Милая ты моя Россиюшка,ну прсыпайся уж,пора...

Дорогие отцы, братья и сестры!

Коленопреклоненно просим Ваших СВЯТЫХ молитв за тяжко болящего Архимандрита АДРИАНА (КИРСАНОВА), находящегося в затворе в своей келье в Свято-Успенском Псково-Печёрском монастыре. Батюшке 93,5 года. Слова батюшки Архимандрита АДРИАНА (КИРСАНОВА) о войне, Царе, УЭК... (ВИДЕО)

Рассказ паломника о встрече со старцем в 2013 году

Cъездил с другом к отцу Адриану (Кирсанову). Во время беседы с батюшкой были затронуты следующие темы: О ПАТРИАРХЕ, О ВОЙНЕ, О ЦАРЕ, О НАЧЕРТАНИИ, О КАРТЕ УЭК. Темы размещены в той последовательности, в которой они проявлялись во время разговора. Естественно, что я публикую только то, что представляет, так сказать, "общественный интерес", оставляя "за скобками" все личные моменты нашей насыщенной беседы. После слов отца Адриана размещаю свои скромные комментарии, не претендующие на объективность, а представляющие, главным образом, мою личную точку зрения на сказанное и некоторые дополнения.

1. О ПАТРИАРХЕ

ОТЕЦ АДРИАН. Сейчас новый наш патриарх (неразборчиво)… кажется его Сергий звали. А сейчас другой, новый патриарх. Вот. Не знаю, как он поведет свою Россию, - может быть что-то и получится, обновление какое-то будет. Поэтому надо бы всегда причащаться, молиться. Вот. А он пока знакомится с Россией, а потом, как он повернет... Но пока препятствий ходить в церковь, пока не делает. А тот делал препятствия. Сергий, который там был.

ПАЛОМНИК. Страгородский Сергий.

ОТЕЦ АДРИАН. Да, вот, который недавно ушел из патриархии. А это другой, уже новый патриарх.

(Самая таинственная часть разговора. У отца Адриана ясный ум и со временем он в хороших отношениях. Явно он здесь что-то "приточно" говорит, но я пока понять не могу, что именно. Уверен, что он отнюдь не патриарха Сергия (Страгородского) имел ввиду. Возможно, в ближайшем будущем нас ожидает смена патриарха. Одним словом - думаем.)

2. О ВОЙНЕ

ОТЕЦ АДРИАН. Если Путин пойдет по-еврейски, то нам ждать можно войну.

ПАЛОМНИК. Ох. А война будет?

ОТЕЦ АДРИАН. ОБЯЗАТЕЛЬНО БУДЕТ. Как говорит Господь. Дерево если гниет и плоды горькие, то поневоле берет садовод, вырубает, да и бросает в огонь. Если, говорит, это дерево сладкое, то и плоды сладкие. Тогда Господь берегет, садовод берегет, чтобы кушать эти яблоки. Вот так.

(В эту поездку тема войны нас буквально преследовала. Накануне встречи с отцом Адрианом мне позвонила одна сестра во Христе и очень волнуясь сообщила, что пару дней назад у отца Адриана была одна его духовная дочь. Она попросила благословения съездить к сыну на Украину в августе. На что отец Адриан сказал ей, что сына она больше не увидит, так как в конце лета начнутся большие скорбные события в стране. Наш разговор с отцом Адрианом сложился таким образом, что про сроки я его спрашивать не стал, так как ранее он мне уже говорил о больших переменах в ноябре-декабре (смотрите мои другие темы). Повторять вопросы старцам не принято (как и бегать от одного старца к другому), да и разница между августом и ноябрем не слишком важная. Большие перемены - во второй половине 2013 года. И этого достаточно).

3. О ЦАРЕ

ПАЛОМНИК. Батюшка, а вот нам сейчас хотят царя поставить.

ОТЕЦ АДРИАН. А?

ПАЛОМНИК. Царя хотят поставить нам летом. Уже как бы приезжала эта самая Марья Владимировна… Кирилловичи. Там сейчас этого Георгия хотят поставить. Такая тема обсуждается. Там уже согласовали с раввинами, вроде бы, и с мусульманами. И, вот, он был в Кремле уже. Короче говоря, этим летом будет такая вещь проходить.

ОТЕЦ АДРИАН. Да. Там мусульмане, и евреи, там все собрались около Путина, около… В Кремле там они сидят, как пчелы роятся.

