказывают, что люди на это способны, но вот выявить истинные мотивы бывает очень трудно.

Альтруизм и эгоизм

Противопоставляется альтруизму, безусловно, эгоизм, который преподносится как некое проявление зла. В отличие от альтруизма, эгоизм предполагает доминирование собственных интересов над общественными. В какой-то мере принято считать, что эгоизм - нечто плохое, порочное. Однако стоит понимать, что ни альтруизм, ни эгоизм не являются «истинами в последних инстанциях», и с высокой долей уверенности можно утверждать, что и то, и другое в разумных пропорциях добродетель.

Практически каждый человек обладает как альтруистическими, так и эгоистическими наклонностями. Навязанная забота может дать эффект, обратный ожиданиям альтруиста. А отказ от собственных целей, мечтаний вряд ли можно воспринимать как чистое благо. Нереализованность собственных желаний очень часто влечет за собой несчастье в жизни.

Стоит понимать, что и альтруизм, и эгоизм в чистом виде практически не существуют. Всеобъемлющее человеколюбие и аналогичное себялюбие на самом деле имеет смысл в рамках контекста. Возможно, большинство людей смогут, покопавшись в себе, согласится с утверждением, что чаще всего люди бывают альтруистами и эгоистами по отношению к конкретным лицам, группам населения, а не ко всем жителем земного шара.

6 (7783) 4 13 34 10 лет

Альтруизм (лат. Alter - другой) - нравственный принцип, предписывающий бескорыстные действия, направленные на благо и удовлетворение интересов другого человека (других людей). Как правило, используется для обозначения способности приносить свою выгоду в жертву ради общего блага.

Термин альтруизм введён в противоположность эгоизму. Понятие альтруизма ввёл французский философ и основатель социологии Огюст Конт. Постулат: Альтруизм это - Любовь в действии. Если задуматься над этим, то откроется многое, например, что Любовь и похоть с первого взгляда - не одно и то же и скороспелые браки - почти все построены на влечении, а не на Любви. Что Любовь - не половое чувство, не пищевое (хотя я люблю шашлык) и никакое другое не чувство, а воплощенное Вами во внешнем самое светлое в душе, делающее это внешнее предельно близким Вашему пониманию и приятию. Альтруизм же - проявление этого чувства в непосредственном действии, направленном на то, чтобы причинить добро так, как именно Вы понимаете это добро. Бывает, - срывая прекрасный цветок, чтобы поставить его в хрустальную вазу. Как Любовь случается, несмотря на ненависть, так и альтруизм проявляется необязательно к объекту, кажущемуся прекрасным и в этом - шкала, разделяющая людей, начиная с нуля, кому вообще не даны такие порывы, через тех, кто спасает только красивую девушку и дает милостыню только симпатичной старушке, похожей на идеальный образ бедной учительницы, к тем, кто не способен вообще оставаться равнодушным к любым проявлениях зла и несправедливости (опять-таки так, как он сам это понимает).

Как обычно, толковый словарь: «Альтруизм - это бескорыстная забота о благе других, готовность жертвовать для других своими личными интересами».

Термин «альтруизм» был предложен французским мыслителем Огюстом Контом (1798-1857) для того, чтобы выразить понятие, противоположное эгоизму. Контовский принцип альтруизма гласил: «Живи для других». Ог. Конт характеризует им бескорыстные побуждения человека, влекущие за собой поступки на пользу других людей. Понятие альтруизма используется в каббале уже более пяти тысяч лет подряд. Только на иврите это гораздо более глубокое понятие. В каббале есть определение абсолютного эгоизма - «килим дэ каббала», или, если проще, желания получать. Так обозначается наша эгоистическая природа. А есть ещё понятие Творца, или просто Создателя. Его природа обозначается как «ашпаа» - оно же желание отдавать, оно же вселенский альтруизм. А вот с совковой точки зрения, которая дана в Б. Советской Энциклопедии: «В бурж. этике проповедь альтруизма обычно лицемерно прикрывает эгоистическую сущность капитализма. Научная марксистско-ленинская этика установила, что в основе нравственности лежат не отношения между отдельными личностями, а, прежде всего, взаимоотношения между общественными классами». Согласно некоторым эволюционным теориям морали (например, П. А. Кропоткина, К.Кесслера, В. П. Эфроимсона), человечество проходило в своем становлении групповой отбор на моральность, в частности, на альтруистичность: выживали те группы, у индивидов которых появляется и закрепляется генетическая структура, определяющая альтруистическое - помогающее, самоотверженное, жертвенное - поведение. Если принять во внимание особенное понимание эволюционистами альтруизма, как такого индивидуального поведения, которое увеличивает возможности приспособления и размножения родственной группы при возможном уменьшении шансов индивида, то становится ясно, что альтруизма был одним из биологических инструментов приспособленности не особи, но родичей, то есть «совокупной приспособленности».

