В соответствии с п. 1 ст. 26 ТК РФ цели таможенной статистики внешней торговли следующие:

  • сбор информации о состоянии внешней торговли Российской Федерации, иначе говоря, об экспорте и импорте товаров в их стоимостном и количественном выражении, а также о географической направленности экспорта и импорта;
  • контроль за поступлением в федеральный бюджет таможенных платежей;
  • валютный контроль;
  • анализ состояния, динамики и тенденций внешней торговли России, ее торгового и платежного балансов и экономики в целом.

Формирование и ведение таможенной статистики внешней торговли Российской Федерации осуществляется на основе Методологии таможенной статистики внешней торговли Российской Федерации, утвержденной приказом председателя ГТК РФ № 1524 от 24 декабря 2003 г.

В Методологии таможенной статистики внешней торговли России изложены основные правила и процедуры учета данных внешней торговли, которые базируются на положениях таможенного законодательства Российской Федерации. Методология разработана в связи с принятием Таможенного кодекса РФ 2003 г., а также в связи с выходом в 1998 г. второго, пересмотренного варианта публикации «Статистика международной торговли товарами: концепции и определения», подготовленной Статистическим отделом Организации Объединенных Наций (ООН).

В разделе 111 Методологии таможенной статистики внешней торговли Российской Федерации закреплены задачи таможенной статистики внешней торговли:

  • содействие развитию внешнеэкономической деятельности, расширению внешнеторговых связей;
  • обеспечение полного и достоверного учета данных об экспорте и импорте Российской Федерации;
  • анализ основных тенденций, структуры и динамики внешнеторговых товаропотоков Российской Федерации в увязке с анализом ее макроэкономической ситуации;
  • разработка внешнеторговой политики Российской Федерации;
  • информационное обеспечение органов исполнительной и законодательной власти Российской Федерации данными таможенной статистики внешней торговли для принятия ими решений в области таможенной политики Российской Федерации и государственного регулирования внешней торговли Российской Федерации в пределах своей компетенции;
  • предоставление внешнеторговых данных международным организациям в соответствии с международными договорами Российской Федерации и законодательством Российской Федерации;
  • предоставление данных таможенной статистики внешней торговли для контроля за поступлением в федеральный бюджет таможенных платежей;
  • использование внешнеторговых данных для валютного контроля в пределах компетенции таможенных органов и органов валютного контроля;
  • предоставление внешнеторговых данных для разработки платежного баланса Российской Федерации;
  • расчет различного рода индексных показателей (например, индексов цен и физического объема и т.д.);
  • подготовка исходных данных для прогнозирования макроэкономических показателей в рамках системы национальных счетов и платежного баланса Российской Федерации;
  • обеспечение сопоставимости данных взаимной торговли между Российской Федерацией и ее внешнеторговыми партнерами;
  • представление внешнеторговых данных для анализа мероприятий в области тарифных и нетарифных мер государственного регулирования внешнеэкономической деятельности;
  • другие задачи, обусловленные таможенной политикой Российской Федерации.

Перечень приведенных задач не является исчерпывающим.

В таможенной статистике внешней торговли Российской Федерации учитываются все товары, которые добавляются к запасам материальных ресурсов страны или вычитаются из них в результате их ввоза на таможенную территорию Российской Федерации или их вывоза с таможенной территории Российской Федерации. Транзитные товары и товары, временно допущенные в Российскую Федерацию или временно вывозимые из нее, не включаются в таможенную статистику внешней торговли Российской Федерации, кроме товаров, предназначенных для внутренней или внешней переработки, а также арендуемых на срок более одного года.

Учет ввоза и вывоза товаров ведется на основании общей системы учета торговли. В общей системе учета торговли в таможенной статистике внешней торговли Российской Федерации учитываются товары как при импорте, так и при экспорте.

При импорте учитываются товары, ввозимые:

  • для выпуска для внутреннего потребления;
  • помещаемые под таможенный режим реимпорта;
  • для переработки на таможенной территории;
  • после переработки вне таможенной территории;
  • в соответствии с таможенным режимом переработки для внутреннего потребления;
  • на таможенную территорию Российской Федерации и помещаемые на таможенный склад;
  • от которых лицо отказывается в пользу государства;
  • для реализации в магазинах беспошлинной торговли;
  • временно ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации, сроком на один год и более (иностранные товары);
  • с территории иностранных государств (помещаемые под таможенный режим свободной таможенной зоны);
  • с территории иностранных государств (помещаемые под таможенный режим свободного склада);
  • на таможенную территорию Российской Федерации (предназначенные для предупреждения и ликвидации стихийных бедствий и иных чрезвычайных ситуаций, в том числе товары, предназначенные для бесплатной раздачи лицам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций, и товары, необходимые для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ и жизнедеятельности аварийно-спасательных формирований).

При экспорте учитываются товары, вывозимые:

  • в соответствии с таможенным режимом экспорта;
  • с таможенной территории Российской Федерации при завершении действия таможенного режима переработки на таможенной территории;
  • с таможенной территории Российской Федерации при завершении действия таможенного режима переработки для внутреннего потребления;
  • для переработки вне таможенной территории;
  • с таможенной территории Российской Федерации (помещаемые под таможенный режим реэкспорта);
  • помещаемые в магазины беспошлинной торговли для реализации (российские товары);
  • временно вывозимые за пределы таможенной территории Российской Федерации сроком на один год и более (российские товары);
  • с таможенной территории Российской Федерации (предназначенные для предупреждения и ликвидации стихийных бедствий и иных чрезвычайных ситуаций, в том числе товары, предназначенные для бесплатной раздачи лицам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций, и товары, необходимые для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ и жизнедеятельности аварийно-спасательных формирований).

Из перечисленных товаров, учитываемых в таможенной статистике внешней торговли Российской Федерации, исключаются:

  • товары, перемещаемые физическими лицами для личных, семейных, домашних и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд;
  • товары, ввозимые для официального пользования иностранными дипломатическими и приравненными к ним представительствами иностранных государств;
  • товары для обеспечения деятельности российских организаций за границей;
  • товары (припасы) для обеспечения нормальной эксплуатации и технического обслуживания транспортных средств, осуществляющих международные перевозки, предназначенные для потребления пассажирами и членами экипажа, предназначенные для реализации пассажирам и членам экипажа морских и воздушных судов;
  • предметы материально-технического снабжения и снаряжения, топливо, продовольствие и другое имущество, вывозимые за пределы таможенной территории Российской Федерации для обеспечения деятельности российских или арендованных (зафрахтованных ) российскими лицами судов, ведущих морской промысел;
  • продукция морского промысла, ввозимая российскими или арендованными (зафрахтованными) российскими лицами судами;
  • топливо и смазочные материалы, вывозимые для бункеровки российских или арендованных (зафрахтованных) российскими лицами судов, находящихся за пределами таможенной территории Российской Федерации;
  • топливо и смазочные материалы для бункеровки российских и арендованных российскими лицами судов, находящихся за пределами таможенной территории Российской Федерации;
  • валюта Российской Федерации и иностранная валюта (кроме используемой для нумизматических целей), ценные бумаги;
  • товары, предназначенные для гарантийного обслуживания;
  • ошибочно поставленные товары;
  • товары для представительских целей;
  • выставочные экспонаты;
  • рекламные материалы и сувениры;
  • товары, временно ввозимые (вывозимые) сроком до одного года, в том числе по соглашениям о разделе продукции;
  • товары для зрелищных и спортивных мероприятий;
  • многооборотная тара;
  • образцы товаров;
  • товары, поставляемые по рекламации;
  • товары, поставляемые для ремонта или после ремонта;
  • российские товары, выпускаемые для свободного обращения в связи с их нереализацией в магазине беспошлинной торговли;
  • российские товары, выпускаемые для свободного обращения с таможенного склада в связи с отказом от их вывоза с таможенной территории Российской Федерации в соответствии с таможенным режимом экспорта;
  • природный газ, поставляемый в подземные хранилища газа;
  • товары, перемещаемые трубопроводным транспортом, необходимые для проведения его пусконаладочных работ;
  • материальные носители, разработанные на заказ, содержащие объекты интеллектуальной деятельности, в том числе военного, специального и двойного назначения, и не предназначенные непосредственно для реализации на потребительском рынке;
  • товары, в отношении которых приостанавливается действие таможенного режима;
  • отходы, образовавшиеся в результате переработки товаров на таможенной территории Российской Федерации и переработки для внутреннего потребления;
  • товары, поставляемые в счет залога.

