Жалуются на стреляющие кусты, другие разобрались в механиках игры и сами стали этими кустами. Сегодня поговорим о том, как сделать из своей машины настоящую невидимку. Чтобы улучшить маскировку машины, ее надо прокачать, но если прокачать мозг, то улучшить незаметность можно и по-другому. Тебе пригодится все, что окажется под гуслей, куст, маленький куст, очень маленький куст, дерево, елка, пальма.

Каждый такой объект дает бонус к показателю незаметности, мелкие кусты и растение без листвы, как правило, добавляют меньше (+ 25%), густые растения с листвой ровно в два раза больше (+50%). Но что значат эти числа, все очень просто, в формуле определение дальности обнаружения они прибавляются к показателю незаметности машин.

Разберем на конкретном примере, возьмем танк наблюдатель и три машины с одинаковой маскировкой, первую ставим на стерильно чистую прямую, вторую прячем за полупрозрачный куст, а третью за более густой.


Пускаем наблюдателя вперед и смотрим, первая машина светится уже с 383 метров, вторая засвечивается на 100 метров ближе, а третье когда до нее остается 183 метра.


Возвращаем наблюдателя на исходную и снова пускаем вперед, другие танки остаются там же, но теперь двигаются. Красная машина светится практически с 400 метров, желтая с 299 метров, зеленая с 199 метров.


А что будет, если выстрелить, в теории все понятно, кусты снова дают огромную фору, а как же это на практике. Ставим наблюдателя на расстояние засвета первой машины и смотрим, что после выстрела все машины сразу же засветились.


Дело в том, что при выстреле, падает не только маскировка самого танка, но и вся растительность в радиусе 15 метров от стрелявшего становится прозрачной и не дает никакого бонуса к маскировке, падение обоих показателей дальности обнаружения длится долю секунды, и этого достаточно, чтобы вы засветились.

А теперь включаем мозг и откатываем танк на 15 метров от кустов, сделать это очень просто, заходишь в снайперский режим (Рис 1) и отъезжаешь пока куст станет непрозрачным (Рис 2), готово, можно стрелять.


Первая машина светится как и раньше, чтобы подсветить вторую придется подъехать на 100 метров ближе, третье засветится лишь с 237 метров.

Если хочешь стрелять и не светиться наверняка, делай так, подъезжаешь к кусту, подсвечиваешь врага, отъезжаешь на 15 метров и стреляешь, снова подъезжаешь, подсвечиваешь, отъезжаешь и только потом стреляешь, неудобно, зато безопасно.


С одним кустом разобрались, а что если их несколько, все очень просто, бонусы к маскировке от каждого куста суммируются, но нужно помнить, максимальное значение этой суммы 80.


Опираясь на незаметность своей машины и предположительный обзор врага, можно сделать ориентировочный вывод о том, с какого расстояния вас засветят, другими словами, если маскировка твоей машины больше 20, то каким бы ни был обзор противника, через двойные кусты засветить тебя можно только рентгеном, вот он настоящий стреляющий куст.


Если елки маскируют не хуже чем кусты, то с деревьями есть нюанс. Дело в том, что у каждого такого объекта есть невидимая упрощенная модель, она может незначительно отличаться от визуальной, но именно она скрывает вашу машину от вражеских лучей обзора.


Как вы можете заметить, модели елей и кустов прекрасно подходят для маскировки, чтобы спрятать машину за деревом, его придется повалить, так это выглядит с точки зрения система видимости.


Дерево, поваленное в куст или два дерева поваленных рядом, работают по принципу двойных кустов, по такому же принципу можно спрятаться за пальмами.


Иногда есть смысл повалить елку, бонус к маскировке больше от этого не станет, зато лежащая ель прикроет тебя от врагов в большем секторе.


Но сколько бы елок ты не повалил, как бы хорошо прятаться не научился, запомни одну простую истину, каждый раз отсидеться в кустах не получится, хочешь побеждать чаще, лови момент, когда надо идти вперед и убивай.


Маскировка - один из важнейших элементов игровой механики в World of Tanks. В этой теме желательно разобраться каждому игроку по двум причинам:

  • нужно понимать, как правильно действовать, чтобы иметь возможность обнаружить врага раньше, чем он вас;
  • знать, как грамотно прятаться избегая подсвета.

Предлагаем ознакомиться с основными нюансами, связанными с маскировкой, чтобы владеть инициативой в бою и получить право первого выстрела.

