«Берегитесь, чтобы никто не прельстил Вас...» (Мф. 24:4)

Православный мир захлестнула новая эпидемия «святой закваски счастья». Ваши хорошие знакомые совершенно бесплатно могут предложить вам некое волшебное снадобье. Оно, обычно, снабжается подробной инструкцией по использованию. В ней сообщается, что достаточно несколько дней «поколдовать» над содержимым баночки, затем испечь «освящённый» хлеб, и вы раз и навсегда обретёте счастье, здоровье, достаток, радость, а также исполнение всех других, менее глобальных желаний. Ещё гарантируется избавление от порчи, сглаза, родовых проклятий, венца безбрачия и, даже, отпущение грехов (подозрительно похоже на предложения "белых магов" и "потомственных яновидящих").

Многие обращают внимание на то, что инструкция к «закваске» сильно напоминает «письма счастья», известные всем с самого детства: «Перепиши это письмо 10 раз, разошли знакомым, и будет тебе счастье великое. А выбросишь это письмо – будет тебе беда лютая». Ведь, помните? И, ведь, переписывали? :) На таком принципе в своё время процветали, да и сейчас иногда встречаются, всем известные «пирамиды». И всегда находятся любители что-то получить, не прикладывая никаких усилий, и не помнящие пословицу о бесплатном сыре и мышеловке. Им самим бы и расплачиваться за свою, мягко говоря, недальновидность, но нет, они щедро делятся своим «щастьем» и со своими «неощасливленными» ближними...

Пресловутая закваска распространяется от имени православной Церкви. О нынешнем «снадобье счастья» говорят, что изготовлено оно в Покровском Ставропигиальном женском монастыре Москвы, где покоятся мощи святой Матроны Московской. Отсюда и наименование: «закваска от Матронушки» , «тесто от Матроны» или «Матронин хлеб» . Раньше тот же самый рецепт имел хождение под названием теста иерусалимского, почаевского, афонского, киево-печерского. Церковь не устает повторять: никакого отношения ни к православию, ни к вере в Бога эти «закваски» и «рецепты» не имеют , это спекуляция на святых именах и чувствах верующих! Священник отец Андрей из Храма во имя Московских Святых в Бибирево на проповеди прямо назвал это действо обманом и шарлатанством. А на сайте Покровского монастыря , откуда, якобы, эта «закваска», об этом написано прямым текстом:

Дорогие братья и сестры! Убедительная просьба не брать у распространителей рецепт закваски на изготовление «Хлеба из монастыря Матроны Московской». Доводим до Вашего сведения, что монастырь такую закваску не изготавливает и не распространяет, и не несёт ответственности за здоровье людей, выпекающих по этому рецепту хлеб!

А здоровью, и телесному, и духовному, это дело, похоже, очень даже вредит. Свидетельством тому – многочисленные комментарии посетителей к статье про «святые закваски» на сайте diveevo.ru .

Исходя из здравого смысла, возникает резонный вопрос: откуда, тогда, взялось это «тесто от Матронушки» ? Ответа на него никто дать не может – ни распространители «рецепта счастья», ни его «счастливые» потребители. Но в таком случае – это обман, совершаемый светлым именем особо почитаемой русской святой – Матроны Московской, а это ни что иное, как чародейство и кощунство ! То есть, не само выпекание этого «хлеба», а магические ритуалы во время этого действа, а, уж, использование имени святой Матроны в этом по сути языческом обряде является недопустимым и кощунственным!

Мало того, люди, выпекающие данное чудо-снадобье, совершенно не задумываются о гигиенической стороне этого дела. Эта «закваска» появилась неизвестно когда, неизвестно откуда и прошла через множество чужих рук. Выстаивалась открытой по нескольку дней неизвестно где и неизвестно у кого. И какие «ингредиенты» оказались в ней за всё это время, опять же, никому не известно!

Однако, несмотря ни на что, вся Россия, в которой 70% населения называют себя православными, уже несколько лет охвачена помешательством магического хлебопечения. Почему? Причина в духовной безграмотности номинальных верующих. «Православные» не знают и зачастую не хотят знать ни о своей Вере, ни о спасающем нас Господе, зачастую считая Веру набором этаких магических ритуалов, позволяющих исполнить любое желание. И вместо того, чтобы обратиться к священнику в храме с вопросом о «матронушкиной закваске», по большей части доверяют «агентству ОБС» (Одна Бабка Сказала)...

Но сказано псалмопевцем: «Господь просвещение мое и Спаситель мой, кого убоюся?» (Пс.26:1). Бояться сглаза, порчи, прочих колдовских действий, обращаться за помощью к языческим обрядам – это значит не веровать в спасительную Силу Господа, в силу Креста, в силу Молитвы. Это, по сути, вероотступничество, и то, что оно совершается по невежеству, не оправдывает человека.

