Сюрикэн (яп. 手裏剣дословный перевод:лезвие, скрытое в руке») — японское метательное оружие скрытого ношения (хотя иногда использовалось и для ударов). Представляет собою небольшие клинки, изготовленные по типу повседневных вещей: звёздочек, игл, гвоздей, ножей, монет и так далее.

Внешний вид сюрикэнов отражает интерес японцев к мистицизму. то различные знаки наносились и на поверхность самого оружия, так как и мастера, которые изготавливали оружие, и те, кто им пользовался, верили в то, что таким образом можно привлечь на свою сторону могущественные потусторонние силы

Ниндзя известные мастера метания сюрикенов, или как их ещё называют, «звёздочек». Метать их намного проще, чем ножи, но без отработки правильной техники и тут не обойтись. Многие в детстве делали сюрикены из металлических пластин или граммофонных пластинок, так что они знают, какой непредсказуемой может быть траектория полёта плоского метательного предмета.

Поэтому сюрикены должны быть компактного размера и достаточно тяжёлыми, чтобы лететь прямо и не отклоняться от своей цели. В Японии существовало огромное количество техник бросков сюрикенов. Каждая школа боевых искусств свято хранила свои секреты и делилась ими только за большие деньги.


Причём у японцев любые приёмы в средневековые времена показывались только один раз. Мастер брал деньги, показывал приём и уходил довольный. А запомнил ты его или нет - это уже твои личные проблемы. Только могущественный японский дайме мог позволить себя нанять постоянного учителя. Сейчас мы расскажем вам основные моменты метания «звёздочек» и «боевых стрелок», сякенов и бо-сюрикенов, если по-научному.

Особенности техники метания сюрикенов

Все бо-сюрикены метаются за счёт оборотной или безоборотной техники. Безоборотная использовалась на коротких дистанциях до 3-5 метров, оборотная - до 10 метров. При этом нужно давать себе отчёт, что бо-сюрикен достаточно лёгкий, и его поражающие способности зависят напрямую от расстояния. Более тяжёлые модели будут лететь дальше и наоборот.

Техника метания бо-сюриков выглядит так:


  • Сначала оружие нужно положить на ладонь и зажать между указательным и большим пальцем. При этом тупой конец должен упереться в основание ладони;
  • Потом нужно тщательно прицелиться в противника;
  • При броске рука должна остановиться чуть выше той точки, в которую вы прицелились, а вы как бы следуете вперёд за метательным снарядом, когда он срывается с ладони.

Для оборотной техники часто затачивали два конца бо-сюрикена, но метали его так же, как и тот, что был с одним заточенным концом. Не знаю, как там древние японцы, а у нас во дворе всегда метали куски заточенной арматуры своим методом. Для этого метательный снаряд просто брался между большим и указательным пальцем, и мощным движением посылался в цель. Летел он очень хорошо, и втыкался в дерево даже не заточенный.

Для того чтобы увеличить шансы попадания арматуры в цель, я соединял два куска крест-накрест, скрепляя их проволокой. Чтобы они не разваливались, приходилось напильником выбирать пазы посередине. Тогда процент втыкания возрастал до 95 %!Сякены или «звёздочки» метались тоже разными методами. На короткой дистанции их бросали прямо, с лезвиями направленными в землю. Тогда бросок получался быстрым и мощным. Только с меткостью на дальних дистанциях в этом случае было слабовато. Другой способ метания сякенов - это когда он бросается плашмя. Кисть в момент броска должна закрутить боевую «звёздочку», чтобы полёт был более эффективным. Сюрикен в этом случае как бы опирается плоскостью на воздух и летит значительно дальше. Правда, поражающая способность оружия будет значительно меньше. Но так как сюрикены затачивались очень тщательно, и бросались чаще всего в лицо, то и этого хватало, чтобы заставить противника отказаться от преследования или нападения.

В японских наставлениях по сюрикен-дзюцу можно найти информацию, что опытный воин должен метнуть пять метательных ножей или звёзд за время стандартного цикла вдоха/выдоха. Согласно другому старинному источнику, пять ножей должны были метаться за 10-15 секунд.