Обзор неотъемлемое составляющее темы маскировки. Именно он влияет на то, с какого расстояния будет обнаружена машина.

Обзор каждой техники отображается в метрах и указывается в ТТХ танка.

В бою игрок видит не только тех врагов, которых лично обнаружил, но и обнаруженных союзниками. Поэтому нужно различать два понятия:

САУ в артиллерийском прицеле видит обнаруженных противников на любом расстоянии.

Увеличить показатель обзора можно следующими способами:

  1. Установка оборудования: просветленная оптика +10%, стереотруба +25%, улучшенная вентиляция +2,15%.
  2. Изучение навыков. Командир - орлиный глаз +2%. Радист - радиоперехват + 3%. Всему экипажу - боевое братство +2,15%.
  3. Снаряжение. Национальное блюдо на +10% к навыкам экипажа добавит +4,3% к обзору.

В том случае, если обзор танка с учетом эффектов от навыков экипажа, оборудования и снаряжения превышает 445 метров, то все последующие метры пойдут на демаскировку противника, то есть облегчат обнаружение замаскированных врагов.

Как происходит обнаружение

В бою каждый танк посылает невидимые нашему глазу лучи в направлении остальной техники, находящейся в радиусе обзора ТТХ вашей машины.

В том случае, если луч вашего танка достигает габаритной (синей) точки вражеского, то происходит его обнаружение. На примере танка ИС рассмотрим положение этих точек:

Каждый танк имеет две обзорных точки, выставляя которые можно обнаружить вражескую технику. То есть нет надобности выезжать из-за укрытия всем корпусом, достаточно показать только следующие точки, изображенные на рисунке:

Данные точки обзора работают по очереди, через определенный временной промежуток - тик. Время между тиками зависит от расстояния между техникой и колеблется в районе от 0,1 до 2 сек. Обозрение из этих точек принимается за шар с фиксированным радиусом, поэтому машина видит одинаково по всем направлениям из каждой обзорной точки.

Габаритные точки на технике призваны предоставлять остальным игрокам возможность засветить вашу машину (эти точки проектируют лучи видимости), а в это же время обзорные точки призваны обнаружить вражеские танки (из них исходят обзорные лучи, которые равняются максимальному радиусу обзора согласно указанных ТТХ вашей машины).

Как долго видно обнаруженную технику

После момента пересечения обзорных точек одного танка и лучей видимости другого, второй танк будет находиться в засвете до 10 секунд, даже если прервался визуальный контакт между лучами видимости с обзорными точками. Поэтому если засвеченная машина заехала в укрытие, то все равно она не сразу пропадет из виду. Также в засвете останутся танки в том случае, если танк, передающий разведданные, получил контузию командира или был уничтожен.

Маскировка

Маскировка - свойство каждой машины оставаться незамеченной для врага. Отсутствие маскировки привело бы к тому, что игроки постоянно видели друг друга на расстоянии обзора танка и бой мог стать своеобразным тиром. Однако в WoT имеется много нюансов, помимо обзора, которые влияют на вероятность обнаружения техники.

Аспекты, влияющие на маскировку. Когда танк считается невидимым?

Размер. Каждая машина имеет собственный коэффициент незаметности, который в первую очередь зависит от габаритов.
Тяжелые танки, как , или тяжело бронированные имеют минимальные значения, а небольшая техника с низким силуэтом, как , - максимальным.

Калибр орудия и габариты влияют на падение маскировки после выстрела:

Растительность. Элементы окружающей нас природной среды: кусты, высокая трава, лес и деревья дают отличный бонус к незаметности машины. Важно спрятать от противника корпус, так как там расположены габаритные точки, по которым происходит обнаружение.

Выглядывающие из-за здания/куста гусеницы или дуло орудия никак не отразятся на вашей заметности, потому что там отсутствуют габаритные точки.

На дистанции до 15 метров растительность становится прозрачной для скрывающегося игрока. Таким образом он видит сквозь куст, а враги его - нет.

Например, если до ближайшей точки заваленного вами дерева расстояние не превышает 15 метров, то данное дерево в снайперском прицеле станет прозрачным. Если дистанция до центра дерева превышает 15 метров, то само дерево все также в прицеле останется прозрачным, но для лучей обзора оно будет непрозрачным.

Как правильно прятаться в кустах

Куст в игре представляет собой полупрозрачный объект, увеличивающий маскировку спрятавшейся за ним техники. Когда вражеский танк подъедет к основанию куста на дистанцию, не превышающую 15 метров, то куст и для него станет прозрачным и он тоже сможет прицелиться через него без препятствий.

