Томас Мор биография кратко английского юриста, философа, писателя-гуманиста изложена в этой статье. Основные идеи Томаса Мора излагают его видения жизни в обществе.

Томас Мор краткая биография

Английский писатель и государственный деятель родился 7 февраля 1478 года в Лондоне в семье юриста. Первое образование получил в грамматической школе святого Антония. В 13 лет служил в доме архиепископа пажем. На протяжении 1490-1494 годов обучался в Оксфорде, изучая юридические науки, классические языки. В университете он познакомился с Эразмом Роттердамским. Томас принял монашеский постриг и до конца жизни вел сдержанный образ жизни, молился и соблюдал посты.

В 1502 году Мор работает адвокатом и преподает право, а в 1504 году его избирали в парламент. Выступая за снижения сборов для короля Генриха VII, Томас попадает в опалу и самоустранился от политической деятельности. К общегосударственной деятельности он смог вернуться в 1509 году, когда король скончался.

В 1510 году его опять избирали в парламент, созванный уже Генрихом VIII. Томаса назначили на пост младшего шерифа столицы и помощника судьи.

В 1515 году он начал работу над своей первой книгой. Появившееся на свет «Утопия»в 1516 году была оценена монархом.

В 1518 году Томас Мор вошел в круг членов королевского тайного совета. С 1521 года избран в члены Звездной палаты и получил рыцарское звание с огромными наделами земли. В период с 1525-1527 годов писатель занимал пост канцлера Ланкастерского герцогства, с 1529 года – пост лорд-канцлера.

Биография Томаса Мора
Родился Томас Мор в Лондоне 7 февраля 1478 года. Сохранилась памятная запись на латинском языке, сделанная рукою отца Томаса Мора, о том, что «в семнадцатый год правления короля Эдуарда IV», т. е. в 1478 г., «в первую пятницу после праздника очищения пресвятой девы Марии, в 7-й день февраля, между двумя и тремя часами утра, родился Томас Мор, сын Джона Мора, джентльмена».
Как доказали новейшие исследования, в записи была допущена ошибка, так как первая пятница после праздника очищения в 1478 г. приходилась на 6 февраля. Поэтому днем рождения Т. Мора теперь принято считать 6 февраля 1478 г.
Согласно семейной традиции, Томас Мор родился в Лондоне на Милк-стрит (Молочная улица). Столетием позже известный английский хронист Джон Стау в своем описании Лондона рассказывал, что на этой небольшой улице старого Лондона находилось «много прекрасных домов богатых купцов» и состоятельных горожан. Судя по всему, Джон Мор был достаточно состоятельным человеком, чтобы иметь в этом квартале Лондона хороший дом.
Родители, деды и прадеды великого английского мыслителя принадлежали к зажиточным лондонским горожанам, из числа которых обычно избирались члены органов городского самоуправления и представители английских городов в палате общин парламента. Дед Томаса Мора со стороны матери в 1503 г. был избран на пост лондонского шерифа, служба другого дела была связана с юридической корпорацией, Линкольнсинном, в которой служит и отец Томаса - Джон Мор. Сэр Джон Мор был человеком строгих правил, он считал, что его сын должен пойти по стопам отца. Так что судьба юного Томаса была отчасти заранее предрешена: его ожидала обеспеченная карьера будущего полноправного члена лондонской корпорации юристов и доходная должность адвоката либо судьи.
Первоначальное образование Томас получил в грамматической школе при госпитале св. Антония, которая считалась одной из лучших начальных школ Лондона. Джон Стау сообщает, что и в его школьные годы (30-е гг. XVI в.) она славилась своими учителями. Главным предметом была латынь. Детей учили писать и говорить по-латыни. Обучение латинскому языку включало и элементы риторики. Затем, согласно распространенному тогда английскому обычаю посылать сыновей 12-14 лет служить в качестве пажей в одно из знатных семейств, сэр Джон Мор благодаря связям смог устроить сына в Ламбетский дворец архиепископа Кентерберийского (впоследствии кардинала) Джона Мортона. Архиепископ был разносторонне образованным человеком - ученым, юристом, архитектором, опытным дипломатом и государственным деятелем. В царствование Генриха VII Мортон некоторое время был лордом-канцлером Англии. Жизнь в семье Мортона явилась хорошей школой для юного Томаса Мора.
Высоко оценивая незаурядные способности Мора к языкам и литературе, архиепископ хотел, чтобы его воспитанник продолжал свое образование в настоящей ученой среде, и в 1492 г. по совету Мортона Джон Мор определил сына в Оксфордский университет. Томас Мор учился в Кентерберийском колледже Оксфордского университета, основанном бенедиктинцами, В Оксфорде Мор пробыл неполных два года.
В юности Мор подумывал о монашестве, но затем избрал брак и женился на очаровательной маленькой Джейн. Он пытался её воспитывать в духе своих представлений об идеальном человеке, весьма отличных от обычных представлений того времени о хорошей жене: учил музыке, литературе, логике. Джейн была возмущена такими непомерными требованиями и закатывала мужу истерики, пока её собственный отец однажды не устроил её выговора: жена должна повиноваться мужу во всем, а ей достался вообще идеальный супруг. После этого жизнь наладилась, тем более, что Мор обладал не только умом и энергией, но и огромным чувством юмора, смягчавшим его порывы. Друг Мора, Эразм Роттердамский оставил его яркий портрет:

