“Роснефть” отказывается платить в бюджет дивиденды по установленной правительством норме – половина чистой прибыли по Международной системе финансовой отчетности. Аргумент  – “мы не госкомпания”. Формально контрольный пакет акций “Роснефти” не принадлежит россиянскому правительству, а контролируется некоей прослойкой под названием “Роснефтегаз”, совет директоров которой возглавляет все тот же глава “Роснефти” Сечин. То есть когда надо получать поддержку из бюджета и преференции “Роснефть” - это госкомпания, а когда платить дивиденды – уже таки нет.

В последний раз за 2015 год “Роснефть” заплатила своим акционерам дивиденды из расчета примерно 1 доллар за баррель добытого нефтяного эквивалента. Частные нефтяные компании РФ традиционно платили своим акционерам 2–3 доллара за баррель. Международные – еще больше: ExxonMobil – 8 долларов за баррель за 2015 год. Если бы “Роснефть” платила рыночные дивиденды хотя бы на уровне частных россиянских нефтедобытчиков, то на нынешний госпакет 50% плюс одна акция государство ежегодно получало бы почти 150 млрд рублей, на пакет в прошлогоднем объеме, до продажи консорциуму Glencore и Катарского инвестфонда – почти 200 млрд.

Если бы “Газпром” платил дивиденды похожего уровня, получилось бы не менее 220 млрд рублей в год. То есть почти полтриллиона только от двух крупнейших госкомпаний. Это более 10% общего объема годовых поступлений в Пенсионный фонд, меж тем как сегодня платежи “Роснефти” и “Газпрома” в этот фонд не превышают 3% - основная нагрузка по содержанию пенсионной системы взвалена на малые и средние предприятия.

Однако даже фактически выплачиваемые дивиденды далеко не в полном объеме попадают в бюджет. Уже упомянутый “Роснефтегаз”, владеющий помимо госпакета “Роснефти” еще и 11% акций “Газпрома”, перечислил в прошлом году в бюджет всего 30 млрд рублей дивидендов. Остальные доходы от акций госкомпаний этот посредник аккумулирует на своих счетах много лет, получая процентный доход от размещения этих денег в банках.

Отчетность компании-прослойки, возглавляемой путинским подельником давно перестали публиковать, но по независимым оценкам на счетах “Роснефтегаза” может находиться более 600 млрд рублей. Из этих средств “Роснефтегаз” доплатил государству за “приватизацию” 19,5% акций “Роснефти” в конце прошлого года, когда денег Glencore и Катарского инвестфонда не хватило до утвержденной правительством суммы поступлений от сделки. То есть в качестве “доходов от приватизации” учли средства, которые и так давно уже должны были оказаться в бюджете, если бы не существовало понятно зачем нужного “посредника” по аккумулированию государственных дивидендов под названием “Роснефтегаз”.

Помимо этого, качество менеджмента самой “Роснефти” вполне соответствует моральному облику управляющего этой структурой чекиста. Чего стоит одно лишь падение чистой прибыли вдвое по итогам 2016 года – оно не может быть объяснено снижением цен на нефть, так как выручка снизилась всего на 3%. Чистая прибыль “Роснефти” составила всего 2,8 млрд долларов за год. Exxon, добывающий на 20% меньше нефти и газа, приносит почти столько же чистой прибыли за квартал.

Неожиданное и резкое падение чистой прибыли лишило государство перспективы получить в этом году от “Роснефти” значительные дивиденды даже до того, как Сечин потребовал еще и разрешить ему не перечислять в бюджет положенные 50% от чистой прибыли по МСФО. На этом фоне “Роснефть” выпрашивает у государства то крупные налоговые льготы, например, в правительстве обсуждается поддержанное Минэнерго предложение предоставить компании 50% льготу по налогу на добычу полезных ископаемых для Самотлорского месторождения, где “Роснефть” добывает примерно десятую часть своей нефти. С “Газпромом” ситуация не лучше: компания платит в бюджет немногим более триллиона рублей налогов в год, в то время как нефтяная индустрия – более 5 триллионов.

