История освоения Сибири русскими навсегда сохранила имена двух противников — казачьего атамана Ермака Тимофеевича и хана Кучума .

Двое и Сибирское ханство

Два этих человека, казалось бы, бесконечно далеких друг от друга, были во многом похожи. Каждый из них мечтал о вольности, о том, чтобы быть хозяином своей судьбы и судьбы окружающих.

Биографии обоих наших героев полны пробелов.

Предания делают Ермака то выходцем с берегов реки Чусовая, то уроженцем Дона, то помором из села Борок. Спорят о происхождении имени его, которое многие считают прозвищем. Даже год рождения известен только приблизительно — 1532-й.

С Кучумом ясности больше. Родился он на побережье Аральского моря, в улусе Алты аул. Дед Кучума, Ибак , был ханом Чинги-Туры (Тюмени) и Большой Орды. Кучум был старшего своего противника, но насколько, сказать трудно. Предположительно, родился в 1510 −1520-х годах. Точно известно, что в начале 1550-х он уже участвовал в борьбе за власть в Сибирском ханстве.

Это ханство образовалось в Западной Сибири в конце XV века в результате распада Золотой Орды.

Ханство раздирали междоусобные конфликты, в которых многочисленных ханские сыновья пытались завоевать себе владения. Крепости государству это не добавляло.

В середине XVI века хан Едигер , противник Кучума, решил, что внутренних врагов ему достаточно, и решил уладить отношения с Русским царством, чьи владения вплотную подступили к землям ханства. Едигер признал себя вассалом русского царя, обязавшись платить дань.

Воин и владыка

К 30 годам Ермак был зрелым и опытным воином.

В 1572 году атаман принял участие в битве при Молодях, в которой русская армия отразила нашествие крымского хана Девлета I Гирея .

В Ливонской войне, с помощью которой Иван Грозный собирался закрепиться на берегах Балтики, Ермак командовал казачьей сотней.

В 1581 году Ермак участвовал в успешном рейде на Литву, дошёл вниз по Днепру до Могилёва и сразился в битве под Шкловом. Затем казаки под его началом снимали осаду Пскова и громили шведов в сражении под Лялицами.

Кучум к этому времени уже почти два десятка лет правил Сибирским ханством. В 1563 году он нанес решающее поражение Едигеру, казнив его вместе с ближайшими родственниками, и стал повелителем сибирских земель.

Кучум мечтал о сильной державе, и пытался укреплять ханство за счет обращения местных народов в ислам. Процесс этот шел непросто, натыкаясь на сопротивление тех, кто считал Кучума не своим законным владыкой, а пришлым завоевателем. Даже жившие в ханстве единоверцы-татары не выражали ему абсолютной поддержки.

Кучум, однако, не сомневался, что своего добьется. В отличие Едигера, вассалом русского царя он быть не собирался, и перестал платить дань. Больше того, он начал беспокоить пограничные русские владения, сея там смуту, и надеясь завоевать часть земель.

Строгановы зовут казаков на помощь

Окраинные земли царем были пожалованы купцам и промышленникам Строгановым , которые, осваивая их, постепенно продвигались вглубь Сибири. Набеги Кучума были для Строгановых разорительными. Купцы решили обзавестись тем, что сегодня бы назвали «частной военной компанией» — отрядом наемников, который отвадит дерзкого хана.

Ливонская война приближалась к концу, совсем не тому, о котором мечтал Иван Грозный. Поражение стало неизбежным, и воины задумывались над тем, где применить свои навыки и умения.

В этот момент Ермаку и другим казачьим атаманам и поступило предложение от Строгановых отправиться в Сибирь.

Казачья дружина Ермака число в несколько сотен человек в Орел-городок, укрепление, созданное купцами на берегу Камы.

Атаман не собирался отсиживаться, и ожидать нового набега. Ермак был намерен отправиться во владения Кучума, чтобы нанести ему поражение, которое заставит его отказаться от новых нападений.

Первые победы

По притокам Камы отряд на стругах поднялся до Тагильского перевала в Уральских горах. Для зимовки было построено укрепление, названное Кокуй-городок. Весной 1582 года отряд Ермака добрался до реки Туры.

Появление казаков в пределах владений Кучума оказалось неожиданным. Когда отряд князя Епанчи обстрелял струги Ермака из луков, тот приказал ответить из пищалей и пушек. Татары были рассеяны.

Чинги-Туру казаки заняли без боя, захватив богатую добычу.

Кучум, услышав о том, что противник появился с небольшим отрядом, отправил против него тоже не самое многочисленное войско, правда, превосходившее численность русских в несколько раз.

Серия новых стычек закончилась победой казаков. Кучум выслал против Ермака своего лучшего воеводу Магметкула , который, увидев малочисленность русских, решил попросту растоптать их конницей. Замысел провалился — с большими потерями воеводе Кучума пришлось отступить.

Наконец, хан осознал — против него сражается противник сильный, умный, опытный, чьи бойцы во много раз превосходят его собственных воинов. Чтобы его победить, нужно собирать все силы.

Ермак и не собирался уклоняться от решающего сражения, наоборот, он искал Кучума, чтобы покончить с ним.

Бой на Чувашском мысу

Казаки приближались к Искеру, столице Сибирского ханства. Некогда город был окружен деревянными стенами и земляным валом, однако к осени 1582 года укрепления обветшали настолько, что Кучум решил встретить приближающегося врага не за стенами, а на Чувашском мысу, на берегу Иртыша.

4 ноября 1582 года струги казаков Ермака подошли к столице Сибирского ханства. Их встречали несколько тысяч воинов Кучума.

У хана были пушки, которые, однако, годились только для того, чтобы пугать — отсутствовал порох.

Зато его было в достатке у казаков, которые, высаживаясь, начали обстреливать врага. Но воеводы Кучума спрятали воинов за выстроенными на берегу засеками из бревен, так что серьезного вреда татарам обстрел не приносил.

Магметкул , помнивший свое поражение и горевший желанием отомстить, вывел своих воинов из-за засеки и приказал атаковать казаков. Ермак выстроил своих людей в каре, оставив посередине стрелков с пищалями.

Магметкул рассчитывал добраться до построения русских, втянуть их в рукопашную схватку, где преимущество в численности должно было решить дело. Но убийственный огонь пищалей не давал им приблизиться.

Одной из пуль был ранен сам воевода Кучума. После этого в войске началась настоящая паника, строй разрушился, и началось бегство. Кучум, наблюдавший за сражением издали, бросил столицу и бежал.

Новые подданные государя Московского

Переждав ночь из-за опасений засады, казаки вошли в Искер. Уже через несколько дней к Ермаку прибыли первые послы одного из местных поселений, привезя в дар пушнину и рыбу. Атаман принял подношение, объявил послам, что их поселение теперь под защитой казаков, и с миром отправил домой.

Вскоре в Искер началось паломничество — бывшие подданные Кучума везли подарки Ермаку. Атаман собрал представителей племенной знати, и взял с них присягу, согласно которой они обзывались платить ежегодную подать. Не ему, Ермаку, а русскому царю, ибо они отныне становились подданными государя Московского.

