Новости, 17:21 07.08.2018

© Александр Демьянчук/ТАСС

"Победа" проиграла: пассажиры продолжат брать в самолет шубы и букеты

Контекст

МОСКВА, 7 авг — РАПСИ. Верховный суд РФ отказал в иске авиакомпании "Победа", признав законной обязанность перевозчиков провозить сверх нормы ряд предметов ручной клади в салоне самолета, передает корреспондент РАПСИ из зала суда.

Министерство транспорта РФ в октябре 2017 года утвердило изменения в правила перевозки ручной клади в самолетах: авиакомпании смогли установить бесплатную норму провоза багажа (не менее 5 кг — прим. ред. ), но стали обязаны разрешить пассажиру без взвешивания взять на борт дамскую сумку или портфель, букет цветов, верхнюю одежду, детское питание, костюмы в портпледе, детские кресла, лекарства, костыли и трости, а также товары из duty free.

Представители авиакомпании просили суд признать частично недействующим пункт 135 Федеральных авиационных правил "Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей". В исковых требованиях "Победа" просила суд не ограничивать пронос "социальной" клади: лекарств, детских люлек, костылей и тростей для ходьбы.

Лоукостер хочет использовать другие правила: авиакомпания разрешает взять на борт только кладь, которая помещается в специальный калибратор размером 36х30х27 см, а все остальные вещи она предлагает сдавать в багаж за дополнительную плату. Перевозчик обращает внимание только на размеры вещей, а не на вес. Юристы "Победы" просят суд частично отменить данный пункт правил, а административных ответчиков — Минтранс и Минюст — разработать другой порядок проноса ручной клади, определить и структурировать "безразмерные" личные вещи.

Первым делом — безопасность

В судебном заседании участвовал генеральный директор лоукостера Андрей Калмыков. По его словам, "Победа" обратилась к производителю самолетов Boeing для консультации по установлению размера безопасно провозимой ручной клади. Производитель воздушного судна рассчитал размеры калибратора исходя из возможности перевозки 189 пассажиров, поскольку перевозчик использует только один тип самолетов: Boeing 737-800.

Позицию авиакомпании выразил адвокат Генрих Падва: "Эти пункты вроде бы не очень звучат серьезно. Речь идёт о том, что они не обеспечивают безопасность полёта пассажиров. В законе неоднократно установлена формулировка "в пределах нормы". А в пункте 135 у нас есть целый перечень вещей без ограничения их предела нормы. Пассажиры, заходящие первыми в салон, заполняют полностью все багажные отсеки. Ради нашей безопасности авиакомпания хочет ограничить размер ручной клади, чтобы вещи не летали по салону во время турбулентности".

Представители авиакомпании неоднократно отмечали, что цель лоукостера не нажиться на пассажирах, а обеспечить безопасность в салоне самолета. "Все места для багажа в самолете бесплатно отданы клиентам, мы не пытаемся заработать, а хотим навести порядок", — добавил Калмыков. Юристы авиакомпании считают, что ряд предметов ручной клади четко не определены и в качестве женской сумки суд может признать даже портфель с лямками.

Цветы и шубы

Представители истцов в подтверждение своих требований принесли в зал суда калибратор — металлический ящик синего цвета с высокой "спинкой" и продемонстрировали суду "абсурдное" количество вещей, которое может взять пассажир на борт без ограничения по весу. Глава авиакомпании положил рядом с измерителем несколько деловых сумок, портпледы с костюмами и букеты цветов, чтобы продемонстрировать суду возможное злоупотребление пассажиров правилами.

Также истцы выразили своё негативное отношение к возможности пассажиров брать на борт букеты цветов из-за устройства циркуляции воздуха и небезопасности полёта пассажиров аллергиков, а также отметили хитрость пассажиров, летающих на шопинг.

"Наша компания летает в пригород Милана, и люди берут с собой в салон по три шубы и на регистрации говорят, что это ручная кладь. Нам приходится её перевозить в салоне", — заявил глава авиакомпании. Административный ответчик утверждал, что ограничивать возможность провоза в салоне верхней одежды нельзя, поскольку "Победа" не использует проход через "рукав" из зданий аэропорта, и люди часто находятся на улице при отрицательных температурах.