Очевидно, что россиянские нефтегазовые гиганты являются частными лавочками Путина и его приятелей. Статус “государственных” они носят лишь для обоснования разнообразных льгот. Хотя именно у них можно было найти недостающие деньги и для Пенсионного фонда, и для снижения налоговой нагрузки на фонд оплаты труда. Только, разумеется, ничего этого не произойдет. Минфин уже затеял игру по повышению НДС, кремлевские олигархи продолжат купаться в нефтедолларах, а недостающие доходы бюджета будут взысканы, по традиции, с нищего населения.

Роснефть привлекла CNPC к добыче не только нефти, но и газа, хотя экспорт газа — прерогатива Газпрома. Роснефть оспорит его монополию, уверены эксперты.

«Роснефть» и китайская CNPC (см. врез) договорились о совместной разведке и добыче на газовых месторождениях в Восточной Сибири. Председатели компаний Игорь Сечин и Чжоу Цзипин подписали меморандум, по которому «Роснефть» получит 51% СП, а CNPC — 49%.

Сейчас российский газ в Китай не поставляется — 10 лет «Газпром» не может договориться о цене, и для КНР естественно пойти к более сговорчивому партнеру — «Роснефти», считает директор East European Gas Analysis Михаил Корчемкин.

У «Роснефти» есть самостоятельность и гибкость в принятии решений — в отличие от «Газпрома», продолжает Корчемкин, и, если «Роснефть» добьется успехов на рынках Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР), это направление могут закрепить за ней. Китай может стать плацдармом для завоевания рынков АТР, в первую очередь Японии, Южной Кореи и Индии, полагает он.

Кроме цены китайцам важна и доля в месторождениях, «Газпром» всегда был против, напоминает директор Фонда национальной энергобезопасности Константин Симонов, а «Роснефть» готова пускать CNPC в добычу, что позволяет им быстро договариваться. Так же поступил «Новатэк», согласившийся продать CNPC 20% «Ямал СПГ».

Самостоятельно экспортировать газ в Китай «Роснефть» не сможет — либерализация коснется только сжиженного природного газа (СПГ), монополия на экспорт по трубам останется за «Газпромом». Заводы СПГ целесообразно строить у шельфовых месторождений, говорит завотделом нефтегазового комплекса ИНЭИ РАН Татьяна Митрова, из Восточной Сибири возможны только трубопроводные поставки. Вопрос о трубопроводном экспорте «Роснефть» рано или поздно поставит, уверен Симонов, она ведет такие переговоры по Белоруссии, куда по межправительственному соглашению поставщик — только «Газпром».

Старший аналитик энергетического центра бизнес-школы «Сколково» Мария Белова считает, что «Роснефть», заручившись договоренностями с CNPC, может попросить права экспорта по трубе только в Китай. Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков уверяет, что либерализация экспорта трубопроводного газа сейчас не обсуждается.

«У России сейчас два главных рынка для сбыта энергоресурсов — Европа и Азия, прежде всего Китай. Но перспективы роста рынка ЕС минимальны, зависимость от растущих рынков АТР будет неизбежно возрастать. Чтобы не впадать в полную зависимость от Китая, нужно искать возможности поставлять ресурсы и в другие страны АТР», — считает эксперт Центра анализа стратегий и технологий Василий Кашин.

Зависимость от Китая опасна тем, что он начнет диктовать цены, добиваясь их снижения, что грозит финансовыми потерями госкомпаниям и бюджету и создаст политические риски, полагает аналитик ИФД «Капиталъ» Виталий Крюков. Диктат со стороны Китая возможен и в случае допуска китайцев к добыче, считает директор аналитического центра МГИМО Андрей Казанцев, поэтому в проекты с ними лучше привлекать и другие компании. Но есть и плюсы от сотрудничества с Азией и Китаем, уверен он: глобальное освоение этих рынков даст дополнительные аргументы в переговорах с ЕС.

