Люди лгут, осознанно вредят своему здоровью, совершают самоубийства и убивают своих собратьев по биологическому виду. Наука пытается объяснить, почему самый разумный из биологических видов ведет себя так неразумно.

Деструктивное поведение — Вредные привычки

И алкоголь вредят здоровью, и этот факт прекрасно известен всем, что курит и пьет. Получается, что человек вполне осознанно делает себе плохо, и это явно требует каких-то объяснений. Ученые, исследовавшие причины такого поведения, поясняют, что есть несколько важных причин.

Первая и основная – человек на самом деле не может по-настоящему осознавать вред, когда он отсрочен во времени. То, что произойдет из-за вредных пристрастий где-то через 10 или 20 лет, никак не влияет на поведение сегодня, это особенность нашей психики. Вот если бы сразу после сигареты случался инфаркт или врачи на следующее же утро диагностировали рак, это стало бы реальным стимулом.

Еще одна чисто человеческая особенность, заставляющая нас таким образом вредить самим себе, - это прекрасное умение включать рационализацию. «Моя бабушка курила и дожила до 90 лет», «В малых дозах алкоголь полезен» - наш разум способен найти тысячу аргументов, чтобы доказать, что проблемы нет.

Деструктивное поведение — Эксперименты с собственным телом

Татуировки, пирсинг, пластическая хирургия – человек добровольно соглашается терпеть боль и идет на риск получить различные негативные побочные последствия этих процедур. При этом не ради выживания или повышения устойчивости, а просто ради того, что считает это красивым. И ведь это не прихоть современного человека, наоборот, древние ритуалы «реконструкции тела» были еще более вычурными и опасными.

Ни у одного из видов животных нет ничего подобного. Откуда же у homo sapiens такая традиция? Психологи считают, что она родилась из потребности группироваться и отделяться от других групп. Все древние племена ничем не отличались бы между собой, если бы у одних не было принято прокалывать нос, а у других – уши.

Кроме того, само – это чисто человеческое явление. И красота – это не просто эстетика. К примеру, ряд исследований показал, что покупатели скорее склонны купить товар у продавца, который кажется им более красивым. Красота в человеческом обществе стала еще одним ресурсом. Улучшая свое тело, человек приобретает определенные преимущества, несмотря на риски.

Деструктивное поведение — Азартные игры

Склонность к азартным играм может стоить человеку очень многого. Безусловно, это еще один вид деструктивного поведения, смысл которого с точки зрения благополучия человеческого рода совершенно не ясен. Почему же люди играют?

Исследования показали, что основной механизм вовлечения в азартную игру состоит в том, что человек воспринимает неудачу в игре иначе, чем в жизни. Для него неудача в игре – это дополнительный стимул попробовать еще, потеря в игре воспринимается как вызов.

Ученые проследили, что, начиная играть, все игроки рационально подходят к тому, как долго они поиграют, и воспринимают игру лишь как развлечение. Однако проигрыш меняет их восприятие, азартная игра теперь становится вызовом, битвой, войной, где они должны сделать все, чтобы победить.

Деструктивное поведение — Склонность к насилию

Войны и конфликты настолько типичны для человеческого общества, что ученые считают, что жажда насилия заложена в самой человеческой природе так же, как потребность в еде или сексе. При этом характерна ведь и для животных, но у животных мы всегда можем четко отследить, какую цель она преследует. Это всегда борьба за какие-то ресурсы – пищу, территорию, лучшую самку. Если же мы посмотрим на человека, то увидим много бессмысленной агрессии, агрессии ради агрессии. Биологи называют человека самым жестоким из живых существ.

Мнения исследователей расходятся. Некоторые считают, что жажда насилия – это просто потребность человека, другие же говорят о том, что проявления насилия – это всегда все та же борьба за ресурсы, только не всегда столь очевидная, как у животных.

Деструктивное поведение — Ложь

Исследования показывают, что люди гораздо чаще, чем может показаться на первый взгляд. К примеру, американский психолог Фельдман провел простой эксперимент. Он оставлял в комнате двух незнакомцев и просил их просто о чем-то побеседовать.

