(добром) и истиной – важнейшая человеческая ценность. Критерием красоты является особое, эстетическое чувство, переживание. Это субъективный критерий, но в нем два составляющих компонента: общезначимый и индивидуально – личностный. Общезначимость не распространяется на все человечество. Красота не является общечеловеческой ценностью. То, что считают красивым одни поколения, одни народы и различные социальные группы (например, возрастные), другие поколения, народы и группы могут не считать. В этом смысле красота – относительна. Нет абсолютных эстетических ценностей. Но есть абсолютная общечеловеческая способность отличать красивое от некрасивого, безобразного. Она называется эстетическим вкусом. Вкус может быть более или менее развит. Отсутствие эстетического вкуса обедняет человеческую личность, делает ее не до конца полноценной.

Тот факт, что критерием красоты выступает чувство , делает невозможным логическое, рациональное определение понятия красоты. Красота переживается, но логически не определяется, не «схватывается» в абстрактных понятиях. Все попытки в этом направлении оканчивались неудачей. В иррациональности красоты нет ничего мистического, как нет мистического в иррациональности любого чувства или такого понятия как «мнимое число» (квадратный корень из минус единицы) в математике. Иррациональное так же объективно существует и функционирует, как и рациональное.

Невозможность дать исчерпывающее логическое определение красоты не означает, что нельзя указать на целый ряд признаков, объективно присущих способности переживать. Одним из таких существенных признаков оказывается способность «схватить» в воспринимаемом (или представляемом) единство в многообразии. Такое единство вносит порядок в многообразие, делает сложное относительно простым. Свой вклад в единство вносят такие объективные качества как органическая целостность, целесообразность, симметрия, пропорциональность, ритм и др. Указанные свойства сами по себе, независимо от человека, не являются красотой. Они выступают как объективные предпосылки, условия для формирования в сознании (и бессознательном) воспринимающего (или представляющего) человека феномена красоты. В той мере, в какой красота не может возникнуть на «пустом» месте без объективных предпосылок, она объективна. Одновременно следует признать ее субъективной, ибо она требует от человека определенных усилий, действий, которые не могут не быть творческими актами. Любая красота – и не только в искусстве – продукт творчества. Описывая красоту цветка, В.Брюсов писал: Есть тонкие властительные связи / Меж контуром и запахом цветка . Чтобы выявить такие связи, требуются от любого, кто чувствует красоту этого цветка, творческие усилия. Конечный результат этих усилий переживается как гармония, гармоническое состояние души.

Различия между людьми в оценке (и одновременно в творчестве) красоты объясняются тем, что на основе одних и тех же объективных предпосылок создаются разные гармонии, разные единства многообразного, разные симметрии, разные гармонии, разные единства многообразного, разные симметрии, разные ритмы, разные пропорции. Наиболее отчетливо это видно в искусстве, в его многообразных эстетических качествах на различных ступенях истории, у разных народов и у отдельных авторов.

Почему люди по разному оценивают (и творят) красоту? Чувство красоты – чувство приятного, положительно действующего на органы зрения и слуха. Неприятной красоты не бывает. Неприятно – безобразное. Различение чувственно-приятного от неприятного – одна из функций эстетического вкуса.

Вкус бывает не только эстетический. Люди различают «на вкус » приятную и неприятную пищу (напитки, запахи и др.). У разных народов и отдельных индивидов имеются врожденные, физиологические реакции в отношении приятного. Поэтому справедливо говорят, что о вкусах не спорят. В этом физиологическом аспекте это верно и в отношении эстетического вкуса. Разные народы и отдельные люди эстетически предпочитают разные цвета и звуки.

Своеобразие и сущность эстетического вкуса состоит не в физиологической, но в культурно-исторической природе. Чувство красоты – сравнительно поздний продукт культурного развития. То, что сегодня оценивается как красивое, на ранних стадиях развития культуры оценивалось как целесообразное и полезное (утилитарное). Например, в человеке негативно оценивалось прежде всего нарушения (отступления) от физической и психической нормы, ибо это отрицательно сказывалось на исполнении социальных ролей (работника, воина, матери и т.п.). Позже негативная оценка нарушения нормы ляжет в основу формирования эстетического феномена безобразного и комического. Напротив, соответствие норме и в особенности высокая степень совершенства положительных полезных качеств (и физических и психических) генетически восходит к феномену эталона красивого, к эстетическому идеалу.