Позиция ответчика

В ходе судебного заседания представители Минтранса заявили, что обжалуемые правила будут изменяться для установления правовой определённости, но в удовлетворении требований авиакомпании просили суд отказать. По мнению ведомства, авиакомпания хочет увеличить сборы с пассажиров, а не заботится о безопасности перевозки. Ведомство разрабатывает проект изменений в оспариваемые правила, в соответствии с которым нормы 135 пункта будут перенесены в другой пункт документа и впоследствии отредактированы.

Апелляция обязала «Победу» изменить правила провоза ручной клади. Апелляционный суд пришел к выводу, что авиакомпания не имеет права взимать с пассажира дополнительные деньги за перевозимый в салоне багаж весом менее 10 кг. Тем не менее «Победа» продолжит оспаривать это решение, поскольку считает, что в стоимость билета включен лишь ограниченный набор вещей, которые можно провезти без доплаты.


Девятый арбитражный апелляционный суд поддержал решение предыдущей инстанции, согласно которому лоукостер «Победа» (входит в группу «Аэрофлот») обязана изменить список вещей из ручной клади, которую пассажир имеет право провезти без доплаты.

Поводом для судебных разбирательств, стартовавших еще в начале года, послужила проверка Ространснадзора на основании обращения депутата Госдумы Алены Аршиновой. Депутат сообщила, что представитель авиакомпании обязал ее доплатить 2 тыс. руб. за провоз в салоне самолета «дамской сумочки в виде рюкзака» весом до 9 кг. Но ответчик заявил, что Федеральные авиационные правила (ФАП) предписывают бесплатный провоз только ограниченного набора вещей, в том числе дамских сумок и портфелей, а про «рюкзаки в ФАП ничего не сказано». Кроме того, в законодательстве четко не указаны ограничения по весу и размеру, настаивают в компании. Поэтому исходя из правил работы «Победы» сейчас в стоимость билета лоукостера включена только возможность провоза до 10 кг багажа при условии, что тот будет сдан в багаж, а не пронесен на борт самолета. В противном случае за каждое место багажа в салоне нужно платить от 999 руб. до 2 тыс. руб. (€25–35 для международных рейсов).

Рассматривавшая дело в суде первой инстанции судья Екатерина Аксенова, комментируя слова заявителя, назвала различие между дамской сумочкой и небольшим рюкзаком «игрой формулировок». Она также уточнила, что при входе в салон самолета в руках у госпожи Аршиновой был только «рюкзачок». Суд указал в решении, что «установив к включенному в провоз такой вид багажа, как “дамская сумочка”, “Победа” оставила за собой право решать, какой вид сумочки подходит или не подходит под данное определение, что является недопустимым и противоречит ФАП».

В пресс-службе «Победы» “Ъ” сообщили, что продолжат оспаривать указанное решение.

Отметим, что правила одного из крупнейших европейских лоукостеров - британской авиакомпании EasyJet - не ограничивают вес ручной клади, если она соответствует определенным размерам и пассажир в состоянии разместить ее на багажной полке без посторонней помощи. Ирландский лоукостер Ryanair включает в стоимость билета два места ручной клади определенных габаритов, вес одного не должен превышать 10 кг.

Елизавета Кузнецова


Как «Победа» объявила о введении платы за провоз товаров беспошлинной торговли


Лоукостер «Победа» (входит в группу «Аэрофлот») в ноябре 2015 года объявила о введении платы за провоз пакетов Duty Free на международных рейсах. Стоимость услуги составила в среднем 700 руб. Между тем условия перевозки «Победы» вызвали вопросы у Роспотребнадзора.

