Подделки, фейки

Целая индустрия по изготовлению подделок художественных произведений непрерывно развивается и совершенствуется вместе с антикварным рынком. Есть в ней свои ремесленники и свои творцы...

Знаменитая картина XVII века "Сводня" оказалась шедевром великого фальсификатора ван Меегерена, продавшего подделок на $100 млн.

Полотно изначально считалось подделкой, когда его нашли в 1947 году;

Картина была признана шедевром неизвестного мастера XVII века после экспертиз в 2008-2009 годах;

В 2011 году холст вновь признан подделкой, но уже приобрел знаменитого автора, ценность авторства которого сравнима с именами великих художников.


Около 2 млн фунтов стерлингов получит русский миллиардер Виктор Вексельберг от аукционного дома «Кристиз». Эти деньги были заплачены олигархом на аукционе за картину Бориса Кустодиева «Одалиска», которую позже признали подделкой. Аукционный дом отказался вернуть деньги добровольно, поэтому добиться отмены сделки Вексельбергу удалось только через суд в Лондоне.

По мнению экспертов, подделками являются от 10 до 30% картин, находящихся в частных российских коллекциях. В случае если речь идет о работах мастеров с мировыми именами, этот процент может достигать и более высоких значений. В оценке подлинности ошибаются даже признанные экспертные центры, которые функционируют при музеях. Так, в 2008 году стало известно о ста случаях ошибочных экспертиз, проведенных специалистами Третьяковки. Еще двумя годами раньше музеям запретили проводить частные экспертизы. Это было нужно, чтобы передать оценку произведений искусства в руки независимых экспертов и сделать ее более прозрачной.

«Одалиска»

Инвестиционный фонд «Аврора», подконтрольный Виктору Вексельбергу, приобрел «Одалиску» в 2005 году. На торгах за нее уплатили рекордную для полотен Бориса Кустодиева сумму в 1,7 млн фунтов стерлингов. Уже в России эксперты определили, что картина поддельная, однако аукционный дом отказался признать эти заключения.

На небольшом полотне изображена обнаженная женщина «в интерьере». На суде российские эксперты указали, что манера письма не соответствует «фирменному» стилю художника. «В целом картина похожа, Кустодиев и Кустодиев», — рассказал РИА Новости Владимир Петров, принимавший участие в одной из экспертиз. Несоответствия, по его словам, стали всплывать при детальном осмотре картины.

Характер мазков у Кустодиева экспрессивный, создает цветовую игру, а здесь цвета прорисованы примитивно и будто отделены друг от друга. Интерьер тоже рисовали не так: в нем смещены пропорции, не хватает характерных для мастера деталей и легкости. Претензии вызвала и подпись художника. Она была выполнена пигментом с содержанием алюминия, которого при жизни Кустодиева не было.

Эксперты со стороны ответчика оправдывались. Небрежность в написании возникла потому, что Кустодиев писал картину в спешке. Он уже был прикован к инвалидной коляске и остро нуждался в деньгах. Что касается подписи, то «алюминиевая» краска уже существовала, хотя и использовалась редко.

Судья принял сторону россиян. Впрочем, при оглашении вердикта уточнил, что определить с полной уверенностью, чьей рукой написана «Одалиска», он не может. Просто доводы истцов показались ему более убедительными.

Кошки-мышки

Ситуация с полотном Кустодиева наглядно демонстрирует, как сложно отличить подлинник от подделки. На вооружении экспертов новейшие методики, но даже они срабатывают далеко не всегда.

Рентген, химический анализ, инфракрасные лучи и ультрафиолет — все эти исследования позволяют «просканировать» картину. Рентген считывает слои краски. После этого становится понятно, как художник добивался того или иного оттенка, и можно говорить об авторской манере письма.

Ультрафиолет и инфракрасные лучи выявляют места, дописанные позже. С их помощью определяют, например, когда поверх подписей одних художников ставят автографы других. Так произошло во французском Гренобле, когда выявили подделку картины Густава Курбе, живописца XIX века. Под его именем стояла подпись «Кутюр». Фальсификатор закрасил последние три буквы, чтобы исправить подпись и таким образом увеличить стоимость картины.

