Краткие сведения об Аскольде Запашном выглядят следующим образом. Он родился 27.09.1977 г. в Украине, в Харькове. Является одним из представителей знаменитой цирковой династии в четвертом поколении, народный артист России. Выступает в цирке как дрессировщик хищников, канатоходец, жонглер, акробат, вольтижер. Далее об Аскольде Вальтеровиче Запашном будет рассказано более подробно.

Знаменитая семья

Начиная рассказ о биографии Аскольда Запашного, нельзя не упомянуть о его знаменитой семье, насчитывающей четыре поколения. В цирке работали не только его родители, но также и бабушка, дед и прадед. Последнего звали Карл Томпсон. Он происходил из немецкой семьи, был клоуном-эксцентриком и выступал в России под псевдонимом Мильтон.

Затем семья Запашных стала специализироваться на дрессуре хищных зверей. Вальтер и Татьяна Запашные, родители Аскольда и его старшего брата Эдгарда, постоянно находились на гастролях. Эдгард родился в Ялте в 1976 году, а Аскольд в Харькове в 1977-м.

Школьные годы

Братья, несмотря на годичную разницу в возрасте, учились в одном классе. Отец мечтал об их цирковом будущем. Поскольку семья все время колесила по городам, мальчикам пришлось сменить множество школ.

Однако это не давало им права на плохую успеваемость, за этим строго следил отец. Он, несмотря на сильную занятость, всегда находил возможности для воспитания сыновей.

Начало карьеры

Цирковую биографию Аскольд начал еще в раннем возрасте. В первом цирковом номере он принял участие в 10 лет, а его официальный дебют состоялся в 11-летнем возрасте. Тогда семья гастролировала в Риге, где их номер «Машина времени» был тепло принят зрителями.

Когда в 1991 году Аскольд окончил школу, его семья заключила выгодный контракт, по которому она могла выступать в Китае. Это позволило сохранить животных в голодные 90-е. Для Запашных китайской стороной был выстроен летний цирк возле города Шэньчжэнь, в Сафари-парке.

Творчество

Аскольд Запашный во время пребывания в Китае и позже приобрел множество цирковых профессий. Он научился ходить по канату, жонглировать на спине у лошади, стал прекрасным акробатом-вольтижером, стал дрессировать не только крупных хищников, но и обезьян.

В данном виде дрессуры братья Запашные достигли больших высот. На 1-м всероссийском фестивале циркового искусства, прошедшем в 1997 году в г. Ярославле, они получили первый приз - «Золотую тройку».

После того как китайский контракт был закончен, семья вернулась в Москву. В 1998 году, на праздновании собственного юбилея, их отец, Вальтер Запашный, передал аттракцион под названием «Среди хищников» сыновьям.

Братья побывали на гастролях во множестве стран. Таких как Китай, Монако, Италия, Финляндия, Латвия, Эстония, Япония, Венгрия, Болгария, Монголия, Казахстан, Белоруссия.

Путь к вершинам мастерства

Аскольд Запашный и его брат Эдгард переняли премудрости дрессуры хищников от отца и развили их. Так, например, Аскольд за исполнение авторского трюка, представляющего собой самый длинный прыжок, совершаемый на спине у льва, оказался в Книге рекордов Гиннесса.

В 1999 году А. Запашный становится заслуженным артистом РФ, а в 2012 году - народным. А еще в 2012-м он получает должность художественного руководителя Большого Московского цирка, на которой работает по сей день, не прекращая артистические выступления.

Запашный с отличием окончил ГИТИС. Со своим братом он организовал «Цирк братьев Запашных». Он является режиссером-постановщиком и автором сценария многих цирковых шоу, среди которых такие, как: «Колизей», «Камелот», «Садко», «Легенда», «Страшная сила», «Хозяйка мертвого озера».

Эти шоу неизменно привлекают множество зрителей, которые остаются от них в большом восторге.

Личная жизнь Аскольда Запашного

На протяжении длительного времени знаменитый дрессировщик ходил в завидных женихах. Что немудрено при его видной внешности, росте 177 см, известности и богатстве. По свидетельству его окружения, за артистом охотились многие красавицы.

Однако в один момент они были разочарованы, так как стало известно, что Аскольд нашел наконец свою избранницу. Они поженились и родили двух очаровательных дочерей. Нужно отметить, что имена им были даны очень звучные - Ева и Эльза - в соответствии с традициями знаменитой цирковой семьи.

Встреча с Элен

С ней Аскольд Запашный познакомился во время гастролей в Минске. По национальности она еврейка и имеет израильское гражданство. Когда они встретились, Аскольду было 27 лет. К тому времен он расстался с артисткой цирка Еленой Бараненко, с которой восемь лет прожил в гражданском браке, так и не решившись на его узаконение.

