Антонимы используются как яркое выразительное средство в художественной речи. Писатель видит жизнь в контрастах, и это свидетельствует не о противоречивости, а о цельности восприятия им действительности.

Основная стилистическая функция антонимов - быть лексическим средством выражения антитезы. Антитеза как стилистический прием широко распространена в народном поэтическом творчестве, например в пословицах: Ученье - свет, а неученье - тьма; Мягко стелет, да жестко спать. Классические примеры антитезы дает русская художественная литература: Ты богат, я очень беден. Ты прозаик, я поэт. Ты румян, как маков цвет, я, как смерть, и тощ, и бледен (П.); Прощай, немытая Россия, страна рабов, страна господ, И вы, мундиры голубые, и ты, послушный им народ (Л.); Я вижу печальные очи, я слышу веселую речь (А. К. Т.).

Антитеза бывает простой (одночленной) - У сильного всегда бессильный виноват (Кр.)и сложной (многочленной) -И ненавидим мы, и любим мы случайно, Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви, И царствует в душе какой-то холод тайный, когда огонь кипит в крови (Л.). В сложную антитезу может быть вовлечено несколько антонимических пар.

Обращение к антонимам отражает важные особенности мировоззрения и слога писателя. М. Ю. Лермонтов, стремясь к выразительности, афористической отточенности речи, нередко вводил в текст антонимы в процессе авторедактирования, предпочитая контрастные слова нейтральным. Например: - Что до меня касается, то я убежден только в одном... - сказал доктор [Вернер], - <...>что рано или поздно, в одно прекрасное утро я умру. - Я богаче вас, - сказал я [Печорин]: -у меня, кроме этого, есть еще убеждение, - именно то, что я в один прегадкий вечер имел несчастие родиться. В черновом автографе Лермонтова это противопоставление еще не имело такой остроты: там выпадал один из элементов антитезы - Печорин повторял эпитет Вернера в один прекрасный вечер.

Антонимы способствуют раскрытию противоречивой сущности предметов, явлений [Ты и убогая, ты и обильная, ты и могучая, ты и бессильная, матушка-Русь (Н.); То серьезный, то потешный, нипочем, что дождь, что снег, - он идет, святой и грешный, русский чудо-человек (Твард.)].

Часто обращаются к антитезе публицисты (Нет на войне промежуточных тонов, бледных красок, все доведено до конца - великое и презренное, черное и белое. - Эрен.). Употребление антонимов придает публицистической речи яркую экспрессию. Так, А. Н. Толстой писал в годы Великой Отечественной войны: Наша земля немало поглотила полчищ наезжавших на нее насильников. На западе возникали империи и гибли. Из великих становились малыми, из богатых нищими. Наша родина ширилась и крепла, и никакая вражья сила не могла пошатнуть ее.

Противопоставление усиливает эмоциональность речи. Не случайно антонимия лежит в основе многих афоризмов [Чем ночь темней, тем ярче звезды (Майк.); Дома новы , но предрассудки стары (Гр.); Мне грустно потому, что весело тебе (Л.); То сердце не научится любить, которое устало ненавидеть (Н.); Как мало пройдено дорог, как много сделано ошибок (Ес.); Двери настежь у вас, а душа взаперти (Выс.); Но почти у края гроба Верю я: придет пора - Силу подлости и злобы Одолеет дух добра (Паст.)].

По принципу антитезы построены многие заглавия произведений [«Война и мир» (Л. Т); «Дни и ночи», «Живые и мертвые » (Сим.)]. Особенно часто используется антонимия в заголовках газетных и журнальных статей [«Химия добрая и злая», «Доходы и расходы», «Мертвая система не слышит живых людей», «Ретро и модерн рядом», «Проводы трагические и веселые», «География - разная, биографии - схожие», «Бедность при богатстве», «Макси-страсти по минифутболу»].

Противоположен антитезе прием, состоящий в отрицании контрастных признаков у предмета: В бричке сидел господин, не красавец, но и не дурной наружности, не слишком толст, не слишком тонок ; нельзя сказать, чтобы стар, однако ж и не так, чтобы слишком молод (Г.). Такое нанизывание антонимов с отрицанием подчеркивает заурядность описываемого, отсутствие у него ярких качеств, четко выраженных признаков. Подобное использование антонимов дает возможность указать на такие понятия, которые в языке не имеют точного определения, например: Если друг оказался вдруг и не друг и не враг, а так... (Выс.)

Сильную экспрессию создает употребление одного из членов антонимической пары с отрицанием: Кем ты станешь - я гадать не буду. Мир не постарел - помолодел; на просторах Родины повсюду множество больших и малых дел (Вик.). Подобное соединение антонимов усиливает, подчеркивает значение одного из них, употребленного без отрицания; речевая избыточность при этом выполняет конструктивную функцию - служит средством актуализации понятия, на которое автор хочет обратить особое внимание: Жив, а не умер демон во мне (Цв.); Не ссориться я пришел, а мириться; Я не враг тебе, а друг. Писатели используют этот стилистический прием для передачи оттенков разговорной речи с характерной для нее эмфатической интонацией, например у Чехова: Тащи-ка корягу кверху, добрый человек... Как тебя? Кверху, а не книзу!