“Кажется, что он рожден и создан для дружбы, и нет друга надёжнее. Он так восхищается обществом и разговором тех, кого он любил и кому доверяет, что в дружеском общении находит высшее очарование жизни. ... Хотя он часто забывает о своих собственных интересах, он всегда блюдёт интерес друзей... Он так добр и обхождение его столь приятно, что он взбадривает самых скучных людей и помогает пережить любое несчастье. С детских лет он так любил веселье, что, казалось, был рожден, чтобы шутить, хотя он никогда не опускается до вульгарности и никогда не любил пошлых развлечений. Если шутят на его собственный счёт, даже злобно, он в восторге от удовольствия остроумно ответить. Он из всего извлекает радость, даже из самых серьёзных вещей. Если он разговаривает с учёным и мудрым человеком, он радуется его таланту... С потрясающей гибкость он приноравливается к расположению каждого человека”. Через шесть лет брака Джейн умерла, оставив мужу четырёх детей, и он женился вторично на опять маленькой, хотя уже вовсе не очаровательной вдове Алисе Миддлтон, старше Томаса на семь лет, которая держала в порядке его дом и занялась воспитанием детей. С ней уже ни о какой литературе речи не было, вдова была невежественна и не видела нужды меняться. Одному приятелю Мор как-то сказал, что если уж женщина есть необходимое зло, то надо жениться на зле наименьшего объема; а всерьёз он писал: “И с лучшей женой нельзя прожить без некоторого дискомфорта... говорю об этом с уверенностью потому, что обычно наши собственные недостатки и делают наших жён хуже, чем они они могли бы быть ”. Иначе полагал король Генрих, сменивший (и уморивший) несколько жён. Король провозгласил себя главой Английской Церкви и народ в целом принял это. Мор незамедлительно подал в отставку с поста канцлера. Без постоянного источника дохода, ему пришлось расстаться с любимыми коллекциями монет, музыкальных инструментов, греческих рукописей (Мор, как и Эразм, был горячим энтузиастом перевода Библии на современные языки). Зато, писал он Эразму, “у меня наконец-то есть время для Бога, молитвы и себя ”.
Жизнь Лондона и сфера юриспруденции были знакомы Томасу Тому с юных лет. В них развернулась и его собственная деятельность, дававшая ему богатый материал для наблюдений и выводов. Томас был вторым из шести детей Джона Мора, но старшим из сыновей, и отец предназначал его к юридической карьере.
В 1502 г. он получает звание королевского адвоката. Он овладевает лучшими достижениями предшествующей и современной ему философской, политической, исторической, правовой мысли, становится знатоком античности. Т. Мор исследует общественно-политические порядки многих стран и народов, глубоко изучает политическую историю Англии, проявляет интерес к теологической литературе, где главными для него становятся творения отцов христианской церкви. В них он старается найти рациональный смысл и позитивное общественное значение.
Процесс складывания мировоззрения Т. Мора проследить трудно из-за отсутствия необходимых исторических документов. Критическое отношение к окружающему миру он проявляет уже в 25 – 26-летнем возрасте, когда пишет свои первые произведения, эпиграммы, политические стихотворения. В 1510 г. Т. Мор был второй раз избран в палату общин и вскоре назначен одним из помощников лондонского шерифа, став судьей по гражданским делам. На этом посту он пробыл около 7 лет, приобретя славу справедливого и гуманного судьи. Ко времени создания "Утопии" Т. Мор достиг значительного для своей среды уровня преуспеяния. Казалось, ничего не связывало его с низшими слоями общества. И, тем не менее, такая связь существовала.
Он проявлял глубокое сочувствие трудящимся и угнетенным. Это сочувствие, с одной стороны, и глубокое для того времени проникновение в суть общественных и политических отношений - с другой, явились теми главными причинами, которые привели Т. Мора к воззрениям о необходимости перестройки общества, государственной власти, изменения законов.
"Утопия" была написана Мором в 1515 – 1516 гг. Начал он ее во время поездки во Фландрию в составе назначенного королем Генрихом 8 посольства для улаживания конфликтов, возникших между Англией и Нидерландами по поводу взаимной торговли шерстью и сукном.
Обстоятельства создания "Утопии" известны мало. По словам Эразма Роттердамского, Т. Мор сначала написал ее вторую часть, а потом уже первую. Параллельно он работал над другим своим произведением - хроникой "История Ричарда 3".
Вскоре после поездок во Фландрию и в г. Кале, где он участвовал в переговорах с французскими купцами, Мор получил и принял приглашение короля Генриха 8 поступить к нему на государственную службу.
Когда Генрих 8 вступил на престол, Мор посвятил ему поэму "На день коронации Генриха 8, славнейшего и счастливейшего короля Британии", где дал резкую критику "власти без границ", "попрания законов", всеобщих притеснений, клеветы и невежества, существовавших при Генрихе 7, и высказал надежду на коренные перемены, которые должны были, по его мнению, произойти в политике нового короля.
В литературе о Т. Море подчеркивается, что ему было присуще обостренное чувство гражданского долга, которое, по всей вероятности, и привело его на королевскую службу. Не случаен, по-видимому, и тот факт, что, став одним из членов Королевского Совета, Т. Мор вошел в комиссию, которая рассматривала все прошения, поступавшие на королевское имя, и рекомендовала королю принять то или иное решение.
Последующая жизнь Т. Мора имела два разных периода. Первоначально король проявил к нему явное благоволение. Т. Мор получает права рыцаря, его назначают помощником казначея, в 1523 г. избирают спикером палаты общин. В 1529 г. Генрих 8 по рекомендации Королевского Совета делает Мора лорд-канцлером, то есть своим премьер-министром.
С 1532 г. наступает другой, трагический период в жизни мыслителя. Перемена в его судьбе была тесно связана с отрицательным отношением Мора к внезапному повороту в церковной политике короля, осуществившего в 1532 – 1534 гг. реформу, в результате которой прежняя католическая церковь в Англии была поставлена в подчинение королю, а сам король, наоборот, освободился от какой бы то ни было власти римского папы. В 1534 г. был принят закон, обязывающих всех англичан принести клятву верности Королю как единственному владыке (подразумевалось, что верность Папе есть государственная измена). Мор (нимало не обманывавшийся насчёт моральных качеств пап, современником которых ему пришлось быть, более того, бывший приверженцем консилиаризма – учения о том, что власть вселенских соборов выше папской) отказался одобрить этот закон и был арестован. 15 месяцев его держали в тюрьме, доведя до страшного измождения, пока не приговорили к смерти. Накануне казни Мор передал дочери власяницу, которую много лет тайком носил на голом теле. Тюремщику, сообщившему ему о времени казни, Мор сказал спасибо за хорошие новости: “Спасибо и его величеству, что он не замедлил доставить мне удовольствие освободиться от страданий этого развратного мира ”.

Имя: Томас Mор

Государство: Лондон, Королевство Англия

Сфера деятельности: Писатель, Философ, Юрист

Величайшее достижение: Создатель произведения Утопия. Причислен к лику святых.

