За окном уже третий день идет моросящий дождь, а в редкие бездождливые часы все заволакивает густой туман… Прям таки британская погода на дворе… Семья уже спит, а я сижу в кресле у догорающего камина, пью виски (совсем немного) и читаю «Записки о Шерлоке Холмсе» сэра Артура Конан Дойля… Ощущение такое, будто нахожусь в Британской Империи…
Не знаю как у вас, а у меня первая ассоциация, всплывающая в памяти, при упоминании о Британии — это доброе старое британское оружие. В первую очередь, конечно, это ручной пулемет Льюиса… Вот, собственно, об этом пулемете я вам сегодня и хочу рассказать…

Начало грозного XX столетия прошло «под знаком» активной разработки автоматического оружия, в частности пулеметов. Подобный тип вооружения с энтузиазмом внедрялся в войска, бюро по выдаче патентов были буквально завалены различными проектами и идеями в сфере автоматического оружия, зачастую – весьма далекими от жизненных реалий. Однако некоторые разработки оказались весьма удачными, активно применялись в боевых действиях и заняли свое почетное место на пьедестале истории ручного стрелкового оружия. Подобная участь ожидала и ручной пулемет Льюиса (Lewis)…


Ручной пулемет Льюиса (Lewis) британского производства (русский заказ). Вид справа.

В назначенное время биплан вошел в зону полигона на высоте 120 метров, и Стеллингверф открыл огонь по квадратной мишени размером 7,5 метра. Результаты этой и последующих стрельб подтвердили заявления Льюиса — в среднем по 28 попаданий в цель из каждого патронного диска.
Специалисты по вооружению из Вулиджа провели тщательные испытания. Несмотря на проблему с перегревом ствола, пулемет в целом оценили положительно и рекомендовали его к принятию на вооружение. В том же году пулемет был официально принят бельгийской армией.
Важное значение в судьбе пулемета Льюиса имели пробные воздушные стрельбы, проведенные британским Королевским Воздушным Корпусом (RFC — Royal Flight Corps) и Королевской Морской Авиационной Службой (RNAS — Royal Navy Air Service). После них стало очевидно, что пулемет системы Льюиса являлся одним из лучших кандидатов на роль авиационного вооружения. Однако Военное Министерство Великобритании проявило осторожность, и фирме BSA пришлось начать отгрузку уже произведенных партий пулеметов в Бельгию. Ориентируясь на перспективу большой войны в Европе, руководство BSA приняло решение расширить производство и заказало новые станки в США.

Буквально накануне войны, в июне 1914 года военное министерство и Адмиралтейство Великобритании, как бы «очнувшись», в срочном порядке заказали 10 пулеметов Льюиса, а через две недели еще 45. Сразу после начала боевых действий BSA получила заказ на 200 пулеметов, производство которых тогда осуществлялось с темпом 25 штук в неделю. А после того, как ручной пулемет Льюиса, состоявший на вооружении бельгийской армии, блестяще проявил себя в боях (немцы, столкнувшись с этим грозным оружием, прозвали его «гремучей змеей»), заявки на новые пулеметы посыпались как из рога изобилия.

Вскоре стало ясно, что BSA в одиночку не осилить нарастающий вал заказов, поэтому англичане совместно с канадцами заказали 12000 пулеметов у крупной американской оружейной фирмы «Сэвидж Армз Компани». К концу 1915 года новые производственные цеха в Бернингеме заработали на полную мощность и выпуск пулеметов «Льюис» достиг там 300 штук в неделю.
В 1915 году компания Savage Arms из США отказалась от работы по заказу и приобрела лицензию на выпуск этих пулеметов на своих производственных мощностях. В США было организовано производство пулеметов Льюиса калибра.30-06. Главным образом пулеметы поставлялись по государственному заказу для военно-воздушных сил и морской пехоты, но небольшое количество доставалось и гражданскому рынку (пулеметы Льюиса пришлись по душе путешественникам, отправляющимся в дикие части света — в Африку, Азию, Амазонию).

В Российской Империи пулемёты Льюиса появились в 1917 году (9600 пулемётов американского и 1800 английского производства), когда царское правительство, обеспокоенное острой нехваткой автоматического оружия в армии, заказало их изготовление у иностранных подрядчиков. Следует отметить, что часть пулеметов (по некоторым данным около 1200 штук) были изготовлены в калибре 7,62*54 — то есть под наш стандартный винтовочный патрон. В этих пулеметах на стойке затыльника ударным клеймом была выбита цифра «300».

После окончания Мировой войны пулеметы Льюиса оставались на вооружении армий и участвовали практически во всех вооруженных конфликтах вплоть до середины тридцатых годов. Лицензионное производство пулеметов было организовано в Японии и Голландии, где они состояли на вооружении. Многие страны (Латвия, Эстония, Турция, Аргентина, Мексика, Канада, Австралия, Китай и др) закупали это оружие.
Широкому распространению «Льюисов» в годы Первой Мировой войны, наряду со значительной потребностью войск в таком оружии, способствовало и то обстоятельство, что стоимость одного станкового «Виккерса» равнялась расходам, затрачиваемым на изготовление шести «Льюисов».

В СССР во время Великой Отечественной войны Льюисы так же вернулись в строй — ими были вооружены силы ополчения и формируемые партизанские отряды.

Кроме того, известно, что Льюисы являлись одним из видов вооружения, которые несли на себе подводные лодки типа «Калев» (построенные для Эстонии в Великобритании). После присоединения Эстонии к СССР эти субмарины вошли в 1940 году в состав Балтийского флота.

Кстати и немцы вооружали трофейными Льюисами свои тыловые подразделения. У них ин проходил под индексом MG100(h).

После войны отмечено использование Льюисов в Корейской войне и в борьбе еврейского народа за создание государства Израиль. А в Африке Льюисы использовались в бывших Британских колониях вплоть до 70-х годов ХХ века…

Устройство пулемёта:
Автоматика пулемёта работает на принципе отвода пороховых газов.
Пулемёт состоит из следующих основных частей и механизмов: ствола с радиатором и кожухом, ствольной коробки с крышкой и подающим механизмом, затыльника с прикладом, рукоятки управления огнём со спусковым механизмом, затвора, затворной рамы, возвратно- боевой пружины с коробкой, магазина и сошки.
В передней части кожуха расположен регулятор газовой каморы, который имеет два отверстия для отвода газов с буквенными обозначениями: “L” — большее отверстие и “S” — меньшее отверстие. Для перестановки регулятора с одного отверстия на другое он поворачивается на 180° с помощью рычага регулятора.