Явление антонимии лежит в основе оксюморона (от гр. oxymoron - остроумно-глупое) - яркого стилистического приема образной речи, состоящего в создании нового понятия соединением контрастных по значению слов . Сочетание антонимов в «чистом виде» в оксюмороне встречается редко [«Начало конца» (заголовок статьи), «Плохой хороший человек» (название кинофильма), В разгар периода застоя... (Из газ.)]. В большинстве случаев слова, имеющие противоположное значение, соединяются как определяемое и определяющее [«Крупные мелочи», «Дорогая дешевизна», «Неудобные удобства» (заголовки)] (существительное и прилагательное), поэтому их нельзя считать антонимами в точном значении термина (антонимы должны принадлежать к одной и той же части речи).

Яркие оксюмороны создали русские поэты [Люблю я пышное природы увяданье (П.); О как мучительно тобою счастлив я (Я.); Но красоты их безобразной я скоро таинство постиг (Л.); Убогая роскошь наряда (Н.); С наглой скромностью смотрит в глаза (Бл.); Смотри, ей весело грустить, такой нарядно обнаженной (Ахм.); Мама! Ваш сын прекрасно болен! (Маяк.); Пришла пора всезнающих невежд (Выс.)]. Оксюморон часто встречается в названиях художественных произведений [«Живые мощи» (Т.), «Оптимистическая трагедия» (Вишн.)], в заголовках статей («Сложная простота», «Холода - сезон жаркий», «Разбуженная тишина», «Громкий шепот анекдота», «Неофициальное об официальном», «Отступление вперед»).

Стилистические функции антонимов не исчерпываются выражением контраста, противопоставления. Антонимы помогают писателям показать полноту охвата явлений [И поздно желать, все минуло; и счастье и горе (Вл. Соловьев); Перед ним толпа бежала, Быль и небыль разглашала (П.)], широту временных границ [Войска идут день и ночь, Им становится невмочь (П.)]. Использование антонимов в этой стилистической функции иногда приводит к нанизыванию антонимических пар (Палитра красок человеческих характеров не имеет границ. Есть люди добрые и злые, храбрые и трусливые, умные и недалекие, красивые и уроды, здоровые и больные, веселые и угрюмые, старые и молодые, прямые и скрытные, откровенные и хитрые. - Н. Ч.).

Некоторые антонимические пары выступают в речи как лексическое единство, приобретая фразеологический характер: и стар и млад, и те и другие, рано или поздно. Их употребление вносит в художественную речь разговорные интонации: Не зарвемся, так прорвемся, Будем живы - не помрем, Срок придет, назад вернемся. Что отдали - все вернем (Твард.).

Сопоставление антонимов может отражать чередование действий, смену явлений, наблюдаемых в жизни 7 часов человечий прилив, в 17 часов - отлив (Маяк.); Помиримся. И поссоримся. И снова ты не уснешь. Мы сложим наши бессонницы в сплошную белую ночь (Р.)], указывать на быструю смену действий (Вон вдали блеснула ясная зарница, вспыхнула и погасла... - Бл.).

При столкновении антонимов речь нередко приобретает ироническую окраску; писатели-юмористы часто используют комические антитезы [Самый отдаленный пункт земного шара к чему-нибудь да близок, а самый близкий от чего-нибудь да отдален (К. П.); Незрелый ананас для человека справедливого всегда хуже зрелой смородины (К. П.)].

На антонимах строятся каламбуры: Где начало того конца , которым оканчивается начало? (К. П.) Было так поздно , что стало уже рано (Солж.). В таких случаях игра слов возникает благодаря употреблению многозначных слов, которые выступают как антонимы не во всех значениях (ср.: Молодая была уже не молода. - И. и П.).

Особый стилистический прием - использование одного из антонимов, в то время как по смыслу следовало бы употребить другой. Например: Отколе, умная , бредешь ты, голова? (Кр.) Слово умная сказано в насмешку по отношению к Ослу, и читатель понимает, что за этим определением стоит его антоним - глупая. Употребление слова в противоположном значении называется антифразисом. Антифразис часто встречается в текстах, пронизанных авторской иронией, например в «Повести о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Ники- фировичем» Н. В. Гоголя: Два почтенные мужа, честь и украшение Миргорода, поссорились между собой;... Тогда процесс пошел с необыкновенной быстротою, которою обыкновенно так славятся судилища.

Резкий сатирический эффект создает антонимическая замена одного из компонентов в устойчивых словосочетаниях: «Бюро злостных услуг», «Долг платежом черен » (заглавия фельетонов). В подобных сочетаниях особенно обращает на себя внимание «нелогичность» высказывания, поскольку языковая форма фразеологизма диктует употребление противоположного по значению слова.

