- Мешают продвижению по службе.
- Разрушают взаимоотношения. «Ну, я как бы люблю тебя типа» вряд ли растопит сердце девушки.
- Загрязняют мысли, загоняют человека в тупик.
- Съедают время и энергию. Неужели вам некуда ее направить?
- Затрудняют понимание речи и сводят ее к первобытному общению.
А есть ли плюсы?
Можно выделить дополнительные преимущества отдельно для говорящего человека и для слушающего.
Для говорящего
- скудным словарным запасом;
- плохо развитой речью;
- слабыми мыслительными процессами.
Матом и неуместным повтором частиц человек заполняет мыслительный и речевой вакуум.
Для слушающего
Вопросительное «да» или «знаете» со стороны говорящего не обязательно сигнализирует о его неуверенности, возможно, это способ привлечения внимания слушающего, поддержания коммуникативного контакта.
- «Это самое» – безответственность и лень, стремление переложить свои обязанности на другого человека.
- «Это» – растерянность.
- «Кстати» – неловкость, попытки привлечь внимание.
- «Вообще-то» – неуверенность, склонность к конфликтам.
- «В общем-то», «В принципе» – частичное согласие, ожидание уговоров.
- «Короче» – вспыльчивость, торопливость, нервозность. Но вместе с этим – многословность.
- «На самом деле» – самоуверенность, занудство, эгоизм, высокомерие, чувство превосходства, стремление читать морали и нравоучения, «нудеть».
- «Значит», «типа» – консерватизм и агрессия, неуверенность.
- «Просто» – склонность к оправданиям, безответственность, зависимость от чужого мнения.
- «Как бы» – неопределенность по жизни, создание путей отступления.
- «Понимаешь» – подхалимство, лесть.
- «Походу» – несерьезное восприятие ситуации и самого себя, желание уйти от ответственности.
Как бороться с эмболофразией
Сразу скажу, что всем известный способ замены одного слова на другое – не эффективен. Почему-то его очень любят применять для избавления от мата. Но какая разница, бессмысленный мат у вас идет через слово или такая же бессмысленная «ромашка». Нужно действовать иначе.
- Повышайте , коммуникативные умения.
- Расширяйте словарный запас.
- Читайте книги.
Что еще можно сделать?
- выздоравливать вместе;
- разрывать контакт;
- регулярно заниматься профилактикой.
Последнее предлагаю рассмотреть подробнее.
- неуверенность или другие личностные проблемы;
- бедность словарного запаса;
- создание имиджа (актуально для сленга «новых русских» и «крутых ребят»).
Без эмболофразии ваша речь станет лаконичнее, точнее, интереснее. Пауза, даже не запланированная, а вызванная забывчивостью, куда уместнее, нежели мычание, аканье и хмыканье.
Послесловие
Предлагаю вам почувствовать себя в шкуре тех, кто вас слушает. Попробуйте прочитать стихотворение ниже (автор Э. Мошковская):
«Жил-был этот, как его,
Ну, значит, и того,
Жило это самое
Со своею мамою.
Был еще один чудак –
Это в общем значит так,
И его любимый зять.
Звали зятя
Так сказать.
А жену звали ну…
А соседа звали это…
А его родители –
Видишь ли
И видите ли…
А еще какой-то э-э-э
Жил на верхнем этаже…
И дружили они все…
Ну и значит, и вообще».
Они могут появляться, когда язык работает быстрее головы и мы еще не решили, что сказать дальше.
Говорящий боится, что длительное молчание во время беседы выдаст его сомнения или некомпетентность, и поэтому бессознательно стремится заполнить паузы чем угодно.
«Говорящий может быть более умелым или менее умелым, но и самые красноречивые далеко не всегда справляются со всем комплексом необходимых для говорения операций, - объясняет лингвист Вера Подлесская. - Чтобы помочь говорящему преодолеть эти трудности и помочь слушающему правильно понять говорящего, в языке имеются специальные средства». Одна из задач, которую они решают, - выиграть время, продолжает Вера Подлесская: «Употребляя слова „там“, „как это“, мы даем слушающему понять, что заняты поиском, и просим набраться терпения, пока поиск не будет завершен».
Такие слова также часто встречаются в телевизионных или радиоинтервью. Они незаменимы, если собеседнику нужно время, чтобы придумать ответ на каверзный или неловкий вопрос. В письменной речи этой проблемы не возникает: можно переписать неудачную фразу или остановиться и подумать, о чем будет речь дальше.
Словосочетание «это самое» считают характерным для инертного и ленивого человека, который всегда рад переложить обязанности на других и избежать ответственности.
Речь человека - это часть его общего облика. Этикет диктует правила речевого поведения для разных жизненных ситуаций. Если в дружеских компаниях вам простят небрежную и замусоренную речь, то во время деловых встреч лучше говорить грамотно и чисто.
Как избавиться от «мусора»
Составьте список всего лишнего. В него могут входить примитивные («как его», «значит», «короче», «э-э-э», «как бы», «практически», «фактически» и другие), а также новомодные слова («прикольный») и «заместители» ругательств («блин», «е-мое»).
Дышать, тренироваться и не терять нить рассказа
Не стоит бояться столь короткого молчания: оно в любом случае воспринимается лучше, чем «короче» или «гм».
Убрать «мусор» из своей речи не так просто, ведь ваша разговорная манера отражает комфортность и удобство.
Но все же окружающим неприятно слышать бессмысленные фразы, они могут охарактеризовать человека как неуверенную личность, указать на некомпетентность и запутать собеседника своим нагромождающим воздействием. Вы и сами, наверное, ощущали не только нехватку слов, но и путаницу в мыслях. Уберите ненужные слова из лексикона – и мысли станут ясными и последовательными.