Из боязни влияния КНР на Дальнем Востоке Россия раньше опасалась предоставлять доступ китайскому капиталу к активам, но отношения меняются: ситуация на европейском рынке и приход новых конкурентов заставили искать новые рынки сбыта газа, пишет в обзоре Wood MacKenzie, а Китай (третий в мире рынок — 170 млрд куб. м в 2013 г. с большим потенциалом роста) — хорошая альтернатива ЕС. В одиночку Россия справиться с освоением газовых ресурсов Восточной Сибири не сможет — нужны масштабные инвестиции. Чтобы реализовать эти проекты, России придется пойти на углубление связей с КНР, продолжает Wood MacKenzie, вовлеченность КНР в российскую добычу будет увеличиваться. Но риски сотрудничества с КНР велики, считают в Wood MacKenzie: Пекин может форсировать разработку собственных газовых месторождений, что сократит потребность в российских поставках.

Газпром и Роснефть – два флагмана российской экономики. Обе эти компании работают в нефтегазовом секторе, важность которого для Российской Федерации трудно переоценить. Газпром и Роснефть являются лидерами по добыче в России газа и нефти, а кроме этого эти компании являются вертикально интегрированными и занимаются не только добычей полезных ископаемых, но и их транспортировкой и переработкой. Также Газпром и Роснефть активно ведут геолого-разведочную деятельность.

Компания Газпром была основана в 1993 году и на сегодняшний день является самой крупной газовой компанией в мире. Запасы природного газа российского гиганта оцениваются в 36 трлн. куб. метров. Это составляет 17% мировых запасов и 72% общероссийских. Кроме этого, Газпром располагает запасами нефти емкостью 3.3 млрд. тонн.

За 2014 год ПАО Газпром было добыто 443.88 млрд. куб. м. природного газа, что составляет 12% мировой добычи. Среднесуточная добыча голубого топлива составляет 1.216 млрд. куб. метров. Необходимо отметить, что добыча газа Газпромом ежегодно снижается, так по сравнению с 2013 этот показатель уменьшился на 9%. А в целом, за последние 5 лет уровень добычи снизился на 13%.

Газпром владеет крупнейшей в мире сетью магистральных газопроводов, которая составляет 170.7 тыс. км. В 2014 году компанией было транспортировано в дальнее зарубежье 154 млрд. куб. м. газа. Стратегическими регионами по добыче газа в ПАО Газпром являются полуостров Ямал, Восточная Сибирь и Дальний Восток, а также континентальный шельф России. Компания Газпром является монополистом российского рынка по экспорту трубопроводного природного газа.

Роснефть, как и Газпром была основана в 1993 году, сегодня это крупнейшая публичная компания в мире по объемам нефтедобычи. Запасы компании составляют более 4.1 млрд. тонн нефти. Также компания располагает запасами природного газа в размере около 2 трлн. куб. метров и является третьей компанией в России по объемам газодобычи. В «014 году было добыто 56.7 млрд. куб. м.

В отличие от Газпрома, Роснефть с каждым годом наращивает объемы нефтедобычи. Так в 2014 году, компанией было реализовано 207.4 млн. тонн нефти и газового конденсата, что на 7.5% больше чем в 2013 году. Это составляет 40% добычи нефти в Российской Федерации. При этом среднесуточная добыча увеличилась на 4.78% и составила 5.11 млн. бареллей нефтяного эквивалента.

Добычу нефти, компания ведет во всех нефтегазоносных районах страны, в том числе Восточной и Западной Сибири, Южная России, Дальнем Востоке, Арктическом шельфе. Роснефть располагает 9 крупными нефтеперерабатывающими заводами и 4 мини НПЗ на территории России, а также 7 НПЗ за ее пределами.