Изучая стилистическое использование антонимов в художественной речи, следует иметь в виду, что их выразительные возможности реализуются не только при непосредственном противопоставлении, но и в том случае, когда в тексте какой-либо член антонимической пары отсутствует. Благодаря своим устойчивым связям антонимы воспринимаются в речи на фоне их «противочленов». Например, читая описание внешности Пугачева в «Капитанской дочке» А. С. Пушкина, мы отмечаем особую выразительность слов, имеющих антонимические пары: Лицо он имеет смуглое, но чистое, глаза острые и взор страховитый; борода и волосы на голове черные; рост его средний или меньше; в плечах хотя и широк, но в пояснице очень тонок - каждое из выделенных слов читатель мысленно отличает от возможного антонима. В этом и проявляются системные связи слов в лексике.

  • См.: Павлович Н. В. Семантика оксюморона // Лингвистика и поэтика. - М.,1979. - С. 238 и сл.
  • См.: Проблемы художественной речи. Лексикология и лексикография. - М.,1981. - С. 71 и далее.

Синонимия. Ее стилистические функции.

1) Понятие синонимии.

2) Лексическая синонимия и ее разновидности.

3) Стилистическая функция синонимов.

4) Понятие антонимии.

5) Типы антонимов по структуре и синонимической сущности.

6) Стилистическая функция антонимов.

Синонимия – одноименность. Это тип семантических отношений языковых единиц заключающихся в полном или частичном совпадении их значений. Синонимия бывает лексическая, фразеологическая, грамматическая.

Фразеологическая синонимия: капля в море – мало; всего ничего, кот наплакал.

Словообразовательная синонимия: Не и без;

Морфологическая синонимия: умнейший – самый умный. Запеть – начать петь, стакан чая – стакан чаю.

Синтаксическая: эту книгу написал он – эта книга написана им. Я встретил девушку, живущую напротив – я встретил девушку, которая живет напротив.

СИНОНИМИЯ – ВОЗМОЖНОСТЬ УЗНАТЬ НЕЗНАКОМОЕ.

Я положил деньги на счет в банк. Я ничего не знаю насчет тебя.

Костюм дешевый, однако, хороший.

Синонимы – лексические единицы, принадлежащие одной части речи и совпадающие в свое значении частично или полностью.

Абсолютные синонимы ничем не различаются.

Синонимы делятся на семантические (или идеографические) и понятийные (оттеняют разные стороны обозначаемого предмета). Кроткий, незлобивый, покорный, смирный. Они могут указывать на различный признак. Ломать, крушить, сокрушать.

Стилистические синонимы – дающие различную оценочную характеристику обозначаемого предмета. Лицо, лик.

Семантико-стилистические. Идти, тащиться.

По структуре:

1) Разнокоренные. Молодой – юный. Радостный, веселый, счастливый.

2) Однокоренные. Выругать – отругать. Заглавие – заголовок.

По структуре могут быть выражены как словом, так и словосочетанием. Ударить – нанести удар. Победить – одержать победу. Синонимы могут различаться степенью сочетаемости. Черная паста, вороной конь. Коричневый карандаш, карие глаза.

Стилистические синонимы могут различаться принадлежностью к тому или иному стилю речи. Украсть, похитить, своровать, стибрить.

Сферой употребления: доллар, бакс. Петух, кочет. Вратарь, голкипер.

С точки зрения отношения к современному язык: глаз, око.

Два или более синонимов образуют определенную группу – парадигму, синонимический ряд. В составе этого ряда есть слово стилистически нейтральное и семантически самое емкое. Такое слово называется доминанта. Бой, битва, сражение, схватка, баталия, сеча.

Синонемы образуют в я зыке группу.

2 или более синонимов образуют в языке определённую группу: парадигму, называемую синонемическим рядом. В составе этого ряда есть 2 слова стилестически нейтральное и семантическе самое ёмкое.



Такое слово называеться доминанта. Например: бой, битва, сражение, хватка, баталия, сеча. БОЙ - доменанта. Лицо, лик, физиономия, морда, харя. Глагол: возбуждать, будоражить,

Стилистическая функция синонимов:

1. Замещение

2. Уточнение

Замещение как правило замещаеться когда части идут друг за другом и здесь хорош полный абсолютный синоним.

Уточнение состоит в раскрытие свойств предмета на указание разнообразие признаков. ФУнкция уточнение реалезуеться в одном предложение или в контактном расположение слов.

Милостевый государь: бедность не порок, это истинна. Но нищета - порок-с в бедности вы ещё сохраняете чувства.

