Урок 49 (вариант 1)

Контрольный диктант по пунктуации

Цель урока:

Проверка знаний учащихся по изученной теме.

Контрольный диктант

Предлагается три текста, учитель выбирает по своему усмотрению:

1. Анна Сергеевна была довольно странное существо. Не имея никаких предрассудков, не имея далее никаких сильных верований, она ни перед чем не отступала и никуда не шла. Она многое ясно видела, многое ее занимало, и ничто не удовлетворяло ее вполне; да она едва ли и желала полного удовлетворения. Ее ум был пытлив и в одно и то же время: ее сомнения не утихали никогда до забывчивости и никогда не дорастали до тревоги. Не будь она богата и независима, она, быть может, бросилась бы в битву, узнала бы страсть... Но ей жилось легко, хотя она и скучала подчас, и она продолжала провожать день за днем, не спеша и лишь изредка волнуясь. Радужные краски загорались иногда и у ней перед глазами, но она отдыхала, когда они угасали, и не жалела о них. Воображение ее уносилось даже за пределы того, что по законам обыкновенной морали считается дозволенным; но и тогда кровь ее по-прежнему тихо катилась в ее обаятельности спокойном теле. Бывало, выйдя из благовонной ванны, вся теплая и разнеженная, она замечтается о ничтожности жизни, об ее горе, труде и зле... Душа ее наполнится внезапною смелостию, закипит благородным стремлением; сквозной ветер подует из полузакрытого окна, и Анна Сергеевна вся сожмется, и жалуется, и почти сердится, и только одно ей нужно в это мгновение: чтобы не дул на нее этот гадкий ветер 4 . (И. С. Тургенев .)

(220 слов. Употребление и правописание частиц не и ни . Правописание гласных. Правописание наречий. Пунктуация при однородных членах предложения.)

Задание к диктанту:

Выписать словосочетания, произвести и разбор

2. Софья Николаевна была удивительная женщина! Ее живая, восприимчивая, легко волнуемая природа могла мгновенно увлекаться порывами ума или сердца и мгновенно превращаться из одного существа в другое, совершенно непохожее на первое. Впоследствии называли это свойство притворством - грубо ошибались. Это была какая- то артистическая способность вдруг переселяться в другую сферу, в другое положение, поддаваться безусловно своей мысли и желанию, вполне искреннему и потому всех увлекающему.

Мысль и желание успокоить встревоженного свекра, которого она горячо полюбила, который за нее вступился, за нее встревожился, за нее расстроился в здоровье; мысль успокоить мужа и его семью, напуганную и обиженную за нее, по милости ее невоздержанного языка, так безгранично овладела живым воображением и чувствами Софьи Николаевны, что она явилась каким-то чудным, волшебным существом, и скоро покорилось неотразимому обаянью всё её окружавшее 4 . Она сама разливала чай; сама успевала подавать чашки сначала свекру, а потом свекрови и даже другим. Со всеми успевала говорить, и так ловко, так кстати, так весело, что свекор совершенно поверил, что она ничего вчерашнего не знала, поверил - и сам развеселился. Его веселость также имела сообщительное свойство, и через час не было уже заметно следов вчерашней бури. (По С. Т. Аксакову.)

(182 слова. Пунктуация в сложном предложении с обособленными членами предложения.)

Задание к диктанту:

Произвести синтаксический разбор указанного предложения.

Выписать словосочетания, произвести их разбор.

3. Читатель, знакомы ли тебе те небольшие дворянские усадьбы, которыми двадцать пять, тридцать лет тому назад изобиловала наша Украина? Теперь они попадаются редко, а лет через десять и последние из них, пожалуй, исчезнут бесследно. Проточный пруд, заросший лозником и камышами, приволье хлопотливых уток, к которым изредка присоединяется осторожный чирок; за прудом сад с аллеями лип, этой красы и чести наших черноземных равнин, с заглохшими грядами земляники, со сплошной чащей крыжовника, смородины, малины, посреди которой в томный час неподвижного полуденного зноя уж непременно мелькнет пестрый платочек дворовой девушки и зазвенит ее пронзительный голосок; тут же амбарчик на курьих ножках, оранжерейка, плохенький огород, со стаей воробьев на тычинках и прикорнувшей кошкой близ провалившегося колодца; дальше - кудрявые яблони над высокой, снизу зеленой, кверху седой травой, жидкие вишни, груши, на которых никогда не бывает плода; потом клумбы с цветами - маком, пионами, анютиными глазками, кусты жимолости, дикого жасмина, сирени и акации, с непрестанным пчелиным, шмелиным жужжанием в густых, пахучих, липких ветках 4 . Наконец, господский дом, одноэтажный, на кирпичном фундаменте, с зеленоватыми стеклами в узких рамах, с покатой, некогда крашеной крышей, с балкончиком, из которого повыпадали кувшинообразные перила, с кривым мезонином, с безголосой старой собакой в яме под крыльцом... (По И. С. Тургеневу .)

(191 слово. Правописание гласных в суффиксах и окончаниях имен существительных. Правописание безударных гласных Правописание согласных.)

Задание к диктанту:

Произвести пунктуационный разбор указанного предложения.

Из последнего предложения выписать словосочетания, произвести их разбор.