Наблюдавший за всем этим со стороны Кучум понял, что все его честолюбивые планы рухнули. Те, кто жил в Сибирском ханстве, так и не стали воспринимать его как природного владыку, и с легкостью променяли его на Ермака.

Хан все-таки надеялся на реванш. Малочисленное войско Ермака вынуждено было разделяться на еще более мелкие отряды, и Кучум надеялся это использовать.

Царский подарок

5 декабря 1582 года Магметкул со своим войском на пал на 20 казаков, которые занимались рыбной ловлей на озере Абалак. Все казаки, кроме одного, спасшегося случайно, были убиты.

Но этот единственный спасшийся добрался до Искера, и сообщил Ермаку о гибели товарищей. Разъяренные казаки начали преследование, настигли Магметкула, и устроили настоящую резню. Самому воеводе с трудом удалось бежать.

Везти бесконечно Магметкулу не могло — в феврале 1583 года, проиграв очередное сражение, он попал в плен.

Русские с подобными пленниками поступали не так, как их противники. В 1585 году его привезли в Москву, где приняли с почетом, и определили на русскую службу. Через пять лет Магметкул в составе русской армии сражался со шведами, а в 1598 году отправился в поход против крымских татар.

Но мы забежали вперед. В 1583 году посланцы Ермака прибыли к Ивану Грозному с известием о завоевании Сибирского ханства. Царь принял известие с радостью, отправил Ермаку подарки, в том числе кольчугу работы лучших мастеров, и отправил на помощь 300 стрельцов во главе с князем Семеном Болховским .

До Искера отряд добрался в ноябре 1583 года. Однако продовольствия стрельцы с собой не привезли, а казаки заготовили его только для себя. Суровая зима 1583-1584 годов привела к тому, что весь стрелецкий отряд вымер от голода и холода.

Гибель атамана

Ермак продолжал бороться, нанося поражения татарским отрядам, подавляя выступления сторонников Кучума. Но тактика хана приносила свои плоды — уничтожая небольшие отряды казаков, он свел возможности своего оппонента до минимума.

Атаман надеялся дождаться помощи. 6 августа 1585 года он пристал к берегу Иртыша в устье реки Вагай на ночевку с отрядом из 50 человек. Ермак не знал, что Кучум с войском идет за ним.

Ночью татары напали на спящих казаков. Застигнутые врасплох, они были перебиты. Сам Ермак, облаченный в подаренные царем доспехи, пытался добраться до струга, но утонул под тяжестью амуниции. Предполагается, что к этому моменту он был уже ранен.

Уцелевшие казаки прибыли в Искер, и сообщили о гибели атамана. Решено было не оставаться на новую зимовку. Остатки отряда увел из Сибири Матвей Мещеряк .

Не валяй дурака...

Наконец, Кучум смог одолеть главного врага. Но победа эта была непрочной. Уже весной 1586 года в Сибирь прибыл новый отряд из 300 человек под руководством воевод Василия Сукина и Ивана Мясного . По приказу царя Федора Иоанновича летом 1586 года ими был заложен Тюменский острог. В 1587 году письменный голова Данила Чулков при слиянии Иртыша с Тоболом заложил Тобольский острог.

Кучум понял — русские пришли навсегда. Утешение он находил в набегах на свои бывшие земли, грабя и убивая тех, кого еще недавно считал своими подданными. Русские укреплялись все тверже, и в 1591 году воевода Владимир Кольцов-Мосальский настиг Кучума, разбив его отряд. Один из сыновей хана, Абдул-Хаир, попал в плен.

Хану каждый раз удавалось ускользать, но это все меньше походило на жизнь владыки. Он был вечным беглецом, который начинал бояться своей тени.

В 1597 году Кучуму передали письма от Магметкула и Абдул-Хаира, которые советовали хану перестать валять дурака и подчиниться царю. Взамен ему обещали почетный титул и владения — разумеется, под властью государя Московского.

Конец упрямого хана

Кучум понимал, что большего русские ему не предложат, а продолжение сопротивления ни к чему хорошему не приведет. Но упрямый хан не хотел быть чьим бы то ни было поданным.

20 августа 1598 года отряд воеводы Андрея Воейкова разбил в Ирменском сражении. Из 500 человек, что были с Кучумом, погибли 300, включая брата и двух внуков хана. В плен попали пять младших сыновей хана, восемь жён из его гарема, пять приближённых хана, 150 воинов.

И снова Кучум с 50 воинами бежал. Ему опять пришло предложение закончить войну и подчиниться, и он опять ответил отказом.

Хан нашел свою смерть в 1601 году, где-то на просторах современного Казахстана. Русские тут были ни при чем — с Кучумом расправились родственники конкурентов, как сам он некогда с Едигером.

Часть многочисленных детей и племянников Кучума пытались продолжать борьбу и поднимать восстания, но это уже не имело каких-то серьезных последствий. Сибирские народы, поверившие Ермаку, поверили и тем, кто пришел вслед за погибшим атаманом.

Ерма́к Тимофе́евич (1532/1534/1542 — 6 августа 1585, Сибирское ханство) — казачий атаман, исторический завоеватель Сибири для Российского государства.

Происхождение

Происхождение Ермака неизвестно в точности, существует несколько версий. По одному преданию, он был родом с берегов реки Чусовой. Благодаря знаниям местных рек, ходил по Каме, Чусовой и даже переваливал в Азию, по реке Тагил, пока не забрали служить-казачить (Черепановская летопись), по другому — уроженцем Качалинской станицы на Дону (Броневский). В последнее время всё чаще звучит версия о поморском происхождении Ермака (родом «з Двины з Борку»), вероятно имелась ввиду Борецкая волость, центр которой существует по сей день — деревня Борок Виноградовского района Архангельской области.

Его имя, по мнению профессора Никитского, есть изменение имени Ермолай, а Ермак же звучало как сокращение. В. Гиляровский его называет Ермил Тимофеевич («Москва Газетная»). Другие историки и летописцы производят его от Германа и Еремея. Одна летопись, считая имя Ермака прозвищем, дает ему христианское имя Василия. Эта же версия обыгрывается в сказе П. П. Бажова «Ермаковы лебеди». Существует мнение, что «Ермак» — прозвище, образованное от названия котла для приготовления пищи.

Существует гипотеза о тюркском (кераитском или сибирском) происхождении Ермака. В пользу этой версии приводят доводы о том, что имя Ермак тюркское и существует до сих пор у татар, башкир и казахов, но произносится как «Ермек» — камень. Кроме того, мужское имя Ермак («Ырмаг») встречается у алан-осетин, широко населявших донские степи вплоть до XV столетия.

Версию о тюркском происхождении Ермака косвенно подтверждает описание его внешности, сохраненное Семеном Ульяновичем Ремезовым в его «Ремезовском летописце» конца XVII века. Согласно С. У. Ремезову, отец которого — казачий сотник Ульян Моисеевич Ремезов — знал лично выживших участников похода Ермака, знаменитый атаман был «вельми мужествен, и человечен, и зрачен, и всякой мудрости доволен, плосколиц, черн брадою, возрастом [то есть ростом] середней, и плоск, и плечист».

