Икона «Взыскание погибших» по преданию прославилась ещё в VI веке в малоазийском городе Адане.

В некоем архиерейском доме служил эконом – весьма честный и благочестивый человек. И вдруг его обвинили в том, что он нечист на руку, и выгнали. Обида так взыграла в иноке, что он возроптал на Бога и Богородицу и заключил союз с дьяволом, подписав с ним хартию. И вот уже на грани погибели он ужаснулся тому, что натворил, опомнился и стал думать, что делать. Тогда он затворяется в храме, не велит туда никого пускать и отчаянно молится перед образом Божией Матери, называя Ее «Взыскание погибших». Молитва была такой горячей, горе таким отчаянным, а раскаяние настолько глубоким и искренним, что Царица Небесная вняла просьбам Феофила (так звали инока) и, возвестив о прощении грехов, вернула подписанную им страшную хартию. Инок Феофил, достиг впоследствии высшего духовного совершенства и был прославлен Церковью в лике преподобных.

В России наиболее ранним считается образ, некогда находившийся в Георгиевском храме г.Болхова Орловской губернии, написанный, по преданию, в 1707 году.

Прославилась же икона позднее, в середине XVIII века. В селе Бор жил один благочестивый крестьянин Федот Алексеевич Обухов, любивший жертвовать деньги на украшение родного храма. Однажды, в день Крещения Господня, его настигла в пути страшная вьюга с сильным морозом. Вскоре дорогу совсем замело. Лошадь выбилась из сил и остановилась у непроходимого оврага. Не видя средств к спасению, он выпряг лошадь, укутался, лег в сани и стал засыпать, не сознавая, что замерзает. Но и в эти страшные минуты он успел помолиться Богородице, мысленно дав обет написать Ее икону «Взыскание погибших». В соседнем селении жил один крестьянин, приятель Обухова. И вот в завываниях вьюги он вдруг расслышал чей-то голос под окном: «Возьмите». Выйдя из дома, он увидел в санях своего старого друга Федота Обухова. Кто и как его привез – осталось тайною. По выздоровлении Обухов немедленно приступил к выполнению своего обета, С просьбой написать список с иконы Федот обратился к художнику из Болхова Гурову. Тот согласился написать образ, но назначил слишком высокую цену, однако был вразумлен настигшей его слепотой. Пообещав сделать работу за любую предложенную цену, Гуров прозрел. Особенностью этой иконы было изображение в ее верхней части «Крещения Господня» в память спасения крестьянина Обухова в этот праздник. Когда икона была готова, Обухов привез ее сначала в свой родительский дом, а оттуда «на голове своей перенес в родной храм. Борская икона прославилась благодатными знамениями и чудесами.

Через некоторое время в России стали известны и другие образы «Взыскание погибших». Один из них был написан итальянским мастером и принадлежал московской дворянской фамилии. По преданию, владелец этой иконы был вдов и один воспитывал 3 дочерей. Его молитвы перед образом Пресвятой Богородицы о благополучии дочерей были услышаны: они счастливо вышли замуж, а благодарный отец, как ему было указано в сонном видении, передал семейную святыню в свой приходской храм Рождества Христова в Палашах. Во время разорения французами Москвы в 1812 г. икона была разбита на части и брошена вместе с другим церковным имуществом. После ее обретения была восстановлена стараниями художника Т. Г. Мягкова. После революции прихожане чудом сумели спасти богатую ризу иконы - они принесли из дома ценности, какие у кого были, и откупились от реквизиции. В настоящее время икона находится в церкви Воскресения Словущего на Успенском вражке. Однажды от этой иконы чудесно получила помощь жена арестованного священника, оставшаяся с тремя малолетними детьми. И ею овладели мысли о самоубийстве, и она была остановлена взглядом Богоматери с иконы и последующей молитвой к Ней. А на следующий день матушка обнаружила в сумке сверток с золотыми червонцами.

Особенность московского образа в том, что волосы Богоматери не прикрыты ни платом, ни мафорием в нарушение иконописного канона. Не исключено, что именно перед этим образом Лермонтов сложил свою гениальную «Молитву странника».

Известны и другие списки иконы, например: в Санкт-Петербурге в Покровском храме в Мариенбурге, в Самаре в Покровском кафедральном соборе.

«Взыскание погибших» – это икона отцов и матерей, молящихся о своих детях, икона-утешительница родительской скорби. Ее еще называют «Избавление от бед страждущих».

Перед образом «Взыскание погибших» молятся обо всех погибающих и заблудших, о путешествующих, о близких, разлука с которыми неминуема.

Тропарь глас 7
Радуйся, Благодатная Богородице Дево,/ во объятиях Своих Предвечнаго Младенца и Бога носившая./ Проси Его дати миру умирение/ и душам нашим спасение./ Сын бо Тебе, Богомати, вещает,/ яко вся прошения Твоя во благое исполнит./ Сего ради и мы припадающе, молим Тя/ и надеющийся на Тя, да не погибнем,/ имя Твое именуем:/ Ты бо еси, Владычице,/ Взыскание погибших.

Кондак глас 6
Предстательство христиан непостыдное,/ ходатайство ко Творцу непреложное,/ не презри грешных молений гласы,/ но предвари, яко Благая, на помощь нас,/ верно зовущих Ти:/ ускори на молитву и потщися на умоление,/ предстательствующи присно, Богородице, чтущих Тя.

Источник: hram-troicy.prihod.ru

Молитва 1
О Богоизбранная Заступнице грешных, Взыскание погибших и Наставнице заблуждших! Ты не презираешь удалившейся своеволием от пажити Сына Твоего блуждающей в дебрех греха бедныя словесныя овцы, но шед, ищешь заблуждшую. Кто изследит пути милосердия Твоего? Будь милостива ко всем: погибающих извлеки из бездны погибели, заблуждших обрящи и настави, удаленных обрати и привлеки, обращающихся к Тебе и приближающихся приими и спаси. Всех же кающихся к Сыну Твоему, доброму Пастырю и Богу нашему, приведи, да молитвами Твоими не будет ни единыя овцы, без вести пропавшия, но да будет едино стадо и един Пастырь, Иже упасет души наша и открыет ходатайством Твоим двери во обители вечныя. Аминь.