Почему «Победу» не ждут в Европе


Дочерний лоукостер «Аэрофлота» «Победа» в июле столкнулся с трудностями при выходе на зарубежные маршруты. Немецкая Lufthansa заблокировала идею «Победы» продавать дешевые комплексные билеты Fly&Bus с доставкой пассажиров в Цюрих, а в австрийском Инсбруке лоукостер не добился слотов от Austrian Airlines. Опасения конкурентов оправданны: после начала полетов «Победы» в Бергамо Alitalia прекратила полеты оттуда в Москву. Впрочем, в России у «Победы» схожие сложности: развитие внутренних направлений несет риски конкуренции с другими авиакомпаниями группы «Аэрофлот».

Верховный суд разрешил бесплатно провозить в ручной клади дамские сумочки, рюкзаки, костюм в портпледе и другие вещи. За ограничения их бесплатного провоза в самолете выступал лоукостер «Победа». Но суд встал на сторону Минтранса

Гендиректор «Победы» Андрей Калмыков (в центре) (Фото: Андрей Любимов / РБК)

Помимо ручной клади авиапассажиры могут бесплатно брать с собой на борт еще и рюкзаки, дамские сумочки, зонты, костыли и другие вещи, которые указываются в Федеральных авиационных правилах. Такое решение принял Верховный суд во вторник, 7 августа.

В мае лоукостер «Победа» (входит в группу «Аэрофлот») в Верховный суд с требованием признать незаконными правила перевозки ручной клади для невозвратных так называемых безбагажных авиабилетов, приказом Минтранса в ноябре 2017 года.

Ответчиками по делу выступали Минтранс и Минюст.

По новым правилам авиакомпании могут продавать билеты по безбагажным тарифам (ранее была обязательная бесплатная норма 10 кг), но пассажир может взять с собой бесплатную ручную кладь, вес которой составляет 5 кг. Однако плюс к этому, согласно п. 135 Федеральных авиационных правил, авиакомпании обязаны бесплатно брать набор вещей из утвержденного перечня. В него входят: рюкзак, вес и габариты которого установлены правилами перевозчика, дамская сумка, букет цветов, верхняя одежда, костюм в портпледе, детское питание для ребенка на время полета. Кроме того, в перечень включены лекарственные препараты, костыли, трости, ходунки, товары из duty-free, упакованные в запечатанный пластиковый пакет, вес и габариты которых установлены правилами перевозчика, и т. д.

Однако «Победа» выступила против такого подхода. Перевозчик считает, что своим приказом Минтранс возложил на авиакомпании взаимоисключающие обязанности: принимать к перевозке ручную кладь, вес и габариты которой обеспечивают ее безопасное размещение в салоне воздушного судна (п. 133 ФАП-82), и обязанность принимать к перевозке в качестве ручной клади вещи без учета их веса, габаритов и возможности безопасного размещения в салоне воздушного судна, за исключением рюкзака (п. 135 ФАП-82).

Гендиректор «Победы» Андрей Калмыков в зале суда продемонстрировал вещи, которые согласно установленному п. 135 ФАП обязательны к перевозке авиакомпанией: портплед, женская сумка, рюкзак, букет цветов, верхняя одежда. В итоге получилась целая куча разрешенных бесплатно к провозу вещей. При этом Калмыков подчеркнул, что обязанность перевозить эти вещи угрожает безопасности полета. «Мы не возражаем против детского питания, а также социальных предметов, таких как костыли и тому подобное, на это мы место в салоне найдем», — сказал он. Калмыков добавил, что в законе нет понятия «женская сумка». «Для кого-то женская сумка это огромный клетчатый челночный баул», — уточнил он.

Представитель Минтранса предложил «не доводить до абсурда» тему с вещами из перечня ФАП 135. Он добавил, что этот перечень будет скорректирован, чтобы устранить противоречия.

Минюст встал на сторону Минтранса насчет провоза ручной клади. Представитель Министерства юстиций также добавил, что норма провоза «сверх нормы» может быть в будущем скорректирована.

На вопрос прокурора о том, на основании чего авиакомпания сделала вывод, что показанные вещи угрожают безопасности, Калмыков пояснил, что там обратились для консультации к производителю самолетов Boeing, которыми пользуется «Победа». «Мы обратились к производителю, и нам пришел ответ, что на 189 человек (количество пассажиров у лайнеров «Победы». — РБК ) возможно разместить ручную кладь только ту, которая соответствует калибратору», — отметил он.