Запирание канала ствола производится поворотом затвора, боевые упоры которого входят в поперечные пазы ствольной коробки. Поворот затвора при запирании осуществляется криволинейным пазом на затворе и основанием стойки затворной рамы.
Ударный механизм ударникового типа, закреплён на стойке затворной рамы. Спусковой механизм позволяет вести только автоматический огонь. Питание пулемёта патронами при стрельбе производится из дискового магазина, который приводится во вращательное движение подающим механизмом. Подающий механизм рычажного типа, приводится в действие вы­ступом хвоста затвора, который входит в криволинейный паз рычага подачи. На рычаге подачи расположена собачка, которая, взаимодействуя с поперечными ребрами магазина, поворачивает магазин. Удержание магазина от поворота вправо и влево производится двумя рычажками, которые расположены на крышке ствольной коробки. Экстракция гильзы (патрона) производится двумя выбрасывателями, закреплёнными в затворе, а отражение - отражателем рычажного типа, находящимся в ствольной коробке.

Пулемёт имеет предохранитель, состоящий из двух планок с вырезами на обоих концах. Планки помещены с правой и левой сторон ствольной коробки. Вырезы предназначены для постановки затворной рамы на предохранитель в переднем и заднем положениях. Для постановки затворной рамы на предохранитель планку (левую или правую, в зависимости от того, с какой стороны находится рукоятка заряжания) необходимо сдвинуть вверх.
Соединение ствола со ствольной коробкой резьбовое. Охлаждение ствола воздушное. Охлаждение ствола усиливается благодаря наличию на стволе радиатора и кожуха с патрубком. Прицел рамочный, диоптрический; мушка треугольной формы. Для удобства стрельбы пулемёт имеет сошку. При использовании пулемёта как лёгкого станкового он присоединяется к качающейся части станка и в пулемёте заменяется затыльник с прикладом на затыльник с рукояткой.
Пулемет имеет прицел стоечного типа. Он установлен на крышке ствольной коробки и имеет до 20 делений. Наибольшая дальность прицельной стрельбы равна 2000 ярдов, что соответствует 1830 м
К пулемёту положен комплект принадлежности для разборки в чистки и следующие запасные части: затвор, отражатель, возвратно-боевая пружина с шестерёнкой и коробкой, собачка и два фиксатора магазина, рычаг подали и трубка для снаряжения магазина. Принадлежность и запасные части помещаются в специальном кожаном футляре.

А вот как описывает технические характеристики пулемета Максим Попенкер:
«Ручной пулемет Lewis использует газоотводную автоматику с расположенным под стволом газовым поршнем с длинным рабочим ходом. Запирание ствола осуществляется поворотом затвора на четыре боевых упора, расположенных радиально в задней части затвора. Стрельба ведется с открытого затвора, только автоматическим огнем. К особенностям пулемета относятся спиральная возвратная пружина, воздействующая на шток газового поршня через шестерню и зубчатую передачу, а также алюминиевый радиатор на стволе, заключенный в тонкостенный металлический кожух. Кожух радиатора выступает вперед перед дульным срезом, так что при стрельбе образуется тяга воздуха через кожух вдоль радиатора, от казенной части ствола к дульной. Питание патронами осуществлялось из присоединяемых сверху дисковых магазинов с многослойным (в 2 или 4 ряда, емкость 47 и 97 патронов соответственно) расположением патронов радиально, пулями к оси диска. При этом магазин не имел подающей пружины — его вращение для подачи очередного патрона на линию досылания осуществлялось при помощи специального рычага, расположенного на пулемете и приводимого в движение затвором. В пехотном варианте пулемет комплектовался деревянным прикладом и съемной двуногой сошкой, иногда на кожух ствола ставилась рукоятка для переноски оружия. Японские пулеметы системы Льюиса Тип 92 (выпускавшиеся по лицензии) дополнительно могли использоваться со специальных станков-треног.»


Снаряжение магазина и подготовка к стрельбе.


Снаряженный магазин на 97 патронов.

Надёжность работы оружия в любых, в т.ч. и неблагоприятных, условиях заслуженно принесла ему репутацию одного из лучших ручных пулемётов того времени, хотя значительный вес и трудоемкость обслуживания доставляли пулемётчикам определённые трудности. Про этот пулемет вполне можно сказать, что он был создан в «свое» время и с честью «отслужил» свою службу в армиях многих стран мира.Пулемет широко использовался в качестве пехотного, но не меньшую известность получили его авиационные варианты.

Американец Айзек Ньютон Льюис (1858-1931) служил офицером армии США. Помимо этого, он был еще и изобретателем, чьи работы до сих пор используются в военной промышленности многих стран. В 1911 году Льюис усовершенствовал оригинальный дизайн пулемета Сэмюеля Маклина и развернул широкую маркетинговую компанию для той винтовки, которая в итоге получилась. Она носила название «автоматическая винтовка Льюиса» и была оснащена мобильной системой воздушного охлаждения.

Производство винтовки

На протяжении всей своей истории эта винтовка использовалась для обороны, для стрельбы с воздуха и как облегченный вариант пехотного пулемета. Винтовка Льюиса продолжала использоваться во времена Первой и Второй мировых войн. Любопытно, что власти США поначалу не заинтересовались разработкой Льюиса, и это заставило его продать свое изобретение в Европу, где оно служило на вооружении бельгийской армии. Бельгия начала серийный выпуск автомата, затем им заинтересовались Британия и Франция.

Америка оказалась вынужденной вступить в Первую мировую войну, и только тогда она наконец инвестировала в производство винтовки Льюиса. Производство велось на территории Англии, в Бирмингеме (BSA). Удар Германии по Бельгии был стремительным, и бельгийские войска были вынуждены отступить. Именно в ходе этого ожесточенного сражения винтовка Льюиса была применена впервые. К тому времени, как война достигла своего пика, винтовка Льюиса уже нашла самое широкое применение. Ею оснащались наблюдательные вышки, бипланы и бомбардировщики. Война, которая по оценкам специалистов должна была закончиться к Рождеству 1914-го, в итоге длилась четыре долгих года и стала одной из самых кровопролитных в истории.

Огромные фронтовые территории были опутаны сетью траншей, между которыми велись круглосуточные перестрелки. Участки, не занятые траншеями, находились под постоянным перекрестным огнем и назывались «безлюдные земли», потому, что выжить на них было невозможно.

Дальность стрельбы

Пулемет сыграл важную роль в этой войне. Практика военного времени показала, что победу всегда одерживала именно та сторона, на вооружении у которой находились пулеметы. В это же время к пулеметам стали присоединяться самолеты и танки. Дальность стрельбы и баллистика патронов винтовок позволяли держать противника на большом расстоянии, не давая ему пойти в наступление.