Молитва 2
О Пресвятая Владычице Богородице, Взыскание погибших! Призри милостивым Твоим оком на молящихся пред честною иконою Твоею. Воздвигни нас из глубины греховныя: просвети ум наш, омраченный страстьми, уврачуй язвы душ и телес наших. Ты веси непрестающия скорби и вся немощи наша: подай нам руку помощи, облегчи страдания. Буди нам милосердия и мира источник, утешение в бедах и крепкое прибежище грешником кающимся. Даруй нам исправление греховныя жизни нашея: заблуждших на путь правый настави, падших и погибающих силою благодати спаси. От внезапныя смерти избави, с Сыном Твоим и Судиею Праведным нас примири и вечныя муки свободи. Милосердным же предстательством Твоим сподоби нас вселитися во обителех небесных, идеже непрестанный глас празднующих радостно славит Пресвятую Троицу, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Акафист Пресвятей Владычице нашей Деве Богородице в честь и память честныя иконы Ея, нарицаемыя «Взыскание погибших»

Матронушкина икона

Однажды Матрона попросила мать передать священнику, что у него в библиотеке, в таком-то ряду, лежит книга с изображением иконы «Взыскание погибших». Батюшка очень удивился. Нашли икону, а Матронушка и говорит: «Мама, я выпишу такую икону». Мать опечалилась - чем же платить за нее? Потом Матрона говорит матери:

«Мама, мне все снится икона «Взыскание погибших». Божия Матерь к нам в церковь просится». Матронушка благословила женщин собирать деньги на икону по всем деревням. Среди прочих жертвователей один мужик дал рубль нехотя, а его брат - одну копейку на смех. Когда деньги принесли к Матронушке, она перебрала их, нашла этот рубль и копейку и сказала матери: «Мама, отдай им, они мне все деньги портят».

Когда собрали необходимую сумму, заказали икону художнику из Епифани. Имя его осталось неизвестно. Матрона спросила у него, сможет ли он написать такую икону. Он ответил, что для него это дело привычное. Матрона велела ему покаяться в грехах, исповедаться и причаститься Святых Христовых Тайн. Потом она спросила: «Ты точно знаешь, что напишешь эту икону?» Художник ответил утвердительно н начал писать. Прошло много времени, наконец он пришел к Матроне и сказал, что у него ничего не получается. А она отвечает ему: «Иди, раскайся в своих грехах» (духовным зрением она видела, что есть еще грех, который он не исповедал). Он был потрясен, откуда она это знает. Потом снова пошел к священнику, покаялся, снова причастился, попросил у Матроны прощения. Она ему сказала: «Иди, теперь ты напишешь икону Царицы Небесной».

На собранные по деревням деньги по благословению Матроны была заказана в Богородицке и другая икона Божией Матери «Взыскание погибших».

Когда она была готова, ее понесли крестным ходом с хоругвями от Богородицка до самой церкви в Себино. Матрона ходила встречать икону за четыре километра, ее вели под руки. Вдруг она сказала: «Не ходите дальше, теперь уже скоро, они уже идут, они близко». Слепая от рождения говорила как зрячая: «Через полчаса придут, принесут икону». Действительно, через полчаса показался крестный ход. Отслужили молебен, и крестный ход направился в Себино. Матрона то держалась за икону, то ее вели под руки рядом с ней. Этот образ Божией Матери «Взыскание погибших» стал главной местной святыней и прославился многими чудотворениями. Когда бывала засуха, его выносили на луг посреди села и служили молебен. После него люди не успевали дойти до своих домов, как начинался дождь.

В Свято-Успенском мужском монастыре Тульской епархии в городе Новомосковске находится еще одна икона «Взыскание погибших», написанная по благословению Матроны Московской.

Известная чудотворная идея «Взыскание погибших» впервые была посвящена Пресвятой Богородице. Сама композиция образна. Сила, которой обладает творение, не воскрешает усопших. Корни совершенных чудес уходят в XVII век.

По легенде, Феофил, каясь во граде Адане, и именовал икону, на которую возложил надежды, «Взыскание погибших». Это – далеко не единственное спасение безнадежно пострадавших верующих, которые уже встали на скользкий путь отвращения от религии.

История образа и легенды, связанные с ним

Первые чудеса, связанные с иконой, помогли создать и легенды о ней. Люди убедились в ее необыкновенности в VI веке, когда им довелось стать свидетелями невероятного, воплощенного Святым образом.

Оклеветанный инок Феофил был изгнан из дома, где он служил. Он перестал надеяться и испытал ненависть, начав желать врагам зла. Он осмелился отвернуться от Бога и Девы Марии. Он пошел на сделку с нечистым.

Его ждала духовная гибель. Но он понял, что совершил страшные грехи и испугался. Его обращение к Деве Марии было искренним, он просил спасения. Его сопровождал образ Богоматери, который молящийся называл «Взыскание погибших».

Покровительница, поняв. что обращение искренне, приняла раскаяние грешника. Ему было даровано прощение, и дьявол не смог получить его. Затем инок всю оставшуюся жизнь превратил в служение богу.

Село Малижина в 1770 году явило икону, троекратно победившую жестокую холеру. Немного позже, в 1835 году, легенды вдохновили людей создать храм имени иконы «Взыскание погибших». Не лишены внимания и простые люди.

К ней обращаются невесты, которых она приводит к мужьям. Она защищает пропащих алкашей. возвращая их к жизни, если они верят. Ей о спасении молятся нищие столкнувшиеся с жизненными неурядицами и ощущающие силы для продолжения боя.

Образ настолько силен, что его ранят не в каждом месте. Намоленные иконы, ставшие историей, требуют особого отношения, которое они и получают. «Сильные» святыни хранятся только в святых местах, где проводятся службы, и где верующие могут лицезреть чудо.

Значение облика, его помощь

Овеянная легендами икона Взыскание Погибших олицетворяет любящих родителей, неустанно молящихся за детей своих. Их утешением стал вдохновенный светлый лик защитницы. Ее второе название — «Избавление от бед страждущих».

Поддержка Царицы небесной касается в первую очередь верующих обратившихся к ней на том языке, который понимают святые. В мученическом облике возрождены надежды тех, кто уже казался безнадежно погребенным под бедами.

Погибшие – это не мертвые люди. Им называют того, кто больше не видит в своей жизни ничего светлого. Безнадежная темнота, окружающая его, позволяет давать ему этот статус.

Для них икона находит новые силы. Икона Святой Богородицы ведет постоянную битву за верующих. Этот божественный лик имеет для них особенное значение.

Текст молитвы


Можно ли найти облик в Москве

Икона носит особое значение. Ей поклоняются во всех городах. В столице России аналог Борской вариации есть в храме Николы в Кузнецах. Можно помолиться известным ликам, найденным у простого москвича. Его семья оказалась в бедственном положении, и спасением стало чудо. Он хранил избавившую его от бед покровительницу в квартире.

Когда его жена покинула его, он стал пить, оказался нищим, а в его помои нуждались три дочери. Однажды ему стало ясно, что его дела печальны, но о детях позаботиться некому. Он принялся страстно молиться «Взысканию погибших», и вскоре все изменилось. Он перестал зависеть от вредного продукта, устроился на работу. Дочери же успешно нашли супругов.

Москвич испытал глубокую признательность. Ему стало ясно, чудотворный облик не может находиться в простой квартире. Он посетил храм Рождества Христова, где и оставил творение. В 1812 году на святыню напали французы. Остатки иконы – три части – оказались в куче хлама. Но и прошедший такие испытания, светлый образ творил чудеса.