Место рождения Элен - Белоруссия, однако еще будучи ребенком она с родителями уехала в Израиль. Девушка пришла в цирк вместе с другом Аскольда и сразу понравилась артисту. Ее отличали красота, обаяние, умение вести беседу. Кроме того, что Элен Райхлин являлась интересной личностью, она заинтриговала Аскольда еще и тем, что до встречи ничего не знала о нем и его творчестве. Это было для Запашного внове, так как он был избалован вниманием женщин, а здесь не находил его.

Преодоление препятствий

Три года длились их встречи, которые были почти эпизодическими, так как девушка не могла бросить получение высшего образования, а знаменитый дрессировщик не мог отменить гастроли.

Кроме этого, препятствием для развития отношений стало и мнение представителей обеих семей. Родные не были в восторге от возможного союза молодых людей. Родители девушки мечтали о еврейском зяте-враче, а семья дрессировщика хотела видеть в качестве его будущей супруги представительницу циркового круга. Ведь, по их мнению, только такой человек мог понять и разделить необычный стиль жизни артиста.

Но настоящая любовь помогла преодолеть препятствия, и брак состоялся. Родившиеся дочери укрепили его. Родные также коренным образом изменили свое мнение. Так, в одном из интервью мать Запашного вспоминала, что сначала отнеслась к невестке довольно холодно, но со временем приняла ее и полюбила. Она сказала сыну, что даже если они с Элен расстанутся, она будет оставаться членом семьи.

В 2016 году Эльза и Ева в первый раз выступили в цирке вместе с народными артистами РФ Аскольдом Запашным и Эдгардом Запашным - с отцом и дядей.

Авария и операции

В 2010 году братья Запашные при возвращении в Брянск для начала репетиций новой цирковой программы попали в аварию. Их автомобиль, наехав на бордюр и потеряв два моста, затормозил всего в 10 см от дерева. К счастью, никто из братьев не пострадал. Аскольд и Эдгард чудом были спасены благодаря ремням и сработавшим подушкам безопасности.

В 2014 году Аскольд Запашный перенес три сложнейших операции на позвоночнике, которые проводились в Германии. Нарушения в позвоночнике у артиста произошли вследствие исполнения им акробатических номеров и сложных трюков. Позже в интервью он вспоминал об этом с улыбкой, однако отметил, что, если бы вовремя не пошел к врачам, мог остаться на всю жизнь инвалидом.

Участие в общественно-политической жизни

Кроме цирковой деятельности и участия во многочисленных шоу, Аскольд Запашный принимает активное участие в общественно-политической жизни страны. Вот некоторые примеры:

  • 2011-й - подписание обращения против давления на судебную систему в связи с делом НК «ЮКОС».
  • 2012-й - доверенное лицо В. В. Путина.
  • 2014-й - подписание обращения, поддерживающего позицию Президента РФ по Крыму и Украине.
  • 2016-й - доверенное лицо «Единой России» на выборах в Думу и доверенное лицо С. С. Собянина, мэра Москвы.

, Украинская ССР , СССР

Профессия: Гражданство:

Россия Россия

Награды:
Сайт:

Аско́льд Ва́льтерович Запа́шный (род. 27 сентября , Харьков) - представитель цирковой династии Запашных в четвертом поколении. Заслуженный артист России (1999) . Народный артист РФ (2012) .

Биография

Окончил с отличием Российскую академию театрального искусства (ГИТИС). Владеет английским и разговорным китайским языками.

Цирковую карьеру начал как жонглёр на лошадях и дрессировщик обезьян, с этими номерами вместе с Эдгардом Запашным в 1997 году был удостоен главного приза Первого всероссийского фестиваля‑конкурса циркового искусства в Ярославле - «Золотая тройка». В 1998 году, на праздновании юбилея, народный артист России Вальтер Запашный передал сыновьям аттракцион «Среди хищников».

Известен также как акробат-вольтижёр, канатоходец, жонглёр на сегвеях, акробат на роликах и т. п. Вошёл в Книгу рекордов Гиннесса с трюком «Самый длинный прыжок верхом на льве».

Вместе с братом создал «Цирк братьев Запашных», а также много цирковых шоу, среди которых «Камелот» (2008), «Садко» (2009), «Камелот-2: Наместник богов» (2010), «Легенда» (2011), «К. У.К. Л.А.» (2012), «Страшная сила» (2013), «Sиsтема» (2014), в которых выступил в качестве автора сценария и режиссёра-постановщика. Художественный руководитель Большого Московского государственного цирка.

Участие в телевизионных проектах

Политические взгляды

В 2011 году подписал вместе со своим братом Эдгардом Обращение представителей общественности против информационного подрыва доверия к судебной системе Российской Федерации , в котором осуждались давление на судебную систему на фоне второго процесса по делу руководителей НК «ЮКОС» .

11 марта 2014 года подписал обращение деятелей культуры Российской Федерации в поддержку политики президента РФ В. В. Путина на Украине и в Крыму .

В сентябре 2016 года вместе с братом стал доверенным лицом партии «Единая Россия » на выборах в Государственную думу VII созыва .