Пулеметчиков также можно было объединить в отряд, где бы они, взаимно прикрывая друг друга, обеспечивали полный контроль над вражескими позициями и укрытиями. Наряду с артиллерийским огнем это оружие привело к огромным человеческим жертвам. По сути, винтовка Льюиса представляла собой систему автоматического ведения огня, оснащенную газовой камерой и воздушным охлаждением. Весила она около 13 килограммов. Пулемет заряжался барабаном 30-06 Springfield round, а его скорострельность была от 500 до 600 выстрелов в минуту. Дальность стрельбы варьировалась от 800 до 3000 метров.

Отличительной особенностью пулемета Льюиса был его кожух. Он предназначался для защиты стрелка от контакта с горячим стволом и для лучшего его продувания принудительной системой охлаждения. Система эта работала за счет отработанных пороховых газов и для своего времени была новаторской и очень эффективной. Пулемет, имеющий принудительное воздушное охлаждение, выгодно отличался от своих конкурентов, охлаждающихся водой. Его не требовалось дополнительно заправлять водой и с ним вполне мог справиться один человек (в отличие от того же Виккерса).

К тому моменту, как Америка приняла на вооружение пулемет Льюиса, это оружие уже успело зарекомендовать себя в боях по всему миру. Америка вступила в Первую мировую войну только в 1917 году. К этому моменту Льюис уже имел широкую популярность и применялся практически повсеместно. Особенно часто этим пулеметом оборудовались самолеты и бипланы союзных войск. В американской армии была серьезная нехватка огнестрельного оружия. Это вынудило Америку закупить в Британии пулеметы Льюиса, и они пробыли на вооружении Америки вплоть до конца Второй мировой войны, несмотря на то, что параллельно американцы закупили и чешский пулемет Bren Light Machine.

Льюис Марк XI SS

По итогам войны Льюис получил высокую оценку за летальность и удобство, но пулемет часто заклинивало, и он был слишком тяжелым. Осуждали его также за крайне неудобную перезарядку и относительно сложный механизм, который было трудно ремонтировать в полевых условиях. Несмотря на это он был недорогим и использовался повсеместно: на суше, в воздухе, пехотой, ВМС и ВВС.

К началу пулемет Льюиса претерпел ряд модификаций и доработок и снова был принят на вооружение. В 1942 году Британия профинансировала разработку очередной модификации Льюса - Льюис Марк XI SS.

Предполагалось, что это позволит сделать из пулемета Льюиса полноценную пехотную ЛМГ для стрельбы с плеча. Подобные разработки вели и американцы.

В итоге свет увидела серия автоматов Mark, многие из которых не были успешными и на вооружение так никогда и не поступили. Последние версии Марков использовались широко и после войны, а конструктивные элементы, применяемые в этой серии послужили основой для современных автоматических винтовок.

Пулемет Льюиса продолжал использоваться и позднее - во время арабо-израильской войны (1948-1949), во время «смуты» (1960-1998) и во время хорватской войны за независимость (1991-1995).

В 2010 году в штате ИЛЛИНОИС в США, в среде любителей стрелкового оружия возникла дискуссия. Один из любителей стрелкового оружия, ветеран войны, нашел в старой усадьбе пулемет Люиса в нерабочем состоянии. Если точнее, это был Льюис.30 калибра, произведенный в 1917 Savage Arms Co. в городе Нью-Йорк.

Об этой находке они написали руководителю Католического общества ветеранов войны Майку Энтони с просьбой разъяснить, как можно было бы оставить пулемет в своей организации, я так понял, занимавшейся реконструкцией боевых действий прошлого. Тот задал вопрос агенту ATF (Бюро Огнестрельного оружия Табака Алкоголя и Взрывчатого вещества), те в свою очередь посоветовали пулемет сдать властям. И пулемет пришлось сдать шерифу, иначе тем, кто им владел, грозил срок 10 лет и штраф в размере 250 000$.

Во всей этой истории мне понравилась реакция местного шерифа. Он не заводил дела на нашедших, а всячески постарался помочь им, в решении этой проблемы. Они даже были готовы отдать пулемет в музей, но ATF потребовало уничтожить раритет. В свою очередь Шериф Мирл Джастус, заявил, что пока находка будет храниться у него в качестве вещь дока, до момента пока не будет найден способ спасти этот, прекрасно сохранившийся пулемет, который, по мнению специалистов оружейников, еще можно восстановить.

«К сожалению, мы ограничены в возможностях», - сообщил прессе сержант Джон Фалтон, административный помощник отдела Шерифа округа Сэйнт-Клер. - «мы либо будем хранить его у себя либо будем обязаны сдать на уничтожение, таковы требования закона».

При этом в стрелковой ассоциации штата уверенны, что стоит побороться за сохранность этого стреляющего экспоната, заявляя, что ATF, как федеральная служба, должна контролировать, а не изымать или уничтожать то, что является историей Соединенных Штатов Америки.

Замечу, такое отношние к пулеметам в целом не во всех штатах США! Есть штаты где их личное хранение разрешено.

От идеи до металла

Lewis («Льюис») — британский пулемёт времён Первой мировой войны. Был создан в 1913 году.

Оригинальная идея конструкции пулемета принадлежит некоему Самуэлю МакЛеану. Эту идею усовершенствовал американец, капитан американской армии Айзек Льюис, и затем запатентовал. Изначально Льюис планировал свой пулемет в качестве станкового, с водяным охлаждением, однако в дальнейшем перешел к идее ручного пулемета с принудительным воздушным охлаждением ствола.

Пулемет был предложен конструктором для вооружения американской армии, но в ответ последовал жесткий отказ (вызванный застарелым личным конфликтом между изобретателем и генералом Крозье, тогдашним начальником департамента вооружений армии США).

Так и не сумев убедить руководство американской армии в необходимости принять на вооружение его конструкцию, Люис вышел в отставку и покинул США в 1913 году.

Вначале он уехал в Бельгию, и вскоре — в Великобританию. В Бельгии для производства пулемёта он основал компанию Armes Automatique Lewis в Льеже. В Великобритании Льюис тесно сотрудничал с компанией Birmingham Small Arms (BSA) с целью преодолеть некоторые трудности, возникшие при производстве данного оружия.

Производство пулемёта началось на заводах BSA (Англия), и первой на вооружение РП Льюиса приняла бельгийская армия в 1913 году, а боевое крещение «Льюис» получил в 1914 году, с началом Первой мировой войны. К концу 1930-х он был в первый раз снят с вооружения, однако ближе ко второй мировой войне его вернули в строй после частичной модернизации, в ходе которой были сняты радиаторы, а две сошки были заменены одной телескопической. Кроме армейских имелись и авиационные варианты.

Японские пулеметы системы Льюиса Тип 92 (выпускавшиеся по лицензии) дополнительно могли использоваться со специальных станков-треног. Эти пулеметы использовались Японией до конца Второй мировой войны.