Из своей скромной практики занятий ниндзюцу я замечу, что метать сякены-звёзды гораздо проще и быстрее. Берётся стопка «звёздочек», кладётся на левую ладонь, а правая рука их метает. При должной сноровке «скорострельность» весьма впечатляет. Получивший серию звёзд противник точно уже не захочет нападать. Кстати, в фильмах можно часто увидеть, как сякены втыкаются прямо в лоб противника. Это ничего общего с реальностью не имеет. Лобную кость пробьёт не каждый нож, а про «звёздочки» и говорить нечего. Но, несмотря на это, их всё же часто метали в лоб, чтобы нанести кровоточащие раны. Объясняется это очень просто - кровь будет заливать глаза, перекрывая противнику обзор. Вообще, метая сюрикены в лицо, старались попасть противнику в глаз.

Ниндзя и боевые «звёздочки»


Сякены были вспомогательным и отвлекающим оружием ниндзя. Главным оружием был, конечно, меч. Но, иногда, самураи использовали кусарикаму, хотя звёзды действительно пользовались популярностью именно у средневековых японских шпионов. Вот только применять любое оружие ниндзя вовсе не стремились. Их главной задачей была разведка и шпионаж, часто убийство определённого человека. В любом случае, шпиону было выгоднее отравить жертву, чем устраивать кровавую мясорубку, что обязательно привлекло бы внимание воинов.

Современные школы ниндзя говорят о том, что настоящий воин-тень должен метать сякены из любого положения, неважно, стоит он или бежит по пересечённой местности. Кроме метания, сюрикены использовались для ближнего боя, в качестве колюще-режущих приспособлений, с их помощью прорезали стены в традиционных японских домах, подковыривали гвозди или делали отверстия для наблюдения. Сюрикены часто прятались в складках на одежде ниндзя, особенно популярным считался способ их ношения за отворотами рукавов. Как любое боевое искусство, метание сюрикенов требует концентрации и терпения.


Отважный ниндзя, весь в черном, сражается с врагами. Он искусно владеет катаной и отражает все атаки, но противников не становится меньше, битва в самом разгаре. И вот, ниндзя загнан в угол, его прекрасный меч выбит из рук, а самый сильный и злой воин собирается его убить. Что же дальше? Не может же крутой ниндзя просто так умереть! Но настает тот самый момент - звездный час сюрикэна. Ниндзя кидает сюрикэн в шею плохому парню, все враги в шоке, он добирается до катаны и побеждает.

Знакомый сюжет, правда? Сюрикэн, судя по многим голливудским фильмам и анимэ, штука ну очень полезная и выручает всегда и всех. Но это оружие использовали не только ниндзя. Каждый воин в Японии имел минимум 8-10 сюрикэнов в дополнение к катане или копью яри.

Метать в противника разные предметы японцы начали еще в XII веке. Судя по старинным летописям, японские бойцы сходились, как говорится, «стенка на стенку» и закидывали друг друга камнями. В армиях существовали особые вспомогательные отряды воинов, призванные осыпать врагов камнями, называлось это действо «индзи-ути», что в переводе означает «метание камней». Воинов, которые участвовали в таких камнеметных боях, называли «мукаи цубутэ-но моно» - «передовые камнеметчики», а их командиров именовали «индзи-но кандзя» - «предводители камнеметчиков».

Такой вид боев еще долго просуществовал в Японии, а параллельно он развивался еще и в своеобразную «забаву» с тем же названием «индзи-ути». Устраивались такие битвы во время праздников. При чем, даже в ходе «игровой» битвы кидать в противника можно было не только булыжниками, но и кувшинами с горючей смесью. Весело было на городских праздниках в Японии, ничего не скажешь.

Военное искусство менялось, и в начале эпохи Сэнгоку, это середина XIII - вторая половина XIV веков, в бой пошли другие снаряды. По форме они напоминали наконечники копий. Назывались «индзи-яри» - «камни-копья». Это и был первый прототип сюрикэнов, а именно их подвида бо- или бодзе-сюрикэнов.

В эпоху Эдо (1603-1867гг.) использовали стальные пластины, которые назывались «метательные камни». Делали их из каленой стали округлой или восьмиугольной формы диаметром 4-5 см и толщиной в 1 см. Описание цубутэ, так их название звучит на японском, встречаются даже в тайных наставлениях ниндзя. Основным оружием они не были, их метали в лицо или другие участки тела, которые не были защищены, или чтобы просто отвлечь соперника. Цубутэ, возможно, были прототипом для другого вида сюрикэнов - сякен.

