- внутренний субъективный мир животного, охватывающий весь комплекс субъективно переживаемых процессов и состояний: восприятие, память, мышление, намерения, сны и т.п., и включающий такие элементы психического опыта, как ощущения, образы, представления и эмоции. О П. ж., в отличие от психики человека, нельзя получить сведений, основанных на отчетах об интроспекции. Все представления о существовании у животных субъективного опыта, о его содержании и о его связи с поведением и физиологическими процессами строятся по аналогии с нашими представлениями о психическом мире человека. П. ж. с древности вызывала глубокий интерес у философов и натуралистов, но ее систематическое целенаправленное исследование началось в конце XIX в. с появлением зоопсихологии. Споры о возможности изучать П. ж., которая принципиально недоступна наблюдению, разделили зоопсихологов на два противоположных научных лагеря. Сторонники такого изучения заявляли, что о П. ж. вполне можно делать научные заключения на основе наблюдений за поведением животных и данных об их физиологии. Отвергая любые варианты антропоморфизма, приверженцы объективистского подхода считали П. ж. недоступной для подлинно научного исследования и призывали ограничиться изучением только объективно наблюдаемых явлений поведения и физиологии. К середине 30-х гг. объективистское направление стало господствующим, исследование П. ж. за некоторым исключением практически прекратилось и возобновилось только на рубеже 70-х гг. нашего столетия. В настоящее время изучение П. ж. превратилось в новое активно развивающееся научное направление, которое чаще всего называют когнитивной этологией, реже психоэтологией или когнитивной сравнительной психологией. В рамках когнитивной этологии проблема П. ж. рассматривается одновременно в естественнонаучном, психологическом и философском плане.

Смотреть больше слов в «


Развитие психики в филогенезе привело к появлению ее высшей формы – человеческому сознанию .

Как отмечает А.В.Петровский, сознание обладает рядом специфических характеристик:

  • сознание - система знаний о мире в понятиях (выражает внутренние, глубинные связи явлений, их причины и сущность);
  • в структуру сознания входят все познавательные психические процессы;
  • сознание связано с языком и речью, в них и проявляется;
  • сознание носит общественно-исторический характер. Сознание не является врожденным, оно формируется при условии жизни человека в обществе (у детей-маугли сознание отсутствует);
  • сознание является таким уровнем развития психики, при котором его обладатель способен выделить себя из окружающего мира (деление на «Я» и «не Я»), т.е. в сознании четко разделено различие субъекта и объектов;
  • сознание предполагает наличие у субъекта способности к целенаправленной деятельности, оно обеспечивает постановку цели, выбор средств в достижении результата, контроль и корректировку действий, планирование и прогнозирование;
  • сознание включает в себя определенную систему отношений человека к окружающей действительности и к самому себе (мир чувств).

Существующий характер различий психики животных и сознания человека можно свести к следующему (см. таблицу 1)

Таблица 1

Сравнение психики животных и сознания человека

Психика животных Сознание человека
Животные подчиняются биологическим законам. Их активность является непосредственно биологической, связанной с удовлетворением биологических потребностей. При этом активность животных носит индивидуальных характер. Человек живет по социальным законам. Его деятельность связана не только с биологическими потребностями, напротив, иногда она даже вступает в конфликт с ними (героизм). Деятельность человека носит коллективный характер, у человека существует разделение труда, в процессе которого участники выполняют различные операции, сами по себе выглядящие бессмысленными.
Активность на уровне приспособления к окружающей среде Активность в форме деятельности, связанной не только с приспособлением, но и преобразованием действительности.
Условия развития психики: - коллективный врожденный опыт (наследуемые инстинкты); - индивидуальный опыт, приобретаемый в процессе жизни. Условия развития психики: - коллективный врожденный опыт; - индивидуальный прижизненный опыт; - социальный опыт (культурное наследование – присвоение опыта предшествующих поколений через общение и обучение).
Животным доступны элементарные эмоции. У человека наряду с эмоциями появляются высшие чувства (дружба, любовь, чувство долга, чувство юмора, критичность и самокритичность и т.д.)
Ориентировка и действия в пределах I сигнальной системы Ориентировка и действия в пределах I и II сигнальной системы. Для человека характерно речевое общение, посредством которого он становится сопричастным общественному опыту.
Животные используют мир случайных вещей, употребляют орудие в конкретной наглядно-действенной ситуации. Человек живет в мире постоянных предметов. Сам создает орудия труда по заранее намеченному плану и сохраняет их.
В целом поведение животных определяется наличной ситуацией, непосредственными впечатлениями, при этом животные не дают отчет в своих действиях впечатлениях. Для человека характерно абстрагирование от непосредственной ситуации и впечатлений. У него существует опережающее отражение, прогноз и контроль, образное и абстрактно-логическое мышление, воображение. Человек способен давать отчет в своих действиях, чувствах, поступках.

