• Вдыхайте, а не выдыхайте - когда Вы чувствуете желание "помычать" - вдохните. Небольшая пауза лучше, чем "мычание", связывающее предложения.
  • Считайте - Если Вам нужно произнести важную речь, попросите друга считать "ээээ", "нуууу", "мммм". Подсчет позволяет Вам лучше ощущать и осознавать использование "убийц речи".
  • Запятая = короткая пауза - Помните, что при произнесении речи на каждой запятой нужно сделать паузу. Возможно, Вам захочется пробежаться по списку из десяти элементов так, если бы это была одна мысль. Заставьте себя остановиться. Ваша аудитория будет благодарна за дополнительную выразительность и ясность.
  • Точка = длинная пауза - В конце предложения делайте длинную паузу. Между произнесением Вами слов и пониманием их публикой проходит некоторое время. Пропуская этот шаг Вы смазываете предложения.
  • Потеряв мысль, не паникуйте! - "Эээээ" появляются, когда у Вас не готово следующее предложение. Ваше сознание все еще строит предложение, поэтому хочется заполнить паузу до готовности. Не делайте этого! Лучше сделайте быструю паузу перед тем, как продолжать. Публика не заметит эту паузу, а речь будет звучать лучше.
  • Планируйте сложные части - Знайте свое вступление и заключение на зубок. Также планируйте любые моменты, которые могут вызвать у Вас затруднения при объяснении. Если Вы готовите бизнесс-предложение, и хотите деликатно высказаться по щекотливый вопрос, заучивайте эту часть наизусть.
  • Берем качеством, а не количеством - Произнесение - не самый лучший способ донести большие объемы информации. Делайте акцент только на нескольких пунктах, но делайте это обстоятельно и аргументировано. Хороший способ заполнить речь "ээ"-каньем - напихать в 5-минутную речь информации минут на 20.

    1. Мешают продвижению по службе.
    2. Разрушают взаимоотношения. «Ну, я как бы люблю тебя типа» вряд ли растопит сердце девушки.
    3. Загрязняют мысли, загоняют человека в тупик.
    4. Съедают время и энергию. Неужели вам некуда ее направить?
    5. Затрудняют понимание речи и сводят ее к первобытному общению.

    А есть ли плюсы?

    Можно выделить дополнительные преимущества отдельно для говорящего человека и для слушающего.

    Для говорящего

    • скудным словарным запасом;
    • плохо развитой речью;
    • слабыми мыслительными процессами.

    Матом и неуместным повтором частиц человек заполняет мыслительный и речевой вакуум.

    Для слушающего

    Вопросительное «да» или «знаете» со стороны говорящего не обязательно сигнализирует о его неуверенности, возможно, это способ привлечения внимания слушающего, поддержания коммуникативного контакта.

    1. «Это самое» – безответственность и лень, стремление переложить свои обязанности на другого человека.
    2. «Это» – растерянность.
    3. «Кстати» – неловкость, попытки привлечь внимание.
    4. «Вообще-то» – неуверенность, склонность к конфликтам.
    5. «В общем-то», «В принципе» – частичное согласие, ожидание уговоров.
    6. «Короче» – вспыльчивость, торопливость, нервозность. Но вместе с этим – многословность.
    7. «На самом деле» – самоуверенность, занудство, эгоизм, высокомерие, чувство превосходства, стремление читать морали и нравоучения, «нудеть».
    8. «Значит», «типа» – консерватизм и агрессия, неуверенность.
    9. «Просто» – склонность к оправданиям, безответственность, зависимость от чужого мнения.
    10. «Как бы» – неопределенность по жизни, создание путей отступления.
    11. «Понимаешь» – подхалимство, лесть.
    12. «Походу» – несерьезное восприятие ситуации и самого себя, желание уйти от ответственности.

    Как бороться с эмболофразией

    Сразу скажу, что всем известный способ замены одного слова на другое – не эффективен. Почему-то его очень любят применять для избавления от мата. Но какая разница, бессмысленный мат у вас идет через слово или такая же бессмысленная «ромашка». Нужно действовать иначе.

    1. Повышайте , коммуникативные умения.
    2. Расширяйте словарный запас.
    3. Читайте книги.

    Что еще можно сделать?

    • выздоравливать вместе;
    • разрывать контакт;
    • регулярно заниматься профилактикой.

    Последнее предлагаю рассмотреть подробнее.

    • неуверенность или другие личностные проблемы;
    • бедность словарного запаса;
    • создание имиджа (актуально для сленга «новых русских» и «крутых ребят»).

