В странах, составляющих пространство Шанхайской организации сотрудничества и Евразийского экономического союза (ЕАЭС), живет 40 % населения всего мира. Два альянса имеют все возможности создать новую платформу для экономического сотрудничества. Сопряжение ЕАЭС и ШОС выгодно, прежде всего, странам Центральной Азии. Это поможет в развитии экономики и повышении уровня безопасности. Не секрет: стабильность - основа для успешного экономического сотрудничества. Эти две организации, несмотря на ряд противоречий, могут успешно дополнять друг друга. Сотрудничество в рамках ЕАЭС сосредоточено, прежде всего, на вопросах экономического взаимодействия. Что касается ШОС, то, провозглашая свою фундаментальную заповедь - "укрепление безопасности в регионе, содействие раскрытию потенциала добрососедства, единения и сотрудничества между государствами и их народами", декларирует также и создание механизмов экономического сотрудничества. Для оценки возможности сопряжения двух организаций, надо напомнить о целях и задачах каждой из них. Участники первого саммита, создавшего в 1996 году "Шанхайскую пятерку" (Россия, Китай, Казахстан, Киргизия и Таджикистан), подписали соглашение об укреплении доверия в военной области в сфере охраны границы. Через год к ШОС примкнул Узбекистан, формат организации превратился в "шестерку". Россия и молодые суверены Центральной Азии уже не представляли военной угрозы для Китая. Из региона ЦА были выведены все советские военные гарнизоны. Но при этом нарушился экономический баланс, включая фактор деиндустриализации, поскольку многие предприятия были «заточены» на обслуживание советской военной системы. Выполнив поставленную задачу – обеспечение стабильности по периметру границ бывших советских республик и Китая, организация обратилась к экономической составляющей. Не обошлось без противоречий: Пекин настаивал на создании Банка развития ШОС, Москва же предлагала остановиться на Фонде развития ШОС в целях финансового обеспечения совместных проектов в рамках организации. Конфликт состоял в том, что у Китая большой объем наличности, и Банк ШОС автоматически стал бы китайским инструментом. Россия же настаивала на сохранении баланса внутри ШОС. Сегодня ШОС вступила в новую фазу своего институционального развития уже как «Шанхайская восьмерка» - летом с.г. полноправными членами Организации стали Индия и Пакистан. Если говорить об ЕАЭС, то это – проект, в котором на уровне всех официальных документов заложена исключительно экономическая интеграция. Президенты России, Казахстана и Белоруссии в мае 2014 года подписали договор ЕАЭС на базе Таможенного союза. Позже к интеграционному объединению присоединились Армения и Киргизия. На очереди - Таджикистан. ЕАЭС был задуман как конфедерация суверенных государств с единым политическим, экономическим, военным и таможенным пространством. При этом речь, конечно, не идет о том, чтобы как-то влиять на политический суверенитет стран-участников организации, их валютный и налоговый режим. У ЕАЭС четко определены пути развития как субъекта международного права – это Зона свободной торговли (ЗСТ). Направление достаточно эффективное и результативное. ЕАЭС заключает соглашение о ЗСТ с конкретными странами. На днях основные параметры ЗСТ были согласованы и с Китаем. Индийские делегации неоднократно принимали участие в заседания ЕАЭС. Интерес к ЗСТ проявляют около 50 стран мира. По сути, для сотрудничества в рамках ЕАЭС – ЗСТ достаточно иметь двусторонние отношения: ЕАЭС – Китай, ЕАЭС – Индия и т.п. Это оптимальный вариант потому, что у всех участников разные экономики, разная структура торговых отношений экспорта-импорта. Но, соглашение ЗСТ в рамках организаций ЕАЭС – ШОС трудно представить, поскольку интересы у стран, входящих в эти организации, разные. А главное - ШОС не обладает правосубъектностью в рамках международного права, т.е. от имени ШОС никто не может подписывать соглашения, в то время как такое право есть у ЕАЭС. Однако Китай предложил на площадке ШОС создать региональную ЗСТ. Для полной реализации своих планов Пекин предложил концепцию «Один пояс один путь» в рамках своей стратегии «Экономический пояс Шелкового пути». В мае 2017 года в Пекине состоялась презентация этого проекта, где обсуждались вопросы по выделению инвестиций на строительство промышленных предприятий нефтегазовой и транспортной инфраструктуры, которая будет соединять КНР со странами Центральноазиатского региона, Евросоюза и Африки. Китай в стремлении продемонстрировать серьезность обязательств гарантировал выделение $124 млрд в виде инвестиций. Киргизия заручилась согласием Китая строить железную дорогу, которая соединит железнодорожные системы двух стран с выходом в Узбекистан. Последний заключил с Китаем соглашений на $23 млрд. В рамках программы Таджикистан к 2020 г. планирует увеличить товарооборот с КНР до $3 млрд. Эксперты полагают, что взаимодействуя с Центральной Азией через ЭПШП и ШОС, Китай выстраивает долгосрочные партнерские отношения с каждой стран региона по отдельности ввиду нерешенных внутрирегиональных проблем. Учет Пекином подобных особенностей ценится в регионе и устраивает стороны. Ожидается также активизация поисков конкретных механизмов сопряжения инициативы «Экономический пояс Шелкового пути» и ЕАЭС. По мнению завотделом экономической теории ИМЭМО им. Е.М.Примакова РАН Сергея Афонцева, развитию полноценного сопряжения китайской инициативы и ЕАЭС препятствует несколько факторов. Первый – интерпретация проекта ОПОП как преимущественно инфраструктурного. Второй – крупные проекты с участием государственных компаний на уровне межгосударственных дискуссий всегда оказываются на переднем плане. Это проекты, требующие миллиардных вложений и решений на уровне политического руководства стран. По мнению Афонцева, деловые круги способны не менее эффективно идентифицировать возможные точки сопряжения. Невостребованным пока остается потенциал сотрудничества в высокотехнологичной сфере. «Это - реальная возможность для российской стороны обеспечить решение приоритетной задачи повышения доли несырьевой продукции в экспорте, для китайской стороны – еще больше расширить свой экспортный потенциал за счет производства принципиально новых товаров, кастомизированных под конкретные рынки ЕАЭС и стран-партнеров ЕАЭС. По словам экономиста, такое направление сопряжено особенно перспективно в свете возможностей, которые в настоящее время открываются в связи с тем, что ЕАЭС готовит ряд соглашений о ЗСТ с третьими странами. Потенциальный выигрыш, по мнению эксперта Кубата Рахимова, может быть в выстраивании равноправных отношений на платформе Банка ШОС или Фонда ШОС. «Банк ШОС должен быть многосторонним инвестором. Это было бы интересно. Выравнивание баланса геополитических интересов внутри ШОС за счет появления Индии и Пакистана», – считает Рахимов. По его мнению, ШОС, обретает новое сопряжение с экономическим проектом ЕАЭС».