Химический анализ определяет состав краски. Это позволяет экспертам говорить о дате написания полотна. Так в Лондонской национальной галерее в 1965 году обнаружили подделку Гойи. Оказалось, что при создании картины использовали краски, которыми стали пользоваться позже.

Наконец, существует методика, изучающая характер трещин на холстах. Она делает вывод, появились трещины в результате естественного старения или же были сделаны специально — скальпелем или иглой.

Однако как быть, если, например, именем известного художника подписывают безымянное полотно того же времени? Или когда новую картину пишут красками, которые соскоблили со старых холстов? Именно так в 2008 году Третьяковская галерея объяснила ошибки своих экспертов. «Краски те же. Работы одного года. Никакой химик здесь ничего не докажет», — заявил представитель Третьяковки в интервью Интерфаксу.

«Есть и еще один момент: беспристрастность самих экспертов, — говорит собеседник "Руси", имеющий отношение к закупкам предметов искусства на аукционах. — Нередко в спорных вопросах появляются два совершенно противоположных мнения экспертов. И тогда приходится выяснять, какие силы стоят за каждым. Не имели ли место теневые сделки между продавцом и оценщиком».

Мастера жанра

Самым известным изготовителем подделок считают голландца Хана ван Меегерена, жившего в первой половине XX века. На его счету десятки поддельных картин Вермеера Дельфтского, Питера де Хоха и других голландских живописцев XVII века.

В 1937 году Меегерен продал свое полотно «Христос в Эммаусе» за 2 млн долларов. Он выдал картину за раннего Вермеера, сообщив, что приобрел ее во время поездки в Италию у одной обедневшей семьи. И критики поверили.

Обман раскрыл сам Меегерен спустя десять лет. В Голландии его арестовали за связи с нацистами. Во время войны он продал очередную картину под Вермеера, выдав ее за оригинал, фашистскому лидеру Герману Герингу. Чтобы избежать тюрьмы, ему пришлось сознаться, что полотно было поддельным. Меегерен заявил: он специально продал подделку Герингу, чтобы навредить нацистам.

Для подтверждения этих сведений фальсификатора на шесть недель посадили под домашний арест. За это время он в присутствии наблюдателей создал еще одну подделку, масштабное полотно «Молодой Христос, проповедующий в храме».

Французский живописец XIX века Жан Батист Камиль Коро и сам был не против подделок. В его студии собирались подражатели, которые писали, имитируя манеру Коро. Шутки ради мастер нередко ставил на этих картинах свою подпись, чем основательно запутал искусствоведов.

Целая артель фальсификаторов под руководством француза Фернана Легро изготавливала в 60-е годы подделки под Пикассо, Матисса и Модильяни. Легро вез картины в Штаты, где на таможне их проверяли эксперты, как правило, не очень дотошные. Они выписывали ему сертификаты подлинности, что в тысячи раз увеличивало стоимость работ.

Методики исследования предметов искусства совершенствуются. Это привело к тому, что крупные аукционные дома объявляют «срок годности» на проданные лоты. Аукцион гарантирует подлинность, но эта гарантия длится всего лишь два-три года. Этим аукцион страхуется от того, что с развитием методик проданные им сегодня подлинники могут позже объявить фальшивками.

В истории подделок есть и истории-перевертыши. Так, в 2009 году полотно под названием «Сводня», которое раньше считали работой имитатора Меегерена, признали подлинником ван Бабюрена, живописца XVII века.

Очень часто мошенники обводят вокруг пальца экспертов. Аукционные дома не всегда проводят тщательную экспертизу холста или красок, дилеры при желании подделывают сертификаты подлинности и придумывают убедительную родословную картины. В результате обманываются не только покупатели-новички, но и эксперты, искусствоведы и даже родственники художников. Как правило, сами фальсификаторы — талантливые художники, чьи картины никакого ажиотажа ни на торгах, ни в галереях, ни даже на вернисажах не вызывали.