Вера в Бога – это духовный труд. Каждодневное исполнение Заповедей, удержание себя от неправедных поступков, отгнание греховных помыслов, деятельное изменение мировоззрения. В вечную жизнь ведет узкий и скорбный путь, и немногие решаются идти по нему. Гораздо проще и веселее исполнять время от времени какие-нибудь колдовские ритуалы и считать, что тем самым ты приближаешься к Богу. Но это страшная ошибка! Господь выходит навстречу только тем, кто идёт заповеданным Им путем, тем, кто принимает от Него Хлеб жизни в таинстве Причащения. Любители же «матронушкиного хлебца» двигаются в обратном направлении, прямиком в объятия лукавого...

Если человек не живет Духом Святым, который подается верующим во Христа во истине, то он не может противостоять дьявольским козням. Мы зачастую сами, даже того не подозревая, своими помышлениями и делами, своей гордыней и неверием, «заигрываем» с бесовским миром и тут же попадаем под его влияние. Только имея истинную Веру в понимании Святых Отцов, постясь, исповедуясь и причащаясь, по мере возрастания в духовной жизни, человек постепенно освобождается от влияния лукавого. Конечно, врага это бесит, и он прикладывает максимум усилий для того, чтобы «прельстить и избранных». И каждый, кто раздал закваску, как рекомендовано в инструкции, нескольким добрым людям, даже не понимая этого, становится пособником бесов – сказано же в Писании о тех, через кого приходят соблазны: «Лучше было бы ему, если бы мельничный жернов повесили ему на шею и бросили его в море, нежели чтобы он соблазнил одного из малых сих» (Лк.17:2).

Но Господь милостив. Попавшимся на дьявольский крючок с приманкой из магического теста нужно каяться, т.е., исповедоваться в грехах чародейства и кощунства. Господь милостив, и всех приходящих к нему принимает в свои любящие объятия.

Не будьте наивными духовными младенцами, возрастайте во Христе! Все остальные пути к счастью, какими бы соблазнительными они не казались, увы, ведут в вечную погибель...

Не так давно моя бабушка из Пестяков предложила мне закваску: якобы она позволяет испечь хлеб из монастыря Матроны Московской. Ей такую закваску и записку с рецептом дала соседка, а той привезла дочь из Нижнего Новгорода. Говорят, что печется такой хлеб один раз в жизни. Причем закваска до этого должна постоять дома шесть (!) дней. Каждый день нужно выполнять определенные действия. Например, на второй день - выложить закваску деревянной ложкой, добавить ингредиенты, но не мешать. Дальше по дням расписано, когда и как мешать закваску с молитвой святой Матроне. И, наконец, на шестой день предлагается разделить закваску поровну на четыре части: одну оставить себе, а три раздать хорошим людям с переписанным рецептом. Далее сказано: «Готовый хлеб едят только те, кто живет в этом доме, угощать чужого нельзя. Хлеб не резать ножом, только ломать руками и просить у Матроны всё, кроме денег».

Выслушав бабушку, я не придала ее словам особого значения. Стремления скорее взять «чудодейственную» закваску не было, но и переубеждать родственницу я тоже не стала. А вот когда через некоторое время сразу два человека предложили мне такую закваску, я задумалась…

Вначале приняла этот «дар» от коллеги, было как-то неудобно отказываться. Она рассказала, что хлеб вкусный, больше похож на кекс. Делать его несложно, единственная загвоздка в том, что не все соглашаются брать закваску - мол, очень хлопотно.

Я решила почитать об этом в Интернете. «Хлеб из монастыря Матроны Московской»: спекуляция на святыне», «Внимание! «Тесто счастья» от Матроны из монастыря», «ОСТОРОЖНО: закваска из монастыря Матроны Московской» - нашлось множество публикаций с такими названиями, суть которых сводилась к тому, что всё это от лукавого.

А на сайте pokrov-monastir.ru Покровского монастыря Москвы, где покоятся мощи святой Матроны Московской, размещено объявление: «Дорогие братья и сестры! Убедительная просьба НЕ БРАТЬ у распространителей рецепт закваски на изготовление «Хлеба из монастыря Матроны Московской». Доводим до вашего сведения, что монастырь такую закваску не изготавливает, не распространяет и не несет ответственность за здоровье людей, выпекающих по этому рецепту хлеб!» Сомнения развеялись. Я вылила закваску неизвестного происхождения и поспешила рассказать об этом близким.

К ОММЕНТАРИИ

Игумен Виталий (Уткин), Иваново-Вознесенская епархия:

- Считаю, что ничего страшного в распространении закваски нет. В былые времена была крепкая традиция по выпеканию домашнего хлеба, у каждой хозяйки был свой рецепт. Главное, чтобы человек передавал вам эту закваску с добрыми намерениями.

Другое дело, что такая «сетевая акция» очень напоминает «письма счастья», которые не так давно были очень популярны. И если в монастыре говорят, что такую закваску не изготовляют, то лучше следовать рекомендациям, изложенным на их сайте.

Архимандрит Амвросий (Юрасов), Свято-Введенский монастырь:

- Раздача «святой» закваски похожа на переписывание и рассылку «святых писем»: разошли ближним - и будет тебе счастье. Это прямое язычество, к православию не имеет никакого отношения. Обычно этим увлекаются те, кто в церковь не ходит, Богу не молится.

В Евангелии Господь говорил о закваске фарисейской, но употребляет слово «закваска» в переносном смысле, имея в виду учение фарисеев.