Вам понадобятся:
- Первая – дань моде («респект», «месседж» и др.) и выплеск эмоций («крутяк», «жесть», «блин», «капец», «ё-моё», «ёлки-палки» и т. д.). Имейте в виду, что часто модные фразы и словечки звучат очень комично. Будьте выше этого. Гнаться за модой в употреблении определенных слов или фраз – показатель безграмотности и неуверенности.
Если вы не можете справиться со словесным наплывом эмоций, примите во внимание следующий совет. Попросите родственников и друзей, с которыми вы часто общаетесь, следить за вашей речью и отмечать «проколы».
Определяем причины
Назовём причины их стойкого закрепления в речи (в большинстве случаев это происходит неосознанно).
Подбирайте слова, более подходящие синонимы из современного лексикона, ясно выражая свою мысль.
Избегайте стереотипов и пошлого жаргона (нелитературный сленг), будьте оригинальнее и самостоятельнее в выражении своих идей. Разрыв шаблонов – делает интереснее коммуникацию и общение, улучшает восприятие.
Старайтесь говорить простым языком, и люди будут слушать.
Читайте хорошую художественную литературу, отечественную классику, признанных современных авторов. Настойчиво избавляйтесь от бинарного, клипового мышления, навязанного матрицей и узким форматом средств массовой дез.информации.
Почаще разговаривайте с интеллигентными людьми.
Попросите своих друзей и близких, чтобы они "ловили на слове" и поправляли, при случае.
Тренируйтесь в проговаривании , произнося их, одновременно, и быстро и плавно. Торопливое и отрывистое ("по-собачьи") произнесение фраз – режет слух, действует на аудиторию отталкивающе, настраивает их негативно, по отношению к говорящему. Ругательные и командные интонации в речи, на рефлекторном, бессознательном уровне – отрицательно воздействуют на психику слушателей, инициируют защитную реакцию и ответную агрессию.
Соблюдайте правила произношения, пользуйтесь словарями.
Эффективный метод избавления от вируса навязчивых слов и речевых клише – запись на диктофон своего чтения, с листа книги, произвольного, незнакомого текста. Тогда приходит понимание и нарабатывается практика, навык оптимальной техники устной речи, чувство ритма. Основные моменты тренировки: произносятся не отдельные слова, а уже осмысленные предложения, смысл которых окрашен соответствующими интонациями, паузами, междометиями и уточнениями. Специальными упражнениями исправляется невнятное произношение. Монотонность речи – заменяется динамическим темпом.
Упражнения для развития техники речи .
Опытным путём найдите свой "исходный, природный тембр голоса". Для этого необходимо выполнять упражнения для постановки голоса. Поднимая, при этом, руки (как ) – ощущайте резонанс звука и в пространстве перед собой (это для тренировки и декламирования стихов, а не для модулирования где-ни-попадя).
Говорите не спеша, спокойным тоном. Регулируйте свою громкость и энергию - по ситуации и окружающей обстановке. Не переходите на сильный крик (сорванный голос, повреждённые голосовые связки – их трудно будет восстановить, появится хроническая хрипота и фальцетные, сиплые звуки).
Произнося речь – свободно держите осанку, не вытягивайте вперёд шею. Дыхание – животом (то есть, диафрагмой). Звук должен резонировать в дыхательном аппарате и черепных пазухах, звучать в гортани – как в своде купола храма. При этом сохраняется чёткая дикция, артикуляция всех слогов в произносимых словах.
Жестикуляцию, мимику и прочие телодвижения – сведите к минимуму. Выражайте свою мысль человеческим языком, с помощью слов. Профессиональные артисты театров и актёры кино – используют, дополнительно, движения и пластику тела.
Не злоупотребляйте иностранными словечками, не хвастайтесь блестящим знанием английского, немецкого или французского языка. В полную силу и грамотно применяйте наш прекрасный, «великий, могучий, правдивый и свободный» русский язык.
Излучайте искренность и доброжелательность. Если вы диктор или теле- радиоведущий, профессионально работающий в средствах массовой информации – понимайте суть транслируемой информации, заранее уточняйте неясные моменты у специалистов-экспертов, тщательно готовьтесь к эфиру.
До сих пор, советская школа подготовки дикторов и ведущих на радио и телевидении – остаётся непревзойдённой. При этом, происходит деградация, снижение качества обучения. Уходят старые, опытные профессионалы, на смену им – приходят, нередко, вечные недоучки, косноязычные и недалёкие, жертвы современной системы образования, с абсурдным ЕГЭ, а то и дилетанты, не имеющие никакого отношения к данной профессии.
Из студии вещания - нельзя устраивать столовую общепита. Вид еды и сладкого питья, на столе, перед радиоведущими и дикторами - заставляет их, периодически, плотоядно и громко сглатывать слюну, что и слышит широкая аудитория. Звучит это, в эфире, некрасиво и нелепо.
Главное слово в предложении – выделяется логическим ударением (растягиванием - замедлением произнесения, тембром и силой голоса), а с остальных – нужно научиться снимать ударения.
Работающему населению страны, по менталитету, ближе и любимее дикторы и ведущие, которые родом из провинциальной глубинки, с периферии, скромные и не испорченные столичным гламуром. Всё остальное вызывает, в разной степени, раздражение и праведное негодование самых многочисленных категорий телезрителей и радиослушателей.
Не заискивайте перед слушателями, а уважайте их. Не занимайтесь самолюбованием.
Слова произносятся чётко, отчётливо слышно до последней буквы, и "не проглатываются".
Речь должна напоминать непринуждённую беседу, с нейтральной мелодикой тона. Импровизируйте.
Научитесь сознательно делать логические паузы, чтобы коротко и ясно сформулировать свою следующую фразу.