В декабре перевозчик уже на новые правила провоза багажа в Минтранс. По словам гендиректора авиакомпании Андрея Калмыкова, министерство не должно предъявлять к авиакомпаниям сервисные требования, в правилах должны быть прописаны только требования по безопасности. При этом «Победа» с 10 декабря собственные правила, запретив пассажирам брать с собой в салон самолета вещи, превышающие по размерам установленную авиакомпанией норму для бесплатной ручной клади 36x30x27 см, даже за дополнительную плату. Изменение правил в авиакомпании объяснили отсутствием места для дополнительного багажа в салонах самолетов.

Так называемая бюджетная авиакомпания " " вынуждена была отказаться от имевшихся долгое время в ее правилах на провоз бесплатных предметов ручной клади. Перевозчик убрал со своего сайта описания портфеля и дамской сумочки, а также снял ограничения на размер этих предметов. Аналогичные указания были разосланы представителям "Победы" в различных аэропортах, сообщает соб.корр. сайт.

Однако прежние объявления с недействительными описаниями и ограничениями все еще имеются на стойках регистрации по крайней мере части аэропортов, в том числе в московском Внуково. Шаблоны для измерения портфелей и сумочек также все еще не демонтированы. В случае конфликтных ситуаций пассажирам следует ссылаться на информацию сайта "Победы".

Напомним, что "Победа" более года в нарушение федеральных авиационных правил (ФАП) требовать от пассажиров, чтобы бесплатно провозимые портфель, компьютерная или дамская сумочка были не более 75 сантиметров по сумме трех измерений. Она также отказывала в бесплатной перевозке тех портфелей и сумок, которые были более 75 сантиметров (а это большинство портфелей и значительная часть компьютерных сумок), либо не подходили под сочиненные самой компанией определения этих предметов (это затрудняло провоз необычных дамских сумок и тому подобного). При этом заявления и письма регуляторов в лице Ространснадзора и Минтранса о незаконности такой практики не останавливали "Победу".

В феврале 2016 года Ространснадзор после жалобы пассажира выдал "Победе" инспекторское предписание о прекращении нарушений, однако авиакомпания обжаловала его в арбитражном суде. Суд первой инстанции (дело №А40-123705/2016) подтвердил правоту регулятора в июле 2016 года, апелляционная инстанция - в октябре, кассационная инстанция - в феврале 2017 года. Тем не менее "Победа" обратилась в Верховный суд, который в конце мая отказал компании в рассмотрении жалобы на решения нижестоящих судов, не найдя нарушений в решениях последних. Исчерпав тем самым возможности обжалования, "Победа" вынуждена была изъять из своих правил перевозки незаконные требования.

К сожалению, на решение этого не самого сложного вопроса потребовались почти полтора года судебных разбирательств, дошедших до Верховного суда. Фактически многомесячные обжалования позволили "Победе" использовать их как повод для того, чтобы почти полтора года не исполнять предписание регулятора и ФАП. Не исключено, что именно такое оттягивание исполнения решения (а не отмена его) и было реальной целью авиакомпании, поскольку позволяло все эти 16 месяцев продолжать взимать с пассажиров лишние сборы за ручную кладь, основываясь на незаконных положениях правил перевозки "Победы". При этом не вполне ясно, почему судебное решение, вступившее в законную силу в октябре 2016 года после решения апелляционного суда, было исполнено перевозчиком только в мае 2017 года.

В решении суда первой инстанции, подтвержденном затем вышестоящими судами, в частности, говорится: "Установив в Правилах провоза личных вещей и багажа в пассажирском салоне самолета на рейсах ООО "Авиакомпания "Победа" такой вид багажа как "дамская сумочка"(бесплатно), общество оставило за собой право решать, какой вид сумочки подходит или не подходит под данное определение, что является недопустимым и противоречит пункту 135 ФАП-82." Суды также указали, что правила авиакомпании не должны противоречить общим правилам воздушной перевозки и ухудшать уровень обслуживания пассажиров по сравнению с установленными ФАП гарантиями.

