Оружие в мире Скайрим делится на три класса: Двуручное оружие, одноручное оружие и стрелковое. Одноручное быстро бьет и наносит средний урон, двуручное оружие медленнее, однако урон от него больше. Лук - это оружие дальнего боя, которое стреляет стрелами.
К одноручному оружию относятся:
. Эльфийский, Стальной, Орочий, Стеклянный, Эбонитовый, Даэдрический, Драконий костяной и Железный мечи .

Орочья, Стальная, Эльфийская, Эбонитовая, Даэдрическая, Двемерская, Драконья костная, Стеклянная булав а .

Железный,Эльфийский, Стеклянный, Эбонитовый, Даэдрический, Небесный стальной, Драконий костяной, Двемерский боевой, Орочий, Стальной боевой и Нордский боевой топоры

Двемерский, Орочий, Эбонитовый, Стальной, Даэдричекий, Стеклянный, Эльфийский, Драконий костяной, Небесный Костяной, Железный кинжалы .

К двуручному оружию относятся:

Драконий костяной, Даэдрический, Эбонитовый, Нордский, Небесный, Орочий, Стальной, Железный, Двемерский, Эльфийский, Стеклянный двуручные мечи .

Драконий костяной, Эбонитовый костяной, Железный костяной, Двемерский костяной, Эльфийский костяной, Орочий костяной, Стеклянный костяной, Даэдрический костяной, Стальной костяной боевые молоты .

Железная, Драконья костяная, Даэдрическая, Стальная, Орочья, Эбонитовая, Двемерская, Небесная Стальная, Нордская, Стеклянная секиры .

К лукам относятся:

Длинный, Эбонитовый, Даэдрический, Драконий Костяной, Охотничий, Эльфийский, Орочий, Нордский, Стеклянный и Двемерсий луки .

Кроме того одним из видов оружия являются магические посохи .

Так как найти хорошее оружие в игре довольно сложно, можно облегчить себе этот процесс, применяя следующие читы:

Получение необходимого оружия:

player.additem [код_оружия] [кол-во]

Пример: player.additem 000139A3 1 - получить 1 стеклянный одноручный топор

Комплект Имперского оружия:

00013841 - лук
. 000135B8 - меч
. 000139A5 - Лук

Комплект Эльфийского оружия

0001399E - кинжал
. 0001399C - боевой топор
. 000139A0 - булава
. 000139A1 - меч
. 000139A2 - боевой молот
. 0001399F - большой меч
. 0001399D - лук

Комплект стеклянного оружия

000139A7 - Двуручный меч
. 000139AA - Двуручный боевой молот
. 000139A9 - Одноручный меч
. 000139A3 - Одноручный топор
. 000139A8 - Булава
. 000139A4 - Двуручный топор
. 000139A6 - Кинжал

Комплект Даэдрического оружия:

0001DFEF - лук окаменения - Шанс парализовать цель +6 сек.
. 0001DFCB - секира гроз - +30 ед. урона от электричества; отнимает 15 ед. магии.
. 0001DFE9 - лук зимы - урон холодом +30 ед. и к запасу сил -30 ед..
. 0001DDFB - секира инферно - урон огнем +30 ед. поджигает врага. 0001DFF2 - лук гроз - урон электричеством +30 ед.; - 15 ед. магии у противника.
. 000139B5 - лук
. 000139B6 - кинжал
. 000139B4 - секира
. 000139B7 - двуручный меч
. 000139B3 - боевой топор
. 000139B9 - меч
. 0001DFE6 - лук инферно -. урон огнем+30 ед и поджигает цель.
. 000139B8 - булава
. 000139BA - боевой молот
. 0001DFFC - Священный лук - Нежить 40 уровня и ниже падает в бегство на 30 сек.