Личная жизнь

Супруга - Элен Запашная (Райхлин). Дочери Ева и Эльза, с весны 2016 года выступают на манеже Большого Московского цирка .

Награды и звания

Напишите отзыв о статье "Запашный, Аскольд Вальтерович"

Примечания

Отрывок, характеризующий Запашный, Аскольд Вальтерович

– Извините меня, ваше превосходительство, – начал он (Пьер был хорошо знаком с этим сенатором, но считал здесь необходимым обращаться к нему официально), – хотя я не согласен с господином… (Пьер запнулся. Ему хотелось сказать mon tres honorable preopinant), [мой многоуважаемый оппонент,] – с господином… que je n"ai pas L"honneur de connaitre; [которого я не имею чести знать] но я полагаю, что сословие дворянства, кроме выражения своего сочувствия и восторга, призвано также для того, чтобы и обсудить те меры, которыми мы можем помочь отечеству. Я полагаю, – говорил он, воодушевляясь, – что государь был бы сам недоволен, ежели бы он нашел в нас только владельцев мужиков, которых мы отдаем ему, и… chair a canon [мясо для пушек], которую мы из себя делаем, но не нашел бы в нас со… со… совета.
Многие поотошли от кружка, заметив презрительную улыбку сенатора и то, что Пьер говорит вольно; только Илья Андреич был доволен речью Пьера, как он был доволен речью моряка, сенатора и вообще всегда тою речью, которую он последнею слышал.
– Я полагаю, что прежде чем обсуждать эти вопросы, – продолжал Пьер, – мы должны спросить у государя, почтительнейше просить его величество коммюникировать нам, сколько у нас войска, в каком положении находятся наши войска и армии, и тогда…
Но Пьер не успел договорить этих слов, как с трех сторон вдруг напали на него. Сильнее всех напал на него давно знакомый ему, всегда хорошо расположенный к нему игрок в бостон, Степан Степанович Апраксин. Степан Степанович был в мундире, и, от мундира ли, или от других причин, Пьер увидал перед собой совсем другого человека. Степан Степанович, с вдруг проявившейся старческой злобой на лице, закричал на Пьера:
– Во первых, доложу вам, что мы не имеем права спрашивать об этом государя, а во вторых, ежели было бы такое право у российского дворянства, то государь не может нам ответить. Войска движутся сообразно с движениями неприятеля – войска убывают и прибывают…
Другой голос человека, среднего роста, лет сорока, которого Пьер в прежние времена видал у цыган и знал за нехорошего игрока в карты и который, тоже измененный в мундире, придвинулся к Пьеру, перебил Апраксина.
– Да и не время рассуждать, – говорил голос этого дворянина, – а нужно действовать: война в России. Враг наш идет, чтобы погубить Россию, чтобы поругать могилы наших отцов, чтоб увезти жен, детей. – Дворянин ударил себя в грудь. – Мы все встанем, все поголовно пойдем, все за царя батюшку! – кричал он, выкатывая кровью налившиеся глаза. Несколько одобряющих голосов послышалось из толпы. – Мы русские и не пожалеем крови своей для защиты веры, престола и отечества. А бредни надо оставить, ежели мы сыны отечества. Мы покажем Европе, как Россия восстает за Россию, – кричал дворянин.
Пьер хотел возражать, но не мог сказать ни слова. Он чувствовал, что звук его слов, независимо от того, какую они заключали мысль, был менее слышен, чем звук слов оживленного дворянина.
Илья Андреич одобривал сзади кружка; некоторые бойко поворачивались плечом к оратору при конце фразы и говорили:
– Вот так, так! Это так!
Пьер хотел сказать, что он не прочь ни от пожертвований ни деньгами, ни мужиками, ни собой, но что надо бы знать состояние дел, чтобы помогать ему, но он не мог говорить. Много голосов кричало и говорило вместе, так что Илья Андреич не успевал кивать всем; и группа увеличивалась, распадалась, опять сходилась и двинулась вся, гудя говором, в большую залу, к большому столу. Пьеру не только не удавалось говорить, но его грубо перебивали, отталкивали, отворачивались от него, как от общего врага. Это не оттого происходило, что недовольны были смыслом его речи, – ее и забыли после большого количества речей, последовавших за ней, – но для одушевления толпы нужно было иметь ощутительный предмет любви и ощутительный предмет ненависти. Пьер сделался последним. Много ораторов говорило после оживленного дворянина, и все говорили в том же тоне. Многие говорили прекрасно и оригинально.
Издатель Русского вестника Глинка, которого узнали («писатель, писатель! – послышалось в толпе), сказал, что ад должно отражать адом, что он видел ребенка, улыбающегося при блеске молнии и при раскатах грома, но что мы не будем этим ребенком.
– Да, да, при раскатах грома! – повторяли одобрительно в задних рядах.
Толпа подошла к большому столу, у которого, в мундирах, в лентах, седые, плешивые, сидели семидесятилетние вельможи старики, которых почти всех, по домам с шутами и в клубах за бостоном, видал Пьер. Толпа подошла к столу, не переставая гудеть. Один за другим, и иногда два вместе, прижатые сзади к высоким спинкам стульев налегающею толпой, говорили ораторы. Стоявшие сзади замечали, чего не досказал говоривший оратор, и торопились сказать это пропущенное. Другие, в этой жаре и тесноте, шарили в своей голове, не найдется ли какая мысль, и торопились говорить ее. Знакомые Пьеру старички вельможи сидели и оглядывались то на того, то на другого, и выражение большей части из них говорило только, что им очень жарко. Пьер, однако, чувствовал себя взволнованным, и общее чувство желания показать, что нам всё нипочем, выражавшееся больше в звуках и выражениях лиц, чем в смысле речей, сообщалось и ему. Он не отрекся от своих мыслей, но чувствовал себя в чем то виноватым и желал оправдаться.