Товары, ранее ввезенные и помещенные под иной таможенный режим на таможенной территории Российской Федерации, которые были учтены в импорте Российской Федерации, при изменении таможенного режима повторно в таможенной статистике внешней торговли Российской Федерации не учитываются.

Для формирования таможенной статистики внешней торговли Российской Федерации используются следующие показатели:

  • отчетный период;
  • направление товаропотока (ввоз или вывоз);
  • страна происхождения;
  • страна назначения;
  • торгующая страна;
  • страна отправления;
  • статистическая стоимость;
  • код и наименование товара;
  • вес нетто;
  • вес брутто;
  • количество товара в дополнительных единицах измерения;
  • код и наименование дополнительных единиц измерения;
  • характер сделки;
  • таможенный режим;
  • особенность декларирования товара;
  • специальная таможенная процедура;
  • регион (автономный округ, область, край и т.д.).

В таможенной статистике внешней торговли Российской Федерации применяются стандартные единицы количественного учета, указанные в Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД) и утвержденные Всемирной таможенной организацией. Показатели веса декларируемых товаров учитываются на основе веса нетто (в килограммах):

  • 1) для товаров, перемещаемых в упакованном виде, - масса декларируемых товаров с учетом только первичной упаковки, если в такой упаковке исходя из потребительских свойств товары представляются для розничной продажи и первичная упаковка не может быть отделена от товара до его потребления без нарушения его потребительских свойств; масса декларируемых товаров без учета какой-либо упаковки в остальных случаях;
  • 2) для товаров, перемещаемых без упаковки (насыпью, наливом, навалом) или трубопроводным транспортом, - общая масса товаров.

Под упаковкой понимаются любые изделия и материалы, служащие или предназначенные для упаковывания, защиты, размещения, крепления или разделения товаров, за исключением упаковочных материалов, ввозимых навалом (соломы, бумаги, стекловолокна, стружки и т.д.). В необходимых случаях для сбора и обработки статистических данных ведется одновременный учет товаров по количеству, выраженному в дополнительных единицах измерения (в штуках, литрах, кубических метрах и др.). Эти единицы измерения указаны в графе ТН ВЭД «Дополнительные единицы измерения».

В таможенной статистике внешней торговли Российской Федерации странами-партнерами являются:

  • при экспорте - страна последнего известного назначения товара;
  • при импорте - страна происхождения товара.
  • Учет экспорта товаров ведется по торгующей стране, если на момент вывоза товара страна последнего назначения неизвестна.
  • Учет импорта товаров ведется по стране отправления:
  • для товаров, в момент поставки которых страна происхождения неизвестна;
  • для реимпортных товаров;
  • для товаров, включенных в группу 97 ТН ВЭД («Произведения искусства, предметы коллекционирования и антиквариат»), раздела XXI с одноименным названием.

Страной последнего известного назначения товара является последняя страна, в которую (насколько это известно на момент вывоза) должны быть доставлены товары независимо от того, куда они были отправлены первоначально и были они или нет по пути в эту последнюю страну предметом любых коммерческих сделок или других операций, которые меняют их юридический статус.

Торгующая страна при экспорте - это страна, в которую товары проданы, т.е. в которой зарегистрировано или постоянно проживает лицо, являющееся контрагентом российского лица по совершенной им внешнеэкономической сделке.

Страна происхождения товара - это страна, в которой товар был полностью произведен или подвергнут достаточной переработке. Под страной происхождения товара могут пониматься либо группа стран, либо таможенные союзы стран, либо регион или часть страны, если имеется необходимость их выделения для целей определения страны происхождения товара.

Товарами, полностью произведенными в данной стране, считаются:

  • полезные ископаемые, добытые из недр данной страны, в ее территориальном море или на его морском дне;
  • продукция растительного происхождения, выращенная или собранная в данной стране;
  • животные, родившиеся и выращенные в данной стране;
  • продукция, полученная в данной стране из выращенных в ней животных;
  • продукция, полученная в результате охотничьего и рыболовного промысла в данной стране;
  • продукция морского рыболовного промысла и другая продукция морского промысла, полученная судном данной страны;
  • продукция, полученная на борту перерабатывающего судна данной страны исключительно из продукции морского промысла;
  • продукция, полученная с морского дна или из морских недр за пределами территориального моря данной страны при условии, что данная страна имеет исключительные права на разработку этого морского дна или этих морских недр;
  • отходы и лом (вторичное сырье), полученные в результате производственных или иных операций по переработке в данной стране, а также бывшие в употреблении изделия, собранные в данной стране и пригодные только для переработки в сырье;
  • продукция высоких технологий, полученная на космических объектах, находящихся в космическом пространстве, если данная страна является государством регистрации космического объекта;
  • товары, изготовленные в данной стране исключительно из продукции, указанной выше.

Если в производстве товаров участвуют две страны и более, то страной происхождения товаров считается страна, в которой были осуществлены последние операции по переработке или изготовлению товаров, отвечающие критериям достаточной переработки.

Если в отношении товаров отдельных видов или товаров какой- либо страны не оговорены особенности определения страны происхождения товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации, то применяется общее правило: товар считается происходящим из данной страны, если в результате осуществления операций по его переработке или изготовлению произошло изменение его классификационного кода по ТН ВЭД на уровне любого из первых четырех знаков.

Независимо от положений, перечисленных выше, не отвечают критериям достаточной переработки:

  • 1) операции по обеспечению сохранности товаров во время их хранения или транспортировки;
  • 2) операции по подготовке товаров к продаже и транспортировке (деление партии, формирование отправок, сортировка, переупаковка);
  • 3) простые сборочные операции и иные операции, осуществление которых существенно не изменяет состояния товара, по перечню, определяемому Правительством РФ;
  • 4) смешивание товаров, происходящих из разных стран, если характеристики конечной продукции существенно не отличаются от характеристик смешиваемых товаров.

Для определения страны происхождения товаров в соответствии с порядком, определяемым Правительством РФ, используются также следующие критерии достаточной переработки:

  • 1) выполнение определенных производственных или технологических операций, достаточных для того, чтобы страной происхождения товаров считалась страна, где эти операции были проведены;
  • 2) изменение стоимости товаров, когда процентная доля стоимости использованных материалов или добавленной стоимости достигает фиксированной доли в цене конечной продукции (правило адвалорной доли).

При установлении порядка применения критериев достаточной переработки для отдельных товаров, ввозимых из стран, которым Российская Федерация предоставляет тарифные преференции, для предоставления тарифных преференций Правительство РФ вправе определять условия применения правил непосредственной закупки и прямой отгрузки.

Исходными данными при формировании таможенной статистики внешней торговли Российской Федерации являются сведения, содержащиеся в грузовых таможенных декларациях (ГТД), отнесенных нами к группе таможенных документов информационноудостоверительного характера. Порядок заполнения ГТД предусмотрен в Инструкции о порядке заполнения грузовой таможенной декларации и транзитной декларации, утвержденной приказом руководителя ФТС РФ № 762 от 11 августа 2006 г. (с последующими изменениями и дополнениями).