«Модильяни» от Эльмира де Хори


Об Эльмире де Хори пишут книги и снимают кино. За свою жизнь он создал тысячи подделок самых известных и дорогих художников — от импрессионистов до модернистов. Чтобы убедить в истинном происхождении картин, де Хори покупал старые каталоги с картиной нужного художника, затем аккуратно вырезал ее оттуда, рисовал своего «Матисса» или «Пикассо», фотографировал картину и вставлял иллюстрацию обратно в каталог. У покупателя в таком случае не оставалось никакого сомнения, что перед ним оригинал.

Обман раскрылся после того, как в 1960-х годах техасский нефтяной магнат Алгур Медауз купил большую коллекцию картин — «Модильяни», «Пикассо», «Матисс» и других — у арт-дилера Фернана Легро, который сотрудничал с де Хори. После того, как Медауз подал в суд, де Хори предпочел остаться в Испании. Там он продолжил рисовать, но уже подписывался своим именем. В 1980-х годах, уже после смерти художника, крупные аукционные дома — Sotheby’s и Christie’s стали продавать его работы под его же именем — цена начиналась от нескольких сотен фунтов и доходила до нескольких тысяч. Однако в начале 1990-х эксперты обратили внимание на то, что качество работ не всегда было одинаково хорошим, и заподозрили, что самого де Хори тоже кто-то подделывает. Торги работами художника решили прекратить.

Подделка скульптур Джакометти


Альберто Джакометти — известнейший скульптор, живописец и график, один из крупнейших мастеров XX века. А подделывал его работы голландский художник Роберт Драйссен, один из самых известных фальсификаторов. Как и у большинства его «коллег», творческая судьба Драйссена сложилась плохо — он попросту никому не был нужен!

Свои первые фальшивки он сделал в 80-х годах. Тогда Драйссен познакомился с крупными авторитетами черного арт-рынка. Среди его первых покупателей, например, был Майкл Ван Райн, один из самых успешных дилеров на нелегальном рынке искусств.

В конце 90-х стал Драйссен начал копировать стиль Джакометти. Скульптор за свою жизни создал немного работ, следы некоторых потерялись. Поэтому была придумана история о том, что брат Джакометти, Диего, по ночам делал копии со скульптур и прятал их в кладовке. Копии расходились по миру за миллионы евро, пока посредник Драйссена не был арестован, а сам фальсификатор не бежал в Таиланд. Успел ведь! Не всем так повезло!

Cам же Драйссен в интервью немецкому журналу Der Spiegel сказал, что ни о чем не жалеет, и что люди, которые готовы платить десятки тысяч евро за настоящего Джакометти, заслуживают того, чтобы их обманули. Самая дорогая работа Альберто Джакометти, кстати, была продана на аукционе Sotheby’s в 2010 году за $104 млн.

«Христос в Эммаусе», Ян Вермеер


Голландский художник Хан ван Меегерен, родившийся в конце XIX века, прославился работой над фальшивками в стиле Яна Вермеера. Богатство ему принесла картина «Христос в Эммаусе». Свою работу Меегерен, работавший арт-дилером, в 1937 году продал под видом холста Вермеера.

После этой сделки художник купил дом в Ницце, где нарисовал еще несколько картин в стиле Вермеера, одну из которых — «Христос и грешница» — потом продал соратнику Гитлера Герману Герингу. После окончания Второй мировой войны полицейские принесли картину домой Меегерену с тем, чтобы арт-дилер помог вернуть работу. Меегерен отказался говорить, у кого он «купил» «Вермеера», за что был обвинен в измене. Художнику грозил пожизненный срок. В суде Меегерен признался в том, что рисовал подделки, но ему не верили, даже когда он возмущался: «Да как вы могли предположить, что я продал Герингу настоящего Вермеера! Я продал ему подделку!», ведь в свое время критики единогласно признали авторство Вермеера. Чтобы доказать свое мастерство Меегерен нарисовал еще одного «Вермеера» и был приговорен к одному году тюрьмы.

«Одалиска», Борис Кустодиев


Продажа картины «Одалиска», выставленной на аукционе Christie’s в 2005 году как работа Бориса Кустодиева, поставила под сомнение репутацию этого аукционного дома (вместе с Sotheby’s на него приходится большая часть всех аукционных торгов мирового рынка).