На самом деле беседа записывалась. И после каждого участника по отдельности просили просмотреть запись и отметить, как часто в течение беседы он «был не очень точен» (слова «лгать» экспериментатор избегал сознательно). Выяснилось, что 60% участников эксперимента солгали хотя бы раз в течение 10-минутного разговора с незнакомцем.

Исследование Фельдмана не единственное. Ложь в самом деле определенная норма в нашем обществе. Именно такая бессмысленная ложь, как в разговоре с незнакомцами, не ради спасения жизни или получения какой-то награды. Психологи поясняют, что эта ложь часто связана с То есть мы часто обманываем, когда не уверены в себе и хотим показаться лучше.

Тест: Если Вы обнаружили в своем поведении больше чем одно из описанных выше деструктивных проявлений, Вам пора задуматься о личностных изменениях!

По материалам сайта vitaportal.ru

7 21 708 0

Деструктивный вид поведения являет собой отклонение от общепринятой нормы поведения и морали и носит разрушающий характер. Разрушения затрагивают все сферы жизни человека: здоровье, отношения с друзьями, социализация и т.д.

Деструктивная модель характерна для 89% людей на планете и проявляется в тяжелые, переломные моменты жизни.

Но чаще всего такое расстройство характерно для подростков, которые ввиду своего переходного возраста, отсутствия достаточного внимания со стороны взрослых, влияния улицы, подмены настоящих ценностей, приоритетов и ряда других причин поддаются такому поведению. Для того, чтобы понять, как справиться с такой проблемой, нужно понять что вызвало такое поведение. Разобравшись в этом, можно без большого труда и посторонней помощи справиться с деструктивностью. Обо всем этом мы расскажем в статье.

Почему возникает деструктивная модель поведения

Для человека с детства примером для подражания становится семья и родители. К 4-5-летнему возрасту, ребенок получает запас знаний и понимания человеческих взаимоотношений, которым он будет руководствоваться в дальнейшей жизни.

Если конструктивная модель поведения является нормой в семье ребенка, все члены семьи проявляют заботу друг о друге, решают проблемы разумными способами, а не посредством скандалов и упреков, ребенок не видит постоянных пьянок и растет в гармоничной обстановке, то в его жизни маловероятно развитие такого отклонения. Если происходит наоборот, первенец в группе риска.

Деструктивная деятельность имеет два вектора направления:

  1. Внешние проявления (вандализм, жестокость к животным и людям, войны, теракты, экоцид).
  2. Направление на внутренний мир человека или саморазрушение (употребление алкоголя, наркотиков, психоактивных веществ, суицид и т.д).

Состояние усугубляется при наличии некоторых факторов:

  • Алкоголизм, разгул преступности, отсутствие мер наказания со стороны государства и правящего класса;
  • Браки по расчету, различные спекуляции;
  • Общественное безразличие (падение уровня критики и осуждения со стороны);
  • Несовершенность или полное отсутствие мер наказания за проступки.

Характерные признаки

  • Жестокое и враждебное отношение к окружающим;
  • Агрессия в общении;
  • Тенденция к разрушению материальных вещей и ценностей;
  • Тенденция к разрушению уклада жизни близких людей;
  • Отчуждение от эмоций и чувств, что приводит к неспособности чувствовать что-либо;
  • Представление опасности для собственной жизни и жизни близких.

Виды разрушительного поведения

Психологам тяжело четко определить, что же собой являет деструктивная деятельность, поскольку она неразделима с понятием нормы, а норма, все же, является понятием нестабильным.

Основная классификация видов такого поведения приведена ниже.

    Делинквентное

    Являет собой противозаконные действия человека, что влечет за собой криминальную, административную и правовую ответственность.

    Девиантное

    Модель поведения, противоречащая моральным, нравственным и этическим представлениям общественности (отличие от признанной нормы поведения).

Формы

Формы деструктивной модели могут варьироваться и отличаться в зависимости от сложившихся отношений с социумом и социальной адаптации личности.

