Воздух, как стекло, пропускает солнечные лучи к поверхнос-ти Земли и при этом не нагревается. Потрогай оконное стекло в солнечный день. Ты убедишься, что оно холодное, а подокон-ник тёплый. Воздух в тропосфере нагревается от земной повер-хности, нагретой Солнцем. Поэтому чем дальше (выше) от Зем-ли, тем оно холоднее.

Температуру воздуха на метеорологических станциях опре-деляют с помощью термометра каждые три часа. Термометр должен быть в тени, куда на протяжении дня не проникают солнечные лучи. Иначе будем иметь не температуру воздуха, а температуру нагретой Солнцем стеклянной трубки.

От чего зависит температура воздуха? Почему она выше все-го в полдень и ниже всего — утром, до восхода Солнца? Почему вблизи экватора температуры на протяжении года всегда вы-сокие, а около полюсов — низкие? Почему летом в наших ши-ротах всегда теплее, чем зимой?

Солнечные лучи нагревают Землю неравномерно. Чем выше Солнце над горизонтом, тем выше температура. Следователь-но, температура воздуха зависит от угла падения солнечных лучей. А угол падения — от широты местности и от времени суток. Между экватором и тропиками угол падения лучей самый большой (до 90°), возле полюсов — самый маленький.

В Северном полушарии угол падения солнечных лучей самый большой 22 июня. Поэтому летом всегда теплее, а зимой — холоднее.

Ежедневно составляют прогнозы погоды. Измерения, в частности температуры воздуха, делают каж-дые три часа, а в прогнозе называют лишь одну цифру, т.е. среднюю суточную температуру .

Разницу между самой высокой и самой низкой температу-рами называют амплитудой колебаний температуры .

Различают суточную амплитуду — разницу между самой высокой и самой низкой температурами в продолжение дня, месячную — разницу между самой высокой и самой низ-кой среднесуточными температурами в продолжение месяца, годовую — разницу между средними температурами самого тёплого и самого холодного месяцами года.

Годовые амплитуды колебания температуры увеличивают-ся от экватора к полюсам. На экваторе они составляют около 1 °С, на широте Киева — 27,7 °С.

По данным, полученным во время наблюдений за измене-ниями температуры воздуха, составляют графики хода темпе-ратур: суточные, месячные, годовые (рис. 57).

Географическая широта и соответственно угол падения солнеч-ных лучей — главные причины изменения температуры воздуха . Кроме этого, на неё влияют прозрачность атмосферы, облач-ность, направление ветра, осадки и др. Материал с сайта

Рис. 57. Графики изменения температур: а - суточный; б - годовой
  • Воздух получает тепло от земной поверхности, нагретой солнечными лучами.
  • Степень нагревания земной поверхности зависит от угла падения солнечных лучей на её поверхность. Чем больше этот угол, тем нагревание больше.
  • Угол падения солнечных лучей зависит от времени суток, широты местнос-ти, положения Земли относительно Солнца (в течение года).
  • Разницу между максимальной и минимальной температурами называют ампли-тудой колебаний температуры. Она может определиться за сутки, месяц, год.

На этой странице материал по темам:

  • Изменение температурыво время суток года ипричины

  • Как меняется температура воздуха с изменением высоты

  • 1. главная причина изменения температуры воздуха в течение дня?

  • Главные причины, определяющие величину суточной ам¬плитуды

  • От чего зависят годовые колебания температуры воздуха

Вопросы по этому материалу:

Рассматривая данную тему, необходимо, прежде всего, определиться с тем, что же такое амплитуда вообще. Амплитуда представляет собой разницу между экстремальными показателями тех или иных величин. В данном конкретном случае мы будем рассматривать амплитуду колебаний температуры. Данная характеристика климата является немаловажной для какой-либо местности. С умением вычислять данный показатель сталкиваются, люди таких профессий как биолог, физик-ядерщик, химик и другие. К этому числу также относятся и медики, так как значительные колебания температуры на протяжении суток могут свидетельствовать о наличии различного рода заболеваний. То есть амплитуда колебания температуры воздуха – это, по сути, разница между максимальным и минимальным показателями температуры воздуха. Можно привести такой пример: наивысшая температура воздуха на протяжении суток – 180° С, а наиболее низкая – 90° С, следовательно, амплитуда колебаний воздуха будет равна 90° С (180 – 90 = 90). Характер земной поверхности имеет влияние на амплитуды колебаний температур за сутки. В пасмурные дни суточные амплитуды колебаний температуры снижаются. Годовые амплитуды колебания температуры воздуха находятся в зависимости от широты местности: наименьшая – у экватора, составляет 10° С, наибольшая – в средних широтах, это 280° С. А если сравнивать места, находящиеся на одинаковой широте, то здесь главным образом имеет влияние дальность океана, чем ближе к , тем ниже годовая амплитуда колебаний температуры.