(Отец Адриан очень индифферентно ответил на вопрос - не опроверг и не подтвердил эту кандидатуру. Зато привел замечательный образ улья "кремлевской кухни". А мы видим, что "монархический проект" не забыт и потихонечку, подспудно так, развивается.)

4. О ПЕЧАТИ

ОТЕЦ АДРИАН. А то недавно как-то дьявол, в образе собаки, как уцепил за руку, за правую, главное, и хотел у меня откусить. А я: «Матерь Божья! Как же я тебе буду молиться, когда она мне руку откусит?» И вдруг словно бы ослабела его пасть, и я вытащил. И смотрю - он исчез.

ПАЛОМНИК. О, как. Нападение демонское.

А рхимандрит Адриан (Кирсанов Алексей Андреевич) родился 17 марта 1922 года в селе Турейка Орловской области в семье крестьян. Годы детства и юности Алексея протекали в период уничтожения религиозных устоев дореволюционной России. Рано оставшись без отца, болезненный и слабый, еще в детстве Алеша осознал, что Церковь – единственный оплот Спасения.

До 1941 года работал слесарем на заводе. В начале Великой Отечественной войны вместе с заводом был эвакуирован в Таганрог, а когда город захватили немцы, ушел к партизанам. Ему удалось возвратиться домой и вступить в армию. В 1943 году из-за болезни сердца его комиссовали, и направили работать в Москву на завод имени Лихачёва (ЗИЛ).

В Москве Алексей стал вести аскетический образ жизни, строго подчиненный церковному уставу. Все свободное от работы время старался проводить в храме, совершал паломничества в монастыри, часто бывал на Кавказе, где в те годы подвизались Глинские старцы, у которых он стал духовно окормляться.

В 1949 году в Почаевской Лавре произошла знаменательная встреча Алексея со старцем Кукшей (прп.Кукша Одесский), который благословил его на монашество и предсказал, что в монашеском чине он будет помогать больным и страждущим людям.

В 1953 году Алексей поступил в число братии Троице-Сергиевой лавры. Твёрдо держался своего места в обители.

Успенским постом 1957 года наместником Лавры архимандритом Пименом (Извековым) послушник Алексей Кирсанов был пострижен в монашество с наречением имени Адриан, и вскоре рукоположен во иеродиакона.

Сначала отец Адриан исполнял послушание трапезника, а затем его благословили заведовать производством свечей.

3 апреля 1960 года о. Адриан был рукоположен в сан иеродиакона, а 17 декабря 1964 года митрополитом Крутицким и Коломенским Николаем - в священный сан.

Вскоре после рукоположения почувствовал способность помогать людям, одержимым бесовской силой. По благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия I стал проводить в Лавре чин изгнания злых духов.

С самых первых лет жизни в стенах Троице-Сергиевой Лавры отец Адриан духовно сблизился с архимандритом Кириллом (Павловым), и эта духовная связь сохранилась между ними до конца жизни.

В 1974 году иеромонах Адриан был переведен в Псково-Печерский монастырь, где продолжил исполнять послушание по отчитке одержимых. Батюшка исполнял это служение до 1992 года.

С 1975 по 1978 год был духовником братии.

В 1998 году к празднику Святой Троицы игумен Адриан был удостоен сана архимандрита.

На протяжение многих лет отец Адриан принимал и наставлял приезжающих в Псково-Печерский монастырь паломников, всех кто нуждался в молитвенной помощи и утешении, для многих стал духовником и старцем.

28 апреля 2018 г. на 97-м году жизни архим. Адриан отошел ко Господу и погребен в Богом зданных пещерах у храма Воскресения Словущего.

Простые слова, действенная молитва, чрезвычайно важные откровения и незабываемые встречи. Псково-печерского старца архимандрита Адриана (Кирсанова) вспоминают те, кому посчастливилось общаться с этим «поразительно счастливым человеком».

«Он не отмучился - он отрадовался»

Я была духовным чадом отца Адриана в начале 1990-х, когда жила в Печорах. Полтора года я окормлялась у него и общалась с ним очень тесно, ничего не делала без его благословения. И именно он благословил меня уйти в монахини. С тех пор наш земной контакт, к сожалению, прекратился, но надеюсь, что он всегда молился за меня.

Несомненно, отец Андриан был настоящим старцем. Так о нем говорил, например, и отец Иоанн (Крестьянкин). Хотя многие, кто находился рядом с ним, его таковым не признавали, потому что он был очень смиренным и часто незаметным для окружающих. Я просто не помню столь же смиренных людей, разве что немногие другие старцы.