Урок 49 (вариант 2)

Проверочный тест по пунктуации

Цель урока:

Проверка знаний учащихся.

Тест

I . Теория

Укажите, какие утверждения верны, а какие - нет: а) верно; б) неверно.

1. Подлежащее и сказуемое не могут образовывать словосочетание.

2. Вводные предложения в составе простого составляют вместе с ним сложное предложение.

3. Знак в конце предложения всегда определяет тип интонации.

4. При наличии слов будто, словно, точно тире между подлежащим и сказуемым не ставится.

5. Сказуемое может быть простым глагольным и простым именным.

6. Между частями сложного предложения всегда ставится какой-либо знак.

7. В сложноподчиненном предложении каждая часть всегда отделяется запятой.

8. Однородные члены предложения могут быть словами разных частей речи.

10. Обращение может выделяться восклицательным знаком.

II. Словосочетание

Определите тип словосочетаний: а) глагольное; б) именное; в) наречное.

1. Играть гамму.

2. Чашка кофе.

3. Интенсивная работа.

5. Всем нравиться.

6. Слишком вызывающе.

7. Быстро бежать.

8. Очень искренний.

9. Повстречаться весной.

10. Двести тонн.

III. Простое предложение. Главные и второстепенные члены предложения

Определите, простое предложение или сложное: а) простое; б) сложное.

1. По всей округе ливни льют, веревки из дождинок вьют.

2. Сверкнул луч солнца, и все вокруг преобразилось.

3. Ночь, и на небе светит огромная луна.

4. Мы отказались от помощи и все сделали сами.

5. В парке росли цветы, которые еще не распустились.

6. Гляжу я на вас сейчас, и мне вспоминается прошлое.

7. Я заплакала, и мне стало легче.

8. Всадник пришпорил лошадь, и скоро его не стало видно.

9. Это обстоятельство, как мне тогда думалось, должно было сильно облегчить работу.

10. Он взглянул и увидел росший на опушке дуб.

I V . Прямая речь

Определите, какие недостающие знаки препинания нужно поставить в предложениях с прямой речью: а) запятую; б) две запятые; в) двоеточие; г) тире; д) вопросительный знак; е) знаки расставлены правильно.

1. «Не сердись, - сказала бабушка шепотом и добавила - Завтра сходим в лес за ягодами».

2. Сережа встал и, сказав: «Вернусь к обеду», вышел.

3. На мой вопрос: «Жив ли старый смотритель?» никто не мог дать мне удовлетворительного ответа.

4. «Так как же Аркадий, заговорил опять Николай Петрович, оборачиваясь к сыну, - сейчас закладывать лошадей, что ли?»

5. «Чему ты усмехаешься» - спросил он меня хмурясь.

6. То солнце покажется, то закроется облаками, и думаешь: «Вот дождь пойдет», и все нет дождя.

7. Если крикнет рать святая: «Кинь ты Русь, живи в раю!» - я скажу «Не надо рая, дайте родину мою».

8. «Ты зачем явился сюда!» - закричала она ему.

9. Сказан Гричмару фразу «Легкой жизни не бывает, есть лишь легкая смерть», Крымов поймал на себе беспокойный, предупреждающий взгляд Стишкова.

V . Сложное предложение с разными видами связи

Укажите, какой знак препинания нужно поставить в предложениях на месте вопросительного знака (?): а) запятую; б) точку с запятой; в) двоеточие; г) тире; д) запятую и тире одновременно; е) не нужно никакого знака.

1. В одно и то же время разлюбить и полюбить (?) значит полюбить вдвое сильнее, чем прежде.

2. Не знаю, солнышко ли ее пригрело, или она (бабочка) брала сок из этой травки (?) только видно было, что ей очень хорошо.

3. Все вокруг золотисто зеленело, все широко и мягко волновалось под тихим дыханием ветерка (?) гуляли грачи, они пропадали во ржи, уже слегка побелевшей.

4. Рябое лицо Николая покрылось красными пятнами (?) его маленькие серые глазки не отрываясь смотрели на офицера.

5. Пусть достанет деньги (?) где хочет и как хочет.

6. И, сделав это, почувствовал, что результат получился желаемый (?) он тронут, и она тронута.

7. Трудно было подумать, чтоб место это было жилое (?) такой решительный вид запустения и беспорядка носила на себе наружность избы.

8. Кто не любит искусства (?) или черств душой, или глух ко всему прекрасному.

9. Я хотел ответить Олесе какой-нибудь шуткой и не мог (?) слишком много искреннего убеждения было в ее словах.

10. Помню я и Наталью Савишну, ее любовь и ласки, но теперь только умею ценить их (?) тогда же мне и в голову не приходило, какое редкое, чудесное создание была эта старушка.

Ответы:

I: 1а, 2б, 3а, 4а, 5б, 6б, 7б, 8а, 9б, 10а.

II: 1в, 2б, 3б, 4в, 5в, 6б, 7б, 8а, 9а, 10в.

III: 1а, 2б, 3б, 4а, 5б, 6б, 7б, 8б, 9а, 10а.

IV: 1в, 2е, 3г, 4а, 5д, 6г, 7в, 8е, 9е, 10г.

V: 1г, 2д, 3б, 4а, 5е, 6в, 7д, 8г, 9в, 10д.