Как же определить показатель годовой амплитуды колебаний температуры? Очень просто, нужно определить разницу между средними показателями наиболее теплого и соответственно наиболее холодного месяцев в году. Можно привести такой пример: показатель средней температуры воздуха в июле равен +34°С, а в январе - 15°С. 34 + (-15) = 49°С – это и есть показатель годовой амплитуды колебания температуры. Немаловажным также является измерение амплитуды колебания температуры воздуха в отапливаемых помещениях в зимний период времени, данный показатель определяется также путем расчета. Показатель амплитуды колебаний температуры воздуха в отапливаемом помещении с периодической работой отопления - показатель теплоустойчивости ограждающих данное помещение конструкций.
Было рассчитано, что амплитуда колебаний температуры воздуха в помещении при печном отоплении выше 3° С . Необходимость учета теплоотдачи в строительной теплотехнике в нестационарных условиях возникает при решении таких вопросов как: расчет амплитуды колебания температуры воздуха в помещениях относительно неравномерности отдачи тепла системой отопления; определение затухания температурных колебаний в ограждении относительно колебаний температуры воздуха снаружи или под влиянием радиации, излучаемой солнцем; подогрев и остывание объемных ограждений и пр.
В случае, когда средняя часовая теплоотдача печи, определяющаяся лабораторными испытаниями, соответствует тепло-потерям определенного помещения, то перед тем как установить данную печь, нужно определить амплитуду колебания температуры воздуха в помещении при данной печи. Недостатки печного отопления:
- площадь, которая требуется для того, чтобы хранить топливо, а также трудности при его доставке;
- потеря полезной площади, которую занимают печи;
- опасность возгорания при невыполнении требований пожарной безопасности;
- загрязнение помещений, которое происходит при чистке печи от золы и сажи;
- в сравнении с централизованным отоплением, более высокая амплитуда колебания температуры воздуха на протяжении суток;
- при нарушении правил эксплуатации печи существует опасность отравления угарным газом.
Существует такое понятие как теплоустойчивость наружного ограждения. Это такая способность ограждения, при которой оно дает меньшее или большее изменение температуры внутренней поверхности при колебании температуры воздуха в помещении или температуры наружного . При этом, чем больше изменение температуры внутренней поверхности ограждения при одной и той же амплитуде колебания температуры воздуха, тем оно менее теплоустойчиво, и наоборот. Чем теплоемкость ограждений помещений больше, тем больше данные ограждения поглощают тепло-избытков, а это приводит к уменьшению амплитуды колебания температуры воздуха . После определяют влияние неравномерности теплопередачи печи на изменение температуры воздуха в помещении. Необходимо заметить, что при использовании одинаковых печей в разных по своей конструкции помещениях колебания температуры воздуха в них значительно отличаются. Потому все расчеты дополняются проверкой теплоустойчивости помещения, которая характеризуется амплитудой колебания температуры воздуха в помещении.

КГУ «Средняя школа № 10»

ГУ «Отдел образования акимата Житикаринского района»

Урок географии

«Понятие амплитуды температур. Среднесуточная и среднемесячная температура воздуха»

Класс: 6

Учитель Кудинова Людмила Николаевна

2014 г.

Тема: Понятие амплитуды температур. Среднесуточная и среднемесячная температура воздуха.

Цель урока:

1.Формировать представления учащихся о суточном ходе температур воздуха, о суточной амплитуде температуры воздуха, среднесуточной, среднемесячной температуре воздуха. Создать условия для развития навыков работы с цифровыми данными в табличной форме, анализа графиков хода температуры.

2.Развивать умения извлекать необходимую информацию, совершенствовать вычислительные навыки действий с положительными и отрицательными числами. Развитие навыков саморегулируемого обучения, умения составлять вопросы высокого порядка.