Комплект Двемерского оружия:

00013995 - лук
. 00013993 - боевой топор
. 00013996 - кинжал
. 00013998 - булава
. 00013997 - двуручный меч
. 00013999 - меч
. 00013994 - секира

Орочье оружие

0001398D - лук
. 0001398F - двуручный меч
. 00013990 - булава
. 0001398E - кинжал
. 0001399A - боевой молот
. 0001398C - секира
. 00013991 - меч
. 0001398B - боевой топор

Комплект Эбонитового оружия

000139AF - двуручный меч
. 000139AC - боевой топор
. 000139AE - кинжал
. 000139B1 - меч
. 000139B2 - боевой молот 000139B0 - булава
. 000139AB - секира
. 000139AD - лук

Комплект оружия изгоев

000САDE9 - меч
. 000CEE9B - лук
. 000СС829 - топор
. 00013992 - боевой молот

Древнее Нордское оружие

0001C864 - молот
. 0002C66F - меч
. 000АЕ087 - вересковый гейс
. 000236A5 - двуручный меч
. 0002C672 - топор

Комплект соловьиного оружия

000F6527 - клинок
. 000F652C - лук

Комплект оружия клинков

0003AEB9 - меч

Комплект Уникального оружия с бонусами

000AB704 - Посох «Посох Холдира» - успокоение противников на 60 секунд или захват их души после смерти, если они слабее.

000F1AC1 - «Бич драконов» - урон драконам +40 ед. ; . урон электричеством +10 ед.

000A4DCE - Посох «Кровавый шип» - наполняет камень душ когда противник умирает в течении 3 секунд.

0001C4E6 - «Топор Скорби» - отнимает 20 ед. запаса сил у противника.

0010076D - Посох «Посох Хевнорака» - В течении 30 секунд. наносит 50 ед. урона в секунду молнией и также применяется к поверхности.

000F8317 - Посох «Охладитель» - +30 ед. урона холодом; шанс парализовать цель на 2 сек.

0009FD50 - «Ярость Красного Орла» -. урон огнем +5 ед и поджог врага.

00035369 - Посох «Посох Магнуса» - - 20 ед. магии в секунду, если у противника нет магии + поглощает его здоровье.

000F5D2D - «Бледный клинок» - урона холодом +25 ед.; -50 запас сил; обращает в бегство на 30 секунд.

00053379 - «Лютый» -. урона холодом +15 ед и -15 ед. к запаса сил.

00094A2B - Кинжал «Призрачный клинок» к дополнительному урону+3 ед. игнорируя броню противника.

000B3DFA - Посох «Глаз Мелки» - огненный взрыв наносит 40 ед. урона в радиусе 4.5 м. и поджигает цель

000E5F43 - «Посох Йурика Голдурсона» - наносит 25 ед. урона и -50 ед. магии.

000AB703 - «Проклятье Красного Орла» - Поджигает нежить 13 уровня и ниже, и обращает в бегство на 30 сек.

000B994E - «Счастливый кинжал Вальдара» - к шансу критического удара +25%.

000956B5 - булава «Вутрад» - наносит больше урона эльфам.

0006A093 - посох «Посох Тандила» - Существа и люди 12 уровня и ниже не будут с вами сражаются в течении 60 секунд.

Всем привет, дорогие друзья!

Одной из главных задач каждого гемеймера играющего в РПГ является поиск и создание крутой экипировки. Найти легендарный меч в очередном подземелье или получить уникальный сет за прохождение квеста – это пик наслаждения игрока. Сегодня мы поговорим о самом лучшем оружии, которое можно встретить на просторах

Скажу сразу, подборка основана на личном мнении и отзывах игроков, поэтому надеюсь, не будет гневных комментариев по типу «Фу, что за лажа, а мой меч куда круче и добывается проще», народ, будьте добрее. Ну а мы начинаем!

Три этапа

Побегать в одном сете до конца игры не получиться. С самого начала вам будут попадаться легендарные вещи, но ближе к концу они станут бесполезны и с радостью заменятся на более перспективные предметы.

Именно поэтому, я разделил сегодняшний топ лучшего оружия на три части:

  1. Для ранней игры.
  2. Для средней игры.
  3. Для поздней игры.

Выбирайте свою стадию и вперед на поиски лучшего оружия в The Elder Scrolls 5: Skyrim.

Легендарное оружие для начальных уровней

С самого старта игры, после получения первых звиздюлей от дракона уже можно понять, что поиск хорошего оружия – одна из главных задач в Скайриме.

Первое достойное уникальное оружие, которое может встретиться игроку станет:

  • Соловьиный клинок. Получается после прохождения линейки квестов за Гильдию Воров. Помимо неплохого стартового урона (10-14), меч обладает специальным эффектом.позволяющим поглощать 5-25 единиц HP и выносливости врага.
  • Призрачный клинок. После убийства Лу’а Аль-Скавен по квесту Ансилвунд, этот меч выдается в качестве награды. При весе в 1 единицу и стартовом уроне 8 единиц, этот клинок игнорируя броню наносит 3 единицы урона, что делает его одним из самых лучших на начальных этапах игры
  • Окин и Эдуж. Парное оружие, состоящее из одноручного топора Окин и одноручного меча Эдуж. Добывается оружие в руинах Волундруда на этапе прохождения квеста «Молчание языков». Окин при своем уроне в 12 единиц наносит дополнительные 10 единиц холодом. Эдуж, с уроном в 11 единиц, также дамажит по 10 единиц от холода.