Ермак был сначала атаманом одной из многочисленных казацких дружин, на Волге защищавших население от произвола и грабежа со стороны крымских татар. Об этом свидетельствуют донесения, челобитные «старых» казаков, адресованных царю, а именно: Гаврила Ильин писал, что он 20 лет «полевал» (нёс военную службу) с Ермаком в Диком поле, ветеран Гаврила Иванов писал, что служил царю «на поле двадцать лет у Ермака в станице» и в станицах у других атаманов.

В 1579 году дружина казаков (больше 540 человек), под начальством атаманов Ермака Тимофеевича, Ивана Кольцо, Якова Михайлова, Никиты Пана, Матвея Мещеряка, Черкаса Александрова и Богдана Брязги, была приглашена уральскими купцами Строгановыми для защиты от регулярных нападений со стороны сибирского хана Кучума, и пошла вверх по Каме, а в июне 1579 года прибыла на реку Чусовую, в чусовские городки братьев Строгановых. Здесь казаки жили два года и помогали Строгановым защищать их городки от грабительских нападений со стороны сибирского хана Кучума.

К началу 1580 года Строгановы пригласили Ермака на службу, тогда ему было не менее 40 лет. Ермак участвовал в Ливонской войне, командовал казачьей сотней во время сражения с литовцами за Смоленск. Сохранилось письмо польского коменданта Могилева Стравинского, отправленное в конце июня 1581 года королю Стефану Баторию, в котором упоминается «Ермак Тимофеевич — атаман казацкий».

Завоевание Сибири

Василий Иванович Суриков, «Покорение Сибири Ермаком». Холст, масло

Ермак Тимофеевич, покоритель Сибири. Лубок XIX века.

1 сентября 1581 года дружина казаков под главным начальством Ермака, выступила в поход за Каменный Пояс (Урал) из Нижнего Чусовского Городка. По другой версии, поход Ермака, Ивана Кольцо и Никиты Пана в Сибирь датируется следующим — 1582 годом, так как мир с Речью Посполитой был заключён в январе 1582 года, а в конце 1581 года Ермак всё ещё воевал с Литовцами

Инициатива этого похода, по летописям Есиповской и Ремизовской, принадлежала самому Ермаку, участие Строгановых ограничилось вынужденным снабжением казаков припасами и оружием. По свидетельству Строгановской летописи (принимаемому Карамзиным, Соловьёвым и другими), Строгановы сами позвали казаков с Волги на Чусовую и отправили их в поход, присоединив к отряду Ермака (540 человек) 300 ратных людей из своих владений.

Важно отметить, что в распоряжении будущего противника казаков, хана Кучума, находились силы, в несколько раз превосходившие дружину Ермака, но вооруженные значительно хуже. Согласно архивным документам Посольского приказа (РГАДА), всего хан Кучум располагал примерно 10-тысячной армией, то есть одним «туменом», а общая численность «ясачных людей», которые ему подчинялись, не превышала 30 тыс. взрослых мужчин.

Хан Кучум из рода Шейбанидов был родственником правившего в Бухаре хана Абдуллы, и, по-видимому, являлся этническим узбеком. В 1555 году сибирский хан Едигер из рода Тайбугинов, услышав о завоевании Россией Казани и Астрахани, добровольно согласился принять российское подданство и выплачивать русскому царю Ивану IV небольшую дань. Но в 1563 году Кучум совершил переворот, убив Едигера и его брата Бекбулата. Захватив власть в Кашлыке, Кучум первые годы вел ловкую дипломатическую игру с Москвой, обещая подчиниться, но при этом всячески затягивая выплату дани. Согласно Ремезовской летописи, составленной в конце XVII века Семеном Ремезовым, Кучум устанавливал свою власть в Западной Сибири с крайней жестокостью. Это обусловило ненадежность отрядов вогулов (манси), остяков (хантов) и пр. коренных народов, насильно собранных им в 1581 году для отражения казацкого вторжения.

Казаки поднялись на стругах вверх по Чусовой и по её притоку, реке Серебряной, до сибирского волока, разделяющего бассейны Камы и Оби, и по волоку перетащили лодки в реку Жеравлю (Жаровлю). Здесь казаки должны были зазимовать (Ремезовская летопись). Во время зимовки, согласно книге Режевские сокровища, Ермак отправил отряд сподвижников разведать более южный путь по реке Нейва. Но татарский мурза разгромил разведывательный отряд Ермака. На месте, где жил тот мурза ныне находится знаменитое своими самоцветами село Мурзинка.

Лишь весной 1582 года, по рекам Жеравле, Баранче и Тагилу, выплыли в Туру. Два раза разбили они сибирских татар, на Туре и в устье Тавды. Кучум выслал против казаков Маметкула, с большим войском, но 1 августа и это войско было разбито Ермаком на берегу Тобола, при урочище Бабасан. Наконец, на Иртыше, под Чувашевым, казаки нанесли окончательное поражение татарам в битве при Чувашевом мысу. Кучум оставил засеку, защищавшую главный город его ханства, Сибирь, и бежал на юг, в Ишимские степи.

26 октября 1582 года Ермак вступил в покинутый татарами город Сибирь (Кашлык) .

Через четыре дня ханты с р. Демьянка, правого притока нижнего Иртыша, привезли в дар завоевателям пушнину и съестные припасы, главным образом рыбу. Ермак «лаской и приветом» встретил их и отпустил «с честью». За хантами потянулись с дарами местные татары, бежавшие ранее от русских. Ермак принял их так же ласково, позволил вернуться в свои селения и обещал защищать от врагов, в первую очередь от Кучума. Затем стали являться с пушниной и продовольствием ханты из левобережных районов — с рек Конда и Тавда. Всех являвшихся к нему Ермак облагал ежегодной обязательной податью — ясаком. С «лучших людей» (племенной верхушки) Ермак брал «шерть», то есть присягу в том, что их «народец» будет своевременно платить ясак. После этого они рассматривались как подданные русского царя.

В декабре 1582 года военачальник Кучума, Маметкул, истребил из засады один казацкий отряд на Абалацком озере, но 23 февраля казаки нанесли новый удар Кучуму, взявши в плен Маметкула на реке Вагае.

Лето 1583 года Ермак употребил на покорение татарских городков и улусов по рекам Иртышу и Оби, встречая везде упорное сопротивление, и взял остяцкий город Назым. После взятия города Сибирь (Кашлык) Ермак отправил гонцов к Строгановым и посла к царю — атамана Ивана Кольцо.

Атаман Ермак на Памятнике «1000-летие России» в Великом Новгороде

Иван Грозный принял его очень ласково, богато одарил казаков и в подкрепление им отправил князя Семёна Болховского и Ивана Глухова, с 300 ратниками. Царские воеводы прибыли к Ермаку осенью 1583 года, но их отряд не мог доставить существенной помощи сильно убавившейся в битвах казацкой дружине. Атаманы гибли один за другим: сначала в засаду попал Богдан Брязга; потом при взятии Назыма убит был Никита Пан; а весной 1584 года татары убили Ивана Кольцо и Якова Михайлова. Атаман Матвей Мещеряк был осажден в своем стане татарами и только с большими потерями заставил отступить их предводителя Карачу, визиря Кучума.