Важное значение имеет размер куста: габаритные танки стоя в низких кустах будут заметны по башне. На заметность никак не повлияет глубина заезда в куст, достаточно даже стать за ним. Единственное, о чем нужно помнить - дистанция в 15 метров. Для удостоверения в том, что танк надежно спрятан за кустом, достаточно повернуть камеру по направлению к предполагаемому противнику, чтобы увидеть себя со стороны его глазами.

Достичь максимальной эффективности от маскировки при помощи куста можно расположившись за ним на небольшом расстоянии, но так, чтобы куст не приобрел для вас прозрачность в снайперском прицеле и стрелять по врагу исключительно по его силуэту. При таком раскладе вероятность обнаружения сводится к минимуму.

Усиливается ли эффект незаметности, если спрятаться за несколькими кустами, стоящими друг за другом?

После произведенного выстрела, на незаметность машины перестают оказывать влияние все кусты, находящиеся в районе 15 метров, за исключением одного, дающего самый большой бонус к незаметности техники. Эта механика распространяется на каждый луч видимости из обзорной точки обнаружившего танка до габаритной точки ведущего огонь.

Рассмотрим пример, для танка находящегося среди большого количества кустов. Некоторые из них находятся в пределах 15 метров от вашего танка, а остальные дальше. На вас выезжают с каждой стороны по одному танку противника. После вашего первого выстрела ситуация складывается так:

  1. Всего 6 лучей видимости на каждую габаритную точку, поэтому для каждого луча, который идет от первой вражеской машины, определяется самый плотный куст (именно от него будет просчитываться заметность).
  2. Со вторым врагом повторяется такая же ситуация.

При этом оба пункта выполняются одновременно. Когда один из врагов вас обнаружит, то об этом сразу же станет известно второму (если дальность связи позволяет сообщить об обнаружении). Все кусты, расположенные за пределами 15 метров будут усиливать эффект куста, выбранного для просчета маскировки на момент совершения выстрела.

Кусты в игре различают густые и негустые, от этого напрямую зависит бонус к незаметности. Максимальный эффект можно получить от 4-х густых кустов.

Действия. В неподвижном состоянии и не открывая огонь по противнику, машина не получает штрафов к маскировке. Находясь в движении коэффициент незаметности техники уменьшается:

  • на 75% для средних танков;
  • на 60% для противотанковых САУ;
  • на 50% для тяжелых танков и артиллерии.

Значения приблизительные, в некоторых случая возможны исключения.

Выстрел значительно снижает уровень незаметности танка.
Этот параметр зависит от калибра пушки и наличия дульного тормоза - он еще больше снижает коэффициент незаметности при стрельбе.
До выстрела:

После выстрела:

Ведение огня демаскирует машину и окружающая вас растительность тоже частично теряет свой эффект маскировки.

Пожар. Горящая машина будет светиться на всю карту, как новогодняя елочка.

Незаметность до поджога:

После поджога:

Тоже зависит от класса техники.

Рентген . Независимо от ваших действий, на дистанции 50 метров игроки видят друг друга в любом случае.

Как повысить маскировку техники

Имеется несколько возможностей для повышения маскировки непосредственно вне боя.

Навыки экипажа

Изучить всем танкистам умение Маскировка . Этот перк повысит незаметность машины примерно в 1,8 раз (зависит от количества членов экипажа). Умение работает постоянно: при движении, стоя на месте и во время стрельбы, что значительно уменьшает радиус заметности танка. С прокачанной маскировкой, противнику потребуется подобраться гораздо ближе, чтобы обнаружить ваш танк.

Эффект от умения не снижается при оглушении экипажа.

Также небольшой бонус даст изучение «Боевого братства ».

Как происходит активация маскировки неподвижной машины?

На всей технике за исключением легких танков (с 4 уровня и выше) заметность в движении вдвое превышает заметность в неподвижном состоянии.

Как снижается незаметность техники находящейся в движении:

После остановки уровень перка «Маскировка» повышается в два раза.

Камуфляж

Нанесение камуфляжа даст постоянный бонус к общему коэффициенту незаметности в зависимости от класса техники:

  • +2% для ТТ и САУ;
  • +3% для СТ и ЛТ;
  • +4% для ПТ-САУ.

Прочее

Улучшенная вентиляция, национальное блюдо и предбоевые инструкции тоже могут незначительно повысить маскировку.