В плане духовного наставничества он был очень строг. Некоторые из братии из-за этого избегали его советов. Но сам он жил очень интенсивной духовной жизнью. Думаю, у него был огромный духовный внутренний мир, о котором мало кто знал.

Еще он много лет занимался отчиткой бесноватых. Причем это была не его воля - ему дали такое, можно сказать, поручение. Началось это еще в Троице-Сергиевой лавре, а в Печорах он жил как в ссылке. Его удалили от лавры, потому что отчитывание им бесноватых вызвало большое недовольство советской власти.

И поскольку он отчитывал бесноватых, вокруг него всегда было много таких людей. Они даже переезжали жить рядом со старцем, потому что при очитке им становилось легче. И поскольку отец Адриан ими занимался, он взял на себя их лечение и духовное выздоровление, держал их в очень строгом послушании. В основном это были женщины, многие из которых вели полумонашеский образ жизни, словно они уже жили в монастыре. Они работали где-то в городе, скажем, в больнице или детском саду, но постились как монахини и вообще вели очень строгую жизнь. И поскольку вокруг него было много больных и бесноватых женщин, то некоторые монахи его даже побаивались.

Жизнь отца Адриана была очень трудной. Он родился после революции в очень благочестивой семье, и ему было трудно смотреть на то, что творится вокруг, когда преследовали священников и верующих, разрушали храмы и прочее.

Потом началась война. Старец говорил, что Господь сохранил его тем, что он никого не убивал, и что его совесть - как священника - чиста.

Когда я была в Печорах, то видела, что он очень много болеет, что усугублялось тем, что он занимался очитками, а это дело очень непростое. Несмотря на то, что он совершал отчитки по благословению, ему приходилось очень много страдать от козней дьявольских.

Но что касается меня лично, то могу сказать, что он изменил мою жизнь, при нем у меня сформировалось твердое желание принять монашество.

Он был очень крепкий духом и очень строгий в жизни. Например, его распорядок дня был таков: он ложился очень поздно - в двенадцать или позже, потому что читал правило или принимал людей, но в три часа ночи он снова вставал, чтобы вновь читать монашеское правило. После ночного чтения правила он мог немного отдохнуть, но потом снова начинал принимать людей или служить, и я предполагаю, что перед этим он уже не спал.

Что может вызвать слезы у атеиста?

Юрий Силуанов:

Когда у меня была очень серьезная проблема, по благословению наместника Псково-Печерского монастыря архимандрита Тихона (Секретарева), меня провели в келью старца.

Физически он был, можно сказать, истощен, но от него исходила такая сила духа, такая благодать, что он буквально светился!

Я ему изложил свою проблему, а он так просто-просто сказал:

Ну, не переживай. Все образуется. Молись. Это Господь посылает искушение.

Искушение за какие-то мои грехи?.. - стал допытываться я.

Кто его знает, - опять просто ответил он. - Это только Господу Богу известно.

Батюшка, а когда эти искушения закончатся? - не унимался я. Происходящее тогда действительно было невыносимым.

Нам сроки Господи неведомы. Но закончатся - это совершенно точно!

Благословил. Помазал меня маслицем.

Мы поговорили с ним и на какие-то другие темы. Это было очень удивительно: человек, который не читает прессу, не смотрит телевизор, не слушает радио, был в курсе всего и, я так понимаю, знал все, свидетелями чего мы потом становимся, с опережением. Потому что он прозревал суть времени.

Видел, как мамона завоевывает все больше и больше душ и на территории некогда Святой Руси воцаряется золотой телец...

Какие муки претерпело поколение старцев - отца Адриана, батюшки Иоанна (Крестьянкина), протоиерея Николая Гурьянова! Но в них была такая сила против греха!

Молись, молись! Господь лучше нас знает, когда нам посылать искушения, когда их заканчивать, когда новые попускать... - наставлял отец Адриан. - Молись, молись! Господь не без милости, услышит молитвы.

Батюшка, молюсь, да вот что-то никак, - посетую, бывало, я.

Сроки Господни нам неведомы, - вновь напомнит он.

Когда в прошлом году у моего сына стало происходить что-то непонятное в жизни, явно связанное с колдовским воздействием, то я повез его к отцу Адриану.

Старец уже никого не принимал. Но сделал исключение.

Сын у меня был в детстве крещен, но потом уже редко бывал в церкви. И то разве что зайдет свечку поставить... В загробной жизни, как и многие из молодых, сомневался:

Пап, ну, как это возможно? Столько миллиардов до нас уже поумирало... И что же: они где-то и сейчас живут? Где же стольким разместиться?