3.Способствовать воспитанию у учащихся личностных качеств: взаимопомощи, взаимоподдержки, дисциплинированности, адекватной самооценки.

Критерии успеха:

Учащиеся:

    Знают понятие амплитуды, факторы, влияющие на изменение суточного хода температуры воздуха.

    Умеют объяснять причины изменения суточного хода температур воздуха; умеют совершать действия с отрицательными и положительными числами,вычислять среднесуточную температуру и суточную амплитуду колебания температуры;

Тип урока : изучение нового материала

Оборудование : презентация, флипчарт, карточки с заданиями, тестами, сигнальные карточки, критерии оценивания.

Ход урока :

    Организационный момент. Приветствие.

Учитель: Мы продолжаем с вами изучение атмосферы.

Тема нашего урока: Понятие амплитуды. Нахождение среднесуточной и среднемесячной температуры воздуха. (запись темы в тетрадь )

Привлечение учащихся к целеполаганию:

Как вы думаете, чему мы можем научиться на уроке? Какие действия мы можем предпринять, чтобы изучить тему?

(Учащиеся отвечают: узнать, что такое амплитуда, научиться совершать действия с числами, решать задачи)

Для проверки, насколько вы готовы к изучению новой темы, я предлагаю вам выполнить следующие задания

    Актуализация опорных знаний. (Устный счет)

1) - на какую высоту поднялся самолет, если за его бортом температура - - 30 0 С, а у поверхности Земли +12 0 С? (7 км)

Какова температура воздуха за бортом самолета, летящего на высоте 4 км, если температура воздуха у земной поверхности +20 0 С?(- 4 С)

2). Работа у доски на флипчарте:

А) Вставьте пропущенные слова

Б) Найдите соответствие

Игра «Что за цифра?» (на экране)

78% - содержание азота

6 0 С – понижение температуры на каждый км

21% - содержание кислорода в составе атмосферы

1% - содержание прочих газов в составе атмосферы

18 - 20 км – мощность тропосферы над экватором

50-55 км – верхняя граница стратосферы

2 м – высота, на которой расположена будка для измерения температуры

4. ). Индивидуальный опрос (тест):4 ученика

Самоконтроль:

«5» - нет ошибок,

«4» - 1 ошибка,

«3» - 2 ошибки,

«2» - 3 и более ошибок. Ну что ж, ребята, молодцы. С заданиями вы справились

    Изучение нового материала.

Учитель: Ребята, посмотрите на доску. Тема нашего урока: Понятие амплитуды. Нахождение среднесуточной и среднемесячной температуры воздуха.

Постоянна ли температура воздуха в течение дня? (нет)

Когда наблюдается самая высокая температура? (после полудня)

От чего зависит температура воздуха? (от угла падения солнечных лучей, от высоты солнца над горизонтом, географической широты, подстилающей поверхности, движения воздушных масс)

Какой прибор необходим для измерения температуры воздуха? (Термометр).

Рассказ ученика о термометре.

Термометр изобретен очень давно. Изобретателем термометра принято считать Галилея: в его собственных сочинениях нет описания этого прибора, но его ученики, Нелли и Вивиани, утверждали, что уже в 1597 г. он устроил нечто вроде термобароскопа (термоскоп). Современный термометр состоит из тонкой трубки, куда налита жидкость (спирт или ртуть). Действие термометра основано на свойстве жидкостей при нагревании расширяться, при охлаждении сжиматься.

Шкала термометра разбита делениями. Посередине стоит значение ноль. Выше 0 0 расположены деления с положительной температурой, а ниже 0 0 с отрицательной, поэтому положительную температуру воздуха называют высокой, а отрицательную – низкой.

Разница между самой высокой и низкой температурой воздуха называется суточной амплитудой температуры воздуха.

Как же правильно определить амплитуду колебания температуры воздуха?

A = maxt 0 mint 0 .

Алгоритм определения суточной амплитуды температуры воздуха

    Найдите среди температурных показателей самую высокую температуру воздуха;

    Найдите среди температурных показателей самую низкую температуру воздуха;

3.От самой высокой температуры воздуха вычтите самую низкую температуру воздуха. Амплитуда рассчитывается по следующей формуле: A = max t 0 min t 0 .