Урок 50

Анализ контрольной работы

Раздел 7

ТЕКСТ. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ

ПЕРЕРАБОТКИ ТЕКСТА

Урок 51 (28)

Текст, его строение, виды его преобразования

и основные признаки

Цели урока:

Обобщить знания по теме «Текст», полученные в 5-9 классах; познакомиться с видами переработки текста; закрепить навыки право писания.

Ход урока

I . Повторение и углубление изученного материала

1. Анализ текста (текст предварительно записывается под диктовку с объяснением постановки знаков препинания).

Много можно еще написать о Мещерском крае. Можно написать, что этот край богат лесами и торфом, сеном и картофелем, молоком и ягодами. Но я нарочно не пишу об этом. Неужели мы должны любить свою землю только за то, что она богата, что она дает обильные урожаи и природные ее силы можно использовать для нашего благосостояния. (К. Паустовский)

(Тема истинного патриотизма объединяет все предложения в одно целое.)

Какова основная мысль высказывания? (Бескорыстная любовь к родине.)

Можно ли данное высказывание назвать текстом? Обоснуйте свой ответ. (Это текст, потому что предложения связаны между собой по смыслу и грамматически, высказывание композиционно завершено.)

Вспомните и сформулируйте понятие текста. (Текст - это несколько предложений, связанных в целое темой и основной мыслью, высказывание композиционно завершено.)

2. Работа по учебнику.

Прочитайте материал учебника на стр. 144. Назовите основные признаки текста.

Назовите виды связи между предложениями.

II . Контроль знаний. Отработка умений и навыков

1. Списать текст. Определить, как между собой связаны предложения.

1) Вокруг города по низким пологим холмам раскинулись леса, могучие, нетронутые. 2) В лесах попадались большие луговины и глубокие озера с огромными старыми соснами по берегам. 3) Сосны все время тихонько шумели. (Ю. Казаков .)

Комментарий к тексту : Предложения связаны между собой цепной (последовательной) связью. В начале второго предложения повторяется мысль, которой закончилось первое предложение (...раскинулись леса ...). Третье предложение продолжает развивать тему, затронутую во втором предложении (Сосны… шумели ). Средство связи - повтор слов (леса - в лесах, соснами сосны ).

2. Списать текст. Определить вид связи предложений 2, 3, 4 в тексте.

1) Внезапно вся сосна от корней до вершины вздрогнула и застонала. 2) Вершина сосны качнулась. 3) Дерево начало медленно клониться к дороге и вдруг рухнуло, круша соседние сосны. 4) С тяжелым гулом сосна ударилась о землю и замерла.

Комментарий к тексту: В данном тексте предложения связаны параллельно, т. к. каждое следующее предложение строится, сохраняя последовательность расположения главных членов (Вершина качнулась... дерево начало клониться ...). Средства связи - синонимы и синонимичные выражения: вершина сосны - дерево - сосна.

3. Упр. 281 (устно).

4. Упр. 208.

Проанализируйте, какая связь преобладает между частями текста. Выпишите ключевые слова.

Комментарий к тексту: В данном тексте предложения связаны параллельно. Средством связи является синтаксический параллелизм, т. е. в четырех предложениях сохраняется одинаковый синтаксический рисунок.

Ключевые слова: Россия, сверхгосударство, шестая часть света, семь морей, горы, щетина лесов, снега, византийские купола.

III. Подведение итогов урока

Что такое текст?

Назовите основные признаки текста.

Какие связи предложений существуют в тексте?

Домашнее задание

1. Упр. 201, 202 (устно).

2. Выучить материал учебника на стр. 144-146.

Урок 52

Текст. Способы и средства связи между частями текста

Цели урока:

Формировать умение определять способы и средства связи между частями текста; закрепить навыки правописания.

Ход урока

I . Реализация домашнего задания

1. Опрос.

Расскажите, что такое текст, назовите основные признаки текста. Докажите, что данное высказывание является текстом (на примере дом. упр. 201).

Дайте определение тексту. Что такое цепная (последовательная) связь?

Что такое параллельная связь

Какая связь преобладает между частями данного текста? (на примере дом. упр. 202).

2. Анализ текста (запись под диктовку).

Воспитанные люди уважают человеческую личность, а потому всегда снисходительны, мягки, вежливы, уступчивы. Они не бунтуют из-за молотка или пропавшей резинки; живя с кем-нибудь, они не делают из этого одолжения, а, уходя, не говорят: с вами жить нельзя. Они прощают и шум, и холод, и остроты, и присутствие в их жилье посторонних. Они сострадательны не к одним нищим и кошкам. Они болеют душой и от того, чего не увидишь простым глазом... (А. П. Чехов .)

Можно ли назвать данное высказывание текстом? (Да. Предложения связаны между собой по смыслу и грамматически, высказывание композиционно завершено.)

Определите тему высказывания. (Воспитанные люди.)

Как в данном тексте связаны предложения? (Предложения соединены между собой параллельной связью, т. е. каждое следующее предложение строится, сохраняя последовательность расположения главных членов предложения: Воспитанные люди уважают... Они не бунтуют... Они болеют.... Средство связи - местоимение: люди - они .)

I I. Повторение и углубление изученного материала

1. Упр. 284.