Особенности конструкции

Автоматика пулемёта работает на принципе отвода пороховых газов. Пулемёт состоит из следующих основных частей и механизмов: ствол с радиатором и кожухом, ствольная коробка с крышкой и подающим механизмом, затыльник с прикладом, рукоятка управления огнём со спусковым механизмом, затвор, затворная рама, возвратно-боевая пружина в своей коробке, магазин и сошка. Визитной карточной системы является кожух, краями выходящий далеко за дульный срез и образующий своим профилем там своеобразный эжектор — при выстреле волна пороховых газов, проходя через него своей инерцией создавала разрежение в задней части кожуха — и как следствие — протягивание порций холодного воздуха под кожухом, вдоль продольно оребренного ствола. Активное воздушное охлаждение больше в истории стрелкового оружия нигде не использовалось.

Запирание канала ствола производится поворотом затвора, боевые упоры которого входят в поперечные пазы ствольной коробки. Поворот затвора при запирании осуществляется криволинейным пазом на затворе и основанием стойки затворной рамы. Ударный механизм ударникового типа, закреплён на стойке затворной рамы. Спусковой механизм позволяет вести только автоматический огонь. Стрельба только с «открытого затвора», что отрицательно сказывается на точности огня. Питание пулемёта патронами при стрельбе производится из оригинального дискового магазина с многослойным (в 2 или 4 ряда, емкость 47 и 97 патронов соответственно) расположением, который приводится во вращательное движение подающим механизмом. Магазин не содержат подающей пружины, что коренным образом рознит его со всеми современными системами подобного типа.

Подающий механизм рычажного типа, приводится в действие выступом хвоста затвора, который входит в криволинейный паз рычага подачи. Скорострельность (темп работы автоматики) регулируется краном на газовой камере. Этим же краном компенсируется загустение смазки при низких температурах.

Возвратно-боевая пружина — не телескопическая как у современных систем, а пластинчатая барабанного типа, находится внутри зубчатого барабана, сопрягаемая часть затворной рамы выполнена зубчатой рейкой. Допускает в случае утраты упругости подтягивание, для чего в принадлежности пулемета есть ключ. Принадлежность — кожаная сумка, в которой собран инструмент для мелкого ремонта и устранения задержек оружия. Там же находятся запасные возвратно-боевая пружина и ударник, а так же инструмент для сборки-разборки оружия.

Технические параметры пулемета «Lewis» обр. 1915

Калибр 7,71 мм

Длинна 1280 мм

Масса без патронов 14,5 кг

Вес пулемета с магазином и патронами. 17,8 кг

Начальная скорость полета пули 747 м/с

Темп стрельбы 450 в/м

Скорострельность 150 в/м

Прицельная дальность стрельбы 1800 м

Емкость диска 47 (97) патронов

Общая длина пулемёта 1 280 мм

Дальность действительного огня 800 м

Прицельная дальность 1830 м

Пулемёт Льюиса используется и как легкий станковый, для чего он устанавливается на лёгкий тревожный станок.

Могут встретиться пулемёты Льюиса калибра 7,62 мм (-300). В этих пулемётах на стойке затыльника имеется цифра "300".

Магазин с 97 патронами предназначен для авиации.


ЛЮИС в РОССИИ

Из-за маневренности и общей скрытности пулеметы Льюиса были прозваны солдатами Кайзеровской Германии «гремучей змеей», чему способствовал характерный звук пулеметной очереди. Трофейные пулеметы германцами активно подвергались переделке под патрон Маузера 7,92 мм и использовались в штурмовых отрядах вместе с другими трофеями.
В России пулемёты «Льюис» появились в 1917 году - их поставили на нужды российской армии в рамках договора о военных закупках (9 600 пулемётов американского и 1 800 — английского производства), таким образом, они успели попасть сначала на фронт, а уже потом в руки революционных воинских частей по всему западному фронту. Так пулеметы ЛЮИСА оказались и в войсках УНР и у охраны штаба батьки Махно, ну и соответственно на вооружении красной гвардии.

Были и трудности при их эксплуатации - часть пулеметов была под британский калибр, а часть под стандартные «три линии» - 7,62 мм. Пулеметы американского происхождения были изготовлены под патрон Мосина 7,62 мм (клеймо на затыльнике пулемета − 0,3). Английские стреляли патроном.303 British. Так что в основном английские пулеметы «Льюис» использовались на территории России в авиации.

С перевооружением РККА, пулемёты «Льюис» оставались на военных складах вплоть до Великой Отечественной войны, и были использованы в боях с наступающими немецкими частями в период с 1941 и вплоть до начала 1943 года.

Самая известная фотография, подтверждающая это - рота пулемётчиков с «Льюисами», марширующих на параде по Красной Площади 7 ноября 1941 года перед уходом на фронт.

Военный парад на Красной площади. Москва, 7 ноября 1941 года. Фото интересно тем, что военнослужащие РККА одеты в зимние шлемы, отмененные в июле 1940 года, и вооружены старыми английскими пулемётами системы «Льюиса» (Lewis).

Кстати, часть ЛЮИСов оказалось на Балтийском флоте в качестве трофеев. Эти пулеметы стояли на эстонских подводных лодках типа «Калев» британского производства, вошедших в состав советского Балтийского флота в 1940 году.

Второе дыхание ЛЮИСА

К началу Второй Мировой войны в британской армии пулемёты Льюиса в основном были заменены на более совершенные пулеметы «Брен». Казалось бы, это финал военной карьеры пулемета Люиса. Но вмешался случай.

Когда в июне 40-го года британцы осуществили спешную эвакуацию войск из Дюнкерка, они были вынуждены оставить врагу современнейшее вооружение, которое только имелось у британской армии. Пока промышленность отчаянно пыталась увеличить выпуск современных вооружений, британская армия в 1940-1941 годах его недостаток компенсировала возвращением старых систем, а также рядом импровизаций. Среди прочего в армию вернули и около 50 тыс. пулеметов «Льюис», которые были сняты с вооружения в предыдущие годы.

Авиационные «Льюисы» Мк 4, выпускаемые «Бирмингем Смол Армз», были возвращены в разряд наземных. В основном их выдавали частям местной обороны или устанавливали в качестве зенитных пулеметов на мобилизованные суда. Несколько сотен старых «Льюисов» под патрон.30-06 приобрели и получили по ленд-лизу в Соединенных Штатах вместе с BAR - в основном это были авиационные «Льюисы», произведенные «Сэведж» (в Великобритании их называли «Сэведж-Льюис»). Авиационные пулеметы «Льюис» не имели кожуха ствола и массивного радиатора, на них устанавливали упрощенный прицел, которые были рассчитаны на 400 ярдов, к рукоятке приваривался скелетообразный металлический приклад с затылком и деревянными накладками. На ствол устанавливали конический пламегаситель-компенсатор. Данные пулеметы были приняты британским флотом. Чтобы различать американские пулеметы и пулеметы под британский патрон, на ствольную коробку позади гнезда магазина «Сэведж-Льис» наносили большую красную полосу, задняя половина магазина также закрашивалась красным. Кроме того, старые «Гочкисы» и «Льюисы» использовались на бронепоездах местной обороны, разных зенитных установках, срочно выполненных бронемашинах и легких самолетах.