К середине эпохи Эдо уже появился такой вид искусства, как сюрикэндзюцу. Он образован от более древнего будзюцу - метание копий. Вообще, «сюрикэн» дословно переводится как «лезвие, скрытое в руке». Так что самих сюрикэнов, каковыми мы видим их сейчас, еще не было.

Появились они немного позже, откуда, кстати, не известно. Многие ученые вообще сомневаются, что сюрикэны родом из Японии. Это связано с тем, что искусство владения сюрикэном держится в секрете, как и более точная и подробная информация о школах сюрикэндзюцу. Сохранившиеся до наших дней экземпляры японского происхождения и датированы XVII веком, они принадлежат школе Ганрицу Рю, это первая школа сюрикэндзюцу, которая была упомянута в древних документах.

Плюс этого оружия в том, что оно не занимает много места, легкое по весу, его можно носить с собой в большом количестве и метать на приличные расстояния. Некоторые ниндзя даже прятали сюрикэны на себе, оборачивая их в ткань. Кстати, использовали стальные пластины не только в метании, но и ближнем бою как кастет.

Сюрикэны - это не только привычные всем «звездочки» ниндзя. Это целый класс оружия, его обычно делят на два подкласса: бо- или бодзё-сюрикэн и сякен.

Бо означает «игла», а бодзё - «палка». Сразу понятно, что сюрикэны этого семейства вытянутые. В длину они от 12 до 21 см. Бодзё-сюрикэны бывают самые разные. Название зависит либо от прародителя, например, куги-гата (гвоздь), ари-гата (игла), танго-гата (нож), либо от предмета, на который сюрикэн похож: хиси (палочки для еды), око-гата (копье), мацуба-гата (сосновая иголка). Они бывают и винтовые, и пластинчатые, и клинообразные, в общем, смотря какой мастер и для кого делал это оружие.

У сякен тоже много разновидностей, переводится это название как «меч-колесо». Название каждого вида сякен появилось от вида стали, из которой делали те или иные предметы. Например, монета (хиси ган) или плотницкие инструменты (куги-нуки). Это стальные пластины с отверстием в середине. Во-первых, оно придает полету аэродинамический эффект, а, во-вторых, так просто удобнее носить сюрикэны с собой, как связку ключей. Различают их еще и по количеству лезвий, они бывают крестообразные, трехлучевые, шестиконечные, свастикообразные, «ежики» - в общем, на любой вкус.

Но и это еще не все. Особо выделяется сэмбан-сюрикэн. Это сюрикэн почти квадратной формы с вогнутыми гранями. Его можно назвать близнецом прокладочной шайбы стяжных штырей замковых или крепостных ворот. Ношение сэмбан было менее рискованным, если бы его обнаружили у ниндзя, он мог просто сказать, что идет к соседнему князю ремонтировать ворота как честный работник.

Древние легенды и сказания донесли до нас описание сюрикэнов, а вот точной инструкции или руководства по технике владения этим оружием нет. Каждая школа сюрюкендзюцу учит по-своему, и каждый, кто этим искусством владеет, создает свой собственный стиль. Даже у маленького кусочка стали есть своя философия.

Кроме катаны, среди оружия Японии огромную известность приобрели метательные лезвия, которые были «визитной карточкой» наемных убийц и шпионов ниндзя - сюрикены.

Оружие сюрикен

Зачастую сюрикены называют звездой ниндзя, так как пользовались ими в основном воины ночи. Распространение среди японских наемных убийц они обрели из-за того, что заостренные пластинки, звезды с острыми краями и тонкие лезвия запросто можно скрыть под одеждой и внезапно, исподтишка применить против врага. Взяв сюрикэны необходимой формы в две руки, ниндзя мог не только метать их, но и рассекать и колоть ими в ближнем бою. К тому же, сюрикены помогали при лазании по деревьям и при разведении костра использовались в качестве кресал.

Виды сюрикэнов

Сюрикены разделены на множество типов, обычно это метательное оружие ниндзя классифицируется по двум видам: метательные стрелки бо-сюрикэн, и заточенные звезды или пластины сякен.

