В связи с преобладанием на континенте жаркого влажного климата, оказывающим влияние на природные зоны, в Южной Америке широко распространены леса и сравнительно мало пустынь и полупустынь. По обе стороны от экватора в бассейне Амазонки расположена зона влажных экваториальных лесов. Площадь, занимаемая ими, больше, чем в Африке, они более влажные, их растительный и животный мир богаче видами, чем африканские леса. Португальцы назвали эти леса сельвой.

Сельва поражает естествоиспытателя буйством жизни, красок. Среди деревьев замечательны сейба, дынное дерево, различные виды пальм, шоколадное дерево (какао), гевея, много орхидей, лиан. Множество животных приспособлено к жизни на деревьях: цепкохвостые обезьяны, ленивцы, древесные дикобразы. Здесь обитают тапиры, муравьеды, ягуары; много видов попугаев, колибри; очень богат мир насекомых.

Зоны саванн занимают Оринокскую низменность большую часть Гвианского и Бразильского плоскогорий. Среди трав растут пальмы и акации, однако в саваннах Южного полушария древесная растительность беднее: мимозы, кактусы, молочаи, бутылочные деревья с бочкообразными стволами. В южноамериканских саваннах нет таких крупных травоядных животных, как в Африке. Здесь обитают мелкие олени, дикие свиньи-пекари, броненосцы, муравьеды, из птиц – страус нанду, из хищных – ягуары и пумы.

Зона тропических пустынь занимает небольшую прибрежную полосу на западном побережье. Здесь недалеко от океана лежит пустыня Атакама – одна из самых безводных пустынь мира. На бесплодных каменистых почвах кое-где растут кактусы и колючие подушкообразные кустарники. Зона субтропических лесов занимают юг Бразильского плоскогорья. Ландшафт зоны образуют красивые леса паркового типа из хвойных араукарий, здесь же произрастает парагвайский чай.

Зона степей также расположена в субтропическом климатическом поясе. Луговые степи называют в Южной Америке пампой. В условиях влажного субтропического климата в степях образовались очень плодородные красновато-черные почвы. Основная растительность – травы, среди которых преобладают ковыль, дикое просо и другие виды злаков. Для открытых пространств пампы характерны быстробегающие животные – пампасный олень, пампасная кошка, несколько видов лам. Много грызунов (нутрия, вискача), а также броненосцев и птиц.

Зона полупустынь умеренного пояса расположена на юге материка, где на скудных почвах растут сухие злаки, колючие кустарники, часто образующие форму подушек. В полупустынях обитают те же животные, что и в пампе.

Высотная поясность в Андах, которые расположены на разных широтах, отличается количеством высотных поясов. Число этих поясов зависит от географической широты и высоты гор. Наибольшее их число наблюдается на широте экватора. На плоскогорьях Центральных Анд, изолированных от влияния океанов, расположены сухие горные степи и полупустыни, называемые Пуной. Среди животных, обитающих в Андах, есть эндемики: очковый медведь, грызун шиншилла, дикая лама и др.

Наравне с Австралией, выделяется своеобразием природы. Значительная ее удаленность от других континентов и изоляция на протяжении длительного времени способствовали формированию уникальной флоры и фауны. Природные зоны Южной Америки являются родиной многих эндемичных растений и животных, которых вы никогда не встретите в природе на других материках.

Своеобразие природы Южной Америки

Ее растительный мир чрезвычайно богат и насчитывает около 40 тысяч различных видов. Континент считается родиной не только хинного и гевеи и но и многих культурных растений - фасоли, томатов, картофеля, кукурузы.

Природные зоны Южной Америки считаются родным домом таких необычных животных, как муравьеды, броненосцы, ленивцы, гуанако. В животном мире сохранились четыре вида сумчатых. Грызуны материка также своеобразны - например, шиншилла и капибара. Эндемиками являются более 300 видов птиц, в том числе и миниатюрные колибри.

отличаются не только флорой и фауной, но и размерами занимаемой площади. Некоторые из них вытянуты в меридиональном направлении, что связанно с особенностями рельефа материка. В Южной Америке располагается половина всех экваториальных лесов, которые считаются легкими планеты.