АНТОНИМИЯ - анти с греч. Против - это тип симантических выражений лексических едениц имеющих противоположное значение. Противопоставляються только соотносительные т.е. слова находящиеся только в одной лексической парадигмы. Слова обозначающие логически совместимые понятия, в основу их сопостовления положен один и тот же общий существенный признак: белый -чёрный, умный - глупый, справа с лева, север - юг, восток - запад. Антонимы могуд обнаруживать градуалные аппозиции, в которых между резко протоивоположными понятиями есть промежуточные: молодой средних лет пожилой старый. Лёгки, средней трудности, тяжёлый. Сухой, влажный, мокрый.

Другая группа антонимы из 2х слов: истенный ложный, вместе врось, чистый грязный.

По структуре антонимы бывают: разнокоренными: хороший-плохой, белый - чёрный, начало - конец.

Однокоренными: одарённый - бездарный, входить - выходить, завёртывать -развёртывать, прилетвть - улетвть. В однокоренныых антонимых обусловленно приставками. Однокоренные антонимы и онтонимы прилогательные часто образуються за счёт присоеденения иноязычных приставок: гармония - дисгармония, мобилизация - демобилезация, информация - дезинформация, логичный - алогичный.

Особую, непродуктивную разновидность антонимов представляют антонимы: энантиосемы, в которых значение противоположности выраженно внутрисловно т.е. в одном слове совмещены 2 противоположных значения: одолжить (дать в долг и взять в займы), оговориться (сделать оговорку и ошибиться)

Антонимы эмвфинизмы(от греч. Хорошо говорю) - это слова выражающие противоположные значени выражающие мягко, не категорично, формируються с приставкой НЕ: злой - не злой, всегда - не всегда.

Среди разнокоренных антонимов выделяют антонимы конверсивы - (конверсио от лат. Изменять): Пётр покупает дом у Сергея, сергей продаёт дом Петру. Антонимы образуют пары, но иногда и ряды когда имеют градацию. АНТОНИМИЧЕСКИЕ ПАРЫ: чёрный - белый.

СТИЛЕСТИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ АНТОНИМОВ,

Постороена фигура антитеза: пословицы: меньше говори, больше делай. Знанеи возвыает, невежество унжает. Афоризмы: и барский гнев и барская любовь, Антитезы: война и мир, Дни и ночи.

Оксюморон (от греч. Остроумно глупая) стилестическая фигура состаящая в соеденение 2х понятий: живой труп, горячий снег, оптиместическая трагедия, богадый и нищий, звонкая тишена, горький сахар, горькая радость, холодный зной.

Антифразис это стилестический приём в основе которого лежит употребеление сорва в противоположном смысле: от коле умная бридёшь ты голова (обращение к ослу), используеться в информации. Долг платежом чёрен. Они сошлись, волна и камень.

ЛЕКСИКА С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ПРОИСХОЖДЕНИЯ

1. Основные пути формирования Русской лексики

2. Исходная лексика

3. Взаимствованная лексика

3.1 лексика из славянских языков

3.2лексика не из славянских языков

4. Освоение взаимствованной лексики.

Индоевропейская:

1. Неславянская

2. Славянская - Восточнославянская(Рус. Украин. Беларус.) - Русская

Исконно русская лексика: индоевропейская - общесловянская - Восточная - Собственно Русская.

2. пункт Исходная лексика сформировалась:

Индоевропейские слова - те которые мы можем найти в различных я зыках и ндоевропейской группы (мать, отец, дочь, волк, мясо, брать, вести и т.д.)

Общесловянские слова до7века: (дуб, липа, ель, уродина, зреть, петух, воробей, злой, ласковый, ладный)

Восточнославянские или древнерусские 7-12век: (русские белорус., украинск) (белокурый, беззаветныйЮ, брадить, дядя, пачкаться, племянник, сегодня, после, теперь.)

Собственно русские: (Варенье, голубцы, вьюга, ненастье, гололёдвощик, гоньщик, каменьщик, лётчик)

Заимствованная лекст=ика делеться на 2 группы: заимствование из словянских и несловнских.

Влияние оказал старославянский язык (древнеболгарский)

С 11 века старославянский испл=ользовался на руси как лит.письменный предназначенный для преевода греческих церковнеых книг и для распространения христеанства на руси.

Древне болгарские просветители Кирилл и Мифодий внесли в него элементы греческой византийской культуры.

Старославянизмы легко распознать. Отличительные признаки старославянизма:

Фонетические, морфолонгические и семантические.

Фонетические:

1. Неполноглаие - наличее сочетание ла ра ре ле, на месте руссих роо оло еле эле.:

(Ере - дерево) (брег -берег, злото - золото, плен - полон)

2. Начальные ра ла, ро ло (ладья)

3. Старославянские (един - один, езеро - озеро)

4. В корне е перед твёрдыми согл. На месте русского ё (небо - нёбо, перст - напёрсток)

5. Сочетание жд на месте русского ж (хождение - хожение, надежда - надёже, одежда - одёжа, невежда - старославянска невежа)

6. Ю на у (Юродивый уродивый0

7. (Агнец ягнёнок)

8. Щ на месте руссского Ч (освещение)

Морфологические особенности старославянских слов:

1. Приставка на зс низверзнуть, низ, черезмерный,

2. Пре пред: презреть, преднамеренно.

