Луи Брайль 4 января 1809 г. в небольшом французском городке Кувре в семье шорника Симона Рене Брайля родился мальчик, которого назвали Луи. Когда ребенку было 3 года, с ним произошло несчастье: он поранил себе глаз шорным ножом, отчего развилось симпатическое воспаление глаз, и мальчик ослеп. Родители постарались помочь слепому ребенку обрести трудовые навыки: научили плести бахрому для конской упряжи и шить домашние туфли, пригласили учителя музыки, который обучил его игре на скрипке. В январе 1819 г. Луи Брайль был зачислен в Парижский институт для слепых. Воспитанников в институте обучали грамоте, музыке, вязанию и ткачеству. Для занятий предоставлялись книги, изданные рельефно-линейным шрифтом. По многим предметам учебников не было, не существовала тогда и система записи нот для слепых, поэтому методика преподавания была основана на восприятии информации на слух. Луи Брайль был одним из способнейших воспитанников института, и в 1828 г. ему после окончания учебы было предложено остаться работать младшим учителем-репетитором, затем он преподавал географию, алгебру и музыку, работая одновременно органистом в парижской церкви Сен-Николя де Шан. Еще во время учебы Луи Брайль задумал создать систему рельефно-точечной письменности, которая была бы удобной для восприятия на осязание, позволяла точно отражать все особенности того или иного языка, записывать цифры, химические и физические знаки, ноты. Он работал над ней долгие годы, и первый вариант своей системы предложил на рассмотрение совета института в 1829 г. Но она не была поддержана. Одним из основных аргументов было то, что разработанный Брайлем шрифт не удобен для зрячих преподавателей. И только в 1837 г. по настоянию слепых совет института вновь вернулся к рассмотрению этого вопроса. Было принято решение напечатать рельефно-точечным шрифтом Брайля "Краткую историю Франции". С выходом этой книги новая система письменности, основанная на рельефном шеститочии, официально обрела право на жизнь. Известно, что в первые годы изобретение Брайля пытались игнорировать, потом безрезультатно стремились переработать, но в конечном счете во всем мире было признано, что разработанная Брайлем система письменности для слепых - наилучшая. Им также был создан специальный прибор для письма; этот прибор с небольшими изменениями дошел до нашего времени. В России первая книга по системе Брайля была издана А.А. Адлер в 1885 г. Луи Брайль умер 6 января 1852 г. Он похоронен в родном городке Кувре. В домике, где он родился и провел детские годы, открыт музей, а улица, которая ведет к дому, названа его именем. В мае 1887 г. в Кувре был открыт памятник, созданный известным французским скульптором Леру.
Так же прилогаеться алфавит, которым общаются слепые...

Родился 4 января 1809 года в небольшом французском городке Кувре в семье шорника Симона Рене Брайля.

Когда Луи было три года, он поранил себе глаз шорным ножом. У мальчика развилось симпатическое воспаление глаз, и он ослеп. Родители постарались помочь слепому ребенку обрести трудовые навыки: научили плести бахрому для конской упряжи и шить домашние туфли, пригласили учителя музыки, который обучил его игре на скрипке.

В январе 1819 года Луи Брайль был зачислен в Парижский институт для слепых. Воспитанников в институте обучали грамоте, музыке, вязанию и ткачеству. Для занятий предоставлялись книги, изданные рельефно-линейным шрифтом. По многим предметам учебников не было, не существовала тогда и системы записи нот для слепых, поэтому методика преподавания была основана на восприятии информации на слух.

Луи Брайль был одним из способнейших воспитанников института, и в 1828 году, когда он окончил учебу, ему было предложено остаться в институте и стать младшим учителем-репетитором. Брайль принял это предложение. Потом он преподавал географию, алгебру и музыку - и одновременно был органистом в парижской церкви Сен-Николя де Шан.