Бо сюрикены, в свой черед, бывают в форме палочки (хасидзё), острого клина (кусабигата), веретена (босуйгата), игл (харигата), ножей(тантогата) и т.д. Существует около пятидесяти типов бо.

Бо сюрикен

Наиболее часто ниндзя использовали всем известные метательные «звезды», по другому называемые сякен. Многообразие сякенов очень велико (несколько десятков видов): в форме креста, многоконечные звездочки или свастики, в форме железного кольца (тэккан).

Наиболее интересны среди сякен тэцумари-сюрикэн и мандзи - сюрикэн. Тэцумари-сюрикэн изготавливали из двух металлических колец в форме колеса ветряной мельницы. На заостренные части мандзи-сюрикэна наносился яд.

Метание сюрикенов

Техника метания сюрикэнов происходит от мастерства метания всевозможных ножей - танто и т.п., и особых стрел для метания утинэ.

Приемы метания сюрикэнов

Бо-сюрикэн метают используя бросок с полуоборотом (ханкайтэн-дахо) и бросок с отсутствием оборота (тёку-дахо). Во время выполнения броска вращение вокруг поперечной оси пытаются полностью исключить. Бодзё-сюрикэн с правильной балансировкой движется практически прямолинейно.

Сякены обычно бросали партиями с высокой скоростью по очереди. При метании необходима подкрутка, что делается с помощью хвата сякэна ближе к краям и движению кисти, который напоминает щелчок пальцами. При таком закручивании движение сякена более точное, а во время броска в горизонтальной плоскости создается эффект крыла, который увеличивает дистанцию полета.

Воин ночи был обязан уметь метать сюрикены не только точно, но и неожиданно, из любой позиции тела.

Способы метания сюрикенов

  • Тодзи-но ката - бросок совершался движением сверху вниз той рукой, которая была противоположна ноге, вынесенной вперед.
  • Хон-ути - то же, что и Тодзи-но ката, но рука и нога были одноименные
  • Ёко-ути - бросок сюрикена в горизонтальной плоскости от плеча;
  • Гяку-ути - хон-ути с телом, развернутым боком;
  • Дза-ути - бросок в вертикальной плоскости сидя на коленях;
  • Хандза тодзи-но ката - тодзи-но ката сидя на одном колене;
  • Хандза хон-ути - хон-ути сидя на одном колене;
  • Хандза ёко-ути - ёко-ути сидя на одном колене;
  • Хандза гяку-ути - гяку-ути сидя на одном колене.
  • Нэ-ути - бросок сюрикэна лежа на земле;
  • Дзюдзи-ути - метание сразу двух сюрикенов в разные стороны;
  • Онкэн-ути («спрятанное лезвие») - неожиданный резкий бросок сюрикена из скрытого кармана;
  • Интю-ути - метание лежа в темноте;
  • Хая-ути («скоростное метание») – поочередные броски с большой скоростью правой рукой, левая рука при этом сжимает пачку сюрикенов и большим пальцем выдвигает их для подачи в правую руку.

Часто сюрикены метали сразу по нескольку штук за бросок, что позволяло лишить лишить врага зрения или вонзить сякены в обе ноги.

Сюрикены сложно было метать на дальние расстояния, поэтому они использовались в основном для задержки преследователей или ранения соперника с последующим вступлением в рукопашную схватку.

В основном сюрикены метали в глаза, виски, шею, участки прохождения артерий. Из-за того, что сюрикены часто бросали в голову, тренировались броскам на круглой двадцатисантиметровой мишени.

Сюрикены также выполняли вспомогательные функции – ими пользовались как отмычками, гвоздодерами, ими прорезали отверстия для слежки.

Ношение сюрикэнов

Наемные убийцы носили сюрикены в особом мешочке на поясе а также в многочисленных скрытых отделениях в одежде или рукоятках меча. Ниндзя носил с собой около двадцати-тридцати метательных лезвий.

Жанр статьи - Ниндзя

Сюрикэн – это обширная и весьма многочисленная группа японского метательного оружия, предназначенная для скрытого ношения. Иногда его использовали и для нанесения ударов в ближнем бою, в качестве колющего или режущего оружия. Название «сюрикэн» так и переводится: «лезвие, скрытое в руке».

