Слайд 1

Тема урока
Дыхание растений, бактерий и грибов

Слайд 2

«фотосинтез», «питание»

Слайд 3

Зачем нужен кислород?

Слайд 4

Проблема. Почему погиб мышонок в опытах Пристли?
Что нам нужно сделать, чтобы решить эту проблему? узнать, что такое дыхание что нужно для дыхания что образуется в процессе дыхания что вызвало гибель мышонка.

Слайд 5

Процесс дыхания
1.Этап - газообмен 2.Этап - клеточное дыхание (расщепление органических веществ под действием кислорода на воду, углекислый газ и выделение энергии)

Слайд 6

Слайд 7

Опыт Дж. Пристли

Слайд 8

Ум хорошо, а два лучше. работа в группах
1 группа - Что же произошло? Какой можно сделать вывод? 2 группа - Кто же в этом случае прав? Почему у богатой дамы разболелась голова? 3 группа - Почему?

Слайд 9

Биологические исследования
Докажите, что в темноте растения выделяют только кислород?

Слайд 10

Необходимо решение
-А все ли органы растения дышат? -Отчего зависит интенсивность процесса дыхания?

Слайд 11

Слайд 12

Сравнение процессов фотосинтеза и дыхания.(таблица)


1. В каких клетках происходит?
2. Какой газ поглощается?
3. Какой газ выделяется?
4. В какое время суток происходит?
5. Что происходит с органическими веществами?
6. Энергия?

Слайд 13

Взаимопроверка
Черты процесса Фотосинтез Дыхание
1. В каких клетках происходит? В клетках, содержащих хлоропласты Во всех клетках растения
2. Какой газ поглощается? Углекислый газ Кислород
3. Какой газ выделяется? Кислород Углекислый газ
4. В какое время суток происходит? Днём Круглосуточно
5. Что происходит с органическими веществами? Образуются Окисляются (распадаются)
6. Энергия? Накапливается Выделяется

Слайд 14

Они были первыми на планете Земля

Слайд 15

Способы дыхания бактерий
Аэробное – потребление кислорода для разложения органических веществ. Анаэробное – дыхание в бескислородной среде. Брожение – разложение сложных органических веществ без потребления кислорода. Виды брожения: Спиртовое Молочное Маслянокислое.

Слайд 16

Дыхание грибов
Аэробное Анаэробное

Слайд 17

Дыхание. Сложные органические вещества + кислород = углекислый газ + вода + Е Брожение. Сложные органические вещества = спирт, молочная кислота + Е

Слайд 18

Биология:
История: дыхание древности – глядя на памятники прошлого. Литература: дыхание эпохи – когда описывается какое либо время. Обществознание: дыхание современности – при социальном опросе узнают результаты. География: дыхание ветра – тихо подул ветер; дыхание вулкана - вулкан начал «оживать» ; Ледяное дыхание зимы. Математика: амплитуда дыхания –графическое изображение.

Слайд 19

Дыхание – ………
дыхание и фотосинтез это два противоположных процесса, поступление кислорода, выделение углекислого газа, процесс идет во всех клетках непрерывно – и днем и ночью, процесс выделения энергии, она выделяется небольшими порциями и клетка не перегревается

Слайд 20

Реши утверждения. (поставь плюс или минус)
1.Дыхание происходит только на свету. 2.В процессе дыхания поглощается кислород и выделяется углекислый газ. 3.При дыхании кислорода потребляется значительно меньше, чем его образуется при фотосинтезе. 4.Анаэробы – организмы нуждающиеся в кислороде. 5.Аэробы – организмы не нуждающиеся в кислороде. 6.При спиртовом брожении сахар распадается до спирта. 7.Молочнокислые бактерии превращают молоко в простоквашу, кефир и другие молочные продукты. 8.Дрожжи бродят, разлагая на спирт и углекислый газ. 9.Углекислый газ, делает хлеб пористым и легким. 10.Мухомор, гриб анаэроб.