Еще во время учебы Брайль задумал создать систему рельефно-точечной письменности , которая была бы удобной для восприятия через осязание, и в то же время позволяла бы точно отражать все особенности того или иного языка, записывать цифры, химические и физические знаки, ноты. Он работал над системой долгие годы, и первый ее вариант предложил на рассмотрение совета института еще в 1829 г. Но идея Брайля не была поддержана. Одним из основных аргументов было то, что разработанный им шрифт неудобен для зрячих преподавателей.

В 1837 году по настоянию слепых совет института вновь вернулся к рассмотрению вопроса о новой системе письма, пригодной для слепых. Было принято решение напечатать рельефно-точечным шрифтом Брайля "Краткую историю Франции". С выходом этой книги система письменности, основанная на рельефном шеститочии, официально обрела право на жизнь.

В первые годы после выхода "Истории" изобретение Брайля пытались игнорировать, потом безрезультатно стремились переработать, но в конечном счете во всем мире было признано, что разработанная Брайлем система письменности для слепых является наилучшей.

Кроме букв и цифр на основе тех же принципов Брайль разработал и систему записи нотных знаков и с ее помощью преподавал музыку слепым.

Им также был создан специальный прибор для письма , который с небольшими изменениями дошел до нашего времени.

В России первая книга по системе Брайля была издана А.А. Адлер в 1885 году.

Луи Брайль умер 6 января 1852 года. Он похоронен в родном городке Кувре. В доме, где он родился и провел детские годы, открыт музей, а улица, которая ведет к дому, названа его именем.

В мае 1887 года в Кувре был открыт памятник Луи Брайлю, созданный известным французским скульптором Леру.

К 100-летию смерти Брайля, в 1952 году, прах был торжественно

Революционное изобретение удобной методики чтения и записи француза Брайля существенно улучшило качество жизни слабовидящим и слепым людям во всем мире, позволило повысить уровень образования, а стало быть и получить дополнительные жизненные возможности тем, кто лишен такого привычного для большинства дара — зрения.

Дом, в котором родился Луи Брайль, в маленькой деревеньке Кувре, что расположена в 40 километрах к востоку от Парижа, с 1956 года по настоящее время играет роль музея. Он находится на окраине, на улице, переименованной в его честь. Здание внесено в список исторических памятников Франции, благодаря чему и сохранил свой первоначальный облик. Музей открыт для посещения и бережно сохраняется усилиями всемирной организации слепых совместно с муниципалитетом Кувре.

Детство Луи Брайля

4 января 1809 в небольшом каменном доме, построенном в конце 18 века, в семье Симона-Рене Брайля и Моник Барон, родился поздний четвертый ребенок. Когда он появился на свет никто не мог даже предположить, насколько быстро на жизненном пути мальчика возникнут сложные испытания.

Помимо дома, семейство владело несколькими хозяйственными постройками и семью с половиной акрами земли с виноградниками. Симон-Рене — знаменитый на всю округу шорник, изготовлявший на заказ все виды конской упряжи. Рабочее место отца было завалено тюками с кожей, на стене позади него висели ровными рядами разнообразные инструменты. Природное детское любопытство и желание помочь родителям влекло маленького Луи в мастерскую. Острые инструменты для резки кожи детям в руки было брать запрещено.

Однажды в жаркий летний день, когда Луи только исполнилось три года, воспользовавшись занятостью отца в передней части дома, мальчик не смог удержаться от соблазна. Он проник в мастерскую и увидел рядом с лежащими кожаными обрезками длинный острый инструмент для создания отверстий — шило. Вот уже практически дотянувшись до шила Луи попытался его взять, как инструмент выскользнул из маленьких рук, скатился по гладкой коже и шило попало острием ему в глаза. Врач, пришедший на помощь смог только покачать головой. Глаз был тяжело травмирован и воспален. Воспаление и инфекция быстро распространились и на второй глаз. В наши дни докторам удалось бы спасти по крайней мере неповрежденный глаз, но тогда антибиотиков ещё не существовало.