От сопоставления Евразийского Экономического Союза с Европейским союзом перейдем к рассмотрению вопроса о том, что объединяет ЕАЭС с ШОС и БРИКС (разумеется, не только потому, что в них присутствует Россия).

Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) представляет собой региональную международную организацию, основанную в 2001 г. лидерами Китая, России, Казахстана, Таджикистана, Кыргызстана и Узбекистана. ШОС не является военным блоком, как НАТО, или открытым регулярным совещанием по безопасности, как АРФ АСЕАН, а занимает промежуточную позицию . Главными задачами организации провозглашены укрепление стабильности и безопасности на пространстве, объединяющем государства-участников, борьба с терроризмом, сепаратизмом, экстремизмом, наркотрафиком, развитие экономического сотрудничества, энергетического партнерства, научного и культурного взаимодействия. На начало 2016 г. членами ШОС являются: Индия, Казахстан, Китай, Кыргызстан, Пакистан, Россия, Таджикистан и Узбекистан. Государства-наблюдатели ШОС - Афганистан, Беларусь, Иран, Монголия. В состав партнеров по диалогу ШОС (статус которых предоставляется государствам и организациям, разделяющим цели и принципы ШОС, установившим с ней отношения равноправного взаимовыгодного партнерства и сотрудничающим по отдельным направлениям деятельности) входят Азербайджан, Армения, Камбоджа, Непал, Турция и Шри-Ланка. Бангладеш, Египет и Сирия подали заявку на участие в ШОС в качестве государств-наблюдателей (рис. 14).