Проанализируйте виды и средства связи между частями текста в отрывке из романа Л. Толстого «Война и мир», опираясь на вопросы на стр. 147.

Пример ответа:

а) Сказуемые-глаголы: унесли, были разбиты, залетали, не замечали - формы мн. ч. 3 лица. Такие формы сказуемых служат для сопоставления предложений. В данном абзаце предложения связаны параллельной связью.

б) Этот способ связи сохраняется и в следующем абзаце. Это подтверждает повтор конструкции «после каждой... после каждого...».

в) Цепная связь используется в 5, 6 абзацах.

г) Все предложения в тексте объединены общей темой боя и нарастания боевого духа. Единство темы в тексте подчеркивается при помощи слов-связок: к десяти часам; через несколько минут; в десять часов; из придвигающейся грозовой тучи; все более и более; через несколько минут, грозовая туча надвинулась.

д) В центре внимания находится «разгорающийся огонь » в душе Пьера.

е) Как меняется настроение солдат, и как пробуждается их боевой дух, показано в 5 и 6 абзацах. Этому предшествует «веселый говор и шутки » (1 абзац), во втором абзаце «все более и более разгоралось общее оживление», «на лицах этих людей вспыхивали молнии скрытого, разгорающегося огня» (3 абзац). «Грозовая туча надвинулась, и ярко во всех лицах горел тот огонь, за разгоранием которого следил Пьер» - боевой дух солдат проявляется с полной силой. Все части текста - предложения, абзацы - связаны не только общей темой, но и с помощью языковых средств: единством форм времени глаголов-сказуемых (всюду прошедшее время).

2. Анализ данного текста можно провести по плану (речеведческий разбор текста по А. И. Власенкову)

1. Прочитайте выразительно текст, укажите признаки текста в нем.

2. Определите его тему, основную мысль, озаглавьте его.

3. Выделите микротемы, составьте план.

4. Укажите средства связи между частями текста.

5. Определите тип речи, стиль и жанр.

6. Укажите используемые стилистические средства.

7. Назовите особенности построения текста (его композиции).

III. Самостоятельная работа

Вариант I

Упр. 285 (выполняется задание учебника).

Данный текст взят из романа Л. Н. Толстого «Война и мир». Название текста «Хочется танцевать». Основная мысль текста - раскрыть внутренние переживания Наташи на первом балу. Тип связи - цепной. Смысловую связь осуществляют слова: она, ее, у ней, я, ко мне, меня, со мною .

Вариант II

Докажите, что перед вами текст.

Данный отрывок можно назвать текстом, т. к. можно выделить тематическое и композиционное единство всех частей. Тема текста - встреча княгини с архимандритом. Предложения связаны параллельной связью. Предложения в тексте сопоставлены. Одинаковый порядок слов (Старик прыгнул... Она подняла ... и т. д.), члены предложения выражены одинаковыми грамматическими формами (говорила она, вошел архимандрит ).

I V . Подведение итогов урока

Что такое цепная (последовательная) связь?

Что такое параллельная связь?

Что может усиливать параллельную связь? (Стр. 146).

Что такое синтаксический параллелизм?

Домашнее задание

1. Упр. 298 или упр. 282 на выбор.

Ответы к упр. 298:

Способ связи в тексте - параллельный, т. к.:

а) в тексте одинаковый порядок слов («в каком году - рассчитывай, в какой земле - угадывай»; «Роман сказал, Демьян сказал, Лука сказал» и т. д.);

б) члены предложения выражены одинаковыми грамматическими формами (как село солнце красное, как вечер наступил, уселись мужики, зажгли костер, за водкой сбегали и т. д.).

Повтор (Роман сказал, Лука сказал; Лука кричит, Демьян кричит и др.);

Синонимические обороты (тот путь держал = тот шел и др.)

Параллелизм (пошло гулять-погуливать, пошло кричать-покрикивать и др.).