Праздник Взыскание погибших

Во время торжеств Крещения господня Федот Обухов узрел еще одно чудо. Он не смог продолжить путь в самый лютый мороз. Лошади были вынуждены остановиться, лишившись сил.

Ему пришлось остановиться в холодных сенях, где он понял, что вот-вот замерзнет. ему уже было не на что надеяться. Уже засыпая навсегда, он пообещал всем, кто его слышит, что сделает для своего прихода чудотворную икону.

Его обещание услышала защитница людей. Один из крестьян услышал таинственный зов и, сам не зная зачем, проверил нежилой на вид дом. Там его едва дождался уже прощавшийся с жизнью путешественник. Крестьянин спас Обухова и сам уверовал в чудеса.

Обещание было выполнено. Спасенный заказал иконы в Георгиевской церкви города Обухова. Празднование традиционно проводится 18 февраля.

(празд. 5 февр.), под этим названием известны неск. чудотворных икон. Служба с акафистом «В. п.» составлена во 2-й пол. XIX в. на основе общей службы Пресв. Богородице, молитвословий и службы празднику Сретение Господне; молитва взята из рус. текста повести «О покаянии Феофила, эконома церковного, во граде Адане» (VII в.), известной на Руси с XVII в., где впервые появляется эпитет «Взыскание погибших» по отношению к Богоматери. Сюжет восходит к IV в.: инок Феофил, служивший при архиерейском доме, был оклеветан и изгнан оттуда. От несправедливости он возроптал на Господа и заключил союз с диаволом, подписав с ним хартию. Раскаявшись в своем отступничестве, инок неусыпно молил Божию Матерь перед Ее иконой о прощении, называя Богородицу «Взысканием погибших». Моление Феофила было услышано, и Пресв. Богородица, возвестив о прощении грехов, вернула подписанную им хартию. Об иконографии образа, перед к-рым молился Феофил, сообщений нет.

Начало почитания иконы c таким названием в России приходится на XVIII в., когда прославились чудотворениями неск. образов, связанных с повестью «О покаянии Феофила» только эпитетом Богоматери.

«В. п.» из ц. св. Георгия г. Болхова Орловской губ.,

по преданию, была написана в 1707 г. (размер ок. 210´ 120 см). В наст. время местонахождение этой иконы, наиболее ранней из известных образов с таким названием, неизвестно; храм в 2003 г. передан РПЦ и восстанавливается.

«В. п.» из с. Бор Тарусского у.

Калужской губ. (ныне Жуковский р-н Калужской обл.) прославилась в 1-й пол. XVIII в. Крестьянин Федот Алексеевич Обухов из дер. Вязовны в приходе с. Бор, занимавшийся скупкой пеньки и конопляного семени, был застигнут по пути в с. Голдаево вьюгой и сбился с дороги, оказавшись на краю непроходимого оврага. Обессилев, он выпряг лошадь, привязал ее к саням, а сам лег в них. Почувствовав, что замерзает, он взмолился о помощи к Божией Матери и дал обет написать список с Ее иконы, находящейся в Георгиевской ц. Болхова, для храма своего села. Необъяснимым образом лошадь и сани с лежавшим в них без сознания Федотом оказались у ворот крестьянина Рыданских постоялых дворов Генеральчикова, к-рый, находясь в избе, услышал голос: «Возьмите». Федота нашли и, обогрев, вернули к жизни. С просьбой написать список с иконы Федот обратился к художнику из Болхова Гурову. Тот согласился написать образ, но назначил слишком высокую цену, однако был вразумлен настигшей его слепотой. Пообещав сделать работу за любую предложенную цену, Гуров прозрел. Написанную им икону Обухов, исполнив обет, пожертвовал в ц. во имя свт. Николая, архиеп. Мирликийского с. Бор. В 1798 г. на средства паломников, приходивших к иконе, был воздвигнут каменный храм. Место его постройки было указано Богородицей в тонком сне старосте церкви. Один из приделов был освящен в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих р адость», ок. 1780 г. туда была перенесена «В. п.». В 1849-1853 гг. в благодарность за избавление от холеры возвели новый каменный храм и освятили его во имя иконы Божией Матери «В. п.» (не сохр., последний настоятель свящ. Михаил Виноградов арестован в 1937).

Особенностью этой иконы (размер ок. 200´ 125 см) было изображение в ее верхней части «Крещения Господня» в память спасения крестьянина Федота Обухова в этот праздник. Ее украшала серебряная с позолотой риза весом более 16 кг (утрачена). Икона была известна также под названием «Борская Покровенная», т. к. в отличие от др. икон «В. п.» Пресв. Богородица была изображена на ней в традиц. мафории.

В архиве Калужской Духовной консистории хранятся свидетельства о чудесах от иконы. В июне 1850 г. сады с. Гостешева Тарусского у. были избавлены от нашествия гусениц («червя») по молебному прошению перед принесенным из с. Бор образом. В память об этом событии был установлен ежегодный крестный ход с чудотворной иконой. В 1868 г. перед иконой, принесенной в с. Татьянинское Тарусского у., был отслужен молебен об избавлении от засухи. В тот же день пролил дождь и жители постановили ежегодно устраивать в селе крестный ход с иконой; на 4-й год за несоблюдение этого обета выпал град, опустошивший поля и луга. Икона явила чудо в 1848 г., отведя от сел Тарусского у. эпидемию холеры. В 1871 г. служащие фабрики Коншина г. Серпухова получили разрешение Московского митр. Иннокентия (Вениаминова) и Калужского архиеп. Григория (Митькевича) принести в город «В. п.» для избавления от холеры. 29 авг. вокруг города был совершен крестный ход, после чего эпидемия пошла на убыль. Благодарные жители Серпухова пожертвовали в борскую церковь литой серебряный с золотом крест и напрестольное Евангелие в таком же окладе с изображением «В. п.» и памятной надписью.

Первоначально праздник иконе из с. Бор приходился на 7 марта, с 1857 г.- на 5 февр. (после согласования дня чествования одноименных икон, происходящих из разных мест). Судьба иконы после 1917 г. неизвестна.

Список иконы из с. Бор, выполненный, очевидно, в кон. XIX - нач. XX в., находился в ц. Воскресения Христова с. роща. После его закрытия в 60-х гг. был перенесен в Успенскую ц. с. Истомина, где находился до закрытия храма в 1975 г. 4 февр. 1985 г. список с Боровской иконы «В. п.» был передан в ц. Воскресения Христова г. Тарусы неизвестными жертвователями. О близости этой иконы к своему оригиналу свидетельствуют ее размеры (210´ 120 см), включение композиции «Рождество Христово» и надпись в нижней части: «Подобие чудотворной иконы, именуемой Взыскание погибших, находящейся в церкви села Бора Тарусского уез. Калуж. епархии». До 1975 г. икону украшала риза (местонахождение неизвестно).