Жена и дети Аскольда Запашного занимают все его время, остающееся от работы на манеже. Он - представитель одной из знаменитейших российских цирковых династий вместе со своим братом Эдгардом организовал собственный цирк, гастроли которого не только в нашей стране, но и за рубежом пользуются огромным успехом. Старшую дочку Ева супруга артиста Элен родила в 2010 году, а через год Запашный во второй раз стал отцом, и снова маленькой дочки, которую они назвали Эльзой.

Со своей будущей женой Аскольд Запашный познакомился во время гастролей в Минске. Элен была лучшей подругой жены одного из его цирковых друзей. Элен - гражданка Израиля, а потому была студенткой факультета для иностранцев. Их роман развивался стремительно, и сразу после свадьбы они решили, что в их семье обязательно должно быть много детей.

На фото - Аскольд Запашный с женой и детьми

Первая дочка Ева родилась в 2010 году, когда Аскольду было тридцать три года, и он был уже достаточно взрослым, чтобы ответственно отнестись к этому важному событию. Решение родить второго ребенка через год тоже было осмысленным - разница в возрасте у Аскольда и его брата Эдгарда тоже составляет год, и это, по мнению артиста, оптимальный вариант для детей.

Обе дочки Аскольда появились на свет, когда он выступал на арене, а сообщение от жены каждый раз получал по смс, и это было для него очень трогательно. Имена для дочек Запашный выбрал сам, и подошел к этому очень ответственно - Аскольду хотелось, чтобы они были красивыми, и в то же время не вычурными.

Элен по образованию врач, закончила консерваторию по классу фортепиано, отслужила в израильской армии, а в настоящее время занимается только семьей. Аскольд, как мог, старался помогать жене, когда дочки были совсем маленькими - вставал по ночам, менял подгузники, однако супруга, по возможности, старалась освободить мужа от этих забот, понимая, как он устает на работе.

Сегодня дети Аскольда Запашного Ева и Эльза уже подросли, и уже выступают на манеже. С самого их рождения он говорил, что дочки обязательно станут цирковыми артистками и продолжат династию Запашных, и им для этого даже не придется учиться в цирковом училище - всем премудростям он научит их сам, ведь у него богатый опыт выступлений на цирковой арене.

Внешне старшая дочь больше похожа на маму, а младшая Эльза - копия Аскольда, и близкие в шутку называют ее Аскольда Аскольдовна. Ева и Эльза с самого рождения путешествуют вместе с цирком, знают всех артистов и животных, и в этом их жизнь очень похожа на жизнь Аскольда и его брата.

Впервые старшая дочь Аскольда Запашного вышла на арену, когда ей исполнилось три года, и после этого отец начал выводить ее на поклоны после каждого своего выступления. Когда жена Аскольда Запашного собиралась родить второго ребенка, он мечтал, что у него будет сын, а оказалось, что родилась снова дочка. Но Элен уверена, что дети у них будут еще, и она обязательно родит еще и мальчика. Аскольд не против, но на вопрос «сколько детей у Аскольда Запашного может родиться в будущем?» отвечает, что не больше четверых, и даже если это снова будут девочки, на большее количество он не согласен.

Элен, понимая, что частые разлуки могут негативно сказаться на отношениях супругов, готова терпеть все неудобства и трудности, чтобы всегда быть рядом с мужем, поэтому почти на все гастроли они отправляются всей семьей. Она привыкла к такому образу жизни, и даже когда остается дома, через несколько недель просит Аскольда забрать ее с дочками к себе. Элен понимает, что постоянное общение необходимо не только ей с мужем, но и их детям - с папой. Кроме того, они очень любят своего дядю - старшего брата Аскольда Эдгарда, который тоже обожает своих племянниц.

Знаменитый дрессировщик Аскольд Запашный – представитель прославленной цирковой династии. Вместе со старшим братом Эдгаром он организовал «Цирк братьев Запашных», успешно гастролирующий в России и за границей. Братья почти неразлучны, если не считать времени, которое Аскольд отдает собственной семье. До недавних пор она состояла из двух человек – жены Элен и дочери Евы, родившейся в 2010 г. Чуть больше года спустя артист вновь стал отцом. Новорожденную назвали Эльзой.

