Лавренова О.А.
учитель-логопед, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Иркутска детский сад № 68

Тема: Животные жарких стран. Путешествие в Африку

Совершенствовать и активизировать словарный запас детей по данной теме;

Упражнять детей в образовании существительных с уменьшительно-ласкательными и увеличительными суффиксами, подборе эпитетов и родственных слов, согласовании числительного с прилагательным и существительным, составлении описательного рассказа по плану;

Закреплять навыки слогового и звукобуквенного анализа слов;

Развивать логическое мышление, память, внимание, эмоциональную выразительность речи.

Оборудование: предметные картинки с изображением экзотических животных; мяч; карточки с цифрами 2, 5, 9; буквы для составления слов; карточки со словами из кроссворда или предметные картинки (гепард, бегемот, зебра, жираф, тигр, носорог); кроссворд; мягкая игрушка лев.

Ход занятия

I. Организационный момент

Приветствие

II. Сообщение темы

Я приглашаю вас сейчас по джунглям погулять.

Кто в жаркой Африке живет? Давайте вспоминать.

I. Закрепление

1. Игра «Маленький – огромный». Образование слов с уменьшительно-ласкательными и увеличительными суффиксами

Дети вспоминают названия экзотических животных и образуют от них слова с уменьшительно-ласкательными и увеличительными суффиксами, произносят слова с соответствующей интонацией (лаково и угрожающе). На доске выставляются предметные картинки с изображением называемых животных.

Например: бегемот – бегемотик – бегемотище.

2. Согласование числительного с прилагательным и существительным:

Царь зверей, могучий лев

Решил всех подданных собрать,

Чтоб клыкастых и рогатых,

И зубастых, и лохматых,

На доске карточки с цифрами 2, 5, 9. Каждый ребенок выходит со своей картинкой и составляет словосочетание.

Например: 2-е рогатые антилопы, 5 рогатых антилоп, 9 рогатых антилоп.

3. Игра «4-й лишний»:

До чего же лев устал.

Целый день зверей считал.

Лев считал, но просчитался:

Кто-то лишним оказался.

Ну-ка, дети, раз, два, три!

Помоги его найти!

Кто лишний?

 Зебра, слон, жираф, морж;

 Носорог, лошадь, обезьяна, жираф;

 Тигр, слон, лев, леопард;

 Мартышка, бегемот, гепард, носорог

4. Динамическая пауза:

1) Речь с движением:

Жил да был огромный слон.

Кланялся при встрече он,

Длинным хоботом он с пальмы

Доставал себе бананы.

Утром рано на заре

Душ устраивал себе.

2) Игра «Мамы и детеныши» с перекидыванием мяча:

Животные в жаркой Африке

Живут-поживают, не тужат

И между собою дружат.

И каждое утро зверятки

Играют на детской площадке.

Приводят как в детский сад

Звери своих зверят.

Тигрица ведет …(тигренка),

Львица приводит …

Слониха ведет …

Верблюдица - …

Страусиха ведет - …

5. Игра «Собери слово». Звуко-буквенный синтез:

На ковре рассыпанные буквы (6 наборов – названия экзотических животных).

Это было в воскресенье

У слона на дне рождения.

Гости пели, веселились,

И вертелись, и кружились.

Так кружились и вертелись,

Что на части разлетелись.

Раз! Два! Три! Четыре! Пять!

Помоги гостей собрать!

1) Составление слов из букв. Дети парами собирают каждая пара свое слово.

2) Чтение слов. Кто был у слона на дне рождения?

3) Поднимите руки, у кого названия хищников? У кого травоядные? У кого слово из 2-х слогов? Из 3-х? из 4-х?

6. Кроссворд. Составление описательного рассказа по картинному плану.

Тут еще одна напасть:

Звери вздумали пропасть.

Поиграть решили в прятки,

Льву загадывать загадки.

Раз! Два! Три! Четыре! Пять!

Помоги всех отыскать!

У 6-ти детей карточка со словом или предметная картинка. Ребенок описывает своего животного по плану, не называя его. Остальные отгадывают. Заполняется кроссворд.

1. Место обитания

2. Внешний вид

3. Питание

4. Образ жизни и особенности поведения

5. Как растит детенышей

Кроссворд

6. Н ОСОРОГ

Лев, царь зверей. Говорит вам спасибо и хочет пожать руку тому, кто подберет родственное слово к слову ЛЕВ.

Дети называют родственные слова (львица, львенок, львиный, Лева, левушка) и пожимают лапу мягкой игрушке льву.

Новая лексика

Существительные:

лев, слон, жираф, зебра, носорог, крокодил, антилопа, леопард, верблюд, черепаха, бегемот, обезьяна, кенгуру,

коала, утконос, попугай, гепард, пустыня, джунгли, саванна, Африка, Австралия,

Глаголы:

охотиться, прятаться, скрываться, жить, прыгать, лазать, бегать, убегать, догонять, пастись, опасаться, защищаться,

нападать, подкрадываться.