Внимание!

Этот хлеб периодически появляется под разными названиями: «почаевский хлеб» (якобы освященный в Свято-Успенской Почаевской лавре), «афонский хлеб» (на Афоне), «Иерусалимский хлеб» (в иерусалимском храме Гроба Господня), «тесто счастья», «тесто благополучия». Тем, кто уже испек хлеб и раздал закваску, священнослужители рекомендуют сходить на исповедь.

Что это за хлеб?

Про хлеб из монастыря Матроны Московской ходит много слухов и разговоров. Одни утверждают, что этот продукт обладает удивительной силой и энергией и способен исполнить любые желания, кроме пожелания денег. Другие рассчитывают на хлеб из монастыря святой Матроны как на панацею от всех болезней. Третьи берут закваску от знакомых и друзей для выпечки чудодейственного хлеба на всякий случай. Как же обстоят дела с чудесной выпечкой на самом деле и существует ли в природе хлеб из монастыря Матроны, способный творить чудеса?

Предыстория

Матрона Московская известна как покровительница и заступница в вопросах семейной жизни. Ей молятся о помощи в зачатии детей. К ней обращаются с молитвами, чтобы встретить свою «половинку» и выйти замуж или жениться, обретя при этом настоящую любовь. Молитвы к святой помогают вернуть здоровье и избавиться от недуга. Но иногда появляются неожиданно слухи о том, что, якобы, кроме молитв к святой, можно использовать для решения своих проблем хлеб из монастыря Матроны Московской. Предлагается закваска, которую нужно разделить на четыре части и одну из них испечь, а остальные раздать своим друзьям с пожеланием всех благ. Идея хороша, и искренние пожелания добра не могут не иметь силы, но вот только действительно ли предлагается при этом хлеб из монастыря Матроны Московской? И если это закваска не от святой Матроны, то кто ее сделал и почему так легко люди верят в возможность чуда?

Что думает об этом церковь?

Были времена, когда вдруг спонтанно возникал интерес к хлебу из разных святых мест. В монастырях действительно пекут собственный хлеб, но можно ли называть его чудесным и верить в какие-то особые таинственные его свойства? Был период, когда невероятно популярным был хлеб из Почаева, хотя уже тогда, в пик интереса к «чудодейственной закваске», на официальном портале Почаевского монастыря появилось объявление о том, что сам монастырь к тесту, передаваемому под именем «почаевского», не имеет ни малейшего отношения. Для того чтобы убедиться в том, что "в народ" пущена очередная "утка", нужно было всего лишь зайти на сайт монастыря. Повторяющаяся ситуация с закваской от Матроны также является всего лишь желанием человека верить в то, что можно получить определенные блага и преференции, ничего не делая для этого. «Легкий хлеб» - вот, пожалуй, самое точное название того продукта, при помощи которого легковерные наши сограждане надеются чудом избавиться от проблем. Протоирей Владимир, настоятель православного Свято-Троицкого прихода г. Мирный, утверждает, что идея про чудотворный хлеб из монастыря Матроны Московской очень напоминает по своей сути письма счастья. Разошли сто писем своим знакомым - и получишь все, что пожелаешь. Не разошлешь - и не миновать тебе несчастья.

Обращаемся к первоисточникам

Дабы не ввергать себя в искушение, не вводить в обман своих друзей и близких, прежде чем принять в дар или отдать три четверти закваски под названием «хлеб от Матроны», попавшей к вам в руки по случаю, стоит зайти на сайт Покровского монастыря и убедиться, что на самом деле никакого хлеба от православной святой в природе не существует. Более того, настоятели монастыря не советуют брать от незнакомых (да и знакомых тоже) людей закваску с громким именем. Монастырь Матроны Московской не знает ни о каком тесте, и в его стенах не выпекается хлеб из чудодейственной закваски. Также на сайте монастыря можно найти просьбу сообщить о распространителях «хлеба от Матроны». Это ли не повод подумать о том, кто и зачем активно пропагандирует закваску из неизвестных ингредиентов и при этом прикрывается именем святой Матроны?

Часто мне в социальных сетях и через SMS- сообщения приходили, так называется че "письма счастья". Наверное каждый сталкивался с подобными: " отправь письмо 9-ти людям и будет тебе богатство, удача и мерседес последней модели". Когда я была совсем юной, то велась на подобное и рьяно их пересылала их подругам и знакомым, за что была неоднократно высмеяна, а некоторыми, видимо, даже проклята. С тех порядке я больше не "наивная овечка" и игнорирую подобный бессмысленный контент. Вы спросите меня: " причем тут хлеб из монастыря Матроны Московской?" А при том, что это новый способ спекулировать на чувствах людей, а в даром случае на вере человека в Бога и святынях. В чем суть, постараюсь подробно обьяснить и вы поймете, что я права.

Вам дается некая субстанция, напоминающая жидкое тесто. Те, кто часто печет знает, как выглядит закваска, а для остальных пусть будет - " смесь по консистенции напоминающая сметану кремового цвета". Это именуется "закваской из монастыря Матроны Московской". Ее нужно взносам, а потом и за 1/4 части выпечь хлеб. Хлеб съесть, загадав проделав про себя все, кроме денег. К закваске идет подробная инструкция, которую пишет тот, кто камне дает.