  • Аскольд, расскажите, пожалуйста, историю знакомства с будущей женой. Когда вы с ней поняли, что готовы стать родителями?

Впервые мы с Элен встретились на гастролях в Минске. Нас познакомил мой цирковой друг, с женой которого дружила Элен. Она в то время была студенткой, училась в университете на факультете для иностранцев, поскольку является гражданкой Израиля. Мы стали встречаться, постепенно узнавали друг друга. По поводу детей я задумался тогда, когда понял, что Элен – женщина, с которой я хочу жить. Но конкретное планирование началось у нас после свадьбы.

  • Хотела бы уточнить, кто Элен по профессии? Во многих СМИ ее называли дрессировщицей.

Нет, она никогда не имела никакого отношения к цирку. По профессии она врач. Закончила консерваторию, играет на фортепиано. До этого Элен отслужила в израильской армии, пробовала свои силы на временных работах – в магазине, в кафе, в модельном бизнесе. Сейчас она занимается семьей.

  • Как Вы восприняли новость о беременности жены?

Переживал. Хотя ждал этого момента в своей жизни, считая себя достаточно зрелым для такого поворота. Я ощутил бремя повышенной ответственности. Одно дело, когда ты просто размышляешь с друзьями о ребенке в перспективе, а другое – когда событие уже произошло. Наступил момент переосмысления всего. Во время беременности Элен я понял, насколько непросто женщине вынашивать малыша. Как мы все волновались, когда шли на очередное УЗИ! Известно ведь, что могут быть различные пороки развития, и вопрос о том, что делать в таком случае, меня периодически мучил. К счастью, все обошлось.

  • Когда Элен ожидала ребенка, Вы сталкивались с перепадами ее настроения?

Я ждал всю эту «классику жанра»: перестановку мебели, тягу к соленым огурцам, – но ничего такого не произошло. Элен довольно эмоциональна, и я готов был перетерпеть ее капризы, раз беременным они положены от природы. Но она вела себя на удивление стойко, по-мужски сдержанно. Элен мне говорила, что прислушивалась к себе, ожидала каких-то несвойственных ей желаний, но ничего особенного не хотелось. Когда мы ждали прибавления во второй раз, все проходило точно так же – спокойно.

  • Удивительно, что Вы так быстро решились на второго малыша. Это было ваше обоюдное желание – дети-погодки?

Да. У нас никаких споров не было. К тому же, каждый человек в чем-то копирует родительскую семью, если она успешна. Мы с Эдгаром – погодки, что в жизни нам только помогает. Кроме того, рождение детей друг за другом – во многом оптимальный вариант. Этап пеленок-распашонок лучше пройти «одним махом». Кроме того, погодки обычно дружат и меньше соперничают. Впрочем, что бы я ни говорил, надо отдать должное мужеству Элен: вторая беременность под-
ряд – это большая нагрузка, ведь физическое истощение от первой еще не прошло.

  • Кто будет помогать Элен с детьми?

Наверное, няня. Я не очень люблю посторонних людей в личном пространстве, но, похоже, другого выхода нет. Нас с братом помогали растить мои бабушка и тетя, они и сейчас рвутся в бой… Но жена резонно заметила, что им уже восемьдесят и пятьдесят лет соответственно. Если честно, я этого до конца не осознавал – бабушка и особенно тетя у меня такие активные, энергичные. Однако факт налицо: нам не помешает более молодая помощница.

  • У Вас не было желания присутствовать при рождении первенца?

Категорического «нет» я не говорил. В силу профессии меня вообще сложно чем-то удивить или напугать. Но когда жена деликатно намекнула, что была бы не против моего присутствия на родах, я сказал, что в отношениях должен оставаться момент интимности. Мужчине нет надобности смотреть на сам процесс родов. Можно у изголовья постоять, за руку подержать, если, конечно, жена безумно хочет. Элен не стала настаивать. Хорошо помню день родов. У жены отошли воды, я отвез ее в больницу, а потом поехал на представление. У нас с братом в тот день было три выступления. В перерыве взял телефон, а там SMS: «Аскольдик, приезжай, мы с Евой тебя ждем». Я был очень тронут. Про рождение второй дочки я узнал по телефону, во время гастролей в Петербурге. Жена рассказала, что все прошло хорошо, даже легче, чем в первый раз. Но все равно я за нее волновался.

  • У ваших дочек красивые имена. Кто их выбирал?

Я сам. Когда ждали первого ребенка, я стал искать варианты имени в Интернете, но там мне ничего не понравилось. А потом вдруг раз – и осенило. Как будто свыше пришло – Ева. Я хотел, чтобы имя было не слишком вычурное. Меня, к примеру, отец сначала думал назвать Октавианом… Полагаю, мне с таким именем жилось бы намного тяжелее. Поэтому я рассчитывал найти красивое имя, но не напыщенное. Ева – идеальный вариант. Во-первых, отлично сочетается с отчеством. Во-вторых, в нем есть дань уважения национальности Элен. В-третьих, имя Ева очень древнее, оно касается всех людей, поскольку так звали первую женщину на Земле. Имя второй дочки – Эльза – просто очень красивое и яркое. Оно хорошо звучит, что в цирковом мире имеет большое значение. Сейчас весь мир знает братьев Запашных, но возможно, что через несколько лет на арену цирка выйдут сестры Запашные.