В настоящее время текст правил "Победы" исправлен, из него изъяты указанные судами положения, не соответствующие ФАП. Новый текст, размещенный на странице выбора багажных опций системы бронирования, фактически повторяет формулировку ФАП и гласит: "в салоне самолёта бесплатно перевозятся следующие вещи, если они находятся при пассажире и не вложены в багаж: дамская сумочка или портфель (один из этих предметов), папка для бумаг, зонтик, трость, букет цветов, верхняя одежда, печатные издания для чтения в полете, детское питание для ребенка во время полета, телефон сотовой связи, фотоаппарат, видеокамера, портативный компьютер, костюм в портпледе, детская люлька при перевозке ребенка."

Вместе с тем не урегулированным до конца остается еще один рассмотренный в этом деле случай расхождения правил "Победы" (и ряда других авиакомпаний) с требованиями ФАП. Это касается права пассажира на провоз 10 килограмм багажа бесплатно. Пункт 122 ФАП устанавливает, что "нормы бесплатного провоза багажа, в том числе вещей, находящихся при пассажире, не могут быть менее чем десять килограммов на одного пассажира". Это положение фактически предоставляет право пассажиру решать, провозить ли эти 10 килограмм в салоне самолета или сдать их как зарегистрированный багаж, хотя и не говорит об этом прямо. Однако ряд российских авиакомпаний трактуют это иначе: "Победа" требует непременно сдавать эти 10 килограмм в багаж, а "Сибирь" (S7 Airlines), UTair и некоторые другие перевозчики, наоборот, требуют, чтобы пассажир брал их с собой в салон. Между тем арбитражные суды с мнением всех этих перевозчиков не согласны.

В частности, в том же деле "Победы" против Ространснадзора суды всех инстанций пришли к выводу, что авиакомпания не имела права брать с обратившейся с жалобой пассажирки 2000 рублей сбора за провоз ручной клади, так как эта кладь весила лишь 9 килограмм и могла быть провезена бесплатно в салоне, а не только в багажном отсеке. В другом деле №А40-219359/2016, разбиравшемся в 2016 году после жалобы пассажира на авиакомпанию "Сибирь", арбитражный суд решил, что пассажир имел право настаивать на сдаче такого предмета в багаж вместо провоза его в салоне, как требовала "Сибирь". В частности, суд указал, что если такой предмет при весе в пределах 10 килограмм превышает по своим габаритам допустимые для ручной клади размеры или содержит запрещенные в ручной клади предметы, то требование везти его только в салоне нарушает право пассажира на его бесплатную перевозку.

Иными словами, суды трактуют ФАП в пользу права пассажира самому выбирать способ провоза 10 бесплатных килограмм. К сожалению, ни один суд, разбирая все эти частные случаи, не сформулировал это право пассажира прямым текстом, ограничиваясь лишь указаниями на неправомерность действий перевозчиков в конкретных случаях жалоб. Нет прямой формулировки и в самих ФАП, что и провоцирует авиакомпании трактовать этот пункт по-разному.

Пока этот момент не урегулирован окончательно судами (или пока не изменятся сами ФАП), пассажиры "Победы" могут бесплатно провозить 10 килограмм сдаваемого багажа плюс бесплатно брать с собой в салон любые предметы из вышеприведенного списка, включая портфель или компьютерную или дамскую сумку, верхнюю одежду, папку для бумаг, печатные издания, компьютер, фотоаппарат, видеокамеру, зонтик, букет цветов и прочее. Следует помнить, что некоторые пассажиры "Победы" в свое время жаловались на придирки отдельных представителей перевозчика к футлярам или чехлам для компьютера, фотоаппарата или видеокамеры и требования оплаты провоза этих предметов. Не вполне ясно, прекращена ли уже эта странная практика. Сайт "Победы" содержит по этому поводу туманную формулировку "Не рекомендуется помещать портативный компьютер, камеру и фотоаппарат в чехлы и иные емкости".