Сельва - южноамериканский экваториальный лес

Экваториальные леса Южной Америки, располагаясь, как понятно из их названия, в области экватора, занимают огромные площади Амазонской низменности. Эти труднопроходимые лесные пространства называют "сельвас", что на португальском языке означает "лес". В этой природной зоне можно встретить уникальные растения - молочайные деревья, древовидные папоротники. Во влажном и жарком климате хорошо растут хинное и бальса. Все деревья переплетены лианами, которые взбираются на стволы, перекидываются с дерева на дерево, образуя местами сплошную стену зарослей.

Леса Южной Америки богаты животными. В сельве обитают обезьяны-ревуны, тапиры, ягуары, попугаи. Между густой растительностью летают разноцветные бабочки, размах крыльев у некоторых из них достигает 27 сантиметров. В Амазонке можно встретить редкие виды рыб, крокодилов, здесь водятся дельфины, водяные змеи и огромные анаконды.

Льянос, пампа и пустыни

Другие природные зоны Южной Америки занимают меньшие площади, но не менее интересны, в каждой из них есть что-то особенное. Саванны, называемые льянос, покрыты высокими травами, среди которых островками растут пальмы и акации. В саванне материка мало копытных, встречаются свиньи-пекари, муравьеды, пума.

К югу от саванн расположились обширные степи. Пампа с богатыми и плодородными почвами является житницей материка, здесь выращивается много разных злаковых растений. В степях обитают пампасные олени, дикие кошки, ламы.

На материке встречаются и засушливые районы, занятые полупустынями и пустынями. У подножия Анд находится каменистая пустыня Атакама, которая ближе к Тихому океану покрыта песчаными барханами. Южнее Анд расположена обширная полупустыня Патагония с довольно суровым климатом.










Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.






















Назад Вперёд

Цель урока: сформировать представление о растительном и животном мире Южной Америки, характерных природных зонах и их особенностях.

Задачи урока:

обучающие: показать взаимосвязь компонентов природы материка, влияние рельефа, климата и внутренних вод на развитие органического мира Южной Америки;

развивающие: продолжить формирование умений и навыков работы с картографическим материалом, проводить анализ этого материала; развивать способности устанавливать причинно-следственные связи;

воспитательные: воспитывать трудолюбие, максимальную работоспособность на уроке; развивать товарищескую взаимопомощь и поддержку; сформировать у школьников бережное отношение к природе.

Оборудование: мультимедийная презентация “Природные зоны Южной Америки”, мультимедийный проектор, экран, компьютер, атласы, учебники, тетради, раздаточный материал, физическая карта “Южной Америки”.

Ход урока

I. Организационный момент.

– Ребята! Сегодня мы с вами продолжим знакомство с Южной Америкой. И сегодня я предлагаю совершить путешествие в горы… Перед вами хребет География. В течение урока мы будем преодолевать эти вершины одну за другой. Конечная наша цель гора Успех.

А начать наше путешествие мне хотелось бы с легенды о вожде одного из индейских племён, который посылал юношей на вершину Аконкагуа, самую высокую точку Южной Америки.

“ Идите, пока хватит сил. Кто устанет, пускай вернётся домой, но пусть каждый принесёт мне ветку с того места, где он свернул с дороги ”, - говорил вождь. Вскоре первый вернулся с дороги и протянул листок кактуса. Вождь усмехнулся: “ Ты не пересек пустыню. Ты не был даже у подножия горы”. Второму, принесшему серебристую ветку полыни, вождь сказал: “ Ты был у подножия, но даже не пытался начать восхождение ”. Третий с веткой тополя, даже заслужил похвалу: “ Ты добрался до родника ”. Подобное поощрение и четвёртому, с веткой крушины. Пятому, принёсшему ветку кедра, старик одобрительно кивнул: “ Ты был на полпути к вершине”. Последний юноша пришёл с пустыми руками, но лицо его светилось радостью. Он объяснил, что был там, где не растут деревья, но зато видел сверкающее море. Вождь не только поверил ему, но и отдал самую большую дань признания: “ Тебе не нужна ветка-символ. Победа сияет в твоих глазах, звучит в твоём голосе. Это одна из вершин твоей жизни. Ты видел гору во всём её величие ”.