3. Суфексы тв сни ни (битва, тварение)

4. Корни благо, бого, добро, зло, жертво

Семантические (церковная лексика):

Влачить - волочить, врата, лани - ладони, бремя.

3.2 заимствавание из неславянских яхыков

Наиболее раннего - из финского (Лари, сельдь, севьрюга, пельмени)

Имена: (Олег, Игорь, Ольга)

Карабль, парус,

Ад ангел, икона, хор.

Чуркизмы: большое колличество слов, сингармонизма - это повторяемость одного и того же гласного (сарафан, таракан, барабан, армян, лапша, сундук)

Латинизмы пришли к нам через польские (хоррактерные особенности - суфиксы ент, тор, ум, ус, цыя) комплимент, доктор, форум, аспирантура, градус, лекция.

Промышенность, фабрика, шахта, ленинизим, математика, гепотиза)

Источником являються латынь, французский, датский и др.)

Франц. Заимствования конец 18-начало19века.

Признаки хорактерные для заимствования из разных европейских языков: спортивная, политическая лексика.

Немецка: шахта, выхта(особенности - сочетания двух глухих звуков шт-фт-шп

Английский: сорт, тенис, футбол, бокс, финишь - (политическая) (финишь, байкот, допинг) ударение на 1м слоге. Ударение на первом слове.

Французский: суфикс аж: вираж, гараж, трекотаж, шантаж, пейзаж. Суфмкс ён(бульён, медальён)

Тротувр, аэроплан, будуар, БУДУАР. Туалет. Сочетание мью бю (бюлютень нюанс) ударные окончания на конце слова. (Жалюжи, касшне, бюро, баланс, нюанс) Интерьер, модельер, шофёр. Безударный суфикс ер (киллер, брокер - это англ) (кучер - немецкие)

Музыкальная классическая терменалогия из итальянского (тенер, соната)

Балетная терменалогия из франц.

Американизм (брокер, диллер, риэлтор, аудит, лизинг, демпинг)

Компьютерная терменалогия (фаер, сервер, интернет)

Оден из типов заимствований - калькирование, оно способствует не изменение. Есть 2 типа: словообразовательные и семантические:

Перевод каждой из начемых частей (орфос + графос) (бизнес + мен) (бизнес + вумен) (био+графос)

Убермен (сверхчеловек) (паблик релейшн - связи публичные)

Семантическая калька (толко значение слова (тот(тач) - трогать)

Освоение заимствованной лексики

Семантические функции:

а) противоппоставление (ты богат - я очень беден)

б) ослабленное противопоставление - сопоставление (малым огнем и большой кровью)

в)разделения-взаимоисключения (вредно это или полезно)

г) чередование, последовательность фактов (то порознь, то вместе)

д)охват всего класса предметов (и верхние, и нижние - все ноты хороши)

е) превращение одной противоположности в другую, совмещение (как много мало мыслей в нем)

ж) соединение, сложение (расставания и встречи - из чего сложилось счастье)

з) для выражение образного сравнения или оценки (не столько объединяет, сколько разъединяет).

Стилистические функции (в фигурах речи):

1) Антитеза - противопоставление резко контрастных понятий, может выражаться антонимией контекстуальной, речевой, авторской (и ненавидим и любим случайно)

2) Оксюморон - в одном контексте два взаимоисключающие понятия (живой труп)

3) Ирония - употребление слов с противоположным значением с целью насмешки (откуда умная бредешь ты голова).

Конве́рсия (лат.«обращение», «приноровление») - способ словообразования, образование нового слова путём перехода основы в другую парадигму словоизменения. Обычно получившаяся лексема принадлежит к иной части речи. Наиболее распространена конверсия как способ словообразования в тех языках, где многие морфемы являются нулевыми, таких как английский или китайский. Например, из англ. bet «ставить на кон» получается англ. bet «ставка». Такое понимание конверсии (как исключительно словообразовательного процесса) предлагал, например, А. И. Смирницкий.

Конверсия - обратные отношения слов в исходном и производном высказываниях.

Грамматическая конверсия - действительный и страдательный залог. Лексическая конверсия выражается разными словами (продать - купить). Конверсия подразумевает:

1) двусторонность, смена субъекта-объекта

2) разная направленность одного действия

3) наличие прямой и обратной ролевой структур

4) обладают одинаковой предметной соотнесенностью (один денотат)

5) одна и та же ситуация обозначена с разных точек зрений.

6) разные сигнификативные значения, которые отрицают друг друга (дифференциальные семы несовместимы)

Типы конверсии:

1) Структурная (какой частью речи выражена)

а) глаголы (продать - купить)

в) прилагательные (моложе - старше)

г) наречия (справа - слева)

д) предлоги (перед - после)

е) фразеологизмы (на волосок от смерти - смерть смотрит в лицо)

Семантическая (причинно-следственные отношения)

а) передача (дать - взять)

б) приобретение / утрата (израсходовали - кончились)

г) заполнение объема (входит - вмещает)

3) Конверсивы в себе - конверсив без пары, предполагающий смену субъекта-объекта (соавтор, дружить, ссориться).