Слайд 21

Проверь утверждения
1.Дыхание происходит только на свету. (-) 2.В процессе дыхания поглощается кислород и выделяется углекислый газ. (+) 3.При дыхании кислорода потребляется значительно меньше, чем его образуется при фотосинтезе. (+) 4.Анаэробы – организмы нуждающиеся в кислороде.(-) 5.Аэробы – организмы не нуждающиеся в кислороде. (-) 6.При спиртовом брожении сахар распадается до спирта (+) 7.Молочнокислые бактерии превращают молоко в простоквашу, кефир и другие молочные продукты. (+) 8.Дрожжи бродят, разлагая на спирт и углекислый газ. (+) 9.Углекислый газ, делает хлеб пористым и легким. (+) 10.Мухомор, гриб анаэроб. (-)

Слайд 22

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №1 пгт Серышево

имени Сергея Бондарева

Урок на тему: «Дыхание растений, грибов, бактерий»

6 класс

Учитель географии и биологии:

Роговая Юлия Александровна

пгт Серышево

Тема урока «Дыхание растений, грибов и бактерий»

Цель: продолжить формирование знаний о дыхании орга­низмов как составной части обмена веществ; о дыхании грибов и бактерий; о дыха­нии растений и его сущности; о роли устьиц, чече­вичек и межклетников в газообмене у растений

Регулятивные УУД:

Учить планировать, строить алгоритм деятельности, делать прогнозирование;

Учить самооценке, самоконтролю выполняемой работы;

Учить работать по образцу, по алгоритму.

Коммуникативные УУД:

Развивать внимание учащихся;

Обучать умению слушать и записывать содержание и объяснения учителя или ответ ученика;

Учить постановке вопроса.

Познавательные УУД:

    Работать над формированием логических умений:

Анализ синтеза;

Сравнение;

Обобщения и классификации;

Доказательства;

Выдвижение гипотез и их обоснование;

Построение цепочек рассуждения.

2. Чтение и работа с текстом.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Оборудование: учебник Л.Н. Сухорукова, В.С. Кучменко, И.Я. Колесникова «Биология. Живой организм», тетрадь-тренажер, таблицы «Строение побега», «Строение почки и развитие побега», комнатные растения.

Структура урока:

– 3 мин.

Актуализация опорных знаний – 6 мин.

Выявление места и причины затруднения – 4-6 мин.

Построение проекта – 6 мин.

Реализация проекта – 8 мин.

Включение в систему знаний и повторение- 6 мин.

Рефлексия- 3 мин.

Ход урока

I . Мотивация к учебной деятельности – 3 мин.

Приветствие учителя.

Громко прозвенел звонок –

Начинается урок.

Наши ушки на макушке,

Глазки хорошо открыты.

Слушаем, запоминаем,

Ни минутки не теряем .

II . Актуализация опорных знаний СЛАЙД 1,2

Проверка домашнего задания:

1.К автотрофным бактериям относят:

А. цианобактерии Б. клубеньковых бактерий В. фитофтору Г. дрожжи

2. В природе большинство бактерий выполняют роль:

А. разрушителей Б. производителей В. поглотителей Г. потребителей

3. Бактерии важны, т.к. участвуют в:

А. круговороте веществ в природе Б. в круговороте воды в природе В. процессе питания грибов Г. процессе питания хищных животных

4. Клубеньковые бактерии-это пример:

5.Грибы в процессе питания:

А. создают сложные органические вещества, которые потом расщепляются до более простых Б. поглощают сложные органические вещества, которые потом с помощью ферментов расщепляются до более простых В. выделяют наружу ферменты, расщепляющие сложные органические вещества на более простые, которые потом поступают в грибную клетку

Г. получают простые органические вещества в готовом виде от организма-хозяина

МОЯ ОТМЕТКА

III Выявление места и причины затруднения

Английский химик Джозеф Пристли поставил опыт с мышонком: посадил под стеклянный колпак, опущенный краями в воду. Мышонок жил под колпаком недолго. Он задохнулся в испорченном от собственного дыхания воздухе.