Наш урок - это очередной шаг восхождения к вершине знаний. И чем больше таких шагов вы совершите за свою жизнь, тем выше ваш интеллектуальный уровень. Хотелось бы, чтобы эти шаги на пути познания были твердыми и уверенными. И вели вас только вперёд, преодолевая любые трудности и преграды. Каждый из вас может сегодня уйти с урока с такими же сияющими глазами. С чувством победы познания нового. Но для этой победы нужно ваше внимание и кропотливая работа.

Итак, отправляемся в путь.
Нам предстоит далёкий путь,
Нельзя присесть и отдохнуть.
Одна гора трудней другой,
Но нам их нужно одолеть…
И вот наш первый переход
Гора Домашняя зовёт.

II. Проверка домашнего задания.

Тест

1. Самый большой речной бассейн имеет река:

А) Парана.

Б) Амазонка.

В) Ориноко.

2. Ярко выраженную сезонность режима имеют реки:

А) Амазонка.

Б) Амазонка и Парана.

В) Парана и Ориноко.

3. Хищные пираньи, электрический угорь, кайманы живут в реке:

А) Парана.

Б) Ориноко.

В) Амазонка.

4. Большое озеро на севере Южной Америки:

а) Маракайбо.

в) Титикака.

5. Водопад, расположенный на одном из притоков Параны:

а) Анхель.

б) Виктория.

в) Игуасу.

Ответы: 1-б, 2-в, 3-в, 4-а, 5-в.

Перед нами пропасть братцы
Жутко страшно. Не сорваться б.
Чтобы к цели нам придти
И, чтоб пропасть обойти, я даю координаты.

Проверка номенклатуры материала прошлого урока.

1. 60 0 з.д. и 3 0 ю.ш. _________________________________

2. 65 0 з.д. и 7 0 с.ш. _________________________________

3. 60 0 з.д. и 31 0 ю.ш. ________________________________

4. 69 0 з.д. и 16 0 ю.ш. ________________________________

5. 63 0 з.д. и 7 0 с.ш. _________________________________

Ответы: р. Амазонка, р. Ориноко, р. Парана, оз. Титикака, вдп. Анхель

Продолжаем путешествие.

И теперь наш путь лежит
Через гору Эрудит.

Чтобы преодолеть эту вершину – мы должны изучить новую тему.

III. Актуализация знаний.

Вспомним что такое природная зона? (Определение)

Это крупная территория суши, где сложились определённые взаимосвязи компонентов природы: растений, животных, почв, климата, внутренних вод и т.д.

Зная определение, давайте поставим цель урока.

Предполагаемый ответ ученика: мы должны узнать, как разместились природные зоны на материке Южная Америка, какие там растения и животные.

Природные зоны в истории Земли менялись неоднократно на всех материках. Облик Земли изменялся из-за движения литосферных плит, разрушения гор, климата.

Назовите по карте атласа, какие природные зоны существуют сейчас на материке?

Какие природные зоны самые большие по площади? Чем это объяснить?

Ответ: Большая часть материка лежит в экваториальном и субэкваториальном климате, это области пониженного давления, где преобладает жаркий и влажный климат, поэтому большую часть занимают влажные экваториальные леса.

Рассказ учителя о природных зонах с использованием презентации 1(по ходу рассказа учащиеся заполняют таблицу).

Влажные экваториальные леса (сельва)

Зона лесов занимает Амазонскую низменность и прилегающие к ней восточные склоны Анд. Сельва – труднопроходимые влажные вечнозеленые леса с огромным разнообразием видов растений и животных. Из растений наиболее характерны шоколадное (какао) и хинное деревья, различные виды пальм, сейба (высотой до 80 метров), древовидные папоротники. Много лиан и эпифитов – орхидеи. Особенно богат животный мир сельвы. Многие животные приспособлены к жизни на деревьях: обезьяны, ленивцы, даже лягушки и ящерицы, много змей в том числе самая крупная на Земле Анаконда. У воды обитают копытные – тапиры и самый крупный грызуна Земле водосвинка капибара. Самый крупный хищник Ягуар.