Вроде да бы безвредный ритуал: знай себе, что раз в день проводи нехитрые манипуляции с закваской; испеки да съешь. Если бы не одно "но". Закваска эта к церкви, да и к Богу, не имеет никакого отношения. Нет и не было никакого "Матрониного хлеба" или "Матрениной закваски". Ничего подобного в Покровском монастыре не делали. Фот так штука!

Решила я копнуть поглубже в историю происхождения этого чудодейственного хлеба, исполняющего желания и избавляющего от сглаза и порчи. Оказывается "Матрёнин хлеб" не единственное его именование: " иерусалимский хлеб", "афонский хлеб", "почаевский хлеб" - под такими названиями бродит этот рецепт в народе. Служители Господа опровергают отношения данного продукта к Богу или

святым и даже наоборот - намекают на мистический оккультный ритуал. И именно играя на чувствах верующих он широко распространяется в массы. Дают вам, аа вы в свою очередь еще троим. Вы представляете, какая длинная получается цепочка?

Если исключить псвевдобожественную направленность данного ритуала, то не меньшую озабоченность вызывает и то, какой ущерб может нанести такой хлеб здоровью. Настаиваться закваска 6 дней. Накрывать нельзя: тесто должно привыкнуть к дому. Вы представляете сколько всякого мусора, пыли и микробов может туда попасть? А потом все это будет передаваться от одного человека к другому бесчисленное колличество раз. В итоге получится просто биологическая бомба какая-то.

Вкус у хлеба получается специфический: и не хлеб и не кекс. Сладковатое нечто, совершенно несъедобное. Откуда я это все знаю? Я сначала сделала, а после собрала информацию во всемирной паутине. Решила, что травить себя не стану и других не буду. А всем советую не вестись на подобную чушь. Для этого достаточно иметь логику и грамм ума: рецепт при детальном изучении имеет много несостыковок. К сожалению у меня ни оказалось ни того, ни другого. Никто не принесен вам достаток, счастье и благополучие, кроме вас самих, а уж тем более этого не сделает "хлеб счастья".

Все новое – хорошо забытое старое. Недавно опять нашлось подтверждение этой истине. Появился в нашем Отечестве хлеб из монастыря Матроны Московской . Люди передают друг другу закваску для хлеба, из которой после мудреных операций нужно приготовить хлеб. Инструкция, само собой, прилагается. Название, с одной стороны, внушает доверие, с другой – наоборот, настораживает. Надо разбираться, что, собственно и будет сделано в это статье.

Хлеб из монастыря – что же может быть лучше? Его ведь наверно там с молитвой приготовили, с любовью людям раздают. Но вот незадача, хлеба ведь как такового нет, предлагается только закваска. А дальше, уж будь добр, приготовь сам. Что-то не припомню я такой благочестивой православной традиции – раздавать закваску для теста. Дали бы просфору испеченную, можно было с благодарностью принять и съесть. А тут закваска для теста. Нет, такой церковной традиции не существует!

На самом деле ничего странного в этой закваске и прилагаемом рецепте нет. Этот «хлеб» уже несколько лет известен под разными названиями: «почаевский хлеб» (освященный в Свято-Успенской Почаевской Лавре), «афонский хлеб» (освященный на Афоне), «тесто счастья», «тесто благополучия». Последнее название, которое было на слуху несколько лет назад – «Иерусалимский хлеб». Это всегда одна и та же закваска и почти неизменяемый рецепт, варьируется только название. И, самое главное – спекуляция на святыне. А спекулируют попеременно благословением Свято-Успенской Почаевской Лавры, Святой горы Афон и Храма Гроба Господня в Иерусалиме. А вот теперь и благословением Покровского монастыря г. Москвы, где покоятся мощи св. Матроны Московской. Еще в 2008 году я постарался подробно разобрать схему духовной подмены, которая используется в данном случае и чем чревата выпечка «иерусалимского хлеба». Предлагаю читателям освежить воспоминания или ознакомиться с забытым «Иерусалимским хлебом» (см. полное цитирование статьи внизу).

Стоит ли говорить, что ни к Почаевской Лавре, ни к Афону, ни к Иерусалиму, ни, тем более, к св. Матроне эта закваска не имеет? Никогда в указанных местах не изготовлялась какая-либо закваска для теста, которая потом стала путешествовать по свету.

Более того, по примеру Свято-Успенской Почаевской Лавры Покровский стравропигиальный женский монастырь разместил на своем сайте обращение:

«Берегитесь, чтобы никто не прельстил Вас…»

(Мф. 24:4 )

Дорогие братья и сестры!

Убедительная просьба не брать у распространителей хлеб с рецептом закваски на изготовление «Хлеба из монастыря Матроны Московской».

Доводим до Вашего сведения, что монастырь такой хлеб не выпекает, и не несет ответственность за здоровье прихожан, выпекающих по этому рецепту хлеб!

О распространителях такого хлеба с рецептом просим сообщить в канцелярию монастыря.