Предпосылки к созданию ШОС были заложены еще в 60-е гг. XX в., когда СССР и КНР вступили в переговоры по разрешению территориальных споров. После распада Советского Союза появились новые участники переговоров в лице России и государств Центральной Азии. После того как КН Р разрешила территориальные споры с Россией, Казахстаном, Киргизией и Таджикистаном, появилась возможность дальнейшего развития регионального сотрудничества. В 2001 г. встреча была проведена в Шанхае. Тогда пять стран-участниц приняли в состав организации Узбекистан, что повлекло переименование организации в «Шанхайскую организацию сотрудничества», или «Шанхайскую шестерку». Первыми документами, принятыми ШОС, стали «Декларация о создании Шанхайской организации сотрудничества», «Шанхайская

Щ страны-члены Q наблюдатели | партнеры по диалогу

Рис. 14. Контуры ШОС

конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом» и «Совместное заявление о подключении Узбекистана к механизму “Шанхайской пятерки”». Встреча глав государств в июне 2002 г. в Санкт-Петербурге продолжила институциональное оформление ШОС. Декларация о создании организации получила практическое воплощение в подписании «Декларации глав государств - членов ШОС» и «Хартии ШОС» - базового уставного документа. С 1 января 2004 г. ШОС начала функционировать как полноценная международная структура, обладающая собственными рабочими механизмами, персоналом и бюджетом.

ШОС имеет соглашения о партнерстве с ООН, СНГ, ОДКБ, ЕАЭС и АСЕАН. Это неизбежно приводит к столкновению интересов стран-участниц ШОС. В первую очередь, эксперты обращают внимание на столкновение экономических и политических интересов России и Китая. Россия настаивает на сохранении традиционной активности ШОС в области борьбы с проявлениями «трех зол» (по терминологии ШОС): терроризмом, экстремизмом и сепаратизмом. Опасаясь установления экономической гегемонии КНР в постсоветской Азии, Россия предпринимает усилия для того, чтобы сдерживать предложения Пекина по интенсификации экономического сотрудничества в рамках ШОС. Китай, напротив, рассматривая страны ШОС как перспективный рынок сбыта, настаивает на том, чтобы приоритеты ШОС между анти- террористической и экономической деятельностью делились поровну, а в перспективе экономическая стратегия может занять главное место в деятельности организации. Более того, во внешней политике на первый план Китай ставит исторически территориальную проблему объединения с Тайванем, которая выходит за пределы компетенций ШОС, поскольку к решению этой проблемы причастны США. Россия стремится к более тесной интеграции на основе делегирования части суверенитета государств региона наднациональным органам (ОДКБ, ЕврАзЭС, а теперь и ЕАС), Китай же не намерен делить суверенитет ни с кем другим.

Россия предпочитает реализовать, в первую очередь, субрегиональные интеграционные проекты между двумя или тремя странами с сопоставимыми экономиками, а экономическую интеграцию в формате ШОС рассматривать как более отдаленную цель. Пекин же настаивает на создании единого интеграционного пространства в рамках ШОС уже в ближайшее время . Это можно объяснить тем, что снятие торговых барьеров между странами ШОС создаст благоприятные условия главным образом для увеличения предтожения китайских товаров, и тем самым перед странами Центральной Азии откроется перспектива стать придатком китайской экономики. С другой стороны, как полагает А. Ю. Баранов, «американские эксперты уповают на то, что Пекин, идя на контакт с Россией, в первую очередь стремится разыграть в своих целях “российскую карту”, но не заинтересован в расширении российского политического влияния в АТР. Но ежегодные встречи глав государств ШОС и двусторонние контакты на высшем уровне демонстрируют стремление и российской, и китайской стороны к взаимодействию в ряде ключевых сфер в политике и экономике в АТР и за его пределами» . Действительно, в «треугольнике США-РФ-КНР» интересы ШОС, а следовательно, и ее участников, должны занимать приоритетные позиции и в экономике, и в политике. Это, в частности, было подкреплено «Договором о долгосрочном добрососедстве, дружбе и сотрудничестве», принятым на бишкекском саммите 16 августа 2007 г. Этот Договор явился основой становления нового, более справедливого миропорядка после распада биполярной системы, когда доминирующей силой намеревались стать США как единственная оставшаяся сверхдержава.

