Узбекистан, Ташкент - АН сайт. Два года назад ГУБДД МВД выступило с предложением создать специальные дорожки для велосипедистов. Хокимият утвердил этот проект и провел определенные работы в этом направлении.

Тем не менее в Ташкенте до сих пор нет достойного места для велопрогулок. Ведь невозможно пользоваться велодорожкой, если она периодически исчезает, потом появляется, приходится несколько раз переходить перекрестки и объезжать жилые массивы, чтобы попасть на нее снова. Корреспондент АН сайт "обкатила" новые велодорожки и в буквальном смысле на своей шкуре ощутила все "прелести" работы столичной администрации.

По приглашению велосообщества Узбекистана, корреспондент сайт проехала с улицы "Узбекистон овози" до "Дурмон йули", где недавно выделили велодорожку и своими глазами увидела и прочувствовала то, с чем приходится ежедневно сталкиваться велосипедистам.

В частности, вдоль всей выделенной велосипедистам полосы, которая местами просто исчезает, взору предстают бетонные плиты, урны, деревья, отсутствие пандусов. То есть все это преграждает путь велосипедисту на дорожках, которые по идее созданы именно для беспроблемного проезда. Поэтому о безбарьерной среде пока говорить не приходиться. Эта история скорее больше о медвежьей услуге. Хокимият хотел сделать как лучше, чтобы не вышло, как всегда, но не получилось.

Велосипедисты против пешеходов: чей тротуар?

Перед стартом велосипедисты достаточно долго пытались разобраться, где начало велодорожки, пока не обнаружили ее посередине (!) пешеходной дороги. Если рассуждать логично, то прокладка полосы вдоль одной улицы должна идти от начала и до конца.

Хокимият же провел эту работу кусками. Непонятно, где начало, а где конец, каждые 30-40 метров дорожка обрывается. Складывается впечатление, что сотрудники хокимията работали, не имея на руках проекта единой сети велодорожек, потому и не соблюдали стандартов с четкими техническими требованиями относительно строительства велодорог.

Стоило сесть на велосипед и отъехать метров 10, как практически на середине полосы возникла бетонная урна. Цепочке велосипедистов из 12 человек пришлось объезжать ее, выезжая на пешеходную дорожку, что является нарушением. Но другого выхода у них не было.


Однако стоило вновь заехать на полосу, как возникли новые преграды – широкая бетонная плита, а затем – огромное дерево. Нет, это не означает, что хокимият должен был срубить последние деревья, которые чудом выжили в городе. В данном случае было простое решение – вывести велодорожку вокруг дерева, но этого не сделали – или не додумались до этого, или не захотели.

"Для начала хочется поблагодарить, что, наконец-то, власти хоть немного обратили внимание на эту проблему. Однако к данному вопросу подошли безграмотно. Самая главная ошибка заключается в том, что велодорожки проложили вдоль тротуара. Мало того, что практически каждые 10-15 метров я натыкаюсь на урны, деревья, так еще мешают прохожие, которые не хотят соблюдать правила, а порой даже вступают в споры или открыто конфликтуют, требуя сменить маршрут велосипедисту. Многих проблем можно было бы избежать, если бы велосипедистам выделили специальные полосы на проезжей части", – считает член велосообщества Узбекистана Искандар Ахмедов.

По его словам, велосипедисты не хотят биться за тротуар, они готовы уступить его пешеходам.

"Большая часть ташкентских дорог устроена так, что примерно два метра проезжей части от бордюра не используется автомобилистами, разве что в качестве стояночного места. Хокимият мог выделить по обе стороны автотрассы одностороннюю велодорожку, длинной полтора метра, оградить ее бордюром и пустить велосипедистов. Таким образом, не только мы сможем комфортно передвигаться по городу, но и пешеходы не будут испытывать неудобства", – считает Искандар Ахмедов.

Средняя скорость езды у велосипедиста составляет 20-22 км. В местах спуска, естественно, скорость заметно увеличивается. Зачастую на велодорожках можно заметить женщин с колясками или бегающих детей. Понятно, что никто не станет выяснять, соблюдал ли велосипедист ПДД или нет в том случае, если под его колеса попадет ребенок или даже взрослый. Все шишки при любом раскладе полетят на него. Поэтому дорожки надо выводить на автотрассу.

"Можно сказать, что из бюджета потратили энное количество миллионов по большому счету в пустоту. Районные хокимияты провели половинчатую работу. Более того, они даже усложнили жизнь велосипедистов, потому что они не могут нормально пользоваться этими дорожками. Или надо было улицу до конца закрыть или вообще не делать. К тому же, на многих участках отсутствуют указательные знаки", – возмущается Сергей Сячин, член велосообщества Узбекистана.