Прилагательные: полосатый,

пятнистый, быстроногий, медлительный, сумчатый, выносливый , огромный , длинношеий , пушистый .

Диалог

Цели: работать над общими речевыми навыками, развивать диалогическую речь.

СЛОН

Здравствуй, слон!

Ты что не весел?

Почему ты нос повесил?

Почему твой длинный нос

До земли почти дорос?

Слон подумал и ответил:

Нос мне очень нужен, дети!

Вот как? Нужен? А зачем?

Я ведь очень много ем!

Длинный нос еду берёт

И кладёт мне прямо в рот!

Он поможет мне напиться

И за ветку зацепиться.

Может он служить рукой -

Вот полезный он какой!

Скороговорка

Цели: развивать общие речевые навыки: чёткость дикции, правильное звукопроизношение, правильное голосоведение,

слуховую память.

ХОД игры . Воспитатель предлагает детям соревнование: кто быстрее и правильнее произнесёт скороговорку.

На прогулке говорливая горилла,

Не смолкая, с гориллёнком говорила.

А. Костаков

За гиппопотамом гиппопотам

Топает по пятам.

Л . Улъяницкая

Игра « Подскажи словечко »

Цели: развивать слуховое внимание, чувство рифмы.

Ход игры. Воспитатель читает стихотворение, дети внимательно слушают и договаривают последнее слово.

Раз в глубоком тёмном иле

Рыбку рыбаки ловили,

А к ним в сети угодил

Злой зелёный... (крокодил).

Панцирь крепкий, как гранит,

От врагов он защитит,

И под ним не знает страха

Медлительная... (черепаха).

Слышите могучий топот?

Видите длиннющий хобот?

Это не волшебный сон!

Это африканский... (слон).

Игра «Будь внимательным»

Цель: развивать слуховое внимание.

Ход игры. Воспитатель читает детям стихотворение и просит решить задачу.

СЕМЕЙКА

Шли слоны своей тропою,

Шли сквозь джунгли к водопою:

Папа-слон, слониха-мама,

Дед, слонище преупрямый,

Бабка, слонка-пятитонка,

И внучата, два слонёнка:

Слоник, маленький сынишка,

И его сестра, Слонишка.

Сколько шло к воде слонов?

У тебя ответ готов?

Т. Крюкова

Игра « Кто где ?»

Цели: формировать грамматический строй речи (понимание и употребление предложно-падежных конструкций); развивать

слуховое и зрительное внимание; совершенствовать операции звукового анализа и синтеза.

Ход игры.

1 вариант. Воспитатель расставляет игрушки (животные жарких стран) в разных местах (на столе, под столом, в коробке и т.

д.) и задаёт детям вопрос: «Какая игрушка стоит на столе?» Дети отвечают: «На столе стоит слон». Затем воспитатель уточняет,

какое маленькое слово-предлог потребовалось в данном предложении.

2 вариант. Воспитатель предлагает детям отгадать, где находится игрушка, в названии которой известны первый и

последний звуки. Дети называют игрушку и объясняют, где она стоит.

Например:

Где находится игрушка, в названии которой первый звук - [ж],

а последний - [ф]. -Жираф стоит под стулом.

Игра « Один - много »

Цели: развивать грамматический строй речи (образование родительного падежа существительных во множественном

числе).

Ход игры. Игру можно проводить с мячом. Воспитатель называет слово - название животного и кидает мяч ребёнку, он

соединяет это слово с наречием «много» и возвращает мяч.

Например:

Один лев - много львов, один жираф - много жирафов.

При необходимости игру повторяют.

Игра «Чья, чей, чьи?»

Цели: формировать грамматический строй речи (образование притяжательных прилагательных от

существительных).

Ход игры . Воспитатель предлагает детям рассмотреть картинки с изображением животных севера и жарких стран и просит

назвать признаки животных.

Например:

У медведя уши (чьи? какие?) медвежьи, хвост (чей? какой?) медвежий.

У тюленя голова (чья? какая?) ... У песца лапы (чьи? какие?) ... У моржа бивни (чьи? какие?) ... У оленя рога

(чьи? какие?) ... У пингвина клюв (чей? какой?) ...

Игра «Кто лишний?»

Цель: развивать логическое мышление.

Ход игры.

Игра проводится с использованием картинок с изображением животных севера и жарких стран.

Игра «Составь схему»

Цели: закреплять навык анализа предложений на слова.

Ход игры. Воспитатель предлагает детям прослушать предложения, сосчитать количество слов и начертить схемы.

Напоминает, что в предложениях могут встретиться «маленькие слова» - предлоги, что первое слово в предложении пишется с

большой буквы, в конце предложения нужно поставить точку.

Например: Лев - хищное животное.