Томас Mор известен тем, что в 1516 году написал роман «Утопия», став родоначальником литературного жанра утопии. Он служил советником короля Англии в начале 1500-х годов, но был осужден по обвинению в измене из-за отказа признать короля главой англиканской церкви и обезглавлен в 1535 году. Через 400 лет, в 1935 году католическая церковь канонизировала его, причислив к лику святых, а англиканская церковь присвоила ему звание «мученик Реформации».

Ранние годы

Многие исторические данные свидетельствуют о том, что Томас Мор родился в Лондоне 7 февраля 1478 года, хотя некоторые считают, что год его рождения ― 1477-й. Он учился в одной из лучших школ в Лондоне, а в юности служил в доме Джона Мортона, архиепископа Кентерберийского и канцлера Англии (и будущего кардинала). Вспоминали, как Мортон говорил, что Томас станет «чудесным человеком».

Юридическая практика и монастырь

Примерно в 1494 году его отец, служивший судьей в Лондоне, возвращает сына в Лондон для изучения общего права. А в 1496 году Moра приняли в один из четырех юридических обществ Англии, а в 1501 году он уже полноправный адвокат-барристер. Он сумел совместить свои литературные и духовные интересы с работой и с удовольствием читал как Священное писание, так и классику.

В это же время находился Эразм Роттердамский, и Мор сблизился с ним. Это было начало дружбы и профессиональных отношений, они вместе работали над переводами с латинского. В третий свой визит, в 1509 году, Эразм написал свою знаменитую сатиру «Похвала глупости», посвятив ее Мору.

Между тем, занимаясь профессиональной деятельностью, которая приносила ему большое удовлетворение, Томас принял решение готовить себя к монашеству. Для этого в 1503 году он переехал в монастырь за пределами Лондона и присоединился к монахам-картезианцам, живя монашеской жизнью, насколько это позволяла его адвокатская практики. Молитва, пост и покаяние оставались с ним на всю оставшуюся жизнь, но чувство долга служить своей стране преодолело его стремление к монашеству, и в 1504 году он вступил в парламент. Примерно в это же время он женился в первый раз.

Считается, что «История короля Ричарда III» (на латыни и на английском языке) написана между 1513 и 1518 годами. Работа считается первым шедевром английской историографии, и несмотря на явные недочеты, она оказала влияние на всех последующих историков, включая Уильяма Шекспира.

«Утопия»

В 1516 году была опубликована «Утопия» ― литературное произведение, в котором он изобразил государство с идеальной системой государственного управления, с близкой к коммунистической системе распределения ресурсов, где все социальные и политические процессы полностью управляются разумной интеллигенцией. Утопия охватывала такие далеко идущие темы, как наказания, государственное образование, мультирелигиозное общество, развод, эвтаназия и права женщин, а также он утверждал, что учеба и освоение ремесла более важны, чем гуманность. «Утопия» стала предшественницей нового литературного жанра: утопический роман.

На службе короля Генриха VIII

В 1520 году реформатор Мартин Лютер опубликовал три произведения, в которых излагалось его учение о спасении, которое, по словам Лютера, могло быть достигнуто только через благодать. В 1521 году король Генрих VIII откликнулся на вызов Лютера, поручив Мору написать манифест «В защиту семи таинств».

К этому времени Moр стал казначеем Англии, но он также служил «интеллектуальным придворным», секретарем и доверенным лицом, а в 1523 году он был избран спикером Палаты общин.

Летом 1527 года Генрих VIII попытался с помощью Библии доказать, что его брак с Екатериной Арагонской недействителен, так как она не смогла произвести на свет наследника мужского пола. Мор пытался поддержать точку зрения короля, но все было напрасно, и развод Генриха не удался.

В 1532 году Мор ушел из Палаты общин, сославшись на состояние здоровья. Однако истинная причина, скорее всего, была в том, что Генрих пренебрег законами церкви и развелся с Екатериной. В дальнейшем Мор не присутствовал на коронации Анны Болейн в июне 1533 года. Королю это не понравилось, и его месть была неизбежной.

Суд и казнь

В феврале 1534 года Moр был обвинен в соучастии с монахиней-прорицательницей Элизабет Бартон, которая публично осуждала разрыв Генриха VIII с Римом. В апреле произошел окончательный разрыв, когда Мор отказался принести присягу Генриху о том, что тот является главой англиканской церкви, которая, по мнению Мора, принизила бы власть папы.

17 апреля 1534 года Мор был отправлен в лондонский Тауэр и был признан виновным в государственной измене.

Томас Мор был обезглавлен 6 июля 1535 года. Его последние слова были: «Слуга короля хорош, но первым является Бог». Мор был беатифицирован, то есть причислен к лику блаженных в 1886 году и канонизирован католической церковью в 1935 году. Он также считается «реформаторским мучеником» англиканской церкви.

МОР ТОМАС - английский гу-ма-нист и государственный дея-тель.

Сын юри-ста, впо-след-ст-вии су-дьи ко-ро-лев-ской ска-мьи Дж. Мо-ра (около 1450-1453 годов - 1530 год). На-чаль-ное об-ра-зо-ва-ние по-лу-чил в грам-ма-тической шко-ле при гос-пи-та-ле Св. Ан-то-ния. В 13 лет при-нят па-жом в дом ар-хи-епископа Кен-тер-бе-рий-ско-го Дж. Мор-то-на, где при-влёк вни-ма-ние сво-и-ми ин-тел-лек-ту-аль-ны-ми спо-соб-но-стя-ми. В 1492-1494 годы в Окс-форд-ском университете изу-чал грам-ма-ти-ку, ри-то-ри-ку и ло-ги-ку, древне-греческий и французские язы-ки, ма-те-ма-ти-ку, ис-то-рию, при-об-рёл на-вы-ки иг-ры на скрип-ке и флей-те, за-тем про-хо-дил обу-че-ние в лон-дон-ских шко-лах пра-во-ве-де-ния Нью-Инн и Лин-кольнс-Инн (с 1496 года). Ак-тив-но изу-чал про-из-ве-де-ния ан-тич-ных и ран-не-хри-сти-ан-ских мыс-ли-те-лей, в т. ч. Пла-то-на, Ари-сто-те-ля , Лу-киа-на, Ав-гу-сти-на.