К иконографии иконы из с. Бор восходит также чтимый образ «В. п.» из московской ц. свт. Николая в Кузнецкой слободе. По нек-рым сведениям (Богословский . С. 55), список находился и в ц. Петра и Павла на Преображенской пл. (снесена в 1964).

«В. п.» из Раковского во имя Св. Троицы мон-ря

почитается в Самарском крае и Поволжье с нач. 60-х гг. XIX в. Основным источником сведений о ней является очерк самарского свящ. Петра Альбицкого, составленный в 1896 г. по поручению еп. Самарского и Ставропольского Гурия (Буртасовского) . Свящ. П. Альбицким были использованы рукописные материалы, присланные в 1893 г. настоятельницей Раковского во имя Св. Троицы жен. мон-ря . игум. Анатолией (Тейс), на протяжении 23 лет являвшейся очевидицей мн. чудес от иконы. Среди 5 рукописей, посвященных «В. п.», одна была записана со слов владелицы иконы Анны Ивановны Кадышевой «первым священником Раковской общины», др. переписана дочерью Кадышевой «с рукописной тетради ея матери». Еще одна рукопись озаглавлена «Дело по ходатайству настоятельницы Раковской Свято-Троицкой женской общины о дозволении ношения св. иконы Божией Матери «Взыскание погибших» по селениям Самарской епархии уездов Бугурусланского и Ставропольского. Началось 9-го ноября 1862 г.». Рукописи содержат сказания о чудесах от иконы, происшедших в 1861-1895 гг. (описано 37 чудотворений: исцеления от болезней, избавления от засухи и саранчи).

«В. п.» была фамильной святыней дворянского рода Кадышевых. Согласно семейному преданию, она приплыла по Волге к Саратову и была явлена местному воеводе Кадышеву в 1666 г. (Альбицкий . С. 123) или во 2-й пол. XVIII в. («Поездка в Раковскую жен. пустынь...». С. 441). Обретение иконы ознаменовалось исцелением воеводы и чудесным обличением похитителей церковного имущества. После смерти мужа А. И. Кадышева решила посвятить свою жизнь Богу. С 1859 г. она стала устроительницей и настоятельницей жен. монашеской общины близ с. Раковка Самарской губ., куда принесла с собой чудотворную икону. По свидетельству одной из сестер Раковской обители М. В. Тихановой, сопровождавшей Кадышеву во время ее пребывания в С.-Петербурге, после водосвятного молебна перед иконой «В. п.» исцелился 11-летний сын гр. Шереметева. Известие об этом дошло до митр. Московского Филарета (Дроздова) , пожелавшего увидеть икону. На средства гр. Шереметева, решившего в благодарность за исцеление сына украсить икону, по рисунку свт. Филарета был создан серебряный позолоченный киот в виде сияния, с литыми по сторонам ангелами и венцами из драгоценных камней над главами Богородицы и Младенца. В 1866 г. была сделана серебряная риза с украшениями из эмали, бриллиантов, бирюзы и жемчуга. Вероятно, именно этот драгоценный убор украшает икону в наст. время.

Первоначально «В. п.» находилась над царскими вратами в Свято-Троицкой теплой домовой ц. настоятельского корпуса; для поклонения молящихся ее спускали на шнурах. С 20 мая 1895 г. на летнее время икона переносилась в новый каменный Свято-Троицкий храм. С 1862 г. ее приносили из мон-ря в г. Ставрополь (совр. Тольятти Самарской обл.), Мелекесский завод (совр. Димитровград Ульяновской обл.), в села Самарского, Ставропольского и Бугурусланского уездов для совершения молебнов. По просьбе жителей Самары Святейшим Синодом было дано разрешение ежегодно на 2 месяца доставлять икону в город для поклонения.

В 1924 г. монахини мон-ря отказались передать ее обновленческому архиеп. (председателю епархиального управления) Александру Анисимову (?), о чем он 17 сент. того же года писал в донесении представителям местной власти (ГА Самарской обл. Ф. Р-857. Оп. 5. Д. 62. Л. 4). После закрытия Раковского мон-ря в 1928 г. икона, вероятно, сохранялась в близлежащем селе, на квартире у оставшихся в живых монахинь. По свидетельствам современников, в 30-х гг. в Покровском храме г. Самары (в 1935-1991 Куйбышев), принадлежавшем тогда обновленцам, а в 1941 г. ставшем кафедральным собором Куйбышевской и Сызранской епархии, находилась икона «В. п.», но, по заключению еп. Куйбышевского Иеронима (Захарова) , это был позднейший список с чудотворной иконы. Согласно распоряжению еп. Иеронима, в 1953/54 г. в Покровский кафедральный собор была перенесена икона «В. п.», сохранявшаяся раковскими монахинями, в соборе она пребывает и в наст. время. По вторникам перед иконой поется акафист; в день ее празднования совершаются торжественный молебен и крестный ход; икона участвует в проводимом ежегодно в сер. сент. крестном ходе вокруг города.

Икона писана на доске без ковчега. Ее размеры (31,7´ 23,9 см) близки описанным свящ. П. Альбицким. Богоматерь облачена в платье красно-коричневых тонов, плат на Ее главе и хитон Младенца обильно разделаны золотом. Поверх авторского слоя темперной живописи сделаны грубые прописи в области глаз, носа и губ. Характер личного письма и иконография иконы указывают на ее близость к памятникам, выполненным под влиянием зап. (итал. или критских) образцов в кон. XVIII в.

В рукописях Раковского мон-ря было зафиксировано чудесное изменение вида иконы: обычно она была темной и черты ликов едва различались; иногда образ просветлялся («как бы лучи и сияние исходят»), что рассматривалось как предвестие радостного события. Известны случаи появления на лике Божией Матери, лике и руках Младенца капелек мира, напр., с мая по окт. 1895 г., во время освящения нового Свято-Троицкого каменного монастырского храма, придел к-рого был посвящен «В. п.», и совершавшихся перед иконой молебнов в домах жителей окрестных сел.

По словам Кадышевой, в нач. 60-х гг. XIX в., во время ее остановки в Н. Новгороде по пути из С.-Петербурга, Нижегородский еп. Нектарий (Надеждин) пожелал иметь копию с иконы, к-рая была выполнена инокиней Дивеевского мон-ря. Она находилась в Нижегородском Спасском (Ярмарочном) соборе. Др. копия, написанная настоятельницей Раковского мон-ря игум. Анатолией, хранилась в крестовой церкви Самарского архиерейского дома, близ правого клироса. Судьба этих 2 списков неизвестна.

В самарском храме апостолов Петра и Павла находится копия, написанная, как значится на обороте, «в подобие и меру», крестьянином с. Утёвка Бузулукского у. Самарской губ. Григорием Журавлёвым 13 февр. 1888 г. Этот список, как и все др. иконы, Журавлёв, инвалид по рождению, лишенный рук и ног, выполнил, держа кисть зубами.