Усадьба, в которой жила Анна Сергеевна, стояла на пологом открытом холме, в недальнем расстоянии от желтой каменной церкви с зеленою крышей, белыми колоннами и живописью al fresco над главным входом, представлявшею «Воскресение Христово» в «итальянском» вкусе. Особенно замечателен своими округленными контурами был распростертый на первом плане смуглый воин в шишаке. За церковью тянулось в два ряда длинное село с кое-где мелькающими трубами над соломенными крышами. Господский дом был построен в одном стиле с церковью, в том стиле, который известен у нас под именем Александровского; дом этот был также выкрашен желтою краской, и крышу имел зеленую, и белые колонны, и фронтон с гербом. Губернский архитектор воздвигнул оба здания с одобрения покойного Одинцова, не терпевшего никаких пустых и самопроизвольных, как он выражался, нововведений. К дому с обеих сторон прилегали темные деревья старинного сада, аллея стриженых елок вела к подъезду. Приятелей наших встретили в передней два рослых лакея в ливрее; один из них тотчас побежал за дворецким. Дворецкий, толстый человек в черном фраке, немедленно явился и направил гостей по устланной коврами лестнице в особую комнату, где уже стояли две кровати со всеми принадлежностями туалета. В доме видимо царствовал порядок: все было чисто, всюду пахло каким-то приличным запахом, точно в министерских приемных. — Анна Сергеевна просят вас пожаловать к ним через полчаса, — доложил дворецкий. — Не будет ли от вас покамест никаких приказаний? — Никаких приказаний не будет, почтеннейший, — ответил Базаров, — разве рюмку водочки соблаговолите поднести. — Слушаю-с, — промолвил дворецкий не без недоуменья и удалился, скрипя сапогами. — Какой гранжанр! — заметил Базаров, — кажется, это так по-вашему называется? Герцогиня, да и полно. — Хороша герцогиня, — возразил Аркадий, — с первого раза пригласила к себе таких сильных аристократов, каковы мы с тобой. — Особенно я, будущий лекарь, и лекарский сын, и дьячковский внук... Ведь ты знаешь, что я внук дьячка?.. — Как Сперанский, — прибавил Базаров после небольшого молчания и скривив губы. — А все-таки избаловала она себя; ох, как избаловала себя эта барыня! Уж не фраки ли нам надеть? Аркадий только плечом пожал... но и он чувствовал небольшое смущение. Полчаса спустя Базаров с Аркадием сошли в гостиную. Это была просторная, высокая комната, убранная довольно роскошно, но без особенного вкуса. Тяжелая, дорогая мебель стояла в обычном чопорном порядке вдоль стен, обитых коричневыми обоями с золотыми разводами; покойный Одинцов выписал ее из Москвы через своего приятеля и комиссионера, винного торговца. Над средним диваном висел портрет обрюзглого белокурого мужчины — и, казалось, недружелюбно глядел на гостей. «Должно быть, сам , — шепнул Базаров Аркадию и, сморщив нос, прибавил: — Аль удрать?» Но в это мгновенье вошла хозяйка. На ней было легкое барежевое платье; гладко зачесанные за уши волосы придавали девическое выражение ее чистому и свежему лицу. — Благодарствуйте, что сдержали слово, — начала она, — погостите у меня: здесь, право, недурно. Я вас познакомлю с моей сестрою, она хорошо играет на фортепьяно. Вам, мсье Базаров, это все равно; но вы, мсье Кирсанов, кажется, любите музыку; кроме сестры, у меня живет старушка тетка, да сосед один иногда наезжает в карты играть: вот и все наше общество. А теперь сядем. Одинцова произнесла весь этот маленький спич с особенною отчетливостью, словно она наизусть его выучила; потом она обратилась к Аркадию. Оказалось, что мать ее знавала Аркадиеву мать и была даже поверенною ее любви к Николаю Петровичу. Аркадий с жаром заговорил о покойнице; а Базаров между тем принялся рассматривать альбомы. «Какой я смирненький стал», — думал он про себя. Красивая борзая собака с голубым ошейником вбежала в гостиную, стуча ногтями по полу, а вслед за нею вошла девушка лет восемнадцати, черноволосая и смуглая, с несколько круглым, но приятным лицом, с небольшими темными глазами. Она держала в руках корзину, наполненную цветами. — Вот вам и моя Катя, — проговорила Одинцова, указав на нее движением головы. Катя слегка присела, поместилась возле сестры и принялась разбирать цветы. Борзая собака, имя которой было Фифи, подошла, махая хвостом, поочередно к обоим гостям и ткнула каждого из них своим холодным носом в руку. — Это ты все сама нарвала? — спросила Одинцова. — Сама, — отвечала Катя. — А тетушка придет к чаю? — Придет. Когда Катя говорила, она очень мило улыбалась, застенчиво и откровенно, и глядела как-то забавно-сурово, снизу вверх. Все в ней было еще молодо-зелено: и голос, и пушок на всем лице, и розовые руки с беловатыми кружками на ладонях, и чуть-чуть сжатые плечи... Она беспрестанно краснела и быстро переводила дух. Одинцова обратилась к Базарову. — Вы из приличия рассматриваете картинки, Евгений Васильич, — начала она. — Вас это не занимает. Подвиньтесь-ка лучше к нам, и давайте поспоримте о чем-нибудь. Базаров приблизился. — О чем прикажете-с? — промолвил он. — О чем хотите. Предупреждаю вас, что я ужасная спорщица. — Вы? — Я. Вас это как будто удивляет. Почему? — Потому что, сколько я могу судить, у вас нрав спокойный и холодный, а для спора нужно увлечение. — Как это вы успели меня узнать так скоро? Я, во-первых, нетерпелива и настойчива, спросите лучше Катю; а во-вторых, я очень легко увлекаюсь. Базаров поглядел на Анну Сергеевну. — Может быть, вам лучше знать. Итак, вам угодно спорить, — извольте. Я рассматривал виды Саксонской Швейцарии в вашем альбоме, а вы мне заметили, что это меня занять не может. Вы это сказали оттого, что не предполагаете во мне художественного смысла, — да, во мне действительно его нет; но эти виды могли меня заинтересовать с точки зрения геологической, с точки зрения формации гор, например. — Извините; как геолог вы скорее к книге прибегнете, к специальному сочинению, а не к рисунку. — Рисунок наглядно представит мне то, что в книге изложено на целых десяти