  • Что Вы почувствовали, когда увидели свою первую дочку, Еву?

Наверное, интерес к своим собствен-ным ощущениям и к ней как к новому живому существу. Не могу сказать, что во мне сразу проснулись яркие отцовские чувства. Скорее любопытство – лежит комочек такой лохматый. Она родилась с богатой шевелюрой, даже врачи удивлялись. Потом почувствовал тепло в душе. И уже на второй день я бежал в роддом с ощущением, что я – отец. Когда видишь изо дня в день, как твой ребенок растет и меняется, привязываешься к нему сильнее и сильнее. Так приходит любовь.

  • Как изменилось Ваше мировоззрение после рождения дочери?

Не заметил кардинальных перемен. Я в принципе очень ответственный человек, поскольку работа у меня опасная и требующая постоянного планирования. Так же и с ребенком – я знал, что в какой-то степени потеряю свободу с его появлением, но таковы «правила игры».

  • С какими трудностями Вы столкнулись в самое сложное время – в первый год жизни Евы?

Повторюсь, я был ко всему готов – к бессонным ночам, проблемам, болезням. Всегда стараюсь все предусмотреть. Бывали ночи, когда Ева сильно плакала. Однако Элен проявила себя как великолепная мама. Сама вставала к ней, успокаивала. Тем самым она снимала с меня дополнительную нагрузку. Жена знает, как много я работаю и устаю, и мне дорога ее забота. Конечно, иногда я подменял Элен, когда ей безумно хотелось спать, я все умею – укачать ребенка, подгузник надеть. Но это скорее исключение, чем правило. Жена ничего от меня не требовала и тем самым вызвала желание помочь ей. И сейчас я стараюсь по возможности помогать Элен с малышками.

  • Существует миф, согласно которому мужчина проникается к своему малышу чувствами только тогда, когда тот начинает говорить. Как Вы относитесь к такому утверждению?

Нет, это точно не про меня. Человек, про которого вы говорите, живет эмоциями и ждет, когда возникнет ситуация, которая вызовет у него определенную реакцию. Такому мужчине необходимо услышать, что ребенок назовет его папой, и тогда он осознает: ой, это ведь и правда мой малыш! У меня все по-другому. Я полюбил Еву гораздо раньше, чем она сказала «папа». Это связано с тем, что я привык заботиться о других – о людях и животных, – не ожидая от них благодарности.

  • Чем «папино» воспитание отличается от «маминого»?

Элен может проявлять слабость по отношению к Еве. Я меньше ограничиваю свободу дочки, но при этом более тверд. Могу сказать «нет», запретить что-то.

  • У вас с женой возникают какие-то «педагогические» разногласия?

Я против излишней мягкости Элен. Допустим, Ева тянет руку, хочет дотянуться до крема, который ей брать нельзя – вдруг откроет, в рот засунет. Дочка начинает плакать, а Элен, вместо того чтобы сказать «нельзя», бежит за другим кремом, который Еве не удастся открыть. То есть она дает дочке то, что та требует плачем. Со мной такие номера не проходят. Когда Ева просится ко мне на руки, я ее беру, но если она потом начинает тянуться, допустим, к клавиатуре, на которой я работаю, я не позволяю трогать ее. Ева начинает истерику, и я сажаю ее на пол, тем самым давая понять: мне решать, что можно, а что нельзя. Жена согласна с моими методами воспитания и старается не идти на поводу у своих эмоций.

  • Наказываете ли Вы ребенка?

Детей наказывают за какие-то наме-ренные действия, а Ева еще слишком маленькая, чтобы делать назло. В силу профессии я привык анализировать ситуации. Моя задача как дрессировщика понять, о чем думает животное. Ребенок – тоже объект подобных наблюдений. Я могу распознать, зачем он что-то делает. Пока я не вижу, что Ева дергает меня за волосы, чтобы намеренно сделать больно. Она просто познает мир, реакции людей на свои действия. Когда я увижу, что Ева причиняет боль специально, то буду это запрещать.

  • Переносите ли Вы опыт воспитания Вас Вашими родителями на Еву?

