Фото: Скриншот игры Far Cry 3: Blood Dragon

Сейчас все подряд пытаются заработать на ностальгии. Новые версии старых игр, сиквелы к сериям десяти-, а то и двадцатилетней давности, небольшие инди-проекты, стилизованные под 1980-е или начало 1990-х - этим занимаются все, от крупных игровых издательств до маленьких студий, состоящих из пары человек. Но ностальгия - не гарантия успеха; отсылки к старому доброму прошлому не помешали Duke Nukem Forever провалиться, а многим безвестным проектам кануть в Лету. Тем удивительней, что команде, которая делала Far Cry 3: Blood Dragon практически удалось вывести формулу идеальной ретро-игры.

Главным грехом создателей ретро-игр является попытка напрямую торгануть старым добрым прошлым. Они не стараются переосмыслять штампы, которые использовались в боевиках тех лет. Топорная ирония (привет все тому же Дюку Нюкему) - это максимум, на который можно рассчитывать, играя в ретро-шутер. Там будет либо пафос (совершенно прямолинейный, со спасением президента и/или мира с каменным выражением лица), либо тупейшие шутки, которые так или иначе восходят к fuck you, asshole из первого «Терминатора».

Blood Dragon идет по иному пути. Да, он заимствует и цитирует. Да, в игре полно отсылок к образам, знакомым любому, кто рос в 1980-е и 1990-е - начиная от самой идеи киборгов-коммандо, спасающих мир, и заканчивая локациями, которые заставляют вспомнить Mortal Kombat. Да, это не тонкие игры в постмодернизм. Да, тупых шуток там тоже достаточно. Но игра Ubisoft - это больше чем набор штампов, надерганных из культовых фильмов и игр. Потому что она отсылает не столько к ним самим, сколько к нашим воспоминаниям о том, как эти фильмы и игры выглядели в детстве.

Сюжет (и вся стилистика) игры до боли напоминает те истории, которые дети младшего школьного возраста, познакомившиеся с «Терминатором» и «Парком Юрского периода», рассказывали друг другу на переменах, пока играли во вкладыши на подоконниках. Это классическая детская сказка о том, кто кого сборет, Терминатор тиранозавра или тиранозавр Терминатора. И благодаря этой концепции разработчики получают абсолютную свободу придумывать свой больной безумный мир, в котором ни одна деталь не будет выбивающейся или излишней (или слишком уж трэшовой).

Гигантские радиоактивные динозавры, которые стреляют лазерами из глаз? Куда без них. Годзилла передает вам привет и попутно жрет друзей и врагов, попавших под ноги. Кибернетические акулы, охраняющие тайный реактор? Легко, им даже не удивляешься. Ужасные зомби с горящими зелеными глазами, сделанные из живых и мертвых безумных ученых (running dead, бегущие мертвецы, в пику популярным нынче ходячим)? Тоже ерунда, вписываются в мир как родные. Главный злодей - киборг, маньяк и любитель хлебнуть драконьей крови? И без него тут тоже никак не обойтись.

Все это приправлено щедрой долей «крутых шуток», а также огромным количеством взрывов, пинков и коварных нападений со спины. Игра остается верна себе до самого финала, в котором герой окончательно сражает врага с помощью убер-оружия (как известно, оно всегда появляется в настоящих детских историях про борьбу супердобра и суперзла).

По геймплею Blood Dragon практически не отличается от собственно Far Cry 3: и там, и там есть остров, который надо исследовать (в аддоне он, конечно, значительно меньше). Он населен животными, которых (как и в просто Far Cry 3) можно отстреливать и получать за это бонусы. По дорогам ездят машины и шатаются патрули (особой опасности они не представляют: как и в основной игре, искусственный интеллект тут не блещет). Если заниматься тем, что мы привыкли делать в Far Cry 3 (шляться по острову и вырезать все подряд), то игра наскучивает очень быстро. Особой разницы между СВД и «кобраконом», по сути, нет, и неважно, кто населяет очередной гарнизон - киборги из Омеги или обычные пираты. Различаются они разве что визуально: пейзажи в Blood Dragon ассоциируются не столько с отпуском в тропиках, сколько с Super Contra - но только с видом от первого лица.