Картину за $2,9 млн (рекордная цена для Кустодиева) купил Виктор Вексельберг. Аукционный дом, по всем правилам, выдал покупателю гарантию на 5 лет. Однако уже через некоторое время после покупки специалисты фонда Aurora Fine Art (чьим основным владельцем является Вексельберг) заявили, что сомневаются в подлинности картины. Ведущие российские специалисты сказали, что автором картины был не Кустодиев, а другой художник, который рисовал в стиле русского художника, при чем копировал элементы его других картин.

Обычно аукционные дома стараются решить подобные ситуации быстро и без публичной огласки, но этот спор решался в Верховном суде Лондона. После двух лет слушаний, суд разрешил Вексельбергу расторгнуть сделку и вернуть деньги.

«Пейзаж с ручьем», Иван Шишкин


В 2004 году аукционный дом Sotheby’s выставил на торги, проходившие в рамках «Русской недели», картину Шишкина «Пейзаж с ручьем» с эстимейтом в 700 тысяч фунтов стерлингов ($1,1 млн). Однако незадолго до проведения аукциона, британская газета Guardian опубликовала статью, в которой продемонстрировала, что пейзаж очень похож на картину малоизвестного голландского художника Мариуса Куккука. Отличались картины только тем, что на картине голландца есть люди, а на пейзаже «Шишкина» их нет, хотя в углу картины стояла подпись художника.

В Sotheby’s уверяли, что подпись Шишкина была проверена на подлинность, а схожесть картин может объясняться тем, что она была написана в тот период, когда русский художник находился под влиянием дюссельдорфской школы живописи.

Эстимейт Sotheby’s оказался в 140 раз выше того, по которому выставлял картину Куккука аукционный дом Bukowskis в Стокгольме годом раньше. В статье Guardian одна из сотрудниц дома рассказала, что картина была продана за $64 тысячи, что немало удивило ее и коллег.

«Лес», Макс Эрнст


Немец Вольфган Белтраччи нарисовал первую подделку в 1965 году, когда ему было 14 лет. Это был Пикассо «голубого периода». Однако основной его «специализацией» стали немецкие художники, среди которых чаще всего встречались работы, сделанные под экспрессиониста Генриха Кампендонка. На них Белтраччи и его жена Элен заработали первый капитал, а затем переключились на более «дорогие» имена — Фернана Лежера, Жоржа Брака и Макса Эрнста. Супруги придумали историю о том, что Элен Белтраччи унаследовала коллекцию картин этих художников от своего деда, которому картины, в свою очередь, продал почти даром известный еврейский коллекционер Альфред Флехтайм (вскоре после этого к власти в Германии пришли фашисты, и Флехтайм сбежал во Францию).

В начале 2000-х Белтраччи нарисовал «Эрнста», в подлинности которого не усомнился даже Вернес Спайс, бывший директор Центра Помпиду в Париже, считающийся одним из главных специалистов по Максу Эрнсту. А вдова художника, увидев работу «Лес», сказала, что это лучшее, что когда-либо создавал Эрнст. В результате «Лес» был продан швейцарской фирме за $2,3 млн, а спустя какое-то время картина оказалась у известного коллекционера сюрреалистов — французского издателя Даниэля Филипаччи, который заплатил за нее $7 млн.

После этого удача стала изменять Белтраччи. Один из старейших аукционных домов — немецкий Lempertz — продал картину Кампедонка мальтийскому фонду, который усомнился в подлинности работы и начал проводить экспертизу. В результате обман всплыл на поверхность. Суд приговорил Вольфгана Белтраччи к 6 годам тюрьмы, а его жену — к 4.

«Сиреневая скатерть», Марк Шагал


Одна из самых дерзких схем по продаже подделок принадлежит американскому арт-дилеру иранского происхождения Эли Сахаю. Он продавал и оригинал, и подделку, написанную с оригинала. При этом подделка, как правило, сопровождалась сертификатом, который арт-дилер получал при покупке оригинала.