Обезьяны очень ловкие. Слон поднимает грузы хоботом. Бегемот днём много спит. Жирафщиплет листочки .

Игра « Рассыпанные слоги »

Цель: развивать слоговой анализ и синтез, зрительное внимание и зрительную память, активизировать словарный

запас по теме «Животные жарких стран».

Ход игры. Дети читают стихи и составляют слова из разрозненных слогов.

Это было в воскресенье

У слона на дне рожденья.

Гости пели, веселились,

В хороводе все кружились.

Так кружились и вертелись,

Что на части разлетелись.

Раз, два, три, четыре, пять!

Помоги гостей собрать:

АН-ТИ-ЛО-ПА-ДИ-КО-ДИЛ-КО-

КРО-ШИМ-ЗЕ-ПАН-КО-РИЛ-НА-

МОТ-ГЕ-БЕ-РАФ-Е-ГИ-МУР-ГО-ЛА-

ЛЕ-БРА-БРАЗ-ЖИ!

Из пособия Л. Гадасиной, О. Ивановской

Ответы иллюстрируют картинками:

антилопа, бегемот, крокодил, шимпанзе, дикобраз, горилла, жираф, лемур, кобра, гиена.

Игра «Кто самый внимательный?»

Цели: развивать слуховое внимание, совершенствовать фонематический слух.

ХОД игры. Воспитатель называет слова, а ребенок поднимает руку только тогда, когда услышит названия животных.

Слова: жираф, граф, проходил, крокодил, зебра, швабра, папаха, черепаха, газель, газон, попугай, каравай.

Стихи для чтения и заучивания наизусть

Посмотрите: бегемот

В жаркой Африке живёт.

Целый день в реке сидит,

Корни ест он или спит.

Ночью он не будет спать,

Выйдет травки пощипать

И затопчет все луга -

Тяжела его нога.

А потом опять поспать

Заберётся в воду,

Так проходят его дни,

Так проходят годы...

С. Васильева

Загадки

Цели: развивать слуховое внимание, учить связному монологическому высказыванию (толкование загадки).

ХОД игры. Воспитатель загадывает загадку, дети отгадывают. Один из ребят объясняет её смысл. Остальные дополняют.

И петь - не поет,

И летать - не летает.

За что же тогда

Его птицей считают?

(Страус)

Что за коняшки -

На всех тельняшки.

(Зебра)

Зверь я горбатый,

Но нравлюсь

ребятам. (Верблюд)

Тем, кто в речку угодил,

Нос откусит ...

(крокодил ).

Некрасивый он, пожалуй...

Вместо носа - шланг пожарный,

Уши вроде опахал,

Ростом с башню отмахал.

(Слон)

В. Жуковский

На носу он носит рог

И зовётся...

(носорог).

Н. Нищева

Спит зелёное бревно.

В ил запуталось оно.

У бревна большая пасть.

Зубы в пасти - просто страсть.

Н . Нищева

Текст для пересказа

КРАСАВИЦА

Это бегемот. Только не он, а она - бегемотиха. Зовут её Красавица. Её привезли из Африки. Бегемоты там живут в реке.

Едят траву по берегам, ныряют в тёплой воде. Пасть у бегемота огромная. Откроет - как чемодан. Весом бегемот - сто пудов.

А командует им в зоологическом саду худенький старичок. Плохо бегемоту зимой: он жару любит, тёплую воду.

Старичок греет ему воду для бассейна. Только на ночь не пускает бегемота в бассейн, чтобы не простудился.

Бегемот, если б захотел, прошёл бы через загородку - а не смеет: старичок не велит.

По Б. Житкову

Вопросы:

О ком рассказ? Как зовут бегемотиху?

Откуда её привезли?

Что делают бегемоты на родине?

Опишите бегемота.

Кто командует бегемотом?

Как старичок заботится о бегемоте?

Методическая разработка логопедического занятия по развитию лексико-грамматических представлений в старшей группе. Тема: «Зоопарк. Животные жарких стран» .

Цель :

  • формирование лексико-грамматических средств языка и развитие связной речи по теме «Животные жарких стран».

Задачи:

1. Коррекционно-образовательные:

  • уточнение представлений о животных жарких стран, уточнение, обогащение и активизация словаря по теме,
  • развитие импрессивной речи,
  • совершенствование грамматического строя речи (единственное и множественное число существительных, употребление существительных в винительном, родительном и творительном падежах, согласование прилагательных с существительными в роде и числе, образование притяжательных прилагательных, образование сложных слов, изменение форм глаголов, составление простых предложений, использование предлога С(СО)),
  • работа над слоговой структурой слов,
  • обучение умению вести диалог,
  • развитие связной речи.

2. Коррекционно-развивающие:

  • развитие зрительного гнозиса,
  • внимания,
  • памяти,
  • логического мышления,
  • воображения,
  • тактильных ощущений,
  • мелкой и общей моторики.