У нас возникла проблема : Почему погиб мышонок в опытах Пристли?

Что нам нужно сделать, чтобы решить эту проблему?

Узнать, что такое дыхание

Что нужно для дыхания

Что образуется в процессе дыхания

Что вызвало гибель мышонка.

Итак, какая тема нашего урока? Дыхание растений, грибов и бактерий СЛАЙД 3

Ребята, а какую цель мы поставим на уроке?

А чтобы достичь этой цели, что нам нужно сделать?

Достижение цели

Эксперимент

Спросить у взрослого

Подумать самому

Собрать нужный материал

(учащиеся решают, что достигать цели они будут сами, а для этого собирают нужный материал)

Вспомните, что Вам известно о дыхании. (заполняем 1 столбик таблицы)

Чему сегодня на уроке можно научиться, что хотели бы узнать? (заполняем 2-ой столбик таблицы)

Третью графу заполнить в конце урока.

СЛАЙД 4

Знаю

Хочу знать

Узнал

Дыхание – это свойство всех живых организмов

Как дышат растения

При дыхании поглощается кислород и выделяется углекислый газ

Зачем нужен кислород

IV Построение проекта

Ребята, а у нас достаточно знаний, чтобы рассказать о данной теме?

А давайте, наметим план действий.

План урока

    Что такое дыхание

    Дыхание растений

    Дыхание бактерий

    Дыхание грибов

V Реализация проекта

Чтобы ответить на первый вопрос, что вы должны сделать? (работа с учебником и рабочим листом)

Найдите в учебнике на стр. 106, что такое дыхание? И запишите ответ в рабочий лист

Дыхание –это процесс, при котором под действием кислорода происходит разложение органических веществ с выделением энергии.

Как схематично можно записать процесс дыхание?

Органические вещества + кислород => вода +СО 2 + энергия

Итак, подведем итоги.

Что такое дыхание?

Куда расходуется энергия, образовавшиеся в процессе дыхания? (на рост, развитие, размножение организма)

2.Дыхание растений

Как же дышат растения?

А все ли органы растения дышат? (анализ стр.106 учебника) Ответы учащихся. (У растений нет специальных органов дыхания, но у них в кожице листа расположены устьица, через которые происходит газообмен. Устьица состоят из двух замыкающих клеток и устьичной щели, через которую кислород поступает в межклетники листа, а затем в клетки. В клетках происходит процесс окисления органических веществ (распад) образуется углекислый газ, который удаляется из клеток через устьичную щель)

Выполните задание в рабочем листе, пользуясь параграфом 41 СЛАЙД 5


ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Глазки крепко закрываем

Дружно до пяти считаем

Открываем, поморгаем

И работать продолжаем

СЛАЙД 6

Переходим к третьему вопросу нашего плана. Дыхание бактерий

Как же происходит дыхание у бактерий?

На какие две группы подразделяются бактерии по способу питания?

Аэробные - это бактерии, которые потребляют кислород для разложения органических веществ до углекислого газ и воды.

Анаэробные - это бактерии не нуждающиеся в кислороде. Они добывают энергию в результате брожения.

Запись в рабочий лист.

Переходим к третьему вопросу. Дыхание грибов.

Как дышат грибы?

Используют кислород для расщепления веществ и освобождение энергии. А дрожжи, могут жить в безкислородной среде.

(запись в рабочих листах)

СЛАЙД 7

VI . Включение в систему знаний и повторение

    Зачем нужен кислород живым организмам?

    В чем состоит различие процессов дыхания и фотосинтеза?

    Какой процесс называют брожением?

    Каким образом бактерии и грибы получают энергию, необходимую для жизни?

П

В процессе дыхания растений кислорода поглощается:

А) больше, чем ими выделяется в процессе фотосинтеза;

Б) меньше, чем ими выделяется в процессе фотосинтеза;

В) такой же объем, что и выделяется в процессе фотосинтеза; Г) утром больше, чем вечером

2. Процесс расщепления органических веществ до углекислого газа и воды, называется…

А) фотосинтезом Б) дыханием В) брожением

3. С помощью каких органов растений происходит дыхание?