Еве еще год с небольшим, пока это делать рано, но в дальнейшем я собираюсь использовать многое из опыта папы и мамы. Родители нас с братом очень любили, но при этом ясно обозначали границы дозволенного, ставили перед нами определенные цели. Я считаю, это правильно. Сейчас многие родители слишком ровно, почти безразлично относятся к своим детям. Рожают ребенка, а потом считают, что его должна воспитывать окружающая среда и он сам. Наши родители заложили самые важные, фундаментальные вещи – например, понятие, что мужчина должен доминировать в семье и нести за нее ответственность. Они требовательно относились к нашей успеваемости в школе, развивали нас – у нас были преподаватели по музыке, хореографии, мы учили языки. Когда папа настаивал, чтобы мы занимались английским, меня это даже раздражало. Думал, мне будет достаточно работы в цирке. Жизнь показала, что он прав: языки пригодились. Очень хочу, чтобы мои дети знали несколько языков – английский, как само собой разумеющееся, иврит – родной язык своей мамы и другие. Конечно же, девочки будут заниматься музыкой и танцами.

  • Наверное, Вы хотите, чтобы дочки продолжили вашу цирковую династию?

Однозначно. Глупо было бы оставить ее на волю судьбы. Родители помогли мне не только овладеть моей профессией, но и полюбить ее. Это очень важно, когда в жизни приятное сочетается с полезным. Естественно, у Евы и Эльзы будет багаж знаний и умений, который позволит им самим выбрать дело по душе. Но я сделаю все, чтобы они полюбили цирк.

  • Какие у Вас любимые игры с Евой?

Пока все довольно незатейливо. Например, мы гоняемся друг за другом на корточках вокруг кресла. Еще Ева любит играть в прятки – мне достаточно закрыть глаза ладонями и смотреть на нее между пальцев. Она смеется. Недавно у нас появилось новое развлечение: Ева бросила на пол соску, а потом я взял дочку на руки и показал, как поднять соску самой. Ей это так понравилось, что соска начала без конца летать на пол…

  • Есть ли у Вас «ноу-хау» по уходу за ребенком?

Пожалуй, нет. Ева живет по определенному режиму, поэтому я не помню особых проблем с ее кормлением или укладыванием спать. Если дочка ночью просыпается, жена дает ей немного попить, и она снова засыпает. Так что никаких новых изобретений.

  • Были ли у Вас какие-нибудь педагогические промахи?

Не вижу ошибок со своей стороны. Ева слишком мала, чтобы я их совершил.

  • Ваши пожелания будущим родителям.

Я не люблю умничать. Могу дать совет людям, которые сомневаются, нужен ли им малыш. Иметь ребенка – большое счастье. Однако к его появлению нужно быть готовым. Это не игра. От вас во многом зависит, какой будет судьба сына или дочери. Поэтому будьте максимально ответственны.

Аскольд Запашный родился 27 сентября 1977 года в городе Харьков, Украина. Его отец - Вальтер Михайлович Запашный уже тогда являлся одним из самых авторитетных дрессировщиков страны, Заслуженный артист РСФСР. Цирковыми артистами были и бабушка с дедушкой. Причем отцом бабушки Лидии был знаменитый эксцентрик и клоун Карл Томпсон, выступавший в России под сценическим именем Мильтон.

Запашные специализировались на дрессуре хищных зверей. Эта опаснейшая профессия не раз ставила жизнь их родителей, Вальтера и Татьяны Запашных, на тонкую грань, за которой эта жизнь могла закончиться. Страшные рваные раны остались на ногах матери после нападения тигра. А уж о травмах, полученных отцом, можно рассказывать часами.

Но такая жизнь - на лезвии бритвы - была единственно-возможной и привычной для родителей. Такой она стала и для Аскольда Запашного. Цирковая биография Аскольда началась в очень раннем возрасте. На манеж выходил еще в детстве, но участие в первом цирковом номере мальчик принял, когда ему было 10 лет. Официальным дебютом считается выход на сцену в 11-летнем возрасте. Тогда, зимой 1988 года, Запашные гастролировали в Риге. Аскольд и Эдгард участвовали в номере «Машина времени», который очень тепло принимали зрители.

В 1991 году Аскольд Запашный вместе с семьей отправился в Поднебесную. Наступившие «лихие 90-е» поставили их подопечных на грань голодной смерти, ведь требовавшаяся провизия для львов и тигров - это каждодневные немалые расходы. А в 90-е покупать провиант животным с каждым днем становилось все трудней. К счастью, выход был найден. Китайцы предложили родителям выгодный контракт. На тот момент сыновья окончили школу. Препятствий для выезда за границу не было и семья переезжает в Китай.

В известном месте отдыха, Сафари-парке в пригороде Шэньчжэня, для Запашных возвели летний цирк. В обязанности Вальтера Запашного входило обучение китайских дрессировщиков. Сыновья тоже участвовали в процессе. А чтобы отличаться от китайцев, они стали блондинами.

Аскольд Запашный довольно быстро выучил сложный китайский язык, которым хорошо владеет и сегодня. В эти годы он научился жонглировать, стоя на лошадях, и дрессировать обезьян. Позже в этом виде дрессуры они с братом достигли таких высот, что получили главный приз «Золотая тройка» от Первого всероссийского фестиваля-конкурса циркового искусства.

После окончания китайского контракта цирковое семейство вернулось в Москву. В эти годы они много гастролировали, объездив не только все крупные города постсоветского пространства, но и далекие зарубежные страны. Побывали даже в Японии.