Для повышения доверия к публикуемым данным таможенной статистики внешней торговли Российской Федерации и для их правильной интерпретации осуществляются следующие действия:

  • в статистические публикации включается информация об источниках и методах сбора данных;
  • заранее объявляется о сроках публикации данных;
  • пользователи ежемесячно информируются о состоянии внешней торговли в специальных бюллетенях или передачей данных по электронной почте;
  • данные регулярно обновляются (при получении дополнительной информации) с учетом потребности пользователей в достоверных статистических данных.

Обобщающие показатели экспорта и импорта Российской Федерации, а также данные по основным странам-партнерам и товарным группам ТН ВЭД обновляются ежемесячно.

Подробные данные таможенной статистики внешней торговли, характеризующие состояние внешней торговли Российской Федерации, публикуются в квартальных, годовых сборниках и включают:

  • объем экспорта и импорта в целом и в разрезе по странам и группам стран;
  • долю отдельных стран и групп стран во внешней торговле Российской Федерации;
  • данные по экспорту и импорту Российской Федерации в натуральном и стоимостном выражении по товарам в кодах ТН ВЭД;
  • данные по экспорту и импорту Российской Федерации в разрезах «товар - страна» и «страна - товар»;
  • публикации индексов внешней торговли, обеспечивающих возможность более глубокого анализа тенденций развития внешней торговли Российской Федерации, в частности, индексов цен и физического объема, как в отношении агрегированных суммарных значений экспорта и импорта, так и наиболее важных товарных групп.

Порядок публикации данных таможенной статистики внешней торговли Российской Федерации предусмотрен приказом председателя ГТК РФ «Об опубликовании данных таможенной статистики внешней торговли Российской Федерации» № 74 от 22 февраля 1994 г. В частности, с 1994 г. предусмотрено опубликование ежеквартальных бюллетеней «Таможенная статистика внешней торговли Российской Федерации» и годового сборника «Таможенная статистика внешней торговли Российской Федерации». План-график подготовки и выпуска в свет ежеквартальных бюллетеней и годовых сборников утвержден приказом председателя ГТК РФ «Об обеспечении официальных публикаций данных по таможенной статистике внешней торговли Российской Федерации» № 341 от 4 июля 1994 г.

Данные о торговле Российской Федерации с зарубежными странами за 2001 г. были опубликованы в сборнике «Таможенная статистика внешней торговли Российской Федерации» . Материалы данного сборника подготовлены на основе обработки и обобщения около 2,1 млн ГТД. Сборник содержит данные: об экспорте и импорте в целом, а также с разбивкой по группам стран и странам; об экспорте и импорте в распределении по группам товаров (товарная структура, двузначные позиции ТН ВЭД СНГ); индексы средних цен и физического объема; данные об экспорте и импорте в натуральном и стоимостном выражении по товарам (около 2000 товаров); об экспорте и импорте в разрезе «страна - товар». По данным таможенной статистики в 2001 г. внешнеторговый оборот Российской Федерации составил 140,7 млрд долл. США и по сравнению с

2000 г. вырос на 2,7%, в том числе экспорт - 99,2 млрд долл, (снижение на 3,8%), импорт - 41,5 млрд (рост на 22,6%).

Информация по внешней торговле, предоставленная таможенным органам Российской Федерации государственными органами, предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами, может использоваться исключительно в таможенных целях.

Конфиденциальной считается содержащаяся в ГТД информация о конкретных сделках, совершаемых участниками внешнеэкономических связей. К конфиденциальной информации в соответствии с порядком, установленным законодательством Российской Федерации, могут быть отнесены другие данные и показатели, возникающие в процессе формирования таможенной статистики внешней торговли.

Во избежание появления искажений статистических данных о внешней торговле Российской Федерации, вызванных применением режима конфиденциальности, а также в целях сохранения полноты охвата публикуемых данных в таможенной статистике внешней торговли используется ряд специальных технических приемов, позволяющих не выделять конфиденциальную информацию в общем массиве публикуемых данных. Так, данные о торговле со странами- партнерами по конкретному товару (например, по шестизначному коду ТН ВЭД Российской Федерации) в режиме конфиденциальности должны включаться в данные о торговле по странам-партнерам на более агрегированном уровне классификации, который обеспечивает конфиденциальность.

В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, таможенные органы передают имеющуюся в их распоряжении информацию федеральным органам исполнительной власти и иным государственным органам для решения задач, возложенных на них федеральными законами РФ, в соответствии с порядком, согласованным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, с соблюдением требований законодательства Российской Федерации по защите государственной, коммерческой, банковской, налоговой или иной охраняемой законом тайны и другой конфиденциальной информации.

Таможенным законодательством предусмотрена возможность передачи на возмездной основе данных таможенной статистики заинтересованным лицам. Во исполнение уже утратившего юридическую силу приказа председателя ГТК РФ № 196 от 15 марта 2000 г. было принято распоряжение председателя ГТК РФ № 01-99/739 от 21 июня 2000 г., которым было утверждено Положение о порядке подготовки данных таможенной статистики на платной основе по запросам сторонних организаций". В Положении определен порядок предоставления сторонним организациям на платной основе данных таможенной статистики внешней торговли Российской Федерации, подготавливаемых на основе информационных ресурсов ГТК РФ (ФТС РФ).

  • В официальных источниках не публиковался.
  • Фрахтование - это разновидность коммерческой деятельности, заключениедоговоров на перевозку грузов или пассажиров речным, авиационным, автомобильным транспортом, а чаще морским.
  • От итал. ad valorem - по стоимости; речь идет о пошлинах, размер которыхзависит от стоимости ввозимых товаров.
  • Таможенная статистика внешней торговли Российской Федерации: Сборник.М.: ГТК РФ, 2002.

Часть 1. Таможенная статистика внешней торговли

Тема 1. Роль и место таможенной статистики

В научный обиход термин «статистика» 1 ввел немецкий ученый Готфрид Ахенваль в 1746 году, предложив заменить название курса «Государствоведение», преподававшегося в университетах Германии, на «Статистику», положив тем самым начало развитию статистики как науки и учебной дисциплины.

В настоящее время данный термин употребляется в 4 значениях:

1) наука , изучающая количественную сторону массовых явлений и процессов в неразрывной связи с их качественным содержанием – учебный предмет в высших и средних специальных учебных заведениях;

2) совокупность цифровых сведений , характеризующих состояние массовых явлений и процессов общественной жизни; статистические данные , представляемые в отчетности предприятий, организаций, отраслей экономики, а также публикуемых в сборниках, справочниках, периодической печати и в сети Интернет, которые являются результатом статистической работы;

3) отрасль практической деятельности («статистический учет») по сбору,

обработке, анализу и публикации массовых цифровых данных о самых различных явлениях и процессах общественной жизни2 ;

4) некий параметр ряда случайных величин, получаемый по определенному алгоритму из результатов наблюдений, например, статистические критерии (критические статистики), применяющиеся при проверке различных гипотез (предположительных

утверждений) относительно природы или значений отдельных показателей исследуемых данных, особенностей их распределения и пр.3

Как научное направление таможенная статистика характеризуется предметом,

объектом, целью, задачами и методами исследования. Таможенная статистика имеет общие для всех статистических дисциплин предмет и методы.

Предметом таможенной статистики являются массовые явления (статистические совокупности), а также числовое выражение проявляющихся в них закономерностей, а в основе ее методов лежит закон больших чисел, что позволяет использовать в анализе данных таможенной статистики инструментарий теории статистики, а для оценки надежности статистических оценок и выводов – аппарат математической статистики. В самостоятельную дисциплину таможенная статистика, как и другие отраслевые статистические дисциплины, выделяется благодаря обособленным объекту исследования, цели и задачам.

1 От лат. status – состояние, положение вещей; первоначально термин употреблялся в значении «политическое состояние» 2 Эту деятельность на профессиональном уровне осуществляет государственная статистика

Федеральная служба государственной статистики (ФСГС) и система ее учреждений, организованных по административно-территориальному признаку, а также ведомственная статистика (на предприятиях, ведомствах, министерствах и т.д.)