А) устьиц Б) листьев В) всех органов

роверка усвоения первичных знаний.

СЛАЙД 8

VII . Рефлексия

Подводим итог нашего урока

    сегодня я узнал…

    было интересно…

    было трудно…

    я выполнял задания…

    я понял, что…

    теперь я могу…

    я почувствовал, что…

    я приобрел…

    я научился…

    у меня получилось …

    я смог…

    я попробую…

    меня удивило…

    урок дал мне для жизни

СЛАЙД 10

VIII . Домашнее задание параграф 41, тетрадь-тренажер с.25 №13, 14; с.26 №15, 16; с.29 №7

Выставление отметок за урок.

Попова Лариса Михайловна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: МБОУ "Гимназия № 9 им. С.Г.Горшкова"
Населённый пункт: г.о. Балашиха
Наименование материала: конспект
Тема: "Дыхание бактерий, растений, грибов".
Дата публикации: 04.02.2017
Раздел: среднее образование

Урок на тему: «Дыхание растений, грибов,

бактерий»

6 класс

Тема урока «Дыхание растений, грибов и бактерий»

Цель:
продолжить формирование знаний о дыхании организмов как составной части обмена веществ; о дыхании грибов и бактерий; о дыхании растений и его сущности; о роли устьиц, чечевичек и межклетников в газообмене у растений Регулятивные УУД: -учить планировать, строить алгоритм деятельно сти, д е л ат ь прогнозирование; - учить самооценке, самоконтролю выполняемой работы; -учить работать по образцу, по алгоритму. Коммуникативные УУД: -развивать внимание учащихся; - обучать умению слушать и записывать содержание и объяснения учителя или ответ ученика; - учить постановке вопроса. Познавательные УУД: 1. Работать над формированием логических умений: - анализ синтеза; - сравнение; - обобщения и классификации; - доказательства; - выдвижение гипотез и их обоснование; - построение цепочек рассуждения. 2. Чтение и работа с текстом.
Тип урока:
урок открытия нового знания.

Проверка домашнего задания:

I. Мотивация к учебной деятельности
– 3 мин.
Приветствие учителя.
Громко прозвенел звонок – Начинается урок. Наши ушки на макушке, Глазки хорошо открыты. Слушаем, запоминаем, Ни минутки не теряем.
II.

А к т у а л и з а ц и я

опорных

знаний СЛАЙД

1,2
1. А 2. А 3. А 4. В 5. В

III Выявление места и причины затруднения
Английский химик Джозеф Пристли поставил опыт с мышонком: посадил под стеклянный колпак, опущенный краями в воду. Мышонок жил под колпаком недолго. Он задохнулся в испорченном от собственного дыхания воздухе. У нас возникла проблема: Почему погиб мышонок в опытах Пристли? -Что нам нужно сделать, чтобы решить эту проблему? - узнать, что такое дыхание - что нужно для дыхания - что образуется в процессе дыхания - что вызвало гибель мышонка. -Итак, какая тема нашего урока?
Дыхание растений, грибов и бактерий

СЛАЙД 3
Ребята, а какую цель мы поставим на уроке? - А чтобы достичь этой цели, что нам нужно сделать?
Достижение цели

Эксперимент

Спросить у взрослого

Подумать самому

Собрать нужный материал
(учащиеся решают, что достигать цели они будут сами, а для этого собирают нужный материал)
- Вспомните, что Вам известно о дыхании. (заполняем 1 столбик таблицы) - Чему сегодня на уроке можно научиться, что хотели бы узнать? (заполняем 2-ой столбик таблицы) - Третью графу заполнить в конце урока.
СЛАЙД 4
Знаю Хочу знать Узнал Дыхание – это свойство всех живых организмов Как дышат растения При дыхании поглощается кислород и выделяется углекислый газ Зачем нужен кислород
IV Построение проекта
-Ребята, а у нас достаточно знаний, чтобы рассказать о данной теме? - А давайте, наметим план действий.
План урока
1. Что такое дыхание 2. Дыхание растений 3. Дыхание бактерий 4. Дыхание грибов
V Реализация проекта
Чтобы ответить на первый вопрос, что вы должны сделать? (работа с учебником и рабочим листом) Найдите в учебнике на стр. 106, что такое дыхание? И запишите ответ в рабочий лист
Дыхание –это процесс, при котором под действием кислорода происходит