Основные финансовые показатели

В 2014 году оборот обоих компаний превысил 5 трлн. рублей. Оборот Газпрома составил 5 589 млрд. рублей, оборот Роснефти – 5 503 млрд. рублей. Необходимо отметить, что оба российских нефтегазовых гиганта с каждым годом наращивают обороты. Лучше это получается у Роснефти, по сравнению с 2013 годом, ее оборот вырос на 17.2%, тогда как Газпром увеличил выручку всего на 6.4%.

И хотя Роснефть, показывает очень хорошие результаты по обороту, в 2014 году, догнать Газпром не удалось. Не хватило всего лишь 1.54%. Хотя в денежном эквиваленте это составляет 86 млрд. рублей, а больший оборот имеют только около полусотни российских компаний. Ну а если взять суммарную выручку за три года, то преимущество Газпрома более чем внушительное – 14.86%.

Что касается чистой прибыли компаний, то в 2014 году Роснефть опередила Газпром в более чем в 2 раза. При этом, Роснефти сократилась по сравнению с 2013 годом на 57%, но у Газпрома сокращение было просто катастрофическим – более чем в 7 раз. Руководство компании объясняет это «переоценкой обязательств, кредитов и займов номинированных в иностранной валюте».

Как видно из диаграммы, 2014 год вышел для Газпрома провальным в плане прибыли. Но даже это не помешало газовому гиганту опередить Роснефть по показателю общей прибыли за последних 3 года более чем в 2 раза, что в денежном эквиваленте составляет 1 309 млрд. рублей.

На сайте "Карнеги" хороший текст М.Крутихина о том, почему Сечину выгоден арест Улюкаева, и как устроено движение денег в нефтяной отрасли.

Скандал с министром стал хорошим предлогом для того, чтобы отложить на неопределенный срок дальнейшие действия по приватизации самой «Роснефти». Это как нельзя лучше отвечает интересам руководства «Роснефти» с их намерением сохранить полный контроль над стратегией и финансовыми потоками компании

Знакомый нефтяник комментирует арест Алексея Улюкаева так: «Для демонстрации активной борьбы с коррупцией в жертву принесли самого ненужного министра. Экономического развития нет, а Министерство экономического развития есть». Горькая шутка, в чем-то справедлива не только для российской экономики в целом, но и для нефтегазовой отрасли. Здесь ведомство Улюкаева всегда воспринимали как пятое колесо в телеге - контору, играющую роль лишнего звена в цепочке всевозможных бюрократических согласований. Лишние бюрократы - лишние расходы для тех, кто занят реальным делом, а для чиновников - соблазн пойти по коррупционной дорожке.

Нефтегазовый сектор России работает по особым правилам, и фигуры, принимающие в нем реальные решения, четко обозначены. В газовом сегменте царствует монополист по транспортировке и экспорту - «Газпром», стратегические указания которому дает лично президент страны. Попытки других игроков потеснить «Газпром» не прекращаются, но покровители у него настолько мощные, что идеи реформ умирают в зародыше.

В нефтяной отрасли тон задает поглотившая множество других компаний «Роснефть» и ее руководитель Игорь Сечин, он же - председатель совета директоров государственного «Роснефтегаза» и, главное, ответственный секретарь президентской Комиссии по стратегическому развитию топливно-энергетического комплекса и экологической безопасности. Его стратегическая линия откровенно направлена на максимальный контроль над нефтяной отраслью со стороны государства, то есть уполномоченного на это чиновника.

Роль министерств и ведомств в этой структуре крайне ограничена. Они зачастую лишь фиксируют решения, принятые в реально значимых кабинетах, строчат регулирующие и индикативные документы, но по-настоящему повлиять на инвестиционные решения, объемы добычи и экспорта, на уровень потребления нефтегазовой продукции они не в состоянии. Однако в отдельных вопросах - таких, например, как приватизация государственных активов - эти чиновники могут затруднить или облегчить процесс в зависимости от своих убеждений или в силу скрытой материальной заинтересованности.