В 50-х гг. XX в. в р-не Мариенбург г. Гатчина Ленинградской обл. была обретена икона «В. п.», в советские годы бывшая частью настила пешеходного моста. Из надписи на иконе известно, что она «сооружена» 31 окт. 1888 г. усердием настоятельницы Свято-Троицкого Раковского мон-ря Самарской губ. и того же уезда игум. Анатолии с сестрами в память чудесного избавления имп. Александра III и его семьи «от опасности при крушении поезда» (17 окт. 1888 г. близ ст. Борки). В наст. время этот образ находится в ц. Покрова Божией Матери в Мариенбурге. 17 февр. 1994 г. на всенощной в канун празднования «В. п.» образ начал мироточить.

«В. п.» из с. Малижина Богодуховского у.

Харьковской губ., по преданию, была обретена ок. 1770 г.; прославлена исцелением помещицы Лесницкой и троекратным избавлением этой местности от холеры. Др. сведений об иконе нет.

«В. п.» ц. Рождества Христова в Палашах в Москве

(в наст. время в ц. Воскресения словущего на Успенском вражке) датируется 1802 г. (см.: О Тебе радуется: Рус. иконы Богоматери XVI - нач. XX в. М., 1995. С. 62. Кат. 50). По преданию, владелец этой иконы был вдов и один воспитывал 3 дочерей. Его молитвы перед образом Пресв. Богородицы о благополучии дочерей были услышаны: они счастливо вышли замуж, а благодарный отец, как ему было указано в сонном видении, передал семейную святыню в свой приходской храм Рождества Христова в Палашах. Во время разорения французами Москвы в 1812 г. икона была разбита на части и брошена вместе с др. церковным имуществом. После ее обретения была восстановлена стараниями худож. Т. Г. Мягкова. В 1815 г. в Рождественской ц. на месте прежнего Покровского придела по ходатайству прихожан был устроен и освящен придел в честь «В. п.», где икона находилась до разрушения храма (1935-1937). Затем образ перенесли на короткое время сначала в ц. Воскресения словущего на М. Бронной ул. (разобрана в 1935, снесена в 1938), затем в ц. Вознесения Христова («Малое Вознесение») на Б. Никитской ул. (закрыт в 1937), в наст. время «В. п.» находится в ц. Воскресения словущего на Успенском вражке. В 1981 г. от оставленной свечи возник пожар, пострадал киот иконы, однако образ остался невредим. В 1982 г., после обновления киота, «В. п.» была перенесена на солею, слева от царских врат главного придела.

Образ написан маслом в традициях западноевроп. живописи. На полях изображены святые - небесные покровители прежних владельцев: мч. Мамант, ап. Филипп, прав. Анна, свт. Николай Мирликийский, прмц. Параскева, вмц. Екатерина.

В день празднования «В. п.» в палашевском храме литургию совершали Московские митрополиты или викарные архиереи, неоднократно служил Патриарх свт. Тихон. Традиция совершения литургии 5 февр. архиерейским чином сохранилась и после перенесения иконы в воскресенскую ц. на Успенском вражке; по воскресным дням перед иконой читается акафист.

В Успенском соборе новомосковского Свято-Успенского муж. мон-ря

Тульской обл.(с 1992), слева от иконостаса, рядом с ковчегом с частицей мощей блж. старицы Матроны, в киоте хранится образ «В. п.», написанный по ее просьбе и ранее находившийся в ц. Успения Божией Матери в с. Себине Тульской обл. На полях иконы изображены свт. Николай Мирликийский и мч. Лавр. Икона украшена серебряной чеканной ризой. В воскресные дни перед ней совершается молебен с чтением совмещенного акафиста иконе и блж. Матроне (др. образ, созданный также по воле старицы, в наст. время пребывает в московском жен. мон-ре в честь Покрова Пресв. Богородицы).

Особенности иконографии

Под названием «В. п.» известны 2 извода, восходящие к разным чтимым протографам. Их сходство ограничивается положением стоящего справа в рост Младенца Христа, левой ручкой охватывающего шею Богоматери, правой прикасающегося к горловине ее платья. Различаются положения голов Богоматери и Младенца: на иконах, повторяющих болховский образец (иконы из с. Бор и г. Таруса, из московской ц. свт. Николая в Кузнецах), лики не соприкасаются; в др. варианте (иконы из раковского мон-ря, из московской ц. Рождества Христова в Палашах и др.) Младенец приникает к щеке Богоматери. Различия касаются и положения рук Богоматери, что является характерным отличительным моментом для извода 2-го типа: руки Богородицы кольцом охватывают Младенца, пальцы плотно сцеплены между собой; в 1-м типе кисти рук, придерживающих Младенца, расположены близко друг к другу, но не соприкасаются, сохраняя молитвенный жест. Во 2-м изводе Богоматерь изображена сидящей, так что Младенец, обе ножки Которого (левая отведена назад) видны из-под хитона, стоит на Ее правом колене (или коленях); в 1-м варианте Младенец опирается ножками о подобие парапета, на передней части к-рого надпись-посвящение. На иконах 1-го типа на голове Богородицы традиц. мафорий; на иконах, подобных образу раковского мон-ря, Ее голову покрывает спускающийся на плечи до середины груди плат, из-под него видны пряди волос; на московской иконе волосы Богородицы не прикрыты и свободно спадают на плечи.

Иконография богородичных образов 1-го типа известна с XII в. (мозаика ц. св. Франчески в Риме, 1130-1143 гг., рельеф в капелле Дзен в соборе Сан-Марко в Венеции, XIII в.) и получила распространение на Руси с почитанием Феодоровской (посл. треть XIII в.), Толгской (кон. XIII в.) икон Божией Матери. Несмотря на известность в рус. традиции этой иконографии, ее появление в XVIII в. в варианте «В. п.» может быть обусловлено влиянием зап. художественной культуры, в т. ч. воспринятой через посредство укр. иконописи. О косвенном влиянии зап. образца в изводе 1-го типа можно судить по характерным изображениям херувимов по сторонам Богоматери с Младенцем; не свойственна для традиц. иконописания и переброшенная от ножек Младенца через Его плечо развевающаяся ткань, отдаленно напоминающая гиматий. Более ярко это влияние выражено в иконах др. извода, в написании одежд Богоматери и пейзажа, к-рый виден через окно архитектурного портика.

Гимнография

В совр. рус. Минее на февр. (Минея (МП). Февр. С. 175-189) помещено полиелейное последование «В. п.». В него входят в т. ч., следующие элементы: 2 тропаря, 7-го гласа (« ») и 4-го гласа (« »); канон 4-го гласа (ирмос: « », нач.: « »); в последовании использованы общие кондаки Богородицы 6-го гласа: « » и « ».

Арх.: ГА Калужской обл. Ф. 33. Оп. 2. Д. 2209. Л. 34.