Такие вот у него были типичные «захожанские» представления.

Отвез я его к отцу Адриану. Минут 15 они беседовали. И вот этот крепкий 30-летний парень, преуспевший в бизнесе, выходит со слезами на глазах:

Пап... А что это было?

Ты, сынок, побеседовал с тем, для кого святость не является отвлеченным понятием.

Видя таких людей, даже самые закоренелые атеисты перестают верить в тотальную победу смерти над жизнью.

Христос Воскресе!

Как отец Адриан «ничего не делал»

Иеромонах Косма (Афанасьев) , насельник Донского монастыря:

Я поехал в Псково-Печерский монастырь в надежде увидеться с отцом Иоанном (Крестьянкиным). Иду к нему, а тут выясняется, что он не принимает. А мне уже уезжать надо... Что делать?

Кто-то из братии мне посоветовал:

А ты иди к отцу Адриану.

Я и пошел:

Поговорите со мной...

Да я так устал... - отнекивается.

А он вдруг развернулся:

Ну, ладно, пойдем.

Обнял меня и начал рассказывать мне всю свою жизнь! Какие у него проблемы были, искушения. Слова мне не дает вставить! Какие на него гонения устраивали, как унижали его.

Я сижу, думаю: «Мне бы со своими проблемами разобраться...»

А он все говорит и говорит.

И только в конце я понял, что он рассказал мне про все, что мне тогда так хотелось спросить! Он, и рта не дав мне раскрыть, разрешил все мои вопросы.

На душе стало так легко, как будто я только что причастился. Я пронзительно ощутил Божественное присутствие.

Последний раз приезжаю к нему, а он так развеселился:

Коська приехал! Коська приехал!

Столько радости в нем было! Такая преизобилующая благодать!

Батюшка в последние годы уже слабенький был. Благословит, маслицем тебя помажет, - а у тебя самого откуда ни возьмись силы берутся.

Помню, я как-то к нему приехал, а он говорит:

А кто я? Все какие-то люди приезжают ко мне. Из Канады приезжают, из Европы... Какой-то губернатор подарил мне грамоту. А что я? Сижу в келье, ничего не делаю.

Отцу Адриану я очень благодарен. Молюсь: да упокоит его со святыми Своими Господь.

В жизнь вечную

Михаил Московский:

В 2013 году моей маме поставили диагноз: рак 4-й стадии. Уже были метастазы в позвоночник. Она очень сильно страдала. Я поехал в Псково-Печерский монастырь. В первый раз попасть к отцу Адриану я не смог. Вернувшись в Москву, передал через одного монаха Сретенского монастыря посылочку старцу, вложив в нее записку, где был подписан и мой городской телефон.

Через некоторое время звонок:

Батюшка Адриан вызывает вас к себе.

Я приехал и, на удивление, несмотря на множество народа, смог к нему попасть.

Захожу: худенький старчик сидит на табуретке.

Ты не переживай. Твоя мама будет жива. Она исцелится.

Я не понял. Попросил повторить.

Ты ее пои отваром липы, - сказал он, - и почаще соборуй и причащай.

Я тут же, выйдя от старца, звоню домой, сбивчиво объясняю, чтобы сходили в аптеку за липой.

Ты что, с ума сошел? - слышу в трубку.

А мама действительно уже от боли теряла сознание.

Делайте, что говорят!

Стали мы ей по капельке в рот вливать отвар, а главное - соборовали и причащали. И она очень быстро пошла на поправку.

Так что мы даже вместе засобирались к отцу Адриану. По телефону он сам практически никогда не говорил, а тут вдруг слышу от него в трубку:

Нет, не приезжайте. Доживем до Пасхи - там видно будет.

А мама чувствовала себя уже очень бодро...

Причастилась в Великий Четверг. Пособоровалась перед Пасхой. А потом резко сдала и в пятницу Светлой седмицы, на празднование иконы Божией Матери «Живоносный Источник», отошла ко Господу.

Я только тогда понял смысл сказанных батюшкой слов.

Раком заболел и мой отец. Ему, как и маме, было 80 лет. А он некрещенный! Еще и упирается: не хочу - и всё! Я к батюшке Адриану. Только по телефону взял благословение, а сестра тут же сообщает, что как раз в это время отец вдруг и говорит:

Согласен.

Батюшкины молитвы очень сильны.