Все перечисленные выше эффекты маскировки суммируются между собой.

В итоге максимальная прокачка маскировки выглядит следующим образом:

Краткий итог

На примере СУ-152 посмотрим разницу между ПТ-САУ абсолютно без бонусов и с улучшенной незаметностью после выстрела:


Дистанция требуемая противнику для обнаружения апнутой машины выше на 23 метра. Боновое оборудование и предбоевые инструкции добавят пару метров.

Сравнение расстояния для засвета в неподвижном состоянии без ведения огня:

Разница в 123 метра на идеально просвечиваемой прямой. Это как минимум даст право первого выстрела, возможность нанести больше урона в бою и повысит выживаемость, а соответственно и шанс на победу. Поэтому незаметность прокачивать обязательно нужно.

Да, зависит. Чем больше калибр орудия, тем выше шанс обнаружения (расстояние, с которого танк будет гарантированно демаскирован) в момент выстрела. Кроме того, важную роль играет дульный тормоз, при наличии которого в момент выстрела техника демаскируется сильнее, нежели при аналогичном выстреле из орудия без дульного тормоза.

Зависит ли обнаружение танка при стрельбе от типа снаряда?

Нет, все типы снарядов при стрельбе из одного орудия демаскируют технику одинаково.

Что такое заметность? Есть ли разница в заметности между танками одного класса?

Заметность 100% означает, что танк будет виден на максимальной дальности обзора. Заметность 0% означает, что танк будет виден только с расстояния 50 метров. Размеры танка влияют на общую заметность. Каждый танк имеет собственные коэффициенты заметности, и именно они изменяются навыком «Маскировка» и модулем «Маскировочная сеть».

Бонус к уровню маскировки от Маскировочной сети и камуфляжа

Бонус к уровню маскировки от Маскировочной сети и камуфляжа прибавляется к коэффициенту незаметности самого танка. Этот бонус фиксированный и зависит только от класса техники.

САУ и тяжёлые танки получают небольшой бонус, лёгкие и средние танки - средний, ПТ-САУ - большой. При этом бонус от Маскировочной сети больше бонуса от камуфляжа в любом случае. Так, к примеру, бонус от Маскировочной сети для САУ и тяжёлых танков больше, чем бонус от камуфляжа для ПТ-САУ.

Максимальный бонус от кустов

Кусты в игре условно разделены на два типа: густые и негустые. И эти типы немного различаются по бонусу к незаметности, который дают. Максимальный бонус можно получить от четырёх густых кустов.

В предыдущей статье мы в подробностях рассмотрели, на каких принципах основана и как работает игровая механика маскировки (и обнаружения). Однако это была только теория, а в данной статье мы рассмотрим практическую сторону вопроса – применение маскировки и способы повышения незаметности танков.

Заметность танков зависит от нескольких параметров, которые условно можно разделить на «внешние» и «внутренние». К «внешним» факторам относится наличие растительности по лучу зрения танка противника, расстояние до кустов/деревьев в момент выстрела и расстояние до противника. К «внутренним» - класс техники, калибр орудия, наличие камуфляжа или маскировочной сети, и владение экипажем навыка «Маскировка». Рассмотрим каждый фактор отдельно.

Расстояние до кустов/деревьев в момент выстрела

В момент выстрела общий коэффициент маскировки танка снижается в зависимости от калибра орудия, это правило работает и в случаях нахождения танка за растительностью. Однако здесь есть одна хитрость: коэффициент маскировки куста или дерева остается неизменным, если стреляющий танк находится на расстоянии 15 и более метров до него.

Поэтому если вы хотите оставаться незаметным, отъезжайте от кустов на 15 метров, и спокойно накидывайте по врагам. Правда, на таком расстоянии кусты теряют прозрачность, поэтому ориентироваться придется только по контуру светящегося танка противника.

Калибр орудия

Для всех классов техники справедливо простое правило: чем больше калибр орудия, тем больше снижается коэффициент незаметности танка в момент выстрела. Для одной и той же машины с разными орудиями коэффициент маскировки может изменять на 2%. Поэтому, например, американский ЛТ T49 на 90-мм орудии будет менее заметен, чем на 152-мм фугаснице. Однако это один из факторов, который на большинстве танков невозможно изменить без потери огневой мощи.