Лит.: Рождественский А ., свящ . Сказание о иконе Божией Матери «Взыскание Погибших, что в с. Бор» // Калужские ЕВ. 1864. № 24. С. 436; Поездка в Раковскую жен. пуст. Самарской губ. // ДЧ. 1882. Авг. С. 432-443; Ливанов И ., свящ . Преобразование Св.-Троицкой Раковской жен. общины в мон-рь // Самарские ЕВ. Ч. неофиц. 1887. № 4. С. 65-76; Альбицкий П ., свящ . Исторические сведения об иконе Божией Матери, именуемой «Взыскание погибших», находящейся в Св.-Троицком Раковском жен. мон-ре Самарской еп. и уезда (1666-1895 гг.) // Там же. 1896. № 3. С. 103-107; № 4. С. 122-138; Кременский Е . В ., свящ . Иконы Божией Матери, именуемые «Взыскание погибших». М., 1898, 19033; Никольский В ., свящ . Чудотворная икона Божией Матери «Взыскание погибших», что при моск. Христорождественской в Палашах церкви. М., 1900; Борская икона Божией Матери «Взыскание погибших» // Калужская старина. Калуга, 1903. Т. 3. С. 1-3; Кондаков Н . П . Иконография Богоматери: Связи греч. и рус. иконописи с итал. живописью раннего Возрождения. СПб., 1910. С. 54-67, 201; Соколов П ., свящ . Икона Божией Матери, именуемая «Взыскание погибших». М., 1912; Никольская Ю . «Взыскание погибших». М., 1914; Троицкий В ., прот . Икона Божией Матери «Взыскание погибших». Тверь, 1914; Богословский Т . М . Икона Божией Матери «Взыскание погибших» // ЖМП. 1945. № 5. С. 54-56; Праве Л . Икона Божией Матери «Взыскание погибших» // Там же. 1980. № 2. С. 24-26; Антонов В . Церковь Покрова Пресв. Богородицы в Мариенбурге // С.-Петербургские ЕВ. 1991. Вып. 8. Окт. С. 87; Морозова-Утенкова Е . Седьмое начало: История восстановления храма Воскресения Христова в Тарусе Калужской еп. Таруса, 1998. С. 53-57. Ил. на с. 52; Правосл. святыни Самарского края. Самара, 2001. С. 63; Раковский Св.-Троицкий жен. мон-рь (1859-1927 гг.) // Мон-ри Самарского края (XVI-XX вв.). Самара, 2002. С. 65-70.

Э. В. Шевченко, инокиня Вероника (Горячева)

Чудотворная икона Богородицы Взыскание Погибших – это божественное изображение заступницы, которая утешает людей во всех скорбях. Данную икону также называют «Избавлением от бед страждущих». Празднование в честь лика Девы Марии проводится ежегодно 18 февраля (по старому стилю – 5 февраля).

Почему этот образ так называют?

Верующих интересует, почему этот лик Пресвятой Богородицы называется «Взыскание погибших»? На самом деле речь идет не о мертвых людях. Погибшими принято называть тех, кто перестал видеть что-либо хорошее в своей жизни, утратил надежду, потерял опору, именно эти люди и об этих людях молятся данной иконе.

Богородица дает силы просящему и тому, за кого просят. Пресвятая Дева готова удостоить прощения, то есть взыскать, каждого, кто находится на краю гибели в прямом или переносном смысле. Основное значение иконы – возвращение к вере тех людей, которые утонули в пороках или нищете, страдают от болезней. Образ «Взыскание погибших» – это последняя надежда для тех, кто впал в отчаяние и не может помочь себе. Также этот лик – опора для родителей, молящихся о своих детях. Пресвятая Богородица считается покровительницей и заступницей малолетних.

Иконографические особенности образа

На этой иконе Божья Матерь изображена сидящей. На ее коленях стоит маленький Иисус и обнимает мать руками за шею, левой щекой прижимается к ее щеке. Руки Святой Девы образуют кольцо вокруг фигуры младенца Христа, пальцы ее сцеплены в замок. Хотя изображение не нарушает каноны иконографии, такой вид святыни является одним из самых редких.

Существует несколько вариантов этого изображения: с покрытой и непокрытой головой Богородицы, со сцепленными или не сцепленными руками. Иногда композиция включает дополнительные элементы, например, изображение святых или окно с пейзажем. Так, на Московской иконе Дева Мария изображена в окружении святых и с непокрытой головой.

На Борской иконе, в верхней части, изображено крещение Христово. Это связано с тем, что крестьянин Обухов, согласно поверьям, был спасён от смерти чудодейственным образом именно в праздник Крещения. Необычны и размеры данного изображения: его высота превышает 200 см, а ширина составляет 125 см.

Сейчас святыню можно увидеть во многих храмах. Она присутствует в таких обителях, как:

  1. Собор Воскресения Словущего (Москва)
  2. Храм Положения Ризы Господней (Москва).
  3. Храм Воскресения Христова (Тарус).
  4. Высоцкий мужской монастырь (Серпухов).
  5. Никольский собор (Серпухов).
  6. Покровский кафедральный собор (Самара).
  7. Храм Покрова Божией Матери (Мариенбург).

Следует помнить, что чудотворной силой обладает не только оригинал образа, но и многие списки с него.

В чем помогает Святой лик?

Главный вопрос, которым задаются православные христиане, узнав о существовании данного образа: о чем молятся иконе Взыскание Погибших? К изображению Божьей Матери обращаются, если молящиеся или их близкие:

  • отвернулись от Господа, потеряли Веру во всё хорошее и надежду на счастливое будущее;
  • хотят получить защиту для себя или своих близких в период боевых действий;
  • желают избавиться от различных недугов: головных болей, лихорадки, болезней глаз, различных тяжёлых заболеваний;
  • надеются освободиться от пагубных зависимостей (алкогольной, наркотической);
  • надеются удачно создать семью, обрести счастье в отношениях, научиться мудрости и терпению (чаще всего с такими просьбами обращаются молодые девушки);
  • хотят, чтобы их брак был крепким и счастливым;
  • желают раскаяться и получить прощение за совершенные грехи;
  • хотят, чтобы их дети росли здоровыми и счастливыми;
  • надеются облегчить состояние безнадежных больных.

Богоматерь поможет всем, кто к ней обращается. Главное, чтобы молитва шла от чистого сердца и исполнялась с абсолютной верой в Бога. Чем сильнее вера человека, тем быстрее он получит помощь и заступничество от Девы Марии.

Как обращаться к образу Пресвятой Девы?

Молиться Матери Божьей можно, используя канон или своими словами. Бывает так, что человек начинает обращение к образу, используя текст канона, но по ходу молитвы у него начинают вырываться свои слова, идущие от сердца. В этом случае нужно сказать всё, чего хочет душа, а потом продолжить читать канон. Лучше всего обращаться к Пресвятой Богородице перед иконой в храме.