4. Запись решения учащимися в тетрадь. +4 0 С – (–1 0 С) = 5 0 С.

Примеры на закрепление.

Хорошо, ребята, давайте немного отдохнем.

Физминутка «Солнышко лучистое»

В прогнозе погоды по телевидению или радио нам называют только одно значение (цифру) температуры воздуха. Мы уже знаем, что температура в течение дня меняется, так какое же нам температурное значение называют (утреннее, дневное, вечернее или какое-то другое)? Чтобы сравнить температуру воздуха в разные дни или объявить её населению (какой-либо одной цифрой), необходимо высчитать среднесуточную температуру воздуха.

Алгоритм определения среднесуточной температуры воздуха

1. Сложите все отрицательные показатели суточной температуры воздуха;

2. Сложите все положительные показатели температуры воздуха;

3. Сложите сумму положительных и отрицательных показателей температуры воздуха;

4. Значение полученной суммы разделите на число измерений температуры воздуха за сутки.

Решение записать в тетрадь

4 .Закрепление полученных знаний.

Практикум по группам.

А сейчас ребята, мы с вами проверим, как вы усвоили материал урока. Каждая группа учащихся получает задание. Как вы думаете, может быть нужно распределить задания внутри группы для скорейшего и правильного выполнения? (Роль консультантов выполняют Даша, Жанна, Лиза, Ульяна).

1 группа: Определить амплитуду и среднесуточную температуру воздуха в Житикаре (за 18.02.14)

Время: 6ч 12ч 18ч 24ч

Темпер. -13 -11 -10 -12

Ср.сут. t = -46:4=-11,5 А=3

2 группа: Определите среднюю годовую температуру и годовую амплитуду температур:

Ср t год. = (78° + (-60°)):12= +18°:12 = +1,5°С

А год. = +22° – (-20°) = 22°+20° = 42

3 группа: Рассчитайте среднегодовую температуру и определите амплитуду температур за год


Месяц


я


ф


м


а


м


и


и


а


с


о


н


д

Ср.

годовая t C


Ср.температура


-16


-12


-5


4


11


18


22


16


10


5


-5


-12

Ср. годовая = 80-56=36:12=3 СА= 38

4 группа: Рассчитайте среднемесячную температуру воздуха и найдите амплитуду колебаний температуры.

Индивидуальное задание у доски

Рассчитайте среднесуточную температуру и амплитуду температур


Часы


0


3


6


9


12


15


18


21


Температура, 0 С


-1


-4


-6


-2


0


+3


0


-2

Среднесуточная -1,5 С А= 9

(проверка правильности выполнения учителем и консультантами)

4.Оценивание. Анализ деятельности учащихся на уроке.

В начале урока мы с вами ставили задачи, которые планировали решить во время урока. Используя предложенные критерии, оцените свою индивидуальную работу на уроке, а также работу в составе группы. Итак, какие оценки вы себе поставили? Почему вы себе поставили такую оценку?

(учащиеся оценивают свою работу согласно выработанным критериям)

5.Домашнее задание:

обязательное: понаблюдать за погодой, измерить температуру воздуха, рассчитать амплитуду и среднесуточную температуру;

по желанию: составить кроссворд «Атмосфера»

6.Рефлексия: Какая цель стояла перед нами?

Что нового вы узнали сегодня на уроке? Как вы думаете, нужны математические знания в географии?

Понравилась вам такая форма проведения урока? Мне очень важно Ваше мнение . Рефлексия «Две звезды и пожелание» (на стикерах), учащиеся прикрепляют к корзинке воздушного шара.

Спасибо за сотрудничество!

    годовая амплитуда - Разность наибольшего и наименьшего средних месячных значений какого либо изменяющегося в течение года метеорологического элемента … Словарь по географии

    амплитуда - ы, ж. 1) Размах колебаний, наибольшее отклонение колеблющегося тела от положения равновесия. Амплитуда колебаний маятника. 2) Разница между крайними величинами. Годовая амплитуда колебаний температуры. Родственные слова: амплиту/дный Этимология … Популярный словарь русского языка

    Ы; ж. [от лат. amplitudo величина]. чего. 1. Физ. Наибольшее отклонение колеблющегося тела от положения равновесия; размах колебания. А. маятника. 2. Разница между крайними величинами. Годовая а. колебаний температуры. 3. Книжн. О чём л., крайне… … Энциклопедический словарь