Любое из этих оружий станет отличным дополнением новичку на первых парах в игре.

Середина игры

Со временем кленки устаревают, а враги становятся сильнее, что заставляет игроков вновь отправляться на поиски легендарных мечей, топоров, булав и прочего вооружения.

На середине игры эффективно в бою себя смогут показать:

  • Топор Вутрад. По сюжетной линии Соратников, этот предмет будет одним из квестовых, после чего его нужно будет оставить в статуе. После завершения квеста «Последний долг», топор можно вернуть со статуи Исграмора в одноименной гробнице. Имеет стоковый урон 25 единиц и считается одной из самых сильных секир в Скайриме. Имеет эффект смертоносности при сражении с эльфами.
  • Бритва Мерунеса. Кинжал появляется в задании «Осколки былой славы». После прохождения квеста, Бритву нам вручает принц в качестве награды. Базовый урон всего 11 единиц, но при весе в 3 единицы скорость атаки очень высокая, что отлично сочетается с уникальным свойством оружия. При шансе в 1.2% срабатывает эффект мгновенного убийства, который может «уложить» даже дракона. Шанс хоть и низкий, но срабатывает достаточно часто, чтобы сделать этот кинжал одним из лучших в игре.

Если топор Вутрада будет хорош только в середине игры, то Бритва сослужит срок до самого конца, благодаря своему уникальному эффекту мгновенного убийства.

Глубокий лейт

Под конец игры уже редко можно встретить врагов, которые способны оказать достойное сопротивление, но если вы таких нашли, вам понадобиться Драконье оружие. Это снаряжение обладает самым высоким базовым уроном, но для его создания придется попотеть. Помимо необходимого навыка кузнеца 90+, вам понадобиться куча ресурсов.

А на этом я с вами прощаюсь. Подписывайтесь на канал и делитесь информацией с друзьями. До скорых встреч, дорогие читатели!

Делать в праздники было особо нечего, играл в Skyrim.

Бороздя просторы игрового мира, нельзя было не философствовать о том «в чем сила, брат». Что направило меня на поиски абсолютного оружия. Оружия, которое делает битвы скоротечными, а путешествия философа безмятежными и безопасными. :)

Путь мага

Первый заход на Skyrim я выполнил как маг. Заклинания школы разрушения были моим главным оружием, а главным девизом — «твоё оружие — твой разум», который постоянно озвучивает один из NPC в школе магии.

Тем, кто хочет последовать по пути мага, могу лишь посоветовать создать себе набор предметов уменьшающих расход маны на заклинания из школы разрушения. Удается зачаровать 4 предмета (кольцо, амулет, шлем и кирасу или робу и т.п.). При развитом навыке зачарования, без дополнительных ухищрений, каждый из зачарованных предметов (на fortify destruction) дает снижение стоимости заклинаний на 25%, что в сумме составит 100%. В итоге стрелять огненными шарами и метать молнии можно будет совершенно бесплатно. Это ли не совершенное оружие для мага?

Путь воина

Путь воина более тернист, что делает его более интересным. Для себя я выбрал классику — тяжелые доспехи и комбинацию — щит + меч. Другие комбинации найдут своих последователей, а я поделюсь собственным опытом.

Урон оружия определяется его основой, вашим навыком владения и заточкой. Далее подробно.

Основа оружия

В игре вы находите разные версии одних и тех же мечей (молотов, топоров и т.п.) отличающихся материалом, из которого они изготовлены. Ясно, что чем дороже материал — тем лучше оружие. Из легких материалов для изготовления оружия лучший — это Glass, из тяжелых — Daedric. Для изготовления нужны соответствующие ингридиенты, сам навык кузнечного дела (для Glass — 70, для Daedric — 90) и кузнечная специальность для ковки нужного материала. Понятно что, нужный тип оружия можно найти в странствиях и не запариваться за поиск ингредиентов.