разложение органических веществ с выделением энергии.
-Как схематично можно записать процесс дыхание? Органические вещества + кислород => вода +СО 2 + энергия
Итак, подведем итоги.
- Что такое дыхание?


В каких клетках происходит В клетках содержащих хлоропластыВо всех клетках растений Какой газ поглощается СО 2 О 2 Какой газ выделяется О 2 СО 2 Для протекания процесса световая энергиянужнаНе обязательна Энергия накапливаетсявыделяется
Задание: пользуясь параграфом 41, заполните таблицу

Взаимосвязь процессов дыхания и фотосинтеза

Характеристика процессаФотосинтезДыхание
В каких клетках происходит В клетках содержащих хлоропластыВо всех клетках растений Какой газ поглощается СО 2 О 2 Какой газ выделяется О 2 СО 2 Для протекания процесса световая энергиянужнаНе обязательна Энергия накапливаетсявыделяется - Куда расходуется энергия, образовавшиеся в процессе дыхания? (на рост, развитие, размножение организма)
2.Дыхание растений
-Как же дышат растения? - А все ли органы растения дышат? (анализ стр.106 учебника) Ответы учащихся. (У растений нет специальных органов дыхания, но у них в кожице листа расположены устьица, через которые происходит газообмен. Устьица состоят из двух замыкающих клеток и устьичной щели, через которую кислород поступает в межклетники листа, а затем в клетки. В клетках происходит процесс окисления органических веществ (распад) образуется углекислый газ, который удаляется из клеток через устьичную щель) - Выполните задание в рабочем листе, пользуясь параграфом 41
СЛАЙД 5

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Глазки крепко закрываем Дружно до пяти считаем Открываем, поморгаем И работать продолжаем

В процессе дыхания растений

кислорода поглощается:
А) больше, чем ими выделяется в процессе фотосинтеза; Б) меньше, чем ими выделяется в процессе фотосинтеза; В) такой же объем, что и выделяется в процессе фотосинтеза; Г) утром больше, чем вечером
2. Процесс расщепления органических

веществ до углекислого газа и воды,

называется…
А) фотосинтезом Б) дыханием В) брожением
3. С помощью каких органов растений

происходит дыхание?
А) устьиц Б) листьев В) всех органов
СЛАЙД 6
-Переходим к третьему вопросу нашего плана.
Дыхание бактерий
- Как же происходит дыхание у бактерий? - На какие две группы подразделяются бактерии по способу питания?
Аэробные
- это бактерии, которые потребляют кислород для разложения органических веществ до углекислого газ и воды.
Анаэробные
- это бактерии не нуждающиеся в кислороде. Они добывают энергию в результате брожения.
Запись в рабочий лист.
-Переходим к третьему вопросу.
Дыхание грибов.
- Как дышат грибы? Используют кислород для расщепления веществ и освобождение энергии. А дрожжи, могут жить в безкислородной среде. (запись в рабочих листах)
СЛАЙД 7

VI. Включение в систему знаний и повторение
1. Зачем нужен кислород живым организмам? 2. В чем состоит различие процессов дыхания и фотосинтеза? 3. Какой процесс называют брожением? 4. Каким образом бактерии и грибы получают энергию, необходимую для жизни?
Проверка усвоения первичных знаний.