Вслед за братией и сестрами двух православных монастырей, чьим духовным авторитетом прикрываются нечестивцы, изобретающие «закваску от лукавого», призываю всех к духовной бдительности и борьбе против обмана!

Иерусалимский хлеб, или Закваска от лукавого

Итак, как гласил заголовок «инструкции по применению», это был «иерусалимский хлеб из пекарни Храма Гроба Господня». Уже само название вызывало сомнение. А если быть более точным, даже подозрение. Некоторые мои знакомые бывали на Святой Земле, бывали и в Храме Гроба Господня в Иерусалиме. Но никто из них никогда не упоминал ни о закваске, которую раздавали или продавали бы там паломникам, ни даже о хлебе, который мог бы быть приготовлен из подобной опары. Ни в одном путеводителе по Святой Земле, ни в одном рекламном проспекте я никогда не встречал подобной информации. Что ж, подвох был виден с самого начала.

Относительно названия этого «продукта» мне удалось узнать еще несколько интересных фактов. Вечером того же дня я решил поискать на просторах интернета что-нибудь, касающееся «иерусалимского хлеба». Оказалось, что данная закваска имеет еще несколько названий: «почаевский хлеб» (освященный в Свято-Успенской Почаевской Лавре), «афонский хлеб» (освященный на Афоне), «тесто счастья», «тесто благополучия». Что ж, довольно широкая палитра географических названий для одного хлеба: Иерусалим, Афон и Украина. Но если в случае с Иерусалимом и Афоном довольно трудно проверить достоверность информации о хлебе, то до Украины рукой подать. Я решил зайти на официальный сайт Почаевской Лавры, и нашел там послание братии монастыря о так называемой «почаевской закваске». Предлагаю его читателю:

«Берегитесь, чтобы никто не прельстил Вас…» (Мф. 24:4 )

Дорогие братья и сестры!

Как нам стало известно, уже некоторое время по епархиям Украины стали распространять так называемый «хлеб (закваску) из Почаевской Лавры». Братия Почаевской Лавры доводит до вашего сведения, что это явление не имеет никакого отношения к Свято-Успенской Почаевской Лавре, а является проявлением духовного невежества, суеверия и спекуляции на авторитете нашей Великой Святыни.

Пользоваться этим тестом строго запрещается, так как это может привести к духовному повреждению и иметь мистическое ритуальное значение. Поскольку изготовители упомянутого хлеба лживо прикрываются авторитетом Почаевской Лавры, а ложь изначально является исчадием диавола, то отсюда очевидно, что вся эта затея есть делом рук людей, водимых бесовской силой. Поэтому просим вас быть очень осторожными в подобных явлениях и на всё брать благословение у местных священников.

«Они прельщают неутвержденные души; сердце их приучено к любостяжанию: это сыны проклятия» (2 Пет. 2,14 ).

«Злые же люди и обманщики будут преуспевать во зле, вводя в заблуждения и заблуждаясь» (2 Тим. 3,13 )

С уважением, братия

Свято-Успенской Почаевской Лавры.

Миф о церковном происхождении закваски был развенчан. Но для меня это и так уже было ясно. Подобную схему подлога довольно часто используют деятели оккультных наук: гадалки, маги, колдуны, экстрасенсы и прочие сомнительные личности. Они зачастую отправляют своих «клиентов» в храмы за свечами и ладаном, сами для вида читают церковные молитвы, иногда даже посылают людей креститься перед началом своих сеансов. Все эти действия носят кощунственный характер. Свечи и ладан используются в магических ритуалах, церковные молитвы читаются вместе с заговорами, а искусить человека после крещения подобными действиями и вовсе «пик удовольствия» для лукавого, который действует через оккультистов. В случае же с «почаевской закваской» братия монастыря ясно определила типологию духовной подмены – спекуляция на авторитете святыни.

Под видом некого блага, имеющего непосредственное отношение к святыне, людям преподается какая-то гадость неизвестного происхождения. Конечно, в этом нет ничего удивительного. Если бы в рецепте иерусалимского хлеба значилось, что закваска была замешана с использованием жертвенной человеческой крови в каком-нибудь сатанинском капище известным колдуном, то вряд ли бы большинство людей согласилось взять в руки эту гадость. Кстати, я совсем не исключаю возможности именно такого или подобного происхождения «иерусалимского хлеба». Иначе, зачем создателям закваски так тщательно прикрываться авторитетом Церкви, скрывая истинное происхождение продукта. Ложь налицо, а отец лжи – дьявол. Разве может быть что-то доброе от него? Никак нет!

О таких духовных подменах и их авторах предупреждает ап. Павел в послании к Коринфянам: «сам сатана принимает вид Ангела света, а потому не великое дело, если и служители его принимают вид служителей правды» (2 Кор. 11, 14-15 ). Что же, духовная неграмотность дает свои плоды. Многие покупаются именно на «церковное» происхождение закваски, думая, что раз она освящена в церкви, то значит не стоит подвергать сомнению и все остальное, написанное в прилагаемой инструкции. И очень напрасно! Ап. Иоанн Богослов призывает всех нас: «Возлюбленные! не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире» (1 Ин. 4, 1 ). Опять все та же духовная неграмотность людей дает о себе знать.