6 августа 1585 года погиб и сам Ермак Тимофеевич. Он шёл с небольшим отрядом в 50 человек по Иртышу. Во время ночёвки в устье реки Вагай Кучум напал на спящих казаков и истребил почти весь отряд. Согласно одной легенде, мужественно сопротивлявшийся атаман был обременен своими доспехами, в частности, подаренным царем панцирем, и, пытаясь доплыть до стругов, утонул в Иртыше. Согласно татарским преданиям, Ермак был смертельно ранен копьем в горло татарским богатырем Кутугаем.

Казаков оставалось так мало, что атаман Мещеряк должен был выступить обратно на Русь. После двухлетнего владения казаки уступили Сибирь Кучуму, чтобы через год вернуться туда с новым отрядом царских войск.

Оценка деятельности

Некоторые историки ставят очень высоко личность Ермака, «его мужество, предводительский талант, железную силу воли», но факты, передаваемые летописями, не дают указаний на его личные качества и на степень личного его влияния. Как бы то ни было, Ермак является «одной из самых примечательных фигур в русской истории», — пишет историк Руслан Скрынников.

Смерть Ермака

Существует легенда о том, что, тело Ермака вскоре выловил из Иртыша рыбак-татарин «Яныш, Бегишев внук». Посмотреть на тело атамана съехалось много знатных мурз, а также сам Кучум. Татары несколько дней стреляли в тело из луков и пировали, но, по словам очевидцев, его тело пролежало на воздухе месяц и даже не начало разлагаться. Позже, поделив его имущество, в частности, взяв две кольчуги, подаренные царем московским, его захоронили в деревне, которая ныне называется Баишево. Захоронили в почетном месте, но за кладбищем, так как он не был мусульманином. В настоящее время рассматривается вопрос о подлинности захоронения. Подаренный Ермаку царем Иваном панцирь с мишенями (бляшками), принадлежавший воеводе Петру Ивановичу Шуйскому, убитому в 1564 году гетманом Радзивиллом в битве при Чашниках, сначала попал к калмыцкому тайджи Аблаю, а в 1646 году был отбит русскими казаками у «воровской самояди» — восставших селькупов. В 1915 году при раскопках сибирской столицы Кашлыка были найдены точно такие же бляшки с двуглавыми орлами, что были на панцире Шуйского, которые мог обронить там сам Ермак.

Память

Память об Ермаке живёт в русском народе в легендах, песнях (например, «Песня о Ермаке» входит в репертуар Омского хора) и топонимах. Наиболее часто населённые пункты и учреждения его имени можно встретить в Западной Сибири. В честь Ермака названы города и сёла, спорткомплексы и спортивные команды, улицы и площади, реки и пристани, пароходы и ледоколы, гостиницы и др. О некоторых из них см. Ермак. Многие сибирские коммерческие фирмы имеют в своём собственном названии имя «Ермак».

В Омске датский предприниматель Рандруп С. Х. в начале XX века наладил производство отечественных швейных машинок под названием "Ермак" на основе немецком швейной машины "ZINGER";

Памятники в городах: Новочеркасске, Тобольске (в виде стелы, 1848), на Алтае в Змеиногорске (перенесённый из казахстанского города Аксу, до 1993 носивший название Ермак), Сургуте (открыт 11 июня 2010 года; автор — скульптор К. В. Кубышкин). В Великом Новгороде на Памятнике «1000-летие России» среди 129 фигур самых выдающихся личностей в российской истории (на 1862 год) есть фигура Ермака.

Улицы в городах: Белове, Березниках, Железногорске (Красноярский край), Иваново, Новокузнецке, Новосибирске и Омске, Новочеркасске (площадь), Липецке и Ростове-на-дону (переулки).

Сопка Ермака — одна из достопримечательностей г. Верхняя Тура (Свердловская область).

Гора Ермак в Кунгурском районе Пермского края.

Российский художественный фильм (мини-сериал) В. Краснопольского и В. Ускова «Ермак» (1996 год) (в заглавной роли Виктор Степанов).

В 2001 году Банком России в серии памятных монет «Освоение и исследование Сибири», выпущена монета «Поход Ермака» номиналом 25 руб.

Среди русских фамилий встречается фамилия Ермак.

В 1899 году на верфи в Ньюкасле (Англия) по проекту адмирала С. О. Макарова был построен для России первый в мире линейный ледокол «Ермак», прослуживший до 1960 года. В 1974 году на финской верфи Вяртсила был построен для Советского Союза новый дизель-электрический ледокол «Ермак».

Первый в мире линейный ледокол «Ермак»

Стела Ермаку в Тобольске. На заднем плане — Тобольский кремль

Памятник Ермаку в Новочеркасске

Донские деньги — 100 рублей. Ермак. аверс, 1918. Ростов

Донские деньги - 100 рублей. Ермак. реверс, 1918. Ростов

По материалам Википедии

Происхождение

Происхождение Ермака в точности не известно, существует несколько версий.

«Родом неизвестный, душой знаменитый» , он, по одному преданию, был родом с берегов реки Чусовой . Благодаря знаниям местных рек, ходил по Каме , Чусовой и даже переваливал в Азию, по реке Тагил , пока не забрали служить-казачить (Черепановская летопись), по другому - уроженцем Качалинской станицы на Дону (Броневский). В последнее время всё чаще звучит версия о поморском происхождении Ермака (родом «з Двины з Борку»), вероятно имелась в виду Борецкая волость , с центром в селе Борок (сейчас - в Виноградовском районе Архангельской области) .

Сохранилось описание его внешности, сохраненное Семеном Ульяновичем Ремезовым в его «Ремезовском летописце» конца XVII века . Согласно С. У. Ремезову, отец которого - казачий сотник Ульян Моисеевич Ремезов - знал лично выживших участников похода Ермака, знаменитый атаман был

«вельми мужествен, и человечен, и зрачен, и всякой мудрости доволен, плосколиц, черн брадою, возрастом [то есть ростом] середней, и плоск, и плечист».

Вероятно, Ермак был сначала атаманом одной из многочисленных шаек волжских казаков, защищавших население на Волге от произвола и грабежа со стороны крымских и астраханских татар. Об этом свидетельствуют дошедшие до нас челобитные «старых» казаков, адресованных царю, а именно: соратник Ермака Гаврила Ильин писал, что он 20 лет «полевал» (нёс военную службу) с Ермаком в Диком поле , другой ветеран Гаврила Иванов писал, что служил царю «на поле двадцать лет у Ермака в станице » и в станицах у других атаманов .

Сибирский поход Ермака

Инициатива этого похода, по летописям Есиповской и Ремизовской, принадлежала самому Ермаку, участие Строгановых ограничилось вынужденным снабжением казаков припасами и оружием. По свидетельству Строгановской летописи (принимаемому Карамзиным , Соловьёвым и другими), Строгановы сами позвали казаков с Волги на Чусовую и отправили их в поход, присоединив к отряду Ермака (540 человек) 300 ратных людей из своих владений .

Важно отметить, что в распоряжении будущего противника казаков, хана Кучума , находились силы, в несколько раз превосходившие дружину Ермака, но вооруженные значительно хуже. Согласно архивным документам Посольского приказа (РГАДА), всего хан Кучум располагал примерно 10-тысячной армией, то есть одним «туменом», а общая численность «ясачных людей», которые ему подчинялись, не превышала 30 тыс. взрослых мужчин .