Любопытно, что из всего многообразия японского холодного оружия именно сюрикэн и традиционный меч-катана получили наибольшую известность и популярность. И если в отношении катаны это выглядит абсолютно справедливо и обосновано, то громкая мировая слава сюрикэна вызывает некоторое недоумение. Причина подобной известности этого метательного оружия очень проста: благодаря современному кинематографу и аниме сюрикэн стал настоящей «визитной карточкой» загадочных японских средневековых убийц и шпионов – ниндзя . Хотя, данное представление не совсем соответствует действительности.

Существует огромное количество разновидностей сюрикэнов, они отличаются по своей форме, размеру, весу и способу изготовления. Существуют свои особенности и при использовании разных видов этого оружия. Все сюрикэны можно разделить на две большие группы:

  • бо-сюрикэны;
  • сякэны.

Именно к последней группе относятся хорошо всем нам известные по кинофильмам «звездочки ниндзя».

Мастера нередко наносили на сюрикэны различные мистические знаки, чтобы в предстоящем бою привлечь на свою сторону могущественные потусторонние силы. В целом же, можно сказать, что сюрикэн был весьма распространенным видом метательного оружия в средневековой Японии и пользовались им не только ниндзя , но и самураи . Поэтому технике его использования обучали практически во всех известных японских школах боевых искусств.

Сегодня сюрикэны можно купить в обычных оружейных магазинах Европы и США. Хотя, в некоторых странах продажа этого холодного оружия запрещена. Согласно российскому законодательству (по ГОСТу), длина лучей сюрикэна не должна превышать 8 мм, в противном случае он будет считаться холодным оружием.

Однако прежде чем перейти к описанию этого оружия и его классификации, следует несколько слов сказать об истории его возникновения.

История оружия

Необходимо сразу отметить, что в Японии метательное оружие (копья, дротики , топоры) не получило такого широкого распространения, как, например, в Европе. В ранние периоды наиболее распространенным метательным снарядом были камни, которые бросали с помощью исихаджики – японской пращи . В исторических трактатах есть описание того, как воины в бою бросали в противника стрелы или короткие мечи вакидзаси.

Первые описания метательных техник встречаются в Кодзики – трактате, который был написан еще в седьмом веке нашей эры. В этом документе речь идет о том, как правильно бросать в неприятеля камни. В другом древнем японском источнике, Мануеси, изображаются приемы метания стрел. Сюрикэн впервые упоминается в «Военной повести замка Осака», в этом же труде повествуется, как воин Тадамаса метнул в своего противника короткий меч вакидзаси. Позже именно этот человек стал основателем стиля сюрикен-дзютсу.

В хрониках XII века часто встречается описание использования камней в битвах. Существовали даже специальные отряды воинов, основной задачей которых было забрасывание противника камнями. Это называлось «индзи-ути» или «камнемётный бой». Подобная тактика нередко использовалась и позже, во время междоусобных войн XIV и XV столетий. Воины, которые участвовали в подобных баталиях, назывались «мукаи цубутэ-но моно», что в переводе означает «передовые камнемётчики».

Уже в конце XIII – второй половине XIV века камни стали заменять специальными металлическими метательными снарядами – индзи-яри («камни-копья»), которые по своей форме напоминали наконечник копья. Примерно в XVI-XVIII столетии появились цубутэ – металлические пластины круглой или восьмиугольной формы с заточенным краем. Вероятно, что индзи-яри стали предшественником бо-сюрикэнов, а цубутэ в будущем превратились в сякэны.

Скорее всего, что бо-сюрикэны появились ранее, чем хорошо всем известные «звезды-сякэны». Даже само значение слова сюрикэн — лезвие, скрытое в руке, — говорит о том, что первые образцы этого оружия скорее напоминали клинок, чем многоугольную звезду.

Хотя, вполне возможно, что бо-сюрикэны произошли от обычных повседневных предметов, которые можно было приспособить для броска в поединке. Некоторые из них сохранили в названиях имена своих «прародителей»: ари-гата (форма иглы), куги-гата (форма гвоздя), танго-гата (форма ножа).

Цубутэ были весьма распространенным оружием, упоминания о нем встречаются и в так называемых трактатах ниндзя. Естественно, что они не были основным оружием воина, цубутэ бросали в незащищенные доспехами участки тела противника, стремясь ранить его или хотя бы отвлечь.