3. Коррекционно-воспитательные:

  • формирование навыков сотрудничества, взаимодействия,
  • воспитание эмоциональности.

Оборудование:

  • трафареты (рамки и картинки) для игры «Подбери по силуэту», фланелеграф, картинки с изображением животных(для работы на фланелеграфе), «ступеньки» для составления предложений, картинки для игры «Собери животное» (разрезанные на 3 части изображения животных: льва, слона, обезьяны, тигра), игрушки животных, «сухой бассейн» с пробками, сюжетные картинки для составления рассказа «Обезьянка и бегемотик» (демонстрационная и индивидуальные).

Ход занятия

1. Психогимнастика «Обезьянка». Воспитание эмоциональности.

Очень любит есть бананы.
Это точно…(Обезьяна) (Игрушка)

Раз, два, повернитесь, в Обезьянок превратитесь!

Любит покривляться Обезьяна -
всех дразнить готова постоянно!
Словно Заинька насторожилась,
Как лисичка доброй притворилась,
Будто глупый Ослик удивилась,
Как колючий ёжик рассердилась.
Словно Мышка в норке, испугалась.
И, как вы, ребята, рассмеялась!

Раз, два, повернитесь, и в детишек превратитесь!

2. Игра «Кто в домике живёт?» («Найди по силуэту»). Сообщение темы занятия.

Где мы можем увидеть обезьян?(В зоопарке) Отправимся в зоопарк!

Тот попадёт в зоопарк, кто угадает, с кем в зоопарке живёт обезьянка.

Зверюшки живут в своих домиках. У вас домики, а где же зверюшки?

Кто в твоём домике живёт? Угадал? Найди…

С кем дружит обезьянка? (Обезьянка дружит с жирафом.) Садись.

Кто в ваших домиках живёт? Ищите…(Помогите малышам! Проверьте друг друга! Правильно?) Много друзей у обезьянки! Садитесь.

С кем дружит обезьянка в зоопарке?

3. «Загадки».

Когда Соня впервые побывала в зоопарке, она удивилась! Расскажи, Соня! А вы СЛУШАЙТЕ внимательно, будем отгадывать Сонины загадки.

«В зоопарке»

В зоопарке были с мамой,
Я потом сказала маме:
Каждый зверь там самый-самый!
Здесь всё странно, непривычно,
Сходим в зоопарк обычный!
Кот – огромней не найдёте,
И с причёской как у тёти.
Полосатая лошадка
Словно новая тетрадка.
С длинной шеей великан.
Гномик в шубе ел банан…
Зверь огромный, словно дом,
С длинным носом и клыками…

Соня, почему ты удивилась? (Первый раз была в зоопарке и никогда ещё не видела животных жарких стран)

Кто же Соню удивил?!

Кот – огромней не найдёте, — Кто это? Давайте спросим Соню!

И с причёской как у тёти. — Спроси: «Соня, это был тигр?»

Или: «Соня, это был лев?»

(Да, это был лев.) Найди льва.

(Отгадавший находит перевёрнутую картинку по силуэту и крепит её на фланелеграф.)

Как называется причёска льва? (грива)

Полосатая лошадка Ребёнок: — Соня, это(была) зебра?

Словно новая тетрадка. (- Почему лошадку сравнили с тетрадкой?)

Какая лошадка? (полосатая)

С длинной шеей великан. Ребёнок: — Соня, это(был) жираф?

Почему жираф-великан?

Гномик в шубе ел банан. (Гномик- большой или маленький?

Гномик похож на человека? (Какое животное похоже на человека?)

Ребёнок: — Соня, это(была) обезьянка?

Зверь огромный, словно дом, — Как называется нос слона? (Хобот) У слона с длинным носом и клыками. Клыки? (Бивни)

Отгадали мы все твои загадки, Сонечка, садись, спасибо!

4. Составление предложений из 3 слов.

Итак, кого Соня видела в зоопарке?

Поднимемся по ступенькам и скажем 3 слова: «Соня видела…льва.»

Иди сюда, повтори.

(На фланелеграфе — 3 ступеньки, фигурка девочки поднимается по ступенькам, на верхней — меняются изображения животных) .

(Дети выходят к фланелеграфу.)

5. Работа над прилагательными.

С Сониными загадками вы справились, а теперь отгадайте мои загадки:

Кто длинноносый? (Слон длинноносый) Почему? (У СЛОНА длинный нос-хобот.) Какой слон?

Кто длинношеий? Почему?… (У жирафа…)

А ещё у жирафа длинные ноги. Какой жираф? Попробуйте составить слово. (длинноногий)

У кого острые зубы? Лев острозубый? (повторяют)

Кто длиннохвостАЯ? Почему? Какая обезьяна?