Опасные велодорожки

Стоит отметить, что велодорожки вдоль улицы "Узбекистон овози" до "Дурмон йули" прочерчены по левой стороне тротуара, что представляет опасность, как для самих велосипедистов, так и прохожих. Это ощутила на себе корреспондент АН сайт, которая примерно спустя 7 км езды, приближаясь к улице "Дархан", за считанные секунды перед падением заметила перед собой очередную бетонную урну.


Корреспондент не успела вовремя совершить маневр, так как впереди ехал еще один велосипедист, который неожиданно был вынужден снизить скорость, чтобы пропустить перебегающего с левой стороны дороги пешехода. В результате столкновения велосипедистов корреспондент ушибла правую руку, сильно поцарапала лицо и руки, заработала синяки на ногах и руках. В принципе, – еще легко отделалась. Из-за неграмотной работы хокимията можно было бы легко заработать серьезную травму.


В качестве примера еще можно привести выход из станции метро "Хамид Алимджан", где пешеходы автоматически попадают на дорожку, выделенную для велосипедистов.

"Граждане, выходящие из метрополитена, могут не знать об этой полосе, и рискуют быть сбитыми. К тому же, молодежь постоянно слушает музыку в наушниках, и они могут не услышать сигнал велосипедиста, и тоже попасть под колеса и сильно повредиться. Надо переносить велодорожки на автотрассу или в таких местах установить специальные знаки, а дорожки выделить красным или зеленым цветом, чтобы было понятно, что здесь перекресток и надо быть начеку", – сказал велосипедист Дмитрий Шпора.

Кстати, в некоторых местах велодорожка фактически упирается в остановку. Складывается такое ощущение, что сотрудники хокимиятов решили поиздеваться над велосипедистами и проверить, умеют они проходить через стеклянные преграды или нет.

Вопрос, почему нельзя было вывести велодорожку за остановку и спокойно соединить ее со следующей трассой, остается открытым. Кроме того, на некоторых участках дорожки ведут к лестницам…видимо, чтобы велосипедист убился. Стоит также обратить внимание на качество покрытия, которое оставляет желать лучшего. На данный момент передвигаться можно только на горном велосипеде, а, например, на шоссейных велосипедах можно получить серьезные увечья.


Велокультура в Узбекистане на нуле

По словам одного из активистов велосообщества Узбекистана Алексея Докторова, в нашей республике технически можно построить европейскую инфраструктуру. Для этого не нужно изобретать велосипед, все давным-давно за нас уже придумали. Проблема в том, что население культурно не готово к таким изменениям.

"На сегодняшний день топография Ташкента позволяет создать полноценную инфраструктуру для велосипедистов по европейским стандартам. Для этого нужно решить две проблемы – техническую и культурную. Например, в Голландии для велосипедистов сделано все – разметка, светофоры, знаки, дорожки, освещение и т.д. Государство выделило определенную часть автотрассы, которая отделена от проезжей части газоном или бетонной плитой. Мне было приятно и комфортно там ездить", – говорит он.

Справедливости ради Алексей Докторов заметил, что голландская инфраструктура создавалась не сегодня и не вчера, история велосипедной страны берет начало с 70-х годов, поэтому конкурировать с ней не надо, да и смысла нет. Тем не менее, нужно стремиться к этому, ведь велосипедная страна – это залог здорового населения, чистой экологии, отсутствия пробок и т.д.


"Несмотря на то, что у нас широкие автотрассы, позволяющие создать аналогичную инфраструктуру, мы не сможем ближайшие годы реализовать такой проект, даже при наличии финансовых ресурсов. Основная проблема – отсутствие культуры. Нужно решить проблему с незаконной парковкой у обочины дороги, начать привлекать к ответственности таксистов, которые увидев голосующего, подрезают участников дорожного движения. Только тогда, когда люди перестанут проявлять хамское отношение к окружающим, страна начнет меняться в лучшую сторону", – сказал Алексей Докторов.

Действительно, в Узбекистане напрочь отсутствует пиетет со стороны пешеходов, автомобилистов – особенно со стороны нелегальных таксистов и водителей общественного транспорта, которые в грубой форме выгоняют с дороги велосипедистов. Порой даже едут на них, чтобы "вычистить" дорогу, хотя они по ПДД имеют право в отсутствии специальных дорожек ездить по проезжей части, прижимаясь правее. С учетом того, что пока передвигаться по городу на велосипеде не безопасно, этим будут заниматься только редкие любители экстрима.

"Многие водители не воспринимают велосипедиста, как полноценного участника дорожного движения. Они считают нас "лепёшечниками", то есть теми, кто перевозит малогабаритные грузы или мальчиками, которые для развлечения катаются. А ведь это не так. Многие из нас добираются до работы на этом виде транспорта. У нас мягкий климат, поэтому зимой и летом велосипедисты пользуются этим средством передвижения", – сказал Дмитрий Шпора.