Функции конверсивов:

1) Семантиический и конструктивный элемент формирования эквивалентных высказываний.

2) Выбор одного из взаимно обратных слов

3) определение актуального смыслового членения предложения (тема - рема).

Лексика русского языка с т. зр. её происхождения, активного и пассивного запаса, сферы её употребления, стидистич.дифференциации.

Принципы классификации словарного состава языка.

Слова, образующие лексику русского языка, отличаются друг от друга:

1 .происхождение – исконно русская и заимствованная (из старослав. и др.)

2. по степени употребительности – активный и пассивный словарный запас (1 – регулярно и часто воспроизводимые, 2 – устаревшая и новая – историзмы, архаизмы, неологизмы).

3 . по сфере употребления – общеупотребительная и ограниченная территориально (диалектизмы), профессионально (термины и профессионализмы), и социально (жаргонизмы).

4. по стилистической характеристике – нейтральная (межстилевая) и стилистически маркированной высокой, официальной, научной – книжной речи, разговорной и просторечной – устной речи.

Понятие исконно русской лексики. Пласты исконно русской лексики.

Основной источник пополнения – база собственно русских корней и аффиксов. Исконно русских слов – более 90%. Несколько исторических пластов:

1. Самый древний – общеиндоевропейский – из него в праславянский, потом древнерусский, потом в русский. (родство – мать, дочь, сын, животные – коза, волк, деревья – дуб, береза, вещества – соль, уголь, рельеф и природа – берег, вода, луна). Этимологически общие соответствия в разных индоевропейских языках.

2. Праславянский (общеславянский – до 6 в нэ), - в разных славянских языках количество слов от 1500 до 2000. у нас – ископаемые – золото, серебро, глина, животные – олень, лиса, ворона, части тела – голова, рука, чело, палец, бок, рельеф – земля, яма, поле, брод, времени суток и года – день, ночь, завтра, лето, месяц, природа – ветер, туча, снег, мороз, солнце, растения – липа, тополь, яблоня, тыква, гриб, семейные отношения – дед, тесть, холоп, гость, племя, король, посол, суд, стража, абстрактные – вера, страх, воля, стыд, грех, кара, бог, свобода, сила, прилагательные – глупый, скупой, милый, числительные – один, два, три, семь, сто и др.

3. Древнерусские – общевосточнославянские (с 6 по 14-15 вв), неизвестные южным и западным славянам - совсем, галка, говорун, снегирь, ледяной.

4. Собственно русские – (после 14-15 вв). известные у других славян лишь как русские заимствования. Большинство – на собственной славянской базе, но есть на иноязычной – шнурок, журнальный, кокетничать, стартовать, побасить. (относятся к собственно русским, потому что образованы по русским словообразовательным моделям и с помощью русских словообразовательных средств).

а) Почти все существительные с суффиксами –щик – овщик – льщик – тельство – ша.

б) Существительные от префиксальных глаголов с помощью безаффиксного способа (разбег, зажим),

в) существительные с суффиксом -тель со значением действующего предмета (взрыватель), - ость от прил (народность), -тельн (вместительность),

г) прилагательные с суффиксом –чат, -чив (клетчатый, навязчивый).

д) Наречия типа по-матерински, по-осеннему,

е) отпричастные образования на –е – торжествующе,

ж) сложносокращенные существительные и многие сложные прилагательные

Именно собственно русские образования определяют специфику лексики рус яз и служат базой и основным источником развития.

Заимствованные слова.

В результате экономических, политических и культурных связей с другими народами заимствовалась различная лексика. Заимствованные слова могут вытеснять исконно русские наименования, или употребляться наряду с ними, становясь синонимами (экспорт-импорт, ввоз и вывоз). Источниками заимствований служили славянские (польский, чешский и др.) и неславянские (греческий, латинский, французский, немецкий, итальянский. Английский, тюркские) языки.

1. Из польского была заимствована в основном бытовая лексика (кофта, замша, коляска, фуражка), через него были заимствованы латинизмы (монета. публика), немецкие и итальянские слова (ярмарка, грунт, штука).

2. Из украинского языка заимствованы бублик, борщ, гопак, школяр, хлебороб.

3. Из чешского – беженец, полька, робот.

При переходе в иной язык слова приспосабливаются к фонетическому строю и морфологической системе заимствующего языка, подвергаются лексико-семантической трансформации:

1. Фонетические преобразования – замена чужих звуков близкими по качеству звуками заимствующего языка.