Альтруизм - это бескорыстная забота о других и готовность жертвовать для других своими личными интересами. Это когда ты тащишь домой раненую кошку, хотя это прибавит забот, это когда ты помогаешь встать упавшему, мерзкому на вид, старикану, но подняв, вдруг испытываешь необъяснимое чувство удовлетворения. Это когда ты оставляешь деньги попавшему в беду знакомому, никак не намекая, откуда они и не прикидывая, а не соскочит ли тот с катушек от такой благодати. Мотивацией альтруизму, по определению являются именно желания, не связанные ни с какой корыстью.

Человек ничего не делает, не желая этого. Как бы ни противно было ему действие, но если он начал его выполнять, то что-то серьезно побудило его к этому. Что? Система значимости, ценности, с помощью которой делается выбор, в том числе и меньшего из двух зол. В результате человек физически не способен отказать себе даже в незначительном действии, если только не существует более сильная мотивация не выполнять его. В этом заключается вся «сила» любых привычек и наркомании. Вот и весь потолок духовности человека… В то же время человек может демонстрировать чудеса проявлений духовности, если мотивация для этого (многообещающее вдохновение кем-то, избыток энергии желаний, порождаемых зовами плоти и т. п.) достаточна.

К альтруизму относится только то, что осознается, - нельзя говорить об альтруизме стиральной машины, крутящей чьи-то грязные плавки. Альтруист совершает добро (в своем, конечно, представлении) не для того, чтобы было спокойно или радостно на душе. Это была бы самая настоящая корысть. В результате альтруистического поступка человек может получить вместо компенсации немедленную смерть, когда, абсолютно не раздумывая, бросается, чтобы вытолкнуть из-под колес ребенка. Он - в точности как любовь, которая не потому-то и не за что-то. Он есть и все тут, без всяких видимых причин и люди время от времени загораются этим светом.

Как все «правильные» (с точки зрения личной системы ценностей, основа которой заложена генетически) поведенческие акты поощряются состоянием удовлетворения, как и половое поведение, точно так же альтруизм приводит к удовлетворению, что в последующем еще более предопределяет такое поведение. Это остается принять как есть. Это не вульгарно потому, что составляет нашу суть наравне с любовью, а истинная любовь не вульгарна. Хотим мы этого или нет, но в человеке альтруизм заложен изначально. Однако, в огромных стаях круг света альтруизма ограничен близкими. Есть человеческие особи, круг света которых вообще замыкается на самого себя. Они пользуются тем, что дают им другие и взамен приносят пользу сами. Казалось бы, на данном этапе развития цивилизации древние механизмы альтруизма уже не нужны. В этом очень многие уверены. Но это большое заблуждение. Есть немало исторических примеров, когда общины и народы, в которых не осталось носителей истинного альтруизма, культур которых оказались лишенными альтруистических примеров, становились по сути скоплением ничем не связанных индивидуумов и исчезали бесследно. Альтруизм - это цементирующая основа культуры, морали, объединяющая людей. Без него во многих случаях теряется вообще какая-то причина для общего взаимодействия. А в мире случается немало таких обстоятельств, когда без единства становится проблематично выживание. Можно придумывать много различных поводов для единения: религию, общие цели и интересы, но все это на самом деле основывается на более глубоком и общим чувстве, пришедшим от предков - стадным единстве. Его можно отрицать и быть в корне не правым. Но это - дело сугубо личное, что и демонстрируется каждым выдумщиком своих теорий мира.