"Есть проблемы с сотрудниками ГАИ. Они никого не наказывают – ни пешеходов, ни велосипедистов, которые нарушают правила. Хотя недавно первого велосипедиста оштрафовали на 64 тысячи сумов за то, что он пересек двойную сплошную. Хочется надеяться, что этот вопрос сдвинулся с мертвой точки. Если бы все участники дорожного движения не чувствовали свою безнаказанность, то многих проблем не было бы. Во многом в этом виноваты сотрудники ГАИ, которые закрывают глаза на нарушения", – считает Сергей Сячин.

Кстати, в Узбекистане есть города, где велоинтеграция гораздо выше, чем в столице. Например, в Ферганской долине. Тем не менее, в областях не считается это массовой культурой.

Подытоживая вышесказанное

Просто разметить велодорожки недостаточно. Если в хокимияте нет специалистов, которые разбираются в этой сфере, то в качестве консультантов могут взять местных опытных велосипедистов, которые прекрасно знают внутреннюю ситуацию или обратиться к иностранным специалистам, и удаленно получить консультацию.

Конечно, все это возможно, если хокимият действительно имеет желание создать полноценную инфраструктуру для любителей здорового образа жизни. Пока складывается впечатление, что сделано все исключительно для галочки – внешние признаки есть, а внутреннее содержание никого не волнует.

Вконтакте

Меткие высказывания Виктора Черномырдина стали афоризмами еще при его жизни. Возможно, когда-нибудь наши потомки будут считать, что Виктор Степанович был не политиком, а юмористом.

А вот что касается, доживёт не доживёт - да все мы доживём. Доживём. В какой конфигурации? Должно быть, в хорошей конфигурации. И не надо делать из этого какой-то трагедии. (О выборах 2000 г.).

А кто попытается мешать - о них знаем мы в лицо! Правда, там не назовёшь это лицом!

А мы ещё спорим, проверять их на психику или нет. Проверять всех! (О депутатах Госдумы).

А раньше где были? Когда думать было надо, а не резать сплеча семь раз… А сейчас спохватились, забегали. И все сзади оказались. В самом глубоком смысле. А Черномырдин предупреждал.

Без меня Мамай по стране прошёл.

Были у нас и бюджеты реальные, но мы всё равно их с треском проваливали.

В нашей жизни не очень просто определить, где найдёшь, а где потеряешь. На каком-то этапе потеряешь, а зато завтра приобретёшь, и как следует.

В харизме надо родиться.

Вас хоть на попа поставь, хоть в другую позицию - всё равно толку нет!

Ввяжемся в драку - провалим следующие, да и будущие годы. Кому это нужно? Кто в этом? У кого руки чешутся? У кого чешутся - чешите в другом месте.

Вечно у нас в России стоит не то, что нужно.

Вообще, странно это, ну просто странно. Я не могу это ещё раз, я не знаю и не хочу этого. Это не значит, что нельзя никого. Ну, наверное, кого-то, может быть, и нужно, кого-то вводить, кого-то выводить.

Вообще-то успехов немного. Но главное: есть правительство!

Вот Михаил Михайлович - новый министр финансов. Прошу любить и даже очень любить. Михаил Михайлович готов к любви. (О Задорнове).

Вот мы там всё это буровим, я извиняюсь за это слово, Марксом придуманное, этим фантазёром.

Вряд ли должность определяет или даёт мне какой-то вес. Ну куда же ещё больше нужно человеку, который все уже прошёл. Всё многое знает об этой жизни. Многое знаю. Может, даже лишнее.

Все говорят, что недовольны итогами приватизации, и я недоволен, и не говорю.

Всё имели? Мы всё имели? Встаньте, кто всё имел. Во-во-во, вот... вот вы имели.

Всем давать - давалка сломается!

Все те вопросы, которые были поставлены, мы их все соберём в одно место.

Всё это так прямолинейно и перпендикулярно, что мне неприятно.

Вы думаете, что мне далеко просто. Мне далеко не просто!

Вы посмотрите - всё имеем, а жить не можем. Ну не можем жить! Никак. Всё нас тянет на эксперименты. Всё нам что-то надо туда, достать там, где-то, когда-то, устроить кому-то. Почему не себе?! Почему не своему поколению?! Почему этот, как говорится, зародился тот же коммунизм, бродил по Европе, призрак, вернее. Бродил-бродил, у них нигде не зацепился! А у нас - пожалуйста! И вот - уже сколько лет под экспериментом.

Вы там говорили, а нам здесь икалось, но я и к этому отношусь нормально.