Атаман Ермак на Памятнике «1000-летие России» в Великом Новгороде

Смерть Ермака

Оценка деятельности

Некоторые историки ставят очень высоко личность Ермака, «его мужество, предводительский талант, железную силу воли», но факты, передаваемые летописями, не дают указаний на его личные качества и на степень личного его влияния. Как бы то ни было, Ермак является «одной из самых примечательных фигур в русской истории», - пишет историк Руслан Скрынников .

Память

Память об Ермаке живёт в русском народе в легендах, песнях (например, «Песня о Ермаке» входит в репертуар Омского хора) и топонимах. Наиболее часто населённые пункты и учреждения его имени можно встретить в Западной Сибири. В честь Ермака названы города и сёла, спорткомплексы и спортивные команды, улицы и площади, реки и пристани, пароходы и ледоколы, гостиницы и др. О некоторых из них см. Ермак . Многие сибирские коммерческие фирмы имеют в своём собственном названии имя «Ермак».

Примечания

Литература

Источники

  • Грамота царя Ивана Васильевича в Югорскую землю князю Певгею и всем князьям Сорыкидским о сборе дани и о доставке её в Москву //Тобольский хронограф. Сборник. Вып. 4. - Екатеринбург, 2004. С. 6. - ISBN 5-85383-275-1
  • Грамота царя Ивана Васильевича на Чусовую Максиму и Никите Строгановым о посылке в Чердынь волжских казаков Ермака Тимофеевича с товарищи //Тобольский хронограф. Сборник. Вып. 4. - Екатеринбург, 2004. С.7-8. - ISBN 5-85383-275-1
  • Грамота царя Ивана Васильевича Семёну, Максиму и Никите Строгановым о приготовлении к весне 15 стругов для людей и запасов, направляемых в Сибирь //Тобольский хронограф. Сборник. Вып. 4. - Екатеринбург, 2004. С. 8-9. - ISBN 5-85383-275-1
  • «Дополнения к актам историческим», т. I, № 117;
  • Ремизовская (Кунгурская) летопись, изд. археологической комиссией;
  • Ср. Сибирские летописи, изд. Спасским (СПб., 1821);
  • Рычков А. В. Режевские сокровища. - Уральский университет, 2004. - 40 с. - 1500 экз. - ISBN 5-7996-0213-7

Исследования

  • Атаман Ермак Тимофеевич покоритель Сибирского царства. - М., 1905. 116 с.
  • Блажес В. В. О наименовании покорителя Сибири в исторической литературе и фольклоре // Наш край. Материалы 5 Свердловской областной краеведческой конференции. - Свердловск, 1971. - С. 247-251. (историография проблемы)
  • Бузукашвили М. И. Ермак. - М., 1989. - 144 с.
  • Гриценко Н. Воздвигнут в 1839 году // Сибирская столица, 2000, № 1. - С. 44-49. (памятник Ермаку в Тобольске)
  • Дергачёва-Скоп Е. Краткие повести о походе Ермака в Сибирь // Сибирь в прошлом, настоящем и будущем. Вып. III. История и культура народов Сибири: Тезисы докладов и сообщений Всесоюзной научной конференции (13-15 октября 1981 г.). - Новосибирск, 1981. - С. 16-18.
  • Жеребцов И. Л. Коми - сподвижники Ермака Тимофеевича и Семёна Дежнёва // НеВтон: Альманах. - 2001. - № 1. - С. 5-60.
  • Закшаускене Е. Знак с кольчуги Ермака // Памятники Отечества. Вся Россия: Альманах. № 56. Кн. 1. Первая столица Сибири. - М., 2002. С. 87-88.
  • Катанов Н. Ф. Предание тобольских татар о Кучуме и Ермаке // Тобольский хронограф. Сборник. Вып. 4. - Екатеринбург, 2004. - С. 145-167. - ISBN 5-85383-275-1 (впервые опубликовано: то же // Ежегодник Тобольского губернского музея. 1895-1896. - Вып. V. - С. 1-12)
  • Катаргина М. Н. Сюжет о гибели Ермака: летописные материалы. Исторические песни. Предания. Российский роман 20-50-х годов XX века // Ежегодник Тюменского областного краеведческого музея: 1994. - Тюмень, 1997. - С. 232-239. - ISBN 5-87591-004-6
  • Козлова Н. К. О «чуди», татарах, Ермаке и сибирских курганах // Капля [Омск]. - 1995. - С. 119-133.
  • Колесников А. Д. Ермак. - Омск, 1983. - 140 с.
  • Копылов В. Е. Земляки в названиях минералов // Копылов В. Е. Окрик памяти (История Тюменского края глазами инженера). Книга первая. - Тюмень, 2000. - С. 58-60. (в том числе о минерале ермакит)
  • Копылов Д. И. Ермак. - Иркутск, 1989. - 139 с.
  • Крекнина Л. И. Тема Ермака в творчестве П. П. Ершова // Ежегодник Тюменского областного краеведческого музея: 1994. - Тюмень, 1997. - С. 240-245. - ISBN 5-87591-004-6
  • Кузнецов Е. В. Библиография Ермака: Опыт указания малоизвестных сочинений на русском и частью на иностранных языках о покорителе Сибири // Календарь Тобольской губернии на 1892 год. - Тобольск, 1891. - С. 140-169.
  • Кузнецов Е. В. К сведениям о знамёнах Ермака // Тобольские губернские ведомости. - 1892. - № 43.
  • Кузнецов Е. В. Находка ружья покорителя в Сибири // Кузнецов Е. В. Сибирский летописец. - Тюмень, 1999. - С. 302-306. - ISBN 5-93020-024-6
  • Кузнецов Е. В. Начальная пиитика о Ермаке // Тобольские губернские ведомости. - 1890. - № 33, 35.
  • Кузнецов Е. В. Об очерке А. В. Оксёнова «Ермак в былинах русского народа»: Библиография известий // Тобольские губернские ведомости. - 1892. - № 35.
  • Кузнецов Е. В. Сказания и догадки о христианском имени Ермака // Кузнецов Е. В. Сибирский летописец. - Тюмень, 1999. - С.9-48. - ISBN 5-93020-024-6 (см. также: то же // Лукич. - 1998. - Ч. 2. - С. 92-127)
  • Миллер, «Сибирская история»;
  • Небольсин П. И. Покорение Сибири // Тобольский хронограф. Сборник. Вып. 3. - Екатеринбург, 1998. - С. 16-69. ISBN 5-85383-127-5
  • Оксенов А. В. Ермак в былинах русского народа // Исторический вестник, 1892. - Т. 49. - № 8. - С. 424-442.
  • Панишев Е. А. Гибель Ермака в татарских и русских легендах // Ежегодник-2002 Тобольского музея-заповедника. - Тобольск, 2003. - С. 228-230.
  • Пархимович С. Загадка имени атамана // Лукич. - 1998. - № 2. - С. 128-130. (о христианском имени Ермака)
  • Скрынников Р. Г. Ермак. - М., 2008. - 255 с (серия ЖЗЛ) - ISBN 978-5-235-03095-4
  • Скрынников Р. Г. Сибирская экспедиция Ермака. - Новосибирск, 1986. - 290 с.
  • Солодкин Я. Был ли двойник у Ермака Тимофеевича? // Югра. - 2002. - № 9. - С. 72-73.
  • Солодкин Я. Г. К изучению летописных источников о сибирской экспедиции Ермака // Тезисы докладов и сообщений научно-практической конференции «Словцовские чтения-95». - Тюмень, 1996. С. 113-116.
  • Солодкин Я. Г. К спорам о происхождении Ермака // Западная Сибирь: история и современность: Краеведческие записки. Вып. II. - Екатеринбург, 1999. - С. 128-131.
  • Солодкин Я. Г. Поминались ли «ермаковы казаки» вне Тобольска? (Как Семён Ремезов ввёл в заблуждение многих историков) // Сибирский исторический журнал. 2006/2007. - С. 86-88. - ISBN 5-88081-586-2
  • Солодкин Я. Г. Рассказы «Ермаковых казаков» и начало сибирского летописания // Русские. Материалы VII-го Сибирского симпозиума «Культурное наследие народов Западной Сибири» (9-11 декабря 2004 г., г. Тобольск). - Тобольск, 2004. С. 54-58.
  • Солодкин Я. Г. Редакции синодика «Ермаковым казакам» (к истории раннего сибирского летописания) // Словцовские чтения-2006: Материалы XVIII Всероссийской научной краеведческой конференции. - Тюмень, 2006. - С. 180-182. - ISBN 5-88081-558-7
  • Солодкин Я. Г. Хронология «Ермакова взятия» Сибири в русском летописании первой половины XVII в. //Земля Тюменская: Ежегодник Тюменского областного краеведческого музея: 2005. Вып. 19. - Тюмень, 2006. - С. 9-15. - ISBN 5-88081-556-0
  • Солодкин Я. Г. «…А СЕ НАПИСАХ К СВОЕМУ ИЗПРАВЛЕНИЮ» (СИНОДИК «ЕРМАКОВЫМ КАЗАКАМ» И ЕСИПОВСКАЯ ЛЕТОПИСЬ) // Древняя Русь. Вопросы медиевистики . 2005. № 2 (20). С. 48-53.
  • Софронов В. Ю. Поход Ермака и борьба за ханский престол в Сибири // Научно-практическая конференция «Словцовские чтения» (Тезисы докладов). Сб. 1. - Тюмень, 1993. - С. 56-59.
  • Софронова М. Н. О мнимом и реальном в портретах сибирского атамана Ермака // Традиции и современность: Сборник статей. - Тюмень, 1998. - С. 56-63. - ISBN 5-87591-006-2 (см. также: то же // Тобольский хронограф. Сборник. Вып. 3. - Екатеринбург, 1998. - С. 169-184. - ISBN 5-85383-127-5)
  • Сутормин А. Г. Ермак Тимофеевич (Аленин Василий Тимофеевич). Иркутск: Восточно-Сибирское книжное изд-во, 1981.
  • Фиалков Д. Н. О месте гибели и захоронения Ермака // Сибирь периода феодализма: Вып. 2. Экономика, управление и культура Сибири XVI-XIX вв. - Новосибирск, 1965. - С. 278-282.
  • Шкерин В. А. Сылвенский поход Ермака: ошибка или поиск пути в Сибирь? //Этнокультурная история Урала, XVI-XX вв.: Материалы международной научной конференции, г. Екатеринбург, 29 ноября - 2 декабря 1999 г. - Екатеринбург, 1999. - С. 104-107.
  • Щеглов И. В. В защиту 26 октября 1581 г. // Сибирь. 1881. (к дискуссии о дате похода Ермака в Сибирь) .