Особое внимание следует обратить на внешнеполитическое окружение и международное влияние ШОС. Упомянутый выше «треугольник США-РФ-КНР» стал формироваться еще в 90-е гг. прошлого века в связи с распадом Советского Союза и притязаниями США на роль гегемона в однополярном мире. Тогда США воспринимали зарождающуюся «шанхайскую пятерку» как структуру, деятельность которой не представляла никакой угрозы их интересам. Китайский аналитик Чжао Хуашэн, отмечая, что ШОС изначально не имела антиамериканской направленности, приводит факты, свидетельствующие о том, что она формировалась в период наибольшего обострения отношений между Америкой, Китаем и Россией . Поначалу Вашингтон приветствовал любые шаги, направленные на ослабление угрозы исламского экстремизма и достижение стабильности в Центральной Азии. Но уже в 2005 г. военно-политическая элита США приступила к реализации проекта «Партнерство по сотрудничеству и развитию Большой Центральной Азии», в котором нет места ни России, ни Китаю. Иначе говоря, этот проект изначально был направлен против ШОС и, соответственно, против его участников. Вместе с тем отмечается, что противоречия между Россией, Китаем и США еще не настолько обострились, чтобы Москва и Пекин оказывали бы совместное противодействие Вашингтону. Как Россия, так и, в особенности, Китай, полагает А. В. Болятко, слишком дорожат своими отношениями с США, чтобы ставить их под удар, реализуя некий вариант военно-политического альянса-антагониста НАТО . Что касается отношений ШОС с такими центрами экономического могущества, как Евросоюз и Япония, то они ограничиваются пока в основном совместными энергетическими программами, хотя в Японии встречаются предложения заявиться ей в качестве партнера по диалогу в рамках ШОС. Важно отметить, что сегодня ни Китай, ни Соединенные Штаты, ни Россия самостоятельно не могут единолично играть ключевую роль в Центральной Азии. Следовательно, ключевая роль здесь - за ШОС и ЕАС. И хотя между государствами-членами ШОС неизбежны противоречия и разногласия, эта организация выглядит достаточно монолитной структурой, объединяемой цивилизационными и геополитическими кодами госу- дарств-соседей, даже несмотря на то, что страны-члены ШОС во многом различаются по основным экономическим показателям. На Китай и Россию приходится 98 % населения и 97 % суммарного ВВП ШОС. И даже несмотря на то, что относительное влияние России в ШОС меньше, чем в СНГ, ШОС играет важную для России роль по подключению Китая, Индии, Ирана, Пакистана и Монголии к многостороннему сотрудничеству в Центральной Азии. Для государств Центральной Азии, где одностороннее влияние России или Китая всегда воспринималось с некоторым опасением, их совместное присутствие в рамках ШОС, где равноправными членами являются сами центральноазиатские государства, является наиболее эффективным механизмом взаимодействия.

БРИКС (BRICS) - коалиция пяти быстроразвивающихся стран - Бразилии, России, Индии, Китая и Южно-Африканской Республики (она вошла в состав группы в начале 2011 г.; см. рис. 15), - которая была выделена аналитиком Goldman Sachs Джимом О’Нейлом в ноябре 2001 г. в аналитической записке банка.


Рис. 15.

Пока еще в неявной форме участниками саммитов БРИ КС высказывается определенная заинтересованность этих стран преобразовать «свою растущую экономическую власть в большее геополитическое “влияние”», хотя страны БРИ КС пока еще не образуют какой-либо экономический блок или официальную торговую ассоциацию . Члены БРИКС характеризуются как наиболее быстро развивающиеся крупные страны, обладающие большим количеством важных для мировой экономики ресурсов:

  • Бразилия - богата сельскохозяйственной продукцией;
  • Россия - крупнейший в мире экспортер минеральных ресурсов;
  • Индия - дешевые интеллектуальные ресурсы;
  • Китай - обладатель дешевых трудовых ресурсов;
  • Южно-Африканская республика - природные ресурсы.

В конечном итоге прогнозируется, что значительные размеры экономик этих стран в будущем позволят им трансформировать экономический рост в политическое влияние, что приведет к формированию новой экономической элиты и снизит влияние «золотого миллиарда» в мире. Экономический потенциал БРИКС таков, что эта группа может стать доминирующей экономической системой к 2050 г. На 2011 г. страны БРИКС занимают довольно высокие позиции в глобальном рейтинге. Итак, БРИКС следует рассматривать как долгосрочный проект объединения геополитических полюсов на трех континентах Земли, которые, демонстрируя свое экономическое и ресурсное могущество, закладывают реальную структуру многополярного мира, в котором ЕАЭС и ШОС будут занимать лидирующие позиции.