Саванны - занимают Оринокскую низменность большую часть Гвианского и Бразильского плоскогорий. В саваннах Северного полушария среди трав растут пальмы и акации, в Южном полушарии древесная растительность беднее, чаще встречаются заросли кустарников, “бутылочное” дерево, жесткие травы и колючие кустарники, низкорослые редколесья- кебрачо в переводе - сломай топор).Животные не так разнообразны как в Африке. здесь обитают мелкие олени, дикие свиньи – пекари,броненосцы, муравьеды, из птиц – страус нанду. Высокотравная саванна на широких равнинных берегах реки Ориноко – наз. Льянос. Сухие кустарниковые саванны – это кампос.

К югу от саванн раскинулись субтропические степи (пампа) . Отмечаем на контурных картах, заполняем таблицу. Пампа обладает плодородными почвами. В растительном покрове преобладают злаки, на заболоченных участках и по берегам рек растут камыши. На юге сухие травы и колючие кустарники. Для открытых пространств пампы характерны быстро бегающие животные, пампасский олень, пампасская кошка, ламы, Много грызунов (нутрия), броненосцы, птицы. Пампа активно используется человеком как естественные пастбища.

Патагония

Полупустыни расположились на юге материка, этот суровый край называют Патагонией. Климат умеренного пояса с малым количеством осадков формируют своебразное природное сообщество из злаков, колючих и вечнозеленых кустарников образующих плотные заросли. Здесь много грызунов, мелких броненосцев. Многие виды растений и животных одомашнены и имеют большую хозяйственную ценность.

Природная зона Почва Растительность Животный мир
Влажные экваториальные леса (сельва) Красно-желтые ферраллитные Сейба, дынное дерево, шоколадное дерево, пальмы, фикусы, гевея, кувшинка Виктория регия Ягуар, капибара, анаконда, колибри, туканы, попугаи, пираньи (р. Амазонка)
Саванны и редколесья (льянос) Красные ферраллитные Злаковые и бобовые травы, пальмы, мимозы, бутылочное дерево, кебраччо Олень, свиньи-пекари, броненосец, крокодил, ягуар, пума, муравьед, страус нанду
Субтропические степи (пампа) Красновато-черные плодородные Пампасская трава, ковыль, бородач, дикое просо Пампасский олень, пампасская кошка, лама, страус нанду, грызуны
Полупустыни и пустыни (Патагония) Серо-коричневые, серо-бурые Скудная: злаки, колючие кустарники, кактусы Грызуны, вискаша, нутрии.
Леса умеренного пояса Лесные буроземы и подзолистые Южный бук, магнолиевые, бамбук, папоротники Очковый медведь, шиншилла, ламы

Какие новые необычные названия природных зон вы сегодня услышали впервые? (Сельва, кампос, льянос, пампа, патагония). Запишите в листок открытий их определения, заучите и перескажите друг другу.

Ребята, давайте сделаем вывод : все природные зоны отличаются друг от друга различием растений и животных, природные зоны разнообразны, имеют большую протяжённость, изменяются вслед за климатом. Разные природные зоны находятся в разных климатических поясах.

Задание для закрепления. Игра “Крестики – нолики” (презентация 2).

Подведение итогов.

Задание на дом.

Рефлексия. Подведём итог урока, и каждый из вас оценит свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы.

Задачи урока:

  • Формировать знания учащихся о природных зонах Южной Америки, выяснить, что характерно для каждой природной зоны;, как проявляется высотная поясность в Андах; как происходит изменение природы материка под влиянием деятельности человека; совершенствовать умение сравнивать, составлять описание, давать характеристики компонентам природы и природных комплексов.
  • Продолжить формирование умений работать с картами, таблицами, текстом учебника, дополнительной литературой, добывать информацию на порталах Интернета.
  • Используя программу PowerPoint, развивать умение создавать цветовую композицию, вставлять объекты из других программ, воспитывать чувство меры при создании слайдов.
  • Развивать научный кругозор в области географии и информатики.
  • Воспитывать бережное отношение и любовь к природе.