Именно под этим углом и стоит рассматривать падение министра экономического развития с высот бюрократической системы. Улюкаев, как и большинство госчиновников, не ангел. Репутация либерала и реформатора, которая сопровождала его уже четверть века, не очень вяжется с работой в правительстве, где он вольно или невольно поддерживал далеко не либеральные начинания, а часто и участвовал в них.

Тот факт, что он изменил свою откровенно критическую точку зрения и дал добро на псевдоприватизацию «Башнефти», можно объяснять по-разному. Возможно, министр получил прямое указание вышестоящего начальства - президент Путин недвусмысленно дал понять, что он не вполне понимает позицию кабинета министров в отношении сомнительной сделки, хотя и оставляет решение за правительством. Возможно, мы имеем здесь дело с материальной заинтересованностью. И слежка за Улюкаевым, которая якобы продолжалась целый год без особых результатов, дала наконец повод ФСБ и Следственному комитету провести задержание министра.

Нефтяники и газовики в беседах обращают внимание на то, что позиция министра могла вызвать острое недовольство Кремля до того, как состоялась сделка с «Башнефтью». Росимущество, подведомственное Министерству экономического развития, потребовало в сентябре отчетности от «Роснефтегаза» и объяснений, почему оттуда в госбюджет не поступают дивиденды от «Роснефти», «Газпрома» и так далее. Оставшийся анонимным госчиновник, в котором многие наблюдатели разглядели Улюкаева или кого-то из его подчиненных, даже пожаловался в СМИ, что «Роснефтегаз» «не отвечает на письма собственника и шлет все Путину, будто он собственник».

Нельзя исключать, что такая позиция руководителей Министерства экономразвития ускорила падение министра. В отрасли говорят: «Покусился на святое». Особое положение «Роснефтегаза» - вроде бы ненужной фирмы-прокладки, которая аккумулирует дивиденды от «Роснефти» и «Газпрома», вместо того чтобы передавать их прямо в госбюджет, попытался объяснить генеральный директор «ИнфоТЭК-Терминал» Рустам Танкаев. Он утверждал, что «Роснефтегаз» выполняет задачи, поставленные перед ним президентом России, - задачи «экономические, политические и военные». Интересное утверждение, если вспомнить, что статья 114 Конституции РФ оставляет право управления федеральной собственностью за правительством РФ, а президент таким правом не обладает. И отказ «Роснефтегаза» отчитываться перед правительством за управление многомиллиардными суммами можно расценить как вопиющее нарушение Основного закона страны.

Никто из нефтегазовых профессионалов не ждет, что «Роснефтегаз» ликвидируют или что кто-то отменит спорную приватизацию «Башнефти». Деньги за башкирскую компанию перечислены в бюджет, а то, что «Роснефть» во многом компенсирует себе эти траты и в итоге недоплатит бюджету практически такую же сумму за счет сокращения дивидендов и налога на прибыль, мало кого удивляет. Главное - доложить начальству и народу, что бюджет пополнен.

Однако скандал с провинившимся министром стал хорошим предлогом для того, чтобы отложить дальнейшие действия по приватизации самой «Роснефти». План продать 19,5% компании, которая якобы повысила свою стоимость после установления контроля над «Башнефтью», пока далек от реализации. Иностранцы: японцы, китайцы, вьетнамцы, индийцы и так далее - не проявили интереса к вхождению в акционерный капитал «Роснефти». Отчасти их сдержанность можно объяснить санкциями Запада против этой компании и лично Сечина, а отчасти - сложной репутацией «Роснефти», которая тянется еще со времен дела ЮКОСа.

В «Роснефти» поначалу предложили решение: компания сама выкупает этот пакет у формального владельца - прокладки «Роснефтегаз», а потом ищет покупателя или покупателей. Таким образом, выполняется пожелание Минфина получить 700 млрд рублей в бюджет до конца года.