Говорил, говорю и буду говорить: не станет Черномырдин, не произойдет этого, как бы некоторые ни надеялись. Потому что, когда такие задачи стоят, когда мы так глубоко оказались, не время сейчас. Меня многие, я знаю, из-за того, что Черномырдин очень многим оказался, как в горле, как говорится. Но я всем хочу сказать, не говоря уж о Борисе Николаевиче, что пусть они не думают, что так легко. Ведь люди видят, кто болеет за судьбу, а кто просто занимается под маркой. Я знаю, кто тут думает, что пробил его наконец. Черномырдин всегда знает, когда кто думает, потому что он прошел всё это от слесаря до сих пор. И я делаю это добровольно, раз иначе нельзя, раз такие спекуляции идут, что хотят меня сделать как яблоко преткновения. Это надо внимательно ещё посмотреть, кому это надо, чтобы вокруг Черномырдина создавать атмосферу. Все должны знать: сделанного за годы реформ уже не воротишь вспять!

Да и я вон, в своем седле премьерском - только ветер в ушах.

Да мы с вами ещё так будем жить, что наши дети и внуки нам завидовать будут.

Депутаты все высказались, чтобы я шёл - избирался, точнее.

Если бы я всё назвал, чем я располагаю, да вы бы рыдали здесь!

Если делать - так по-большому!

Если я еврей - чего я буду стесняться! Я, правда, не еврей.

Естественные монополии - хребет российской экономики, и этот хребет мы будем беречь как зеницу ока.

Здесь вам не тут!

И знаю опять, как можно. А зачастую, и как нужно.

И кто бы нас сегодня ни провоцировал, кто бы нам ни подкидывал какие-то там Ираны, Ираки и ещё многое что - не будет никаких. Никаких не будет даже поползновений. Наоборот, вся работа будет строиться для того, чтобы уничтожить то, что накопили за многие годы.

И не надо: Черномырдин то, Черномырдин сё. Черномырдин никогда и нигде, а всегда и везде… И всем. И когда надо было, пять лет бессменно, между прочим, а не то, что те.

Изменений, чтобы дух захватывало, не будет. Иначе, чтобы кому-то что-то делать, нужно будет у другого взять или отобрать.

Как кто-то сказал, аппетит приходит во время беды.

Какую бы общественную организацию мы ни создавали - получается КПСС.

Клинтона целый год долбали за его Монику. У нас таких через одного. Мы ещё им поаплодируем. Но другое дело - Конституция. Написано: нельзя к Монике ходить - не ходи! А пошёл - отвечай. Если не умеешь… И мы доживём! Я имею в виду Конституцию!

Когда замминистра вдруг ни с того ни с сего делает заявление, что вот должны двести тысяч учителей, врачей сократить. Или у него с головой что-то случилось?.. Вот что может произойти, если кто-то начнёт размышлять. Другого слова не хочу произносить.

Когда трудно, мы всегда протянем… то, что надо. (О «руке помощи» Украине).

Кого на следующих выборах изберут, мы будем с тем и работать. А кто там нам по сердцу, кто там ниже сердца - это уже другой разговор.

Корячимся, как негры. (О планах работы правительства в сентябре 1998 года).

Кто говорит, что правительство сидит на мешке с деньгами? Мы мужики и знаем, на чём сидим.

Локомотив экономического роста - это как слон в известном месте…

Любимый отдых - охота. Всегда есть возможность походить, погулять, затаиться, ждать.

Лучше водки хуже нет!

Меня всю жизнь хотят задвинуть, всё пытаются задвинуть, задвигал только таких ещё нет.

Мне как-то самому неудобно говорить, чем я стал новее. Увидите ещё, подождите, дайте разогреться.

Много говорить не буду, а то опять чего-нибудь скажу.

Много денег у народа в чулках или носках. Я не знаю, где - зависит от количества.

Моя жизнь прошла в атмосфере нефти и газа. (О своей карьере от слесаря нефтеперерабатывающего завода до посла России на Украине, когда ему приходилось проводить переговоры по газовой проблеме).

Мы будем проводить иностранную политику иностранными руками.

Мы выполнили все пункты: от А до Б.

Мы до сих пор пытаемся доить тех, кто и так лежит.

Мы надеемся, что у нас не будет запоров на границе.

Мы никуда не вступаем, нам нельзя вступать, мы как вступать начнём, так обязательно на что-нибудь наступим.

Мы помним, когда масло было вредно. Только сказали - масла не стало. Потом на яйца нажали так, что их тоже не стало.

Мы хотим идти вперёд, но нам всё время кое-что мешает.

На любом языке я умею говорить со всеми, но этим инструментом я стараюсь не пользоваться.

На ноги встанем - на другое ляжем.

Надо делать то, что нужно нашим людям, а не то, чем мы здесь занимаемся.

Надо же думать, что понимать.

Нам нет необходимости наступать на те же грабли, что уже были.

Напугали бабу туфлями. С приличным каблуком. Меня это не волнует. (О своей работе послом России на Украине).

Народ пожил - и будет!

Наш президент - он уже, по-моему, лет пять или десять денег в глаза не видел. Он даже не знает, какие у нас деньги.