Например, картину Марка Шагала «Сиреневая скатерть», Сахай купил в 1990 году на аукционе Christie’s за $312 тысяч. Копию с этой работы он затем продал японскому коллекционеру более, чем за $500 тысяч, а оригинал перепродал на том же Christie’s через восемь лет за $626 тысяч.

На деятельность Сахая обратило внимание ФБР после того, как в 2000 году два главных аукционных дома Christie’s и Sotheby’s одновременно выставили на торги две одинаковые картины — «Ваза с лилиями» Поля Гогена. Подделку намеревался продать ни о чем не подозревающий японский коллекционер, который совсем недавно приобрел картину у Сахая. А сам Сахай решил продать уже настоящего Гогена через конкурирующую организацию.

Большинство подделок Эли Сахай продавал в Азии, а оригиналы уходили с молотков аукционных домов в Лондоне или Нью-Йорке. Японские коллекционеры не всегда сами могли отличить истинного Шагала от подделки, а приглашать эксперта из Европы имело смысл, когда на кону стояла картина с ценником от миллиона долларов, а Сахай столь дорогими картинами не торговал.

«Буксир и баржа в Самоа», Поль Синьяк


После обнаружения подделки картин далеко не всегда уничтожаются. На западе существует практика передачи таких картин в художественные или исторические университеты, чтобы на примере удачных или неудачных фальшивок обучать студентов. В последнее время все более популярными становятся выставки подделок, которые организуют подобные университеты. Одна из самых популярных прошла в штате Огайо в 2012 году. На ней показали «Пикассо», «Синьяка», «Каррена» кисти Марка Ланди, который нарисовал за свою жизнь не меньше 60 подделок.

Несмотря на то, что деятельность Ланди ФБР раскрыло еще в 2008 году, никаких обвинений ему выдвинуто не было, так как свои картины он не продавал, а дарил музеям. Но строго говоря, финансовый урон музеи (а их оказалось не меньше 30) все-таки понесли — в первую очередь, тратя сейчас деньги на проверку работ, которые Ланди принес им в дар.

Зачастую представляясь вымышленным именем и действуя от имени религиозной общины, Ланди дарил поддельную картину, якобы в память о родственнике, который имел отношение к музею или его дирекции. Однажды он посетил директора музея университета Хиллиард в городе Лафайетт, штат Луизиана, и подарил ему картину американского художника Чарльза Каррена. Эксперт, проверяя картину, обнаружил, что маслом рисовали не по холсту, а по отпечатанной репродукции картины. Ввиду того, что экспертное сообщество — тесный круг людей, которые хорошо знают друг друга, вскоре выяснилось, что незадолго до прокола с «Карреном», Марк Ланди пожертвовал музею Оклахомы «Поля Синьяка» (подлинник работы висит в Эрмитаже в Санкт-Петербурге). При чем такого же «Синьяка» в то же время он подарил и музею в Джорджии. Везде под маслом проступали пиксели отпечатанной репродукции.

«Дега» от Тома Китинга


Британец Том Китинг, как и многие другие художники, рисовавшие подделки, не собирался зарабатывать на жизнь столь неприглядным способом. Однако художника по фамилии Китинг покупать не хотели. Первую подделку он нарисовал, когда работал реставратором — это была работа в стиле британского художника Фрэнка Мосса Бэннета. Напарник Китинга отнес картину, не спросив разрешения у художника, в соседнюю галерею, где ее случайно обнаружил сам Китинг по пути на работу.

Сам он считал себя последователем Эдгара Дега. Он говорил, что знаменитый художник был учителем учителя его раннего учителя. Затем, правда, Китинг утверждал, что в нем проснулся Эль Греко. Всего за свою жизнь он нарисовал около двух тысяч картин, которые сейчас продаются на аукционах под именем Китинга. В 1980-х, когда обман художника раскрыли, никто не интересовался ими, но спустя десять лет картины Тома Китинга продавались за тысячи фунтов и, по мнению экспертов, в будущем будут только дорожать.