Деструктивный конфликт - какой он?

Конфликт являет собой противоречие взглядов и интересов отдельных людей или групп лиц. Психологи призывают . В таком случае все стороны смогут высказать свое видение и прийти к консенсусу.

Деструктивное поведение характеризуется неумением адекватно воспринимать чужое мнение.

В этом случае есть два варианта ведения конфронтации:

  1. Деструктивный – индивид намерено обостряет конфликт, переходит на оскорбления и личности, излишне эмоционален, провоцирует оппонента на агрессию, усугубляя тем самым ситуацию.
  2. Конформистский – в этом случае человек подчиняется оппоненту без оговорок, даже если он с ним не согласен.

В обеих моделях подход к решению конфликта не верен, так как спорная ситуация таким образом не разрешается и оставляет возможность в дальнейшем ситуации повториться.

Чем деструктивность опасна для общества

От воздействия деструктивного человека могут страдать семья, коллектив, друзья, незнакомые люди, если речь идет об убийстве и других проявлениях делинквентного поведения. Также это подрывает психологическое здоровье самого индивида, поскольку он также пытается разрушить себя.

Личность может не понимать, что несет угрозу обществу. Именно поэтому человек нуждается в помощи, так как деструктивная модель со временем может перерасти в .

Как деструктивному человеку измениться в лучшую сторону

Для изменения состояния нужно усиленно работать над собой. По возможности, следует , если степень расстройства достаточно сильна.

и способность к состраданию

Если человек проявляет сострадание и сочувствие к другим, значит, он ощущает намного меньше агрессии к себе самому и к окружающим. Люди перестанут бояться его и начнут с ним общаться, помогать и проявлять ответные чувства.


Не бойтесь

В психологии все страхи делятся на истинные и ложные. Истинные страхи являют собой обстоятельства, которые несут реальную угрозу жизни и здоровью; ложные – все те страхи, которые человек ощущает по отношению к себе. Не бойтесь показаться смешным, неполноценным, несовершенным. Самое главное – ваше собственное адекватное восприятие самого себя. Тогда никто не сможет вас унизить или оскорбить.

Отсутствие разрядки может негативно повлиять на здоровье индивида, поэтому стоит подыскать для себя наиболее подходящий метод выхода эмоций. Для кого то это может стать музыка, кому-то больше по душе бег, кому-то нужно поколотить боксерскую грушу, а кто-то находит себя в арт-направлениях. Главное – чтобы это приносило эмоциональную разгрузку.

Начните уже, не отходя от экрана, заниматься эмоциональной разрядкой. Многие психологии практикуют в последнее время раскраски “Антистресс”. Ниже у вас есть возможность воспользоваться этой методикой абсолютно бесплатно.

Выберите как хотите закрашивать.

Если вы сами для себя будете полноценным и самодостаточным человеком, вам не придется никому ничего доказывать и самоутверждаться через других людей. Для этого займитесь личностным ростом и растите в своих глазах по отношению к себе вчерашнему.

Частые "вопросы - ответы"

    Какая есть профилактика деструктивного поведения?

    Так как деструктивному поведению наиболее подвержены подростки, а после люди, которым не уделялось должное время на воспитание, профилактические работы должны начинаться в семье с детства, иногда приобщая психолога. Алгоритм действий в следующем: понимание ребенка – баланс между желанием, возможностью и необходимостью – активизация личностных ресурсов и мотивов – отсутствие агрессии – мягкий переход к взрослению и ответственности.

    "Деструктивно" это как?

    Синонимы данного понятия – неплодотворно, разрушительно, гибельно, нестабильно, то, что опустошает, нарушает нормальную структуру.

    Что такое деструктивная деятельность?

    Что такое конструктивное поведение?

    Что такое деструкция в психологии?

    Что такое деструктивный подход?

    Что такое конструктивная и деструктивная агрессия?