Свидетельством этому может быть сегодняшняя речевая практика. Красота внешности человека часто обозначается такими словами, эпитетами, которые говорят о норме, цельности, здоровье человека: породистый, холеный, осанистый, гвардейский, широкоплечий, мощный, богатырский и т.п. Признаки болезни (исхудавший, истощенный, бледный и т.п.) часто выступают как синонимы «некрасивого».

Понятие нормы и эстетического идеала относительно. Высокий рост для европейца часто служит одной из характеристик внешней красоты человека, но такой же рост для низкорослых племен (например, пигмеев) – уродство. У каждого человеческого коллектива (социума) – своя мера, свой идеал. Знаменитый тезис греческого философа Протагора о том, что человек есть мера всех вещей (ср. у М.Волошина: Мир отвечал размерам человека , / И человек был мерой всех вещей ) полностью относится к красоте.

Меру нормального, целесообразного и полезного для человека, человек переносит на весь окружающий мир, в том числе и на природу. В мире неодушевленной и живой природы нет сознательной цели, целеполагания, а значит и целесообразности. Там есть приспособленность к среде, соответствие структуры и функций (поведения). Но человек по аналогии с собой и своим поведением переносит на природу представление о целесообразности и соответственно о красоте. Природа для человека – неиссякаемый источник для формирования эстетических гармонических представлений, благодатная почва для формирования и осуществления чувства красоты. Твой взгляд – да будет тверд и ясен: / Сотри случайные черты / И ты увидишь: мир прекрасен . (А.Блок).

Осмысляя и обобщая в процессе многовековой общественной практики факт удовлетворения, удовольствия от целесообразности, полезности как своих действий и их результатов (предметов культуры), так и «целесообразности» в природе, человек стремился выявить общий источник такого удовольствия. Выявить не просто саму целесообразность, а форму целесообразности. Эта форма, или как ее охарактеризовал И.Кант, целесообразность без цели и есть красота, чувство гармонической формы, бессознательно, интуитивно формируемое в каждодневном опыте.

Независимо от конкретного содержания, с которым форма всегда связана и которую всегда выражает, эту форму, или красоту, отличают те же признаки, что свойственны объективным предпосылкам чувства красоты – органическая целостность, пропорциональность, симметрия, ритм, динамическая напряженность и др.

С формой целесообразности (красотой) мы встречаемся не только в мире вещей и процессов действительности, но и в мире понятий и представлений. Все, что непосредственно воспринимаемо (и представляемо) зрением и слухом, может быть предметом эстетического созерцания, вызывать чувство красоты. Так, математические и физико-математические понятия, когда они выражены в наглядной формулировке, четко фиксирующей определенный комплекс идей, могут быть предметом – для посвященных – эстетического восхищения. Л.Больцман испытывал эстетический восторг от «изящества» уравнений Д.Максвелла, выражающих основные законы электромагнетизма. Формулы Максвелла чрезвычайно целесообразны, им присущ ритм и емкость, выразительность и краткость, благодаря ритму их удобно схватывает глаз. Не случайно известный современный математик Г.Харди считает красоту высшей целесообразностью с математической точки зрения. Еще Пифагор и Платон усматривали красоту в числовых соотношениях. Согласно Платону «мера» и симметрия есть первооснова красоты. Для эстетического впечатления важен не только момент наглядности формы, но и преодоление сложности, сведение сложности к простоте как в области алгебраических знаков, так и в области геометрических конструктивных понятий. Характерны некоторые названия кривых аналитической геометрии – «трехлепестковая роза», «локон» и другие, указывающие на их эстетическую выразительность, красоту. В описании сложных химических соединений мы найдем разнообразные геометрические схемы, поражающие причудливой гармонией. Например, структурная формула черного анилина (краски) напоминает красоту орнамента, но только не декоративного, а выражающего взаимодействие, соотношение атомов.