3 Термин «статистика» как параметр, как статистический критерий употребляется преимущественно в математической статистике, некоторые из них (χ2 , t и др.) рассмотрены в соответствующих темах данного пособия

Объектом изучения таможенной статистики являются внешняя торговля РФ и деятельность таможенных органов.

Цель таможенной статистики – обеспечение руководства Федеральной таможенной службы (ФТС), органов законодательной и исполнительной власти информацией о состоянии и развитии внешней торговли Российской Федерации (РФ) и о деятельности таможенных органов. Соответственно определены 2 раздела таможенной статистики: таможенная статистика внешней торговли и специальная таможенная статистика (см. рис. 1).

Таможенная статистика

Таможенная статистика внешней торговли

Статистические величины и их наблюдение

Система показателей и признаков

Ряды распределения

Ряды динамики

Взаимосвязи

показателей

Индексный метод

Особенности стоимостного учета товаров

Специальная таможенная статистика

Статистика

декларирования

Статистика таможенных платежей

Статистика валютного контроля

Статистика таможенных правонарушений

Статистика перемещения транспортных средств и физических лиц

Другие виды специальной таможенной статистики

Рис. 1. Разделы и подразделы таможенной статистики

Ведение и организация таможенной статистики являются одной из функций таможенных органов. Правовой основой ведения таможенной статистики является

Таможенный кодекс (ТК) [ Ошибка! Источник ссылки не найден.], новая редакция которого введена в действие с 1 января 2004 года. Данные специальной таможенной статистики используются таможенными органами исключительно для таможенных целей.

Задачами таможенной статистики внешней торговли являются:

содействие развитию внешнеэкономической деятельности (ВЭД), расширению внешнеторговых связей, разработке внешнеторговой политики РФ;

разработка методологических принципов анализа и системы показателей, характеризующих размеры, динамику и структуру внешней торговли;

обеспечение полного и достоверного учета данных об экспорте и импорте РФ;

анализ основных тенденций, структуры и динамики внешнеторговых товарных потоков РФ в увязке с анализом ее макроэкономической ситуации и конъюнктуры мировых рынков;

информационное обеспечение органов исполнительной и законодательной власти данными таможенной статистики внешней торговли для принятия ими решений в области таможенной политики РФ и государственного регулирования внешней торговли РФ;

представление данных таможенной статистики внешней торговли международным организациям;

представление данных таможенной статистики внешней торговли в целях контроля за поступлением в федеральный бюджет таможенных платежей, валютного контроля, разработки платежного баланса РФ;

расчет различного рода индексных показателей (например, индексов цен и физического объема внешней торговли и т. д.);

подготовка исходных данных для прогнозирования макроэкономических показателей в рамках системы национальных счетов и платежного баланса РФ;

обеспечение сопоставимости данных взаимной торговли между РФ и ее внешнеторговыми партнерами;

представление данных таможенной статистики внешней торговли РФ для анализа эффективности мероприятий в области тарифных и нетарифных мер государственного регулирования внешнеэкономической деятельности;

решение иных задач, обусловленных таможенной политикой РФ.

В соответствии с Конституцией РФ общее руководство таможенным делом осуществляет Правительство РФ. Непосредственное руководство осуществляется Федеральной таможенной службой (ФТС) России, являющейся центральным органом федеральной исполнительной власти. Для реализации всего комплекса таможенных мероприятий создаются специальные таможенные органы, которые составляют единую систему, представленную на рисунках Ошибка! Источник ссылки не

Контрольные вопросы

1. Значения термина «статистика»

2. Особенности таможенной статистики, ее разделы и задачи

3. Структура таможенных органов России.

Тема 2. Статистическое наблюдение в таможенной статистике

Статистическое изучение тех или иных явлений в статистике предполагает как обязательное условие наличие информации, сведений об этих явлениях. Поэтому начало любого статистического исследования сводится к сбору необходимой информации. От того, насколько полными и качественными окажутся собранные первичные данные, зависят в значительной степени и конечные результаты работы, и выводы исследователей.

Особенностями объекта изучения и поставленными задачами определяется специфика системы показателей и атрибутивных признаков, а также формы, виды и методы статистического наблюдения. В таможенной статистике внешней торговли эти вопросы регламентируются Методологией таможенной статистики внешней торговли РФ [Ошибка! Источник ссылки не найден. ] (далее – Методология).

Методология, по статистической сути, является программой статистического наблюдения за внешней торговлей России. Она определяет объект статистического наблюдения, систему показателей и признаков, характеризующих объект наблюдения и представляющие его единицы наблюдения, задает правила сбора статистической информации о внешней торговле и определяет возможности ее дальнейшей обработки и анализа. Методология разработана в соответствии с международными стандартами в области статистики, что делает информацию, полученную на ее основе, пригодной для международных сопоставлений.

Термины и определения, содержащиеся в Методологии, и используемые при формировании таможенной статистики внешней торговли, приведены в соответствие с терминами и определениями ТК РФ 2003 г.

Согласно Методологии таможенная статистика внешней торговли учитывает торговлю товарами и не затрагивает торговлю услугами. То есть объектом изучения таможенной статистики внешней торговли является внешняя торговля товарами. Причем учитываются все товары, которые добавляются к запасам материальных ресурсов страны или вычитаются из них в результате их ввоза или вывоза на территорию РФ. Соответственно не учитываются транзитные товарные потоки и временно (сроком до 1 года) ввозимые и вывозимые товары. В новой редакции Методологии не определен порог статистического наблюдения, хотя в предыдущей редакции он был установлен.

В практике статистики международной торговли традиционно используются две системы учета торговли: общая и специальная . В соответствии с общей системой учет товаров осуществляется при пересечении ими государственной границы страны, а согласно специальной системе учета – при пересечении ее таможенной границы. Эти границы различны при наличии на территории государства свободных таможенных зон и свободных складов, которые находятся вне таможенной территории и, следовательно, действие таможенного законодательства не распространяется.

В рекомендациях Статистической комиссией ООН приоритет отдается общей системе учета торговли. В Методологии установлено, что в таможенной статистике внешней торговли РФ используется общая система учета торговли что способствует обеспечению сопоставимости данных.

Единицами наблюдения в таможенной статистике внешней торговли РФ являются партии товаров, декларируемые при таможенном оформлении (табл. 1).

Таблица 1. Единицы наблюдения в таможенной статистике внешней торговли

товары, вывозимые в соответствии с

товары, ввозимые для выпуска внутреннего

таможенным режимом экспорта

потребления (для свободного обращения);

товары, ввозимые и помещаемые под

государства

завершении

действия

таможенный режим реимпорта

таможенного

переработки

таможенной территории

товары, вывозимые для переработки вне

товары, ввозимые для переработки на

таможенной территории

таможенной территории

товары, вывозимые с таможенной территории

товары, ввозимые после переработки вне

государства

завершении

действия

таможенной территории

таможенного

переработки

внутреннего потребления

товары, вывозимые с таможенной территории

товары, ввозимые в соответствии с

государства и помещаемые под таможенный

таможенным

режимом переработки

режим реэкспорта

внутреннего потребления (для свободного

обращения)

отечественные товары, помещаемые в

иностранные товары, ввозимые для реализации

магазины беспошлинной

торговли

в магазинах беспошлинной торговли

реализации

отечественные товары, временно вывозимые за

иностранные товары, временно ввозимые на

пределы таможенной территории государства

таможенную территорию государства сроком

сроком на один год и более

на один год и более

товары, вывозимые с таможенной территории

товары, ввозимые на таможенную территорию

государства

предназначенные

государства

предназначенные

предупреждения и

ликвидации

стихийных

предупреждения и

ликвидации стихийных

бедствий и иных чрезвычайных ситуаций

товары, ввозимые с территории иностранных

государств и помещаемые под таможенный

режим свободной таможенной зоны и склада

ввозимые товары, от которых лицо

отказывается в пользу государства

Как видно из табл. 1, не все установленные в законодательном порядке виды таможенных режимов4 участвуют в формировании внешнеторгового оборота страны.