страницах. Анна Сергеевна помолчала. — И так-таки у вас ни капельки художественного смысла нет? — промолвила она, облокотясь на стол и этим самым движением приблизив свое лицо к Базарову. — Как же вы это без него обходитесь? — А на что он нужен, позвольте спросить? — Да хоть на то, чтоб уметь узнавать и изучать людей. Базаров усмехнулся. — Во-первых, на это существует жизненный опыт; а, во-вторых, доложу вам, изучать отдельные личности не стоит труда. Все люди друг на друга похожи как телом, так и душой; у каждого из нас мозг, селезенка, сердце, легкие одинаково устроены; и так называемые нравственные качества одни и те же у всех: небольшие видоизменения ничего не значат. Достаточно одного человеческого экземпляра, чтобы судить обо всех других. Люди, что деревья в лесу; ни один ботаник не станет заниматься каждою отдельною березой. Катя, которая, не спеша, подбирала цветок к цветку, с недоумением подняла глаза на Базарова — и, встретив его быстрый и небрежный взгляд, вспыхнула вся до ушей. Анна Сергеевна покачала головой. — Деревья в лесу, — повторила она. — Стало быть, по-вашему, нет разницы между глупым и умным человеком, между добрым и злым? — Нет, есть: как между больным и здоровым. Легкие у чахоточного не в том положении, как у нас с вами, хоть устроены одинаково. Мы приблизительно знаем, отчего происходят телесные недуги; а нравственные болезни происходят от дурного воспитания, от всяких пустяков, которыми сызмала набивают людские головы, от безобразного состояния общества, одним словом. Исправьте общество, и болезней не будет. Базаров говорил все это с таким видом, как будто в то же время думал про себя: «Верь мне или не верь, это мне все едино!» Он медленно проводил своими длинными пальцами по бакенбардам, а глаза его бегали по углам. — И вы полагаете, — промолвила Анна Сергеевна, — что, когда общество исправится, уже не будет ни глупых, ни злых людей? — По крайней мере, при правильном устройстве общества совершенно будет равно, глуп ли человек или умен, зол или добр. — Да, понимаю; у всех будет одна и та же селезенка. — Именно так-с, сударыня. Одинцова обратилась к Аркадию. — А ваше какое мнение, Аркадий Николаевич? — Я согласен с Евгением, — отвечал он. Катя поглядела на него исподлобья. — Вы меня удивляете, господа, — промолвила Одинцова, — но мы еще с вами потолкуем. А теперь, я слышу, тетушка идет чай пить; мы должны пощадить ее уши. Тетушка Анны Сергеевны, княжна Х...я, худенькая и маленькая женщина с сжатым в кулачок лицом и неподвижными злыми глазами под седою накладкой, вошла и, едва поклонившись гостям, опустилась в широкое бархатное кресло, на которое никто, кроме ее, не имел права садиться. Катя поставила ей скамейку под ноги; старуха не поблагодарила ее, даже не взглянула на нее, только пошевелила руками под желтою шалью, покрывавшею почти все ее тщедушное тело. Княжна любила желтый цвет: у ней и на чепце были ярко-желтые ленты. — Как вы почивали, тетушка? — спросила Одинцова, возвысив голос. — Опять эта собака здесь, — проворчала в ответ старуха и, заметив, что Фифи сделала два нерешительные шага в ее направлении, воскликнула: — Брысь, брысь! Катя позвала Фифи и отворила ей дверь. Фифи радостно бросилась вон, в надежде, что ее поведут гулять, но, оставшись одна за дверью, начала скрестись и повизгивать. Княжна нахмурилась, Катя хотела было выйти... — Я думаю, чай готов? — промолвила Одинцова. — Господа, пойдемте; тетушка, пожалуйте чай кушать. Княжна молча встала с кресла и первая вышла из гостиной. Все отправились вслед за ней в столовую. Казачок в ливрее с шумом отодвинул от стола обложенное подушками, также заветное, кресло, в которое опустилась княжна; Катя, разливавшая чай, первой ей подала чашку с раскрашенным гербом. Старуха положила себе мед в чашку (она находила, что пить чай с сахаром и грешно и дорого, хотя сама не тратила копейки ни на что) и вдруг спросила хриплым голосом: — А что пишет кнесь Иван? Ей никто не отвечал. Базаров и Аркадий скоро догадались, что на нее не обращали внимания, хотя обходились с нею почтительно. «Для ради важности держат, потому что княжеское отродье», — подумал Базаров... После чаю Анна Сергеевна предложила пойти гулять; но стал накрапывать дождик, и все общество, за исключением княжны, вернулось в гостиную. Приехал сосед, любитель карточной игры, по имени Порфирий Платоныч, толстенький седенький человек с коротенькими, точно выточенными ножками, очень вежливый и смешливый. Анна Сергеевна, которая разговаривала все больше с Базаровым, спросила его — не хочет ли он сразиться с ними по-старомодному в преферанс. Базаров согласился, говоря, что ему надобно заранее приготовиться к предстоящей ему должности уездного лекаря. — Берегитесь, — заметила Анна Сергеевна, — мы с Порфирием Платонычем вас разобьем. А ты, Катя, — прибавила она, — сыграй что-нибудь Аркадию Николаевичу; он любит музыку, мы кстати послушаем. Катя неохотно приблизилась к фортепьяно; и Аркадий, хотя точно любил музыку, неохотно пошел за ней: ему казалось, что Одинцова его отсылает, а у него на сердце, как у всякого молодого человека в его годы, уже накипало какое-то смутное и томительное ощущение, похожее на предчувствие любви. Катя подняла крышку фортепьяно и, не глядя на Аркадия, промолвила вполголоса: — Что же вам сыграть? — Что хотите, — равнодушно ответил Аркадий. — Вы какую музыку больше любите? — повторила Катя, не переменяя положения. — Классическую, — тем же голосом ответил Аркадий. — Моцарта любите? — Моцарта люблю. Катя достала це-мольную сонату-фантазию Моцарта. Она играла очень хорошо, хотя немного строго и сухо. Не отводя глаз от нот и крепко стиснув губы, сидела она неподвижно и прямо, и только к концу сонаты лицо ее разгорелось и маленькая прядь развившихся волос упала на темную бровь. Аркадия в особенности поразила последняя часть сонаты, та часть, в которой, посреди пленительной веселости беспечного напева, внезапно возникают порывы такой горестной, почти трагической