Вот только план этот оказался плохо продуманным. У стратегов «Роснефти» вообще не особо получается удачно проводить сделки с крупными пакетами акций - достаточно вспомнить, как первая попытка «Роснефти» купить активы ВР в России была оспорена совладельцами ТНК-ВР, которые в результате смогли продать «Роснефти» и свою долю в компании за $28 млрд.

Инициаторы новой приватизационной схемы не учли важное обстоятельство. Приобретенные «Роснефтью» собственные акции автоматически становятся казначейскими, то есть неголосующими. Объем голосующих акций сокращается на эту величину, и в итоге крупнейший иностранный акционер «Роснефти» - англо-американская ВР, у которой в руках сейчас чуть меньше 20% российского гиганта, получает достаточно голосов, чтобы считать свой пакет блокирующим и накладывать вето на стратегические решения руководства «Роснефти». А такого в компании допустить явно не хотят.

У «Роснефти» осталось два возможных решения. Первое - найти до конца года стратегического инвестора, который согласился бы приобрести выставленный на продажу пакет. Дело дошло до того, что эти акции пытались продать главе «Лукойла», но безуспешно. Вагит Алекперов не может единолично принимать такие решения, а совет директоров компании, куда входят иностранцы, ни за что не согласится вкладывать деньги в миноритарную долю в сильно политизированном активе, где внутреннюю норму рентабельности невозможно оценить (а норма эта, по строжайшим правилам «Лукойла», не должна быть менее 16%).

Остался второй выход - сорвать планы Минфина и отложить приватизацию на неопределенный срок. Это как нельзя лучше отвечает интересам руководства «Роснефти» с их намерением сохранить полный контроль над стратегией и финансовыми потоками компании. И разоблачение Улюкаева вполне может стать предлогом для того, чтобы объявить намеченную сделку невозможной в условиях неясности с делом бывшего министра.

События вокруг приватизации в российской нефтяной отрасли далеки от завершения, но эффект от ареста министра Улюкаева уже можно считать реальным и действенным.

«Операторы проектов «Сахалин-1» и «Сахалин-2» обменялись детальными обязывающими офертами по покупке газа «Сахалина-1», содержащими формулы цены и детали поставок газа», — сказал 20 сентября журналистам заместитель министра энергетики Кирилл Молодцов. По его словам, обе оферты содержат формулу цены, точки поставки и приема, объемы поставок и параметры качества газа. Промежуточные итоги этих переговоров планируется обсудить в рамках заседаний уполномоченного государственного органа «Сахалина-1» и наблюдательного совета «Сахалина-2» на следующей неделе. Он также выразил надежду, что до конца года будет готово технико-экономическое обоснование (ТЭО) проекта ВНХК, которое делает итальянская компания Saipem, и сказал, что пока завод по-прежнему рассчитан на две очереди : первая предусматривает переработку 12 млн т нефти, а вторая — 3,4 млн т нефтехимического сырья.

Официальный представитель Минэнерго сообщил РБК, что ведомство активно содействует достижению оптимального решения по поставкам газа на ВНХК. Запросы РБК в Минэкономразвития и Минфин их представители переадресовали в Минэнерго и компании. Представители «Роснефти» и «Газпрома» от комментариев отказались.

Два «Сахалина»
Проект «Сахалин-1» реализуется на условиях соглашения о разделе продукции (СРП) и включает три месторождения — Чайво, Одопту и Аркутун-Даги — на шельфе острова Сахалин. Оператором этого проекта с долей 30% выступает Exxon Neftegas Ltd, у «Роснефти — 20%, у японской Sodeco — 30% и у индийской ONGC — 20%. Потенциальные извлекаемые запасы трех его месторождений оцениваются примерно в 307 млн т нефти и 485 млрд куб. м газа.