Термин имеет тот же корень, что и структура; приставка "де" означает уничтожение или отрицание. Слово "деструктивный" носит негативную окраску и означает не что иное, как разрушительный. Синоним деструктивности, как уже было указано выше - разрушительность. Распад структурных связей, зависимостей и тому подобного - вот что значит деструктивный.

Деструктивный конфликт

Под деструктивным конфликтом обычно понимают столкновение, при котором характерна проблематичность достижения целей каждого из участников конфликта каким-либо иным способом, кроме ущемления интересов другого. Это значит, что намерения оппонентов переплетаются, мешая удовлетворению интересов каждого из них.

Деструктивный человек

О деструктивности можно говорить как о качестве личности. Возникает вопрос о том, что значит деструктивный человек? Является ли эта разрушительность пагубной для обладателя такой черты или для окружающих его людей?

Психологи дают следующее определение для деструктивности, свойственной человеку. Это неспособность создавать базу, обеспечивающую дальнейший результативный труд. Деструктивность может быть направлена как вовнутрь, так и извне. Кроме того, как и в общем определении, она означает разрушение функциональных связей.

Многие которые можно назвать негативными, относятся к деструктивным (например, жадность, хитрость, цинизм и предвзятость), поскольку они так или иначе приводят к разрушению. Но более всего деструктивность связывают с жадностью, что значит, деструктивный человек в полной мере обладает этим пороком.

Жадность как поборница быстрого результата

Для деструктивного человека свойственен соответствующий подход к жизни. Он хочет всего и сразу. Такая личность настолько гонится за результатом, что растрачивает его. В итоге эффективность близится к нулю.

Антоним деструктивности - конструктивность, напротив, предполагает постепенное совершенствование и продвижение вперед.

Пропасть между теорией и практикой

В ответе на вопрос о деструктивности человеческого сознания, то, что значит слово "деструктивный" - очень малая часть того, что надо бы сказать. Деструктивный человек не глуп - он знает теорию, но не применяет ее на практике. Ситуация схожа с купленным билетом на поезд, в который покупатель так и не сядет. Деструктивный человек знает, что действует прежде всего себе во вред. Но все равно продолжает это делать. Быть может, даже кичится своей деструктивностью.

Деструктивное межличностное взаимодействие

Под деструктивным межличностным взаимодействием понимают такие формы контактов, при котором на одного или на каждого из собеседников оказывается пагубное влияние со стороны другого. Примеры: манипулятивное или авторитарное общение, молчание с целью сокрытия какой-либо информации или в качестве так называемого наказания.

Отрицательные одного или всех участников взаимодействия придают ему деструктивный характер. Они могут проявляться преднамеренно или неосознанным образом. Мотивированная или немотивированная агрессия, к примеру, может исходить от одного собеседника к другому либо вследствие нервного перенапряжения, либо из желания нанести тому физический или моральный вред. Такие личностные черты, как предубеждение, лицемерие и цинизм также являются основой деструктивного межличностного взаимодействия, напоминающего, однако, в отличие от открытой агрессии скорее состояние "холодной войны". Так, данный процесс может проходить в неявном виде, пока деструктивность будет все более прогрессировать.

__________________________________________________________

5.1.Деструктивное психологическое влияние

Психологическоевлияние может быть разрушающим для личности: лишить человека возможности выбирать, принимать на себя ответственность, планировать, рассчитывать на свои усилия, творить новое. Такое влияние называется деструктивным.Деструктивное влияние – влияние, предполагающее взаимодействие на позициях неравенства партнёров, отношение к другим людям как к объектам воздействия, на которых можно влиять силой или хитростью с целью достижения только собственной выгоды. Ограничение личной свободы и ущемление достоинства приводит к разрушению отношений и нарушению развития личности. В зависимости от того, открыто или скрыто оказывается давление на другого человека, выделяютразновидности деструктивного влияния:

    силовое;

    манипулятивное.

Силовое психологическое влияние

Силовое психологическое влияние имеет различные названия в исследованиях современных авторов: «императивное » [Ковалёв, 1987]; «доминирование » [Доценко, 1996].