Разобравшись с названием и выявив в нем несомненную ложь и духовную подмену, приступлю к рассмотрению и справедливой критике самой инструкции, прилагаемой к закваске. Я нашел в интернете несколько ее вариантов. Все они сходились в ингредиентах для теста: муке, сахаре и молоке. Но самое интересно было не в составляющих для хлеба, а в комментариях, содержавшихся в различных вариантах рецепта. Я соединил их воедино и получил довольно интересный вариант рецепта. Для наглядности предложу его читателю:

ИЕРУСАЛИМСКИЙ ХЛЕБ ИЗ ПЕКАРНИ ХРАМА ГРОБА ГОСПОДНЯ В ИЕРУСАЛИМЕ

Печется один раз в жизни. Приносит в дом достаток, радость в жизни, исполнение желаний. Снимает все виды порчи и родовое проклятие. Закваску перелить в трехлитровую банку. Мешать деревянной ложкой. Банку не накрывать.

1-й день – замесить 3 стакана муки, 1 стакан сахара и 1 стакан молока. Тесто оставить на столе, чтобы привыкало к вашему дому и накапливало энергетику дома;

2 – день – вымесить тесто и оставить на столе;

3-й день – банку ополоснуть молоком, положить 2-х дневную закваску, добавить 1 стакан песка, 3 стакана муки и 1 стакан молока, вымесить, оставить на столе;

4-й день – перемешать и оставить на столе;

5-й день – добавить 1 стакан песка, 3 стакана муки и 1 стакан молока, вымесить, оставить на столе;

6-й день – разделить тесто на 4 части. Три части раздать добрым людям с рецептом. Одну часть оставить себе. В эту часть добавить 1 чайную ложку растительного масла 2/3 стакана муки, 2 яйца, 1/2 ч. л. соды, вымесить, дать постоять, духовку разогреть до 150-170 градусов и печь минут 30-40. После выпекания разделить поровну на членов семьи, съесть, загадав желание (кроме денег!!!). Никого из посторонних не угощать испеченным хлебушком!!!

Первые слова рецепта сразу же вызывают сомнение. Почему этот хлеб можно печь только раз в жизни? Неужели он опасен для здоровья? Скорее всего, так оно и есть. Только об этом умалчивают авторы рецепта. А может быть, если повторно испечь хлеб, то счастье, радость и достаток, обещанные в рецепте, моментально исчезнут? Или вдруг достаток станет таким большим, что станет некуда девать свалившиеся на голову миллионы долларов? А счастья будет столько, что придется делиться с соседями? Так нет ведь, своим добром делиться нельзя, даже кушать испеченный хлеб надо только членам семьи и ни в коем случае не угощать посторонних. Что-то не так. Опять чувствуется какой-то подвох.

Если испеченный хлеб – это добро, то почему не пригласить гостей и не дать всем отведать по кусочку чудодейственного хлеба. Все были бы довольны, счастливы и в достатке. А хозяевам дома были бы бесконечно признательны и молились бы за них всю оставшуюся жизнь. А можно было бы наладить промышленное производство этого доброго хлеба и осчастливить всю планету! Так нет, нельзя. Только себе и больше никому! Только один раз ведь испечь можно, зачем делиться своим добром с кем-то. Вдруг кусочек достатка или счастья возьмет и уйдет к соседу. Какой изощренный эгоизм! Под видом блага преподносится несомненный грех – жадность. Вот она – жажда легкой наживы! Вот на что делали упор авторы рецепта. Ведь не нужно прилагать никаких усилий, не надо трудиться, не надо делать ровным счетом ничего. Вот она – вожделенная волшебная палочка! Только съешь кусочек хлеба – и будь счастлив и богат! Загадай любое желание – и ты получишь результат! И смех и грех.

Порой диву даешься, откуда у нашего народа такая жажда к легкому богатству? Неужели многие люди еще не выросли из детства и до сих пор верят в сказки? Верят в золотую рыбку, в щуку, исполняющую желания, в скатерть-самобранку, волшебную палочку и добрых фей? Как ни странно, но, получается, что именно так. Ведь принцип действия чудодейственного хлеба и перечисленных сказочных персонажей и предметов абсолютно одинаков. Вот и живем мы в гостях у сказки в стране дураков.

Что ж, продолжу дальнейшее рассмотрение рецепта приготовления дивного хлеба. Хочу отметить тот факт, что в некоторых местах рецепт «иерусалимского хлеба» противоречит сам себе. В начале рецепта сказано, что хлеб приносит в дом достаток. А в конце предлагается загадать желание, причем любое, кроме денег. Что-то непонятно, откуда возьмется достаток, если об этом не просить? Налицо очередная хитрая уловка от лукавого. Раз нельзя просить денег, которые у многих подсознательно ассоциируются с грехом, то это хорошо и всему остальному вполне можно доверять. Ну, а вполне сознательное желание быстрого обогащения, о котором я говорил выше, полностью удовлетворяется обещанием достатка. Вот и получается палка о двух концах. Удовлетворено и сознательное, и подсознательное мышление. Человек полностью согласен приготовить хлеб и со дня на день ждать исполнения обещанного. Одна из целей, которую ставили перед собой авторы рецепта, практически достигнута.