Красота, будучи формой, объективно связанной с содержанием, субъективно совершенно свободна от какого бы то ни было интереса, от понятия о предмете, от соображений о цели или пользе. Она непосредственно своим чувственным обнаружением возбуждает в нас чувство удовольствия. Это удовольствие, наслаждение носит абсолютно бескорыстный характер. Мы любуемся предметом (объектом) созерцания и никакой другой цели, кроме этого любования, нет.

Если в самом предмете эстетического любования, в красоте нет цели, пользы, то сам процесс бескорыстного созерцания чрезвычайно духовно полезен. Бескорыстие придает ему высоконравственный характер. Мы любуемся предметом (объектом) созерцания и никакой другой цели, кроме этого любования, нет. Общение с красотой духовно полезно обществу и индивиду, ибо вносит свой вклад в формирование нравственных качеств личности. Не поэтому ли Достоевский считал, что красота спасет мир?

И.Кант различал свободную и «связанную», «обусловленную» красоту. Свободной красота бывает лишь в «поле» эстетического созерцания (и творчества), но это «поле» неизбежно вплетено в контекст реальной жизнедеятельности. Поэтому, обособившись, красота снова вступает в связь (и никогда ее не теряет) с различными видами целесообразной и полезной деятельности.

Начиная с древности, человек в трудовой деятельности не только создавал изделия, которые удовлетворяли насущные утилитарные потребности, но и творил их по законам красоты, в частности, украшая различными орнаментами. В свою очередь эти орнаменты были связаны с религиозно-магическими обрядами и действами. Связь красоты с полезными предметами нашла свое продолжение и развитие в народном декоративно-прикладном искусстве, в художественном ремесле и художественной промышленности. В структуре последнего формируется дизайн, который с точки зрения красоты (и разумеется пользы, целесообразности) осмысливает и оформляет предметы, учитывая особенности не только его внешнего вида, но и необходимое функциональное и композиционное единство.

Обратимся к игре . Красота как чувственно-приятное связана с врожденным игровым началом, которое старше культуры. Игре как факту культуры красота внутренне не присуща, но игра обладает склонностью вступать в контакт с различными видами красоты. Более примитивным формам игры с самого начала присущи радость и изящество. Красота движений человеческого тела находит свое высшее выражение в игре, в частности и в особенности – в спортивной. Здесь и в более высокоразвитых формах игры мы находим ритм и гармонию. Связь игры и красоты несомненна и многообразна.

Теснейшая связь красоты с религией прослеживается, начиная от древнейших магических обрядов и вплоть до современных религиозных культовых действий, обрядов и празднеств. При этом роль красоты не ограничивается декоративной функцией. Существует глубокая внутренняя связь красоты и религиозных идей, в особенности с нравственным аспектом религиозного сознания.

Красота связана тесными узами не только с добром, но и с такой интеллектуальной ценностью как истина. Как и в сфере религиозного сознания, красота не ограничивается декоративной функцией и в области философских и научных идей. Красота научных формул, о которых шла речь ранее, неразрывно обусловлена истинностью этих формул. Известный физик П.Дирак считал, что красивая теория, красивая формула не может не быть верной. Другой ученый-физик Р.Фейнман полагал, что истину можно узнать по ее красоте. Математик А.Пуанкаре писал о том, что полезными комбинациями являются как раз наиболее изящные комбинации. Знаменитый авиаконструктор А.С.Яковлев утверждал: «некрасивый самолет не полетит, не знаю почему, но не полетит». Опыт убеждал его в том, что некрасивые образцы надо отсеивать: все равно в эксплуатации они себя не оправдают. Все эти и подобные им высказывания восходят к Платону, считавшему, что «красота – сияние истины».

В концентрированном виде связь красоты с другими духовными ценностями и прежде всего с нравственностью проявляет себя в искусстве: музыке, театре, литературе, в изобразительном искусстве и др. – во всех «изящных» искусствах. По утверждению замечательного русского мыслителя М.Бахтина , все ценности здесь выступают под «эстетическим интегралом». Сердцевина этого «интеграла» – красота, которая выступает здесь в своей наивысшей форме – в форме прекрасного. Искусство всегда прекрасно, что бы оно ни изображало в своем содержании: красивое или некрасивое, даже безобразное. О.Роден писал, что «стоит великому артисту или великому писателю коснуться до какого-нибудь безобразия, чтобы оно мгновенно преобразилось: ударом волшебного жезла безобразное превращается в красоту: это алхимия, это колдовство!».