В Blood Dragon интереснее всего следовать сюжетной кампании - прискорбно короткой, но очень увлекательной и разнообразной. За семь миссий, которые в ней есть, герой успевает взорвать кучу стратегических объектов, набить морду двум радиоактивным драконам, а в финале - даже покататься на одном из них. Помимо стандартной зачистки лабораторий с безумными учеными (ее украшают хорошо написанные диалоги, в которых ученые, например, переругиваются с искусственным интеллектом или обещают герою безвременную, но разнообразную кончину) там можно попасть в параллельный мир, где воссоздается атмосфера игр вроде Blood. И все это происходит под отличную музыку, выдержанную в духе 1980-х, и перемежается заставками, стилистика которых также хорошо знакома тем, кто вырос в этот период. Вишенкой на торте служит то, что главного героя, киборга-коммандо модели Марк IV Рекса Пауэр Кольта, озвучивает Майкл Бин. И благодаря его голосу иллюзия возвращения в детство становится завершенной.

Blood Dragon не пытается умничать и иронизировать над старым добрым прошлым или дословно его копировать. Он вбирает в себя все, чем запомнился этот период тогдашним детям, и выдает его в виде единого целого - в виде отличной игры об очередном спасении мира, которая выглядит так, словно это мы выдумали ее сюжет двадцать лет назад.

И это лучшее доказательство того, что даже в металлической груди ретро-шутера может биться настоящее человеческое сердце.

В далекие 90-е годы особую популярность среди школьников приобрела игра на вкладыши. Часто можно было услышать бурные, продиктованные эмоциями, высказывания: «А мне попалась последняя модель Феррари». Класс!
От автора: Коллекционированием бумажек подобного рода, кстати, было поглощено большинство мальчишек.

Когда во дворе или в школе, видели мальчика, у которого была большая стопка фантиков от жвачек, то он считался «крутым». Собирали вкладыши и обвертки со всех жевательных резинок. Помню, как мы с друзьями выпрашивали деньги у родителей, чтобы купить себе любимую жвачку. Если же вдруг у меня получалось на чем-то сэкономить, или деньги давала бабушка, когда был у нее в гостях, то я сразу же бежал за жвачкой.
Помню, с какой жадностью в те времена, мы говорили, глядя друг на друга, раскрывая одну жвачку за другой, набивая ими полный рот: «А у тебя какая?».
Да, собственно, и покупали-то жвачки, в основном, ради обёрток и «мультиков». Когда же попадались одинаковые, это было самое что ни есть глубокое разочарование, приводившее почти в отчаяние. Единственный возможный выход – это поменяться с кем-то.
На эти бумажки мы смотрели, словно на деньги. Это было для нас всё. Подобно тому, как бывает валюта разного достоинства, купюры разного номинала, вкладыши тоже были разной ценности. Например, один из последних вкладышей «турбо» можно было обменять на несколько штук вкладышей от «бом-бим-бома» или «дональдака». Также очень ценились вкладыши футбольного характера, особенно - команды.