Кроме того, пассажирам стоит помнить про прочие аспекты путешествий на рейсах "Победы": платность более 10 килограмм и части , отсутствие питания на борту (а попытки взять свою еду в отдельном пакете приведут к взиманию сбора в 2000 рублей как за платную ручную кладь). При покупке на сайте "Победы" в билет по минимальному тарифу "Стандарт" компания по умолчанию включает , для избавления от которой нужно самостоятельно снимать отметку с соответствующего пункта внизу страницы выбора дополнительных услуг. Выбор места , а для стимулирования покупки этой услуги "Победа" летящих вместе пассажиров в противоположные концы салона и на иное место. Год назад это привело к громкому скандалу: "Победа" семью с младенцем за попытку родителей воссоединиться в самолете - после того, как сама авиакомпания умышленно рассадила их в разные ряды в стремлении заработать лишние 149 рублей за смену места. С тех пор "Победа" еще и как минимум вдвое этот дикий сбор за возможность сидеть вместе в самолете.

МОСКВА, 20 ноя — РИА Новости. Верховный суд отклонил апелляционную жалобу авиакомпании "Победа" по вопросу перевозки ручной клади, передает корреспондент РИА Новости из зала суда.

Представитель Минтранса, в свою очередь, отметила, что по тем нормам, о которых говорят в "Победе", будет невозможно перевезти обычную сумку или куртку.

"Учитывая, что у "Победы" тарифы безбагажные, что означает доплату, нам кажется, что таким образом будут нарушены права пассажиров", — пояснила представитель Минтранса.

Гендиректор авиакомпании возразил доводам ведомства. Он напомнил, что "Победа" является лоукостером с повышенной вместимостью пассажиров, которой добились в том числе благодаря установке более тонких кресел и плотной компоновке.

"Пассажиры, чьи вещи не влезают в багажную полку самолета, отправляют вещи под сиденья, что противоречит нормам безопасности, особенно в ходе эвакуации", — заявил Калмыков.

Основной проблемой он назвал отсутствие баланса между правом пассажира на провоз ручной клади и обеспечением безопасного провоза багажа. Гендиректор попросил суд признать закон недействующим в части обязанности авиакомпании принимать безразмерные сумки сверх нормы ручной клади.

Реакция перевозчика

После оглашения решения суда Калмыков сообщил журналистам, что удивлен и не согласен с ним.

"Мы не можем исполнять действующее правило, которое мы оспариваем, и обеспечивать безопасность полетов. В суде мы наглядно продемонстрировали, что тот перечень вещей, который установлен правилами, невозможно перевозить в салоне воздушного судна", — заявил он.

По словам Калмыкова, компания подаст на решение надзорную жалобу. В случае отказа и по ней, авиакомпания будет вынуждена установить символические размеры ручной клади, добавил он.

"Мы с большой долей вероятности установим смешные габариты ручной клади, например 10 на 10 на 10 сантиметров, все остальное, сверх ручной клади, как и просит Минтранс, будем провозить", — заключил глава компании.

Суть конфликта

Новые правила провоза ручной клади вступили в силу в ноябре прошлого года. Так, норма бесплатного провоза ручной клади не может быть меньше пяти килограммов. Помимо этого, пассажир имеет право взять с собой ряд вещей, в том числе дамскую сумку, рюкзак, мужской портфель, портплед, букет цветов, детскую люльку, костыли, роллаторы, верхнюю одежду.

"Победа" решила оспорить правила, так как, по мнению перевозчика, они не учитывают вместимость багажных полок самолета. Как отмечал Калмыков, из-за того, что на рейсах "Победы" практически всегда 100-процентная загрузка, пассажиры могут брать с собой на борт только рассчитанную норму багажа (36*30*27 см). Сверх этих размеров ничего больше разместить в салоне невозможно, говорил Калмыков. При этом авиакомпания не требовала изъятия из перечня кресел-колясок, роллаторов, ходунков, костылей, детских люлек.