Навык

Каждое использование по назначению вашего оружия улучшает навык владения им. Навык растет не очень быстро. Вы будете замечать, заглядывая в инвентарь, что с ростом навыка будет расти урон соответствующего класса оружия. Эффективность владения оружием можно увеличить вдвое с помощью соответствующих перков. Для одноручного — это перк Armsmen, двуручного — Barbarian и для лука — Overdraw.

Заточка

Я ни разу не находил в игре уже заточенного оружия. А обладая даже минимальным уровнем кузнечного мастерства, вы можете затачивать и улучшать любое оружие и доспехи (для заточки зачарованной экипировки потребуется взять соответствующий перк). Кроме того, кузнечная специальность для ковки определенного материала позволит удвоить эффект заточки орудия и доспехов из этого материала.

Т.е. для создания абсолютного оружия нам понадобятся развитые навыки кузнечного дела и владения оружием + ряд перков. Идем дальше.

Кузнец кузнецу рознь

Выковав или добыв оружие, вы можете его заточить. Тоже самое относится к доспехам. И тем выше эффект, чем лучше навык кузнеца.

Вы наверняка обнаружите, что есть возможность зачаровать набор предметов для улучшения кузнечного навыка. Это снова набор из 4х предметов (кольцо, амулет, перчатки/наручи и доспех или т.п.). Без дополнительных ухищрений, при развитом навыке зачарования получим в сумме 100% прирост к способностям кузнеца (Именно прирост а не удвоение, т.к. все эффекты здесь складываются в общую копилку, давая прирост к базовому значению). А если прибегать к определенным ухищрениям (используя алхимию при зачаровании), то можно общую сумму дотянуть и до 120%.

Полезной будет и алхимия — развитый навык алхимика позволяет создавать поистине могучие зелья. А алхимику поможет зачарователь, который создаст набор «юного алхимика» опять же из 4х предметов (кольцо, амулет, шлем или т.п. и перчатки или т.п.), дающих от 100 до 120% прироста к навыку алхимика.

Облачившись в набор «юного кузнеца», запасшись нужными ингредиентами и жахнув колбу с «‘эликсиром кузнеца» у нас есть 30 сек, чтобы заточить оружие и улучшить доспехи. Именно столько действует созданный эликсир.

Т.е. нам будут нужны развитые навыки зачарования и алхимии.

Подитожим

Путь мага, как видно гораздо проще. Нужно лишь развить зачарование (создать набор «мага-халявщика»:)) и углубиться в изучение школы магии разрушения.

Воин не ищет простых путей, нам понадобятся — алхимия, зачарование, кузнечное дело и сам навык владения оружием. Каждый раз создавая набор предметов (для алхимика и кузнеца), не стоит брезговать выпить «эликсир зачарователя». Эффект не большой, но всё в плюс. А перед финальным аккордом — заточкой — выпить эликсир кузнеца (можно достичь эффекта более 120% только одним эликсиром).

Последний шаг — это зачарование «повседневного» набора предметов, для улучшения владения вашим основным оружием. При развитом навыке зачарователь улучшит 4 предмета (кольцо, амулет, сапоги и перчатки) как минимум на 40% каждый. А на само оружие можно наложить эффекты магического урона (я предпочитаю урон холодом и шоком), но это уже как бонус, едва ли сравнимый с основным уроном.

В итоге у меня (а я признаться немного поленился — алхимией порою брезговал, да и одноручным оружие ещё владею не на все 100) получился вот такой даэдрический меч.

Я полагаю, что предельными значениями будет около 500 ед. физического урона и около 60 единиц суммарного урона магией. Для двуручного оружия физический урон можно получить ещё больше, т.к. базовое значение там выше.

Мало букафф? Читайте есчо!

Комментарии к «Абсолютное оружие в Skyrim (TES 5 Skyrim)»

Много комментариев в “Абсолютное оружие в Skyrim (TES 5 Skyrim)”