    Без эмболофразии ваша речь станет лаконичнее, точнее, интереснее. Пауза, даже не запланированная, а вызванная забывчивостью, куда уместнее, нежели мычание, аканье и хмыканье.

    Послесловие

    Предлагаю вам почувствовать себя в шкуре тех, кто вас слушает. Попробуйте прочитать стихотворение ниже (автор Э. Мошковская):

    «Жил-был этот, как его,

    Ну, значит, и того,

    Жило это самое

    Со своею мамою.

    Был еще один чудак –

    Это в общем значит так,

    И его любимый зять.

    Звали зятя

    Так сказать.

    А жену звали ну…

    А соседа звали это…

    А его родители –

    Видишь ли

    И видите ли…

    А еще какой-то э-э-э

    Жил на верхнем этаже…

    И дружили они все…

    Ну и значит, и вообще».

    Они могут появляться, когда язык работает быстрее головы и мы еще не решили, что сказать дальше.

    Говорящий боится, что длительное молчание во время беседы выдаст его сомнения или некомпетентность, и поэтому бессознательно стремится заполнить паузы чем угодно.

    «Говорящий может быть более умелым или менее умелым, но и самые красноречивые далеко не всегда справляются со всем комплексом необходимых для говорения операций, - объясняет лингвист Вера Подлесская. - Чтобы помочь говорящему преодолеть эти трудности и помочь слушающему правильно понять говорящего, в языке имеются специальные средства». Одна из задач, которую они решают, - выиграть время, продолжает Вера Подлесская: «Употребляя слова „там“, „как это“, мы даем слушающему понять, что заняты поиском, и просим набраться терпения, пока поиск не будет завершен».

    Такие слова также часто встречаются в телевизионных или радиоинтервью. Они незаменимы, если собеседнику нужно время, чтобы придумать ответ на каверзный или неловкий вопрос. В письменной речи этой проблемы не возникает: можно переписать неудачную фразу или остановиться и подумать, о чем будет речь дальше.

    Словосочетание «это самое» считают характерным для инертного и ленивого человека, который всегда рад переложить обязанности на других и избежать ответственности.

    Речь человека - это часть его общего облика. Этикет диктует правила речевого поведения для разных жизненных ситуаций. Если в дружеских компаниях вам простят небрежную и замусоренную речь, то во время деловых встреч лучше говорить грамотно и чисто.

    Как избавиться от «мусора»

    Составьте список всего лишнего. В него могут входить примитивные («как его», «значит», «короче», «э-э-э», «как бы», «практически», «фактически» и другие), а также новомодные слова («прикольный») и «заместители» ругательств («блин», «е-мое»).

    Дышать, тренироваться и не терять нить рассказа

    Не стоит бояться столь короткого молчания: оно в любом случае воспринимается лучше, чем «короче» или «гм».

    Убрать «мусор» из своей речи не так просто, ведь ваша разговорная манера отражает комфортность и удобство.

    Но все же окружающим неприятно слышать бессмысленные фразы, они могут охарактеризовать человека как неуверенную личность, указать на некомпетентность и запутать собеседника своим нагромождающим воздействием. Вы и сами, наверное, ощущали не только нехватку слов, но и путаницу в мыслях. Уберите ненужные слова из лексикона – и мысли станут ясными и последовательными.

    Вам понадобятся:

    • Первая – дань моде («респект», «месседж» и др.) и выплеск эмоций («крутяк», «жесть», «блин», «капец», «ё-моё», «ёлки-палки» и т. д.). Имейте в виду, что часто модные фразы и словечки звучат очень комично. Будьте выше этого. Гнаться за модой в употреблении определенных слов или фраз – показатель безграмотности и неуверенности.

    Если вы не можете справиться со словесным наплывом эмоций, примите во внимание следующий совет. Попросите родственников и друзей, с которыми вы часто общаетесь, следить за вашей речью и отмечать «проколы».

    Определяем причины

    Назовём причины их стойкого закрепления в речи (в большинстве случаев это происходит неосознанно).

    Подбирайте слова, более подходящие синонимы из современного лексикона, ясно выражая свою мысль.

    Избегайте стереотипов и пошлого жаргона (нелитературный сленг), будьте оригинальнее и самостоятельнее в выражении своих идей. Разрыв шаблонов – делает интереснее коммуникацию и общение, улучшает восприятие.

    Старайтесь говорить простым языком, и люди будут слушать.

    Читайте хорошую художественную литературу, отечественную классику, признанных современных авторов. Настойчиво избавляйтесь от бинарного, клипового мышления, навязанного матрицей и узким форматом средств массовой дез.информации.