Первый Российско-китайский строительный форум, состоявшийся в среду, 2 марта, в Москве, принес новости, связанные не только со строительством и развитием сотрудничества РФ и КНР. Как сообщил первый замминистра экономического развития Алексей Лихачев, страны Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) готовят соглашение об экономическом континентальном партнерстве, подразумевающем и зону свободной торговли.

"Фактически мы сейчас будем готовить подходы к некоему экономическому континентальному партнерству, всеобъемлющему договору в рамках ШОС. Причем мы понимаем, что сегодня ШОС очерчивает страны такие, как, конечно же, Китай и Россия, страны Центральной Азии, но и вовлекает в эту работу, с одной стороны, Армению и Белоруссию, являющихся членами ЕврАзЭС, с другой стороны, Индию, Пакистан, которые начали непростой, но в будущем, я думаю, успешный путь присоединения к Шанхайской организации", - пояснил Лихачев. Замминистра особо подчеркнул, что около половины населения мира станет участниками этого соглашения.

Инициатива ШОС и ЕАЭС представляет собой не только ответ на крупнейшие экономические проекты США - Транстихоокеанское партнерство (ТТП) и Трансатлантическое торговое и инвестиционное партнерство (ТТИП), которые явно направлены против Китая и России. Это и закономерный этап развития сотрудничества на евразийском пространстве. Не случайно в саммите в Уфе 8 - 10 июля 2015 г. фактически участвовали три организации - ШОС, БРИКС и Евразийский экономический союз.

Торговое соглашение ШОС и ЕАЭС действительно может стать самым амбициозным в мире. Странами- участницами ШОС являются Россия, Китай, Индия, Пакистан, Казахстан, Узбекистан, Таджикистан и Киргизия, может присоединиться Иран. Общая территория стран ШОС составляет 60% территории Евразии, общая численность населения - 3 миллиарда 40 миллионов человек. Члены ЕАЭС - РФ, Армения Белоруссия, Казахстан, Киргизия, кандидат на вступление - Таджикистан. Общее население союза - 183 миллиона человек, территория первая в мире, а ВВП пятый в мире.

На 17 марта запланировано обсуждение договора министрами экономики стран ШОС, а финальная точка в его создании будет поставлена на встрече глав государств Шанхайской организации сотрудничества 22 октября 2016 г. в Ташкенте. Пока подробностей будущего соглашения нет, Алексей Лихачев лишь обозначил его контуры. По словам чиновника, есть как минимум три крупных составляющих: свобода движения товаров, содействие товарообороту, вопросы движения капиталов, инвестиций, комфортная среда для увеличения доли в национальных валютах и преференциальный доступ к российскому рынку услуг.

"Огромную работу мы будем вести как в рамках Евразийского союза, так и в рамках двусторонних контактов между Китайской Народной Республикой и Россией", - сказал Лихачев, добавив, что "это будет шире, чем ЗСТ". Ранее Пекин выступил за создание зоны свободной торговли (ЗСТ) в рамках ШОС.

Очевидно, что РФ и КНР будут неформальными лидерами партнерства и его успех во многом зависит от того, как станут выстраиваться российско-китайские двусторонние отношения и найдут ли страны оптимальный баланс интересов.

17 мая 2018 г. во время проведения экономического форума в Астане было подписано соглашение между Китайской Народной Республикой и Евразийским экономическим союзом об экономическом и торговом сотрудничестве. Данный документ, по мнению китайской стороны, является важной вехой в продвижении инициативы КНР «Один пояс – один путь». Процесс ратификации договора может затянуться на многие месяцы, но Китай не спешит: сотрудничество с ЕАЭС является для Пекина не единственным способом торгово-экономического взаимодействия с евразийскими государствами.

Объем соглашения составил 13 глав. Документ определяет деятельность КНР и ЕАЭС в рамках таможенного сотрудничества и упрощения процедур торговли, права интеллектуальной собственности, устанавливает базу для ведомственного сотрудничества и проведения государственных закупок, а также устанавливает правила для ведения электронной торговли, рассматривает вопросы, связанные с конкуренцией на рынках.

Стороны договорились о дальнейшем упрощении процедур таможенного оформления и сокращения сопутствующих расходов при ведении торговли.