Силовое влияние – открытое, без маскировки, императивное воздействие для достижения собственных целей и игнорирование интересов и намерений другого человека.

Отличительной особенностью этого влияния является взаимодействие с позиции силы, поэтому некоторые современные авторы называют этот вид влияния «варварским », примитивным, близким к физическому воздействию и недостойным цивилизованного человека [Сидоренко, 2001].

Силовое влияние может быть сиюминутно эффективным: заставил сделать, добился желаемого. Однако оно неэффективно в долгосрочной перспективе, так как приводит к постепенному разрушению дела, деловых отношений, личностной целостности. Силовое влияние может быть оправдано лишь в крайних случаях – экстремальных ситуациях, создающих угрозу жизни и безопасности человека (пожар, наводнение и т.д.).

Способами силового психологического влияния являются:

    нападение;

    принуждение.

Нападение выражается в том, что другой человек воспринимается как добыча или какпрепятствие , которое может помешать схватить добычу, и поэтому должно быть устранено или нейтрализовано.

Принуждение состоит в том, что другой человек воспринимается как орудие , которым можно воспользоваться, или какпрепятствие , которое можно попробовать превратить в орудие.

Нападение – это атака, внезапное воинственное действие против другого человека или группы людей. Это проявление психологической агрессии или войны. В психологическом нападении в качестве атакующих инструментов используются исключительнопсихологические средства вербальные, невербальные и паралингвистические. Психологическое нападение – это, прежде всего,словесная атака . Используемые нападающим слова обращены не к когнитивному, а эмоциональному пласту личности. Это резкий и сокрушительный удар словом, от которого сотрясается всё душевное существо. Нападение заставляет партнёра страдать. Удар вызывает душевное равновесие на более или менее длительный период времени.

Формы психологического нападения:

    Импульсивное – иррациональное, ненамеренное действие, причиной которого является стремление освободиться от напряжения, разрядить агрессивные импульсы(«Я вспылил»).

    Целенаправленное – осознанное и контролируемое действие с целью оказать влияние на эмоциональное состояние, мысли, намерения, поступки другого человека(«Это заставит его испугаться и изменить поведение».)

    Тотальное – действие, сначала совершаемое под влиянием импульса, затем продолжаемое уже и для того, чтобы достичь определённой цели(«Я вспылил, и это испугало его и заставило изменить тактику»).

Средства психологического нападения:

    Деструктивная критика;

    Деструктивные констатации;

    Деструктивные советы.

Деструктивная критика ‑ это:

    пренебрежительные или оскорбительные суждения о личности человека («Тебе трудно даются такие вещи»; «Кроме тебя, так плохо эту работу никто не смог бы сделать»);

    грубое агрессивное осуждение, поношение или осмеяние его дел и поступков, значимых для него людей, социальных общностей, идей, ценностей, материальных объектов и т.п. («Меня поражает твоя страсть к дешёвым вещам»; «Вечно ты окружаешь себя подозрительными людьми»);

    риторические вопросы, направленные на обнаружение и «выправление» недостатков («Как ты можешь так нелепо одеваться?» «Ты что, совсем соображение потерял?»).

Разрушительность такой критики в том, что она не позволяет человеку «сохранить лицо», отвлекает его силы на борьбу с возникающими отрицательными эмоциями, отнимает веру в себя. По форме деструктивная критика часто неотличима от формул внушения: «Ты безответственный человек». Однако инициатор воздействия имеет своей осознаваемой целью «улучшение» поведения адресата воздействия (а неосознаваемой – освобождение от досады и гнева, проявление силы или месть). Он отнюдь не имеет в виду закрепления и упрочения тех моделей поведения, которые описывают используемые им формулы. Характерно, что закрепление отрицательных моделей поведения – один из наиболее разрушительных и парадоксальных эффектов деструктивной критики. Известно также, что в формулах внушения и аутотренинга настойчиво отдаётся предпочтение положительным формулировкам, а не отрицанию отрицательных (например, формула «Я спокоен» предпочтительнее формулы «Я не волнуюсь»).