Оборудование:

Карта природных зон мира, физическая и климатическая карты Южной Америки, атласы для 7 класса, иллюстрации по теме, слайды, презентации учащихся, выставка книг Ж. Верна и о Южной Америки, перфокарты, задания для самостоятельной работы, резиновый мяч, томат, фасоль, плитка шоколада, клубни картофеля.

Ход урока:

I. Организационный момент

II. Новый материал

1.Ребята! Сегодня у нас будет очень интересный урок, но не совсем обычный.

Мы с вами совершим путешествие в Южную Америку. Для этого необязательно покупать туристическую путевку и лететь на материк, достаточно иметь под рукой море дополнительной литературы и, как вы уже убедились, компьютер, подключенный к Интернету.

А знаете ли вы, что был такой писатель, который путешествовал по энциклопедиям и атласам, был убежденным домоседом, за свои 70 лет он провел в пути менее года. Кто это?

Совершенно верно. Жюль Верн.

Познакомиться с книгами Ж.Верна можно посмотрев выставку книг. Секрет своего творческого метода Верн раскрыл устами Паганеля, героя «Детей капитана Гранта». Однажды его спутники, пораженные тем насколько чудаковатый ученый досконально знает местность, где они находятся, спросили его: «Неужели вы не раз здесь бывали?». На что тот невозмутимо ответил: «Да, сидя в кабинете в своем кресле».

Фритьоф Нансен говорил: « В жизни человека необходима романтика, именно она придает человеку божественные силы для путешествия по ту сторону обыденности. Это могучая пружина в человеческой душе, толкающая его на великие свершения.»

Каждый из вас, используя метод Паганеля и могучую пружину в своей душе, побывал в одной из шести природных зон Южной Америки, где узнал о географическом положении, климатических условиях, почвах, растительном и животном мире природной зоны, как изменяется зона под воздействием человека. Все, что вы узнали, вам предстоит довести до сведения остальных путешественников: не только рассказать, но и показать. А также, дорогие путешественники, коими являетесь вы все, вам предстоит доработать таблицу « Природные зоны Южной Америки» (см. Приложения к уроку).

2.Какие природные зоны есть в Южной Америке?

  • Что называется природной зоной?
  • А сейчас все откройте атласы на стр.31, посмотрите и скажите, какие природные зоны есть в Южной Америке. Кто желает рассказать?
  • Какие из них занимают наибольшую площадь? Почему?
  • Как в Южной Америке проявляется широтная зональность?
  • Почему пустыни и полупустыни расположены в меридиональном направлении?
  • Что такое высотная поясность?

Итак, слово путешественникам по влажным экваториальным лесам. Начинаем знакомство с природными зонами (защита презентаций – см. Приложения, работа с понятийным аппаратом темы –см. Приложения, работа с настенными картами и картами атласа).

3.Зона влажных вечнозеленых экваториальных лесов.

Сейчас мы отправляемся в зону влажных вечнозеленых экваториальных лесов, которая расположена по обе стороны от экватора в бассейне Амазонки. Португальцы назвали эти леса сельвой. Сельва поражает буйством жизни и красок. Нашему взору открылось прекраснейшее зрелище. Здесь растут такие деревья, как сейба, достигающая высоты 80 м, дынное дерево, шоколадное дерево (какао), различные виды пальм, много орхидей, лиан. Очень богат животный мир сельвы. Многие животные приспособлены к жизни на деревьях: обезьяны, ленивцы.

Здесь обитают тапиры, муравьеды, ягуары. Богат и мир птиц: колибри, попугаи, туканы и др. Много разнообразных бабочек, жуков и других насекомых.

Желающим отправится в путешествие в эту зону мы бы посоветовали посетить великую Парану- Тинг (Амазонка) (Рассказ учащегося об Амазонке).

4.Зона переменно-влажных лесов.

Зона переменно-влажных лесов расположена к югу и к северу от зоны влажных экваториальных лесов и занимает северную часть Бразильского плоскогорья и северо-восточную часть Гвианского плоскогорья. В зоне переменно-влажных лесов высокие деревья сбрасывают листву, а эпифитные орхидеи на сухое время впадают в состояние покоя.