Каждый заядлый коллекционер имел свою, сжатую в руках, стопочку сокровища. Это увлечение, конечно же, не одобряли учителя, так как из-за него, мы не были сосредоточены на уроках. Поэтому от них мы старались тщательно скрываться. Помню так же, как судорожно, по нескольку раз, мы пересчитывали накопленные «сокровища».
Однако самое интересное было для меня то, как мы на вкладыши и фантики играли. Перед каждым стояла задача побольше выиграть у других. Здесь я хотел рассказать именно об этом – как, где мы играли на них. В основном, это была игра в «выбивалки».Каждый, брал свой «фантик», клал его перед собой на пол, после чего своей немного согнутой ладошкой, бил по нему сверху – так, чтобы он перевернулся. Если у меня перевернулся, а у соперника нет, то потом брали мой и его фантик, клали один на другой, и выбивали сразу две. Если, допустим, я ударил, но не перевернулся ни один вкладыш, то очередь переходила к сопернику, теперь уже бил он. И так до тех пор, пока кто-то не выбил бы сразу две. Такой игрок и забирал свой «трофей» - обёртку соперника. В том и заключалась суть игры, на которой все были помешаны.Это нужно было только видеть! В основном, конечно, так «с ума сходили» мальчики, девочек не замечал за подобными играми. Такое происходило на школьном полу, подоконниках, партах, а также в подъездах, на ступеньках, даже на асфальте.Однажды мне рассказали секрет, как можно бить по фантику, чтобы он лучше переворачивался. Так как это происходило, в основном, за счет воздуха, который исходил от размашистого движения руки, то нужно было бить плавно. Поэтому я старался бить и сразу же уводить ладошку в сторону. Благодаря такому методу, я мог действительно выиграть много чужих «сокровищ».
Только вот у некоторых ребят, из-за частой игры, вкладыши становились грязными, сильно «изношенными», как это часто бывает у мелких денежных купюр. Сколько же было радости, сколько эмоций от очередного выигрыша! Я чувствовал себя самым счастливым человеком, когда срывал очередной «Джек-пот» фантиков.
Омрачить это могло только одно: если вдруг, по какой-то причине, у кого-то из друзей появлялась новая, редкая тачка. Вот это был ужас! Он её с гордостью всем показывал. Это вызывало зависть со стороны окружающих. Все поэтому наперебой предлагали за нее несколько других.
Со временем устаревшие обёртки и вкладыши, а также те фантики, которые износились, расклеивали везде: на лифтах и стеклах – на всём, что попадалось под руку. Наверное, мне никогда не забыть тех радостных моментов жизни. Казалось бы, что это такое? Бумажки, да и всё. Обыкновенные фантики, на которые сейчас мало кто обратит внимание, так как более «прогрессивных» развлечений хоть отбавляй. Но они делали нас, детей, счастливыми в полном смысле этого слова! И это одна из причин, почему лично я буду всегда с ностальгией вспоминать 90-е, эти замечательные, «фантиково-обёрточные» времена.

Игры с вкладышами - это не только интересное занятие для малыша, но и процесс, помогающий развитию наглядно-действенного мышления. Чему могут научить вкладыши?

За счет того, что представляет собой такая игрушка (вкладыши-колпачки, матрешки) набор из нескольких предметов, имеющих одинаковую форму, но разный размер, ребенок учится соотносить предметы по величине, а вкладывая один предмет в другой - развивает координацию движений.

Еще к вкладышам можно отнести игрушки с углублениями и прорезями, куда помещаются предметы, соответствующие им по форме и размеру - сортеры .

Наиболее полезны игры с вкладышами для малышей после года, поскольку развивают пространственное мышление, координацию движений, способствуют различению цвета и соотнесению форм и размеров.

Как выбрать игрушки - вкладыши?

  • Для малышей в возрасте от 18 месяцев лучше выбирать такие наборы, которые состоят более, чем из пяти предметов. Хорошим выбором может стать матрешка с набором кубиков и мисочек, соответствующим по количеству и размеру предметов.
  • Если Вы выбираете игрушку для ребенка постарше , можно обратить внимание на коробки для форм или плоскостные вкладыши, причем лучше выбрать такие, где вкладывание - это часть игрового процесса. Такие, например, где ребенок находит окошко, соответствующее форме изображенных на вкладышах предметов. Или же картинки с предметами - это части большой картины со своим сюжетом. Такие вкладыши дают возможность создавать игровые ситуации, развивающие сюжет интересной ребенку истории или сказки.

Как играть с ребенком во вкладыши?

Вкладыши дают возможность придумать множество игр , в которых с удовольствием будет участвовать Ваш малыш, попутно развивая необходимые навыки и умения: мелкую моторику, координацию движений, умение сортировать предметы, ориентируясь по форме, воспитывать познавательную активность, коммуникабельность и многое другое...