К пяти годам мальчик окончательно и бесповоротно ослеп. Он был слишком мал, чтобы осознать в полной мере последствия. В те времена на улицах городов было много слепых нищих. Они стояли на углах улиц, на сквозняке, завернутые в лохмотья, и питались от случая к случаю. Родители поставили перед собой цель научить ребенка крепко стоять на своих ногах, чтобы он мог прожить максимально полноценной счастливой жизнью и поэтому они его не баловали.

Луи научился натирать кожу до блеска тканью, пропитанной воском, плел декоративные косички, которые использовались в готовых изделиях. Помогая матери, он накрывал на стол и приносил воду. Дорога была долгой и трудной, но, если он спотыкался и проливал воду, шел за ней снова. Симон-Рене вырезал для сына длинную палку с заостренным концом для прогулок. Она стала большим подспорьем для мальчика, так как позволяла «предвидеть» и исследовать препятствия, чтобы обходить их.

Годы обучения

Омрачали детство Луи события, происходящие на северо-востоке Франции. После поражения армии Наполеона I, войска под предводительством русского царя Александра I шли на Париж. Неизвестные голоса, непонятная речь раздавалась в доме Брайлей, громкие шаги в мастерского отца сильно пугали детей. После двух лет оккупации в 1816 году иностранные войска покинули страну. В деревне возобновился привычный темп жизни. Работа с отцом в мастерской заполняла дни Луи.

Когда Луи исполнилось шесть лет, в деревне появился новый священник, который и изменил жизнь мальчика коренным образом. Отец Якоб учил его истории, знакомил с наукой, познакомил с музыкой и песнями. Он открыл его сердце для христианской веры. Когда Луи было семь лет, родители отправили его к молодому деревенскому учителю. Луи был прилежным и внимательным учеником, несмотря на темноту, которая его окружала он жадно впитывал все, что говорил учитель. Для обучения грамоте отец придумал приспособление, состоящее из деревянной доски, со вбитыми в форме латинских букв гвоздями. Так он освоил основы грамоты и задумался о возможности применения выпуклой поверхности в ходе обучения незрячих, что и стало основой будущего изобретения шрифта.

Отец Яков к десяти годам Луи подыскал для мальчика место в королевской школе для слепых детей, основанной в 1784 году Гийе (ныне национальный институт для слепой молодежи) в Париже. Это было первое образовательное учреждение для незрячих в мире. Родители не хотели отпускать сына, но священник убедили их, что с каждым годом разрыв между Луи и другими детьми будет расти, а парень жаждет знаний.

В школе преподавались все возможные предметы: арифметика, грамматика, география, история, музыка, а Луи был замечательным учеником и преуспевал по всем дисциплинам. Дети много гуляли, держась за веревку, посещают Ботанический сад. Во главе со зрячим учителем около двенадцати детей слушали пение птиц, вдыхали аромат и упивались рассказом о цветах и деревьях. Иногда они ходили в музей естественных наук, где им было позволено прикоснуться до некоторых экспонатов.

Особенно нравились Луи классы музыки. Преподаватели консерватории учили его бесплатно. Освоив не только фортепьяно, но и орган, изобретатель стал ещё и прекрасным музыкантом. В 16 лет он получил оплачиваемую должность органиста в маленькой церкви возле учебного учреждения в Париже.

В школе Луи, обученный чтению, обнаружил, что вся библиотека состояла из 14 тяжелых и неудобных книг. Это зародило в душе мальчика надежду на то, что наступят такие времена, когда книги для незрячих можно будет издавать в больших объемах.

Послеобеденные часы мальчик проводил в мастерских, где вязал шапки и варежки, тачал обувь, плел кнуты для лошадей и быков. В конце первого года обучения Луи получил награду за свое мастерство, основы которого он приобрел, благодаря отцу.