Художник двояким образом преодолевает безобразное, негативное. Во-первых, он достигает этого, представляя безобразное, негативное как общественный феномен. С позиций положительного нравственного идеала художник занимает по отношению к нему отрицательную позицию, произносит над ним приговор, тем самым способствуя утверждению эстетического идеала. Во-вторых, с помощью своего мастерства он создает красивую художественную форму. Основа этой формы – композиция с присущими ей объективными предпосылками красоты: целостностью, органичностью, ритмом, пропорциональностью (в частности и в особенности – «золотым сечением») и другими чертами. Кроме того, художественная форма в истинном искусстве находится в гармоническом соответствии с идеей произведения, с позиций которой художник оценивает изображаемое. В этом случае принято говорить об единстве формы и содержания. Художественная форма придает красоте в искусстве особое качество – художественность.

В современном искусстве модернизма и постмодернизма красота часто отходит на второй план. Место прекрасного занимают другие ценности, которые П.Валери назвал шок-ценностями – новизна, интенсивность, необычность. Подобное «искусство» в отличие от традиционного искусства не выполняет эстетической функции как главной и определяющей, оно осуществляет другие социальные функции.

Евгений Басин

Что важнее - духовная красота или внешняя? Может ли человек обладать одним и при этом обходиться без другого?

Главные понятия

Что такое красота? В широком смысле слова это общая категория в эстетике. Она, как правило, указывает на законченное совершенство предмета или объекта. Гармонию во всех аспектах. Красота вызывает наслаждение своим видом.

Антонимом этого слова стало уродство или безобразие.

В философском аспекте красоту человека разделяют на внутреннюю и внешнюю. Каждая из них может сосуществовать с другой, дополнять или, порой, заменять в глазах остальных друг друга.

Что такое нравственная красота?

Такие именитые писатели, как Чехов, Антуан де Сент-Экзюпери, Гюго, Диккенс, да и многие другие, постоянно делали акцент на великолепии внутреннего мира человека.

Они подчеркивали незаменимость души, в то время как внешний эстетический облик с годами страдает, меняется.

Что такое красота внутренняя? Это набор определенных качеств человека, которые можно определить лишь общаясь с ним. Внешне они могут быть совсем не заметны.

Основные характерные черты определяющие, что такое нравственная красота:

    отзывчивость;

    готовность идти на жертвы ради других;

    доброта в отношении любого человека, животного;

    искренность;

    высокий интеллектуальный уровень;

    открытость;

  • справедливость;
  • благородные поступки;
  • интерес к собеседнику.

У каждого человека есть свои собственные требования к обладателю красивого внутреннего мира. Все по-своему определяют, что такое красота. Здесь были перечислены лишь самые распространенные.

Такую красоту невозможно увидеть, ее только ощущают.

Нередки случаи, когда привлекательный внутри человек, начинает восприниматься таким и снаружи. А внешняя обложка блекнет, как только собеседник замечает эгоистичные черты характера.

Что такое внутренняя красота в литературе?

Ярким примером восприятия человека через его душу становится эпизод из эпопеи русского писателя Льва Толстого «Война и мир». Во время бала, когда происходит встреча главных героев, привлекательный Андрей Балконский знакомится с двумя девушками. С Элен и Наташей. Внешность первой красивее, чем второй девушки. Но привлекает героя именно Наташа. Что такое красота женщины для Андрея?

Князь был очарован прелестной искренней улыбкой Наташи, выражением неподдельной радости и интереса. И даже не совсем привлекательная, еще не оформившаяся фигура девушки затмила всю красоту ее подруги.

Почему так произошло? Балконский влюбился в искренность, в простоту.

Вторым примером, который знаком всем с детства, может стать сказка «Аленький цветочек». Главная героиня Настенька влюбляется в ужасное чудовище, увидев всю его внутреннюю красоту. Эта вымышленная история учит русского человека с юных лет тому, что нельзя судить по обложке. Пообщавшись с заколдованным принцем, девушка видит, что была к нему несправедлива, испугавшись страшного облика.