Не учитываются в таможенной статистике внешней торговли при общей

4 Перечень всех таможенных режимов перемещения товаров через таможенную границу России приведен в Приложении 3.

1) товары, перемещаемые транзитом через территорию государства;

2) товары, временно ввозимые (вывозимые) на срок менее одного года;

3) товары, помещаемые на таможенный склад, на свободный склад, в свободную зону и предназначенные для вывоза за пределы таможенной территории государства;

4) иностранные товары, уничтожаемые на территории государства;

5) вывозимые товары, от которых лицо отказалось в пользу государства;

6) перемещаемые припасы;

7) товары, вывозимые с таможенной территории государства и предназначенные для обеспечения функционирования посольств, консульств, представительств при международных организациях и иных официальных представительств государства за рубежом;

8) товары, перемещаемые через таможенную границу между воинскими частями государства, дислоцированными на таможенной территории государства и за пределами этой территории;

9) товары, вывозимые в государства – участники СНГ и предназначенные для обеспечения деятельности расположенных на территориях этих государств лечебных, спортивно-оздоровительных и иных учреждений социальной сферы, имущество которых находится в собственности данного государства или субъектов государства, а также для проведения на территориях указанных государств отечественными организациями научно-исследовательских работ в интересах государства на некоммерческой основе;

10) отечественные товары, перемещаемые между таможенными органами через территорию иностранного государства.

Порядок перемещения товаров через таможенную границу, предусматривающий установление таможенных режимов, не является абсолютным. Существуют категории товаров, на которые он не распространяется. Такие товары также не учитываются таможенной статистикой внешней торговли РФ. К ним относятся:

1. Монетарное золото, отечественная и иностранная валюта, ценные бумаги, выпущенные в обращение.

2. Товары, не являющиеся предметом коммерческих операций:

перемещаемые через границу физическими лицами для собственного пользования, в количественном или стоимостном выражении не превышающие норм, установленных национальным законодательством;

периодические издания (газеты, журналы), рассылаемые по прямой подписке для физических лиц;

товары, приобретаемые дипломатическими или другими представительствами иностранных государств, вооруженными силами, научными организациями на территории государства для собственных нужд.

3. Товары, временно ввозимые (вывозимые) на срок менее одного года.

4. Товары, утерянные или уничтоженные после вывоза с экономической территории экспортирующей страны, но до ввоза на экономическую территорию предназначаемой импортирующей страны, не подлежат включению в статистику импорта предназначаемой страны-импортера (но включаются в статистику экспорта страны-экспортера).

5. Товары для обеспечения деятельности отечественных организаций за границей.

6. Товары, перемещаемые трубопроводным транспортом, необходимые для проведения его пусконаладочных работ.

7. Товары (припасы) для обеспечения нормальной эксплуатации и технического обслуживания транспортных средств, осуществляющих международные перевозки, предназначенные для потребления пассажирами и членами экипажа, а также предназначенные для реализации пассажирам и членам экипажа морских и воздушных судов.

8. Предметы материально-технического снабжения и снаряжения, топливо, продовольствие и другое имущество, необходимое для нормальной эксплуатации транспортных средств, осуществляющих международные перевозки.

9. Продукция морского промысла, ввозимая отечественными или арендованными (зафрахтованными) отечественными лицами судами.

10. Топливо и смазочные материалы, вывозимые для бункеровки отечественных транспортных средств или арендованных (зафрахтованных) отечественными лицами судов, находящихся за пределами таможенной территории государства.

11. Воздушные суда, перемещаемые через границу государства в целях технического обслуживания.

12. Товары, перемещаемые через границу государства в целях ремонта.

13. Выставочные экспонаты.

14. Товары, перемещаемые для проведения зрелищных и спортивных мероприятий.

15. Товары, поставляемые в счет залога.

16. Образцы товаров.

17. Перемещаемая через границу «транспортировочная» тара.

18. Товары, ранее ввезенные и помещенные под иной таможенный режим на таможенной территории государства, которые были учтены в импорте государства, при изменении таможенного режима повторно не учитываются в таможенной статистике внешней торговли государства (без изменения направления перемещения товара).

Документальной основой ведения таможенной статистики является информация, содержащаяся в первичном документе – в Грузовой таможенной декларации (ГТД).

Причем для целей таможенной статистики используется только та информация из ГТД, которая не относится к конфиденциальной, то есть не содержит сведений о конкретных внешнеторговых операциях и конкретных участниках внешнеэкономической деятельности.

ГТД представляется участником внешнеэкономических связей таможенному органу и включает официально декларированные данные о товаре, перемещаемом через таможенную границу страны, что позволяет учитывать всю совокупность внешнеторговых операций, каждая из которых с точки зрения таможенного контроля имеет свой конечный результат: вывоз товара за пределы таможенной территории страны (при экспорте) или его ввоз в пределы таможенной территории страны (при импорте).

ГТД заполняется на каждую партию товаров. При наличии в партии нескольких товарных наименований используются добавочные листы, каждый из которых дает возможность декларировать товары еще трех наименований.

Декларации бывают трех типов: экспортные , импортные и транзитные .

Однако заполнение всех граф ГТД (около 50) осуществляется для режимов «Экспорт» и «Импорт», поскольку к ним применяются все меры экономической политики и для таможенного контроля в этих случаях требуется наиболее полная информация.

В декларациях содержатся такие сведения, как отчетный период, направление товарного потока (ввоз или вывоз), страна происхождения (при ввозе), страна

назначения (при вывозе), статистическая стоимость, код и наименование товара по ТН ВЭД5 , вес нетто, код и наименование дополнительных единиц измерения, количество по дополнительным единицам измерения, вид таможенного режима и т. п. На основе этих сведений и составляется информация о внешней торговле страны, поэтому при заполнении ГТД применяются единые способы учета, а также общепринятые международные или локальные классификаторы и номенклатуры. На основе данных, содержащихся в ГТД, можно анализировать географическое и номенклатурное распределение внешней торговли страны.

В соответствующих графах ГТД содержится характеристика товара: описание товара, вес, стоимость и др. В частности, указываются наименование товаров и их технические характеристики, включая номера моделей, типы, размеры, технические параметры и т.п., что позволяет однозначно классифицировать декларируемые товары в определенную 9-значную подсубпозицию ТН ВЭД. Правильное кодирование товаров является важным условием повышения достоверности данных таможенной статистики внешней торговли страны.

Тема 3. Статистические величины

Как уже было сказано, предметом изучения статистики являются статистические совокупности (массовые явления). Единицы совокупности обладают определенными свойствами, которые принято называть признаками .

5 Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности – подробнее см. тему 4

Признаки различаются способами их измерения и другими особенностями, что дает основание для их классификации 2.

Таблица 2. Основная классификация признаков в статистике

Параметр классификации

Вид признака

Пример признака

По характеру выражения

Описательные (атрибутивные)

Страна происхождения товара

Количественные (числовые)

Вес товара

По способу измерения

Первичные (объемные)

Вес товара

Вторичные (расчетные)

Стоимость товара

По отношению к

Прямые (непосредственные)

Вес товара брутто

характеризируемому объекту

Косвенные

Вес товара нетто

Альтернативные

Не/продовольственный товар

По характеру вариации

Дискретные

Код товара по ТН ВЭД

Непрерывные

Срок хранения товара

По отношению ко времени

Моментные

Температура хранения товара

Интервальные

Стоимость хранения товара

Для характеристики массовых явлений статистика использует

статистические величины (показатели) , которые характеризуют группы единиц или совокупность (явление) в целом. Статистические величины (показатели)

подразделяются на абсолютные, относительные и средние.