Мы, православные христиане, чаще всего молимся Деве Марии с помощью двух молитвенных текстов. Также существует акафист (хвалебное церковное пение) образу Богородицы. В акафисте содержится 13 кондаков и икосов. Там освещаются некоторые события, связанные с появлением данной иконы и с ее восхвалением. Канон также содержит просьбы к Богоматери о помощи и защите, в конце обращения читается заключительная молитва об избавлении всех людей от бед.

История образа и легенды, связанные с ним

Первые упоминания об иконе Богоматери «Взыскание погибших» относятся к VI веку, именно тогда люди впервые увидели чудеса, сотворенные Святым образом. Согласно легендам, инок Феофил, исполнявший обязанности церковного эконома в Адане, был оклеветан, а затем изгнан из дома архиерея. Он затаил в душе сильную обиду на тех, кто так поступил с ним, отвернулся от Бога и Девы Марии. Затем заключил союз с дьяволом.

Но оказавшись на пороге духовной гибели, Феофил очень испугался всего того, что успел совершить. Он искренне, горячо попросил Деву Марию спасти его. Он молился образу Богоматери, который называл «Взыскание погибших». Божья Матерь, услышав искреннюю молитву, приняла раскаяние Феофила. Она подарила ему прощение, освободила от обязательств перед дьяволом. После этого инок посвятил свою жизнь служению Богу.

Первые чудеса, сотворенные Святым Ликом на Руси

Первое упоминание об иконе «Взыскание погибших» на территории Руси присутствует в церковных записях 1548 года. Данный образ находился в Московском храме Воскресения Словущего, принадлежал предположительно кисти итальянского художника.

Согласно легендам, в 1666 году воевода города Саратова Кадышев был ранен, но исцелился после того как увидел в Волге чудотворный образ Девы Марии. Спустя 200 лет его потомок Кадышева основала в селе Раковка женский монастырь и стала его первой настоятельницей. Главной ценностью этого монастыря была икона «Взыскание погибших», которая исцелила много верующих. Граф Шереметьев заказал для этого образа золоченый киот, украшенный драгоценностями. Он это сделал из благодарности за исцеление своего сына.

Деяния Борского (Тарусского) образа

Наиболее известным чудом, сотворенным Борскою иконою Божьей Матери, является спасение крестьянина Федота Обухова. Он выехал из дома в сильный мороз и заблудился по пути, к вечеру крестьянин обессилел и сильно замерз, после чего с чувством безнадежности лег в сани и начал молиться Деве Марии.

Он пообещал Святой Заступнице, что если останется жив, то закажет список с иконы Божией Матери «Взыскание погибших» и передаст его приходской церкви. Чудесным образом сани Обухова оказались у одной из крестьянских изб. Хозяин этой избы услышал женский голос, который сказал: «Возьмите!». Он вышел на улицу, увидел замерзающего в санях Федота.

После выздоровления Обухов не забыл о своем обете и обратился к иконописцу Гурову с просьбой нарисовать икону. Но иконописец потребовал у крестьянина такую сумму денег, которой у того не было. Как только Обухов вышел за дверь, иконописец ослеп. Тогда он осознал, что получил наказание за свою жадность. После этого Гуров пообещал Федоту написать извод за любую цену, и зрение к нему вернулась.

Икона, написанная по заказу Федота Обухова, была пожертвована церкви села Бор. Многие люди приходили поклоняться этому образу и просить о его заступничестве. На пожертвования прихожан затем был возведен новый храм. И снова случилось чудо. Церковный староста во сне увидел, где будет располагаться данная икона, а потом из Синода пришёл указ о строительстве храма именно в этом месте.

В 1871 году святой образ спас город Серпухов от эпидемии холеры. Также икона помогла излечить немого и парализованного мальчика. В благодарность за совершенные чудеса жители города подарили борскому храму Евангелие, на котором была изображена икона и сделана запись о свершившихся чудесах.

Данное изображение было утрачено в советский период, но в 1985 году церкви Воскресения Христова Тарусского района был передан список с этой иконы. О том, что это копия почитаемого Лика, свидетельствует надпись на изображении.

Чудеса образа из храма Воскресения Словущего

Согласно преданию, Лик Божией Матери, находящийся сейчас в храме Воскресения Словущего, был перенесен из Храма Рождества Христова в Палашевском переулке.

Последний собственник иконы стал вдовцом и оказался на пороге нищеты. Он усердно молился Пресвятой Богородице, прося ее спасти его от отчаяния и устроить судьбу трёх его дочерей. Дева Мария откликнулась на мольбы мужчины и помогла его дочерям удачно выйти замуж. Собственник счел себя недостойным держать этот чудотворный образ дома и передал его храму.

В 1812 году французы разграбили Палашевский храм. Верующие после этого нашли икону среди хлама, она была расколота на три части. Но даже в таком виде чудотворный лик совершил множество исцелений. К нему обращались невесты накануне свадьбы с просьбой о счастливом браке, а также люди, погибающие от нищеты, пьянства, болезней. К иконе приходили матери, просившие о заступничестве для своих детей.

Восстановленный храм работал до 1934 года, а потом его закрыли. Иконы и утварь из храма передавались различным монастырям, церквям. Образ «Взыскание погибших» сам для себя выбрал новый дом. Когда икону пытались перевезти в Пименовскую церковь, повозка не сдвинулась с места.

Тогда люди решили, что сама Богородица не хочет там находиться, и выбрали для святыни новое место – Воскресную церковь, которая располагалась на Малой Бронной. Повозка буквально летела к месту назначения. После того, как церковь была снесена, образ переместили в храм Воскресения Словущего.

История святого лика из Высоцкого монастыря

Чудотворная икона ежегодно, начиная с 1892 года, доставлялась в город Серпухов для осуществления торжественного Крестного Хода. Каждый православный христианин имел возможность поклониться этой святыне и попросить Богоматерь о помощи. Особой удачей считалась возможность принять этот образ для молитвы у себя дома.

Прекратился обычай после Октябрьской революции, а храм, где хранилась икона, был уничтожен. Но верующие продолжали поклоняться святыне и бережно хранили ее списки. Одна из таких копий находилась в Троицком храме, но он был закрыт в 1961 году, а икона перестала быть доступной для верующих, 35 лет она находилась в хранилищах историко-художественного музея Серпухова.

Святой образ вновь появился в городе в 1996 году, его поместили в Ильинский храм для осуществления молитв. Этот день стал настоящим праздником для жителей города. Окончательное возвращение «Взыскания погибших» произошло 18 мая 1997 года, когда икона была передана историко-художественным музеем Высоцкому монастырю. Сейчас Святой лик доступен верующим и продолжает совершать чудеса.

Легенда о чудесах образа из Псковского монастыря

Легендами овеяно появление Божественного образа в Псковском монастыре. Согласно преданию, блаженная Матрона Московская сообщила своей матери о том, что ей всё время снится, будто к ним в церковь просится Царица Небесная. После этого Матрона благословила женщин на сбор денег по всем деревням для изготовления святыни.