Наша непосредственная задача сегодня - определиться, где мы сегодня вместе с вами находимся.

Не надо народ ставить в безвыходное положение. Он и так уже давно там.

Не надо умалять свою роль и свою значимость. Это не значит, что нужно раздуваться здесь и, как говорят, тут махать, размахивать кое-чем.

Некоторые принципы, которые раньше были принципиальны, на самом деле были непринципиальны.

Нельзя думать и не надо даже думать о том, что настанет время, когда будет легче.

Но если говорить о сегодняшнем заседании, то я дал бы, конечно, удовлетворительную оценку. Я других оценок вообще не знаю.

Но мы подсчитаем, и тогда все узнают. И мы в первую очередь. А если кто слишком умный, пусть сам считает, а мы потом проверим. И доложим куда попало.

Но пенсионную реформу делать будем. Там есть где разгуляться.

Но я не хочу здесь всё так, наскоком: сегодня с одним обнялся, завтра с другим, потом опять - и пошло-поехало. Да так и до панели недалеко…

Ну, кто меня может заменить? Убью сразу… Извините.

Обвиняют в чём? В коррупции? Кого? Меня? Кто? США? Чего они там вдруг проснулись?

Отродясь такого не видали, и вот опять!

Посты вице-премьерские в такое время, как наше, - это всё равно, что столб, на котором написано: «Влезешь - убьёт!»

Правительство - это не тот орган, где, как многие думают, можно только языком.

Правительство обвиняют в монетаризме. Признаю - грешны, занимаемся. Но плохо.

Правительство поддерживать надо, а мы его по рукам, по рукам, всё по рукам. Ещё норовим не только по рукам, но ещё куда-то. Как говорил Чехов.

При мне бывало и хуже, но не до такой же степени! (О шахтерских забастовках при Кириенко).

Прогнозирование - чрезвычайно сложная вещь, особенно когда речь идёт о будущем.

Произносить слова мы научились. Теперь бы научиться считать деньги.

Пусть это будет естественный отбор, но ускоренно и заботливо направляемый. (Об увольнениях членов правительства).

Работающий президент и работающее правительство - так это ж песня может получиться.

Рельсы мы за шесть лет проложили, теперь дело за локомотивом. И чтобы рулевой был… с головой. Чтобы не вагоны им двигали, а он их тащил.

Реформы в России - это не автомобиль. Захотел - остановился, захотел - вновь сел и поехал! Так не бывает!

Рубль при мне обвалился? Вы что, ребята? Когда ж вы это успели всё? Наделали, значит, тут кто-то чего-то, теперь я и рубль ещё обвалил! (О кризисе 1998 года).

С налоговым сюрреализмом надо кончать.

Сегодня мировая система финансовая понимает, что происходит в России, и не очень хочет, чтобы здесь было… ну, я не хочу это слово употреблять, которым я обычно пользуюсь.

Сегодня ничего, завтра ничего, а потом спохватились - и вчера, оказывается, ничего.

Сегодня оказался там, завтра окажется ещё в одном месте…

Сейчас историки пытаются преподнести, что в тысяча пятьсот каком-то году что-то там было. Да не было ничего! Все это происки!

Секс - это тоже форма движения.

Сказано - сделано. Не понял - переспроси. Не понял с первого раза - переспроси ещё раз. Но выполняй. Не можешь - доложи, почему не выполняешь, по какой причине. Другого от вас ничего не требуется.

Слышите, что ждут от нас? С-300. Это мы знаем, что это такое. Это не дай бог. Сегодня С-300. А завтра давай другое. А послезавтра третье. Вот это что такое. (О балканском конфликте).

Страна не знает, что ест правительство.

У меня к русскому языку вопросов нет.

У меня приблизительно два сына.

У нас ведь беда не в том, чтобы объединиться, а в том, кто главный.

У нас ещё есть люди, которые очень плохо живут. Мы это видим, ездим, слышим, читаем.

Успеваете ли вы заметить красивых женщин?

Успеваю. Но только заметить. Ничего больше. О чём горько сожалею.

Учителя и врачи хотят есть практически каждый день!

Хотели как лучше, а получилось как всегда. (На пресс-конференции от 6 августа 1993 года по поводу денежной реформы июля-августа 1993 года).

Что говорить о Черномырдине и обо мне?

Что ни делаем, получается КПСС либо автомат Калашникова.

Что я буду втёмную лезть. Я ещё от светлого не отошёл.

Эти выборы обернулись для нас тяжёлым испытанием. Это никогда больше не должно повториться.

Это не тот орган, который готов к любви.

Этот вопрос ни один Черномырдин сам с собой не обсуждал, у меня и прав таких не было.

Я вообще далёк от мысли.

Я господина Буша-младшего лично не знаю, но вот с отцом его, господином Бушем-старшим я знаком и жену его, господину Буш тоже знаю.