Наличие камуфляжа

Камуфляж дает постоянный бонус к незаметности, который зависит от класса техники: для ПТ-САУ - +4%, для ЛТ и СТ - +3%, а для ТТ и арт-САУ – всего +2%. Поэтому нанесение камуфляжа на ПТ-САУ, ЛТ и СТ имеет весьма ощутимый эффект, расстояние обнаружение танков снижается на 7 – 20 метров, камуфляж также может компенсировать имеющиеся у противника перки «Радиоперехват» и «Орлиный глаз».

А для тяжелых танков и артиллерии камуфляж имеет скорее декоративное значение. Здесь свои коррективы вносит калибр орудия – бонус от камуфляжа может полностью теряться в момент выстрела.

Так что для ПТ-САУ и ЛТ использование камуфляжа обязательно, для СТ – очень желательно, а для ТТ и арт-САУ – практически не имеет смысла.

Применение маскировочной сети

Маскировочная сеть дает серьезный бонус к незаметности, но работает только на неподвижном танке (через 3 секунды после остановки). Коэффициент маскировки зависит от класса техники: для ПТ-САУ – прибавка 15%, для ЛТ и СТ – прибавка 10%, а для арт-САУ и ТТ – прибавка всего 5%. Эти бонусы весьма немалые, однако реализовать их можно разве только на «снайперских» ПТ-САУ, проводящих бой в кустах, да на «пассивных светляках» (которые вместе со стереотрубами выполняют ЛБЗ). Можно, конечно, ставить масксеть и на некоторые СТ (например, на Panther), однако к этому прибегает лишь небольшое количество игроков с большим терпением и усидчивостью.

Так что применять маскировочную сеть имеет смысл на некоторых ПТ-САУ (особенно на башенных ваффентрагерах с их высокой базовой незаметностью) и на ограниченном числе ЛТ и СТ, а для ТТ этот модуль бесполезен. Также зачастую можно встретить сеть на арт-САУ, но это скорее от безысходности – для данного класса техники, особенно с открытыми рубками, предусмотрено мало интересных модулей, и третий слот зачастую остается пустым.

Перк экипажа «Маскировка»

Умение «Маскировка» - вещь довольно спорная и непростая. Этот перк может давать весьма существенный прирост к базовому коэффициенту незаметности танка, однако здесь есть ряд оговорок.

Во-первых, прокачивать перк имеет смысл для машин с высоким базовым коэффициентом незаметности – свыше 12,5%. К таким машинам относятся все ЛТ, большинство ПТ-САУ и арт-САУ, и очень много СТ (за исключением «сарайных» машин с большими габаритами). Причем в случае ЛТ коэффициент незаметности остается одинаковым в состоянии покоя и в движении, поэтому для них перк «Маскировка» дает максимальный бонус. Для танков с меньшим базовым коэффициентом маскировки – всех ТТ, многих больших ПТ-САУ и больших СТ – лучше прокачать в первую очередь более важные умения экипажа, а маскировку оставить на потом.

Во-вторых, бонус зависит от того, сколько членов экипажа владеют умением. Минимальный бонус составляет 1,79 при наличии умения (100%) у двух членов экипажа, максимальный бонус достигается наличием перка у шести членов экипажа. Так что выгоднее выкачивать этот перк у как можно большего количества членов экипажа.

Наконец, в-третьих, бонус от умения «Маскировка» зависит от наличия умения «Боевое братство», модуля «Улучшенная вентиляция», использования доппайка и от того, насколько своей основной специальностью владеет командир танка. Максимальный бонус составляет 1,89 при 100%-ном командире, наличии «Боевого братства» у всех членов экипажа (которых должно быть не менее шести), с вентиляцией и пайком.

Вывод

Всей этой информации достаточно, чтобы сделать несколько простых выводов по маскировке:

  • На всех типах техники стреляйте на расстоянии 15 и более метров за кустом или деревом;
  • Для ПТ-САУ обязательно применение камуфляжа и наличие умения «Маскировка» у членов экипажа, для «кустовых» ПТ имеет смысл наличие маскировочной сети;
  • Для ЛТ и СТ камуфляж и перк «Маскировка» очень желательны, хотя в случае СТ следует исходить из базового коэффициента маскировки машины;
  • Для ТТ и арт-САУ камуфляж, маскировочная сеть и умение «маскировка» не имеют значения, лучше направить усилия на повышение огневой мощи данных машин.

Степенью маскировки называется восприимчивость техники к обнаружению противником. Главная цель маскировки – не допустить разоблачения своего расположения на карте.