СЛАЙД 8

VII. Рефлексия
Подводим итог нашего урока 
сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

я выполнял задания…

я понял, что…

теперь я могу…

я почувствовал, что…

я приобрел…

я научился…

у меня получилось …

я смог…

я попробую…

меня удивило…

урок дал мне для жизни

СЛАЙД 10

VIII. Домашнее задание
параграф 41, тетрадь-тренажер с.25 №13, 14; с.26 №15, 16; с.29 №7
Выставление отметок за урок.

Для протекания процессов жизнедеятельности всем клеткам необходима энергия. Они получают энергию в процессе дыхания.

Дыхание и его значение

Дыхание - процесс, при котором под действием кислорода происходит разложение органических веществ (сахаров) с выделением энергии. Дыхание большинства живых организмов происходит одинаково. В процессе дыхания поглощается кислород, а выделяется углекислый газ. Схематично процесс дыхания можно изобразить так:

органические вещества+ кислород
вода + углекислый газ + энергия

Дыхание связано с непрерывным потреблением кислорода клетками живых организмов. Кислород необходим для расщепления сложных органических веществ до углекислого газа и воды. При этом освобождается энергия, которая расходуется на различные процессы жизнедеятельности: рост, развитие, размножение, синтез белков. Именно в освобождении энергии, заключенной в органических веществах, и состоит значение дыхания. В процессе дыхания сложные органические вещества распадаются на более простые постепенно. Поэтому энергия выделяется небольшими порциями и клетка не перегревается.

Дыхание растений

Дыхание растении - процесс, противоположный фотосинтезу. При фотосинтезе из углекислого газа и воды образуются органические вещества и выделяется кислород.

При дыхании органические вещества под действием кислорода расщепляются до углекислого газа и воды. Солнечная энергия, которая была запасена в процессе фотосинтеза, расходуется при дыхании. Фотосинтез осуществляется только днем. Дыхание идет во всех клетках непрерывно и днем, и ночью. Значит, на свету в растении происходят два противоположных процесса - фотосинтез и дыхание, а в темноте только дыхание. Кислорода при фотосинтезе выделяется гораздо больше, чем расходуется в процессе дыхания. Поэтому воздух богаче кислородом там, где больше зеленых растений. Дышат все органы растения. Большое значение для поступления кислорода к внутренним частям растения, особенно к подземным, имеют межклетники.

Дыхание и брожение бактерий

Бактерии, которые дышат, потребляя кислород для разложения органических веществ до углекислого газа и воды, называют аэробными Бактерии, не нуждающиеся в кислороде, называются анаэробными. Они добывают энергию в результате брожения - разложения сложных органических веществ (например, сахаров) на более простые органические вещества без потребления кислорода. По образующимся продуктам различают спиртовое, молочно-кислое, маслянокислое и другие виды брожения. При спиртовом брожении сахар распадается до спирта, при молочнокислом - до молочной кислоты.

Дыхание и брожение грибов

Большинство грибов дышат, используя кислород воздуха для расщепления органических веществ и освобождения энергии. Есть грибы, например дрожжи, которые могут жить в бескислородной среде. Они сбраживают органические вещества. Дрожжи широко используются в хлебопечении, пивоварении, виноделии.

Автор: Vladimir 24.9.2007, 14:39
17 Сентября 2007 года на форуме сайта «Библиотека грибовода» rakhimovrustam предложил к обсуждению, статью - http://radionauka.ru/2006/jun/02.shtml
Мои попытки участвовать в данном форуме прерываются в автоматическом режиме, а связаться с администратором не оказалось возможным.
На мой взгляд, это очень интересная тема для обсуждения и поэтому я решил высказать свое мнение. Для удобства обсуждения я перенес статью на данный форум, выделив ее другим цветом.

Люди дышат легкими, рыбы - жабрами. Насекомые дышат трубочками-трахеями, растения ─ устьицами… А вот чем дышат грибы? Найти легкие у трутовика, гриба, образующего наросты на деревьях, сподобились российские биологи.