К середине эпохи Эдо в Японии уже появился такой вид боевого искусства, как метание сюрикэнов – сюрикэндзюцу. Вероятно, что оно образовалось от более древнего искусства метания копья – будзюцу. Хотя, надо отметить, что происхождение сюрикэна до сих пор остается загадкой. В первую очередь это связано с тем, что искусство сюрикэндзюцу было тайным.

Сюрикэны имели целый ряд весомых преимуществ, которые и обусловили их широкое распространение. Во-первых, это оружие имело небольшой вес и размеры, что делало возможным его скрытное ношение и внезапное для противника применение. Во-вторых, стоили сюрикэны дешево, их изготовление не занимало много времени и не требовало высокой квалификации от кузнеца. Для сюрикэна можно было взять сталь не самого высокого качества. При этом хорошо подготовленный боец мог поразить противника сюрикэном на довольно приличном расстоянии. Кроме того, это оружие можно было использовать и в ближнем бою (особенно бо-сюрикэны) в качестве ножа, стилета или кастета .

Классификация

Дать общее описание сюрикэна проблематично, ибо оружие это имеет большое количество разновидностей, весьма отличающихся по внешнему виду и характеристикам. Как уже было сказано выше, метательное оружие сюрикэн разделяется на две большие группы: бо-сюрикэны и сякэны.

Бо-сюрикэны или бодзё-сюрикены. Это вид холодного метательного оружия, которое имеет вид стержня, круглого, восьмигранного или четырехгранного сечения. Как правило, бо-сюрикэны затачивались с одного конца, но встречаются и экземпляры с двухсторонней заточкой. Эти смертоносные палочки могли иметь длину от 12 до 25 см и вес от 30 до 150 гр. Форма бо-сюрикэнов могла быть самой разной: палочкообразной, клиновидной, веретенообразной, напоминать иглу, нож или гвоздь. В настоящее время известно более 50 форм этого оружия.

Техника применения бо-сюрикэнов изучалась во многих японских школах боевых искусств. Так что не только шпионы-ниндзя, но и самураи весьма прилежно изучали секреты использования сюрикэнов в бою.

Сякэны (или курума-кэн, что переводится как «меч-колесо»). Этот вид метательного оружия, выполненного в виде тонкой металлической пластины звездообразной или круглой формы с острозаточенным краем. Диаметр такой пластины мог составлять от 100 до 180 мм. Это оружие имело разную толщину: от весьма небольшой (менее 1 мм) до довольно значительной (около 3 мм). Тонкие и легкие сякэны проще метать, но их дальность и точность ниже. К тому же таким оружием тяжело нанести серьезные повреждения противнику. Тяжелые «звездочки» имели лучшую баллистику и пробивные свойства, но бросать их было тяжелее. Поэтому скорострельность снижалась. Иногда толщина сякэна снижалась от центра к его краям. Подобная конструкция улучшала баллистические характеристики оружия, но усложняла его изготовление.

Во время изготовления плоскую металлическую пластину равномерно закаляли, после чего формировали лучи (если, конечно, делали «звезду»). А затем остро затачивали их.

В центре подобной пластины обычно делали отверстие, которое улучшало аэродинамические свойства этого оружия, к тому же позволяло переносить сюрикэны на веревке, словно связку ключей. Кроме того, отверстие облегчало извлечение этого оружия при застревании в чем-либо (в дереве или голове самурая). Кстати, благодаря более совершенной аэродинамической форме сякэны имели большую дальность поражения, чем бо-сюрикэны. У «звездочек» она составляла примерно 12-15 метров, а заточенный стержень можно было метнуть всего метров на 7-8.

Кстати, «звездочки» действительно были более популярны у ниндзя, самураи предпочитали использовать прямые бо-сюрикэны. Существует огромное количество разновидностей сякэнов (не менее пятидесяти). В первую очередь они отличаются своей формой: круглые, шестиконечные, четырехугольные, трехлучевые и другие. Их названия – так же как у бо-сюрикэнов – связаны с той или иной школой боевых искусств, использовавших их чаще всего.