    амплитуда - ы; ж. (от лат. amplitudo величина) см. тж. амплитудный чего 1) физ. Наибольшее отклонение колеблющегося тела от положения равновесия; размах колебания. Амплиту/да маятника. 2) Разница между крайними величинами. Годовая амплиту/да колебаний… … Словарь многих выражений

    - (греч. κλίμα, κλίματος означает наклон солнца, иначе сказать, полуденную высоту солнца). Древние географы делили Землю на климатические пояса в зависимости от этого явления и длины дня, принимая в расчет так называемые астрономические климаты,… …

    CLIMAX - (от греч. climax лестница), климактерий, климактерический период, переходный возраст, переходные годы, период жизни женщины, когда прекращается ее воспроизводительная способность, одним из проявлений которой является наличие ова риально… … Большая медицинская энциклопедия

    Р. занимает такое большое пространство не только с З. на В., но и с С. на Ю., что климат разных ее частей, конечно, очень различен; но несправедливо довольно распространенное мнение, что в Р. встречаются все климаты от полярного до тропического:… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    - (доп. к ст. Полярные страны сев. и южн. полушарий). 1) Европейский Ледовитый океан (моря Баренцево в широком смысле слова и Белое). Исследования последних лет (начиная с 1898 г.), и в особенности в 1898 1901 гг., сильно расширили знания по… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    - (дополнение к статье) (доп. к ст. Полярные страны сев. и южн. полушарий). 1) Европейский Ледовитый океан (моря Баренцево в широком смысле слова и Белое). Исследования последних лет (начиная с 1898 г.), и в особенности в 1898 1901 гг., сильно… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Многолетний режим погоды на данной территории. Погоду в любой момент времени характеризуют определенные комбинации температуры, влажности, направления и скорости ветра. В некоторых типах климата погода существенно меняется каждый день или по… … Энциклопедия Кольера

    Статистический режим условий погоды, характерный для данного района за период в несколько десятилетий (обычно за 30 лет). Иначе говоря, понятие климата включает не только ср. значения метеорологических параметров за определённый промежуток… … Географическая энциклопедия

В течение суток температура воздуха меняется. Самая низкая температура наблюдается перед восходом Солнца, самая высокая — в 14-15 часов.

Чтобы определить среднесуточную температуру, надо измерять температуру четыре раза в сутки: в 1 час ночи, в 7 часов утра, в 1 час дня, в 7 часов вечера. Среднее арифметическое этих измерений и является среднесуточной температурой.

Температура воздуха меняется не только в течение суток, но и в течение года (рис. 138).

Рис. 138. Головой ход температуры воздуха на широте 62° с. ш.: 1 — Торсхавн Дания (морской тин), средняя годовая температура 6,3 °С; 2- Якутск (континентальный тип) — 10.7 °С

Среднегодовая температура — это среднее арифметическое температур за все месяцы года. Она зависит от географической широты, характера подстилающей поверхности и переноса тепла из низких широт в высокие.

Южное полушарие в целом холоднее Северного из-за покрытой льдом и снегом Антарктиды.

Самый теплый месяц в году в Северном полушарии — это июль, а самый холодный — январь.

Линии на картах, соединяющие пункты с одинаковой температурой воздуха, называются изотермами (от греч. isos — равный и therme — тепло). Об их сложном расположении можно судить по картам январских, июльских и годовых изотерм.

Климат на соответствующих параллелях Северного полушария теплее аналогичных параллелей Южного полушария.

Самые высокие годовые температуры на Земле наблюдаются на так называемом термическом экваторе. Он не совпадает с географическим экватором и находится на 10° с. ш. Это объясняется тем, что в Северном полушарии большую площадь занимает суша, а в Южном полушарии, наоборот, — океаны, которые затрачивают тепло на испарение, а кроме этого, сказывается влияние покрытой льдом Антарктиды. Среднегодовая температура на параллели 10° с. ш. составляет 27 °С.

Изотермы не совпадают с параллелями несмотря на то, что солнечная радиация распределяется зонально. Они изгибаются, переходя с материка на океан, и наоборот. Так, в Северном полушарии в январе над материком изотермы отклоняются к югу, а в июле — к северу. Это связано с неодинаковыми условиями нагревания суши и воды. Зимой суша охлаждается, а летом нагревается быстрее, чем вода.