    Почаще разговаривайте с интеллигентными людьми.

    Попросите своих друзей и близких, чтобы они "ловили на слове" и поправляли, при случае.

    Тренируйтесь в проговаривании , произнося их, одновременно, и быстро и плавно. Торопливое и отрывистое ("по-собачьи") произнесение фраз – режет слух, действует на аудиторию отталкивающе, настраивает их негативно, по отношению к говорящему. Ругательные и командные интонации в речи, на рефлекторном, бессознательном уровне – отрицательно воздействуют на психику слушателей, инициируют защитную реакцию и ответную агрессию.

    Соблюдайте правила произношения, пользуйтесь словарями.

    Эффективный метод избавления от вируса навязчивых слов и речевых клише – запись на диктофон своего чтения, с листа книги, произвольного, незнакомого текста. Тогда приходит понимание и нарабатывается практика, навык оптимальной техники устной речи, чувство ритма. Основные моменты тренировки: произносятся не отдельные слова, а уже осмысленные предложения, смысл которых окрашен соответствующими интонациями, паузами, междометиями и уточнениями. Специальными упражнениями исправляется невнятное произношение. Монотонность речи – заменяется динамическим темпом.


    Упражнения для развития техники речи .

    Опытным путём найдите свой "исходный, природный тембр голоса". Для этого необходимо выполнять упражнения для постановки голоса. Поднимая, при этом, руки (как ) – ощущайте резонанс звука и в пространстве перед собой (это для тренировки и декламирования стихов, а не для модулирования где-ни-попадя).

    Говорите не спеша, спокойным тоном. Регулируйте свою громкость и энергию - по ситуации и окружающей обстановке. Не переходите на сильный крик (сорванный голос, повреждённые голосовые связки – их трудно будет восстановить, появится хроническая хрипота и фальцетные, сиплые звуки).

    Произнося речь – свободно держите осанку, не вытягивайте вперёд шею. Дыхание – животом (то есть, диафрагмой). Звук должен резонировать в дыхательном аппарате и черепных пазухах, звучать в гортани – как в своде купола храма. При этом сохраняется чёткая дикция, артикуляция всех слогов в произносимых словах.

    Жестикуляцию, мимику и прочие телодвижения – сведите к минимуму. Выражайте свою мысль человеческим языком, с помощью слов. Профессиональные артисты театров и актёры кино – используют, дополнительно, движения и пластику тела.

    Не злоупотребляйте иностранными словечками, не хвастайтесь блестящим знанием английского, немецкого или французского языка. В полную силу и грамотно применяйте наш прекрасный, «великий, могучий, правдивый и свободный» русский язык.

    Излучайте искренность и доброжелательность. Если вы диктор или теле- радиоведущий, профессионально работающий в средствах массовой информации – понимайте суть транслируемой информации, заранее уточняйте неясные моменты у специалистов-экспертов, тщательно готовьтесь к эфиру.

    До сих пор, советская школа подготовки дикторов и ведущих на радио и телевидении – остаётся непревзойдённой. При этом, происходит деградация, снижение качества обучения. Уходят старые, опытные профессионалы, на смену им – приходят, нередко, вечные недоучки, косноязычные и недалёкие, жертвы современной системы образования, с абсурдным ЕГЭ, а то и дилетанты, не имеющие никакого отношения к данной профессии.

    Из студии вещания - нельзя устраивать столовую общепита. Вид еды и сладкого питья, на столе, перед радиоведущими и дикторами - заставляет их, периодически, плотоядно и громко сглатывать слюну, что и слышит широкая аудитория. Звучит это, в эфире, некрасиво и нелепо.

    Главное слово в предложении – выделяется логическим ударением (растягиванием - замедлением произнесения, тембром и силой голоса), а с остальных – нужно научиться снимать ударения.

    Работающему населению страны, по менталитету, ближе и любимее дикторы и ведущие, которые родом из провинциальной глубинки, с периферии, скромные и не испорченные столичным гламуром. Всё остальное вызывает, в разной степени, раздражение и праведное негодование самых многочисленных категорий телезрителей и радиослушателей.

    Не заискивайте перед слушателями, а уважайте их. Не занимайтесь самолюбованием.

    Слова произносятся чётко, отчётливо слышно до последней буквы, и "не проглатываются".

    Речь должна напоминать непринуждённую беседу, с нейтральной мелодикой тона. Импровизируйте.

    Научитесь сознательно делать логические паузы, чтобы коротко и ясно сформулировать свою следующую фразу.