Лес, мостик через ручей, дети сгрудились вокруг парнишки с удочкой: Василий Голынский написал свою "Рыбную ловлю" в 80-х годах XIX века. Работа видного академиста была украшением Калужского музея, пока ее не вывезли в 1941-м бежавшие из Калуги немцы. В начале 2016-го купленная на аукционе в Германии коллекционером Михаилом Цапкиным "Рыбная ловля" вернулась в страну, и авторство Голынского было доказано в московской Научно-исследовательской независимой экспертизе (сокращенно - НИНЭ) им. Третьякова.

В сентябре Цапкин безвозмездно возвращает картину в Калугу.

Открытие Левитана

Здесь же, в комнате, где НИНЭ хранит работы, переданные на экспертизу, стоит натюрморт Коровина, одного из самых подделываемых русских художников, редко выходящих на рынок: цветы в вазе на черном фоне, по-коровински живые и распустившиеся.

Они из антикварного. Продавец хочет убедиться в подлинности слишком широкоформатного для Коровина полотна, обычно у него работы вдвое меньше, - говорит исполнительный директор НИНЭ Александр Попов.

Эксперты лаборатории в этом уже убедились, подтвердив подпись русского импрессиониста, определив, что натюрморт был написан в Гурзуфе в 1917-м, выяснив, в каких выставках он участвовал, и готовят работу к возвращению. В магазине наверняка потирают руки: Коровин нынче дорог.

А вот "Волга" Левитана стала настоящим открытием. Сдержанный по цвету пейзаж плесовских времен с рыбацкой лодкой, недавно покинувший стены экспертизы в Большом Толмачевском, считался утраченным. Даже в Третьяковке висит лишь этюд к нему. "Волгу" принесли на экспертизу потомки врача, в коллекции которого работа оказалась после нескольких передвижных выставок в начале прошлого века. Пройдя полный цикл исследований, пейзаж вернулся в художественный оборот.

По словам Попова, открытий такого уровня в НИНЭ бывает по 2-3 в год. В десятки раз больше в эти комнаты в трех шагах от Третьяковки приходит подделок и копий.

Кракелюр и моча коровы

Выключаем свет, лаборант направляет на некий пейзаж XIX века луч ультрафиолетового фонаря - и на месте сияющего при свете ровного солнечного неба на полотне под лучом вдруг оказывается черная дыра с расходящимися трещинами: в ультрафиолете видно все, что тут было до реставрации. А на других работах, которых коснулась рука уже мошенника, а не реставратора, луч высвечивает затертые надписи, человеческие фигуры, скрыв которые хитрец хотел бы выдать, скажем, за Айвазовского его безвестного современника. На языке эксперта это называется "перелицовка", и расцвет ее пришелся на 90-е, когда продажи русского искусства в мире росли как на дрожжах. Рынок, по словам Попова, прирастал на 40% в год, и спрос надо было удовлетворять.

НИНЭ им. Третьякова была создана в 2008-м для "внедрения нового подхода к исследованию произведений искусства", "подтверждению подлинности и выявлению подделок". Это был тот момент, когда Третьяковка перестала оказывать услуги коллекционерам (после того, как с торгов Sotheby s был снят пейзаж Шишкина, имевший подтверждение от ГТГ, но оказавшийся ретушированной работой голландца Куккука) и в Москве возникла нехватка учреждений, занимающихся экспертизой. А "новым подходом" для рынка оказалась тогда возможность приглашать лучших искусствоведов и технологов отовсюду: НИНЭ начала это делать одной из первых, и сейчас с ней сотрудничают десятки экспертов по разным жанрам из Третьяковки, Оружейной палаты и не только.

Подделки приходят сюда ежедневно. Кроме новомодной перелицовки в ходу сегодня метод искусственного состаривания краски, пускающий по ней трещины-кракелюры: в краску добавляют соль, которая ее разрывает, или в грунт быстро испаряющийся керосин, отчего грунт быстро сохнет, что тоже имитирует возраст.