Этот гриб знаком всем. Его плодовые тела - темные «копытца» с вишневой полоской по краю - усеивают березовые стволы в лесах средней полосы. Плодовыми телами их называют потому, что в этих наростах-копытцах созревают споры, которые потом разносит ветер. А основная часть гриба, его мицелий, находится в глубине ствола. Именно в клетках мицелия происходят основные жизненные процессы, в том числе расщепление биополимеров древесины.

Трутовик перерабатывает древесину до воды и углекислого газа. Но ведь для этого необходим кислород. А древесина и плотная березовая кора практически не пропускают воздух. Как кислород поступает внутрь дерева? Биологи из Института экологии растений и животных Уральского отделения Российской академии наук и Института физиологии растений определили это экспериментально.

Чтобы выяснить, каким образом окаймленный трутовик умудряется активно дышать под непроницаемой броней березовой коры, исследователи помещали в экспериментальную камеру по очереди: фрагмент ствола с плодовым телом-копытцем, фрагмент ствола без него и отделенное от дерева плодовое тело. Чтобы понять, какой из объектов дышит, биологи регистрировали в камере содержание углекислого газа. Оказалось, что фрагмент ствола без плодового тела, но с мицелием внутри, практически не выделяет углекислого газа. Дыхание происходит только в присутствии «копытца».

Получается, что окаймленный трутовик дышит через плодовое тело, которое можно назвать грибным «легким». Именно плодовое тело, а точнее его губчатая часть - гименофор, поглощает кислород, окисляет углеводы, выделяет углекислый газ и синтезирует энергетические молекулы АТФ и НАДФ, которые отсылает в мицелий. Здесь же образуется и вода, необходимая для нужд гриба. А в клетках мицелия, сидящих в стволе дерева, древесина расщепляется только частично. Продукты этого расщепления уходят в плодовое тело, где и происходит их полное и окончательное окисление.

О том, чем дышут грибы, живущие на деревьях, и как это возможно ─ дышать органами размножения, вам рассказывали главный редактор журнала «Химия и жизнь» Любовь Стрельникова и Сергей Катасонов.

Для придания обсуждению большего практического значения, я бы хотел провести аналогию применительно к грибу Вешенка устричная Pleurotus ostriatus. Особенностью данного гриба является краткосрочное нахождение плодовых тел грибов в жизнеспособном состоянии и поэтому мицелий гриба основную часть жизненного цикла не может рассчитывать на дыхательные функции плодового тела. Тем не менее, все изложенные процессы, хоть и в меньшей степени, но присутствуют в плодовом теле Вешенки.
Если сравнить данные обсуждаемой статьи, изложенные в (п.5) и данные моей статьи от 5.9.2006, из темы , то видно, что мнение о двустороннем движении полезного раствора по мицелию, как в сторону плодового тела, так и в обратную сторону, в обоих случаях, совпадает.

К сожалению, я не могу согласиться со столь упрощенным мнением авторов о разделении организма гриба на мицелий и плодовое тело и, на этом основании, о малом потреблении мицелием гриба кислорода.
На самом деле, у нас имеются данные о достаточно сложной организации самого мицелия гриба. Особенность клеточной организации мицелия (и эти данные так же приведены в статье от 5.9.2006 года) зависит от конкретных условий существования этого мицелия, и поэтому в каждой конкретной ситуации потребность в кислороде, как и механизм его потребления, будет значительно различаться.
Например, мицелий Вешенки развивающийся на участке древесины, граничащем с живыми древесными волокнами, может формировать специализированные гифы, способные потреблять кислород из древесного сока.
В другом случае, если мицелий развивается в полностью погибшем стволе дерева, то он пытается сформировать для более активного дыхания воздушный мицелий, либо на поверхности, либо под рыхлой корой погибшего дерева.

В случае если мицелий только начинает развиваться в питательной среде (зерне или субстрате), то дыхание осуществляется физическим механизмом перераспределения разности парциального давления газов (углекислого газа и кислорода).
После полной колонизации питательной среды, мицелий, срастаясь, постепенно приобретает функции целостного грибного организма с присущей этому специализацией клеточных функций.