    Сделал в результате себе арбалет двемерский улучшенный который игнорит 50% брони — урон при 100 навыке мастерства и при 4х вещах которые зачаровал сам получился в районе 650. И это не предел потому что недоделал еще броньку костяную драконью легкую заточенную под луки и скрытность. Прохожу солстейм остров ибо там есть доспехи азидала дающие 10% бонус к зачарованию (единственный предмет дающий бонус на зачарование) с которым можно будет сделать набор юного алхимика а затем и кузнеца еще сильнее и соответственно еще сильнее заточить лук и наложить более сильные чары на увеличение урона от стрелкового оружия. Арбалет щас бьет в район 648 а драконий лук 638 как то так ну плюс еще урон магией, но ее я не считаю — редко заряжаю арбалет камнями душ — лень лезть в инвентарь. И не думайте что я всех нагибаю с этим арбалетом. Поставил уровень сложности легендарный и все существа и НПС стали нагибать меня и я их убиваю раза с 5 выстрела, а в драконов и луркеров надо выпустить стрел по 20 прежде чем тот окочуриться и при этом они меня гасят с первого раза как и обычные маги-НПС — два удара молнией и ты пепел. Так что игра балансит все равно твое оружие. Единственное дико помогает тройной урон от скрытных атак — по пещерам и руинам ползаю на корточках и всех гашу издалека — скрытной атакой умирают с первого-второго раза. Так что это не предел. Такой арбалет сделал без всяких багов. Если же использовать баг с зельем восстановления который дает экспоненциальный бесконечный прирост всех зачарований на одежде, будь он выпит в голом состоянии — тогда я делал лук с уроном «-200…» — то есть там урон был со знаком минус и не влазил в окошко. И зелья делал стоимостью 200000 и с эффектом повышения зачарования 123000000 — если делаешь зелье сильнее — то есть цифра перебирается за миллиард тогда игра вылетает — потому что такая цифра не может храниться в этой переменной. Да и не интересно играть — с одного удара вырубаешь всех — единственное прикольно наверно сделать перчатки и кольцо с повышением рукопашного урона и всех гасить кулаками))

  1. Мне за мага играть не хотелось, а улучшать перки за война для меня лень-я вкачивал только тяжброню и одно/двух-ручные палки, решение нашлось внезапно.
    В солстейме у Кресция Карелия есть квест. Войдите в шахту рядом с городом у Вороньей Скалы и выслушайте его. Ему нужно будет раздобыть информацию о его отце из глубин шахт, которую скрывает от него Восточная Имперская Компания. Пройдя его, вы наткнетесь на драугров-призраков и прочую сильную нежить. Дойдите до трупа отца. Возьмите у него дневник, и самое главное-меч Бладстар. С помощью меча откройте ворота. Вернитесь к Кресцию и получите за дневник 500 золота. Меч он у вас не отберет.
    Этот меч наносит всего 19 базовым уроном, но при силовой атаке выпускает летящий на среднее разряд, уроном в 30.И таких разрядов у него НЕОГРАНИЧЕНО плюс у него(хоть это и не указано в свойствах) очень большой шанс добивательного удара(когда есть ролик смерти врага)-может завалить луркера одной силовой атакой если у него 40%хп.. Этого меча мне хватило где-то до уровня 25. Советую его новичкам, с 10-15 уровнем прокачки персонажа.

    Не буду вдаваться во все тонкости, но боюсь что статью писал нуб.
    К примеру зачаровать оружие на урон холодом и электричеством, чтобы получить маленький бонус…
    АВТОР, ТЫ ЧЕГО?!
    Воину самое вкусное это ПОГЛОЩЕНИЕ запаса сил и жизненной энергии!
    С одной стороны, сильные удары теперь летят градом, с другой-здоровье почти не улетает вообще!
    Вот он, настоящий воин!
    А то «холод/электричество»…В начале игры ещё решало бы может.

  2. The Elder Scrolls 5.Skyrim.v 1.9.32.0.8 + 4 DLC без других модов можно улучшить ещё больше чем тут описано. эффективность кузнечного дела снаряжение+зелье (137% повышает эффект кузнечного дела). Для этого надо развить навыки алхимии+кузнечного дела+зачарования. К каждому навыку индивидуальный подход. проще говоря нужно увеличить эффективность трёх компонентов (зелье алхимии+навык зачарования+кузнечное дело+книга Хермеуса Моры на Солстейме (дайт бонус к зачарованию)+ комплект брони надевая полный их комплект они дают ещё 10% к зачарованию) после того как соберее это всё, придётся попотеть, перезачаровывая комплект брони на создание максимально эффективного зелья, после того как создадите зелье, заново зачаровываете броню на алхимию, кузнечное дело пока не достигнете максимального эффекта. Комплект брони Азидала который дает бонус можно получить по квесту на Солстйме.