Как происходит обнаружение танка

Каждая машина в World of Tanks посылает невидимые лучи на дистанцию радиуса обзора, который прописан в характеристиках танка. Если такой луч достигает габаритной точки машины соперника, то последняя считается обнаруженной. Модель танка в данной системе выглядит таким образом:

  • Любая техника обладает двумя обзорными точками
  • Активация точек обзора происходит поочередно, то есть сначала одна, потом другая. Смотря на то, какая дистанция до объекта, промежуток времени между сменой точек может варьироваться от 0,1 до 2 секунд.
  • Пара точек образовывают вокруг техники, можно сказать, шар, радиус которого определяет параметр обзора машины. Максимально возможный радиус обзора – 445 метров. Техника, которая была засвечена союзником, становится заметной всем на расстоянии до 564 метров. Артиллерийский режим позволяет САУ обнаруживать «засвеченную» технику на любой дистанции.

Здесь стоит четко отличать два понятия: габаритные точки техники и обзорные точки . Габаритные точки позволяют противнику видеть вашу технику, а обзорные точки помогают вам обнаружить сопернические машины.

Как долго виден обнаруженный танк

После обнаружения машины ее видимость сохраняется в течение 10 секунд, даже при условии, что лучи видимости больше не соприкасаются с обзорными точками. Отсюда напрашивается вывод, что любой танк, который заехал за какой-то объект, исчезает из поля видимости не сразу. Обнаруженные машины продолжают быть видимыми какой-то промежуток времени даже после уничтожения машины-обнаружителя .

Когда танк считается невидимым

Машина невидима для соперников тогда, когда габаритные точки ее корпуса невидимы соперниками. Обеспечивается это различными объектами: строениями, растительностью, рельефными неровностями.

Однако объекты на карте становятся бесполезными, если ваша машина и машина соперника сближаются на определенную близкую дистанцию. Так, находясь в 50 метрах, все танки будут видеть друг друга, независимо от техники и местности вокруг нее.

Как правильно прятаться в кустах

Для начала нужно принять во внимание, что куст полупрозрачен и обеспечивает увеличение степени маскировки спрятавшейся за ним техники. Качество маскировки здесь зависит от соотношения высоты растительности и габаритности машины, которая за кустом прячется. Глубина, на которую техника заезжает в куст, никак не определяет степень маскировки, поэтому вполне можно встать за саму траву.

Нужно знать, что при приближении танка противника к центру данной растительности меньше, чем на 15 метров, куст становится для него прозрачным, то есть обзор оказывается беспрепятственный.

Чтобы избежать возможного обнаружения при стрельбе, нужно стоять немного дальше, чем сам куст . Таким образом, во время прицеливания куст будет непрозрачным, а выцеливание соперника будет проходить по силуэту.

Как работает оборудование "Маскировочная сеть"

«Маскировочная сеть» - это статичное оборудование, то есть действует оно только в состоянии покоя техники . Когда танк двигается, а также находится в покое менее, чем 3 секунды, этот модуль остается неактивным. И только по истечению трех секунд после полного закрепления техники эмблемка «Маскировочная сеть» подсвечивается зеленым цветом – оборудование активно.

Как работает камуфляж

Камуфляж – это перманентная надбавка к степени маскировки машины. Прибавка от «Камуфляжа» определяется моделью танка. Действует «Камуфляж», кстати, одинаково как в движении техники, так и без движения.

Как работает умение «Маскировка»

Данное умение понижает значение радиуса заметности техники. Умение постоянно активно, будь то движение, покой или даже стрельба.

Когда активируется маскировка стоящего на месте танка

Заметить машину в движении всегда проще, чем при его отсутствии. Умение «Маскировка» обеспечивает увеличение незаметности техники в два раза, сравнивая с состоянием движения. Это относится ко всем танкам, кроме высоких уровней ЛТ.

Зависит ли обнаружение танка при стрельбе от калибра и снаряда орудия

Калибр влияет на степень маскировки танка . Чем больше значение калибра, тем, соответственно, видимость танка перед противником увеличивается. Дульный тормоз – значительный фактор, от которого также зависит незаметность машины. Так, при его наличии выстрел демаскирует технику сильнее, чем выстрел машины, не имеющей дульного тормоза.

Видимость танка от типа снаряда не зависит.

Есть ли разница в заметности между танками одного класса

Незаметность каждого танка обозначается в его тактико-технических характеристиках. Данный вопрос зависит только от конкретной машины, где индивидуально прокачивается навык «Маскировки».