В августе 1942 года для переделки пулеметов ВМФ была принята так называемая модификация SS (Shoulder Shooting, также именуется Мк XI SS) - с английских «Льюисов» (калибра.303) снимались радиатор, цевье, укороченный приклад, ставили дульный компенсатор. Существуют упоминания о передаче небольшой количества пулеметов «Льюис» Советскому Союзу.

Необходимо отметить, что в германской армии также использовались старые трофейные пулеметы «Льюис» - например, около 3,9 тыс. пулеметов 6,5- миллиметровой модификации М.20, было захвачено в Голландии и передано в германские войска под обозначением MG.100(h). Данные пулеметы были оснащены дисковым магазином емкостью 97 патронов и имели массу 13 килограмм.

ЛЮИС - на пенсии

Пулемёт типа «Льюис» часто использовался в советских художественных фильмах о Гражданской войне, что дало повод одному из кинокритиков назвать его «дежурным, концертным Льюисом» по аналогии с роялем.

В культовом советском фильме «Белое солнце пустыни» красноармеец Сухов в бою с басмачами по сценарию должен был использовать Льюис. Поскольку съемочной группе не удалось найти соответствующее оружие для съемок, было решено использовать ДТ-29 (танковый пулемет Дегтярева) «загримированный под» Льюис благодаря использованию специального фальшивого кожуха. И в фильме «Свой среди чужих, чужой среди своих» также подразумевается, что есаул Брылов, в исполнении Никиты Михалкова, пользуется именно пулеметом Льюиса, но это такая же имитация, как и в фильме «Белое солнце пустыни».

Кстати, ЛЮИС так же успешно использовался в ГОЛЛИВУДЕ, причем не только в фильмах про войну, но и в фантастических боевиках, где играл роль тяжелого бластера, как это было показано в фильме Д. Лукаса - Звездные войны.

Авиационный пулемет «Lewis».

Разработчик: А.Льюис
Страна: США
Год создания: 1912 г.

Ручной пулемет, чья толстая черная «труба» на сошках знакома многим по фильмам о гражданской войне, был для своего времени замечательным оружием. Сочетание малого веса, простоты и надежности конструкции со скорострельностью обеспечили ему быстрое распространение во многих странах мира. Пулемет широко использовался в качестве пехотного, но не меньшую известность получили его авиационные варианты.

Создатель пулемета полковник Айзек Ньютон Льюис (Isaac Newton Lewis) был ведущим специалистом по вооружению Армии США. Он получил образование в военной академии «Вест Пойнт», которую окончил в 1884 году. В 1911 году Льюис стал начальником артиллерийской школы в форте «Монро», где получил мировое признание в качестве специалиста по механике и электротехнике. С приближением момента увольнения из армии полковник начал работать консультантом в компании ААС (Automatic Arms Company) в штате Огайо (на фото полковник И.Льюис).

В течение ряда лет Льюис трудился над созданием легкого пулемета, автоматика которого действовала за счет энергии пороховых газов. В то время фирма ААС купила права на пулемет, созданный доктором Семюелом МакКлином. Технические решения МакКлина Льюис использовал при разработке своего пулемета. За право выпускать пулемет конструкции Льюиса фирма ААС передала ему контрольный пакет акций и контроль над производством и распространением. Спустя два года Льюис создал пулемет с дисковым магазином и воздушным охлаждением ствола. Автоматика пулемета работала по принципу отвода газов. При выстреле газы проходили через отверстие в стволе и давили на поршень. Поршень, отходя назад, проворачивал зубчатой рейкой шестерню спиральной (как в часах) возвратной пружины и таким образом заводил ее.

Одновременно стойка на штоке поворачивала затвор и выводила его боевые выступы из кольцевого паза затворной коробки. При дальнейшем движении поршня с затвором из казенника извлекалась гильза, которая затем выбрасывалась наружу отражателем. Выступ затвора, действуя на подаватель, поворачивал магазин и подавал очередной патрон к приемному окну. После отхода частей назад возвратная пружина раскручивалась и посылала шток с затвором вперед. Затвор захватывал очередной патрон и посылал его в патронник. Подаватель поворачивался вправо и заскакивал за очередной выступ магазина. Стойка штока, двигаясь по прорези затвора, поворачивала его, боевые выступы заходили в пазы коробки, боек ударника разбивал капсюль и производил следующий выстрел.

Одной из проблем любого автоматического оружия является интенсивное выделение тепла при стрельбе. Для решения этой проблемы Льюис придумал оригинальную воздушную систему охлаждения. Ствол пулемета был заключен в алюминиевый радиатор, закрытый большим цилиндрическим кожухом.

Во время стрельбы пороховые газы, вылетавшие из ствола на большой скорости, затягивали внутрь кожуха воздух, который, проходя по каналам радиатора, отбирал у него тепло. Но, несмотря на то, что данная конструкция охлаждала ствол, очереди длиной более 20 выстрелов приводили к его перегреву, и требовалось делать перерыв. Дисковый магазин емкостью в 47 патронов расстреливался всего за шесть секунд, но считалось, что этого достаточно, так как пустой магазин легко заменялся.

В ходе службы в вооруженных силах США Льюис неоднократно выходил со своими изобретениями к командованию, но не находил понимания. Он осознавал, что предвзятое отношение армейского начальства к изобретателям — «выскочкам» работает против него. Поэтому Льюис решил использовать иной подход.

В местечке Колледж Парк, штат Мэриленд, размещался «разведывательный авиакорпус», укомплектованный несколькими бипланами «Wright». Им командовал старый знакомый Льюиса капитан Де Форрест Чендлер. Льюис объяснил ему свою идею нового оружия и предложил принять участие в первых воздушных испытаниях пулемета. Чендлер с большим энтузиазмом взялся за дело. К испытаниям привлекли пилота лейтенанта Де Уитта Миллинга.

Льюис проинформировал о своем проекте заинтересованных офицеров и 2 июня 1912 года деревянный биплан поднялся в воздух. Чендлер выпустил очередь по полотну, растянутому на траве перед ангаром. Остаток боекомплекта он расстрелял по близлежащему пруду. Этот исторический полет широко освещался в прессе, но армейское командование было крайне возмущено тем, что Льюис даже не известил его заранее об этом событии. Однако полет получил широкую огласку и Льюису предложили провести официальные испытания его пулемета. Испытания прошли успешно, однако пулемет вновь был отвергнут, так как Артиллерийское управление уже сделало выбор в пользу французского пулемета «Бене-Мерсье», во многом уступавшего системе Льюиса, вдобавок использовавшего неудобные жесткие ленты-обоймы. К тому времени Льюис уволился из рядов армии США и перебрался в Европу.