Skyrim - многопользовательская игра с открытым миром, участниками которой стали более 10 миллионов игроков во всём мире. Основные события в вымышленном мире связаны с возвращением дракона Алдуина, которому противостоит Драконорожденный. Задача геймеров - помогать справиться с угрозой уничтожения, нависшей над миром Skyrim. Оружие, несомненно, является главным средством борьбы с врагом. Успех в игре обеспечен только тем бойцам, которые сумели завладеть если не самыми лучшими, то очень хорошими по своим качествам и характеристикам экземплярами.

Где и как добыть оружие?

У новых игроков вопрос о том, где достать более или менее достойное оружие, возникает в самом начале освоения игрового мира Skyrim. Оружие, двуручное, одноручное или стрелковое, можно либо скрафтить с помощью кузнечного дела, либо получить в качестве награды за выполнение заданий. В последнем случае у игроков появится шанс получить уникальные по своим характеристикам ножи, топоры, мечи посохи и многое другое. Правда, улучшить их не получится. напротив, обладает более слабыми характеристиками, но при этом поддаётся улучшению. Также существует ещё один способ обзавестись мощными предметами в Skyrim - моды на оружие. О каждом из перечисленных способов стоит поговорить подробнее.

Изготовление и улучшение даэдрического оружия

Итак, если игрок намерен самостоятельно изготавливать и улучшать подходящие ему по всем параметрам предметы экипировки, то ему не обойтись без освоения кузнечного дела, зачарования и алхимии. При этом все профессии важно прокачать минимум до 90-го уровня. Лишь в этом случае игрок сможет создавать предметы высокого качества и применять к ним более мощные улучшения.

Например, со 2-м уровнем навыка в кузнечном деле игрок сможет изготовить стальной меч, базовый урон которого составляет всего 7 единиц. А вот меч, изготавливаемый на максимальном уровне, наносит урон в 15 единиц, и это без каких-либо улучшений и зачарования.

К слову сказать, каждое последующее улучшение для оружия Skyrim можно делать только в определённом месте и после прохождения квеста. Изготавливается даэдрическое оружие в а улучшается оно только после получения бонуса «Даэдрические доспехи». Улучшать в Skyrim оружие возможно только с помощью определённых материалов: камней, дров, полосок кожи, разнообразных слитков и заточки.

Уникальное оружие

Те игроки, которым не особо нравится тратить время на крафт и улучшение предметов экипировки, больше подойдёт оружие с особыми бонусами. Как говорилось выше, его можно добыть в разных локациях Skyrim. Лучшее оружие для начинающих игроков - меч «Призрачный клинок», который можно подобрать с последнего босса Ансилвунда. Основным преимуществом этого клинка, особенно если завладеть сразу двумя экземплярами, является полное игнорирование брони противника. В Волундруде можно найти неплохой комплект из топора Окин и меча Эдуж. Они также помогают начинающим игрокам совладать с сильными соперниками.

Более прокачанным игрокам понравится топор Вутрад или кинжал Бритва Мерунеса, у владельца которого появляется 5% шанс мгновенно убить своего противника. В борьбе с мощным противником может помочь и посох с помощью которого можно на полторы минуты призвать в бой помощника - даэдрическое существо. Если же игрок имеет намерение всерьёз сражаться с драконами, то без клинка «Бич Драконов», дающего бонус +25 к урону по этим существам.

Одним словом, чтобы завладеть оружием с такими удивительными бонусами и наложенными на них чарами, нужно хорошенько потрудиться: побегать в поиске артефактов по многим локациям, сразиться с сотнями мобов и выполнить не один десяток заданий.

Моды на оружие в Skyrim

Ещё один распространённый способ прослыть хорошо экипированным бойцом в мире Skyrim - моды на оружие. С помощью специальных модификаций, установленных в игру, можно не только изменить внешний вид любого вида оружия, но также значительно расширить его арсенал. Самый масштабный мод - Lore Weapon Expansion. С его помощью можно добавить в арсенал 33 единицы вооружения из предыдущих серий игры. Некоторые предметы можно будет купить у торговцев, какие-то придётся выбивать у мобов, а некоторые - изготовить самостоятельно с помощью кузнечного дела. Другие моды предназначены для добавления в арсенал конкретных единиц вооружения: щитов, клинков, мечей, топоров, магических посохов и арбалетов.

Какое оружие в Skyrim лучшее?