Результаты наблюдений таможенной статистики внешней торговли, то есть сведения, получаемые из ГТД, представляют собой абсолютные величины , отражающие уровень развития какого-либо явления (например, величина экспорта/импорта i -го товара в j -ю страну). Абсолютные величины обозначаются X , а их общее количество в статистической совокупности N .

Абсолютные величины бывают моментные (отражают уровень развития явления на определенную дату, например, экспортная цена на нефть) и интервальные (отражают уровень развития явления за определенный интервал времени, например, величина экспорта за месяц, квартал, год и т.п.). В отличие от моментных интервальные абсолютные величины допускают последующее суммирование (например, суммируя величину экспорта товара за январь, февраль и март, получаем величину экспорта за I квартал).

Абсолютные величины всегда имеют свою единицу измерения (размерность), присущую изучаемому явлению (в таможенной статистике – товару). Широко распространены в таможенной статистике следующие виды единиц измерения :

1) натуральные , подразделяющиеся на простые (например, штуки, тонны, метры) и сложные (составные), представляющие собой комбинацию двух разноименных величин (например, киловатт-час);

2) условно-натуральные (например, алкогольные напитки учитываются в дкл 100% спирта, а различные виды топлива соизмеряют по условному топливу с теплотворной способностью 7000 ккал/кг или 29,3 МДж/кг);

3) стоимостные , позволяющие соизмерить в денежной форме товары, которые нельзя соизмерить в натуральной форме (доллары США, рубли и т.д.).

Количество единиц с одинаковым значением признака обозначается f и называется частота 6 . Очевидно, что суммируя число всех величин с одинаковыми значениями признака7 , получаем N , то есть (1):

f N .

Анализируя абсолютные величины, например, статистические данные о внешней торговли РФ, необходимо сопоставлять эти данные во времени и пространстве, исследовать закономерности их изменения и развития, изучать структуру совокупностей. С помощью абсолютных величин эти задачи не выполнимы, в этом случае необходимо использовать относительные величины .

Относительная величина – это результат деления (сравнения) двух абсолютных величин. В числителе дроби стоит величина, которую сравнивают, а в знаменателе – величина, с которой сравнивают (база сравнения). Например, если сопоставить величины экспорта США и России, которые в 2005 году составили 904,383 и 243,569 млрд. долл. соответственно, то относительная величина покажет, что величина экспорта США в 3,71 раза (904,383/243,569) больше экспорта России, при этом базой сравнения является величина экспорта России. Полученная относительная величина выражена в виде коэффициента , который показывает, во сколько раз сравниваемая абсолютная величина больше базисной. В данном примере база сравнения принята за единицу. В случае если основание принимается за 100, относительная величина выражается в процентах (% ), если за 1000 – в промилле (‰ ). Выбор той или иной формы относительной величины зависит от ее абсолютного значения:

если сравниваемая величина больше базы сравнения в 2 раза и более, то выбирают форму коэффициента (как в вышеприведенном примере);

если относительная величина близка к единице, то, как правило, ее выражают в процентах (например, сравнив величины экспорта России в 2006 и 2005 годах, которые составили 304,5 и 243,6 млрд. долл. соответственно, можно сказать, что экспорт в 2006 году составляет 125% от 2005 года );

если относительная величина значительно меньше единицы (близка к нулю), ее выражают в промилле (например, в 2004 году Россия экспортировала в страныСНГ всего 4142 тыс. т нефтепродуктов, в том числе в Грузию 10,7 тыс. т, что составляет 0,0026 , или 2,6 ‰ от всего экспорта нефтепродуктов в страны СНГ).

Различают относительные величины динамики, структуры, координации, сравнения и интенсивности, для краткости именуемые в дальнейшем индексами .

Индекс динамики 8 характеризует изменение какого-либо явления во времени. Он представляет собой отношение значений одной и той же абсолютной величины в разные периоды времени. Данный индекс определяется по формуле (2):

6 f – это начальная буква англ. слова frequency – частота

7 В статистике, в отличие от математики, пределы суммирования не ставятся, а подразумеваются, так как абсолютные величины здесь не абстрактные, а смысловые (суммируются все величины совокупности – с первой по последнюю)

Компания "Эксперт-ВЭД" ведущий поставщик актуальной информации по ВЭД предприятий России

Мы располагаем полной, регулярно обновляющейся таможенной базой данных России (базой данных таможенных деклараций-ГТД) по всем экспортно-импортным операциям, проведенным в России за 1996 - на текущую дату (Данные ВСЕХ таможенных терминалов РФ). В ней содержатся полные декларации всех участников внешнеэкономической деятельности России.

Мы предлагаем таможенную базу данных России , которая содержит полную, достоверную и подробную информацию о получателе и отправителе груза, номере ГТД (грузовой таможенной декларации), товаре (включая расширенное описание), коде товара по ТНВЭД, количестве, стоимости, дате выпуска груза, банках, обслуживающих сделку, корректировке таможенной стоимости, таможенном терминале и т. д. - всего . Все поля каждой таможенной декларации в нашей базе ВЭД представлены полностью, без сокращений , поэтому Вы можете получить детальную информацию о каждой таможенной декларации и внешнеэкономическом контракте.

Данные комплектуетсянашей разработкой - , которая позволяет быстро получить красивые и удобные отчеты по таможенной статистике, построить графики и диаграммы, наглядно отображающие ситуацию на товарных рынках, быстро найти ГТД по любым критериям и выгрузить выборку в Excel.

Наша таможенная база данныхимеет удобный, многофункциональный поисковый интерфейс с аналитическими возможностями , работает в среде Microsoft Access. ИАС "Таможня" предназначена для обработки информации из таможенной базы данных, анализа распределения грузопотоков и выявления тенденций ВЭД.

Информация из базы таможни дает возможность подробно изучить ситуацию на внешнеэкономическом рынке и получать достоверные данные по импортерам и экспортерам, статистике ВЭД - товарам и объемам, ценам и динамике, странам импорта и экспорта, транспорту и условиям работы, анализировать ВЭД любого предприятия России.

С помощью базы данных по ВЭД от "Эксперт-ВЭД" Вы можете:

  • Оценить с помощью базы таможни экспортный (импортный) потенциал любого российского товара (товарной группе) - ведущие страны-импортеры-экспортеры, количество, вес, денежный эквивалент, динамика
  • Оценить деятельность всех участников ВЭД: "кто есть кто", опыт работы, товарные ассортименты, динамика поставок, объемы экспорта (импорта), страны и фирмы-покупатели, ценовая политика, "любимые" таможни, сложившийся рыночный баланс сил, основные партнеры и игроки
  • Выявить новые и перспективные рыночные ниши
  • Определить оптимальные условия работы с зарубежными контрагентами
  • Выработать стратегию и тактику поведения в выбранных рыночных сегментах
  • Узнать чем занимаются Ваши конкуренты, у кого и сколько закупают ваши потенциальные покупатели, по какой цене, стоимость сделки, форма оплаты и т.д.

ИАС "Таможня" - все для удобства анализа таможенных данных:

С помощью системы группировок решена проблема сложности анализа больших объемов информации. Диаграммы позволяют наглядно изучить общую ситуацию на рынке. Система фильтров позволяет эффективно выделять нужную информацию из таможенной базой данных. А отчеты на основе таможенных данных можно настроить под конкретные нужды клиента.

Таможенная база данных от "Эксперт-ВЭД" - наиболее полный и регулярно обновляемый информационный продукт на основе таможенной базы данных, значительно опережающий аналогичные базы по ВЭД, как по полноте и достоверности, так и по простоте работы и удобству анализа информации.

Спецпредложение - гарантия лучшей цены на качественную таможенную информацию!

Если Вы получили предложение по таможенной информации, таможенной базе данных по цене ниже той, что предложили мы - сообщите об этом и получите дополнительную скидку 20 % !