О том, что предстваляют из себя эти игрушки, и как рпавильно их подбирать под возраст ребенка - мы писали здесь .

А теперь:

Примерные развивающие игры с игрушками вкладышами:

Игра «Пряталки»

Для такой игры могут подойти полые кубики, или любые другие полые предметы одинаковой формы и разного размера. На примере кубиков игра может выглядеть следующим образом. 4-5 кубиков ставятся на столе друг на друга полостью вниз. Сначала малыш видит только самый большой кубик, а затем, когда вы по очереди будете их снимать друг с друга, он увидит, что под каждым кубиком прячется еще один, поменьше.

Затем вместе с ребенком можно в обратной последовательности спрятать кубики. Сопровождается игра примерно такими словами: «Что же у нас там прячется? Кубик! А здесь еще один! Давай их спрячем снова. Нет кубика, теперь и этого нет. Снова один кубик остался!». Ребенок очень быстро освоит эту игру и радостно будет прятать и искать кубики. Вы можете помочь малышу, взяв его руку и продемонстрировав, как один кубик надевается на другой. Число кубиков, или других вкладышей, которые могут быть использованы для «пряталок» можно постепенно увеличивать.

«Строим башню»

Для такой игры используются кубики. Покажите малышу, как ставятся кубики один на другой - на дно кубика побольше ставится кубик поменьше и т. д. Вы можете прокомментировать эту стройку радостными словами: «Какая большая и красивая башня у нас получилась!» Ребенок наверняка сразу захочет присоединиться и начнет строить башню уже сам. Впоследствии эту игру можно разнообразить: благодаря тому, что кубики полые, на разных этажах построенной башни можно прятать шарик, или другой небольшой предмет, который так интересно и радостно находить. Такая игра поможет в развитии координации и внимания.

«Разложи по местам»

В раннем возрасте детей очень увлекает процесс раскладывания по емкостям разных предметов. Вкладыши могут сделать этот процесс интереснее и познавательнее. Вот как Вы можете это осуществить. Все элементы из набора вкладышей (мисочки, полые кубики и т. п.) расставляются в ряд от большего к меньшему. Показав ребенку один раз, что все предметы раскладываются по емкостям так, чтобы не осталось ни одной незаполненной, можно предоставить ему возможность сделать это самостоятельно. После того, как Ваш малыш научится заполнять все мисочки, раскладывая в них по одному предмету, можно приступить показать ему, как предмет соответствует размеру емкости: в большую мисочку - большой шарик, в маленькую - маленький. Впоследствии для ребенка уже не составит труда заполнить емкости предметами, соответствующими им по величине.

Игра для нескольких детей с доской-вкладышем «Окошки-крышечки»

Доска-вкладыш может быть интересна детям постарше. С ее помощью можно организовать совместную игру для 3-4 ребят в возрасте от 2,5 лет. Посадите ребят за стол, на котором разложены фигуры разной формы, и каждому из них раздайте по карточке, на которой нанесен рельефный контур, соответствующий одной из фигур. Сначала нужно дать малышам внимательно рассмотреть свои карточки, потрогать их. Предложите обвести пальчиком контур на своей карточке каждому из детей. После этого обратитесь к одному из детей: «Маша, посмотри, какой крышечкой можно закрыть твое окошко?» Даже если Маша сразу не найдет подходящую по форме фигуру, не стоит говорить о том, что эта крышечка не подходит. Вместе с детьми проверьте фигуру, дайте убедиться, что выбрана не та. Когда будет найдена подходящая крышечка, порадуйтесь, продемонстрируйте достижение всем ребятам, пусть Маша несколько раз откроет и снова закроет свое окошко. Когда у всех детишек получится это проделать, можно предложить им поменяться карточками с окошками. Эту игру можно продолжать столько времени, сколько она будет интересна детям.
Можно проводить игру «Окошки-крышечки» и с одним ребенком, заменяя карточки одну за другой и по мере освоения игры, усложнять ее, предлагая всё новые фигуры.