Виктор Гюго в своем романе «Собор Парижской Богоматери» дает еще один пример внутренней красоты и уродливости снаружи. Горбун по имени Квазимодо, замечательный, отзывчивый, добрый человек, вынужден проводить все время в стенах храма, чтобы люди его не боялись. Прекрасная цыганка Эсмеральда страдает от внешней красоты, постоянно преследуемая мужчинами. Каждый из них страдает по-своему. И один и другой задаются вопросом о том, что такое красота в действительности? В итоге спасительной оказывается душа.

Духовная красота в современном мире

В век, когда внешняя красота становится более популярной, чем внутренняя, очень сложно оставаться открытым к людям с видимыми недостатками.

Чтобы с раннего возраста обучить детей ценности души, в школьную программу специально вводят этику и эстетику как обязательные предметы. Во время таких уроков детям рассказывают про людей, не похожих на остальных, которые получили какие-то увечья или родились с ними. Школьников учат не бояться их, не причинять вреда, а узнать этих людей ближе. Они начинают понимать, что такое красота природы, ценить ее.

Внешняя красота женщины

Прелестные девичьи образы - любимый предмет описания для писателей, художников, скульпторов, поэтов.

Для каждого из них красота девушки сугубо индивидуальна. Одним нравится маленький нос, другим его вздернутый кончик, третьи предпочитает орлиный профиль.

Кто-то любит худышек, кому-то по душе пышнотелые женщины.

Существуют и общие эстетические нормы: симметричное лицо, правильные черты и тому подобное.

Человек не может пройти мимо того, что ассоциируется у него с красотой. Поэтому так популярны картинные галереи, где можно любоваться тем, что вызывает эстетическое наслаждение.

Эстетика образа

Многие ученые уверяют, что потребность в прекрасном заложена на подсознательном уровне. Люди, которые по тем или иным причинам ассоциируются у других с красотой, будут пользоваться большей популярностью. Они сразу же попадут в круг доверия к человеку, даже не произнося слов. Но если у эталона окажется жуткий нрав, недостаток интеллекта или проблемы с самоконтролем, образ прекрасного тут же испарится, и на него будут смотреть совсем по-другому.

Одно неудачно сказанное слово может разрушить образ. Подсознательная тяга к красивому человеку сменяется разочарованием.ы

Негативные качества, способные перечеркнуть первое впечатление от внешности:

    грубость;

  • жадность;

  • преувеличение своих возможностей;
  • нетерпимость к другим.

Постепенно, глядя на красивого человека с такими недостатками, его собеседник перестает замечать эстетическую составляющую внешнего вида, находит изъяны.

Душа против Природы

Красота снаружи даруется природой, хорошими генами родителей, усиленной работой над внешностью, косметикой или пластическими хирургами. Она меняется в зависимости от моды.

А что такое красота души? Над внутренней составляющей приходится очень долго трудиться, воспитывая и развивая в себе определенные положительные качества.

Внешность поможет завязать знакомство. Душа отвечает за его продолжительность.

Со временем люди понимают, что внешняя оболочка не так важна. Те, кто несет в себе радость, оптимистический настрой, щедрость, как правило, задерживаются надолго в жизни других.

Своим положительным примером они пробуждают в остальных способности, о которых раньше те и не догадывались. В ответ человек тоже хочет делать добро. Положительный настрой передается.

Взаимодействие

Идеальное сочетание - это не противопоставление внешности и души, а объединение.

Писатель Антон Павлович Чехов не зря подчеркивал, что прекрасный человек должен быть таким как внутри, так и снаружи.

Нужно научиться соединять в себе привлекательную внешность и приятный характер. При желании добиться этого можно всегда. Главное - постараться.

Одна древняя легенда гласит, что как-то к мудрому сенсею пришел ученик. Он задавал вопросы своему учителю о том, что прежде всего нужно развивать, что такое красота человека.