Я готов и буду объединяться. И со всеми. Нельзя, извините за выражение, всё время врастопырку.

Я готов пригласить в состав кабинета всех-всех - и белых, и красных, и пёстрых. Лишь бы у них были идеи. Но они на это только показывают язык и ещё кое-что.

Я над афоризмами не размышляю, они у меня сами вылетают.

Я тоже несу большую нагрузку. И у меня тоже голос сел. А я ведь даже вчера не пил. И другого ничего не делал. Я бы это с удовольствием сделал.

Четверть века назад этот нечаянный афоризм Виктора Черномырдина стал лозунгом денежной реформы, которая сама по себе уже превратилась в легенду. Она стартовала 26 июля 1993 года и продолжалась до конца августа, но верную оценку ей тогдашний премьер–министр России дал через пару недель после ее старта - 6 августа. И стала эта оценка не просто очередным "черномырдизмом", а фактически символом всей финансовой политики десятилетия.

Задумка была более чем правильной. К тому времени бывшие братские республики Советского Союза уже вовсю воспользовались щедрым предложением Бориса Ельцина и "взяли суверенитета сколько могут", заявив, что больше не понимают русского языка, и введя собственную валюту. Но от использования советских рублей не отказались. Разумеется, не внутри страны, а во внешних расчетах.

Рублевая масса с Украины, из Прибалтики, Средней Азии потекла в Россию, наращивая темпы и масштабы инфляции. Мало того, госбанки "небратьев", хотя и не могли эмитировать новые купюры, по–прежнему имели право выдачи безналичных рублевых кредитов, не обеспеченных, как вы понимаете, ничем. Вряд ли это было проявлением наивности с их стороны.

Начиная с января 1992–го, когда прекратилось государственное регулирование, цены росли в 10 раз быстрее, чем заработная плата, инфляция каждые 30 дней прибавляла от 9 до 38%, уровень жизни населения давно упал ниже плинтуса и стремительно катился куда–то еще. Впромышленности разразился кризис неплатежей, предприятия останавливались одно за другим.

А ничем не обеспеченная денежная масса между тем росла: в 1992 году количество наличных денег в обороте подскочило на 850%, а к моменту начала реформы - еще на 782%. Масла в огонь подливала деятельность Центробанка, включившего в попытке выкрутиться из сложившегося положения печатный станок на полные обороты. В результате реальная стоимость рубля ненамного превышала стоимость бумаги, на которой "публиковались" купюры.

То, что определенные шаги предприняты будут, было понятно всем, и гражданам России - тоже. Большинству, правда, терять было уже нечего: череда предшествовавших экономических реформ выпотрошила как кошельки и кубышки, так и банковские счета. Те же, кто ухитрился сохранить какие–то сбережения, спешно приобретали валюту и золото: в ювелирных магазинах все начало лета стояли длинные очереди. СМИ, а особенно телеканалы, панические слухи усиленно опровергали, но это сограждан уже не успокаивало.

24 июля 1993 года ожидание закончилось: реформа стартовала. Согласно указанию тогдашнего главы Центробанка Виктора Геращенко, с ноля часов 26 июля по всей стране прекращалось хождение банкнот выпуска 1961–1992 годов. Купюры советского образца нужно было обменять на новые. Это должно было отсечь накопившуюся рублевую массу и выделить рубль в самостоятельную валюту суверенной России.

Вот только в реальности удар был нанесен не по центробанкам постсоветских республик, а по гражданам. По первоначальному плану обмен старых рублей на новые производился только по предъявлению паспорта с российской пропиской (в паспорте ставился штамп, чтобы пресечь попытки повторить обмен), только в пределах 35 тыс. рублей - это около $35 - на человека, и только в течение суток - 26 июля. Правда, потом, когда в стране началась паника, сумму увеличили до 100 тыс. рублей, а срок - до конца августа, но делу это особо не помогло.

По стране было достаточно людей, чьи наличные сбережения попросту сгорели.

Ну а что же центробанки республик–соседей? Фигурально выражаясь, пожали плечами и продолжили работать дальше, выдавая безналичные кредиты в рублях. Точно так же, как продолжил работу и отечественный печатный станок. Денежную массу удалось сократить меньше чем на 5%. А инфляция продолжила свой рост.

Именно это и имел в виду незабвенный Виктор Степанович.

Выделите фрагмент с текстом ошибки и нажмите Ctrl+Enter

На минувшей неделе исполнилось 20 лет одной из самых известных фраз, сказанных Виктором Черномырдиным. 6 августа 1993 года председатель правительства Российской Федерации на пресс-конференции, затронув тему денежной реформы 1993 года, охарактеризовал ее кратко, но метко: "Хотели как лучше, а получилось как всегда".