А еще Аскольд и Эдгард Запашные начали работать со львами и тиграми. В 1998 году отец передал сыновьям свой прославившийся аттракцион «Среди хищников». Аскольд с братом не только переняли от него все премудрости дрессуры хищных животных, но и во многом развили это опасное и красивое искусство. Аскольд Запашный со своим авторским трюком «Самый длинный прыжок верхом на льве» внесен в Книгу рекордов Гиннесса.

Вскоре братья создали свой цирк, назвав его «Цирком братьев Запашных». Его отличает особый стиль, которого нет ни у кого из коллег ни в стране, ни за рубежом.

Аскольд Запашный является директором Большого Московского Цирка, который расположился на проспекте Вернадского. Чтобы увидеть грандиозное шоу легендарных дрессировщиков под названием «Садко», «Камелот» и «Легенда», «К.У.К.Л.А.» и «Sиsтема», регулярно приходит множество зрителей, покидающих цирковое представление в состоянии полного восхищения.

Аскольд Запашный - медийная личность - известный, популярный человек, часто участвует в различных телевизионные шоу. Он вместе с Марией Петровой являлся участником 4 сезона телешоу «Ледниковый период» в 2013 году, так же появился в рейтинговых телепроектах «Братья Сафроновы», «Улица Веселая», «Сто к одному» и многих других.

В сентябре 2016 года Аскольд, как и его брат, на выборах в Госдуму VII созыва был доверенным лицом партии «Единая Россия». Через два года Запашный стал профессором кафедры «Режиссура цирка» Российской Академии театрального Искусства.

Награды и Премии Аскольда Запашного

1997 - Победитель фестиваля циркового искусства «Золотая тройка» в Ярославле;

1999 - Заслуженный артист России - за заслуги в области искусства;

1999 - Звание «Артист года» от Союза цирковых деятелей;

2001 - Лауреат премии Правительства Москвы;

2002 - Лауреат национальной премии «Циркъ»;

2005 - Лауреат Международного конкурса артистов цирка в г. Саратове, главный приз «Золотая тройка». Специальный приз за высокие достижения в цирковом искусстве награжден Международными призами от Китайской ассоциации циркового искусства - награда «Золотой лев».

2006 - Вместе с братом был занесен в «Книгу рекордов Гиннеса» за самый длинный прыжок льва с человеком на спине.

2007 - Лауреат Международного фестиваля-конкурса циркового искусства в г. Ижевске. - Главная награда «Золотой медведь».

2008 - Почетное звание «Народный артист Удмуртии».

2011 - Победитель Международного фестиваля-конкурса циркового искусства в Москве. Специальный приз от Монгольского государственного цирка и от Большого цирка «Мундиаль» (Испания). Также имеет Общественные награды от губернатора Кемеровской области, губернатора Брянской области и губернатора Новосибирской области.

2011 - Второй раз занесен вместе с братом в Книгу рекордов Гиннесса за рекорд-трюк «Самая высокая колонна из 3-х человек на бегущей паре лошадей».

2012 - Лауреат Международного фестиваля-конкурса циркового искусства в г. Ижевске и второй раз награда «Золотой медведь» за исполнение конного номера «Эллада».

2012 - Почетное звание народный артист России - за большие заслуги в области циркового искусства.

2012 - губернатор Кемеровской области Аман Тулеев наградил Аскольда и Эдгарда Запашных высшей наградой Кемеровской области - Орденом «Ключ Дружбы», за высокий профессионализм, преданность и верность своему делу. А их маму Татьяну Васильевну Запашную - медалью «Материнская доблесть».

2014 - Факелоносец на эстафете Олимпийского огня.

2014 - Награжден памятной медалью и благодарственным письмом от Дмитрия Медведева «За большой вклад в подготовку и проведение XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи».

2015 - Награжден благодарственным письмом от В.Колокольцева - Министра Внутренних дел РФ «За активную работу по подготовке и проведению комплекса мероприятий в 2014 году, направленных на социальную поддержку членов семей сотрудников органов внутренних дел, погибших при выполнении служебных обязаностей, и инвалидов вследствие военной травмы.»

2016 - Награжден почетной грамотой от В.Колокольцева - Министра Внутренних дел «За активную работу по подготовке и проведению комплекса мероприятий в 2015 году, направленных на социальную поддержку членов семей сотрудников органов внутренних дел, погибших при выполнении служебных обязаностей, и инвалидов вследствие военной травмы.»

2017 - Принцесса Монако, Стефания, вручила приз «За заслуги в развитии Российского цирка».

2017 - Премия «Серебряный клоун» на 41-м Международном цирковом фестивале в Монте-Карло, Монако. Братья выразили несогласие с результатами голосования жюри.

2018 - Согласно Указу президента России Владимира Путина, 2018 год был объявлен Годом добровольца. Аскольд Запашный вместе с братом Эдгардом Запашным стали его послами.