Разнообразие размеров и форм как бо-сюрикэнов, так и сякэнов во многом обусловлено различными техниками их использования, которое, кстати, и сегодня продолжается в восточных школах боевых искусств. Также следует понимать, что общего стандарта изделий в то время не существовало, так что каждый кузнец делал уникальные изделия, с собственными размерами и формой. Кроме того, при изготовлении сюрикэнов, конечно же, учитывались индивидуальные особенности бойца, а также его предпочтения.

Как использовали сюрикэны

В письменных источниках, дошедших до наших дней, описаны разные способы применения сюрикэнов. Броски производятся из разных позиций, используя различные траектории. Естественно, что техники метания сюрикэнов различных видов также имеет свои отличия. Кроме того, у каждой школы боевых искусств были собственные приемы применения этого оружия.

Если говорить о технике работы с бо-сюрикэнами, то выделяли две основные техники: бросок без оборота и бросок с оборотом.

Обычно бо-сюрикэн зажимали между большим и указательным пальцем, так чтобы его затупленный конец лежал у их основания. Затем оружие с силой выбрасывали в сторону противника. Хорошо брошенный сюрикэн должен лететь по траектории, максимально приближенной к прямой линии. Вращение при броске старались свести к минимуму. Гораздо проще было метать бо-сюрикэн, заточенный с обеих сторон.

Сякэны обычно метали сериями, при этом снаряд подкручивали кистью. Среди мастеров владения сюрикэном была популярна такая присказка: «Один вдох-выдох – пять ножей». Согласно другим источникам, хорошо подготовленный воин за 10-15 секунд мог метнуть пять «звездочек». Таким образом небольшую глубину нанесенных повреждений пытались компенсировать их количеством. Учитывая максимальную дальность броска, у оборонявшегося было примерно 3-4 секунды до того, как противник приблизится на расстояние удара меча или копья. Иногда режущую кромку сюрикэнов обмазывали ядом, такой прием особенно любили ниндзя.

Вращательное движение позволяло этому оружию сохранять устойчивость, лететь дальше и более точно попадать в цель.

Основной целью для сюрикэнов были лицо, глаза, горло, конечности и другие части тела, незащищенные доспехами.

Ниндзя действительно любили сякэны, хотя, конечно же, они никогда не были главным оружием в арсенале этих неуловимых воинов. Следует отметить, что в наставлениях по ниндзюцу, которые удалось обнаружить исследователям, практически нет описания методик метания сюрикэнов. Подобный факт можно трактовать двояко: либо это мастерство было настолько секретным (можно вспомнить о сюрикэндзюцу), что его тайны нельзя было доверить даже бумаге, либо каждый мастер имел собственную технику. Учитывая широкое распространение этого оружия среди японской воинской элиты, второе объяснение выглядит более предпочтительно.

Считается, что воин-ниндзя должен был уметь бросать «звездочки» из абсолютно любого положения: стоя, сидя, лежа, на бегу. Их обучали одинаково умело пользоваться обеими руками, метать оружие под разными траекториями, молниеносно выхватывать сюрикэны из любых мест хранения (из-за пояса, нарукавников, отворотов одежды). Сегодня известно о семи базовых способах метания этого оружия, девяти секретных способах и восьми средней сложности, которыми пользовались ниндзя.

Эти средневековые японские разведчики-диверсанты использовали сюрикэны не только в качестве метательного оружия, острозаточенной «звездочкой» было удобно прорезать отверстия в стенах и ширмах, поддевать гвозди, делать дырки для скрытого наблюдения.

Сюрикэны обычно носили стопкой, по 8-10 штук, завернув в ткань. Иногда прятали в карманы, рукава и даже волосы.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

Согласно древним японским трактатам, воины использовали различные предметы как оружие для метания. Самый распространенный снаряд — камни — бросали с помощью исихаджики (японское название пращи), но в арсенале японских воинов были и более экзотичные виды оружия. В одном из дошедших до нас источников (приблизительно 600 год нашей эры) рассказывается история о том, как один японский принц пытался сразить белого оленя, бросив ему в глаз некий овощ цилиндрической формы. В другом древнем источнике содержалось описание метания стрел или того, как воины защищались путем бросания короткого меча вакидазаси. Это, по всей вероятности, и стало прототипом знаменитого японского метательного оружия — сюрикэна. О превращении летающего меча японских самураев в летающую «звездочку» японских ниндзя рассказывает Юрий Кукин.