Деструктивные констатации – это:

    упоминания и напоминания об объективных фактах биографии, которые человек не в состоянии изменить и на которые он чаще всего не мог повлиять (национальная, социальная и расовая принадлежность; городское или сельское происхождение; род занятий родителей; противоправное поведение кого-либо из близких; наследственные и хронические болезни; природная конституция; черты лица и т.п.). («Ну да, ты же из маленького города»; «Когда ты сердишься, я почему-то вспоминаю твоего брата, который попал в места не столь отдалённые».)

    «дружеские», «безобидные» ссылки и намёки на ошибки, промахи и нарушения, допущенные адресатом в прошлом; шутливое упоминание «старых грехов» или личных тайн адресата («Я часто вспоминаю, сколько мы возились всем отделом, чтобы исправить твою ошибку»).

Деструктивные констатации могут совершаться намеренно, чтобы вызвать негативные реакции партнёра, или по недоумению, недомыслию, бестактности, под влиянием импульса. Эффект во всех случаях одинаков: у адресата возникает состояние растерянности, беспомощности, смятения.

Деструктивные советы – это:

    безапелляционные указания, повеления и инструкции, не подразумеваемые социальными или рабочими отношениями партнёров.

Е.В. Сидоренко в своей работе приводит пример случая, произошедшего с ней и её американской коллегой и иллюстрирующего распространённость в нашей повседневной жизни деструктивных советов и их отрицательных последствий.

«Однажды одна американская коллега Шелби Морган сказала мне: «Я вовсе не всегда открыта для чужой критики и чужих советов. Часто мне хочется покоя и целостности, а иногда я чувствую, как что-то важное вызревает во мне. Зачем мне в этот момент чужая интервенция?» Однажды Шелби приехала ко мне на дачу со своей дочерью Сарой. Девочке было пять лет. Мы шли по платформе втроём, и у Сары шнурки от кроссовок были не завязаны. Только что прошёл дождь. Белоснежные шнурки на глазах превращались в грязные мокрые хвостики. И Шелби, и Сара не обращали на это никакого внимания. Я, наученная опытом общения с моей американской подругой, тоже помалкивала и держала возможные комментарии при себе. Однако каждая идущая нам навстречу женщина обязательно говорила что-то вроде: «Ребёнку шнурки завяжите! Смотрите, как они болтаются!» Почуяв в Шелби иностранку, они обращались уже ко мне: «Скажите ей…» и т.д. Я всем отвечала: «Спасибо» и шла дальше. После третьего такого обращения Шелби не выдержала: «Почему мы должны ходить с завязанными шнурками? Почему все вокруг лучше меня знают, что мне надо делать, и пытаются заставить меня жить по-другому? Почему в России все мне что-то советуют? Ведь это нарушение моих прав!» [Сидоренко, 2002, с. 44 - 45].

Непрошенные советы относятся к средствам психологического нападения, потому что нарушают личностные права, бросают вызов способности человека самому определять, какие вопросы задавать себе и каких избегать, на что обращать внимание, какие принимать решения и как учиться на собственных ошибках.

Другой способ силового влияния – принуждение.

Принуждение – приневоливание (стимуляция) человека к выполнению определённых действий с помощью угроз (открытых или подразумеваемых) или лишений.

Принуждение возможно только в том случае, если принуждающий действительно обладает возможностями реализации угроз, то есть полномочиями в лишении адресата каких-либо благ или в изменении условий его жизни и работы. Такие возможности можно назвать контролирующими . Принуждая, инициатор угрожает применением своих контролирующих возможностей для того, чтобы добиться от адресата нужного ему поведения.

Формы принуждения:

    Объявление жёстко определённых сроков или способов выполнения работы без каких-либо объявлений или обоснований: «Вы должны три раза проверить свои расчёты, это моё золотое правило».

    Наложение не подлежащих обсуждению запретов и ограничений: «Вы не имеете права подойти к клиенту, если я с ним веду переговоры, даже если это ваш личный знакомый».