Но вот лаборант приставляет к исследуемому пейзажу рентгенофлуоресцентный пистолет-анализатор: бесконтактный химический анализ должен показать, нет ли в краске, скажем, титановых белил, появившихся меньше ста лет назад. Пистолет начал мерить, замелькали буквы таблицы Менделеева, и нашел свинец: свинцовые белила в годы создания работы уже были в ходу, то есть работа "честная". О возрасте иных картин сообщает, скажем, наличие в них краски "индийской желтой", которую запретили использовать в 20-х, она была прозрачной, стойкой, но такой вонючей, что к картинам было не подойти: сырьем для нее была моча коров.

В краску добавляют соль, и полотно покрывается трещинами, имитирующими возраст

Следующий гаджет, инфракрасный спектрометр, "пробивает" краску до эскиза, и это тоже вносит ясность: автор набрасывает, стирает и снова рисует, меняет ракурсы и линии горизонта - копиист же всегда чертит горизонт по линейке, и это видно на экране. Даже когда сомнений в подлинности нет, инфракрасный (ИК) анализ может принести неожиданные результаты. Недавно на экспертизу попала работа известного пейзажиста Крачковского, не вызывающая вопросов. И исследование в ИК выявило замазанную монограмму , что позволило предположить принадлежность полотна к коллекции царицы Александры Феодоровны. Поиски в архивах, российских и зарубежных, важная часть работы НИНЭ: версию подтвердили, картину переоценили и продали в разы дороже, чем планировали.

В Россию за экспертизой

Боровиковский, Ушаков, Левитан, Коровин, Фальк, Брюллов... Если собрать вещи больших мастеров, прошедшие через спектрометры и руки экспертов НИНЭ за 8 лет работы, то составится коллекция очень приличного художественного музея.

Наши клиенты - российские аукционы, галереи, коллекционеры, - говорит Александр Попов. - Нам часто приносят вещи русских художников после покупок на Западе, на аукционах продаются работы, которые не исследуют так, как мы. Там главное аукционная история картины, и если она из известной коллекции, то ее априори считают подлинником. У нас же никто не хочет рисковать, все хотят экспертизу по полному циклу - слишком уж много всего случалось в России в XX веке с произведениями искусства. Многие клиенты с западным сдатчиком сразу не расплачиваются и переводят деньги только после наших экспертиз.

По словам Попова, это очень предусмотрительно. Ведь, скажем, работы Коровина-сына, тоже художника, иногда перелицовывают в отцовские, счищая с подписи слово "Алексей" и вписывая "Константин". На французских аукционах не делают экспертизу Коровина, такие вещи там легко продаются, но когда работу привозят в Россию, то после экспертизы оказывается, что это не великий папа, а его сын.

Кстати

В НИНЭ им. Третьякова ежедневно получают на экспертизу 2 - 3 поддельных работы русских художников, а всего, по подсчетам экспертов, доля подделок в массиве исследуемых работ составляет 60%. Сотрудники экспертизы составили свой рейтинг наиболее подделываемых авторов.

Методы проверки подлинности при покупке живописи, графики и других произведений современного искусства.

Когда вы собрались покупать достаточно дорогостоящую картину для инвестирования денег, в подарок, или просто для украшения интерьера, неизбежно возникает вопрос: как удостовериться в подлинности картины.
Вопрос очень не простой, так как нет единого универсального способа доказательства подлинности картины. В каждом отдельном случае приходится творчески подходить к вопросу экспертизы. При покупке картины лучше придерживаться нескольких остаточно простых правил.

ПРОВЕНАНС или история картины

Очень важное влияние на стоимость картины оказывает так называемый ПРОВЕНАНС - история бытования картины. Старайтесь покупать картины у надежных продавцов или же у людей, которые могут объяснить, а желательно документально подтвердить, откуда у них появилась эта картина, кому она принадлежала до их покупки. В нашей стране этому вопросу всегда не было должного внимания, как не было должного отношения к собственности, художественному наследию. Так что документальное подтверждение истории владения картины большая редкость и удача. Но тем не менее, лучше интересоваться этим вопросом.
Часто свидетельством подлинности является расписка жены или детей художника, которые были вынуждены распродавать его коллекцию.