Первые опыты

В 19 лет ему предложили должность учителя. Слепые студенты учатся читать и писать на латыни, используя методику Гийе. Метод, основанный на вырезанных на доске латинских символах был малоэффективным. Символы трудно распознавались на ощупь и воспроизведение их происходило чрезвычайно медленно. Луи Брайль начал экспериментировать с кругами, квадратами и треугольниками, вырезанными на коже, в попытке разработать специальный алфавит для слепых.

Вместе с одноклассниками он параллельно знакомится с методом передачи и получения информации, применяемым военными. Метод, изобретенный офицером Шарлем Барбье был основан на матрице, размером 6 на 6 символов, представляющей собой узоры из точек, для бесшумной передачи информации «вслепую».

Шрифт Барбье позволял передавать текст, разбитый на звуки. Каждому звуку соответствовал узор, состоящий из одиннадцати выпуклых точек, определенным образом выколотых на матрице. Там не было цифр и символов. Этот тип шифрования подходил для коротких сообщений. Воодушевившись идеей использования точек, вместо резьбы и царапанья, Луи предложил упростить матрицу до размера 6 на 2 символа. Ещё одним неудобным нюансом казался фонетический упор метода, не учитывающий орфографию, не распространяющийся на передачу музыкальных символов и математических знаков.

Приложив незаурядное рвение при поиске удобной системы, он непрерывно трудился, пока не приблизился к заветной цели. Наконец, в начале октября 1825 года, 16-летний Луи представил директору учреждения первую версию своего алфавита и шрифта. К 1829 году появилось первое описание метода передачи информации для незрячих Луи Брайля, который предполагал возможность не только записи текстов, но и музыки, математических символов, подходил для описания схем вязания узоров и многого другого.

Одноклассники Брайля освоили эту систему очень быстро и были в восторге. Это было так просто, что сложно проверить. Метод позволял ребятам писать и читать друг другу письма, самим создавать книги. Успех системы сделал юношу наставником для детей. Его большая заслуга заключалась и в открытии незрячим пути к музыкальному достоянию. На основе своего шрифта он в 1828 году разработал систему, позволяющую впервые в истории, записать музыкальные произведения незрячими и для незрячих. Новый директор школы просил его начать работу в качестве преподавателя с зарплатой в 15 франков. В 1833 году Луи принял это предложение.

Последние годы изобретателя

Параллельно с усердными трудами у изобретателя в 1829 году начались проблемы со здоровьем. Помещение, занятое школой состояло из темных комнат с плохой вентиляцией, а отсутствие качественного питания, служило предпосылкой к развитию болезней. В 1835 проявились первые симптомы туберкулеза и у Луи. В то время, не было никакого действенного метода лечения болезни, кроме отдыха. Несмотря на все попытки излечиться, болезнь прогрессировала настолько быстро, что он был вынужден покидать пределы Парижа несколько раз. Длительный отдых с семьей давал надежду на выздоровление. В 1837 в мастерских школы изготавливается первая книга, напечатанная шрифтом Брайля «История Франции сквозь века». В 1838 году правительство выделило деньги на строительство нового здания, возведение которого было завершено в 1843 году. Здесь Луи Брайль провел последние годы своей жизни. Годом позднее у него произошло сильное кровоизлияние, в результате которого Брайль не мог работать в полную силу и ограничился преподаванием музыки.

На свои немногочисленные доходы он покупал только самое необходимое, а на сэкономленные деньги приобретал книги и письменные принадлежности для учеников заведения, которому отдал всю свою жизнь. Он платил студентам и за копирование книг, чтобы впоследствии передать их нуждающимся.

Луи Брайль умер в возрасте 43 лет 6 января 1852 года от туберкулеза. После его смерти друзья нашли небольшую коробку, на крышке которой было написано: «сжечь, не открывая». Любопытство взяло верх, товарищи заглянули внутрь, обнаружив сотни долговых расписок от учеников, которых он выручил деньгами. Из уважения к памяти изобретателя его последняя воля была выполнена. Он был похоронен в родной деревушке, а спустя сотню лет, его захоронение перенесли в Пантеон в Париже, где покоятся национальные герои Франции. Франция и весь остальной мир ценит вклад Луи Брайля в культурную жизнь людей, благодаря воплощенному механизму сенсорного чтения.