Предложение Льюиса о демонстрации его пулемета было принято группой бельгийских бизнесменов. Пулемет показал себя с хорошей стороны, в результате было подписано соглашение, согласно которому создавалась новая компания «Armes Automatic Lewis» для выпуска пулеметов Льюиса в Европе. Однако единственным производителем, способным предложить необходимые производственные мощности, была английская фирма «Бермингем Смолл Армз» (BSA), с которой и подписали договор. Завод в Бернингеме начал готовить производственную оснастку.

С помощью отдела BSA по связям с общественностью Льюис договорился о публичной демонстрации воздушной стрельбы из своего пулемета. Показ состоялся на стрелковом полигоне в Бизли 27 ноября 1913 года. Самолет известного летчика Грехема Уайта оборудовали дополнительным сиденьем для стрелка, которое занял бельгиец лейтенант Стеллингверф. Пилотировал машину Маркус Ментон. В назначенное время биплан вошел в зону полигона на высоте 120 метров, и Стеллингверф открыл огонь по квадратной мишени размером 7,5 метра. Результаты этой и последующих стрельб подтвердили заявления Льюиса — в среднем по 28 попаданий в цель из каждого патронного диска.

Фирма BSA получила заказы на пробные партии пулемета от военных ведомств Англии, Бельгии, России, а также ряда других стран. Специалисты по вооружению из Вулиджа провели тщательные испытания. Несмотря на проблему с перегревом ствола, пулемет в целом оценили положительно и рекомендовали его к принятию на вооружение. В том же году пулемет был официально принят бельгийской армией.

Важное значение в судьбе пулемета «Lewis» имели пробные воздушные стрельбы, проведенные британским Королевским Воздушным Корпусом (RFC — Royal Flight Corps) и Королевской Морской Авиационной Службой (RNAS — Royal Navy Air Service). После них стало очевидно, что пулемет системы Льюиса являлся одним из лучших кандидатов на роль авиационного вооружения. Однако Военное Министерство Великобритании проявило осторожность, и фирме BSA пришлось начать отгрузку уже произведенных партий пулеметов в Россию и Бельгию. Ориентируясь на перспективу большой войны в Европе, руководство BSA приняло решение расширить производство и заказало новые станки в США.

Буквально накануне войны, в июне 1914 года военное министерство и Адмиралтейство Великобритании, как бы «очнувшись», в срочном порядке заказали 10 пулеметов Льюиса, а через две недели еще 45. Сразу после начала боевых действий BSA получила заказ на 200 пулеметов, производство которых тогда осуществлялось с темпом 25 штук в неделю. А после того, как «Льюис пехотный», состоявший на вооружении бельгийской армии, блестяще проявил себя в боях (немцы, столкнувшись с этим грозным оружием, прозвали его «гремучей змеей»), заявки на новые пулеметы посыпались как из рога изобилия.

Вскоре стало ясно, что BSA в одиночку не осилить нарастающий вал заказов, поэтому англичане совместно с канадцами заказали 12000 пулеметов у крупной американской оружейной фирмы «Сэвидж Армз Компани». К концу 1915 года новые производственные цеха в Бернингеме заработали на полную мощность и выпуск пулеметов «Lewis» достиг там 300 штук в неделю.

Конструкция пехотного варианта пулемета «Lewis» практически не изменялась до конца Первой Мировой войны. Но для использования в авиации пулемет начал интенсивно модернизироваться. Первым изменением стала замена винтовочного приклада рукояткой по типу «Максима», более удобной при обращении с пулеметом, закрепленным на стрелковой турели. Тем более, что в этом случае его не требовалось упирать в плечо для парирования отдачи.

Массивная «труба» кожуха радиатора мешала стрелку прицеливаться, так как из-за большой парусности пулемет подвергался сильному давлению воздушного потока. Вскоре выяснилось, что из-за обдува воздухом в полете ствол менее подвержен перегреву, чем на земле, и от неуклюжего кожуха отказались, хотя сам радиатор остался.

Также выяснилось, что стреляные гильзы, вылетавшие за борт, повреждали полотняную обшивку самолета, а у машин с задним расположением двигателя — еще и винт. В строевых частях начали самостоятельно оборудовать пулеметы мешками или коробками для сбора гильз. После получения официальной жалобы фирма BSA начала выпуск мешков-гильзосборников для турельных вариантов пулемета «Lewis» емкостью в 94 гильзы. Но для интенсивного боя емкость оказалась недостаточной и ее увеличили до 330 гильз.

Дисковый двухрядный магазин на 47 патронов также оказался слишком мал для воздушной стрельбы, так как часто менять его в толстых рукавицах на пронизывающем ветру было весьма проблематично. Для облегчения жизни стрелков в 1916 году создали новый четырехрядный магазин на 97 патронов. Магазин оснастили ручкой, позволявшей осуществлять его замену одной рукой.

В ходе эксплуатации пулемета «Lewis» нередко случались повреждения газового цилиндра, находившегося под стволом. Для его защиты ствол и цилиндр были закрыты легкой металлической трубой диаметром 2,5 дюйма (6,25 см). Данная доработка, а также ряд других были произведены специалистами фирмы BSA в ноябре 1915 года. Модифицированный вариант пулемета «Lewis» Mk.II запустили в серийное производство в середине 1916 года.

Принцип действия пулемета не позволял использовать его с синхронизатором. Следовательно, для стрельбы вперед линию огня требовалось направлять вне зоны ометания воздушного винта. Как правило, на истребителях-бипланах пулемет «Lewis» закрепляли стойках-кронштейнах над верхним крылом. Поначалу замена магазинов в таких установках представляла собой опасный «акробатический трюк». Летчик должен был, отстегнув привязные ремни и убрав ноги с педалей, встать в кабине во весь рост, зажать ручку управления между ног и в таком положении снять пустой магазин, а на его место установить полней. Понятно, что в условиях воздушного боя заниматься подобными манипуляциями было просто невозможно.

В 1916 году для удобства замены магазинов в Англии было создано специальное приспособление. Его изобретателем считается сержант Фостер из 11-го дивизиона RFC. Это установка или «лафет Фостера» представляла собой дугообразный рельс, на котором крепился пулемет и по которому его можно было сдвигать назад-вниз. Для замены магазина летчик разблокировал на рельсе замок держателя и притягивал пулемет на себя до упора. В данном положении магазин легко сменялся, причем сделать эти можно было одной рукой, не уставая с кресла. Такими установками оснащались, в частности, широко распространенные британские истребители RAF SE.5a.