Отец тогда был уже в больнице. «Кого, - думаем, - к нему туда вести, чтобы он не прогнал священника?..»

Нашли одного иеромонаха. Он нас выслушал, а как узнал про отца Адриана, вдруг остановился:

А отец Адриан благословил крестить?!

Звоню старцу. Келейница ему передает вопрос, а я слышу, как батюшка называет иеромонаха по имени и благословляет:

Пусть крестит!

Я отключил телефон, а келейница мне потом рассказывает, что именно в этот момент отец Адриан вдогонку произнес:

А что завтра? Сегодня нужно!

И тут мне внезапно звонит отец:

Меня срочно на операцию забирают...

«Какая, - думаю, - операция?! Человеку 80 лет. Он же там сейчас умрет!» Возвращаюсь к иеромонаху, мчимся на метро, забегаем в палату. 1-е июля. Жара.

Согласны креститься?

Только покрестили и причастили отца, как входят медсестры готовить его к операции.

Операция была сложная, полосная. Слава Богу, он выжил. Какое-то время еще пожил. Причащался, соборовался.

Хоронили отца на Преображение в 2014 году. Он отошел ко Господу со всем и всеми примиренный. Со светлым, каким-то светящимся, точно преображенным лицом. Даже детвора к его гробу как-то тянулась и совсем не боялась.

Я за некрещенных не молюсь, - помню, говорил отец Адриан.

А отец покрестился, и молитва старца его тоже коснулась.

Также знаю, что отец Адриан вымолил мужа одной своей духовной дочери. Этот человек жил раньше как-то непутево, пока у него не случился третий инсульт. Он реально оказался в аду, со всех сторон терзаемый бесами: «Он не ходил в Церковь!», - а он кричал: «Я ходил! Я ходил!», - и тут вдруг появился отец Адриан. Старец его вывел оттуда и причастил. Потрясающе то, что они вместе во всех подробностях помнили произошедшее. Тот после пережитого глубочайшим образом покаялся и полностью переменил свою жизнь. Он до сих пор жив. Я с ним недавно общался.

Года два назад мы, помню, разговаривали с отцом Адрианом и договорились: две Пасхи еще поживет.

И действительно: прошли две Пасхи!

Я у него был в минувшее воскресенье. Мы так хорошо с ним поговорили. Он даже смеялся. Шутили вместе.

К своим болезням отец Адриан относился спокойно:

Благословят лечиться - буду, нет - не надо.

Ему несколько лет назад предложили сделать операцию на катаракте. Он разговаривал со своей духовной дочерью инокиней Макарией, и вдруг у нее спрашивает:

Соглашаться или нет на операцию?

Батюшка, ну, если вы в мир сейчас уйдете, вытащат вас туда из монастыря ради операции, - вы же уже другой будете...

Точно! Никуда я не пойду. Все, что надо, я и так вижу.

У него уже было другое зрение. Почему было? Есть! Ни на долю секунды не сомневаюсь, что отец Адриан сейчас просто ликует!

Скорби как таковой нет. Ты даже знаешь, что все также можешь к отцу Адриану обратиться.