А теперь перейду к рассмотрению одной из самых интересных, как мне кажется, частей рецепта приготовления «иерусалимского хлеба». Помимо обещания всех земных благ, авторы рецепта обещают человеку, приготовившему хлеб, избавление от всевозможных видов порчи и родовых проклятий. Вот еще одна из причин, по которой многие люди покупаются на сказку о чудотворном хлебе. В последнее время достаточно большое количество людей легкомысленно верят всевозможным магам, экстрасенсам, гадалкам, прорицателям и прочим деятелям оккультных наук. И, как следствие, эти люди используют в своем лексиконе всю ту новомодную оккультную терминологию, которую так неустанно изобретают оккультисты. Тут всевозможные порчи, венцы безбрачия, родовые проклятия, привороты с отворотами и прочее.

И, конечно, когда к такому человеку вдруг попадет закваска для хлеба, которая может избавить от всего вышеупомянутого, да еще освященная в самом Храме Гроба Господня в Иерусалиме, радости его не будет предела. Не надо идти к гадалкам и экстрасенсам, чтобы снимать порчу и родовые проклятия, тратя на это уйму времени и денег. Достаточно просто испечь хлеб, съесть его и порчи как не бывало. Только вот эти люди забывают о том, что подобная вера колдунам и гадалкам была строго осуждена еще во времена Ветхого Завета. В те давние времена Бог воспретил народу, вышедшему из египетского плена, заниматься колдовством и ходить к волшебникам и чародеям. Вот, что говорит Писание: «Не ворожите и не гадайте» (Лев. 19, 26 ), «Не обращайтесь к вызывающим мертвых, и к волшебникам не ходите, и не доводите себя до осквернения от них» (Лев. 19, 31 ), «не должен находиться у тебя проводящий сына своего или дочь свою чрез огонь, прорицатель, гадатель, ворожея, чародей, обаятель, вызывающий духов, волшебник и вопрошающий мертвых; ибо мерзок пред Господом всякий, делающий это» (Втор. 18, 11 ), «И вы не слушайте своих пророков и своих гадателей, и своих сновидцев, и своих волшебников, и своих звездочетов … ибо они пророчествуют вам ложь» (Иерем. 27, 9-10).

Считаю, что многим было бы полезно знать, что подобные действия или обращение к названным личностям сурово наказывалось: «И если какая душа обратится к вызывающим мертвых и к волшебникам, чтобы блудно ходить вслед их, то Я обращу лицо Мое на ту душу и истреблю ее из народа ее» (Лев. 20, 6 ), «Ворожеи не оставляй в живых» (Исх. 22, 18 ). Думаю, приведенных цитат вполне достаточно, чтобы сделать соответствующие выводы о греховности суждений о чудодейственности «иерусалимского хлеба». Опять налицо духовная безграмотность нашего народа. Да, 70 лет богоборчества сделали свое дело. Но ведь уже почти 20 никто не запрещает изучать Священное Писание и посещать храм Божий. Лень. Ну вот, опять грех! Ленится наш народ читать Библию и слушать проповеди священников. Зато с удовольствием готов поверить в то, что «иерусалимский хлеб» в одно мгновение каким-то непостижимым образом принесет в дом богатство, счастье, исполнение желаний и избавит от колдовства. А ведь недаром гласит народная мудрость: «бесплатный сыр бывает только в мышеловке». Тем более что сыр в мышеловку под названием «иерусалимский хлеб» кладет сам дьявол – отец лжи и враг добра.

Хочется отметить, что на таких суеверных людей, верящих в гороскопы, боящихся черных кошек, перебежавших дорогу, и повсюду ищущих следы наведения порчи, колдовство и чародейство, вполне возможно, будет иметь некоторое воздействие. Человек, ищущий в своей жизни лукавого и его козни, скорее всего, их найдет. Вполне возможно, что Господь попустит ему находиться под таким воздействием ради его вразумления. Кто-то вразумляется и отворачивается от суеверных понятий в порчу и родовое проклятие и Господь умиротворяет его жизнь. А кто-то еще более ожесточается в своем заблуждении и начинает бегать по гадалкам и экстрасенсам в надежде избавиться от колдовства. Тем самым, сознательно обращаясь за помощью к самому князю тьмы – дьяволу, действующему через оккультистов. А какая может быть помощь от лукавого?

Если даже предположить, что на человека действительно наведена порча, т.е. он находится под дьявольским воздействием, то никак нельзя избавиться от нее посредством обращения к тому же лукавому духу. Сам Господь говорит этому безумному человеку: «как может сатана изгонять сатану? Если царство разделится само в себе, не может устоять царство то; и если дом разделится сам в себе, не может устоять дом тот; и если сатана восстал на самого себя и разделился, не может устоять, но пришел конец его» (Мк. 3, 23-26 ). По мнению суеверных людей, родовое проклятие – это проклятие, наложенное на весь род и передающееся из поколения в поколение. Если верить в это, то получается, что какое-то проклятие выше милосердия Божия, ибо действует безотказно на всех, независимо от того, каким бы человек не был. Согласно подобной логике, оно действует и на человека, верующего в Бога и живущего по его заповедям. Но этого быть не может! Господь не попустит истинному христианину, свято чтущему заповеди Божии, быть мучимым дьяволом. Бог есть Любовь, и отвечает любовью на любовь человека. И нет ничего превыше этой любви!