Все эти свойства позволяют человеку более свободно регулировать свое поведение (понимать окружающий мир и себя, передавать следующим поколениям не только индивидуальный опыт, но и опыт прошлых поколений, общественный опыт). Источником сознания является внешний мир, оно активно и направлено на предметный мир и самого себя, связано с внутренними условиями («Внешние воздействия преломляются через внутренние условия» - С Л. Рубинштейн). Сознание – тема, до сих пор интересующая исследователей, однако психологи открыли множество удивительных явлений сознания.

В процессе возникновения человеческого сознания отечественные психологи (А.Н.Леонтьев, А.В.Петровский) особую роль отводят труду и языку.

Не все психические процессы и состояния человек осознает, то есть не отдает себе отчет о своих действиях, поступках, мыслях. Это бессознательные процессы.

Бессознательное 1) совокупность психических процессов, актов и состояний, обусловленных явлениями действительности, во влиянии которых субъект не отдает себе отчета; 2) форма психического отражения, в которой образ действительности и отношение к ней субъекта не выступают как предмет специальной рефлексии, составляя нерасчлененное целое.

Можно выделить три класса бессознательных процессов:

1) надсознательные процессы. В процессе сознательной работы (решения задач) попутно может идти неосознаваемая работа мысли. В определенный момент эта неосознаваемая работа включается в сознательный процесс, и возникает внезапное интуитивное решение - инсайт. Решение найдено, но объяснить, как это произошло, человек не может. Только речевой отчет позволит осознать решение. Аналогично могут происходить воспоминания, возникать образы воображения и пр.;

2) неосознаваемые побудители деятельности (неосознаваемые мотивы и установки). Роль установки (готовности организма к совершению определенных действий) была изучена Д.Н. Узнадзе. В процессе жизни у человека формируется неосознаваемая готовность, например, брать маленькие предметы тремя пальцами, большой предмет воспринимать как более тяжелый и т.д. Могут быть и социальные установки: эффект ложного согласия (все так говорят), тенденция положительно оценивать друзей и пр. Эту форму бессознательного пытался объяснить 3. Фрейд, понимая под бессознательным нереализованные влечения, которые из-за конфликта с требованиями социальных норм не допускались в сознание, отчуждались с помощью механизма вытеснения, обнаруживая себя в обмолвках, оговорках, сновидениях и пр.

3) неосознаваемые регуляторы выполнения деятельности (автоматизмы - ходьба, умения, навыки, привычки, способы действий (например, решения задач и пр.).

Таким образом, бессознательное помогает человеку чувствовать тождественность самому себе, берет на себя управление поведением, когда сознание справилось с трудностями и решение принято. Бессознательное - специфически человеческое явление и не является низшим уровнем психики. Оно детерминировано общественными условиями сознания и связано с ним.

Материалы, использованные для лекции, дополнительная литература по теме:

1. Гамезо M.B., Герасимова B.C., Машурцева Д.А., Орлова Л.М. Общая психология: Учебно-методическое пособие / Под общ. ред. М.В. Гамезо. - М.: Ось-89, 2007. - 352 с. (Раздел 1. Введение в общую психологию Тема 2. Развитие психики в филогенезе)

3. Семенова Л.Э. Общая психология. Курс лекций. Нижний Новгород.