В России примерно в это же время появилась аналогичная установка для истребителей «Ньюпор», разработанная инженером Иорданом. Но в ней пулемет не опускался в кабину по направляющей, а отклонялся назад на шарнире.

В 1915 году пулемет «Lewis» стал стандартным оборонительным вооружением самолетов Королевского Воздушного Корпуса и морской авиации Великобритании, а также французских ВВС. Пулемет также очень ценили германские авиаторы, которые охотно снимали их с разбитых и трофейных самолетов Антанты и использовали на своих машинах.

Между тем, пулемет «Lewis», как и любая техника, имел свои недостатки. В полете при низких температурах нередко замерзала смазка. Газовый цилиндр требовал чистки после каждых 600 выстрелов, иначе поршень заклинивало. По-прежнему сохранялась опасность перегрева ствола при стрельбе длинными очередями, но в ходе воздушных схваток стрелки нередко забывали об этом, что приводило к отказам оружия.

В Королевской Морской Авиационной Службе использовался несколько другой вариант пулемета «Lewis», чем в RFC. Во многих дивизионах радиаторы с пулеметов снимались, а для защиты газового цилиндра ставили стальной кожух. Доработанные таким образом пулеметы успешно эксплуатировались.

В 1917 году специалисты RFC пришли к выводу, что флотский вариант пулемета значительно легче и обладает меньшим воздушным сопротивлением, чем «Lewis» Mk.II. Доработки флотских специалистов, а также ряд других, позволявших снизить массу оружия и повысить скорострельность, решили внедрить в новой модификации пулемета «Lewis» Mk III. Данный вариант получил широкое распространение в военно-воздушных силах различных стран на протяжении последующих 20 лет. Пулеметы «Lewis», состоявшие на вооружении в Российской Империи и США, использовали патрон калибром 7,62 мм, в то время как Франция, Италия и Япония использовали стандартный британский патрон 0,303 (7,7-мм).

Из-за увеличенного до 750-850 выстрелов в минуту темпа стрельбы у новой модификации участились отказы и ускорился износ механизмов. А возросшие высоты полетов обострили проблему с замерзанием смазки. В результате к началу тридцатых годов XX века «Lewis» уже считался морально устаревшим и недостаточно надежным оружием.

В 1936 году ему на смену в британских Королевских ВВС пришел более совершенный и надежный «Vickers». Но даже в ходе Второй мировой войны пулеметы Льюиса на зенитных турелях еще нередко использовались в ПВО Великобритании.

Турельные пулеметы «Lewis», как правило, оснащали обычными кольцевыми прицелами, на смену которым позже пришли кольцевые прицелы с флюгерной подвижной мушкой конструкции лейтенанта Нормана. Флюгерный прицел учитывал собственную скорость самолета, что позволяло прицеливаться более точно.

Модификация: Lewis Mk.I(II) / Lewis Mk.III
Длина, мм: 1280 / 1080
Длина ствола, мм: 670 / 610
Калибр, мм: 7,7 или 7,62 / 7,7 или 7,62
Скорострельность, выст/мин: 550 / 550-850
Вес, кг: 11,5 / 7,7

Пехотный вариант пулемета «Lewis».

Вариант пулемета «Lewis» для установки на самолетах — «Lewis 1915».

Авиационный пулемет «Lewis» с магазином на 97 патронов.

Пулемет «Lewis» на верхнем крыле истребителя Nieuport N.11.

Пулемет «Lewis» установленный на самолете Morane-Saulnier L.

Один из вариантов установки пулеметов «Lewis» на самолет Farman F.40.

Пулеметы «Lewis» на самолете русского воздушного флота Caudron G.IV.

Самолет-разведчик Voisin LA русского воздушного флота с пулеметом «Lewis».

Пилот производит перезарядку пулемета «Lewis».

Пулемет «Lewis» на лафете Фостера.

Один из наиболее узнаваемых образцов оружия времен ХХ века - это пулемет Льюиса, фото которого наглядно демонстрирует его отличия от других видов. Такая известность обусловлена тем, что его часто показывают в фильмах, посвященных обеим мировым войнам. Впрочем, его действительно использовали довольно долго, так как его боевые характеристики были высокими. Итак - пулемет системы Льюиса.

История появления пулемета и немного из жизни его конструктора

Создателем этого оружия считают полковника американской армии Айзека Льюиса. Это был талантливый и образованный офицер. Он обучался в академии Вест-Поинт, а после этого, в 1911 году, встал во главе артиллерийской школы, расположенной в форте Монро. На этом посту он пробыл практически до конца своей службы и выхода в отставку. В это время деятельность полковника Льюиса включала научную работу и разработку оружия, также он прославился как первоклассный электротехник и механик. Перед уходом в отставку Льюис избрал для себя призвание - он устроился консультантом в фирме Automatic Arms Company. Работая там, он заинтересовался одним из прототипов пехотного пулемета, конструктором которого являлся некий Сэмюэль Маклин. Многие решения и конструкционные особенности этого оружия Льюис затем использовал при разработке собственного оружия.

Льюис много раз подавал заявки на свои изобретения, но отклика на них так и не получил. Поскольку командование армии США тогда не интересовалось разработками конструкторов своей страны, он пошел немного другим путем. В 1912 году друг Льюиса, офицер на то время такого молодого рода войск, как авиация, капитан Чендлер, согласился испытать образец пулемета на биплане "Райт". К этому привлекли и одного из пилотов, лейтенанта Миллинга.

Несмотря на то что пулемет зарекомендовал себя довольно неплохо, командование армии все же не обратило на него должного внимания. Да, были проведены официальные испытания, но предпочтение было отдано пулемету иностранного производства - "Бене-Мерси". Это французское оружие во многом уступало пулемету Льюиса. Кроме того, он имел специфическое питание из специальных жестких лент, что усложняло работу с ним. Такая позиция правительства вынудила Льюиса перебраться в Европу, уволившись из армии США.

Новые возможности и рост популярности пулемета

Там перспективным оружием заинтересовались бельгийцы. Конструктор провел серию испытаний и показов, после которых был подписан контракт с бельгийской армией и создана компания Armes Automatic Lewis, которая должна была производить пулемет. Но некоторые проблемы вынудили Льюиса закрыть компанию и отдать право производства пулемета британской компании BSA. Она также испытывала его на моделях самолетов, где были достигнуты довольно высокие результаты. В 1913 году пулемет Льюиса поразил мишень с воздуха на расстоянии 120 метров. При этом в нее попала большая часть патронов из диска.

Эти впечатляющие результаты привели к тому, что в том же году компания получила партию пробных заказов от России, Англии и Бельгии. Несмотря на проблему перегрева ствола, большинство специалистов дали пулемету высокие оценки. Армия Бельгии приняла его на вооружение. Россия также получила небольшую партию. Британские же ВВС проявили осторожность и решили понаблюдать со стороны.