Если анализировать изотермы в Южном полушарии, то в умеренных широтах их ход очень близок к параллелям, поскольку там мало суши.

В январе самая высокая температура воздуха наблюдается на экваторе — 27 °С, в Австралии, Южной Америке, центральной и южной частях Африки. Самая низкая температура января отмечена на северо-востоке Азии (Оймякон, -71 °С) и на Северном полюсе -41 °С.

Самой «теплой параллелью июля» является параллель 20° с.ш. с температурой 28 °С, а самое холодное место в июле — южный полюс со средней месячной температурой -48 °С.

Абсолютный максимум температуры воздуха зарегистрирован в Северной Америке (+58,1 °С). Абсолютный минимум температуры воздуха (-89,2 °С) был отмечен на станции «Восток» в Антарктиде.

Наблюдения выявили существование суточных и годовых колебаний температуры воздуха. Разность между наибольшими и наименьшими значениями температуры воздуха в течение суток называется суточной амплитудой, а в течение года - годовой амплитудой температуры.

Суточная амплитуда температуры зависит от ряда факторов:

  • широты местности — уменьшается при движении из низких в высокие широты;
  • характера подстилающей поверхности — она выше на суше, чем над океаном: над океанами и морями суточная амплитуда температуры равна всего 1-2 °С, а над степями и пустынями достигает 15-20 °С, так как вода нагревается и остывает медленнее, чем суша; кроме этого, она возрастает в районах с оголенной почвой;
  • рельефа местности — вследствие опускания в долину холодного воздуха со склонов;
  • облачности — с ее увеличением суточная амплитуда температуры уменьшается, так как облака не позволяют земной поверхности сильно нагреваться днем и остывать ночью.

Величина суточной амплитуды температуры воздуха — один из показателей континентальности климата: в пустынях ее значение намного больше, чем в районах с морским климатом.

Годовая амплитуда температуры имеет закономерности, сходные с суточной амплитудой температуры. Она зависит главным образом от широты местности и близости океана. Над океанами годовая амплитуда температуры чаще всего не больше 5-10 °С, а над внутренними районами Евразии — до 50-60 °С. Вблизи экватора средние месячные температуры воздуха мало отличаются друг от друга на протяжении года. В более высоких широтах годовая амплитуда температур возрастает, и в районе Москвы она составляет 29 °С. На одной и той же широте годовая амплитуда температуры увеличивается с удалением от океана. В зоне экватора над океаном годовая амплитуда температуры равна всего Г, а над континентами — 5-10°.

Различные условия нагревания воды и суши объясняются тем, что теплоемкость воды в два раза больше, чем суши, и при одинаковом количестве тепла суша нагревается вдвое быстрее воды. При охлаждении происходит обратное. Кроме этого, вода при нагревании испаряется, при этом расходуется значительное количество тепла. Немаловажным является и то, что на суше тепло распространяется практически только в верхнем слое почвы, а в глубину передастся лишь небольшая его часть. В морях и океанах же идет нагрев значительной толщи. Этому способствует вертикальное перемешивание воды. В результате океаны накапливают тепла гораздо больше, чем суша, удерживают его дольше и расходуют более равномерно, чем суша. Океаны медленнее нагреваются и медленнее охлаждаются.

Годовая амплитуда температуры в Северном полушарии составляет 14 °С, а в Южном — 7 °С. Для земного шара средняя годовая температура воздуха у земной поверхности составляет 14 °С.

Тепловые пояса

Неравномерность распределения тепла на Земле в зависимости от широты места позволяет выделить следующие тепловые пояса, границами которых являются изотермы (рис. 139):

  • тропический (жаркий) пояс расположен между годовыми изотермами + 20 °С;
  • умеренные пояса Северного и Южного полушарий — между годовыми изотермами +20 °С и изотермой самого теплого месяца +10 °С;
  • полярные (холодные) пояса обоих полушарий расположены между изотермами самого теплого месяца +10 °С и О °С;
  • пояса вечного мороза ограничены изотермой 0 °С самого теплого месяца. Это царство вечных снегов и льдов.

Рис. 139. Тепловые пояса Земли