Обращаемся к искусствоведу

Кроме того, необходимо помнить, что есть искусствоведческие экспертизы. Вам нужеен искусствовед, который специализируется в творчестве этого художника. Эксперт сравнивает стиль написания картины с теми картинами, подлинность которых не подлежит сомнению. Сравнивается техника мазка, особенности построения композиции, стиль написания картины и другие характеристики.

Светим ренгеном

Для доказательства подлинности картин прибегают к ренгеноанализу. Делается ренгеновский снимок изучаемой живописи и этот снимок сравнивается со снимком картин этого художника, чья подлинность уже доказана.
При подделывании картин часто эмитируют внешний рисунок, но на просвечивании становится видны какими мазками достигается этот рисунок. Т.е. видны кирпичи построения картины. Часто это позволяет выявить «записанность» картины. Например, художник работал крупными мазками, а на ренгеновском снимке видно, что мазки мелкие, есть многократное переписывание деталей и т.д. Это может свидетельствовать о копировании картины.
Подчерковедческая экспертиза карины
Кроме того для определения подлинности картин существует подчерковедческая экспертиза. Если картина подписана, то так же сравнивается подпись с подписью картин, подлинность которых не подлежит сомнению.

Пробуем химией

Существует также химический анализ материала, из которого сделана картина, химический анализ краски, холста и т.д. Вопрос химического анализа особенно важен, когда идет вопрос о покупке антикварной картины. Стоимость такой картины сильно зависит от того, в каком веке она сделана. Химический анализ отвечает на эти вопросы. Правда и здесь возможны ошибки. Например старинная картина имеет участки более поздней реставрации. Есть вероятность, что эксперт, проводящий химический анализ возьмет «пробу» именно этого реставрированного участка, и сделает заключение о более позднем происхождении картины. Кроме возраста состава определяется его химический состав, что также может быть подтверждением подлинности картины. Например, известно какой состав был у краски того или иного периода у той или иной мастерской.

Рискуйте и выигрывайте

В любом случае, как мы уже говорили, нет универсального метода. Любая покупка картины сопряжена с риском совершения ошибки. И этот риск тем выше, чем выше ставки.
Многие профессиональные коллекционеры, инвесторы в картины, современную и антикварную живопись покупают картины известных художников, чья подлинность не установлена. Но их опыт позволяет предположить, что подлинность этой картины они смогут доказать.
Далее проводится большая работа по установлению подлинности картины. Если подлинность картины подтверждена, то покупка становится существенной инвестицией. Стоимость такой картины, с доказанным происхождением, увеличивается многократно. Так работают очень много известных дилеров арт рынка. Такие инвестиции обычно окупаются с лихвой.

Чем дороже картина, тем выше риск

Вероятность подделки возрастает с ростом стоимости картины или популярности художника. Просто любая подделка стоит денег. Чем выше цена вопроса, тем выше соблазн сделать такую подделку. Подделки редки среди «среднего» сегмента живописи - цена не превышает десятки тысяч долларов. Также не высокая вероятность встретить подделки среди работ современных художников, которые еще не достигли своей популярности.
Наибольшая вероятность встретить «фальшак» среди знаменитых картин западноевропейских художников или среди знаменитых картин русских мастеров. Русский арт рынок пережил настоящий бум, в течении которого на рынок выплеснулось достаточное количество работ сомнительной подлинности. Даже среди знаменитых аукционных домов таким как Кристис. Сотбис, Бохамс и др. возникают скандалы, когда очередной покупатель, заплативший баснословные суммы за картину усомнился в ее подлинности, и уже после покупки подлинность была опровергнута.
В любом случае пытайтесь собрать как можно больше информации о картине, о художнике, о продавце, о том, какая история владения картиной, какие есть подтверждающие документы, есть ли подпись картины, какие есть другие гарантии подлинности и прочие мелкие, но часто бывает, очень важные вопросы.

Наша галерея современного искусства

Обращайтесь к нашим консультантам. Мы поможем Вам доказать подлинность Вашей картины. У нашей галерее современного искусства и интернет магазине картин «АРТИМЕКС» собрана очень хорошая коллекция для выгодного вложения денег в современное искусство.