Кто быстроногая? Почему? (Как вы это понимаете?) Какая зебра?…

Похлопаем животным! (слон, лев, зе-бра…)

6. Развитие мелкой моторики пальцев.

Соня фотографировала животных, и мы сфотографируем:

Мы шагаем в зоопарк, (пальчики «бегут» по столу)
Побывать там каждый рад! (Хлопают в ладоши.)
Антилопы, зебры, крокодилы,
Попугаи и гориллы.
Там жирафы и слоны,
Обезьяны, тигры, львы.
(Загибают поочерёдно пальцы сначала на левой руке, потом на правой.)
У нас чудесный аппарат,
(Пальцами обеих рук делают прямоугольник.)
Фотографировать он рад!
(Указательным пальцем правой руки «нажимают на кнопку фотоаппарата».)
Сделаем вам фото.
(Руками от себя «предлагают».)
Вот такое фото!
(Большие пальцы поднимают вверх, остальные сжаты в кулаки. Выполняют несколько движений руками вперёд.)

Закройте глазки!

7. Развитие внимания и памяти. «С кем гуляла мама?»

Все фотографии получились? Кого нет?…(зебры, жирафа)

Кто появился? (тигр)

Чего нет на фотографии у слона? (бивней)

Потому что это ещё ребёнок: не взрослый слон, а маленький… (слонёнок).

Мамы гуляли со своими детёнышами:

Слониха гуляла с кем? — СО…(слонёнком)

Львица гуляла с кем? — СО…(львёнком) (Дети выходят показывать, повторяют)

Тигрица гуляла с кем? — С…(тигрёнком)

Львёнком славным так гордится

Его мама! Мама-…? (львица).

Тигрёнок совсем никого не боится,

Ведь ходит поблизости мама -…(тигрица).

Гулять зовёт слонёнок тихо:

Свою мамочку-…(слониху)

И мы пойдём погуляем!

8. Физминутка.

Это лев. Он царь зверей!В мире нет его сильней!
(Неторопливо идут с гордо поднятой головой.)
А смешные обезьяны
Раскачали все лианы.
(Согнув в локтях руки с растопыренными пальцами,качаются.)
А вот этот добрый слон
Посылает всем поклон.
(Растопыренные пальцы рук прижаты к ушам. Выполняют наклоны туловища вперёд — вправо, вперёд — влево.)
Зебра очень быстро скачет,
Словно мой любимый мячик.
(Выполняют лёгкие прыжки на месте, согнув руки в локтях.)
Львёнок бегает, резвится,
Хочет с нами подружиться.
(Идут по кругу, выполняют лёгкие подскоки. Руки двигаются вперёд — назад в такт движениям)

Львёнок бегает, и мы…(бегаем)

Зебра скачет, и мы…(скачем)

Обезьяна качается, и мы…(качаемся).

Лев идёт, и мы…(идём)

Слон поклонился, и мы…что сделали?(поклонились)

9. «Путаница».

Пока мы играли, шаловливая обезьянка порвала наши фотографии и перепутала. (поменяла части тела животных) Давайте разбираться!

Голова чья? (кого?) (льва) Львиная голова.

А туловище львиное? (обезьяны)

Лапы чьи? и т.д.

(логопед вызывает ребёнка к каждой фотографии)

Наведи порядок…

Склеили фотографии. Похвалим себя: МО-ЛОД-ЦЫ!

10. Рассматривание сюжетной картинки-подготовительная работа для составления рассказа по предложенному началу. Развитие творческого воображения и связной речи.

А вот ещё одна фотография- не цветная. Кого вы видите?

Наша обезьянка ловкая! Куда она забралась? Чем занята обезьянка на пальме?

Почему бегемотик разинул свою пасть?

Можно назвать обезьяну и бегемота друзьями? Почему?

Очень любит бегемотик бананы! Да высоко они растут- не достать малышу… -Вечером с воспитателем придумайте продолжение этой истории, завтра расскажете мне, а дома с мамой и папой раскрасьте картинки. Я вложу их в ваши тетради.

11. Итог занятия. Оценка работы детей. Поощрение.

Игра «Прятки» (сухой бассейн)

Итак, где мы сегодня побывали? Вам было интересно? Весело? Я рада!

Напоследок обезьянка предлагает вам поиграть в прятки с животными!(сухой бассейн)

Опустите руку, поищите, ощупайте, отгадайте!

Кого ты нашёл (нашла)?…Сядьте, поиграйте.

Швердякова Е. В.,
учитель-логопед высшей кв. категории,
Государственное автономное учреждение социального обслуживания
Московской области «Московский областной центр реабилитации инвалидов»,
отделение реабилитации детей и подростков с ОВЗ,
г. Юбилейный

Гульнара Чилимова
Открытое познавательное занятие «Животные жарких стран»

Открытое познавательное занятие .

Тема : «Животные жарких стран »

Группа : старшая

Цель : расширение представлений у детей старшего дошкольного возраста о животных жарких стран .