АРХИМАНДРИТ АДРИАН (Псково-Печерский монастырь) ОТОШЕЛ КО ГОСПОДУ 28 АПРЕЛЯ 2018 НА 97 ГОДУ ЖИЗНИ. Со старцем Адрианом я познакомилась 26 лет назад. Семье нашей нужен был духовник, дети подрастали - пора было нас наставлять в вере. Все церкви в округе закрыты, поехали в Троице-Сергиеву Лавру. Раннее холодное осеннее утро, не хочется вылезать из теплой электрички. Немного робею - никогда не видела живых монахов, общалась лишь с белым священством, но очень было интересно посмотреть на настоящий, действующий монастырь. В монастыре посоветовали найти игумена Адриана. Идем во Всесвятский, в подклеть Успенского. Там исповедь. Исповедующихся и исповедующих много, но я сказала матери: "Мам, пойдем к тому батюшке". - А почему? - У него больше всех народу, значит он самый хороший. - Это кто исповедует? - спрашивает мама у какой-то женщины. - Игумен Адриан. - Пойдем, ты угадала. Стоящие в очереди на исповедь зашептались: "Пустите девочку, ишь в какую рань встала". Пустили. Подхожу. - Танечка, я тебя давно жду. - Странно - откуда он знает меня? Сколько любви в его словах и сколько радости от встречи! Что-то спросил о школе, о молитве. - У тебя Евангелия нет? - Нет. - Приходи. Принесу. Рядом шептали, что это великий старец, прозорливец, изгоняющий бесов. Я совсем не поняла этого, просто в нем было столько любви, что захотелось с ним встретиться, даже если бы он и не обещал Евангелия. Невысок, рост ниже среднего, не красив, а скорее напоминает обычного селянина, черты лица крупные, как и кисти рук. Легкая, но твердая походка. Только глаза... В них какая-то особая проницательность и удивительно наполненная глубина. Они оживляют лицо, делая его одухотворенным. Темно-карие глаза человека другого мира, где все измерения иные. Евангелие батюшка действительно принес. Стала я приходить часто-часто, рано-рано, шла на исповедь, потом ехала в школу. Родом батюшка из деревни Турейка Орловского района Орловской области, из простой крестьянской семьи. Его отец, Андрей Кирсанов, был хорошим столяром, даже мебель делал, а мать, Феодосия, занималась домашним хозяйством. В 1932 году родилась еще девочка, а в 1935 году - мальчик. Тогда же кормилец семьи умер, и единоличница Агафья Кирсанова должна была одна воспитывать и содержать детей. Все храмы в округе были закрыты еще до их рождения. Время было тяжелое не только из-за кощунства и разгула преступности, но и из-за ужасного голода. Алеша был слабого здоровья, однажды он заболел и пошел в г. Орел к врачу. В Орле оставалась еще незакрытая церковь. Алексей зашел в полупустой храм, где только что началась литургия, и душа его подсказала, что здесь, в Церкви, его место, Бог ждет его. Бог укрепил Алексея еще и замечательным откровением. Вдруг с иконы, перед которой остановился юноша, сошла Дева Мария, а на поле иконы начались кровавые битвы и полетели самолеты со свастикой. Понял юноша, что помимо войны духовной будет еще вскоре война межгосударственная. Когда она началась, Алексея эвакуировали в г. Таганрог на завод делать самолеты; однако город заняли немцы, а худенького паренька отправили домой в деревню. И он пошел, и дошел, отмерив пешком 2 тысячи километров. В Орловской области тоже свирепствовали фашисты. Однажды в избу вошел немец, искавший работников для отправки в Германию. Мать посадила Алешу в печку, заставила чугунком, его и не нашли. В другой раз его все-таки забрали, посадили вместе с другими в сарай. Но юноше передали немецкий паспорт, и его отпустили, а остальных всех сожгли заживо. Потом пришли наши войска, Алексея отправили учиться на артиллериста, но после трех месяцев учебы медкомиссия обнаружила у него порок сердца. Его определили работать на ЗиЛ. Это было в 1943 году, и 10 лет Алексей Андреевич Кирсанов отработал на заводе. Молиться ходил в Богоявленский собор, часто ездил к преп. Сергию. В 1953 году Алексей Андреевич, сказав товарищам своим, что едет жениться и жить будет у жены, уволился с завода. Чтобы убедительнее была легенда, оставил "пока" в кассе зарплату. Товарищи обрадовались такому шагу своего друга, так как не понимали его аскетизма. А Алексей Андреевич приехал в Троице-Сергиеву Лавру и попросился в число братии. Настоятелем тогда был архимандрит Иоанн (Разумов). Он сурово испытывал приходящих: "Не нужен нам такой, иди отсюда!" Вступился какой-то монах: "Праздник на днях, нам нужен человек мыть посуду". - "Хорошо, пусть моет". Очень обрадовался Алексей Андреевич, старался. Наступила Троица. Приходит однажды настоятель в моечную: "Ну что, нравится тебе мыть тарелки?". - "Спасибо. Очень нравится". Перевели в трапезники. Однажды раздает послушник Алексей обед, а кошка крутится под ногами, и наступил он ей нечаянно на лапу. Закричала кошка диким голосом на всю трапезную, а наместник и говорит: "Уходи, не надо нам такого злого монаха! Ты кошек бьешь, а что же от тебя людям достанется!". - Ну, я давай плакать... Оставили, - рассказывает старец. Потом перевели за свечной ящик, уже при настоятеле Пимене (Извекове) - будущем Патриархе. Сам настоятель постриг Алексея в монахи с именем Адриан. Духовником о. Адриана стал архимандрит Тихон. Человек духовный и образованный, тонко понимающий душу.