«Сахалин-2» — еще один СРП-проект, предусматривающий производство сжиженного природного газа на базе разработки Пильтун-Астохского и Лунского месторождений нефти и газа Сахалина. Его оператором является компания Sakhalin Energy, которую контролирует «Газпром», акционерами компании выступают также Royal Dutch Shell, Mitsui & Co. и Mitsubishi Corporation. В 2016 году Sakhalin Energy добыла 5,51 млн т нефти и конденсата и произвела 10,93 млн т СПГ.

Будет ли у «Роснефти» СПГ?

Два источника РБК, близких к двум разным акционерам проекта «Сахалин-1», утверждают, что новые договоренности не отменяют планов строительства СПГ-завода «Роснефти» и Exxon на Дальнем Востоке в рамках проекта «Сахалин-1». Но собеседник, близкий к акционерам «Сахалина-2», и федеральный чиновник утверждают, что в рамках «Сахалина-1» такому заводу может не хватить газа. Возможно, «Роснефть» решила предпочесть нефтехимический завод СПГ-заводу «по экономическим соображениям», сказал один из собеседников РБК.

«Появление дальневосточного СПГ-завода на базе «Сахалина-1» в случае достижения договоренностей о продаже газа с него для расширения «Сахалина-2» вызывает сомнение, так как тогда заводу «Роснефти» и Exxon окажется недостаточно ресурсов газа. Часть его уже сейчас закачивается в пласт для нужд сохранения уровня добычи нефти», — напоминает заместитель генерального директора Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач. По его оценкам, для расширения «Сахалина-2» на 5 млн т либо строительства СПГ-завода «Роснефти» той же мощности нужно не менее 7,5 млрд куб. м газа в год.

Таким образом, по мнению эксперта, «Газпром» и «Роснефть» пришли к разумному компромиссу: нефтяная компания предпочла обеспечить свой нефтехимический проект газом, пожертвовав СПГ-заводом, требующим значительных инвестиций, из-за того, что сжиженный газ продолжает дешеветь на фоне роста объемов мощностей по его производству в мире. А «Газпром», который протестовал против того, чтобы «Роснефть» использовала газ «Сахалина-1» для строительства конкурирующего с его газом в странах Азии СПГ-проекта, добился своего и заодно договаривается об обеспечении этим газом своего проекта, заключил Гривач.

Спор между «Газпромом» и «Роснефтью» о том, кто будет обеспечивать еще не построенный завод ВНХК газом, длится не менее четырех лет. Начало строительства дальневосточного нефтеперерабатывающего и нефтехимического комплекса откладывается с 2009 года. В конце июня текущего года Минэкономразвития сочло этот проект неокупаемым даже за 25 лет, писали «Ведомости» со ссылкой на письмо замглавы ведомства Николая Подгузова в правительство.

Ранее «Газпром» отказывался поставлять свой газ на ВНХК, обещав только прокачать собственный газ «Роснефти». Газовая монополия объясняла свою позицию тем, что у конкурента есть газ, для того чтобы строить СПГ-завод с ExxonMobil на Дальнем Востоке мощностью не менее 5 млн т на первую очередь и экспортировать СПГ. Но компания хочет купить топливо по внутренней цене для нужд другого своего проекта, отмечали в «Газпроме».

В феврале РБК : «Газпром» готов «обеспечить поставку газа для нужд ВНХК по газопроводу Сахалин — Хабаровск — Владивосток из ресурсов, имеющихся в достаточном объеме у «Роснефти» на шельфе Сахалина». Хотя еще в конце декабря 2016 года Путин поручил самому «Газпрому» обеспечить газом предприятие «Роснефти».

На совещании по вопросам реализации крупных инвестпроектов на Дальнем Востоке 3 августа Путин поручил «Роснефти» и «Газпрому» при участии правительства договориться о поставках газа для нужд ВНХК. «Я прошу правительство и администрацию в части экономического блока эту работу провести между компаниями и добиться решения», — говорил он. Президент также отдельно поручил Миллеру ​«подойти неформально и не с точки зрения какой-то конкуренции, а с точки зрения интересов дела в целом» к вопросу этих поставок.