Задачи :

Образовательные :

Уточнять и систематизировать представления детей о жизни животных жарких стран и их детенышей .

Закреплять представления детей о внешнем виде, местах обитания, повадках этих животных .

Устанавливать связи между особенностями внешнего вида, поведением животных и условиями обитания.

Закреплять умение изменять слова в зависимости от числа и рода имён существительных

Развивающие :

Развивать мыслительную и речевую деятельность, любознательность, наблюдательность, внимание.

Воспитательные :

Формировать положительное отношение к учебной деятельности, воспитывать навыки сотрудничества.

Воспитывать заботливое отношение к животным .

Оборудование и материалы :

1) Презентация с изображением животных , обитающих в теплых странах ;

2) Дидактическая игра - презентация «Угадай, кто?»

Предварительная работа :

Организация развивающей среды (внесение тематических альбомов «Животные жарких стран » , иллюстраций и фотографий с изображением животных разных стран для рассматривания );

Беседы о животных разных стран , обитателях Африки;

Загадывание загадок о животных , чтение стихотворений;

Рассматривание картин «Животные зоопарка » , «Львы» и т. д., составление по ним рассказов;

Рисование и раскрашивание животных разных стран в свободной деятельности.

Ход ООД:

Собрались все дети в круг

Сколько радости вокруг

Мы все за руки возьмемся и

И друг другу улыбнемся

Вы готовы поиграть?

Можно встречу начинать.

Воспитатель : Сегодня я вам предлагаю отправиться в путешествие. Для того чтоб отправиться в путешествие закрывайте глаза. А я скажу волшебные слова :

Волшебный глобус я кручу,

Попасть я в Африку хочу.

Открывайте глаза .

На мультимидийной доске картины : тропики, саванна, пустыня.

Ребята, посмотрите, мы с вами оказались в Африке. А что вы знаете про Африку? (рассказ ребенка)

Ребенок : Африка - большая страна , там есть тропики, саванны, пустыни. В Африке живёт очень много разнообразных и интересных животных , которых вы не встретите в нашей стране .

Воспитатель : Африка – это удивительный край, и каждый может стать там волшебником. Хотите, покажу вам фокус?

Перед детьми выставляются 3 банки с чистой водой.

Ты, водица белая, ты вода студеная, стань как африканское небо. Скажите какое небо? (ответы детей) . Раз, два, три.

Ты, водица белая, ты вода студеная, стань как африканский песок. Скажите какой? (ответы детей) . Раз, два, три.

Ты, водица белая, ты вода студеная, стань как африканские джунгли. Скажите какие? (ответы детей) . Раз, два, три.

Вот видите, как много интересного мы знаем про Африку. А сейчас я хочу проверить как хорошо вы знаете животных , которые живут в Африке.

Послушайте пожалуйста загадку.

Он огромней всех на суше.

У него большие уши.

Он чудесным шлангом–носом

Может с пальм срывать кокосы.

Издаёт он трубный глас.

С ним встречались вы не раз

В цирке или зоопарке.

А живёт он в странах жарких

И на острове Цейлон.

Отвечайте это? (ответ детей : слон)

Воспитатель : Да. Это слон. Что вы можете рассказать про слона?

Рассказ ребенка : слон – могучее, очень сильное животное . Даже льву с ним не справиться. Самое удивительное у слона – хобот. Что делает слон хоботом? Собирает листья и плоды с деревьев, рвет траву, пьет, может переносить деревья. Хоботом он защищается от врагов, моется, набирая в хобот воды и поливая себя сверху.

Молодец, а вот и следующая загадка.

В жаркой Африке гуляет ,

Длинной шеей удивляет,

Сам высокий, будто шкаф,

Жёлтый, в пятнышках (ответ детей : жираф)

Кто хочет рассказать про жирафа?

Рассказ ребенка : жираф – самое высокое из всех животных . Из-за длинной шеи может запутаться в ветках, когда питается листочками деревьев. Передние ноги длиннее задних, на голове есть небольшие рожки. Пятнышки на шкуре помогают маскироваться среди деревьев от хищников. А детёнышей у жирафа называют жирафята. Жираф, может тоже долго обходиться без воды, во время засухи в саванне.

Устали, давайте немножко отдохнем. Физминутка

У жирафов – пятна, пятна, пятна, пятнышки везде.

(Похлопывают себя) .

Есть на носу, на животах , коленях и носках.

(Показывают части тела) .

У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде,

(Пощипывают себя) .

На лбу, ушах, на шее, на локтях,

Есть на носу, на животах , коленях и носках.

(Показывают части тела) .

У котят есть шерстка, шерстка, шерстка, шерсточка везде.

(Делают стряхивающие движения) .

На лбу, ушах, на шее, на локтях,

Есть на носу, на животах , коленях и носках.