Предполагается создание благоприятных условий для промышленного развития, содействие углублению экономических отношений КНР и ЕАЭС, а также его государств – членов в рамках двусторонних отношений с КНР.

Путь к соглашению начался в мае 2015 г. С тех пор прошло пять раундов переговоров, три заседания рабочих групп, а также две консультации на уровне министров. Соглашение открывает новый этап отношений КНР и ЕАЭС, а также сотрудничества в рамках политики сопряжения ЕАЭС и инициативы «Пояса и Пути».

В Китае подчеркивают, что, несмотря на отсутствие снижения тарифов в рамках соглашения, оно основано на правилах и нормах ВТО. Такой взгляд позволяет говорить о двух аспектах развивающегося торгово-экономического взаимодействия Китая и ЕАЭС. С одной стороны, торгово-экономические отношения КНР и ЕАЭС должны находиться в рамках норм и правил ВТО, что говорит об отсутствии стремления Китая создавать параллельную глобальную торгово-экономическую систему на базе взаимоотношений с ЕАЭС. С другой стороны, Китай делает попытку перехватить первенство в ВТО у стран Запада, подчеркнуть свою приверженность устоявшимся правилам торгово-экономических отношений в мире.

Необходимо заметить, что в Китае не торопятся с оценкой соглашения о торгово-экономическом сотрудничестве с ЕАЭС. Процесс ратификации соглашения во всех странах – членах ЕАЭС может продолжаться более полугода, а значит, возможность реальной оценки документа и его значения для сторон откроется не раньше 2019 г.

В Китае говорят об элитарном характере соглашения. Отмечено, что весь период взаимодействия ЕАЭС и КНР в вопросах торгово-экономических отношений, а также в вопросах сопряжения ЕАЭС и инициативы «Пояса и Пути» первую скрипку играли лидеры государств. В итоге благодаря значительной личной поддержке председателя КНР и лидеров стран – членов ЕАЭС стало возможным завершение переговоров по соглашению.

Документ рассматривается как часть политики Китая в рамках взаимоотношений со странами – участницами инициативы «Пояса и Пути». Соглашение названо важной вехой в строительстве и развитии китайской инициативы. Перечисляя аспекты соглашения, затрагивающие сотрудничество в сфере торговли, интеллектуальной собственности, государственных закупок и электронной коммерции, подчеркивается, что интеграция ЕАЭС и КНР, шире – инициативы «Пояса и Пути», позволяет китайским предприятиям еще больше развивать свой экспортный потенциал в отношении стран – членов ЕАЭС.

Китай видит соглашение о торгово-экономическом сотрудничестве не только как документ, организующий систему многостороннего сотрудничества стран ЕАЭС с КНР, но и как основу дальнейшего развития торгово-экономических отношений с ними. Соглашение между ЕАЭС и КНР было упомянуто в совместных заявлениях с Россией и Казахстаном в преддверии саммита ШОС.

Говоря о двустороннем сотрудничестве КНР на примере России, соглашение пока что не было отмечено в качестве прорывного или первостепенного документа. Напротив, документ назван в ряду рутинных практик двустороннего взаимодействия, которые, несмотря на значительный прогресс, требуют дополнительных усилий и закрепления результатов.

Говоря о взгляде китайской прессы и аналитических центров на возможности торгово-экономического взаимодействия в Евразии, на первое место выходит не ЕАЭС, а ШОС, которая постепенно получает все большую значимость в рамках китайской внешнеэкономической стратегии.

Вызывает интерес материал о содействии углублению экономического сотрудничества в ШОС, опубликованный в преддверии саммита организации в Циндао.

Целью развития экономического взаимодействия в ШОС названо содействие региональному упрощению процедур торговли и либерализации институциональных механизмов.

Подчеркнута важность инициативы «Пояса и Пути» для развития ШОС и необходимость стремления к созданию ЗСТ ШОС. Достижение этого результата возможно через реформирование коммерческой системы стран, укрепление правовой структуры, а также совместной борьбы с коррупцией и движения в сторону экономического взаимодействия. Достижимость ЗСТ ШОС просматривается через синергию организации и китайской инициативы.

ШОС также рассматривается как основа регионального «сообщества единой судьбы». ШОС представляет собой новый тип международных отношений, который базируется на уважении, справедливости и взаимной выгоде. Новый тип международных политических и экономических отношений в ШОС сформирован «Шанхайским духом», который основан на доверии, взаимной выгоде, равенстве, уважении к различным цивилизациям и стремлении к общему развитию.