Ссылки

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.

В 1579 году Ермак отправляется в поход,собрав войско примерно в 550 человек. По пути войско увеличилось за счет примкнувших казаков. На берегу Туры происходит первое столкновение с татарами. Ермак по пути захватил несколько городов и продолжил свой путь к Искеру-столице Сибирского ханства.

В1582 году Кучум бросает свою столицу. Искер становится началом в истории освоения Сибири. Нижняя приобь входит в состав Русского государства,а народности проживающие тампринимают российское поданство.

В 1583 году,земли до Иртыша тоже были подчинены.Сибирское ханство перестало существовать. Иван 4 награждает Ермака титулом - Князь Сибирский. Так Ермак входит в историю как покоритель Сибири.

Существуют две версии его происхождения: Ермак — уральский казак и Ермак — донской казак, хотя документально не подтвержденные. Первую версию отстаивают уральские и сибирские историки, но она маловероятна, ведь в ней раннему Ермаку приписывается даже другое имя: Василий Оленин. По другой версии, Ермак — донской казак, промышлявший по Дону и Волге. «Царская грамота Строгановых» от 16 ноября 1582 года именует его волжским казачьим атаманом Ермаком. Историк донского казачества В. Б. Броневский пишет, что он родом из станицы Качалинской. Книга «Жизнь и военные деяния Ермака, завоевателя Сибири, выбранные из российских и иностранных писателей» связывает его с Волгой и Доном. О нем поется в донских и волжских песнях.

Ермак — наш земляк, предположительно 1535—1540 года рождения. Были в нем казачья удаль и стремление верховодить, подчинялись ему охотно. С ватагами он «ходил за зипунами» по Дону и по Волге, люто бил ногайцев и грабил ордынских купцов.

Царские власти преследовали его, и он бежал с Волги и Дона в пермские земли, где братья Строгановы нуждались в защите своих вотчин от набегов татар. «Мы загладим пред Грозным царем вину свою» — поется в былинных волжских песнях. Два года Ермак с казачьим отрядом в 500 человек защищал владения горнозаводчиков Строгановых от татарских набегов.

Однако царская власть нуждалась в полной безопасности своих восточных владений. 1 сентября 1581 года отряд Ермака в полторы тысячи казаков выступил за Каменный пояс, и вскоре состоялась встреча с татарским ханом Кучумом. Отряды иноверцев были разбиты. Ермак углубился в Сибирское ханство, вскоре было отброшено за Иртыш и разбито и татарское войско царевича Маметкула, а после этого были уничтожены и главные силы хана Кучума. Ермак занял столицу Сибирского ханства Кашлык. Казаки хотя и были малочисленней, но вооружены ружьями, а не стрелами, как татары. По натуре справедливый, Ермак запретил облагать местное население данью. Он бил челом Ивану Грозному, прося принять Сибирскую землю «под его высокую руку».

Но Кучум не оставил свою цель — посчитаться с Ермаком, который, потеряв бдительность, с отрядом всего в 150 человек поплыл на стругах вверх по Иртышу, чтоб сбить татарский заслон на пути каравана бухарских купцов. 6 августа 1585 года отряд Кучума в одну тысячу человек неожиданно напал на дружину Ермака и перебил казаков. Раненый Ермак бросился вплавь, но, не достигнув своего струга, под тяжестью кольчуги утонул.

Имя Ермака вошло в легенды, предания: «То на реченьке было, братцы, на Камышинке атаманом их был, братцы, Ермак, сын Тимофеевич». Декабрист К. Ф. Рылеев написал о нем песню «На диком бреге Иртыша сидел Ермак, объятый думой». Художник В. И. Суриков создал эпическое полотно «Покорение Сибири Ермаком», скульптор М. М. Антокольский изваял скульптуру «Ермак». В Тобольске ему установили памятник.