(Показывают части тела) .

А у зебры есть полоски, есть полосочки везде,

А у зебры есть полоски, есть полосочки везде.

(Показывают полоски) .

На лбу, ушах, на шее, на локтях,

Есть на носу, на животах , коленях и носках.

(Показывают части тела) .

Поглядите, что за диво

Мои лапы хвост и грива.

Как оскалюсь зарычу!

Очень грозен – не шучу!

«Царь зверей» - твердит молва.

Вы во мне узнали …

Воспитатель : это? (ответ детей : лев) Что вы можете рассказать про льва?

Рассказ ребенка : у льва большая голова, пушистая грива, а у львицы гривы нет. Лев никого не боится. Когда он идет на охоту - не прячется, не нападает на свою жертву исподтишка, а гордо предупреждает : рычит – я вышел на охоту, берегитесь звери.

Давайте продолжим наше увлекательное занятие и узнаем , кто же еще живет в жарких странах

В жарких странах он живёт ,

Гордо по пескам идёт.

На спине горбы имеет,

Ест колючки – не худеет.

Он других не просит блюд

Потому что он (ответ детей)

Воспитатель : Что вы о нём знаете?

Рассказ ребенка : верблюды имеют один или два горба – в которых накапливается жир. Этот жир помогает животному обходиться без воды и пищи длительное время, что помогает ему при переходах в пустыне. В пустыне верблюд питается верблюжьей колючкой или травой, если найдёт. Горбы служат так же своеобразной «крышей» , защищающей спину верблюда от палящего солнца.

А сейчас я предлагаю немножко поиграть. Но не просто поиграть, а проверить знаете ли вы детенышей африканских животных .

Игры с мячом «Взрослые и детёныши» .

Например : У львицы – … львёнок

У тигрицы - … тигренок

У слонихи – … слонёнок

У верблюда – … верблюжонок

Молодцы! Вы правильно назвали детенышей африканских животных . А сейчас я хочу проверить всех ли животных , которые живут в Африке вы знаете. Дидактическая игра «Собери животных »

Ребята, вы слышите кто – то стучится. Кто же это может быть…

Ой, ребята, кто же это. (ответы детей)

Обезьянка : Здравствуйте ребята, я услышала, что вы очень много знаете про Африку и ее обитателей. А что вы знаете обо мне? (рассказ ребенка)

Рассказ ребенка : внешне обезьяны похожи на человека, они могут вставать и ходить на ногах, сидеть как человек. Они очень умные, могут даже рисовать. Обезьяны одинаково ловко пользуются как руками, так и ногами. Очень помогает им прыгать с ветки на ветку длинный хвост, который бывает не у всех обезьян.

За то что вы про меня так хорошо рассказали, я хочу угостить вас бананами.

В : ребята, нам пора возвращаться обратно в детский сад. Давайте произнесем вместе волшебные слова :

Волшебный глобус я кручу,

Попасть домой скорей хочу.

Воспитатель : Вам понравилось путешествие?А что вам запомнилось больше всего? Скажите, а что вы интересного и нового узнали сегодня для себя, о чём бы рассказали своим родителям?

Большое спасибо за занятие !

МБДОУ «Детский сад № 127 «Малышка», г.Чебоксары

Яковлева О.Н. Конспект по образовательной области "Познание" в подготовительной к школе группе на тему: "Животные жарких и холодных стран" // Совушка. 2015. N1..2015.n1.00008.html (дата обращения: 22.10.2019).

Интеграция с другими областями: социализация, коммуникация, физическая культура, безопасность.

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Образовательные:
- углублять представления детей о диких животных жарких и холодных стран.
- систематизировать представления детей об умении животных приспосабливаться к среде обитания, определять место обитания животного по внешнему виду.
Развивающие:
- развивать умение анализировать загадки, внимание, логическое мышление.
- развивать связную речь и умение правильно строить предложение.
- активизировать словарь: мерзлота, пустыня,
- ввести в активный словарь: Арктика, Северный полюс, Африка, континент.
Воспитательные:
- воспитывать у детей чувство любви и доброты по отношению к окружающему миру.
- воспитывать инициативность, самостоятельность, навыки сотрудничества на занятии.
Коррекционно-развивающие:
- развивать любознательность, внимание, мышление, память, общую моторику.
Материал:
- демонстрационные картины: "Пустыня", "Арктика", "Животные холодных и жарких стран".
Предварительная работа:
- чтение художественной литературы,
- беседы,
- рассматривание картин, иллюстраций,
- заучивание стихотворений.