Практическое значение такого мицелия Вешенки будет зависеть от конкретного соотношения специализированных клеток. Например, зерновой мицелий, у которого преобладает вегетативная клеточная специализация, для обеспечения, в толще своей биомассы, дыхательных процессов, активно наращивает на свободной поверхности, воздушный мицелий, тогда как зерновой мицелий, обладающий выраженными генеративными свойствами, для обеспечения тех же процессов активно образует примордии - зачатки плодовых тел грибов.

В заключении можно сказать, что хоть плодовое тело грибов - ксилотрофов и способно участвовать в дыхательных и других физиологических процессах, но это не единственный механизм для обеспечения всех функций. Мицелий всех этих грибов (даже изолированно от плодового тела) достаточно полноценно и разносторонне приспособлен к полноценному существованию в различных климатических и питательных условиях окружающей среды.

Выражаю благодарность rakhimovrustam – Рустаму за активные поиски публикуемых материалов в области прикладной микологии грибного производства, и за активное участие в деле развития отраслевой науки.

С уважением, Владимир Киреев.

Я, хоть и не обладаю совсем никакими знаниями в области микологии, но тоже заподозрил, что там с дыханием не все так как написано... но хочу отписатся по другому поводу - кажется вы раньше тоже писали, что не можете зарегистрироваться на старом еще форуме Школы Грибоводства. Как то подозрительно выглядит.. ну я не к тому, что хочу вас в чем-либо обвинить, просто предлагаю помощь, если у вас опять не получится - там на нашем форуме одно время были какие то проблемы, вообще не работал нделю а то и больше, то я вас зарегистрирую и передам вам логин. Форум только выиграет...

Цитата(ssv2001 @ 27.9.2007, 14:35)
Здравствуйте, Владимир.
...просто предлагаю помощь, ... то я вас зарегистрирую и передам вам логин.


На предыдущем Форуме ШГ, я пытался зарегистрировать то же самое имя, что и на самом старом Форуме ШГ, а именно Vladimir, но машина при регистрации, почему то сообщала, что это имя уже используется, а упрямиться, меняя имя, мне, почему то не хотелось.
На Форуме БГ другая ситуация - машина все приняла и зарегистрировала, но войти все равно не удалось (пишет, что с паролями не порядок).
Упрямиться мне и в этот раз не хочется, но если у Вас получится зарегистрировать мое имя, то я буду признателен.

Цитата(Vladimir @ 28.9.2007, 11:05)
Да, если Вас не затруднит, ssv2001, то, пожалуйста, помогите зарегистрироваться.

хотел было зарегистрировать имя Vladimir(vladimir - с маленькой буквы уже существует, ваша попытка зарегистрироваться) и передать вам логины. Тем более тема про дыхание пока что активно обсуждается. Но при регистрации просится e-mail - на который будут отправлятся запрос об активизации регистрации ну и все служебные сообщения, типа - кто-то написал личное сообщение. Мне показалось так поступать не очень. Поэтому пока что попросил администратора помочь в вашем деле, если завтра ответа не будет, то сообщите мне ваш e-mail - я зарегистрирую на него...

Цитата(ssv2001 @ 1.10.2007, 12:36)
...Но при регистрации просится e-mail - на который будут отправлятся запрос об активизации регистрации ну и все служебные сообщения, типа - кто-то написал личное сообщение. ...Поэтому пока что попросил администратора помочь в вашем деле, если завтра ответа не будет, то сообщите мне ваш e-mail - я зарегистрирую на него...

Пытаясь зарегистрироваться, я умышленно не указал почту и ссылку сайта "РГ", чтобы не возникало мысли о корыстности моего посещения форума "БГ". Видимо, именно это и не понравилось машине - я уже вспоминал забавную историю Фомы с аналогичным случаем его регистрации, когда он шуткой обозначил свой возраст в 13 лет, и машина заставила его идти за родителями.
Если дело только в этом, то, пожалуйста, вот моя почта: [email protected]