Источники: znanija.com, www.good-asteria.ru, dic.academic.ru, muzei-mira.com, homyak35.ru

Распад СССР причины

На данный момент единого мнения о том, каковы предпосылки распада СССР не существует. Однако, большинство ученых...

Измерение твердости материала

Существует много различных измерительных приборов. Есть приборы для измерения температуры, размеров, атмосферных давлений. Но так же существуют и...

Что такое автожир?

Автожир устойчив, манёвренен и удобен в управлении даже при ветре до 15 м\с. При этом он имеет способность...

Медный бунт причины и итоги

В 1662 году в Росси разразился медный бунт. Причины бунта нужно искать в сильном обнищании населения в результате...

Древнейшие символы

Мировой истории известны различные символы, нашедшие отражение в разных культурах, у разных народов.Среди них, спиральные формы, так часто...

Происхождение

Происхождение Ермака в точности не известно, существует несколько версий.

«Родом неизвестный, душой знаменитый» , он, по одному преданию, был родом с берегов реки Чусовой . Благодаря знаниям местных рек, ходил по Каме , Чусовой и даже переваливал в Азию, по реке Тагил , пока не забрали служить-казачить (Черепановская летопись), по другому - уроженцем Качалинской станицы на Дону (Броневский). В последнее время всё чаще звучит версия о поморском происхождении Ермака (родом «з Двины з Борку»), вероятно имелась в виду Борецкая волость , с центром в селе Борок (сейчас - в Виноградовском районе Архангельской области) .

Сохранилось описание его внешности, сохраненное Семеном Ульяновичем Ремезовым в его «Ремезовском летописце» конца XVII века . Согласно С. У. Ремезову, отец которого - казачий сотник Ульян Моисеевич Ремезов - знал лично выживших участников похода Ермака, знаменитый атаман был

«вельми мужествен, и человечен, и зрачен, и всякой мудрости доволен, плосколиц, черн брадою, возрастом [то есть ростом] середней, и плоск, и плечист».

Вероятно, Ермак был сначала атаманом одной из многочисленных шаек волжских казаков, защищавших население на Волге от произвола и грабежа со стороны крымских и астраханских татар. Об этом свидетельствуют дошедшие до нас челобитные «старых» казаков, адресованных царю, а именно: соратник Ермака Гаврила Ильин писал, что он 20 лет «полевал» (нёс военную службу) с Ермаком в Диком поле , другой ветеран Гаврила Иванов писал, что служил царю «на поле двадцать лет у Ермака в станице » и в станицах у других атаманов .

Сибирский поход Ермака

Инициатива этого похода, по летописям Есиповской и Ремизовской, принадлежала самому Ермаку, участие Строгановых ограничилось вынужденным снабжением казаков припасами и оружием. По свидетельству Строгановской летописи (принимаемому Карамзиным , Соловьёвым и другими), Строгановы сами позвали казаков с Волги на Чусовую и отправили их в поход, присоединив к отряду Ермака (540 человек) 300 ратных людей из своих владений .

Важно отметить, что в распоряжении будущего противника казаков, хана Кучума , находились силы, в несколько раз превосходившие дружину Ермака, но вооруженные значительно хуже. Согласно архивным документам Посольского приказа (РГАДА), всего хан Кучум располагал примерно 10-тысячной армией, то есть одним «туменом», а общая численность «ясачных людей», которые ему подчинялись, не превышала 30 тыс. взрослых мужчин .

Атаман Ермак на Памятнике «1000-летие России» в Великом Новгороде

Смерть Ермака

Оценка деятельности

Некоторые историки ставят очень высоко личность Ермака, «его мужество, предводительский талант, железную силу воли», но факты, передаваемые летописями, не дают указаний на его личные качества и на степень личного его влияния. Как бы то ни было, Ермак является «одной из самых примечательных фигур в русской истории», - пишет историк Руслан Скрынников .

Память

Память об Ермаке живёт в русском народе в легендах, песнях (например, «Песня о Ермаке» входит в репертуар Омского хора) и топонимах. Наиболее часто населённые пункты и учреждения его имени можно встретить в Западной Сибири. В честь Ермака названы города и сёла, спорткомплексы и спортивные команды, улицы и площади, реки и пристани, пароходы и ледоколы, гостиницы и др. О некоторых из них см. Ермак . Многие сибирские коммерческие фирмы имеют в своём собственном названии имя «Ермак».

Примечания

Литература

Источники

  • Грамота царя Ивана Васильевича в Югорскую землю князю Певгею и всем князьям Сорыкидским о сборе дани и о доставке её в Москву //Тобольский хронограф. Сборник. Вып. 4. - Екатеринбург, 2004. С. 6. - ISBN 5-85383-275-1
  • Грамота царя Ивана Васильевича на Чусовую Максиму и Никите Строгановым о посылке в Чердынь волжских казаков Ермака Тимофеевича с товарищи //Тобольский хронограф. Сборник. Вып. 4. - Екатеринбург, 2004. С.7-8. - ISBN 5-85383-275-1
  • Грамота царя Ивана Васильевича Семёну, Максиму и Никите Строгановым о приготовлении к весне 15 стругов для людей и запасов, направляемых в Сибирь //Тобольский хронограф. Сборник. Вып. 4. - Екатеринбург, 2004. С. 8-9. - ISBN 5-85383-275-1
  • «Дополнения к актам историческим», т. I, № 117;
  • Ремизовская (Кунгурская) летопись, изд. археологической комиссией;
  • Ср. Сибирские летописи, изд. Спасским (СПб., 1821);
  • Рычков А. В. Режевские сокровища. - Уральский университет, 2004. - 40 с. - 1500 экз. - ISBN 5-7996-0213-7