Статья в газете: «МАЛЕНЬКИЙ СПАСАТЕЛЬ. 11-летний Олег Витязев награжден Орденом Мужества посмертно. Он спас тонувшую девочку, а сам погиб.» Откуда этот порыв у 11-летнего ребенка? На холме в Иерусалиме 800 деревьев, высаженных в одну линию, образуют Дорогу праведников. Под каждым деревом лежит плита с именем европейского христианина, спасшего жизнь одного или нескольких евреев во время нацистского холокоста. Эти «праведные иноверцы» знали, что в случае обнаружения у них беглецов они подвергаются, согласно нацистской политике, той же самой опасности, что и люди, которых они укрывали. Во время вьетнамской войны 63 солдата-американца получили медали славы за то, что спасли своих товарищей от гибели при взрыве. Большинство их них закрыли своим телом неразорвавшиеся гранаты. 59 солдат из этих 63 погибли. Это конкретный пример с конкретными цифрами. Что уж говорить о нашей Отечественной войне, где подобных примеров были сотни тысяч! В отличие от прочих альтруистов (например, 50 000 неевреев, которые, как сейчас считается, спасли от нацистов 200 000 евреев), у этих солдат не было времени испытать стыд за свою трусость или задуматься о вечной благодарности за самопожертвование. Про таких как мать Тереза и говорить не стоит - очевидно.

Б. Ф. Скиннер провел анализ такого явления, как альтруизм, и пришел к следующему выводу: «Мы уважаем людей за их хорошие поступки только тогда, когда мы НЕ можем объяснить эти поступки. Мы объясняем поведение этих людей их внутренними диспозициями только тогда, когда нам не хватает внешних объяснений. Когда же внешние причины очевидны, мы исходим из них, а не из особенностей личности. Зачастую мы оказываем помощь другим отнюдь не потому, что сознательно высчитали, что такое поведение в наших интересах, а просто потому, что нечто говорит нам, что мы должны поступать именно так. Мы должны помочь старушке перейти дорогу. Мы должны вернуть бумажник тому, кто его потерял. Мы должны заступиться за малыша, которого обижают хулиганы. Мы должны защищать наших боевых товарищей от возможной гибели или ранения. Вера в то, что люди должны оказывать помощь тем, кто в ней нуждается, безотносительно к возможной выгоде в будущем, является нормой социальной ответственности. Именно эта норма побуждает людей, например, поднять книгу, которую уронил человек на костылях. Эксперименты показывают, что даже тогда, когда оказывающие помощь остаются неизвестными и не ожидают никакой благодарности, они зачастую помогают нуждающимся лицам. Те, кто любит, всегда стремятся прийти на помощь возлюбленному. Однако интуитивное, неосознанное желание помочь вовсе не обязательно должно относиться к тому человеческому существу, с кем вас связывают узы любви или дружбы. Совсем наоборот, альтруистическое стремление оказать помощь совершенно постороннему человеку издавна считается доказательством особенно изысканного благородства. Подобные бескорыстные порывы альтруизма котируются в нашем обществе чрезвычайно высоко и даже, как утверждают знатоки, как бы сами несут в себе моральное вознаграждение за причиненные нам хлопоты. Испытывая эмпатию, мы обращаем свое внимание не столько на наш собственный дистресс, сколько на страдания других. Ярчайший пример эмпатии - безоговорочное, моментальное оказание помощи людям, к которым мы испытываем привязанность. В среде ученых, изучающих взаимосвязь эгоизма и эмпатии были разные точки зрения, проводились многочисленные эксперименты: очень уж хотелось достоверно определить, способен ли вообще человек на абсолютное бескорыстие… Результаты экспериментов свидетельствовали, что да, способен, но ученые-скептики утверждали, что ни один эксперимент не может исключить всех возможных эгоистических мотивов оказания помощи. Тем не менее, дальнейшие эксперименты и сама жизнь подтвердили, что есть люди, которые заботятся о благе других, иногда даже в ущерб своему собственному благу.» Адам Смит, Теория моральных чувств,1759: «Каким бы эгоистичным ни казался человек, в его природе явно заложены определенные законы, заставляющие его интересоваться судьбой других и считать их счастье необходимым для себя, хотя он сам от этого ничего не получает, за исключением удовольствия видеть это счастье.»