скорби... Но мысли, возбужденные в нем звуками Моцарта, относились не к Кате. Глядя на нее, он только подумал: «А ведь недурно играет эта барышня, и сама она недурна». Кончив сонату, Катя, не принимая рук с клавишей, спросила: «Довольно?» Аркадий объявил, что не смеет утруждать ее более, и заговорил с ней о Моцарте; спросил ее — сама ли она выбрала эту сонату, или кто ей ее отрекомендовал? Но Катя отвечала ему односложно: она спряталась , ушла в себя. Когда это с ней случалось, она нескоро выходила наружу; самое ее лицо принимало тогда выражение упрямое, почти тупое. Она была не то что робка, а недоверчива и немного запугана воспитавшею ее сестрой, чего, разумеется, та и не подозревала. Аркадий кончил тем, что, подозвав возвратившуюся Фифи, стал для контенансу, с благосклонною улыбкой, гладить ее по голове. Катя опять взялась за свои цветы. А Базаров между тем ремизился да ремизился. Анна Сергеевна играла мастерски в карты, Порфирий Платоныч тоже мог постоять за себя. Базаров остался в проигрыше хотя незначительном, но все-таки не совсем для него приятном. За ужином Анна Сергеевна снова завела речь о ботанике. — Пойдемте гулять завтра поутру, — сказала она ему, — я хочу узнать от вас латинские названия полевых растений и их свойства. — На что вам латинские названия? — спросил Базаров. — Во всем нужен порядок, — отвечала она. — Что за чудесная женщина Анна Сергеевна, — воскликнул Аркадий, оставшись наедине с своим другом в отведенной им комнате. — Да, — отвечал Базаров, — баба с мозгом. Ну, и видала же она виды. — В каком смысле ты это говоришь, Евгений Васильич? — В хорошем смысле, в хорошем, батюшка вы мой, Аркадий Николаич! Я уверен, что она и своим имением отлично распоряжается. Но чудо — не она, а ее сестра. — Как? эта смугленькая? — Да, эта смугленькая. Это вот свежо, и нетронуто, и пугливо, и молчаливо, и все что хочешь. Вот кем можно заняться. Из этой еще что вздумаешь, то и сделаешь; а та — тертый калач. Аркадий ничего не отвечал Базарову, и каждый из них лег спать с особенными мыслями в голове. И Анна Сергеевна в тот вечер думала о своих гостях. Базаров ей понравился — отсутствием кокетства и самою резкостью суждений. Она видела в нем что-то новое, с чем ей не случалось встретиться, а она была любопытна. Анна Сергеевна была довольно странное существо. Не имея никаких предрассудков, не имея даже никаких сильных верований, она ни перед чем не отступала и никуда не шла. Она многое ясно видела, многое ее занимало, и ничто не удовлетворяло ее вполне; да она едва ли и желала полного удовлетворения. Ее ум был пытлив и равнодушен в одно и то же время: ее сомнения не утихали никогда до забывчивости и никогда не дорастали до тревоги. Не будь она богата и независима, она, быть может, бросилась бы в битву, узнала бы страсть... Но ей жилось легко, хотя она и скучала подчас, и она продолжала провожать день за днем, не спеша и лишь изредка волнуясь. Радужные краски загорались иногда и у ней перед глазами, но она отдыхала, когда они угасали, и не жалела о них. Воображение ее уносилось даже за пределы того, что по законам обыкновенной морали считается дозволенным; но и тогда кровь ее по-прежнему тихо катилась в ее обаятельно стройном и спокойном теле. Бывало, выйдя из благовонной ванны, вся теплая и разнеженная, она замечтается о ничтожности жизни, об ее горе, труде и зле... Душа ее наполнится внезапною смелостию, закипит благородным стремлением; но сквозной ветер подует из полузакрытого окна, и Анна Сергеевна вся сожмется, и жалуется, и почти сердится, и только одно ей нужно в это мгновение: чтобы не дул на нее этот гадкий ветер. Как все женщины, которым не удалось полюбить, она хотела чего-то, сама не зная, чего именно. Собственно, ей ничего не хотелось, хотя ей казалось, что ей хотелось всего. Покойного Одинцова она едва выносила (она вышла за него по расчету, хотя она, вероятно, не согласилась бы сделаться его женой, если б она не считала его за доброго человека) и получила тайное отвращение ко всем мужчинам, которых представляла себе не иначе как неопрятными, тяжелыми и вялыми, бессильно докучливыми существами. Раз она где-то за границей встретила молодого, красивого шведа с рыцарским выражением лица, с честными голубыми глазами под открытым лбом; он произвел на нее сильное впечатление, но это не помешало ей вернуться в Россию. «Странный человек этот лекарь?» — думала она, лежа в своей великолепной постеле, на кружевных подушках, под легким шелковым одеялом... Анна Сергеевна наследовала от отца частицу его наклонности к роскоши. Она очень любила своего грешного, но доброго отца, а он обожал ее, дружелюбно шутил с ней, как с ровней, и доверялся ей вполне, советовался с ней. Мать свою она едва помнила. «Странный этот лекарь!» — повторила она про себя. Она потянулась, улыбнулась, закинула руки за голову, потом пробежала глазами страницы две глупого французского романа, выронила книжку — и заснула, вся чистая и холодная, в чистом и душистом белье. На следующее утро Анна Сергеевна тотчас после завтрака отправилась ботанизировать с Базаровым и возвратилась перед самым обедом; Аркадий никуда не отлучался и провел около часа с Катей. Ему не было скучно с нею, она сама вызвалась повторить ему вчерашнюю сонату; но когда Одинцова возвратилась наконец, когда он увидал ее — сердце в нем мгновенно сжалось... Она шла по саду несколько усталою походкой; щеки ее алели и глаза светились ярче обыкновенного под соломенною круглою шляпой. Она вертела в пальцах тонкий стебелек полевого цветка, легкая мантилья спустилась ей на локти, и широкие серые ленты шляпы прильнули к ее груди. Базаров шел сзади ее, самоуверенно и небрежно, как всегда, но выражение его лица, хотя веселое и даже ласковое, не понравилось Аркадию. Пробормотав сквозь зубы: «Здравствуй!» — Базаров отправился к себе в комнату, а Одинцова рассеянно пожала Аркадию руку и тоже прошла мимо его. «Здравствуй, — подумал Аркадий... — Разве мы не виделись сегодня?»