2. Морфологические преобразования – отнесение к определенной части речи, распределение по словообразовательным типам, получение соответствующего грамматического оформления. (грецизмы –ос, -он: епископ, идол, латинизмы –ус, -ум: мускул, декрет); (la sorte ж.р. – сорт м.р.).

3. Лексико-семантическая трансформация – (изменение объема слова (сужение) – пудра в фр.- порошок, пудра, порох, пыль, песок. А в русском – только пудра). переосмысление слова (сарай - дворец), появление нового вторичного значения у заимств. слова (винегрет)

В народном языке существует тенденция пристроить заимствованные слова к созвучным своим словам и переосмыслить их в этом кругу – народная этимология, ложная этимология (окопанты). Народная этимология используется в ЯХЛ в стилистических целях.

По степени освоения различаются: 1. ассимилированные – прочно вошедшие в лексическую систему русского языка и воспринимаются как исконно ему принадлежащие (карандаш, суп) 2. Экзотические слова (экзотизмы) – отражающие явления жизни и быта других народов (мадемуазель, сациви, доллар). 3. Варваризмы – иноязычные слова, не до конца освоенные заимствующим языком, в связи с трудностями грамматического освоения, нередко придают юмористический или иронический оттенок тексту (жевать чуингам, пить джусы).

Понятие стилистики. Предмет и задачи практической стилистики.

Стилистика – раздел языкознания, изучающий выразительные средства языка и закономерности использования этих средств в различных сферах общ. деят-сти и в различных ситуациях общения.

Объект стилистики – язык. Предмет стилистики – то, как говорят.

Главная задача стилистики изучение и описание функциональных стилей, признаков и стилистических свойств отдельных языковых единиц, которые объединяют их (в пределах общей системы языка) в частные, функционально однородные подсистемы.

Понятие о функциональных стилях

Функциональный стиль - это исторически сложившаяся и общественно осознанная разновидность литературного языка (его подсистема), функционирующая в определенной сфере человеческой деятельности и общения, создаваемая особенностями употребления в этой сфере языковых средств и их специфической организацией

Речевые ошибки в тексте (тавтология, плеоназм, контаминация).

Плеоназм – употребление близких по смыслу и оттого лишних слов (месяц май);

Тавтология – употребление однокоренных слов;

Контаминация – из 2х правильных высказываний одно или 2 неправильных (играть роль – иметь значение)

Многозначные слова. Омонимы.

Омонимия -т.е. совпадение в звучании и написании слов, различных по значению;

Многозначность- употребление слова в разных значениях.

Стилистические функции синонимов, антонимов. Стилистическое разграничение паронимов.

Сино́нимы - слова одной части речи, различные по звучанию и написанию,но имеющие одинаковое или очень близкое лексическое значение.

Стилистические синонимы – это слова, которые употребляются в разных стилях, но имеют одинаковое значение. Наиболее яркой иллюстрацией становится группа рожа – лицо – лик . Слово «рожа » явноразговорное , которое имеет множество не весьма интеллигентных просторечных вариантов. Слово «лицо »нейтральное : у него есть «пропуск» во все стили. Слово «лик » книжное : скорее всего с ним мы столкнемся в художественном произведении в случае стилизации или нарочито возвышенного отношения к какому-либо из героев.

Анто́нимы - это слова одной части речи, различные по звучанию и написанию, имеющие прямо противоположные лексические значения: правда - ложь, добрый - злой, говорить - молчать.

Основная стилистическая функция антонимов – быть лексическим средством противопоставления, контрастного изображения природных и социальных явлений, черт характера и т.п. Противопоставление как стилистический прием широко используется в разговорно-бытовых фразеологизмах, пословицах и поговорках. Смысловая емкость, образность народных речений часто создается антонимами. Например: ни жив ни мертв, ни взад ни вперед, ни жарко ни холодно; ученье – свет, а неученье – тьма; с чем пришел, с тем и ушел .

Синонимы – слова, разные по написанию, но близкие или тождественные по значению, выражающие одно и то же понятие, но различающиеся оттенками значений или стилистической окраской. Синонимы делятся на три группы:

1)семантические , которые различаются оттенками значения (красный, алый, багровый );

2)стилистические , которые различаются стилистической окраской

Различаются с точки зрения принадлежности к различным стилям (молодые – разговорный стиль, новобрачные – официально-деловой стиль);

Различаются сферой употребления, отношением к литературному языку (беседовать – литературное, гутарить – диалектное);

Разные с точки зрения отношения к активному и пассивному словарю; обычно один из синонимов устаревший (актер – лицедей, глаза – очи );

Отличаются эмоционально-экспрессивной окраской (перехитрить – нейтр., кинуть – эмоц.);

Эвфемизмы служат для обозначения тех слов, которые представляются автору нежелательными (высморкаться – очистить нос посредством платка );

3)семантико-стилистические , которые различаются и оттенками значений, и стилистической окраской (работать – литер., трудиться – книж., вкалывать – разг.).