Зна-чительное влия-ние на Т. Мора ока-за-ло сбли-же-ние с круж-ком окс-форд-ских гу-ма-ни-стов - Дж. Ко-ле-том (1467-1519 годы), Т. Ли-нак-ром (около 1460-1524 годы), У. Гро-си-ном (1446-1519 годы), У. Ли-ли (1468-1522 годы). В 1499 году Т. Мор по-зна-ко-мил-ся с Эраз-мом Рот-тер-дам-ским.

Около 1502 года Т. Мор за-нял-ся ад-во-кат-ской прак-ти-кой, в 1502-1504 годы так-же пре-по-да-вал пра-во в шко-ле Фер-ни-валс-Инн. В 1504 году из-бран в пар-ла-мент, в сте-нах ко-то-ро-го под-верг кри-ти-ке фи-нан-со-вую по-ли-ти-ку Ген-ри-ха VII . Опа-са-ясь ре-прес-сий, на вре-мя ос-та-вил по-ли-ти-ку и вер-нул-ся к ад-во-кат-ской дея-тель-но-сти. В 1506 году в Па-риже опуб-ли-ко-вал под-го-тов-лен-ный им совместно с Эраз-мом Рот-тер-дам-ским пе-ре-вод на латинский язяк кни-ги диа-ло-гов Лу-киа-на (со-труд-ни-че-ст-во Т. Мора и Эраз-ма Рот-тер-дам-ско-го про-дол-жа-лось и в по-сле-дую-щие го-ды; Эразм Рот-тер-дам-ский по-свя-тил Т.Мору книгу «По-хва-ла глу-по-сти», на-пи-сан-ную в 1509 году, ко-гда он гос-тил в до-ме Т. Мора). В 1508 году Т. Мор по-се-тил Лё-вен-ский и Па-риж-ский университеты, где по-зна-ко-мил-ся с прак-ти-ко-вав-шей-ся в них сис-те-мой пре-по-да-ва-ния. В 1509 году всту-пил в Ком-па-нию тор-гов-цев тка-ня-ми (Mercer’s Company), от име-ни ко-то-рой в сен-тяб-ре то-го же го-да вёл пе-ре-го-во-ры о за-клю-че-нии кон-трак-тов с ан-твер-пен-ски-ми тор-гов-ца-ми.

В 1510 года как де-пу-тат от Лон-до-на Т. Мор вновь во-шёл в пар-ла-мент, со-зван-ный но-вым ко-ро-лём Ген-ри-хом VIII; то-гда же на-зна-чен по-мощ-ни-ком городского ше-ри-фа (за-ни-мал этот пост до 1518 года, вы-пол-няя функ-ции су-дьи и юри-дического со-вет-ни-ка). В 1515 году по ре-ко-мен-да-ции лон-дон-ских тор-гов-цев вклю-чён в со-став английского по-соль-ст-ва, на-прав-лен-но-го во Флан-д-рию для пе-ре-го-во-ров о про-дле-нии сро-ка дей-ст-вия со-гла-ше-ний о тор-гов-ле шер-стью. На-хо-дясь во Флан-д-рии, Т. Мор вновь встре-тил-ся с Эраз-мом Рот-тер-дам-ским и по-зна-ко-мил-ся с другими вид-ны-ми ни-дерландскими гу-ма-ни-ста-ми П. Эги-ди-ем и И. Бус-ли-ди-ем.

Во вре-мя тор-го-вых пе-ре-го-во-ров, про-хо-див-ших со зна-чительными пе-ре-ры-ва-ми, Т. Мор при-сту-пил к на-пи-са-нию 1-й кни-ги со-чи-не-ния «Уто-пия», ко-то-рую за-вер-шил по воз-вра-ще-нии на ро-ди-ну в 1516 году; 2-я кни-га (соб-ст-вен-но по-ве-ст-во-ва-ние о яко-бы не-дав-но от-кры-том го-су-дар-ст-ве уто-пий-цев) бы-ла им в основном на-пи-са-на го-раз-до рань-ше. Пред-ва-рив про-из-ве-де-ние всту-пительное пись-ма-ми еди-но-мыш-лен-ни-ков-гу-ма-ни-стов, Т. Мор из-дал его в декабре 1516 года в Лё-ве-не под названием «Весь-ма по-лез-ная, а так-же за-ни-ма-тель-ная, по-ис-ти-не зо-ло-тая кни-жеч-ка о наи-луч-шем уст-рой-ст-ве го-су-дар-ст-ва и о но-вом ост-ро-ве Уто-пия» («Libellus vere aureus nec minus salutaris quam festivus de optimo reip. statu deque nova Insula Utopia»). 3-е, ба-зель-ское из-да-ние «Уто-пии» 1518 году Т. Мор до-пол-нил «Эпи-грам-ма-ми» («Epigram-mata») - со-б-ра-ни-ем по-этическое про-из-ве-де-ний различного жан-ра (сти-хо-тво-ре-ния-ми, по-эма-ми и соб-ст-вен-но эпи-грам-ма-ми, на-прав-лен-ны-ми в т. ч. про-тив французского гу-ма-ни-ста Ж. де Бри, сек-ре-та-ря французской ко-ро-ле-вы, вос-хва-ляв-ше-го в сво-ей по-эме «Chordigera» по-то-п-ле-ние английского ко-раб-ля французским суд-ном). «Уто-пия» бы-ла пе-ре-ве-де-на на немецкий (1524 год), итальянский (1548 год), французский (1550 год), английский (1551 год), ни-дерландский (1553 год) язы-ки. Она за-ло-жи-ла ос-но-ву жан-ра фи-лосовской уто-пий, по-лу-чив-ше-го раз-ви-тие в XVII-XIX веках (ра-бо-ты Ф. Бэ-ко-на, Т. Кам-па-нел-лы, С. Джон-со-на, Э.Г. Мо-рел-ли, Г. Ба-бё-фа, К.А. де Рув-руа Сен-Си-мо-на, Ш. Фу-рье, Э. Ка-бе и др.).