Луи Брайль (Брай; фр. Louis Braille; 4 января 1809 года, Кувре (фр. Coupvray, пригород Парижа) - 6 января 1852 года, Париж) - французский тифлопедагог.

Биография

Луи Брайль родился 4 января 1809 года в семье сапожника (по другим данным - шорника) Симоне-Рене (Simon-Ren) Брайля в небольшом французском городке Кувре (англ.).

В 3-летнем возрасте Брайль начал слепнуть в результате воспаления глаз, начавшегося оттого, что мальчик поранился шорным ножом (подобие шила) в мастерской отца, окончательно он ослеп в 5 лет.

Родители научили Луи плести бахрому для конской упряжи, шить домашние туфли, пригласили учителя музыки для обучения Луи игре на скрипке. Алфавит Луи изучал в местной школе при помощи палочек.

В 10 лет (в 1819 году) Луи отдали в Парижский государственный институт для слепых детей, обучающий грамоте, музыке, вязанию и ткачеству. Для занятий предоставлялись книги, изданные рельефно-линейным шрифтом, но таких книг было мало, и отсутствовали учебники по многим предметам. Методика преподавания была основана на восприятии информации на слух. Луи был одним из способнейших учеников, научился играть на пианино и органе. В 1828 году Луи окончил учёбу и получил предложение о работе младшим учителем-репетитором.

Во время обучения Луи познакомился с «ночной азбукой» (англ.), разработанной Шарлем Барбье. Барбье был артиллерийским офицером и разработал азбуку для военных целей - для передачи информации в ночное время. Запись сведений осуществлялась путём прокалывания отверстий в картоне, чтение - путём прикосновений к картону (осязанием).

В 1824 году (в 15 лет) Брайль разработал рельефно-точечный шрифт для незрячих и слабовидящих людей, названный в его честь (шрифт Брайля) и используемый по сей день во всём мире. Брайль работал над шрифтом многие годы и в 1829 году представил начальный вариант шрифта (англ.) на рассмотрение совета института. Совет института счёл шрифт неудобным для зрячих преподавателей. И только в 1837 году по настоянию слепых и слабовидящих людей совет института снова вернулся к рассмотрению шрифта.

Брайль был талантливым музыкантом, преподавал музыку незрячим и слабовидящим людям, на основе принципов, положенных в основу его шрифта, разработал шрифт для записи нот (нотопись).

Первой книгой, напечатанной по системе Брайля, была «История Франции» (1837).

Умер Брайль 6 января 1852 года в Париже и был похоронен в родном городе Кувре. В 1952 году перезахоронен в Пантеоне (Париж). В доме, в котором Луи провёл детские годы, открыт музей. В честь Брайля названа улица, ведущая к его дому-музею.

В России книгопечатание шрифтом Брайля началось с издания в 1885 году книги «Сборник статей для детского чтения, посвященный слепым детям» Анной Александровной Адлер в количестве ста экземпляров.

Память

    Бюст с рельефом на родине в Кувре

    Могила Брайля в Пантеоне в Париже

    Бюст в Марселе

    Бюст в Буэнос-Айресе

  • К 100-летию смерти, в 1952 году прах Брайля был торжественно перенесен в парижский Пантеон.
  • В СССР, ГДР и Казахстане были выпущены почтовые марки, посвященные Брайлю:

    Почтовая марка СССР, 1959 год

    Postage stamp (East Germany, 1975): Braille has been honored on stamps worldwide.

    Почтовая марка Казахстана, 2009 год

  • В 2009 году, к двухсотлетию дня рождения, монеты с изображением Брайля были выпущены в Индии и США, а также в Бельгии и Италии.