Продолжу подробное рассмотрение рецепта «иерусалимского хлеба». В первый день приготовления закваски предлагается оставить тесто на столе, чтобы оно впитывало энергетику дома. Довольно интересное и оригинальное заявление. А смогут ли авторы рецепта научным образом объяснить, как это возможно? Как обычное тесто вдруг становится накопителем энергии? Думаю, что нет. Тем более что авторов этого текста история не знает. Оставлю свои научные измышления в стороне и попробую размыслить, согласно логике авторов рецепта. Интересно то, что хлеб, призванный избавить от порчи в доме, накапливает как раз ту самую энергетику дома. А если в доме она плохая, то и хлеб будет «заряжен» отрицательно. Не лучше было бы тогда его выбросить или сжечь, удалить этот отработавший «заряженный аккумулятор» из дома и жить припеваючи, избавившись от ненавистной порчи? Странно, что рецепт хлеба предлагает совсем другое. Хлеб надо приготовить и съесть! Как же так? Очередной ляпсус, очередная несостыковка в одном простом рецепте, очередной обман. И, как следствие, очередное доказательство лживости рецепта.

Но самое страшное, что предлагается в рецепте, это то, что необходимо раздать три части теста из четырех добрым людям вместе с рецептом. Вот, где кроется духовная зараза! Которая может привести к целой эпидемии суеверий, связанных с «иерусалимским хлебом». Кстати, эта схема раздачи хлеба очень похожа на схему распространения так называемых писем счастья, которые не так давно имели хождение по всей стране и даже за рубежом. Но если в случае с письмами многие подвергали сомнению обещания, содержавшиеся в тексте, то в случае с «иерусалимским хлебом» дело обстоит иначе. Если быть точнее, обещания имеют более привлекательный и, в то же время, прикрытый православной ширмой характер. Эдакое обещание счастья и достатка от Самого Бога. Но на самом деле это – дешевая лепешка от лукавого. И закваску для нее предлагается раздать своим добрым знакомым. Какой соблазн! Ведь знакомому и в голову не придет, что его одаряют чем-то скверным. Да и вряд ли он откажется, неудобно. Но ведь недаром Господь предупреждает нас в Евангелии: «горе миру от соблазнов, ибо надобно прийти соблазнам; но горе тому человеку, через которого соблазн приходит» (Мф. 18, 7 ). Итак, горе тому человеку, который распространяет эту духовную заразу!

А теперь предлагаю читателю взглянуть на «иерусалимский хлеб» с точки зрения приготовления. Тесто приготавливается в течение 6 дней. Сам по себе такой метод фактически уникален и вызывает большие сомнения. Общеизвестно, что обычный хлеб заквашивается максимум в течение суток. Зачем нужно заквашивать «иерусалимский хлеб» в течение 6 дней – совершенно непонятно. Также непонятно, зачем в тесте такое большое количество сахара. Вкус будет приторным. На хлеб это совершенно не похоже, более на сладкий кекс. Именно так и определяют его те люди, которые все-таки приготовили чудесный хлеб. На просторах интернета я встречал и довольно критичные замечания относительно вкуса получившегося хлеба. Как отмечают некоторые люди, из-за своей крайне перенасыщенной сладости и специфического вкуса он совершенно не пригоден для употребления.

Ну, а теперь по поводу гигиены. Думаю, что многие читатели согласятся со мной в том, что гигиена играет в вопросе приготовления пищи далеко не последнюю роль. Начну по порядку. На одном из интернет-сайтов я обнаружил, что тесто впервые было замешано в Иерусалиме 24 года назад. Это подтверждается свидетельствами людей старшего поколения, которые слышали о «тесте счастья» еще много лет назад. Теперь стоит только представить, сколько грязи, микробов и всякой гадости содержит в себе закваска «иерусалимского хлеба». Полная антисанитария. Предполагаю, что именно ее следствия и дают эффект специфического вкуса готового продукта. Помимо этого в рецепте предлагается в течение 6 дней держать тесто в незакрытой посуде на столе. Ну, разве станет нормальный человек держать на столе незакрытую посуду с едой в течение 6 дней? Думаю, нет. А в случае с «иерусалимским хлебом» это странное действие у многих людей совсем не вызывает сомнения.

Можно привести еще ряд примеров, но не вижу в этом смысла. Понятно одно – кто-то специально по научению дьявола старается ввести в заблуждение православных христиан, прикрываясь ширмой святости. Поэтому для православного христианина никак недопустимо вкушение и распространение «иерусалимского хлеба». А если кто-то уже успел согрешить подобным образом, то пусть принесет Богу плоды покаяния. Благо, есть у нас такая возможность, а Господь, как любящий Отец, прощает нам наши грехи. Помощи всем Божией и не поддавайтесь на уловки лукавого!