Однажды отцу Адриану снится сон: подходит к нему секретарь наместника о. Пимен (Хмелевский) и говорит: "Тебя иеродиаконом сделают скоро". Проснулся монах Адриан и пошел к духовнику. Навстречу благочинный. Он ему сон-то и рассказал. "Да, - говорит тот, - только что отец Пимен поехал по этому вопросу к Патриарху за благословением". - "Я не имею нужды в чинах и сане, хочу лишь научиться каяться да мыть тарелки, мне большего не надо". - "А ты спроси, как духовник". Духовник благословил за послушание принимать сан. Через несколько месяцев опять такой же сон, но в иеромонахи пророчит. Те же последствия и ответы. После принятия священства о. Адриана назначили исповедовать в Успенском храме, а старцы отец Кирилл и отец Наум соборовали. Народу приезжало видимо-невидимо. Очень много больных, а среди них много бесноватых - страшных, непредсказуемых людей, часто никому не нужных, иногда воинствующих, способных ударить. Зрелище они представляли ужасное. Тогда пришел о. Адриан к духовнику и говорит: "Хочу помочь этим людям; как это можно сделать"? - Есть такой чин - изгнание бесов, но на это надо благословение наместника. Наместник послал к Патриарху Алексию I (Симанскому). Отец Адриан составил прошение, в котором изложил свое желание помочь несчастным людям, просил на это благословения Первоиерарха. Мудрый Патриарх понял любовь молодого, но духовного пастыря и разрешил. И тогда началась Голгофа. Огромные толпы кричащих, бьющихся, полубезумных людей собирались каждый день к отцу Адриану. Люди эти не имели никакого понятия о духовной жизни; молитве, посте, исповеди. Надо было научить их этому. С 5 утра исповедовал батюшка, а потом до позднего вечера читал молитвы об изгнании злых духов. Вот тогда и поняли люди безмерную любовь молодого старца и высоту его духа. Он "подбирал" никому не нужных людей с жуткими пороками, безнадежно больных, нищих, и через какое-то время они преображались. Стоило батюшке появиться на улице, везде его поджидали больные, и он часами утешал, наставлял, говоря смиренно, кротко, любовно - подчас десятки раз одно и то же этим людям, пока они не поймут, не исправятся, не начнут правильной работы над собой. Была и зависть, конечно, и ложные доносы настоятелю. Вызывает как-то отец настоятель батюшку Адриана и говорит: "На Вас, отец Адриан, жалобы поступают, что Вы у психически больных людей каких-то бесов выгоняете". - "Как же так, отец наместник? Они после "отчиток" уже в детсадиках работают", - ответил старец. Какими словами можно передать эту жертву? Я не могу, у меня их не хватает. НАГРАДИЛ БОГ ОТЦА АДРИАНА ДАРАМИ ПРОЗОРЛИВОСТИ И ИСЦЕЛЕНИЯ, НАГРАДИЛ И ДАРАМИ МОЛИТВЫ И ЛЮБВИ, КОТОРАЯ ПРОИСХОДИТ ИЗ ВЕЛИКОГО СМИРЕНИЯ. Толпы больных нарушали благообразие Лавры, куда со всего мира стекались туристы, и в мае 1975 года старца перевели в Псково-Печерский монастырь. Тяжело переживал расставание с любимой Лаврой старец, - открылась язва желудка, но лишь немного подлечился, как снова взялся за помощь больным, и до 1990 года опять - ежедневные исповеди и "отчитки" бесноватых. Только вконец испорченное здоровье заставило отказаться от этого. Но сейчас старец, понимая, что в это тяжелое время многим трудно прожить без его советов, продолжает принимать людей, просящих наставления, помощи в разрешении трудных вопросов. г. Печоры. Татьяна Зотова 01.07.1999 Православная газета "Благовест" АРХИМАНДРИТ АДРИАН ОТОШЕЛ КО ГОСПОДУ 28 АПРЕЛЯ 2018 НА 97 ГОДУ ЖИЗНИ.

Не так давно исполнилось 40 дней с того момента, как душа последнего, – как называют архимандрита Адриана (Кирсанова) , – псково-печерского старца, покинув земные пределы, переселилась на Небо. Мы решили не просто опубликовать воспоминания о подвижнике, но привести некий практикум: как обращаться к старцам, что необходимо, чтобы Господь старцев являл, и, наконец, как самим подвизаться в их память . (Наш сайт писал о его кончине, а точнее, наверное, будет сказать — преставлении: )

Как наши старцы старцами становились

:

– Еще будучи насельником Свято-Троицкой Сергиевой лавры, отец Адриан, по благословению духовника братии отца Кирилла (Павлова) , отчитывал бесноватых. Ух, я помню, приехали мы с бабушкой Екатериной Степановной да с одной из моих сестер в лавру, и я впервые увидел, как отец Адриан отчитывал. Заходим мы в подклет Успенского собора – а что там творится, мама родная! И гавкают, и матерятся… Мы тоже в сторонке встали, постояли на всякий случай.