Исследования

  • Атаман Ермак Тимофеевич покоритель Сибирского царства. - М., 1905. 116 с.
  • Блажес В. В. О наименовании покорителя Сибири в исторической литературе и фольклоре // Наш край. Материалы 5 Свердловской областной краеведческой конференции. - Свердловск, 1971. - С. 247-251. (историография проблемы)
  • Бузукашвили М. И. Ермак. - М., 1989. - 144 с.
  • Гриценко Н. Воздвигнут в 1839 году // Сибирская столица, 2000, № 1. - С. 44-49. (памятник Ермаку в Тобольске)
  • Дергачёва-Скоп Е. Краткие повести о походе Ермака в Сибирь // Сибирь в прошлом, настоящем и будущем. Вып. III. История и культура народов Сибири: Тезисы докладов и сообщений Всесоюзной научной конференции (13-15 октября 1981 г.). - Новосибирск, 1981. - С. 16-18.
  • Жеребцов И. Л. Коми - сподвижники Ермака Тимофеевича и Семёна Дежнёва // НеВтон: Альманах. - 2001. - № 1. - С. 5-60.
  • Закшаускене Е. Знак с кольчуги Ермака // Памятники Отечества. Вся Россия: Альманах. № 56. Кн. 1. Первая столица Сибири. - М., 2002. С. 87-88.
  • Катанов Н. Ф. Предание тобольских татар о Кучуме и Ермаке // Тобольский хронограф. Сборник. Вып. 4. - Екатеринбург, 2004. - С. 145-167. - ISBN 5-85383-275-1 (впервые опубликовано: то же // Ежегодник Тобольского губернского музея. 1895-1896. - Вып. V. - С. 1-12)
  • Катаргина М. Н. Сюжет о гибели Ермака: летописные материалы. Исторические песни. Предания. Российский роман 20-50-х годов XX века // Ежегодник Тюменского областного краеведческого музея: 1994. - Тюмень, 1997. - С. 232-239. - ISBN 5-87591-004-6
  • Козлова Н. К. О «чуди», татарах, Ермаке и сибирских курганах // Капля [Омск]. - 1995. - С. 119-133.
  • Колесников А. Д. Ермак. - Омск, 1983. - 140 с.
  • Копылов В. Е. Земляки в названиях минералов // Копылов В. Е. Окрик памяти (История Тюменского края глазами инженера). Книга первая. - Тюмень, 2000. - С. 58-60. (в том числе о минерале ермакит)
  • Копылов Д. И. Ермак. - Иркутск, 1989. - 139 с.
  • Крекнина Л. И. Тема Ермака в творчестве П. П. Ершова // Ежегодник Тюменского областного краеведческого музея: 1994. - Тюмень, 1997. - С. 240-245. - ISBN 5-87591-004-6
  • Кузнецов Е. В. Библиография Ермака: Опыт указания малоизвестных сочинений на русском и частью на иностранных языках о покорителе Сибири // Календарь Тобольской губернии на 1892 год. - Тобольск, 1891. - С. 140-169.
  • Кузнецов Е. В. К сведениям о знамёнах Ермака // Тобольские губернские ведомости. - 1892. - № 43.
  • Кузнецов Е. В. Находка ружья покорителя в Сибири // Кузнецов Е. В. Сибирский летописец. - Тюмень, 1999. - С. 302-306. - ISBN 5-93020-024-6
  • Кузнецов Е. В. Начальная пиитика о Ермаке // Тобольские губернские ведомости. - 1890. - № 33, 35.
  • Кузнецов Е. В. Об очерке А. В. Оксёнова «Ермак в былинах русского народа»: Библиография известий // Тобольские губернские ведомости. - 1892. - № 35.
  • Кузнецов Е. В. Сказания и догадки о христианском имени Ермака // Кузнецов Е. В. Сибирский летописец. - Тюмень, 1999. - С.9-48. - ISBN 5-93020-024-6 (см. также: то же // Лукич. - 1998. - Ч. 2. - С. 92-127)
  • Миллер, «Сибирская история»;
  • Небольсин П. И. Покорение Сибири // Тобольский хронограф. Сборник. Вып. 3. - Екатеринбург, 1998. - С. 16-69. ISBN 5-85383-127-5
  • Оксенов А. В. Ермак в былинах русского народа // Исторический вестник, 1892. - Т. 49. - № 8. - С. 424-442.
  • Панишев Е. А. Гибель Ермака в татарских и русских легендах // Ежегодник-2002 Тобольского музея-заповедника. - Тобольск, 2003. - С. 228-230.
  • Пархимович С. Загадка имени атамана // Лукич. - 1998. - № 2. - С. 128-130. (о христианском имени Ермака)
  • Скрынников Р. Г. Ермак. - М., 2008. - 255 с (серия ЖЗЛ) - ISBN 978-5-235-03095-4
  • Скрынников Р. Г. Сибирская экспедиция Ермака. - Новосибирск, 1986. - 290 с.
  • Солодкин Я. Был ли двойник у Ермака Тимофеевича? // Югра. - 2002. - № 9. - С. 72-73.
  • Солодкин Я. Г. К изучению летописных источников о сибирской экспедиции Ермака // Тезисы докладов и сообщений научно-практической конференции «Словцовские чтения-95». - Тюмень, 1996. С. 113-116.
  • Солодкин Я. Г. К спорам о происхождении Ермака // Западная Сибирь: история и современность: Краеведческие записки. Вып. II. - Екатеринбург, 1999. - С. 128-131.
  • Солодкин Я. Г. Поминались ли «ермаковы казаки» вне Тобольска? (Как Семён Ремезов ввёл в заблуждение многих историков) // Сибирский исторический журнал. 2006/2007. - С. 86-88. - ISBN 5-88081-586-2
  • Солодкин Я. Г. Рассказы «Ермаковых казаков» и начало сибирского летописания // Русские. Материалы VII-го Сибирского симпозиума «Культурное наследие народов Западной Сибири» (9-11 декабря 2004 г., г. Тобольск). - Тобольск, 2004. С. 54-58.
  • Солодкин Я. Г. Редакции синодика «Ермаковым казакам» (к истории раннего сибирского летописания) // Словцовские чтения-2006: Материалы XVIII Всероссийской научной краеведческой конференции. - Тюмень, 2006. - С. 180-182. - ISBN 5-88081-558-7
  • Солодкин Я. Г. Хронология «Ермакова взятия» Сибири в русском летописании первой половины XVII в. //Земля Тюменская: Ежегодник Тюменского областного краеведческого музея: 2005. Вып. 19. - Тюмень, 2006. - С. 9-15. - ISBN 5-88081-556-0
  • Солодкин Я. Г. «…А СЕ НАПИСАХ К СВОЕМУ ИЗПРАВЛЕНИЮ» (СИНОДИК «ЕРМАКОВЫМ КАЗАКАМ» И ЕСИПОВСКАЯ ЛЕТОПИСЬ) // Древняя Русь. Вопросы медиевистики . 2005. № 2 (20). С. 48-53.
  • Софронов В. Ю. Поход Ермака и борьба за ханский престол в Сибири // Научно-практическая конференция «Словцовские чтения» (Тезисы докладов). Сб. 1. - Тюмень, 1993. - С. 56-59.
  • Софронова М. Н. О мнимом и реальном в портретах сибирского атамана Ермака // Традиции и современность: Сборник статей. - Тюмень, 1998. - С. 56-63. - ISBN 5-87591-006-2 (см. также: то же // Тобольский хронограф. Сборник. Вып. 3. - Екатеринбург, 1998. - С. 169-184. - ISBN 5-85383-127-5)
  • Сутормин А. Г. Ермак Тимофеевич (Аленин Василий Тимофеевич). Иркутск: Восточно-Сибирское книжное изд-во, 1981.
  • Фиалков Д. Н. О месте гибели и захоронения Ермака // Сибирь периода феодализма: Вып. 2. Экономика, управление и культура Сибири XVI-XIX вв. - Новосибирск, 1965. - С. 278-282.
  • Шкерин В. А. Сылвенский поход Ермака: ошибка или поиск пути в Сибирь? //Этнокультурная история Урала, XVI-XX вв.: Материалы международной научной конференции, г. Екатеринбург, 29 ноября - 2 декабря 1999 г. - Екатеринбург, 1999. - С. 104-107.
  • Щеглов И. В. В защиту 26 октября 1581 г. // Сибирь. 1881. (к дискуссии о дате похода Ермака в Сибирь) .

Ссылки

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.