Филогенез (греч. phyle - племя, род, вид; генез - происхождение, история рода) - происхождение и в более широком смысле эволюция видов или другой формы животных или растений; эволюционная история.

Онтогенез (греч. ontos - сущее; genesis - происходящее, рождение) - происхождение и развитие отдельного организма, биологическое развитие организма от момента рождения до окончания жизни.

Раздражимость – свойство живого организма реагировать на биологически значимые (биотические) воздействия, как полезные, так и вредные, но не нейтральные.

Чувствительность – свойство реагирований не только на биологически значимые воздействия, но и на нейтральные (абиотические)

Сознание - ключевой и самый многозначный термин психологии и многих других наук. Сознание - самое запутанное слово в словаре. Как теоретический термин сознание - высший уровень развития психики и саморегуляции, присущий только человеку.

  • выяснилось, что мозг воспринимает и хранит информацию, которая поступает в таких больших количествах, или с такой громадной скоростью, или столь малой интенсивности, что человек почти ничего из этого не осознает;
  • обнаружено, что мозг почти мгновенно осуществляет вычислительные, логические и смысловые преобразования информации такой сложности, которые человек вообще не способен выполнить сознательно;
  • видимо, существует специальный механизм, принимающий решения, что из воспринятой и переработанной мозгом информации следует осознавать, а что - нет. Этот механизм имеет тенденцию повторять как свои решения об осознании чего-либо, так и свои решения о неосознании этого;
  • показано, что любое случайное явление осознается как закономерное, сознание приписывает ему какие-то причины;
  • сознание не может не контролировать результаты своей деятельности. Стоит перед человеком поставить задачу не осознавать какую-либо информацию, как сознание тут же начинает проверять, удачно ли оно решает задачу игнорирования и тем самым автоматически обращает внимание на то, что должно игнорироваться;
  • сознание неразрывно связано с деятельностью, так как оно контролирует ее;
  • если сознание сталкивается с рассогласованием собственных построений и реальности, то оно защищает прежде всего собственные догадки. Поэтому сознание больше времени тратит на работу с неожиданными стимулами, а ожидаемые быстро перестают осознаваться. Информация, с которой ничего не надо делать, а только помнить, забывается вопреки сознательному желанию удерживать ее;
  • сознание не столько отражает внешний мир, сколько конструирует его - потому мир его и называется субъективным;
  • направленность сознания на конструирование догадок, как устроен мир (которые могут быть и ошибочными), позволяет выйти за пределы той весьма ограниченной информации о реальности, которую человек получает от органов чувств, и создавать представления о том, о чем напрямую нет никаких непосредственных данных: о космосе и микромире, о добре и зле, о своем «Я» или о сознании других людей.

Психика животных - внутренний субъективный мир животного, охватывающий весь комплекс субъективно переживаемых процессов и состояний: восприятие, память, мышление, намерения, сны и т. п., и включающий такие элементы психического опыта, как ощущения, образы, представления и эмоции.
Все представления о существовании у животных субъективного опыта, о его содержании и о его связи с поведением и физиологическими процессами строятся по аналогии с нашими представлениями о психическом мире человека. Психика животных с древности вызывала глубокий интерес у философов и натуралистов, но ее систематическое целенаправленное исследование началось в конце XIX в. с появлением зоопсихологии. Споры о возможности изучать психику животных, которая принципиально недоступна наблюдению, разделили зоопсихологов на два противоположных научных лагеря. Сторонники такого изучения заявляли, что о психике животных вполне можно делать научные заключения на основе наблюдений за поведением животных и данных об их физиологии. Отвергая любые варианты антропоморфизма, приверженцы объективистского подхода считали психику животных недоступной для подлинно научного исследования и призывали ограничиться изучением только объективно наблюдаемых явлений поведения и физиологии. К середине 30-х гг. объективистское направление стало господствующим, исследование психики животных за некоторым исключением практически прекратилось и возобновилось только на рубеже 70-х гг. нашего столетия. В настоящее время изучение психики животных превратилось в новое активно развивающееся научное направление, которое чаще всего называют когнитивной этологией, реже психоэтологией или когнитивной сравнительной психологией. В рамках когнитивной этологии проблема Психика животных рассматривается одновременно в естественнонаучном, психологическом и философском плане.