Черты полулистопадных лесов: могут существовать при длительности засушливого периода до 5 месяцев с количеством осадков менее 100 мм, деревья обладают досковидными корнями, наличие высокорослых эмерджентов, суккулентность, «кладовые» питательных веществ.

В руслах рек и на равнинах – тропический, непроницаемый лес с эпифитами и лианами, который карабкается от моря до самого гребня хребта и под конец переходит в сплошной лес одних только пальм. Пальмовый лес прекращается и начинается лес араукуарий, т.е. лес бразильских сосен.

Чрезвычайно разнообразен животный мир переменно-влажных лесов Южной Америки: термиты, гривистый волк, саваннова лисица, кустарниковая собака, носухи, гризон, пума, кошка Жоффруа, черепахи, летучие мыши, легуаны, кайманы, криптурелла, колоколо, зимородки.

Приглашаем посетить город карнавалов – Рио-де-Жанейро (рассказ учащегося о городе).

5.Зона саванн.

Далее наш путь лежит в зону саванн, которая занимает Оринокскую низменность и большую часть Гвианского и Бразильского плоскогорий. Здесь растут пальмы и акации, однако, в саваннах Южного полушария растительность беднее: мимозы, кактусы, низкорослые деревья и кустарники. В сравнении с африканскими саваннами животный мир южноамериканских саванн беднее. Здесь обитают мелкие олени мазама, опоссум, пекари, броненосцы, муравьеды, свистун, жарарака, каскавелла, кавия. Из птиц – страус нанду, краксы, гриф-урубу, паламедия,.

В этой природной зоне приглашаем посетить великолепные водопады Игуасу (рассказ учащегося о водопадах)

6.Зона субтропических степей.

Из зоны саванн мы отправляемся в зону субтропических степей, которые в Южной Америке называют пампой, что в переводе с языка индейцев означает «пространство, лишенное древесной растительности». Растительность степей – травы, среди которых преобладают ковыли, дикое просо и другие виды злаков. Животный мир степей – пампасский олень, пампасская кошка, ламы.

Приглашаем посмотреть на животных пампы (рассказ учащегося о животных).

7.Зона пустынь и полупустынь.

Дальше мы отправляемся в зону пустынь и полупустынь, которая занимает небольшую прибрежную полосу на западном побережье и на юге материка. Этот край материка назван Патагонией. На скудных почвах растут сухие злаки, колючие кустарники. Много грызунов, среди них вискаша, длина тела которого 60-70 см., по берегам водоемов обитает нутрия, много мелких броненосцев.

В путешествие приглашаем в страны ветра и холода в Южной Америке

(рассказ учащегося о пустыне Атакама и Патагонии)

8.Высотная поясность в Андах.

А сейчас наш путь лежит в горы Анды, которые расположены на разных широтах. Высотная поясность в Андах отличается количеством высотных поясов. Число этих поясов зависит от географической широты и высоты гор. Наибольшее их число наблюдается на широте экватора. Так подножия Анд близ экватора одеты густыми экваториальными лесами. На плоскогорьях

Центральных Анд расположены сухие горные степи и полупустыни, называемые Пуной. Среди животных, обитающих в Андах, есть очень древние виды, например, очковый медведь, грызун шиншилла, дикая лама.

В этой природной зоне мы приглашаем посетить вас самый высокий водопад в мире (рассказ учащегося об вдп. Анхель).

9.Изменение природы материка под влиянием деятельности человека.

Как вы уже узнали, Южная Америка выделяется среди материков своеобразием органического мира. Длительная изоляция от других континентов способствовала формированию в Южной Америке богатого и во многом эндемичного растительного и животного мира. Она родина каучуконоса гевеи, шоколадного дерева, хинного и красного деревьев, виктории-регии, а также многих культурных растений – картофеля, томата, фасоли. Является одним из центров происхождения культурных растений.

Как вы думаете, изменилась ли природа материка под влиянием деятельности человека?

Как проявляется это влияние?

1.Распашка земель пампы, нет девственной растительности.

2.Пастбищное скотоводство – зарастание пастбищ сорняками.

3.Вырубка лесов – араукарий, плантации кофе и какао на месте тропических лесов.