Ребята, посмотрите, к нам пришли гости. Поздоровайтесь и подарите им свои добрые улыбки и, пусть они, глядя на нас, мысленно совершат с нами путешествие.
- А куда мы с вами отправимся, вы узнаете, собрав картинки (дети собирают картинки ). Ребята, назовите, кто изображен на ваших картинках, и где они обитают? (ответы детей ).
- Предлагаю вам отправиться в удивительное путешествие в холодные и жаркие страны, где узнаем много интересного о жизни животных.
- Дети, скажите, на чем можно отправиться в путешествие?(ответы детей).
- Я вам предлагаю совершить волшебное путешествие на воздушном шаре. Готовы? (слайд №2)
Мы летим, летим, летим,
Всю планету облетим.
Чтобы нам умнее стать,
Надо нам о многом знать!
(звучит спокойная музыка , на экране изображение Арктики). (слайд №3)
- Как вы думаете, где мы оказались? (ответы детей)
- Верно, а как вы это определили? (ответы детей.)
- Правильно! Это Арктика, посмотрите, она находится на северном полюсе (показ воспитателем местонахождения Арктики на глобусе). Арктика обозначена на глобусе белым цветом, как вы думаете, почему? (ответы детей ). В Арктике солнце высоко не поднимается, его лучи скользят по поверхности земли, давая ей очень мало тепла, поэтому лед не тает даже летом, и здесь всегда холодно. Поэтому Арктику прозвали царством льда и снега.
- Ребята, я вижу животное? Как вы думаете, кто это? (показываю схему моржа (слайд №4, 5) . Морж- крупное морское животное. Клыки являются орудием защиты. От сильного холода спасает толстая кожа, которая достигает до 4 сантиметров. Зрение неважное, но отличное обаяние.
- Белый медведь (слайд №6, 7) , (дети отгадывают и рассказывают о животных).
- Белые медведи любят плавать в холодной в воде. А как вы думаете, почему их шерсть не покрывается льдом, когда они вылезают из воды? (предположения детей ). Давайте проверим, проведем опыт: в ёмкость с водой опустите правую руку и тут же выньте её.
Что вы заметили? (рука стала сырой, покрылась тонким слоем воды) . Тряхните рукой, вода осталась на руке? (ответы детей). Вытрите руку, чтобы она снова стала сухой.
- А теперь, я предлагаю протереть левую руку жиром, снова опустить в воду и вытащить.
- Что вы заметили? (Вода не покрывает всю руку, она собралась капельками).
- Как вы думаете, почему так получилось? (Жир не пропускает воду).
- Тряхните рукой. Капельки легко отлетели.
- Что же спасает белого медведя от замерзания в сильный мороз? (Шерсть пропитана жиром).
Что-то мне холодно стало, я предлагаю вам согреться.
(Звучит музыка «Где-то на белом свете…», дети двигаются под музыку).
А теперь я предлагаю продолжить путешествие (слайд №8)
Мы летим, летим, летим
Всю планету облетим.
Чтобы нам умнее стать,
Надо нам о многом знать!
(звучит спокойная музыка , на экране Африка) (слайд №9)
- Что-то мне стало жарко, а вам? Дети, как вы думаете, куда мы теперь прилетели? (ответы детей).
- Правильно, это жаркий континент Земли - Африка. А кто из вас может его показать на глобусе?
(Показ Африки ребенком на глобусе)
- Правильно! В Африке летом и зимой очень жарко. Дети, а вы знаете, какие животные живут на этом континенте? (ответы детей)
Африка, Африка - волшебный континент,
На всей большой планете земли прекрасней нет:
Львы и обезьяны, зебры и слоны,
Верблюды, бегемоты - жители страны.
- Что-то никого не видно. Я предлагаю взять бинокли и посмотреть, где же звери?
-Посмотрите направо, посмотрите налево, посмотрите вниз, посмотрите наверх. Что за чудеса? Перед нами высокое животное с большим горбом на спине:
“Зверь я горбатый,
Нравлюсь ребятам”.
Кто это? (слайд №10)
- Верблюда называют кораблем пустыни. Почему, как вы думаете? (движения плавные, как у корабля). Верблюды перевозят тяжелые грузы, людей. Это очень сильные и выносливые животные. Почему им не жарко в пустыне? (Длинная густая шерсть защищает тело верблюда от палящих солнечных лучей) . Песок очень горячий, что обжигает ноги. Чем защищены они у верблюда? (копытами). Какие они у верблюда? (На ногах толстые мозоли, чтобы верблюду было удобно ходить по песку).
- Они должны быть широкими, чтобы “корабль пустыни” не проваливался в песок. Когда ветер в Сахаре поднимает песок, становится трудно дышать, ноздри могут закрываться с помощью специальных мускулов. И уши устроены так, что песок не набивается в них. Они маленькие и заросшие волосками.
- Я предлагаю вам отгадать загадки(слайд №11-13).
- А какие животные еще живут в Африке? (ответы детей.) . Молодцы, вы назвали много животных.
- Вот и подошло к концу наше путешествие. Нам пора возвращаться в детский сад.
- Вам понравилось путешествие? Что интересного для вас было сегодня?