Вообще слово сюрикэн можно расшифровать буквально как «лезвие, скрытое в руке». Вопреки распространенному представлению о том, что это секретное оружие ниндзя, нужно сказать, что сюрикэны также были частью арсенала большинства японских самураев. Сама эволюция оружия произошла как раз благодаря тому, что воины оказывались в ситуациях, когда для спасения собственной жизни приходилось метать в противника различные предметы из своего снаряжения: острие для пришпоривания коня, острую пилку, утинэ (стрела-дротик) или иглы, которые носили в волосах. Технику метания той же «заколки» для волос японцы вполне могли позаимствовать у китайцев, где существовало свое метательное оружие — стрелка пию или, например, заточенные монеты.

Есть 2 вида Сюрикэнов: бодзе-сюрикэн (стержень) и сякэн (звездочка)


Собственно японские сюрекэны как раз разделялись на два основных вида: длинные, тонкие стержни — бодзё-сюрикены, и сякены — плоские металлические диски, каждый из которых подразделяется еще на несколько видов. Так, например, существуют до 50 видов бодзе-сюрикэна, который может быть палочкообразным, клинообразным, веретенообразным или игло-, ноже-, гвоздеобразным. Техника метания этого оружия изучалась самураями во многих школах. В особенности после появления в XVII веке оружия кобудо, которое включало в себя комбинированные виды (например, кусари-гама — серп с цепью с грузом), изучение техники метания таких ножей стало жизненно необходимым.

Некоторые виды сюрикэнов приобрели название в честь школ, в которых практиковали технику их применения: так, заостренный с одного конца и закругленный с другого металлический прут (длиной 15−25 см и диаметром 5−6 мм) носил название Сюрикэн-Сираи Рю, а похожие на утинэ сюрикэны с привязанной к тупому концу кисточкой для ровного полета использовались в школе Негиси Рю.

Не только ниндзя, но и самураи изучали технику владения сюрикэнов


Естественно, у каждой школы был свой способ метания лезвия, однако общая техника заключалась в том, что клинок зажимали между указательным и средним пальцем так, чтобы тупой конец лежал или упирался (при не большой длине стержня) в ладонь, и выбрасывали в сторону противника. По идее, сюрикэн должен лететь по прямой траектории, но для наибольшей эффективности оба конца сюрикэна затачивали.


А вот сякэн был в большей степени распространен как раз у ниндзя, что и сделало популярными знаменитые «звездочки» на Западе, который в 60−70-х годах двадцатого века с жадностью знакомился с новой для него культурой Востока. «Звездочки» метали в основном очередью: быстрыми сериями один за другим, подкручивая кистью снаряд. Создаваемое вращение позволяло более устойчиво, точно и далеко лететь сюрикэну. Кстати, примерная дальность полета сякэна составляла около 12−16 метров, в то время как бодзе-сюрикэн можно было бросить в среднем на 7−8 метров.


Таким оружием пытались поразить самые открытые, незащищенные зоны противника: глаза, горло, виски, открытые места на руках и ногах. Небольшие порезы можно было компенсировать частотой бросков и количеством ран, которые оставляли снаряды. Впрочем, помимо боя ниндзя использовали их и в качестве инструмента, когда нужно было что-то прорезать, поддеть какой-нибудь гвоздь, создать обзор для наблюдения. Вместе с тем, размер сякэна зависел от характеристик самого воина (от его размеров, силы и т. д.). Однако в среднем это были пластины с утолщением в центре и с диаметром от 115 мм до 175 мм. Их изготовление — отдельное искусство: нужно было равномерно закалить и сделать лучи (если речь идет о форме звезды), для этого металл сильно нагревали, формировали из него круглую лепешку, а потом молотом делали лучи, после чего удаляли лишний металл и затачивали.

Существует до 50 видов бодзе-сюрикэна


В России изготовление сюрикэна возможно только в качестве декоративного оружия, где длина лучей не должна превышать 8 мм (по ГОСТу). Так, в 2011 году за незаконное ношение (без разрешения) сюрикэнов на 1 год условно был осужден житель Симферополя.

Источники:

Горбылев А. М. Когти невидимок. Подлинное оружие и снаряжение ниндзя. Минск. 1997.