Мудрец спросил у юноши: а если б он приобрел себе дом, и денег хватало только на украшение его снаружи или внутри, что бы тот выбрал. Ученик подумал и сказал, что лучше бы сделал красивым помещение внутри. Учитель похвалил его за выбор, заметив, что только тщеславные люди, жаждущие всеобщего одобрения, способны испытывать неудобства, глядя на голые стены, лишь бы вызывать одобрение окружающих. Старик напомнил, что лучше привести в гармонию оба аспекта, одинаково их развивая. Это и есть ответ на вопрос о том, что такое истинная красота.

Каждый должен понять, что важнее в жизни именно для него, и следовать по этому пути. Нельзя ограничиваться чем-то одним, забывая про другое.

Случаи, когда человек красив внешне и внутренне, очень редки. Такие люди притягивают к себе внимание и уже не отпускают его.

Данная красота состоит в полной гармонии со всеми качествами человека.

Если вам попадется в ОГЭ или ЕГЭ по обществознанию тема красоты, то в этом случае Вам будет полезен пример сочинения ниже.

Что такое красота?

О красоте можно сказать, что ею восхищаются во все времена. Это очень интересная тема и на неё нет точного ответа! Для каждого красота воспринимается в разных понятиях. Люди много задумывались над этим, и никто не может дать точный ответ, было много спор и разногласий, но к общему мнению так и не пришли. Давайте же рассмотрим «Что же такое красота?» с разных точек зрения.

Итак, с точки зрения человека может быть красивая внешность или душа человека красива, так же природа, красивые дома и многие другие примеры их бесконечное множество. Красота играет большую роль в жизни человека, ведь человек воспринимает всё глазами. Даже есть поговорка: «Встречают по одежде, провожают по уму». Что же это значит? Всё просто, глядя на человека, мы видим его черты лица и пытаемся понять его характер, добрый ли человек, честный, серьёзный.

Смотрим на одежду и можем определить опрятный человек или нет, хорошо ли он воспитан. Ну это ведь неправильно! Глядя на внешность человека нельзя определить какой он с первого взгляда. Мы можем только сказать про его внешнюю красоту, но не внутреннюю. Ведь мы видим её сразу. Но чаще всего эта красота обманчива и это хуже всего. Когда ты видишь человека, и ты видишь насколько он, красив у тебя складываются положительные эмоции и восхищение от его внешности. Но как только ты узнаешь его внутренний мир, его внутреннюю красоту, которая совершенно оказывается полной противоположностью человека, то сразу отпадает какое-либо желание вести с ним разговор и общаться.

Вот тут-то мы и понимаем, что внутренняя красота важнее намного чем внешняя. Мы сразу перестаем воспринимать его внешнюю красоту такой какой она кажется нам с первого взгляда. Поэтому нельзя судить человека, не зная его внутренний мир. Конечно есть такие случаи, когда смотришь на внешность человека, а он такой некрасивый, неуклюжий и с ним люди не хотят общаться, просто потому что он некрасивый. Но как только узнаешь его больше, его внутреннюю красоту, его богатую природу, его характер и видишь насколько он добрый, вежливый и какой у него внутренний мир, насколько он прекрасен ты забываешь его внешних пороках. Тебе хочется беседовать общаться с этим человеком, и никакая внешняя красота и не нужна ведь у него прекрасна внутренняя природа и он него исходит только добро и счастье - вот это настоящая красота! Сразу становится очень обидно за тех людей, которые добры ко всем и несут радость и счастье людям, а с ними не хотят общаться, просто потому что у них не красивая внешность. Не зря ведь говорят: «Без красивого внешнего вида никто не захочет узнать какая у вас душа!».

Так же есть случаи, когда в человеке сочетается и красота души и тела, как говорится. Даже если человека одеть в некрасивую одежду, то красота его души будет излучать свет и доброту, и никто не посмотрит на его внешний вид это будет не так важно.

Для чего нужна красота человеку?

Если человек добр к о всем ему легче в общении с другими. Его мир красив, богат, чист. Когда говорят, что у человека красивая душа, это главное богатство, которое нужно беречь в сего, её нельзя купить. Красота души притягивает добрых людей. Красота - это бесценный дар, который дорог очень.

Есть такой замечательный отрывок из стихотворения «Некрасивая девочка» советского поэта Николая Алексеевича Заболоцкого.