Возможно, что поведение и психика животных связаны так же, как психика и поведение человека. В пользу правомерности такого предположения говорят следующие факты. Во-первых, человек и животные являются ступенями единой эволюционной системы, то есть имеют общее происхождение. Во-вторых, у человека и животных имеется много общего в строении организма и центральной нервной системы. В-третьих, весьма похожи физические и физиологические процессы, происходящие в нервной системе человека и животных. Именно на эти соображения обычно опираются ученые, судя о психике животных по объективным признакам, аналогичным тем, которые используются при изучении психики человека. Однако далеко не все объективные признаки, подходящие для характеристики свойств психики человека, годятся для анализа психики животных: ведь кроме общего в строении организма человека и животных есть и различное. Это касается, например, строения головного мозга. У человека новая часть коры головного мозга представлена гораздо больше, чем у всех животных, включая высших, человекообразных обезьян. Да и органы чувств человека, например его орган зрения и орган слуха, отличаются по строению от аналогичных органов животных. Следовательно, уверенно судить о психике животных можно только по тем объективным признакам, которые связаны с идентичными для человека и животных телесными органами. Если говорить более конкретно, то в научных исследованиях и в жизненных практических наблюдениях за животными мы можем судить об их психике в основном по следующим объективным признакам:



1. По двигательным реакциям на те или иные внешние воздействия, которые вызывают соответствующие психические явления. К примеру, вывод о том, что у животного есть образ некоторого предмета, мы можем сделать на основании того, что животное вполне определенным образом реагирует на данный предмет, причем его реакция на этот предмет отличается от реакции на другой предмет.

2. Мы можем подключить к телу животного приборы, которые зафиксируют определенные органические реакции, аналогичные реакциям человека, сопровождающим психические явления: изменение давления крови, частоты пульса, частоты дыхания, электрической активности мозга.

Однако такой подход годится только для высших животных, которые по поведению и по строению тела имеют много общего с человеком. Он мало подходит для изучения психики низших животных, и здесь мы можем только с известной долей вероятности предполагать, имеют ли место те или иные психические явления. Тем не менее ученых давно уже интересует не только вопрос о том, есть ли психика у животных, но и вопрос о том, чем психологически отличаются друг от друга животные, находящиеся на разных ступенях эволюционного развития.

греч. psychikos - душевный] - внутренний мир животного, охватывающий весь комплекс предполагаемых субъективно переживаемых процессов и состояний: восприятие, память, мышление, намерения, сны и т. п., и включающий такие элементы психического опыта, как ощущения, образы, представления и эмоции. О П. ж., в отличие от психики человека, нельзя получить сведений, основанных на интроспекции. Все представления о существовании у животных субъективного опыта, о его содержании и о его связи с повелением и физиологическими процессами строятся по аналогии с нашими представлениями о психическом мире человека. П. ж. с древности вызывала глубокий интерес у философов и натуралистов, но ее систематическое целенаправленное исследование началось ц конце XIX в. с появлением зоопсихологии. Споры о возможности изучать П. ж., которая принципиально недоступна наблюдению, разделили зоопсихологов на два противоположных научных лагеря. Сторонники научного изучения П. ж. заявляли, что о ней вполне можно делать заключения на основе наблюдений за поведением животных и данных об их физиологии. Их противники - приверженцы объективистского подхода - отвергали любые варианты антропоморфизма, считая П. ж. недоступной для подлинно научного исследования. Они призывали ограничиться изучением только объективно наблюдаемых явлений поведения и физиологии. К середине 30-х гг. XX в. объективистское направление стало господствующим, исследование П. ж. за некоторым исключением практически прекратилось и возобновилось только на рубеже 70-х гг. В настоящее время изучение П. ж. превратилось в новое активно развивающееся научное направление, которое чаще всего называют когнитивной этологией, реже психоэтологией или когнитивной сравнительной психологией. В рамках когнитивной этологии проблема П. ж. рассматривается одновременно в естественнонаучном, психологическом и философском плане. Е.А. Гороховская