Большинство геймеров составляют сеты из максимально дополняющих друг друга предметов. Кроме того, важным моментом в выборе боевой экипировки играет билд персонажа в Skyrim. является хорошим вариантом, если взять, к примеру, кинжалы в обе руки. Одноручное оружие в виде мечей и топоров предпочитают многие игроки, так как при оптимальном уровне урона показатели скорости у них также велики.

Что же считается самым мощным и убойным в Skyrim? Оружие любого типа, полученное тем или иным способом, может наносить только базовый урон. Улучшение этого показателя зависит, по свидетельствам создателей игры, от навыка владения им. Чем больший навык имеет игрок, тем больший урон наносит оружие. Большую роль в этом играют и правильно подобранные чары, наложенные на предмет.

Тром-ка, друг! В честь выхода Skyrim Special Edition, обновленной версии с HD текстурами, мы выпускаем серию статей на эту тему. Первой будет статья о выборе и поиске лучшего оружия и брони. А, так как мне больше нравится быстрота и легкость, начнем мы с одноручного оружия, щитов и легкого доспеха.

Чтоб у вас не возникало лишних вопросов, в Skyrim Special Edition включены все дополнения к оригинальной игре, так что все предметы описанные ниже будут вам доступны.

Лучшее одноручное оружие в Скайриме

Несомненно самым мощным оружием с базовым уроном является драконье, но оно и значительно тяжелее (если не считать кинжалов, где кинжал из кости дракона тяжелее лишь на 0,5 кг). Уступая на единицу базового урона Сталгримовая булава или топор будет значительно легче и в сумме – лучше, за исключением мечей, где хваленый Даэдрический клинок имеет больший базовый урон и практически тот же вес.

На все это оружие могут быть наложены чары, а вот на уникальные артефакты вы этого уже сделать не сможете (в большинстве случаев), так что некоторое оружие ниже может быть хорошим, только если вы не имеете такой специализации.

Булава Молаг Бала
16 18
«Ворует 25 единиц магии и 25 силы за удар. Захват душ.»
Оружие выковано из эбонита, оно легче на 1 кг чем безымянные образцы, и имеет базовый урон драконьего. Получить на ней задание можно в заброшеном доме в Мокарте.
Меч Мирака
16 3
«Ворует 15 единиц силы за удар»
Небывало легкий меч, всего 3 кг и урон самому мощному драконьему оружию. К сожалению, получить его можно только под конец игру, по ходу основной сюжетной линии (с учетом наличия дополнения «Dragonborn»).
Бритва Мерунеса
11 3
«Мгновенная смерть наступает с вероятностью 1.5%.»
На 3.5 кг легче драконьего кинжала, но на 2 меньше базовый урон. Не смотря на это, благодаря своему эффекту, делает кинжал хорошим вариантом для левой руки. Квест можно начать с посещения музея в Данстаре.

Лучшая легкая броня в Скайриме

Из крафтовых наборов в игре доступны две самые мощные легкие брони: Сталгримовая (с дополнением Dragonborn) и Драконья чешуя. Разница между ними небольшая, и если один элемент брони лучше, то другой – хуже.

Сталгримовые сапоги, наручи имеет тот же базовый параметр брони, что и драконий.

С нагрудником и шлемом не все однозначно.

Нагрудник легче на 3 кг, но меньше в броне на 2. Не лишено смысла носить Эльфийский позолоченый доспех, класс брони уступает на 6, но и его вес на 6 меньше.

Щит несомненно из чешуи дракона – вес на 4 легче, уступая в броне лишь на 1.

Шлем легче на 2 кг, но меньше в броне на 1. Но по параметру брони в сравнении с Масками драконьих жрецов меркнит любой другой легкий шлем. Вам подойдет Кросис , Вольсунг или Мирак (Dragonborn). Можно собрат все 8 основных масок и отправится в прошлое, где вы побудите тяжелую маску вождя. Кросис лучшая, из свободно доступных, для получения отправляйтесь в Двуглавый пик.

Легендарные легкие доспехи Скайрима

Если вы не чаруете доспехи самостоятельно, то вам будут интересны легендарные наборы, и если у вас не установлено DLC, лучшее что вы можете получить – браню от Тёмное Братство, точнее её старую версию в фракционном задании «Найти ассасина из прошлого» . Её комплекты если имеют если не такие же параметры, то капельку лучше.

Обладателям дополнения «Dragonborn» доступны еще два мощных комплекта.