4.Ввоз новых растений – нарушение связей между компонентами природы.

5.Вырубка экваториальных лесов – легкие планеты, биологическое разнообразие.

Как решать проблемы?

Создание национальных парков, Красная книга, программа охраны природы.

III.Закрепление

I. Устный опрос

1.Дик Сенд, увидев на побережье материка жирафа, слона, гиппопотама, муху це-це засомневался, что его команда находится в Южной Америке. Почему?

2.Какая связь между предметами: резиновый мяч, томат, фасоль, плитка шоколада, картофель

3.С какими природными зонами Южной Америки мы познакомились?

4.Какие новые понятии ввели?

5.От чего зависит количество высотных поясов?

6.Приведите примеры изменения природы Южной Америки человеком.

II. Тестирование по теме:

« Природные зоны Южной Америки» (см. приложения)

Ответы:

Вариант 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
1 Б В Б А А А А В Г Б
2 В В А В Б В Б В Г А

IV.Оценки за урок

V.Домашнее задание:

VI.Рефлексия.

Понравился ли вам урок?

Почему?

Что интересного узнали?

Всем спасибо за урок!

Тестирование

В связи с преобладанием на континенте жаркого влажного климата здесь широко распространены леса и сравнительно мало пустынь и полупустынь. По обе стороны от экватора в бассейне Амазонки расположена зона влажных экваториальных лесов. Площадь, занимаемая ими, больше, чем в Африке, они более влажные, их растительный и животный мир богаче видами, чем африканские леса. Португальцы назвали эти леса сельвой.

Сельва поражает естествоиспытателя буйством жизни, красок. Среди деревьев замечательны сейба, дынное дерево, различные виды пальм, шоколадное дерево (какао), гевея, много орхидей, лиан. Множество животных приспособлено к жизни на деревьях: цепкохвостые обезьяны, ленивцы, древесные дикобразы. Здесь обитают тапиры, муравьеды, ягуары; много видов попугаев, колибри; очень богат мир насекомых.

Зоны саванн занимают Оринокскую низменность большую часть Гвианского и Бразильского плоскогорий. Среди трав растут пальмы и акации, однако в саваннах Южного полушария древесная растительность беднее: мимозы, кактусы, молочаи, бутылочные деревья с бочкообразными стволами. В южноамериканских саваннах нет таких крупных травоядных животных, как в Африке. Здесь обитают мелкие олени, дикие свиньи-пекари, броненосцы, муравьеды, из птиц – страус нанду, из хищных – ягуары и пумы.

Зона тропических пустынь занимает небольшую прибрежную полосу на западном побережье. Здесь недалеко от океана лежит пустыня Атакама – одна из самых безводных пустынь мира. На бесплодных каменистых почвах кое-где растут кактусы и колючие подушкообразные кустарники. Зона субтропических лесов занимают юг Бразильского плоскогорья. Ландшафт зоны образуют красивые леса паркового типа из хвойных араукарий, здесь же произрастает парагвайский чай.

Зона степей также расположена в субтропическом климатическом поясе. Луговые степи называют в Южной Америке пампой. В условиях влажного субтропического климата в степях образовались очень плодородные красновато-черные почвы. Основная растительность – травы, среди которых преобладают ковыль, дикое просо и другие виды злаков. Для открытых пространств пампы характерны быстробегающие животные – пампасный олень, пампасная кошка, несколько видов лам. Много грызунов (нутрия, вискача), а также броненосцев и птиц.

Зона полупустынь умеренного пояса расположена на юге материка, где на скудных почвах растут сухие злаки, колючие кустарники, часто образующие форму подушек. В полупустынях обитают те же животные, что и в пампе.

Высотная поясность в Андах, которые расположены на разных широтах, отличается количеством высотных поясов. Число этих поясов зависит от географической широты и высоты гор. Наибольшее их число наблюдается на широте экватора. На плоскогорьях Центральных Анд, изолированных от влияния океанов, расположены сухие горные степи и полупустыни, называемые Пуной. Среди животных, обитающих в Андах, есть эндемики: очковый медведь, грызун шиншилла, дикая лама и др.