В 1974-м году, спустя 10 лет после того, как я впервые оказался в лавре, я вернулся туда, поступив в Московскую духовную семинарию. Помню, как мы, семинаристы, дожидались после службы или уже после братской трапезы отцов архимандрита Кирилла и батюшку Адриана. Они были между собой дружны, как-то тянулись друг к другу, мы часто видели их вместе. С преподобным преподобен будеши (Пс. 17, 26).

Говорят: «Не ищите святых, ищите кротких». Вот старцы и имели такое устроение, простоту душевную, любовь к людям. Хотя какие отец Кирилл да отец Адриан тогда были старцы? Им всего-то в то время по 50 с лишним было. Но поскольку я тогда сам еще был слишком молод, мне они уже представлялись умудренными стариками, испытанными воинами Христовыми.

Они были требовательными, прежде всего, к себе. Во всем себя ограничивали. Самопринуждали. Царствие небесное нудится [силою берется], и нуждницы [употребляющие усилие] восхищают е (Мф. 11, 12). Подвиг очищает сердце, – человек тогда приходит в состояние безстрастия, и уже в свободное от скверны сердце нисходит благодать. Что сказал Христос апостолам в Своей прощальной беседе (Ин. 13, 31;16, 33)? Вы уже очищены через слово, которое Я проповедал вам (Ин. 15, 3). Надо постоянно читать Священное Писание, – это и отличало старцев отца Кирилла и отца Адриана от многих других. Именно тем, кто очищен через Слово, Господь и заповедует: оставайтесь в городе Иерусалиме (Лк. 24, 49), – с обетованием: облечетесь силою свыше .

– Дай Бог, конечно, каждому так Богу послужить и столько прожить, как отец Адриан. В Псково-Печерском монастыре я застал отца Адриана только в самом начале его перевода туда из лавры, года два мы так с ним пообщались, а потом меня самого в 1976-м году на Афон отправили. Я у отца Адриана, бывало, и исповедовался. И на «отчитках» у него присутствовал. Бесы ему потом люто мстили за то, что он их изгонял. В этом-то и заключается тяжесть подвига: по любви к людям всю эту злобу сатанинскую потерпеть.

Бесы действительно возвращаются в тех, кто по-настоящему не кается. Почитайте, есть такая книга игумена Марка «Злые духи и их влияние на людей». Но как демоны да бесы ни стараются навредить людям, ничего они без попущения Божия сделать не могут. Иначе бы они всех поработили.

А то, что отец Адриан с ангелами собеседовал, – так в этом тоже ничего удивительного нет. Ангел-Хранитель рядом с каждым из нас. Вот ты пишешь статьи, кто тебе подсказывает? Ангел! Смирение надо иметь, в молитве быть, чтобы ангелов слышать и видеть. Вот все мы дышим воздухом, но мы же его не видим? Так же и ангелы – невидимы и необходимы.

Как старцами становятся? Стариком стал – вот и старец. Раньше в большинстве случаев так и было, а как безбожие стали насаждать, много бесноватых стало: и стар, и млад. Надо изо всех сил стараться быть с Богом, исполнять волю Божию. Хоть немножко, но утром и вечером, перед едой да каждым делом, а помолиться, чтобы все с благословением Божиим было! В церковь ходить, венчаться, детей крестить да в вере воспитывать, – так и старцы будут появляться.

Мы вообще все можем бесов если не изгонять, то отгонять – это точно! Встал, помолился, и бесы отойдут. Исповедовался от сердца, и они не имеют над тобой уже власти. Причастился, и ты с Богом. Бесы – они же бандиты, вот доступно им воровать, они и воруют. А оградишь себя крестным знамением, так и боятся – не подойдут.

Дьявол постоянно воюет против Бога и человека. Не хочет, чтобы люди спасались. Бесы – они хитрые, изворотливые. Ничего с ними общего нельзя иметь. Надо жить праведно, по Евангельскому закону, чтобы благодать не оскудевала.

Начинать надо с простого

http://pravoslavie.ru/113520.html?utm_referrer=https%3A%2F%2Fzen.yandex.com