Есть фразы, которые сами по себе - история, а не комментарий к ней. Именно так и получилось со знаменитым афоризмом Черномырдина. А сам ЧВС, как называли Виктора Степановича с легкой руки журналистов, сумел совершить мини-революцию. До него это не удавалось никому, да и после него тоже. Скучный и рутинный, отчасти лицемерный и всегда малопонятный язык официальных реляций и докладных он смог перевести в живые, яркие и бьющие в точку афоризмы.

И образ государственного деятеля в глазах "широких масс" он тоже сделал совершенно иным, чем прежде. Своим, понятным, но при этом не карикатурным и не приниженным. Сильным, острым на язык, небезопасным для оппонентов. Люди у нас иностранным наречиям обучены слабо, зато свое чувствуют прекрасно. Смеялись мы, что очень важно, не НАД Черномырдиным. Смеялись ЕГО шуткам, отдавая должное тому, как точно и к месту они звучат. Разница огромная.

Анекдоты у нас сочиняют про всех властных персон. Менталитет такой, никуда не денешься. С ЧВС это было излишне: хватало его собственных цитат. О некоторых людях говорят, что они "в рубашке родились". А насчет Виктора Степановича правы были авторы документального фильма о нем: он "в харизме родился". Он из таких, которых "не было никогда, и вот опять!". Уникальных и в то же время узнаваемых, плоть от плоти "своих". Это для государственного чиновника высокого ранга вообще-то редкость. Более того, вокруг него всегда была тьма тьмущая коллег по госслужбе, которые больше всего на свете боялись именно "выделиться из пейзажа", проявить нестандартность мышления, пойти поперек течения и вообще показать, что они не винтики в машине государства, а личности со своим мнением и позицией. Но политика не автопром, не может госмашина быть "ведром с болтами". Вот и не была с подачи ЧВС. Потому, может, и доехала сейчас гораздо дальше, чем то самое колесо, о котором еще классик писал. Хотя, конечно, многое хотели как лучше, а получилось... ну, вы в курсе.

Виктор Черномырдин: Я ничего говорить не буду, а то опять чего-нибудь скажу. Фото:ИТАР-ТАСС

Некоторые афоризмы Виктора Степановича Черномырдина

Хотели, как лучше, а получилось, как всегда.

Правительство - это не тот орган, где, как говорят, можно только языком.

Раньше полстраны работало, а пол не работало, а теперь... всё наоборот.

Надо делать то, что нужно нашим людям, а не то, чем мы здесь занимаемся.

Вы думаете, что мне далеко просто. Мне далеко не просто!

У меня к русскому языку вопросов нет.

Все те вопросы, которые были поставлены, мы их все соберём в одно место.

На ноги встанем - на другое ляжем.

Я не думаю, что губернатор должен именно работать так, чтобы вредить.

Никогда не было, и вот опять.

Мы как вступать начнем, так обязательно на что-нибудь наступим.

В нашей жизни не очень просто определить, где найдешь, а где потеряешь. На каком-то этапе потеряешь, а зато завтра приобретешь, и как следует.

И знаю опять, как можно. А зачастую, и как нужно.

Кто говорит, что правительство сидит на мешке с деньгами? Мы мужики и знаем, на чем сидим.

Рольф Швери , основатель и исполнительный директор Schwery Consulting

Глобальный событийный маркетинг в самой профессиональной версии. Рольф Швери, основатель и исполнительный директор Schwery Consulting, о загадочной русской душе, европейском подходе к организации мероприятий и международных стандартах event-индустрии.

Рольф, вы один из немногих представителей индустрии живых коммуникаций, который имеет опыт работы в нескольких странах. Можете ли вы обозначить принципиальные отличия, разницу подхода к организации событий в каждой из них?

В России большие события всегда тесно связаны с политикой, которая четко отражается в организации мероприятий. На Западе данная тенденция не так активно распространена. В европейских странах при организации события одну из определяющих ролей играет мнение местного населения. Важные для общества решения не принимаются «вертикально». Также в Европе особое внимание уделяется вопросам экологии. В России, к сожалению, данное направление не так важно для организаторов. И еще, на мой взгляд, российским коллегам не хватает прозрачности в составлении отчетности по экономическим, экологическим и социальным воздействиям.

Считаете ли вы необходимым для каждой страны сохранять собственную самобытность?

Безусловно. Тем не менее есть общие международные стандарты от ISO и Global Reporting Initiative — GRI. Мусор есть мусор. Везде. Россия, по моему мнению, старается следовать им, но ей это зачастую не удается, в итоге все равно делают по-своему. Как говорится, хотели как лучше, получилось как всегда.

Вы выступаете за единение мирового event’а, создание общих стандартов, обмен опытом, совместное развитие?

Да. Западу тоже есть чему поучиться у российских коллег. Например, в вопросе уважения прав женщин Россия более продвинута. Для справки, в Швейцарии женщины получили право голоса лишь в 1971 году.