Влия-ние на «Уто-пию» Т. Мора ока-за-ли диа-ло-ги Пла-то-на о го-су-дар-ст-ве, «За-пис-ки о Галль-ской вой-не» Юлия Це-за-ря, со-чи-не-ния Ци-це-ро-на «О пре-де-лах до-б-ра и зла», Дио-ге-на Ла-эр-тия «Жиз-ни и мнения про-слав-лен-ных фи-ло-со-фов...», трак-тат Ав-гу-сти-на «О гра-де Бо-жи-ем», ра-бо-ты Эраз-ма Рот-тер-дам-ско-го, пись-ма А. Вес-пуч-чи и др. 1-я и 2-я кни-ги «Уто-пии» те-ма-ти-че-ски и кон-цеп-ту-аль-но впол-не са-мо-стоя-тель-ны. В 1-й - да-ёт-ся ана-лиз со-ци-аль-но-эко-но-мич. по-ло-же-ния Анг-лии, под-вер-га-ют-ся ост-рой кри-ти-ке ого-ра-жи-ва-ние и хо-зяйств. мо-но-по-лизм, ри-су-ет-ся кар-ти-на раз-ло-же-ния английской де-рев-ни, упад-ка ре-мес-ла, нравственной пор-чи об-ще-ст-ва. Во 2-й - опи-са-но иде-аль-ное го-су-дар-ст-во Уто-пия, по-коя-щее-ся на эко-но-ми-ко-по-ли-тических и нрав-ст-вен-но-пра-во-вых ос-но-ва-ни-ях, аде-к-ват-ных пред-став-ле-нию о че-ло-ве-ке, сло-жив-ше-му-ся в ре-нес-санс-ной куль-ту-ре. В нём сча-стье ин-ди-ви-дуу-ма не при-но-сит-ся в жерт-ву бла-го-по-лу-чию гражданского кол-лек-ти-ва, а рег-ла-мен-та-ция ма-те-ри-аль-ных по-треб-но-стей не толь-ко не ве-дёт к за-кре-по-ще-нию лич-но-сти, но, на-про-тив, при-зва-на соз-дать оп-ти-маль-ные ус-ло-вия для «ду-хов-ной сво-бо-ды и про-све-ще-ния».

В Уто-пии раз-ли-чия в склон-но-стях и взгля-дах ка-ж-до-го чле-на об-ще-ст-ва при-ни-ма-ют-ся в рас-чёт: об этом сви-де-тель-ст-ву-ет сво-бод-ный вы-бор уто-пий-ца-ми ро-да за-ня-тий, раз-но-мыс-лие при ис-тол-ко-ва-нии на-блю-де-ний при-ро-ды, не-сход-ст-во то-чек зре-ния на мо-раль, раз-ли-чие ре-лиг. ве-ро-ва-ний и их тер-пи-мое от-но-ше-ние друг к дру-гу. «Ас-ке-ти-че-ская про-сто-та» уто-пий-ско-го бы-та со-че-та-ет-ся с утон-чён-ны-ми ду-хов-ны-ми на-сла-ж-де-ния-ми (coluptas), свя-зан-ны-ми с уп-раж-не-ни-ем в доб-ро-де-те-ли и соз-на-ни-ем бес-по-роч-ной жиз-ни, ко-то-рые яв-ля-ют-ся «выс-шим бла-гом» (sum-mum bonum). Сам об-раз уто-пий-ско-го об-ще-жи-тия, в ко-то-ром уп-разд-не-ны ча-ст-ная соб-ст-вен-ность, де-неж-ное об-ра-ще-ние, при-ви-ле-гии, по-лу-чае-мые по про-ис-хо-ж-де-нию, про-из-во рос-ко-ши на по-тре-бу иму-щим, стал сво-его ро-да куль-ми-на-ци-ей гу-ма-ни-стич. меч-та-ний о строе, воз-вы-шаю-щем лю-дей об-ра-зо-ван-ных и доб-ро-де-тель-ных. Имен-но ли-ца об-ра-зо-ван-ные и доб-ро-де-тель-ные за-ни-ма-ют пер-вен-ст-вую-щее ме-сто в Уто-пии: из их чис-ла изби-ра-ют-ся выс-шие долж-но-ст-ные ли-ца го-су-дар-ст-ва (тра-ни-бо-ры или про-то-фи-лар-хи), чле-ны гл. по-ли-тич. ор-га-на (Се-на-та), а так-же пра-ви-те-ли ка-ж-до-го из 54 го-ро-дов (прин-цеп-сы). В уто-пий-ском го-су-дар-ст-ве лю-ди, про-явив-шие спо-соб-но-сти к нау-ке, ос-во-бо-ж-да-лись от по-все-днев-но-го тру-да, в то вре-мя как ос-таль-ные жи-те-ли долж-ны бы-ли изу-чить ре-мёс-ла и ра-бо-тать еже-днев-но по 6 час, а так-же тру-дить-ся в те-че-ние 2 лет в ка-че-ст-ве зем-ле-дель-цев. По-сле еже-днев-но-го тру-да в сво-бод-ное вре-мя уто-пий-цы за-ни-ма-лись «бла-го-род-ны-ми нау-ка-ми», разл. ви-да-ми иск-ва и фи-зич. уп-раж-не-ния-ми. Наи-бо-лее тя-жё-лую ра-бо-ту в Уто-пии вы-пол-ня-ли ра-бы. Ими ста-но-ви-лись гра-ж-да-не, со-вер-шив-шие тяж-кие уго-лов-ные пре-сту-п-ле-ния, плен-ни-ки, за-хва-чен-ные во вре-мя вой-ны, и вы-ку-п-лен-ные уто-пий-ца-ми ино-стран-цы, ко-то-рым на их ро-ди-не гро-зи-ла смерт-ная казнь.