ТАМОЖЕННАЯ СТАТИСТИКА - статистика, основанная на таможенном учете ввоза и вывоза товаров и транспортных средств. Основным документом для регистрации перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ является . В ТК таможенная статистика подразделяется на таможенную статистику внешней торговли и специальную таможенную статистику. Документы и сведения для статистических целей представляются в соответствии с положениями ТК о порядке производства таможенного оформления и проведения таможенного контроля. Информация, предоставленная для статистических целей, является конфиденциальной (ст. 214 ТК). За правонарушения, связанные с ведением таможенной статистики, которые одновременно являются нарушениями таможенных правил либо правонарушениями, посягающими на нормальную деятельность таможенных органов РФ, лица несут ответственность в соответствии с ТК (ст. 215 ТК).

Энциклопедия российского и международного налогообложения. - М.: Юристъ . А. В. Толкушкин . 2003 .

Смотреть что такое "ТАМОЖЕННАЯ СТАТИСТИКА" в других словарях:

    ТАМОЖЕННАЯ СТАТИСТИКА - (CUSTOMS STATISTICS) составная часть ст ки внешнеэкон. связей, осуществляющая учет экспорта и импорта товаров. В России основной первичный документ Т.е. Грузовая таможенная декларация (ГТД). ГТД поступают непосредственно от таможен или через… … Глоссарий терминов по грузоперевозкам, логистике, таможенному оформлению

    Сбор и обработка сведений о перемещении товаров через таможенную границу страны, а также представление и публикация данных таможенной статистики. См. также: Статистика внешнеэкономических связей Финансовый словарь Финам … Финансовый словарь

    ТАМОЖЕННАЯ СТАТИСТИКА ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ Юридическая энциклопедия

    ТАМОЖЕННАЯ СТАТИСТИКА СПЕЦИАЛЬНАЯ - (см. СПЕЦИАЛЬНАЯ ТАМОЖЕННАЯ СТАТИСТИКА) …

    Таможенная статистика внешней торговли РФ - 1. В целях анализа состояния внешней торговли Российской Федерации, контроля за поступлением в федеральный бюджет таможенных платежей, валютного контроля, анализа динамики и тенденций развития внешней торговли Российской Федерации, ее торгового и … Официальная терминология

    Отрасль государственной статистики; ведется в соответствии со ст. 112 ТК и иными актами законодательства РФ по таможенному делу. При ведении таможенной статистики используется методология, обеспечивающая международную сопоставимость данных и… …

    ТАМОЖЕННАЯ СТАТИСТИКА ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ - сбор и обработка сведений о перемещении товаров через таможенную границу данной страны, а тж. представление и публикация данных таможенной статистики; ведется в целях обеспечения высших органов государственной власти, иных государственных органов … Энциклопедический словарь экономики и права

    Таможенная статистика, которую ведут таможенные органы РФ наряду с таможенной статистикой внешней торговли в порядке, определяемом ГТК в целях обеспечения решения иных задач, возложенных на таможенные органы РФ (ст. 213 ТК) … Энциклопедия российского и международного налогообложения

    Специальная таможенная статистика - в РФ сведения таможенных органов, используемые в целях обеспечения решения специальных задач, возложенных на эти органы, и собранные в порядке, определяемом ГТК РФ. См. также: Статистика внешнеэкономических связей Финансовый словарь Финам … Финансовый словарь

    ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ ТАМОЖЕННАЯ СТАТИСТИКА - ТАМОЖЕННАЯ СТАТИСТИКА ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ … Юридическая энциклопедия

Книги

  • Таможенная статистика. Учебник , Пожидаева Елена Сергеевна. Исследованы методологические принципы таможенной статистики внешней и взаимной торговли государств - членов Евразийского экономического союза, рассмотрены вопросы организации и ведения…

Внешнеторговая деятельность является важнейшей составляющей экономики любого государства. Количественные показатели динамики движения через границу изучает таможенная статистика. Она является эффективным инструментом анализа ситуации на внешнеэкономическом рынке.

Значение ТСт

Отслеживание внешнеторговых операций необходимо:

  • для формирования единой торговой политики государства в отношении других стран;
  • обеспечения безопасности в сфере национальных интересов;
  • контроля над опасными видами оружия.

Задачи таможенной статистики определяются нормативными документами государства и заключаются:


  • при анализе конъюнктуры ;
  • при подготовке отчетности о деятельности профильных служб.

С 2004 года существует четырехуровневая система организации таможенной статистики:

  • федеральный уровень представлен Управлением с Центром ТСт;
  • отделы ТСт в регионах;
  • статотделы сбора на каждой таможне;
  • функция сбора первичной информации на проверочных постах.

Объекты таможенной статистики включают:

  • параметры товарных потоков в количественных и ценовых характеристиках;
  • географическую ориентированность товарных потоков;
  • изучение ряда специальных показателей.

Цели таможенной статистики состоят в предоставлении госорганам полной информации в сфере внешней торговли. С учетом цели выделяют два обширных направления. Задачи таможенной статистики внешней торговли:

  • подготовка достоверной информации;
  • анализ главных трендов и структуры товарных потоков в зависимости от состояния макроэкономики;
  • подготовка аналитических данных для разработки способов регулирования ВЭД.

Специальная таможенная статистика занимается сферой:

  • таможенных платежей;
  • перемещения транспорта и граждан через границу;
  • особенностей декларирования;
  • проблем валютного контроля.

Анализ полученной информации позволяет:

  • оптимизировать структуру таможенных служб;
  • упростить порядок прохождения процедур;
  • усилить противодействие нарушениям.

Метод таможенной статистики соответствует единой методологии ТС. Он преимущественно зависит от принципа учета: в общей или специальной системе. Первый вариант – регистрация товаров происходит во время пересечения государственной границы. Второй вариант – при прохождении таможенной границы.

Ведение таможенной статистики внешней торговли учитывает нормативную базу ООН и обеспечивает сопоставимость показателей с данными международной учетной системы. Ввоз/вывоз товаров учитываются по общей системе. При определении количественных параметров товара используется вес нетто, более удобный в применении.

Показатели таможенной статистики используют вес брутто при отгрузке товара для указания общего объема поставок. Что касается стоимостных показателей:

  • экспортный товар учитывается по ценам ФОБ;
  • импортная продукция регистрируется по ценам СИФ.

Определение стоимости

Статистика таможенной стоимости имеет особое значение, так как является основой для расчета налоговой базы. Таможенным соглашением стран ЕАЭС устанавливается определение показателя по стоимости сделки с ввозимыми товарами. Так оценивается более 90% экспортно-импортных операций в мировой практике. Статистика таможенных сборов характеризует состояние фискальной деятельности ТС и служит основой:

  • для планирования резервов отчислений в бюджет;
  • разработки стратегии регулирования внешнеторгового оборота.

За 2016 год в бюджет поступило 4,4 трлн. руб. таможенных платежей. Таможенная статистика показывает, что доля составила 2,09 трлн. руб. Доля – 2,31 трлн. руб. Изменение структуры платежей связано:

  • со снижением экспорта в денежном выражении;
  • с переносом налоговой нагрузки на нефть из сферы экспортных пошлин по ее добыче.

База данных

База таможенной статистики преимущественно формируется из грузовых деклараций, оформляемых на товар. В таможенной декларации фиксируется:

  • производитель, отправитель, получатель товара;
  • стоимость товарной партии;
  • количество или объем груза;
  • дата составления декларации.

Таможенная статистика ГТД содержит данные по всем операциям по ВЭД, которые прошли через ФТС:

  • с реквизитами организаций из базы данных Росстата;
  • расширенным описанием товара;
  • данными по странам.

Данные таможенной статистики содержат также код номенклатуры – ТН ВЭД. Он применяется для единой классификации товаров участниками внешнеторговых операций в странах ЕАЭС. Наличие кода ТН ВЭД упрощает расчет таможенных платежей.

Использование базы ВЭД

База данных таможенной статистики позволяет провести исследование рынка:

  • по сезонной структуре товарных потоков;
  • размерам экспорта-импорта по заданной товарной группе;
  • динамике и условиям поставок;
  • колебаниям ;
  • транспортной направленности.