Одни верующие приносили щедрые пожертвования, а другие скупились. Так, один мужчина нехотя отдал один рубль, а его брат посмеялся и дал всего одну копейку. Когда пожертвования принесли Матроне, она их перебрала, нашла те самые рубль и копейку, и попросила вернуть их обратно, потому что они портили все остальные деньги.

Когда была собрана необходимая сумма, Матрона обратилась к художнику и спросила, сможет ли тот изготовить образ. Он ответил, что это для него привычное дело. Матрона повелела ему исповедаться и причаститься у Святых Христовых Тайн, и только после этого приступать к работе. Художник так и сделал, но через время вернулся к Матроне и сказал, что у него не получается написать образ.

Блаженная почувствовала, что у иконописца остался один не исповеданный грех. Она сообщила ему об этом. Художник был потрясён и снова отправился на покаяние и причастие. Также он попросил прощения у Святой Матроны. После этого проповедница сказала ему, что теперь он сможет написать икону. Он действительно смог ее изготовить. Матрона не расставалась с этим Святым ликом до самой смерти. Сейчас изображение хранится рядом с мощами блаженной.

Другие известные образы

Чудесные события связаны не только с вышеперечисленными иконами, но и с другими изображениями «Взыскание погибших». Так, Лик, который хранится в церкви Покрова Божьей Матери города Мариенбурга, был написан в 1888 году монахинями из Раковской женской обители.

После Октябрьской революции Святой образ был утрачен, но чудом найден в 50-е годы прошлого века. Долгое время он использовался как доска на пешеходном мосту. Затем его поместили в храм Покрова Божией Матери, после чего стали происходить чудеса. Лик начал мироточить накануне празднования Дня памяти этой иконы в феврале 1994 года.

Согласно сохранившимся старинным рукописям, икона из Раковского монастыря несколько раз образом меняла свой вид: обычно она была темной, с едва различимыми изображениями, но иногда образ просветлялся, начинал светиться изнутри. Верующие считали это Божьим посланием о предстоящих радостных событиях. Также описан случай появления на руках Богородицы и Иисуса капель миро. Это происходило с мая по октябрь 1895 года, то есть, в первые месяцы после освящения нового Свято-Троицкого монастыря.

А чудотворный образ «Взыскание погибших» из села Малижина Харьковской губернии, появившийся в 1770 году, три раза избавлял местных жителей от холеры.

К иконе обращаются люди, которые физически или духовно близки к гибели. К Пречистой направляют христиане прошения свои о силе волы, необходимой, чтобы справиться с горестями и не осквернить при этом заповедей Господних. Молятся перед чудотворной иконой и за близких своих, прося о здоровье родных или знакомых, которые находятся при смерти. Просят даровать исцеление для детей своих и чужих. В военные времена к чудотворной святыне Божией Матери «Взыскание погибших» приходили богомольцы, умоляя Заступницу сохранить каждого, кто на фронт попадал.
Почитаемым образ является для незамужних девушек, поскольку помогает передать Царице Небесной пожелания, заключающиеся обустройстве счастливой семейной жизни.

Особенно почитаема икона среди людей, которые все свои силы растратили от недугов физических или боли душевной, поскольку единственной надеждой для погибающих она является. Взывают с глубокой и чистой верой к Богоматери, прося о том, чтобы помогла она там, где не справиться без святой помощи.

Как говорится в духовной литературе, образ Пресвятой Богородицы, известный под названием «Взыскание погибших» написан был еще в VI столетии, через несколько столетий списки с него появились и на Руси. Однако только с XVIII века икона стала пользоваться особым почитанием среди православных христиан. Обусловлено это множеством чудес, случившихся, после молитв перед святыней. В те времена образ «Взыскание погибших» считался символом милосердия Божией Матери, перед действиями которой все преграды отступают.

В 1548 г. появились первые упоминания об иконе «Взыскание погибших». Что касается автора творения, то предполагается, что это был итальянский мастер, создавший образ Матери Божией для семьи русских дворян. Глава семьи остался вдовцом, но это не единая беда, постигшая его. Вскоре он с детьми своими оказался на пороге нищеты.

Не видел дворянин другого спасения кроме молитв к Пресвятой Богородице. Днями и ночами он взывал к Заступнице, чтобы спасла она семью его от доли лихой. И молитвы его были услышаны. Дела страдальца начали расти вверх, в семье появились деньги, но самое главное – в сердце его поселилась гармония и радость большая. Чтобы отблагодарить икону за чудеса ее, передал мужчина святыню в Храм Рождества Христова, который располагался в Палашах. О том, что образ святой способен на чудеса, скоро начала молва ходить по всему городу.
Приходить к «Взысканию погибших» начали даже те люди, которые отчаялись совсем. И только здесь надежда возвращалась к верующим, а молитвы их были настолько искренними, что Богородицы не могла не исполнять прошения христиан.
Когда в 1812 г. пришел на земли эти Наполеон, то Храм Рождества Христова был полностью разрушен и разграблен (правда, в дальнейшем христиане позаботились о его восстановлении). Икону «Взыскание погибших» было осквернено захватчиками и разрублено на несколько частей. После этого вера людей в икону и ее чудодеяния только возросла, и христиане говорить начали, что Матерь Божия теперь страдает вместе с народом русским. Даже когда образ был разрублен, не переставали к нему приходить верующие, и чудеса продолжали происходить. Позже икону отреставрировали.

Много чудес произошло после молитв перед иконой. Об одном из них поведала жена священника, которого арестовали в годы революции. Осталась женщина с тремя детьми на руках, силы ее были на исходе. Измучавшись, она решила прибегнуть к страшному греху – самоубийству. Перед этим женщина все же решила помолиться в последний раз перед иконой «Взыскание погибших». И внезапно почувствовала она, как Царица Небесная отогнала мысли дурные и вселила в страдалицу уверенность в том, что завтра все будет хорошо. Так и случилось. Бедная женщина уже на следующий день нашла в своей сумке золотые монеты.

В 1934 г. храм, в котором находилась икона, закрыли. Планировали перенести «Взыскание погибших» в Пименовскую церковь. Но не так случилось, как думалось. Долго понукал извозчик лошадь, которая была запряженной в повозку со святыней, но ни на шаг животное с места не сдвинулось. Собравшиеся христиане решили, что самой Царице Небесной такая идея не нравится, и приняли решение отвезти икону в Воскресную Церковь на Малой Бронной, а туда чудотворный образ отправился без проблем. Однако пробыла там святыня недолго, так как церковь была разрушена. После «Взыскание погибших» было перенесено в Храм Воскресения Словущего.

Не так уж давно, в 1980-х годах, случилось еще одно чудо, связанное с иконой. Храм Воскресения Словущего пострадал от пожара. Все, что там находилось, сгорело дотла. И только «Взыскание погибших» уцелело.

Находится в Храме Воскресения Словущего на Успенском вражке , г. Москва.