    Запугивание возможными последствиями: «Те, кто собирается мне сейчас возразить, потом долго будут это расхлёбывать».

    Угроза наказанием, в наиболее грубых формах – физической расправой: «Вы либо делаете это ко вторнику, либо увольняетесь».

Принуждение – это способ влияния, который ограничен в области своего возможного применения, так как инициатор влияния должен обладать рычагами непсихологического давления на адресата. Если оба партнёра обладают такими рычагами, то они могут начать «мериться силами». Такое взаимодействие можно назвать открытой силовой борьбой. Побеждает тот, чьи угрозы оказались более действенными.

В повседневной жизни, особенно деловой, мы часто встречаемся с цивилизованными формами принуждения. Мы принуждены следовать условиям договора, принятого решения, официальной инструкции, правилам вежливости и т.п. Во всех этих случаях мы добровольно соглашаемся на то, что условия договора, решения и т.п. будут принуждать нас поступать соответствующим образом. По-настоящему принуждает тот запрет, решение, ограничение, наказание и т.п., которые не были согласованы с нами заранее и не имеют статуса определённого договора.

Современные психологические, юридические, социологические исследования обозначают социально неодобряемые, порицаемые формы личностной активности посредством термина деструктивное поведение . Деструктивное поведение рассматривается как форма личностной активности, направленная на разрушение функционирующих социальных структур. Указанная деятельность может носить целенаправленный характер либо быть психологической реакцией на любую личностную или социальную конструкцию.

Особенности деструктивного поведения

Деструктивное поведение базируется на ценностной, характерологической, регуляторной и мотивационно-смысловой сферах личности. Деструкция в отношении других – это одновременно способ обозначения, обнаружения собственной структурированности, которая может быть идентичной остальным представителям социума либо принципиально отличной от них.

Определение 1

Деструктивное поведение, таким образом, представляет собой форму поведения личности, направленную на разрушение внешних структур при одновременном процессе моделирования собственных поведенческих паттернов; дезадаптивно-направленный процесс взаимодействия субъекта с окружающей социально-природной средой, опосредованный индивидуальными характеристиками личности, имеющий форму реакций или поступков.

Поступок предполагает целенаправленную, осознанную форму активности, тогда как реакция характеризуется импульсивностью, необдуманностью.

Деструктивный характер активности личности проявляется в психологических состояниях, ситуационных реакциях, отклоняющихся от норм, а также в форме развития личности, приводящей к дезадаптации в социуме. Другими словами, деструктивность представляет собой отрицательное отношение личности к самой себе и окружающим.

Определенная доля деструктивности свойственна всем людям, главные отличия заключаются в выборе объекта, на который она направлена: на свое внутреннее состояние или на окружающую социально-природную среду.

Цели деструктивного поведения

Целями деструкции, направленной на внешнюю среду, могут быть следующие:

  • физическое уничтожение другого (индивидуальное или массовое);
  • разрушение системы социальных отношений или социума в целом: террористические акты, государственные перевороты, революции и пр.;
  • разрушение неодушевленных предметов, произведений искусства (вандализм), а также окружающей природной среды.

Формы деструктивного поведения

Деструктивная активность личности может принимать различные формы своего проявления. Выделяют следующие формы деструкции:

  • противоправное поведение, обусловленное мотивированными или немотивированными нарушениями (несоблюдением) юридических норм, установленных в обществе;
  • административно-управленческое деструктивное поведение, связанное с прямым невыполнением, несоблюдением социальных норм, с превышением собственных прав и полномочий;
  • индивидуально-целевое, характеризующееся крайне эгоистическим характером, направленное на реализацию личностных интересов в ущерб коллективным, социальным;
  • групповые формы деструкции, направленные на нанесение ущерба обществу;
  • виды индивидуального или коллективного поведения, направленные на насильственное сохранение отживших, консервативных форм социального взаимодействия, что приводит к блокированию процессов развития инициативности, творческого потенциала личности и общества;
  • имитационное поведение, камуфлирующие истинные интересы,