По-ви-ди-мо-му, в од-но вре-мя с «Уто-пи-ей» Т. Мора ра-бо-тал и над «Ис-то-ри-ей Ри-чар-да III» («History of King Richard III»), ис-то-рическим со-чи-не-ни-ем, ко-то-рое так и ос-та-лось не-за-вер-шён-ным. По-свя-щён-ное крат-ко-му пе-рио-ду - от смер-ти Эду-ар-да IV до всту-п-ле-ния на пре-стол Ри-чар-да III (1483 год) - это про-из-ве-де-ние со-дер-жит не толь-ко из-ло-же-ние со-бы-тий из ис-то-рии Анг-лии, но и ана-лиз сис-те-мы вла-сти, ос-но-вы-ваю-щей-ся на про-из-во-ле и на-си-лии. Пер-во-на-чаль-но оно бы-ло из-да-но ано-ним-но в 1543 году в со-ста-ве хро-ни-ки Дж. Гар-дин-га, за-тем в 1548 и 1550 годы в хро-ни-ке Э. Хол-ла с ука-за-ни-ем на при-над-леж-ность его Т. Мора. В 1557 годы отдельным из-да-ни-ем «Ис-то-рию Ри-чар-да III» опуб-ли-ко-вал У. Рас-телл. Вер-сия это-го про-из-ве-де-ния на латинский язык, имею-щая рас-хо-ж-де-ния с анг-лоя-зыч-ной, вы-шла в свет в 1566 году. В 1587 году «Ис-то-рию Ри-чар-да III» в сво-ей хро-ни-ке пе-ре-пе-ча-тал Р. Хо-лин-шед, из ко-то-рой её за-им-ст-во-вал У. Шек-спир, ра-бо-тая над тра-ге-ди-ей «Ри-чард III».

Ко-роль Ген-рих VIII, обес-по-ко-ен-ный ра-зо-ре-ни-ем кре-сть-ян-ст-ва в ре-зуль-та-те ого-ра-жи-ва-ний, одоб-рил кри-тический па-фос «Уто-пии» и на-зна-чил Т. Мора в 1517 году сво-им со-вет-ни-ком. В том же го-ду Т. Мор в со-ста-ве английской де-ле-га-ции уча-ст-во-вал в пе-ре-го-во-рах с Фран-ци-ей, про-хо-див-ших в го-ро-дах Ка-ле и Бу-лонь. В 1518 году Т. Мор стал ко-ро-лев-ским сек-ре-та-рём, в 1520 и 1521 годы при-ни-мал уча-стие в пе-ре-го-во-рах с им-пе-ра-то-ром Свя-щен-ной Римской им-пе-рии Кар-лом V и тор-гов-ца-ми Ган-зы. В 1521 году стал за-се-дать в «Звёзд-ной па-ла-те», то-гда же на-зна-чен по-мощ-ни-ком ка-зна-чея ко-ро-лев-ст-ва и воз-ве-дён в ры-цар-ское дос-то-ин-ст-во.

Ген-рих VIII це-нил Т. Мора за об-шир-ные по-зна-ния и ост-рый ум, лю-бил бе-се-до-вать с ним о по-ли-ти-ке, нау-ках и искусстве, до-ве-рял ему де-ли-кат-ные по-ру-че-ния ди-пло-ма-тического и литературного ха-рак-те-ра. При этом сам Т. Мор не пе-ре-оце-ни-вал сте-пень до-ве-рия Ген-ри-ха VIII. В 1521 году от име-ни ко-ро-ля вы-шел в свет трак-тат «За-щи-та се-ми та-инств про-тив Мар-ти-на Лю-те-ра» («Assertio septem sacra-men-tum aduersus Martinum Luthe-rum»), ре-дак-то-ром, а так-же, воз-мож-но, со-ав-то-ром ко-то-ро-го был Т. Мор. На от-вет-ный пам-флет М. Лю-те-ра, со-дер-жав-ший ос-корб-ле-ния в ад-рес ко-ро-ля, Т. Мор в 1523 году опуб-ли-ко-вал (сна-ча-ла под псевдонимом Фер-ди-нанд Ба-ра-вел-лий, за-тем Уиль-ям Росс) «От-вет Лю-те-ру» («Responsio ad Luthe-rum»), в ко-то-ром об-ви-нил немецкого ре-фор-ма-то-ра в под-стре-ка-тель-ст-ве на-ро-да к бун-ту про-тив за-кон-ных вла-стей. В по-ле-ми-ке с Лю-те-ром М. вы-дви-нул 4 по-сту-ла-та, от-ра-жав-шие его собств. от-но-ше-ние к цер-ков-ной тра-ди-ции: 1) о без-ус-лов-ном ав-то-ри-те-те Биб-лии; 2) о том, что Пи-са-ние не со-дер-жит все-го, что бы-ло со-вер-ше-но и ска-за-но Бо-гом; 3) о спо-соб-но-сти ка-толич. церк-ви (бла-го-да-ря при-сут-ст-вию в ней Св. Ду-ха) без-оши-боч-но от-ли-чать бо-же-ст-вен-ную тра-ди-цию от че-ло-ве-че-ской; 4) идея о том, что для пра-виль-ной ин-тер-пре-та-ции Пи-са-ния не-об-хо-ди-мо ру-ко-во-дство-вать-ся мне-ни-ем от-цов Церк-ви и ве-рой всех хри-сти-ан.

В сво-их ра-бо-тах Т. Мор вёл по-ле-ми-ку не толь-ко с Лю-те-ром, но и с его английскими по-сле-до-ва-те-ля-ми, в т. ч. У. Тин-де-лом (1494-1536 годы). В ря-де со-чи-не-ний («Диа-лог о ере-сях», 1529 год; «Оп-ро-вер-же-ние от-ве-та Тин-де-ла», 1532-1533 годы) Т. Мор вы-сту-пил не толь-ко про-тив основных лю-те-ран-ских те-зи-сов, под-дер-жи-вае-мых Тин-де-лом (спа-се-ние ис-клю-чи-тель-но че-рез ве-ру, Пи-са-ние как един-ст-вен-ный её ис-точ-ник, не-сво-бо-да че-ло-ве-че-ской во-ли и др.), но и об-ви-нил его в тен-ден-ци-оз-ном пе-ре-во-де Биб-лии на английский язык, в ко-то-ром, по мне-нию Т. Мора, Тин-дел пу-тём ис-ка-же-ния смыс-ла слов соз-на-тель-но про-дви-гал лю-те-ран-скую док-три-ну. При этом са-му идею пе-ре-во-да Пи-са-ния на английский язык Т. Мор оце-ни-вал по-ло-жи-тель-но.