Существуют ли в Европе, и в Швейцарии в частности, некие органы контроля и регулирования работы участников индустрии специальных событий? Расскажите про их функционал?

Швейцария — конгломерат различных кантонов. И у каждого из них есть свои правила регулирования событий в зависимости от их формата и масштаба. Одни из самых сильных рычагов, влияющих на требования к организации мероприятия, имеют спонсоры. Если расставлять в логическом порядке: первый базовый уровень — это государство, минимальные требования; второй уровень — город и местные жители, которые делают свои акценты; третий — спонсоры и четвертый — организаторы мероприятия непосредственно.

Как вы оцениваете уровень мирового профессионального образования специалистов индустрии? Возможно, рынку нужны некие профильные школы, единая шкала оценки компетенций?

Нужны. И в России, и в Швейцарии в данный момент достаточно экспертов по экологическим вопросам, экспертов по организации мероприятий, но не хватает специалистов по социально-экологической ответственной организации мероприятии. Также существуют различные курсы повышения квалификации, а вот качественного академического образования нет. Каковы наши действия? Например, создание первого курса по устойчивому развитию и организации мероприятий в Бернском университете. После того как мы отчитали первый курс, студенты дали качественную обратную связь и выразили большое удовлетворение учебной программой. Впервые они увидели, что устойчивое развитие — это нечто конкретное.

Каков он — европейский подход к выбору партнеров? Играют ли роль личные связи?

С одной стороны, работать с уже проверенным партнером спокойно, ты уверен в качественном результате. Это вопрос доверия. Но с другой — если помимо рабочих вас со временем начинают связывать еще и дружеские взаимоотношения, какие-то проблемы, связанные с бизнесом, становится решать все тяжелее. С друзьями можно успешно работать только тогда, когда вы не находитесь в прямом подчинении друг у друга. Да и свежие идеи, которые может привнести в проект новый партнер, иногда очень кстати.

КСО в России и за рубежом: потребности компаний, способы реализации, результативность.

В Россию КСО пришло примерно на десять лет позже, чем на Запад. Мне кажется, что компании, которые начали первыми вводить этот термин, по большей части делали это либо по требованию стейкхолдеров, либо для самопиара. Затем этому вопросу начали уделять достаточное внимание инвесторы. Соответственно, компании, которые были заинтересованы в инвестициях, вынуждены были начать работу в данном направлении. Сейчас же многие руководители осознают, что КСО — крайне важный аспект бизнеса, способный влиять на стратегию, миссию, развитие бренда.

По вашему мнению, каждый проект должен иметь вызов, миссию, глобальную цель? Иными словами, для чего создаются события?

Цель проекта — отправная, начальная точка любого качественного события. Если у инициативы нет глобальной миссии, то это езда вслепую без навигации.

Механика реализации устойчивых событий. По пунктам.

Идея проекта, определение стейкхолдеров, проработка потребностей всех заинтересованных сторон, фокус на ключевые темы, создание системы, удовлетворяющей всем запросам, грамотная коммуникации на всех этапах. К слову, безопасность всегда занимает первое место в списке потребностей. Затем необходимо найти действительно существенные составляющие события, а после — определить индикаторы, инициативы, плановые показатели и т.д. Последний этап — отчетность. Обычно это происходит после события. Но некоторые масштабные проекты требуют составления отчетности чаще: во время подготовки проекта, на этапе реализации и после нее, по итогам и результатам события. Подобные отчеты заполняются в соответствии с международными стандартными: четкие показатели, форма, структура и т.д.

Назовите ваши личные стандарты качества с прицелом на индустрию специальных событий. По каким критериям вы оцениваете проведенное мероприятие?

Если говорить о каких-то серьезных мероприятиях, то одним из самых главных факторов успеха является наличие стратегии по устойчивому развитию, в том числе бережное отношение к окружающей среде. И, как я говорил выше, удовлетворенность всех стейкхолдеров, прозрачная система отчетности, оценка результатов.

А если смотреть не с точки зрения профессионала, а с точки зрения участника события, какие, по вашему мнению, стандарты качества имеют место?

Участник хочет получить кайф, положительные эмоции. Но, если после события он прочитает в газете, что из-за его эмоций пострадали местные жители или окружающая среда, возможно, в следующий раз он откажется от участия в подобном проекте. Это зависит от социальной компетенции человека.

Мне кажется, такой подход больше свойственен европейскому менталитету.

Не могу согласиться. Думаю, что и в России люди довольно социально адаптированы. Может быть, пока еще не настольно экологически осознанны, но и этот вопрос имеет положительные перспективы. Природные ресурсы не бесконечны, и русский человек начинает это отчетливо понимать. Я однозначно полагаю, что события должны быть комфортны и приятны всем и вносить свой вклад в устойчивое развитие. Надеюсь, что вскоре этой политики начнут придерживаться и все организаторы мероприятий, как на Западе, так и на Востоке.