В ШОС происходит продвижение экономического сотрудничества и формирование сообщества экономических интересов. Благодаря инициативе «Пояса и Пути» была улучшена инфраструктура региона, что влияет на развитие торговли стран – членов организации.

Подчеркнуто развитие гуманитарного сотрудничества. Проводятся мероприятия по культурному обмену и обмену в сфере образования и науки. Благодаря этому формируется социальная основа развития общества, разделяющего «общую судьбу».

Взаимодействие КНР и ЕАЭС зависит от множества факторов как во внутренней политике, так и в международных отношениях. ЕАЭС не является единственной площадкой, рассматриваемой КНР как основа для экономического взаимодействия с постсоветской Евразией.

Заметны активные попытки выдвижения экономической повестки дня на первое место в рамках ШОС. Основным нюансом является то, что все возможные механизмы взаимодействия находятся в контексте развития инициативы «Пояса и Пути», которая, по мнению КНР, начинает выступать мерилом экономической интеграции в Евразии.

МОСКВА, 2 мар — РИА Новости. Страны Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) будут работать над соглашением по созданию экономического континентального партнерства в виде зоны свободной торговли, заявил первый замглавы МЭР РФ Алексей Лихачев.

Атамбаев: непростые процессы в мировой экономике - вызов для ЕАЭС Киргизия стала полноправным членом Евразийского экономического союза 12 августа прошлого года. По словам Алмазбека Атамбаева, нужно, чтобы оправдались надежды киргизстанцев от интеграции.

"Важный момент для нас — уже принятое решение наших премьеров — всерьез подумать о зоне свободной торговли ШОС. Мы не просто приняли вместе с китайской делегацией, мы развили ее до следующей: фактически мы сейчас будем готовить подходы к некому экономическому континентальному партнерству, всеобъемлющему договору в рамках ШОС. Причем мы понимаем, что сегодня ШОС очерчивает такие страны, как Китай и Россия, страны Центральной Азии, но и вовлекает в эту работу с одной стороны Армению и Беларусь, являющиеся членами ЕАЭС, с другой стороны — Индию и Пакистан, которые начали непростой, но, я думаю, в будущем успешный путь присоединения к ШОС", — заявил Лихачев.

По его словам, таким образом, около половины населения всего мира будет участником этого огромного соглашения. "И там мы видим как минимум три крупных составляющих: это свобода движения товаров, содействие товарообороту, это, конечно, вопросы движения капиталов, инвестиций, комфортная среда для увеличения доли в национальных валютах, ну и, конечно же, преференциальный доступ к нашему рынку услуг", — добавил он, выступая на первом российско-китайском строительном форуме.

Лихачев заметил, что хоть у России и есть уже аналогичный опыт по созданию зоны свободной торговли — с Вьетнамом — но этот проект имеет "совершенно другой масштаб".

Нотариаты стран ЕАЭС наладят систему обмена правовой информацией В ходе переговоров перед подписанием оглашения представители нотариальных палат Армении, Беларуси, Казахстана и России обменялись информацией об изменениях в гражданском законодательстве и нотариальной деятельности в странах-участницах в 2015 году.

"Хотел бы подчеркнуть, что задача уже доложена нашим руководителям — председателю КНР, президенту РФ. И думаю, что финальную точку в начале этих переговоров, в создании этого, может быть самого амбициозного торгового соглашения в мире, будет поставлена на встрече глав государств ШОС", — подытожил Лихачев.

"Мы приглашаем к Алексею Валентиновичу Улюкаеву всех министров экономики ШОС 17 марта для обсуждения уже субстантив этого соглашения", — уточнил он журналистам в кулуарах форума.

По словам замглавы МЭР, главы стран ШОС дали непубличное поручение министрам экономики встретиться и на следующем заседании совета глав правительств "доложить некую дорожную карту о подготовке этого соглашения".

Как создавали ЕАЭС

Евразийский экономический союз (ЕАЭС) — экономический союз, который в рамках евразийской интеграции с 1 января 2015 года создается на базе Таможенного союза России, Казахстана и Белоруссии. Сотрудничество в сфере межгосударственной интеграции в сфере экономики на постсоветском пространстве ведется с конца 1990-х годов. 26 февраля 1999 года Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия и Таджикистан подписали Договор о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве.