Слайд 1

История развития образования

Слайд 2

Школы Древней Руси
В Древней Руси школы появились еще в домонгольское время. После принятия христианства (988 г.) князь Владимир приказал отдавать «на книжное учение» детей «лучших людей». Ярослав Мудрый создал школу в Новгороде для детей старост и духовных лиц. Обучение в ней велось на родном языке, учили чтению, письму, основам христианского вероучения и счету. В Древней Руси были школы и высшего типа, готовившие к государственной и церковной деятельности. В таких школах наряду с богословием изучались философия, риторика, грамматика, знакомились с историческими, географическими и естественнонаучными сочинениями. Образование ценилось очень высоко. Хорошо образованных людей летописи называли «книжными мужами».

Слайд 3

Основные события педагогической истории X-XVII вв.
X в. – крещение Руси, создание славянского алфавита, появление церковных школ С XIII в. – распространение грамоты через школы мастеров грамоты 1564 – начало книгопечатания; появление печатных азбук XVI - XVII вв. – братские школы 1633 – создание Киево-Могилянской академии 1687 – открытие Московской славяно-греко-латинской академии

Слайд 4

Школа и педагогика в XVIII в.
В развитии школы и просвещения XVIII в. выделяются четыре периода: I период охватывает первую четверть XVIII в. это время создания первых светских школ, создание Академии наук, университета и гимназии при ней (С.-Петербург) II период – 1730-е – 1765 г. – возникновение закрытых сословных дворянских учебных заведений, создание Московского университета III период – 1766 – 1782 гг. – развитие просветительских педагогических идей, осознание необходимости государственной системы народного образования, реформы учебных заведений. VI период – школьная реформа1782-86гг. – первая попытка создания государственной системы народного образования.

Слайд 5


Мальчики распределялись по пяти возрастам: 1-й возраст – от 6 до 9 лет 2-й возраст – от 9 до 12 лет 3-й возраст – от 12 до 15 лет 4-й возраст – от 15 до 18 лет 5-й возраст – от 18 до 21 года
Все науки были разделены на четыре раздела: 1. Науки, дающие руководство к познанию других наук 2. Науки, нужные для гражданских занятий 3. Науки, имеющие практическую пользу 4. Художества

Слайд 6

Развитие образования в XIX веке
Девочки распределялись по четырем возрастам: 1-й возраст – от 6 до 9 лет (кофейный цвет платья) 2-й возраст – от 9 до 12 лет (голубой цвет платья) 3-й возраст – от 12 до 15 лет (серый цвет платья) 4-й возраст – от 15 до 18 лет (белый цвет платья)
Образовательный процесс: от 6 до 9 лет – Закон Божий, все части воспитания и благонравия, российский язык, иностранные языки, арифметика, рисование, танцы, музыка вокальная и инструментальная, шитье и вязание всякого рода. от 9 до 12 лет – продолжение прежнего, география, история, часть экономии и домостроительства.

Слайд 7

Основные события педагогической истории XIX в.
Были основаны: Государственные лицеи 1811 (до 1844) – Царскосельский лицей 1844-1918 - Александровский лицей Университеты 1804 – Казанский 1805 – Харьковский 1819 – Петербургский 1834 – Киевский 1865 – Одесский (Новороссийский) 1888 - Томский

Слайд 8

Особенности развития образования в начале XX в.
1918 год - введение несословной единой трудовой школы. Гимназии еще существуют, но ликвидировано разделение на мужские и женские гимназии. Поскольку церковь была отделена от государства и в учебных заведениях упразднено преподавание Закона Божьего. Исчезают церковно-приходские школы и учительские семинарии. 1920-е годы: пора самых смелых и рискованных школьных экспериментов.

Слайд 9


Середина и конец 30-х годов. школа вернулась к системе оценок ("отлично", "хорошо", "посредственно", "неудовлетворительно" или "плохо"), к стабильным учебникам и программам. В 1943 году, когда Сталин ввел "золотые", подзабытые за четверть века "царские" погоны, появились мужские и женские школы, красные кадеты ("суворовцы") и красные гардемарины ("нахимовцы"). Были созданы школы рабочей молодежи (ШРМ) для людей, работавших на производстве.
В 1958 году, Трудовое и политехническое направления были поставлены во главу образования. Было объявлено об обязательном 8-летнем среднем образовании. В начале 70-х годов начали менять школьные учебники и программы. Вместо "арифметики" и "алгебры" появилась "математика", менялись не только учебники, но и школьная мебель, ручки.

Слайд 10

Особенности развития образования в XX в.
В 1984 году в школу могли идти дети шестилетнего возраста, появились странные "перескоки" в пятый и одиннадцатый класс. Но учились реально 10 лет. Всю перестройку (1985-1991) и последующее десятилетие в советской, а затем российской школе шел вал всевозможных экспериментов с учебниками, со школьными программами. Появились школы-лицеи, школы-гимназии, школы-колледжи. Школы оснащали компьютерами и постепенно утратилось представление о школьной форме.

Слайд 11

Особенности развития образования в XX – начале XXI вв.
В 1997-2000 гг. развернули яростную полемику вокруг реформы. Сменилось несколько министров образования. 2001 год - первый год нового тысячелетия, год эксперимента с единым выпускным-вступительным экзаменом. 2010 год – согласно Болонскому соглашению Россия должна будет перейти на обязательное 12летнее школьное образование и двухступенчатое высшее образование.

  • Методика обучения истории
  • Т.Г. Питинова
  • Зарождение и становление исторического образования в XVIII в.
  • Историческое образование в XIX в.
  • Первые публикации по методике обучения истории
  • Литература
  • Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Теория и методика преподавания истории. М., 2003.
  • Короткова М.В., Студеникин М.Т. Методика обучения истории в схемах, таблицах, описаниях. М., 2000.
  • Степанищев Методика изучения истории в школе. Ч.1. М., 2002.
  • Студеникин М.Т. Методика преподавания истории в школе. М., 2002.
  • http://dic.academic.ru
1. Зарождение и становление исторического образования в XVIII в.
  • Период появления первых исторических сведений и сборников, содержащих исторические сведения:
  • ПВЛ, Слово о полку Игореве,
  • Нашествие Батыя на Русь,
  • Житие А. Невского,
  • Сказание о Мамаевом побоище,
  • Азбуковники, Синопсис.
  • «Летописец русских царей»
  • XV в.
  • «Хронограф»
  • XVI-XVII вв.
  • «Синопсис»
  • 1674 г.
  • «Азбуковник»,
  • XV-XVII вв.
  • Пуфендорф
  • «Введение в историю европейскую» 1718
  • «Книга степенная царского родословия», XVI в., «Царственный летописец» XVII в.
  • «Плутарх. Сравнительные жизнеописания» XVIII в.
  • Источники исторических знаний
  • «Азбуковник» XVII века
  • Розга: «Розга ум вострит и возбуждает память».
Хронограф (греч. - время пишу)
  • хронографический свод. Впервые русская история и история южных славян рассматривалась наравне с всемирной историей.
  • Первый хронограф на Руси появился в XI в.
  • На рубеже XV-XVI вв. создан
  • Русский хронограф -своеобразная историческая энциклопедия.
  • Хронограф распространялся в рукописях.
«СИНОПСИС» (греч. synopsis - обозрение) – первое учебно-историческое произведение. Сведения о происхождении и быте славян, истории Древнерусского государства, Украины, России. Синопсис (обозрение)
  • «Синопсис, или Краткое описание о начале русского народа» -
  • компилятивный обзор истории Юго-Западной Руси, составленный во второй половине XVII столетия.
  • Впервые издан в 1674 в типографии Киево-Печерской Лавры, последний раз - в 1861 в Киеве.
  • Автор - монах Иннокентий Гизель.
  • До начала XIX века «Синопсис» использовался как учебник по истории.
  • 1705г.
  • 1721г.
  • 1726г.
  • начало преподавания истории (Московская гимназия пастора Глюка).
  • преподавание истории в школе Феофана Прокоповича.
  • начало государственного обучения истории
  • (Академическая гимназия).
Гимназия пастора Глюка - учебное заведение официально учрежденоУказом от 25 февраля 1705 г.
  • Дети бояр, служилого и купеческого люда занимались историей по желанию в конце учебного дня.
  • Выпускники гимназии шли на государственную службу.
  • Здание гимназии Иоганна Эрнста Глюка
  • С 1705 по 1715 год гимназия занимала палаты Нарышкиных
  • Здание перестроено.
Общеобразовательные предметы - география, философия, история, арифметика, как и танцы, фехтование, верховая езда обязательны для всех учеников.
  • Расписание занятий:
  • 6 часов утра – подъем, молитва и чтение церковных книг.
  • С 9 до 10 часов в классах изучали «Картины мира» Я.А.Коменского;
  • с 10 до 12 часов штудировали латынь и латинскую грамматику;
  • с 12 до 13 часов - завтрак;
  • с 13 до 14 часов – правописание, подготовка к урокам;
  • с 14 до 15 часов - уроки каллиграфии, французской и немецкой грамматики;
  • с 15 до 16 часов младшие ученики занимались арифметикой, переводом пословиц, а старшие - риторикой и фразеологией;
  • с 16 до 17 часов - уроки французского языка.
  • С 17 до 18 часов занятия историей и приготовление домашнего задания.
Царь Петр I инспектирует гимназистов По указу от 7 марта 1705 г. в школу принимали охочих до учения недорослей «всякого состояния».
  • Обучение - бесплатно, на содержание школы выдавали 3 тысячи рублей ежегодно.
  • В школе - 8 учителей-иностранцев и 30 учеников.
1721 г. – общеобразовательная школа Феофана Прокоповича в Петербурге для детей-сирот, детей бедняков и солдатских детей.
  • В 1716 г. Феофан Прокопович в собственном доме открыл семинарию.
  • Историю изучали дети «всякого звания».
  • В своем доме на Карповке он собрал огромную библиотеку из 30 тыс. книг.
Школа на Карповке существовала до 1736 г., закрыта со смертью Феофана Прокоповича. Обучилось 160 молодых людей.
  • В школе - строгая дисциплина, надзор, точное расписание, отсутствие суеты, беспорядка.
  • Программа основана на «триязычии» (русский, латынь, греческий).
  • Большое внимание уделялось истории и географии, арифметике и геометрии, рисованию и музыке.
  • Обучали дисциплинам необходимым будущей светской и духовной интеллигенции России.
1724 - Академия наук и художеств в Санкт-Петербурге 1726 г. - государственное обучение истории.
  • Первая правительственная академическая гимназия при Петербургском университете.
  • Структура:
  • 3 года - приготовительная немецкая,
  • 2 года - латинская школа.
  • Поступали в 5 класс, заканчивали обучение в 1 классе. Историю изучали с 3 класса.
  • В 3-2 классах - 3 часа в неделю изучали древнюю историю, начиная от сотворения мира и кончая правлением первого христианского императора Константина Великого.
  • В 1 классе - 2 часа в неделю, хронологически изучали до 40-х гг. XVIII века.
  • Первая в России академическая гимназия в Санкт-Петербурге
Университетская гимназия
  • В 1755 г. при Московском университете основана гимназия (ее называли Университетской или Академической).
  • «Введение в генеральную историю» Гильома Кураса
  • Изучение только всеобщей истории.
  • Преподавание - на иностранных языках: латинском, немецком.
  • 1747 г.
  • 1760 г.
  • «Краткий Российский летописец с родословием» М.В. Ломоносова
  • Первый школьный учебник по русской истории
Введение в генеральную историю,
  • 1747 - первое издание - в виде учебника.
  • 1762 – второе - под названием «Сокращенная универсальная история…».
  • Рассказы о всех важных событиях в Европе «от сотворения мира».
  • Переводчик добавил сведения о российской истории.
Всеобщая история
  • Сокращенная универсальная история, содержащая в себе все достопамятные в свете случаи от сотворения мира по нынешнее время со многим пополнением, вновь переведенная и с приобщением Краткой российской истории, вопросами и ответами в пользу учащегося юношества. [Перевел Б.А. Волков] СПб., при Имп. Акад. наук, 1762.
Методика
  • Материал в учебниках - в вопросно-ответной форме для заучивания наизусть.
  • Учитель руководит заучиванием вопросов и ответов на них.
Методика
  • В привилегированных русских школах XVIII века геральдика, мифология, нумизматика изучались как отдельные предметы..
Методика
  • Содержание учебников
  • по всеобщей истории 40-х - начала 60-х гг. XVIII в. события излагались монографически - по средневековой схеме четырех монархий (Ассиро-вавилонской, персидской, македонской и римской);
  • или синхронистически – в историко-хронологической последовательности по разным странам - короткими периодами.
  • Первый русский историк XVIII века В.Н. Татищев
  • По совету
  • В.Н. Татищева
  • история как учебный предмет впервые была введена в школу.
  • М.В. Ломоносов «Древняя Российская история» (1766)
  • Учебники и учебные пособия по истории
  • 2 пол. XVIII века
  • М.В. Ломоносов «Краткий Российский летописец с родословием» (1760)
В 1782-1783 гг. комиссия по учреждению народных училищ разработала программу открытия в России народных училищ для подготовки учителей.
  • В 1783 г. в Петербурге открылись Главное народное училище с Учительской семинарией для подготовки учителей для малых народных училищ в доме купца Щукина на Садовой улице.
  • С 1786 г. Учительская семинария стала самостоятельной.
1783 г.- в Петербурге учреждается учительская семинария для подготовки преподавателей народных училищ.
  • Впервые в число изучаемых предметов включается методика истории.
1786 г. - реформа по созданию народных училищ. Устав народных училищ
  • Введение классно-урочной системы преподавания, использование доски и мела.
  • Закреплено положение отечественной истории как самостоятельной учебной дисциплины
Ф.И.Янкович де Мириево
  • Организатор учебного дела в России
  • Автор первых учебников и пособий для учителей
  • Автор учебника по всеобщей истории
  • Основатель первых методов и средств обучения
  • 1783 г. Янкович Ф.И.
  • Руководство учителям народных училищ.
  • О должностях человека и гражданина.
  • Учебная книга для малых училищ: Книга для чтения в нар. училищах, издана в 1783 по указу Екатерины II.
  • В 1793 г. по инициативе Ф.И. Янковича напечатана настенная «Историческая карта Российской империи».
  • 1787 г. Янкович Ф.И. Всемирная история, изданная для народных училищ Российской империи
  • Шрекк И.М. Всемирная история для обучения юношества. Для 4 класса главных народных училищ
  • 1799 г. Кириак Т. Краткая Российская история, сочиненная для употребления в народных училищах.
2. Историческое образование в XIX в.
  • История государства Российского (тт. 1-12, 1816-1829)
  • Карамзин впервые дал образное изложение отечественной истории, отразил деяния, замыслы, чувства конкретных людей.
  • Концепции Карамзина легли в основу учебников истории 1-й пол. XIX в. и способствовали формированию национального самосознания народа.
  • Н.М. Карамзин
Монархическая концепция Н.М.Карамзина получила отражение в учебниках
  • И.К. Кайданова
  • Краткое начертание всемирной истории (СПб., 1821, 16 изд.);
  • Начертание истории государства Российского (СПб., 1829, 4 изд.);
  • Учебная книга всеобщей истории для юношества. Древняя история (СПб., 1834, 5 изд.);
  • Краткое начертание российской истории. 1834
  • С.Н.Смарагдова
  • Руководство к познанию древней истории для средних учебных заведений (СПб.,1840-1852),
  • Руководство к познанию новой истории (СПб., 1844-1864),
  • Краткое начертание всеобщей истории для первоначальных училищ (СПб., 1845-1855)
Методические работы 1-й пол. XIX в.
  • Доктор философии, педагог А.А. Язвинский, изобретатель мнемонической методы изучения истории.
  • "Всеобщая история: руководство к хронографической карте для изучения истории главных европейских государств (1837);
  • "Синхронистические таблицы всеобщей истории, служащие к хронографическому атласу, содержащему в себе до 500 портретов государей" (1846);
  • "Методы преподавания хронологической истории" (1837);
  • "Хронологическое обозрение всеобщей истории" (1841);
  • "Русская история, хронографическое обозрение и портреты" (1845).
Методические работы 2-й пол. XIX в.
  • Директор Петербургского немецкого училища Готлиб фон Шуберт предложил рифмическую обобщительную методику.
  • Шульгин В.Я.- историк написал три учебника всеобщей истории: «Курс истории древнего мира» (1856-1865), средних веков (1858-1881) и нового времени (1862-1898).
  • Учебники имели большое значение: ничего подобного в русской педагогической литературе до тех пор не было. «Как можно менее голых чисел и безличных имен и как можно более живых людей» -это по Шульгину основа исторического преподавания.
  • Стасюлевич М.М. предложил «реальный метод» на основе изучения учащимися исторических документов.
Методические идеи преподавания истории
  • В.Г. Белинский
  • Н.А.Добролюбов
  • Н.Г. Чернышевский
Развитие исторической науки
  • «История России с древнейших времён» в 29 т.
  • Принцип историзма в понимании национальной истории
  • Учебная книга русской истории: учебник для гимназии (1860)
  • С.М. Соловьёв
Д.И. Иловайский
  • «Краткие очерки русской истории» (1860)
  • XVIII в.
  • ХIX в.
  • 20-30-е
  • Схоластическое обучение: рифмическая обобщительная метода; формальный метод обучения; метод Язвинского
  • Вопросно-ответная форма; заучивание вопросов и ответов
  • До сер. века
  • Попеременное чтение учебника
  • 30-40 е

Школы Древней Руси В Древней Руси школы появились еще в домонгольское время. После принятия христианства (988 г.) князь Владимир приказал отдавать «на книжное учение» детей «лучших людей». Ярослав Мудрый создал школу в Новгороде для детей старост и духовных лиц. Обучение в ней велось на родном языке, учили чтению, письму, основам христианского вероучения и счету. В Древней Руси были школы и высшего типа, готовившие к государственной и церковной деятельности. В таких школах наряду с богословием изучались философия, риторика, грамматика, знакомились с историческими, географическими и естественнонаучными сочинениями. Образование ценилось очень высоко. Хорошо образованных людей летописи называли «книжными мужами».


Основные события педагогической истории X-XVII вв. X в. – крещение Руси, создание славянского алфавита, появление церковных школ С XIII в. – распространение грамоты через школы мастеров грамоты 1564 – начало книгопечатания; появление печатных азбук XVI - XVII вв. – братские школы 1633 – создание Киево- Могилянской академии 1687 – открытие Московской славяно-греко-латинской академии


Школа и педагогика в XVIII в. В развитии школы и просвещения XVIII в. выделяются четыре периода: I период охватывает первую четверть XVIII в. это время создания первых светских школ, создание Академии наук, университета и гимназии при ней (С.-Петербург) II период – 1730-е – 1765 г. – возникновение закрытых сословных дворянских учебных заведений, создание Московского университета III период – 1766 – 1782 гг. – развитие просветительских педагогических идей, осознание необходимости государственной системы народного образования, реформы учебных заведений. VI период – школьная реформа гг. – первая попытка создания государственной системы народного образования.


Развитие образования в XIX веке Мальчики распределялись по пяти возрастам: 1-й возраст – от 6 до 9 лет 2-й возраст – от 9 до 12 лет 3-й возраст – от 12 до 15 лет 4-й возраст – от 15 до 18 лет 5-й возраст – от 18 до 21 года Все науки были разделены на четыре раздела: 1. Науки, дающие руководство к познанию других наук 2. Науки, нужные для гражданских занятий 3. Науки, имеющие практическую пользу 4. Художества


Развитие образования в XIX веке Девочки распределялись по четырем возрастам: 1-й возраст – от 6 до 9 лет (кофейный цвет платья) 2-й возраст – от 9 до 12 лет (голубой цвет платья) 3-й возраст – от 12 до 15 лет (серый цвет платья) 4-й возраст – от 15 до 18 лет (белый цвет платья) Образовательный процесс: от 6 до 9 лет – Закон Божий, все части воспитания и благонравия, российский язык, иностранные языки, арифметика, рисование, танцы, музыка вокальная и инструментальная, шитье и вязание всякого рода. от 9 до 12 лет – продолжение прежнего, география, история, часть экономии и домостроительства.


Основные события педагогической истории XIX в. Были основаны: Государственные лицеи 1811 (до 1844) – Царскосельский лицей Александровский лицей Университеты 1804 – Казанский 1805 – Харьковский 1819 – Петербургский 1834 – Киевский 1865 – Одесский (Новороссийский) Томский


Особенности развития образования в начале XX в год - введение несословной единой трудовой школы. Гимназии еще существуют, но ликвидировано разделение на мужские и женские гимназии. Поскольку церковь была отделена от государства и в учебных заведениях упразднено преподавание Закона Божьего. Исчезают церковно- приходские школы и учительские семинарии е годы: пора самых смелых и рискованных школьных экспериментов.


Особенности развития образования в XX в. Середина и конец 30-х годов. школа вернулась к системе оценок ("отлично", "хорошо", "посредственно", "неудовлетворительно" или "плохо"), к стабильным учебникам и программам. В 1943 году, когда Сталин ввел "золотые", подзабытые за четверть века "царские" погоны, появились мужские и женские школы, красные кадеты ("суворовцы") и красные гардемарины ("нахимовцы"). Были созданы школы рабочей молодежи (ШРМ) для людей, работавших на производстве. В 1958 году, Трудовое и политехническое направления были поставлены во главу образования. Было объявлено об обязательном 8-летнем среднем образовании. В начале 70-х годов начали менять школьные учебники и программы. Вместо "арифметики" и "алгебры" появилась "математика", менялись не только учебники, но и школьная мебель, ручки.


Особенности развития образования в XX в. В 1984 году в школу могли идти дети шестилетнего возраста, появились странные "перескоки" в пятый и одиннадцатый класс. Но учились реально 10 лет. Всю перестройку () и последующее десятилетие в советской, а затем российской школе шел вал всевозможных экспериментов с учебниками, со школьными программами. Появились школы-лицеи, школы-гимназии, школы- колледжи. Школы оснащали компьютерами и постепенно утратилось представление о школьной форме.


Особенности развития образования в XX – начале XXI вв. В гг. развернули яростную полемику вокруг реформы. Сменилось несколько министров образования год - первый год нового тысячелетия, год эксперимента с единым выпускным- вступительным экзаменом год – согласно Болонскому соглашению Россия должна будет перейти на обязательное 12летнее школьное образование и двухступенчатое высшее образование.