Применение в Первой мировой войне

Поскольку настроения в Европе предполагали вооруженный конфликт, BSA решила увеличить производственные мощности, заказав партию станков из США. С началом Первой мировой войны армия Британии заказала сначала 10, немного позднее - 50, а после проведения испытаний на поле боя - полноценную партию из 200 пулеметов.

Спрос на ручной пулемет Льюиса возрос в геометрической прогрессии после того, как бельгийские войска успешно отразили несколько массированных атак немецких войск. Вооружены бельгийцы были именно "Льюисами". Но так как BSA не смогли справиться с таким наплывом заказов, они заказали партию в 12 тысяч единиц пулеметов у американской фирмы Savage Arms Company. К 1915 году открыли новый завод в Бирмингеме, который выпускал примерно 300 пулеметов в неделю.

Любопытно, что немецкая армия называла пулемет "гремучей змеей" из-за характерного звука очереди. Те пулеметы, которые были захвачены как трофеи, переделывались под патрон 7,92 мм "маузер". В основном их использовали штурмовые отряды.

Особенности и конструкция оружия

Согласно его идее, это был пулемет с дисковым магазином и охлаждением ствола с помощью воздуха. Его автоматика функционировала, как и задумывалось, благодаря отводу пороховых газов из канала ствола. В момент выстрела газы воздействовали на поршень, который под их напором взводил боевую пружину. При этом с помощью штоковой стойки убирались боевые выступы и затвор начинал двигаться. Через экстракционное окно с помощью отражателя выбрасывалась стреляная гильза. Затем выступ затвора воздействовал на подаватель - и тот подавал новый патрон к приемному окну.

После того как все детали занимали свое положение, боевая пружина толкала затвор и шток вперед. Затвор при этом подхватывал патрон и досылал его в патронник. Подаватель смещался вправо и удерживался защелкой. Далее затвор проворачивался, боевые выступы входили в специальные пазы, ударник бил по капсюлю патрона и производился выстрел.

Как у большинства автоматического оружия того времени, чертеж пулемета Льюиса свидетельствовал о некоторых характерных недостатках. Так, из-за длительной стрельбы ствол очень часто перегревался, что приводило к задержкам. Но конструктор позаботился об этом. Он придумал специальный радиатор, который был призван охлаждать ствол, и заключил его в специальный алюминиевый кожух. Это было неким прообразом современной системы охлаждения ствола с помощью эжекционного насоса. Но даже эти меры не помогли устранить все проблемы, и при стрельбе очередями более чем 25 выстрелов пулемет все равно перегревался, что вызывало необходимость прекращать огонь на какое-то время.

Питание оружия

Одной из характерных внешних черт пулемета Льюиса является дисковый магазин. Тогда такая схема питания оружия показалась наиболее удовлетворительной. Всего магазин вмещал 46 патронов, которые можно было расстрелять всего за 6 секунд. Диаметр и толщина диска пулемета "Льюис" могли изменяться в зависимости от типа используемого патрона.

Используемые боеприпасы

Так как пулемет Льюиса использовало много стран, он переделывался под требуемый тип патрона. В США и России это был 7,62 мм патрон, а такие страны, как Япония, Франция и Италия, использовали патрон "0.383" калибром 7,7 мм.

Дальнейшая жизнь пулемета, его модификации и варианты

Первая переделка была произведена на авиационном пулемете. Основные изменения коснулись приклада, который заменили гашеткой, похожей на аналог у пулемета Максима. Громоздкий кожух убрали, так как на высоте ствол очень хорошо обдувался ветром и отпала необходимость в его охлаждении. Также добавили специальные приспособления, похожие на мешки, которые улавливали стреляные гильзы, так как при экстракции они могли повредить обшивку самолета. Примечательно то, что в 1915 году пулемет Льюиса стал стандартом для установки в самолеты военного назначения.

Для более эффективного огня был увеличена емкость магазина до 97 патронов, кроме того, он стал больше в размерах. Также для удобства замены его снабдили ручкой, которая позволяла производить все необходимые операции одной рукой.

Российские модификации

В 1916 году был выпущен новый пулемет Льюиса, устройство которого доработали и внесли ряд конструктивных изменений. Он получил название Lewis Mk. II. В том же году создали более совершенную турель для установки в самолет. Это было некое подобие рельсы дугообразной формы, которая позволяла двигать пулемет вниз-назад. Подобную конструкцию вскоре разработали и в царской России.

Сама Россия также активно использовала пулеметы Льюиса. Там они переделывались под самый распространенный патрон - 7,62х54 мм. Использовались во время Гражданской войны (причем не только Красной армией, но и войсками белых, анархистов Махно, басмачей), а также на начальном этапе Великой Отечественной. После нее нет никакой информации о дальнейшем применении пулемета.

Новый вариант подарил и 1917 год, когда была сделана флотская вариация пулемета. Был значительно уменьшен вес и увеличена скорострельность оружия. Эта модификация получила имя Lewis Mk. III. Она быстро приобрела популярность не только на флоте, но и в сухопутных войсках и авиации, и оставалась основной до начала Второй Мировой войны.

Закат популярности "Льюиса"

К 30-м годам ХХ века пулемет потерял былую популярность. Некоторые недоработки не были устранены полностью, некоторые появились во время дальнейшей эксплуатации. К примеру, при наборе самолетом большой высоты смазка замерзала, оружие нуждалось в регулярной чистке и обслуживании, что в условиях быстрой и маневренной войны не всегда было возможно. Темп стрельбы, который увеличили до 850 выстрелов в минуту, перегревал ствол еще быстрее, что часто упускали из виду в бою. Тогда оружие попросту выходило из строя.

Да и технический прогресс не стоял на месте, появлялись все более совершенные технологии, предлагались новые идеи, и про устаревший пулемет забыли. Последний раз британцы применяли его во время эвакуации из Дюнкерка в начале Второй мировой войны. Тогда "Льюисами" вооружили войска второго эшелона. В частности, были использованы не только пехотные, но даже и авиационные варианты, которые подвергли переделке. После войны все оставшиеся пулеметы, скорее всего, отправили на утилизацию или сдали в музеи.

Но в немецких войсках его использовали и во время Второй мировой, несмотря на то, что тогда существовали уже более совершенные модели. Это была голландская партия пулеметов под названием М20, которые немцы, всегда стремившиеся использовать как можно больше трофеев в деле, переделали и приняли на вооружение Вермахта под названием MG100.

Пулемет Льюиса: характеристика

Калибр - 7,7 а также 7,62 и другие.
- Тип патрона - 7,7х57 R, 7,62х63 и другие.
- Вес - 11,8 кг.
- Общая длина - 1283 мм.
- Длина ствола - 666 мм.
- Емкость диска - 47 или 97 патронов.
- Темп стрельбы - 550 выстр./мин.