Помимо разнокорневых существуют однокоренные (однокорневые) синонимы, отличающиеся друг от друга или стилистической окраской, или сочетаемостью (борьба – борение, рыбак – рыбарь ). Не относятся к синонимам варианты слов, отличающиеся произношением, написанием или морфологическими особенностями (орфоэпические варианты: тво рог – творо г ; орфографические варианты: кинетические – кинесические ; морфологические: рельс – рельса ). Особняком стоят тождественные синонимы , одинаковые по смыслу и по стилистической окраске. Это, как правило, слова разные по происхождению, но обозначающие одно и то же понятие (лингвистика – языкознание ). Существуют не только лексические синонимы, но и синтаксические (шел берегом – шел по берегу; льняное полотенце – полотенце из льна; когда она проходила по улице - проходя по улице, она…).

В речи синонимы выполняют разнообразные функции , основными из которых являются следующие:

1)функция наиболее точного выражения мысли (Сияло солнце, блестела трава в бриллиантах дождя, и золотом сверкала река );

2)функция уточнения – в одном контексте употребляются синонимы, дополняющие друг друга (Он словно потерялся, словно сробел );

3)функция разъяснения – синонимы разъясняют слова, которые могут быть непонятны читателю: заимствования, диалектизмы, профессионализмы (Началась анархия, или беспредел );

4)функция сопоставления – синонимы указывают на различия в семантике (Врача пригласить, а фельдшера позвать; Начальство не опаздывает, оно задерживается );

5)функция противопоставления (Он не шел, а влачился, не поднимая ног от земли );

6)функция замещения – синонимы помогают избежать повторения слов (Строительство закончено, завершены и строительные работы );

7)функция усиления – нанизывание синонимов служит усилению признака, действия (То потухнет, то погаснет, то совсем не загорит ). Если каждый следующий синоним усиливает предыдущий, создается градация (Сгорели в танках мои товарищи: до пепла, до золы, до тла).

8)функция средства связи предложений в тексте.

Антонимы – слова, противоположные по значению. Они бывают однокорневые (вошел – вышел ) и разнокорневые (добрый – злой ). Особой разновидностью антонимов является энантиосемия . Это антонимия внутри многозначного слова, когда разные значения данного слова вступают в антонимичные связи (бесценный – нет цены (очень дорогой) и ничего не стоит (дешевый) ).

Функции антонимов

1)лексическое средство выражения антитезы (У сильного всегда бессильный виноват );

2)могут использоваться в предложении с отрицанием (В бричке сидел господин, не красавец, но и не дурной наружности, не слишком толст, не слишком тонок ). Этот прием подчеркивает заурядность описываемого, отсутствие в нем ярких черт, признаков.

3)употребление одного из членов антонимической пары с отрицанием (Мир не постарел – помолодел ). Подобное соединение антонимов усиливает, подчеркивает значение того антонима, который дается без отрицания.

4) на основе антонимов строятся каламбуры (Было так поздно, что стало уже рано; Молодая была немолода );

5)антонимы лежат в основе оксюморона (живой труп, горячий снег );

6) антонимы лежат в основе антифразиса. Антифразис – это употребление слова в противоположном значении, т.е. автор с целью создания комического эффекта использует один из членов антонимической пары, хотя по смыслу надо использовать другой (Тогда процесс пошел с необыкновенной быстротой, которою так славятся наши судилища ).

7)помогают писателям показать полноту охвата явления (Все минуло, и счастье, и горе );

8)могут отражать чередование действий (Помиримся и поссоримся );

9)могут указывать на быструю смену действия (Вот вдали блеснула зарница, вспыхнула и погасла )

10)выступают в качестве средства связи предложений (У каждого времени своя жестокость. Доброта одна на все времена ).

Омонимы – слова, которые совпадают в звучании, написании или в какой-то грамматической форме, но имеют совершенно разное значение. Выделяют лексические омонимы, омофоны, омографы, омоформы. Лексические омонимы – слова, которые совпадают по звучанию и написанию, но не имеют ничего общего в семантике (коса, банка ). Омофоны – слова, которые звучат одинаково, но пишутся по-разному (луг – лук ). Омографы – слова, которые пишутся одинаково, но произносятся по-разному (за мок – замо к). Омоформы – слова, которые совпадают только в определенной грамматической форме (в банке – стеклянная банка и сберегательный банк ).

Функции омонимов :

1. Употребление омонимов в одной фразе подчеркивает значение созвучных слов и тем самым придает речи экспрессию (Миру нужен мир).

2. На омонимах строятся каламбуры (Трамвай представлял собой поле брани).

Весьма существенными выразительными возможностями обладают архаизмы. Архаизмы наряду с историзмами относятся к устаревшим словам и делятся на несколько видов (см. табл.):

В тексте архаизмы выполняют следующие стилистические функции: воссоздают колорит эпохи; придают речи торжественное, возвышенное звучание; создают комический эффект; способствуют достоверности речевой характеристике персонажей.


Похожая информация.