«…А если это так, то что есть красота

И почему её обожествляют люди?

Сосуд она, в котором пустота,

Или огонь, мерцающий в сосуде?»

Вот в этом вся суть моего сочинения. Этот отрывок можно объяснить если человек красив душой, то в нем огонь горит и согревает других, а если красивая внешность и душа полная противоположность, то в этом человеке пустота!

Такой вопрос я задаю девушкам и женщинам на мастер-классах по красоте.

И получаю разные ответы: макияж, внутренняя красота, ухоженность.

Я бы соединила все вместе и сказала — осознанная красота.

Именно это понятие хочется развернуть в моей сегодняшней заметке. Что такое «осознанная красота»?

Мне нравится фраза Моники Беллуччи: «Красота для женщины становится проблемой только в двух случаях: когда ее нет и когда нет ничего, кроме красоты».

Не секрет,что многие женщины ДО замужества выглядят лучше, чем ПОСЛЕ.

Неужели их мужья не хотят видеть их по-прежнему привлекательными, теми в кого они были влюблены?! Или возможно женщины думают, что цель достигнута и путь к сердцу меняет направление и лежит теперь через желудок?! А может быть они, мужчины, не достойны нашей красоты раз уже стали «нашими»?!
О «красоте после замужества» часто говорят не только у нас на Родине, но и во всем мире. Почему многие женщины позволяют себе отпускать внешний вид на самотек как только выходят замуж, рожают детей или даже просто с возрастом?Да потому что не осознают эти процессы! Чего уж говорить о красоте, если многие и за здоровьем следить самостоятельно не хотят, а потом требуют его от врачей!

Ответ такой — красота должна быть ОСОЗНАННОЙ.

Нужно понимать что приятный внешний вид это не что-то само собой разумеющееся. За этим нужно следить! С внешней красотой понятно — это ухоженность, а внутренняя? Давайте по-порядку.

По своей роли в жизни женщина постоянно отдает свою энергию: детям, мужу, родителям, если уже требуется помощь, своей работе. Но если только отдавать, то можно опустошиться и впасть в депрессию, а это никак нельзя. Мы нужны всем и наша красота тоже.

Как восстанавливать свою энергию?

1. Из своей же красоты. Ухаживать ежедневно за кожей и делать это грамотно, то есть осознанно.

2. Любить себя и выделять время для отдыха и эмоционального восстановления. Образно говоря, иметь свой «тайный сад». Это место, где в вы можете уединиться и сделать для себя любимой то приятное, что наполнит вас положительными эмоциями и энергией. Для меня это сходить на массаж, устроить спа-день, побыть в тишине наедине с собой.

3. Взрослея, не превращаться в «тетку». Оставаться молодой в душе, элегантной, стильной, женственной. Увлекаться и позволять себе радоваться, а не только анализировать и просчитывать.

И наконец — почему?

Меня очень зацепили слова Жванецкого в монологе «У нас в стране пропадают женщины». Цитирую: «Пропадают женщины. Пропадают женщины после 50-ти….Мы изгнали тех, кто дает стиль, моду, вкус к к красоте, изящной словесности, кто делает политиков, кто сохраняет жизнь мужей….Они второй ряд в политике, а второй ряд в политике главный.
Я этим летом был на одном благотворительном концерте и увидел их. Я увидел исчезнувшее в России племя, племя пожилых дам — стройных, красивых, в легких шубках и тонких туфлях и их мужчин, чуть постарше…. Это были не олигархи, не министры, не короли. Это были женщины, лица которых составляют герб Франции.
Определить талант очень просто. Вы смотрите какая женщина возле него. Возле Пушкина, Есенина… Ты сам такой, какая женщина возле тебя.»

Над этими словами можно задуматься.
Должна ли красота быть осознанной, или же это чисто природное явление, которое либо дается женщине, либо нет?
Мой ответ — красота должна быть осознанной!
Почему — аргументов достаточно.
Все зависит от вас.

Татьяна Вольская. Консультат Mary Kay. Город Барнаул.

Адрес для сотрудничества: [email protected]
Группа в Facebook, где я делюсь всем, что интересно мне в рамках темы «красота».

Красота - это... Давайте разберемся

Что такое красота, определение

Что такое красота? Есть такое выражение - «Красота – это страшная сила». И это действительно правда. Давайте порассуждаем о красоте. Что в ней есть такого? Если описать красоту сухим академическим языком, то ответ на вопрос, что такое красота, такой. Красота – это определенная характеристика, или свойство, которое вызывает в нас непередаваемые ощущения – восторг, восхищение, трепет, желание обладать, быть постоянно рядом с объектом красоты, даже определенное преклонение. Красота вызывает ничем не сравнимое удовольствие для души и тела и буквально делает нас счастливыми. От того на сколько «красив» объект, зависит степень нашей «эйфории».

Что такое красота, ее многогранность и непостоянство

Что такое красота? Для каждого человека красота – это что-то особенное и индивидуальное. Например, кому-то нравятся худенькие девушки, а кому-то – полненькие, кто-то приходит в восторг от проливного дождя с молниями, а кто-то умиляется тишиной рассвета. Но так как все мы люди, то в большинстве своем наши каноны красоты очень схожи. Кроме того, на наше понимание красоты часто влияют авторитетные личности, которые и утверждают «моду». Часто наше понимание красоты может быть очень даже искаженным и, буквально, «больным». Изначально в нас заложено чувство прекрасного, но с течением жизни, оно видоизменяется и формируется. Красота выражается в очень разных вещах: в первую очередь природа во всех ярких ее проявлениях, потом прекрасная музыка, шедевры художников, будоражащие душу стихи и поэмы, очаровательные дети, прекрасные женщины, в мире очень много того, что можно назвать красивым. Но физическая красота очень непостоянна и склонна со временем портится. «Всякая плоть - трава, и вся красота ее - как цвет полевой. Засыхает трава, увядает цвет… (Исаия 40:6,7) И горе тому человеку, который привязал свое сердце к тленной красоте! Его рано или поздно ждет огромное разочарование.

Что такое красота, страшная сила

Какая же страшная сила заключается в красоте? Красота на столько увлекает нашу душу, вызывая в нас страстные желания обладать ею, что многие теряют голову и готовы пойти на все, чтобы объект красоты был в постоянном их распоряжении. Например, из-за красивых женщин начинались войны, из-за блеска драгоценных камней люди становились убийцами. Из-за своего объекта красоты, люди шли на самопожертвование или же на самые подлые и мерзкие поступки, какие могут быть.

Что такое красота, лицо души

Нужно всегда помнить, что красота бывает не только физическая, но и духовная. Человек может быть не красив физически, но его душа, его характер, его поступки на столько притягательны и вызывают восхищение, что его не красота физическая становится незаметной и перестает быть чем-то значимым. Есть выражение – «честь – вот истинная красота». В Библии записано мудрое высказывание: «Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом». (Первое послание Петра 3:3,4)

И еще: «Миловидность обманчива, и красота суетна; но жена, боящаяся Господа, достойна хвалы.» (Притчи 31:30)

Что такое красота, подарок

Аристотель сказал, что «красота – это подарок от Бога». И это точно так. Он – источник красоты. Творец создал этот прекрасный мир без единого изъяна, а также и нас с вами. Он вложил в нас способность творить прекрасное. Но из-за грехопадения восхитительный мир и мы с вами претерпели изменения не в сторону прекрасного, но красота творения получила изъяны и стала разрушаться с течением времени. Люди отвернулись от Источника красоты и увлеклись непостоянными физическими объектами красоты, которые даруют лишь мимолетное несовершенное «счастье», а после оставляют в душе незаживающие раны и пустоту.

Что такое красота, самое главное!

Люди позабыли, что самое большое открытие для души в том, что Сам Бог - непередаваемо красив! Конечно же, Он – Дух, и потому мы не можем Его увидеть физически, но все Его творение кричит нам о том, что Создатель – прекрасен во всем. Также Его поступки говорят сами за себя. Мы не можем не восхищаться силой Его любви, которую Он проявил к грешным людям, чтобы избавить нас от рабства греха и от вечного мучительного наказания, и подарить нам истинное счастье, вечную жизнь в присутствии самого потрясающего и совершенного Объекта красоты.