Таможенная статистика ВЭД помогает разработать стратегию внешней . Она отслеживает информацию:

  • о компаниях-конкурентах, осуществляющих операции на внешнем рынке, и их контрагентах;
  • о , участвующих в финансовых сделках;
  • о товарах, пользующихся наибольшим спросом.

Сайт таможенной статистики предоставляет свободный доступ к информации, которая требуется при анализе структуры экспорта/импорта. Данные можно посмотреть за последние три года. Сведения по субъектам РФ располагаются на региональных сайтах.

Платные услуги

Анализ таможенной статистики играет важную роль в деятельности – участников внешней торговли. Однако разобраться в структуре данных достаточно сложно. Проще заказать платную услугу «Таможенная статистика онлайн» по составлению отчета за требуемый период.

Подобные услуги предоставляет компания «Мониторинг-ВЭД». База данных ГТД будет предоставлена с гарантией полноты и достоверности информации. Преимущества сотрудничества с компанией:

  • таможенная статистика импорта/экспорта каждую неделю обновляется;
  • отчеты представляют собой развернутый обзор с расширенными данными;
  • уровень сложности заказа не имеет значения;
  • умеренные цены.

Чтобы оценить качество работы можно заказать бесплатный отчет по собственной организации. Статистика таможенных услуг условно делит их на государственные и частные. Первые включают:

  • обслуживание реестров участников ВЭД;
  • информационные и консультационные услуги;
  • вопросы о принятии предварительных решений;
  • услуги таможенного агента.

К частным услугам относится:

  • консалтинг;
  • складирование и хранение груза;
  • вопросы сертификации.

Особенности торговли в ЕАЭС

Формирование таможенной статистики должно происходить по принципу зеркального отражения. Объем импорта и экспорта должны быть равны. Однако существует принцип взаимной торговли, который касается торговых операций, совершаемых между странами ЕАЭС.

Таможенная статистика взаимной торговли ведется обособленно, уполномоченными органами стран ЕАЭС. В России учет операций взаимной торговли осуществляет Росстат. Собранные сведения по согласованному перечню показателей передаются в департамент статистики ЕАЭС.

Система контроля

Важной частью международной торговли является таможенный контроль. Статистика свидетельствует об эффективности новой системы учета. Система основана на принципе управления рисками. Вся товарная продукция, ввезенная на территорию страны, считается находящейся под таможенным контролем в течение трех лет. За январь-март 2017 года было проведено 1025 проверок. Бюджет получил дополнительные начисления в размере 1,4 млрд. руб.

Статистика таможенных правонарушений занимается анализом и профилактикой . За первые три месяца 2017 года было выявлено:

  • административных правонарушений – 1399;
  • уголовных – 99.

Создание единой информационной системы ФНС и ФТС позволяет отслеживать перемещение товаров с момента пересечения границы. В 1 квартале 2017 года взыскано 266 млн. руб.

Федеральная таможенная статистика отмечает:

  • ускорение процедуры декларирования;
  • снижение риска ввоза на территорию страны контрафактной продукции;
  • недобросовестные участники ВЭД начинают покидать рынок.

Показатели 2017 года

Показатели статистики Таможенного союза за 8 месяцев составили 34 млрд., что на 27,5% больше, чем в 2016 году. Из них:

  1. Армения – 317,4 млн.
  2. Беларусь – 8,8 млрд.
  3. Казахстан – 3,2 млрд.
  4. Кыргызстан – 384,3 млн.
  5. Россия – 21,3 млрд. долларов.

Статистика взаимной торговли Таможенного союза в процентном отношении:

Таможенная статистика ЕАЭС демонстрирует незначительное увеличение показателей по пропорциям во взаимной торговле в 2017 году. Удельный вес валовых показателей в общем объеме внешней торговли:

Структура взаимной торговли в ЕАЭС:

  • минеральное сырье – 27,9%;
  • и оборудование – 17,7%;
  • сельскохозяйственное сырье и продукты – 15,4%;
  • металлопродукция – 13,2%.

Статистика таможенных органов отмечает, что основная часть поставок минеральных продуктов идет из России. На ее долю приходится более 84%. Она лидирует также по продажам на рынке ЕАЭС:

  • машины и оборудование – 55%;
  • продукция химических отраслей – 63,5%;
  • металлы и изделия из них – 61,4%.

Статистика таможенной службы демонстрирует изменение динамики экономического развития стран ЕАЭС. За период с января по сентябрь 2017 года вырос общий показатель ВВП на 1,9%. По странам:

  1. Армения – на 5%;
  2. Белоруссия – на 1, %;
  3. Казахстан – на 4,3%;
  4. Кыргызстан – на 5%;
  5. РФ – на 1,6%.

Беларусь на рынке ЕАЭС

На общий рынок более всего ориентирована Беларусь. Таможенная статистика РБ показывает, что темпы роста объемов торговли (экспорт/импорт) за 9 месяцев 2017 примерно составляют 123,2% и 124,0%. В общем объеме преобладают торговые отношения с Россией:

  • экспорт увеличился на 21%;
  • импорт – на 23,8%.

Таможенная статистика Республики Беларусь в 2017 году демонстрирует улучшение показателей экспорта несырьевой продукции на общий рынок. Объем увеличился на 24,4% в стоимостном выражении. Увеличение объемов экспорта исправило ситуацию в промышленном производстве. Его показатели выросли на 6,1%.

Таможенная статистика Беларуси показывает, что основную часть взаимной торговли обеспечивают крупные промышленные предприятия. На их долю приходится 65% экспорта и 63% импорта продукции.

Казахстан на общем рынке

Таможенная статистика Казахстана в 2017 году показала значительный рост объемов торговли на рынке ЕАЭС. За 9 месяцев показатели увеличились на 30%. Таможенная статистика РК отмечает также увеличение экспорта во внешней торговле товарами за пределами ЕАЭС. Прирост составил 31,1%. На общем рынке основным партнером Казахстана является Россия. На ее долю приходится:

  • 88,6% экспорта;
  • 93,5% импорта на единый рынок.

Показатели РФ

Таможенная статистика Российской Федерации характеризует индекс интенсивности взаимной торговли, как самый высокий среди членов ЕАЭС. За 9 месяцев 2017 года объем внешнеторговых операций на рынке увеличился на 27,5%. Таможенная статистика РФ отмечает среди основных ее торговых партнеров:

  1. Беларусь – 56,4% экспорта и 68,8% импорта.
  2. Казахстан – 36,2% экспорта и 27,5% импорта.

Таможенная статистика России показывает рост показателей взаимной торговли:

  1. Беларусь – на 23,3%;
  2. Казахстан – на 35,6%;
  3. Армения – на 26,9%;
  4. Кыргызстан – 31,7%.

Общий товарооборот на едином рынке в январе-сентябре 2017 года составил 37581,6 млн. . Таможенная статистика внешней торговли выросла на 25,1%.

Основную часть экспорта в 2017 году составили товары топливно-энергетической группы. Их объем вырос:

  • в денежном выражении – на 27,1%;
  • в физическом – на 1,7%.

Новая отчетность

В конце января 2017 года вступили в силу изменения в ТК РФ. Теперь каждый участник внешнеторговой деятельности обязан представлять в отдел таможенной статистики новую форму отчетности с параметрами перемещения товара.

За невыполнение сроков и условий сдачи отчетной документации нарушителей ждет штраф. Размер взыскания для организаций – 20–50 тыс. руб. Сумма увеличивается вдвое при повторном нарушении.

Форму отчетности можно заполнить на официальном сайте во вкладке «Таможенная статистика – личный кабинет» после регистрации пользователя. На представление документа дается 8 рабочих дней следующего месяца. Документально подтверждать указанные цифры не нужно.
Таможенная статистика Таможенного союза формируется на основании показателей регулярной отчетности, поступающей от участников рынка.