В апреле 1523 года Т. Мор при под-держ-ке лорд-канц-ле-ра Т. Уол-си из-бран спи-ке-ром Па-ла-ты об-щин, в 1524 году - вы-со-ким рас-по-ряди-те-лем Окс-форд-ско-го, в 1525 году Кем-бридж-ско-го университетов. В ию-ле 1525 года ему по-жа-ло-ван пост канц-ле-ра гер-цог-ст-ва Лан-ка-стер-ско-го. В 1527 году Т. Мор уча-ст-во-вал в пе-ре-го-во-рах с пред-ста-ви-те-ля-ми французского ко-ро-ля в г. Амь-ен, в 1529 году - в за-клю-че-нии до-го-во-ра о ми-ре ме-ж-ду Анг-ли-ей, Фран-ци-ей и Свя-щен-ной Римской им-пе-ри-ей. По-сле сме-ще-ния Уол-си в октябре 1529 года Т. Мора бы-ла вру-че-на боль-шая пе-чать лорд-канц-ле-ра Анг-лии. В но-яб-ре то-го же го-да он от-крыл ра-бо-ту ре-фор-мационного пар-ла-мен-та, пре-тен-зии ко-то-ро-го к английскому ду-хо-вен-ст-ву на-шли по-ни-ма-ние у ко-ро-ля.

Уже в 1530 году воз-ник-ли раз-но-гла-сия ме-ж-ду Ген-ри-хом VIII и Т. Мором, ко-то-рый стал про-тив-ни-ком раз-во-да ко-ро-ля с его суп-ру-гой Ека-те-ри-ной Ара-гон-ской и так-же не при-нял ре-лигиозную по-ли-ти-ку ко-ро-ля. Т. Мор, в ча-ст-но-сти, от-ка-зал-ся под-пи-сать пись-мо, со-став-лен-ное английской зна-тью и ду-хо-вен-ст-вом (в т. ч. Т. Уол-си) в 1530 году, в ко-то-ром со-дер-жал-ся при-зыв, об-ра-щён-ный к па-пе Рим-ско-му, ан-ну-ли-ро-вать брак ко-ро-ля. Т. Мор так-же не под-дер-жал по-пыт-ки пар-ла-мен-та за-пре-тить кон-во-ка-ции (со-бо-ры ду-хо-вен-ст-ва) без раз-ре-ше-ния ко-ро-ля и объ-я-вить их ре-ше-ния не-дей-ст-ви-тель-ны-ми. Рез-кая кри-ти-ка Т. Мора пар-ла-мент-ско-го бил-ля о пре-кра-ще-нии вы-пла-ты т. н. пер-вых пло-дов Ри-му при-ве-ла к его от-став-ке в мае 1532 году.

На-пря-жён-ность в от-но-ше-ни-ях ме-ж-ду ко-ро-лём и Т. Мором воз-рос-ла по-сле от-ка-за по-след-не-го в 1533 году при-сут-ст-во-вать на ко-ро-на-ции А. Бо-лейн, на ко-то-рой Ген-рих VIII же-нил-ся по-сле раз-во-да с Ека-те-ри-ной Ара-гон-ской. На-ча-лись пре-сле-до-ва-ния бывшего канц-ле-ра, от-ка-зы-вав-ше-го-ся при-зна-вать ко-ро-ля гла-вой английской церк-ви. 13 апреля 1534 года Т. Мор пред-стал пе-ред ко-ро-лев-ской ко-мис-си-ей, по-тре-бо-вав-шей от не-го при-ся-ги по Ак-ту о пре-сто-ло-нас-ле-дии, при-зна-вав-ше-му за-кон-ны-ми на-след-ни-ков но-вой ко-ро-ле-вы. Т. Мор вы-ра-зил го-тов-ность при-знать ле-ги-тим-ность прав Бо-лейн, но от-ка-зал-ся от при-сяги, т. к. она не при-зна-ва-ла пап-ской су-пре-ма-тии.

17 апреля 1534 года Т. Мор был за-клю-чён в Тау-эр. В тюрь-ме Т. Мор, поль-зо-вав-ший-ся бла-го-да-ря ры-цар-ско-му ти-ту-лу не-ко-то-ры-ми при-ви-ле-гия-ми по срав-не-нию с другими за-клю-чён-ны-ми, на-пи-сал тео-ло-гическую ра-бо-ту «Диа-лог об уте-ше-нии в не-взго-дах» («A dialogue of comfort against tribula-tion»). В ию-ле 1535 году по об-ви-не-нию в государственной из-ме-не Т. Мор осу-ж-дён на смерть и каз-нён. Тра-диционная казнь для об-ви-нён-ных в государственной из-ме-не (по-ве-ше-ние, по-тро-ше-ние и чет-вер-то-ва-ние) бы-ла за-ме-не-на по ре-ше-нию Ген-ри-ха VIII на от-се-че-ние го-ло-вы. Те-ло Т. Мора бы-ло за-хо-ро-не-но в церкви Св. Пет-ра в Тау-эре, по не-ко-то-рым вер-си-ям, в даль-ней-шем оно бы-ло пе-ре-не-се-но в цер-ковь в Чел-си, в строи-тель-ст-ве од-ной из ка-пелл ко-то-рой Т. Мор при-ни-мал уча-стие. Его го-ло-ва, вы-став-лен-ная по-сле каз-ни на лон-дон-ском мос-ту, бы-ла, по пре-да-нию, вы-куп-ле-на близ-ки-ми род-ст-вен-ни-ка-ми или вы-да-на им. Впо-след-ст-вии, как ут-верж-да-ют био-гра-фы Т. Мора, го-ло-ва бы-ла по-хо-ро-не-на вме-сте с те-лом до-че-ри Т. Мора - Мар-га-рет в це-рк-ви в Чел-си.