Матрешки позволяют придумать множество игр, которые будут интересны как одному ребенку, так и группе детей. Вот примеры таких игр:

«Познакомимся»

Для игры используется матрешка из 10-12 элементов, если такой под рукой не окажется, то ее могут заменить две матрешки пятиместные. Суть этой игры - в первом знакомстве с этой замечательной игрушкой, в том, чтобы ребенок открыл ее главный секрет. Устроившись рядом с малышом, достаньте новую игрушку, обрадуйте ее появлением Вашего малыша: «Смотри, какая красивая твоя новая игрушка! Какой у нее красивый платочек, какие румяные щечки!..» Затем возьмите ее в руки и удивленно сообщите: «Матрешка тяжелая, она гремит, давай посмотрим, может быть, у нее есть что-то внутри?» открывая матрешку, можно произносить примерно такие слова: «Матрешка, покажись нам немножко», «Откройся, матрешка, покажись нам немножко». Когда Вы вместе с малышом удивитесь тому, что в матрешке обнаружилась еще одна, рассмотрите обе матрешки, попросите ребенка показать, какая из них большая, какая маленькая, какого цвета их фартучки, платочки. Расскажите, что форма матрешек одинаковая, а по величине они разные. Таким образом доставайте по очереди всех матрешек, сравнивайте их, разглядывайте, выстраивайте в ряд по росту. После того, как Ваш малыш познакомился с матрешкой, можно приступать к следующей игре - «Детский сад»

«Детский сад»

Расскажите ребенку, что матрешки, точно так же, как и дети, ходят в детский сад. Большие матрешки - в старшую группу, а маленькие - в младшую. Разделив стол на две части, которые будут двумя группами, попросите малыша отвести каждую из матрешек в свою группу. Если ребенок перепутает, поставьте матрешек рядом и спросите, какая из них больше, какая меньше. Когда же все матрешки будут в своих группах, стоит еще раз отметить, что большие и маленькие матрешки в разных группах. Усложнить задачу можно, собирая матрешек на прогулку. Пусть малыш сначала построит их по росту, а затем большие матрешки найдут себе пару среди маленьких: самая большая матрешка из старшей группы выберет самую большую из младшей и так далее. Пары, нашедшие друг друга, отправляются на детскую площадку, на другой край стола. Когда все матрешки вышли на прогулку, они могут поиграть в прятки. Еще раз отметьте для малыша, что в большую может спрятаться только та матрешка, которая меньше ростом. В игре «Детский сад» можно придумывать множество различных сюжетов: матрешки могут пойти к медсестре для того, чтобы измерить рост, можно подбирать тарелочки для их обеда соответственно их размерам, подбирать им кроватки для сна и т.п. Основная цель - донести малышу, что все матрешки отличаются друг от друга, но при этом они похожи - они могут быть подружками или родственниками.

Две приведенных выше игры показывают, что с матрешками можно играть, создавая самые разные ситуации, что не наскучит ребенку.

И напоследок еще несколько общих рекомендаций по организации развивающих игр с вкладышами для ребенка:

- не оставляйте матрешку в свободном доступе для ребенка , пока он не начнет осмысленно играть с ней, иначе игрушка может быстро надоесть и ожидаемую от нее пользу будет получить уже сложнее;
- первые игры с матрешкой лучше проводить с Вашим участием , причем участием эмоциональным, фантазийным, постарайтесь сделать игры максимально выразительными.
- Ваше участие не подразумевает ограничение свободы для Вашего малыша , наоборот, его побуждайте его к мыслям, активным действиям. Не исправляйте неверные действия самостоятельно, лучше направить к верному решению наводящими вопросами. То есть цель Вашего участия - помощь в освоении увлекательной игрушки. А результаты таких игр Вы сможете увидеть уже очень скоро после начала знакомства с новой игрушкой.