Ги-бель Т. Мора бы-ла бо-лез-нен-но вос-при-ня-та со-вре-мен-ни-ка-ми. Па-па Па-вел III обе-щал от-лу-чить Ген-ри-ха VIII от Церк-ви, Эразм Рот-тер-дам-ский под-чёр-ки-вал, что та-ко-го анг-ли-ча-ни-на не бы-ло и боль-ше не бу-дет в ис-то-рии, Карл V зая-вил о том, что был бы го-тов по-те-рять луч-ший го-род, чем со-вет-ни-ка, по-доб-но-го Мо-ру.

В 1886 году Т. Мор был объ-яв-лен Рим-ско-ка-то-лической цер-ко-вью блаженным му-че-ни-ком, в 1935 году ка-но-ни-зи-ро-ван. День па-мя-ти св. То-ма-са Мора, ус-та-нов-лен-ный Рим-ско-ка-то-лической цер-ко-вью 14 февраля 1966 года, при-хо-дит-ся на 22 ию-ня.

Сочинения:

Уто-пия / Пер. и ком-мен-та-рии А. И. Ма-леи-на, Ф. А. Пет-ров-ско-го. 2-е изд. М., 1953;

The complete works. New Haven; L., 1963-1997. Vol. 1-21;

Эпи-грам-мы. Ис-то-рия Ри-чар-да III / Изд. под-гот. М. Л. Гас-па-ров, Е. В. Куз-не-цов, И. Н. Оси-нов-ский, Ю. Ф. Шульц. М., 1973;

Уто-пия / Пер. Ю. М. Ка-ган. М., 1978.

Дополнительная литература :

Surtz E.L. The praise of wisdom: a commentary on the religious and moral problems and backgrounds of St. T. More’s Utopia. Chi., 1957;

Surtz E.L. The praise of pleasure: philosophy, education and communism in More’s Utopia. Camb. (Mass.), 1957;

Hogrefe P. The sir T. Mo-re circle: a program of ideas and their impact on secular drama. Urbana, 1959;

Reynolds E.E. The field is won: the life and death of St. T. More. L., 1968;

Johnson R.S. More’s Utopia: ideal and illusion. New Haven; L., 1969;

Hexter J. H. More’s Utopia: the biography of an idea. Westport, 1976;

Оси-нов-ский И.Н. Т. Мор: уто-пи-че-ский ком-му-низм, гу-ма-низм, ре-фор-ма-ция. М., 1978;

Оси-нов-ский И.Н. Т. Мор. М., 1985;

Т. Мор, 1478-1978: ком-му-ни-сти-че-ские идеа-лы и ис-то-рия куль-ту-ры / Под ред. В. И. Ру-тен-бур-га. М., 1981;

Logan G.M. The mea-ning of More’s Utopia. Princeton, 1983;

Куд-ряв-цев О.Ф. Ре-нес-санс-ный гу-ма-низм и «Уто-пия». М., 1991.

Томас Мор (1478-1535) - английский гуманист, писатель, государственный деятель. Учился в Оксфорде, в одной из корпораций, готовящих юристов. Долго колебался между гражданской и церковной службой. Наконец решил стать монахом и жить вблизи монастыря. До самой смерти придерживался монашеского образа жизни: постоянно молился, соблюдал посты. Тем не менее, желание Мора служить своей стране положило конец его монашеским устремлениям. В 1504 г. был избран в Парламент, в 1521 г. посвящен в рыцари за «заслуги перед королем и Англией», в 1529 г. назначается лордом-канцлером. Человек глубоко религиозный и прекрасно образованный в области канонического права, Мор выступал против разрыва короля Генриха VIII с Римом и создания англиканской церкви. Он отказался принести королю присягу, которую обязали дать всех представителей английского рыцарства, так как она противоречила его убеждениям. В 1535 г. Мор был заключен в Тауэр и обезглавлен. За верность католичеству он был канонизирован католической церковью и причислен к лику святых Папой Пием XI в 1935 г.
Из всех литературных и политических произведений Мора наибольшее значение имеет его трактат «Утопия» (1516), содержащий описание идеального города-государства, где нет частной собственности, обобществлены производство и быт, труд — всеобщая обязанность. Эта книга сохранила свое значение и в наше время—не только как талантливый роман, но и как гениальное по своему замыслу произведение социалистической мысли. Мор создал первую стройную социалистическую систему, хотя и разработанную в духе утопического социализма.
«Утопия» делится на две части, мало похожие по содержанию, но логически неотделимые друг от друга. Первая часть произведения Мора — литературно-политический памфлет, содержащий критику современных ему общественно-политических порядков: автор изобличает «кровавое» законодательство о рабочих, выступает против смертной казни и страстно нападает на королевский деспотизм и политику войн, остро высмеивает тунеядство и разврат духовенства. Здесь же он излагает и программу реформ. Во второй части дается описание идеального строя. Во главе государства Мор ставит «мудрого» монарха, допускает существование рабов для выполнения черных работ. Он много говорит о греческой философии, в частности о Платоне. Герои «Утопии» — горячие приверженцы гуманизма.
философия Томас Мор кратко
Описывая социально-экономический строй своей страны, Мор выдвигает исключительно ценные идеи. Прежде всего, в Утопии отменена частная собственность, уничтожена всякая эксплуатация. Взамен ее устанавливается обобществленное производство. Это большой шаг вперед, так как у предшественников Мора социализм носил потребительский характер. Труд в Утопии является обязательным для всех, причем земледелием занимаются поочередно все граждане до определенного возраста, сельское хозяйство ведется артельно, а городское производство построено на семейно-ремесленном принципе - влияние недостаточно развитых экономических отношений в эпоху Мора. В Утопии господствует ручной труд, который продолжается только 6 часов в день и не изнурителен. Распределение продуктов ведется по потребностям, без каких-либо твердых ограничений.
Несмотря на наличие короля, государственный строй утопийцев — демократия: все должности -- выборные, на любую из них может претендовать каждый совершеннолетний гражданин страны. Интеллигенции Мор предоставляет руководящую роль. Женщины пользуются равными правами с мужчинами, в частности правом на образование. Хотя в трактате отсутствует подробное описание системы образования в Утопии, педагогические воззрения Мора ясно представлены: всестороннее развитие личности, выбор рода занятий в соответствии с наклонностями, воспитание патриотизма, нравственности и добродетели, формирование разумных потребностей, умеренности, презрения к роскоши, соединение обучения с трудом.