Цель урока:

Проверка знаний учащихся по изученной теме.

Контрольный диктант

Предлагается три текста, учитель выбирает по своему усмотрению:

1. Анна Сергеевна была довольно странное существо. Не имея никаких предрассудков, не имея далее никаких сильных верований, она ни перед чем не отступала и никуда не шла. Она многое ясно видела, многое ее занимало, и ничто не удовлетворяло ее вполне; да она едва ли и желала полного удовлетворения. Ее ум был пытлив и в одно и то же время: ее сомнения не утихали никогда до забывчивости и никогда не дорастали до тревоги. Не будь она богата и независима, она, быть может, бросилась бы в битву, узнала бы страсть... Но ей жилось легко, хотя она и скучала подчас, и она продолжала провожать день за днем, не спеша и лишь изредка волнуясь. Радужные краски загорались иногда и у ней перед глазами, но она отдыхала, когда они угасали, и не жалела о них. Воображение ее уносилось даже за пределы того, что по законам обыкновенной морали считается дозволенным; но и тогда кровь ее по-прежнему тихо катилась в ее обаятельности спокойном теле. Бывало, выйдя из благовонной ванны, вся теплая и разнеженная, она замечтается о ничтожности жизни, об ее горе, труде и зле... Душа ее наполнится внезапною смелостию, закипит благородным стремлением; сквозной ветер подует из полузакрытого окна, и Анна Сергеевна вся сожмется, и жалуется, и почти сердится, и только одно ей нужно в это мгновение: чтобы не дул на нее этот гадкий ветер 4 . (И. С. Тургенев .)

(220 слов. Употребление и правописание частиц не и ни . Правописание гласных. Правописание наречий. Пунктуация при однородных членах предложения.)

Задание к диктанту:

Выписать словосочетания, произвести и разбор

2. Софья Николаевна была удивительная женщина! Ее живая, восприимчивая, легко волнуемая природа могла мгновенно увлекаться порывами ума или сердца и мгновенно превращаться из одного существа в другое, совершенно непохожее на первое. Впоследствии называли это свойство притворством - грубо ошибались. Это была какая- то артистическая способность вдруг переселяться в другую сферу, в другое положение, поддаваться безусловно своей мысли и желанию, вполне искреннему и потому всех увлекающему.



Мысль и желание успокоить встревоженного свекра, которого она горячо полюбила, который за нее вступился, за нее встревожился, за нее расстроился в здоровье; мысль успокоить мужа и его семью, напуганную и обиженную за нее, по милости ее невоздержанного языка, так безгранично овладела живым воображением и чувствами Софьи Николаевны, что она явилась каким-то чудным, волшебным существом, и скоро покорилось неотразимому обаянью всё её окружавшее 4 . Она сама разливала чай; сама успевала подавать чашки сначала свекру, а потом свекрови и даже другим. Со всеми успевала говорить, и так ловко, так кстати, так весело, что свекор совершенно поверил, что она ничего вчерашнего не знала, поверил - и сам развеселился. Его веселость также имела сообщительное свойство, и через час не было уже заметно следов вчерашней бури. (По С. Т. Аксакову.)

(182 слова. Пунктуация в сложном предложении с обособленными членами предложения.)

Задание к диктанту:

Произвести синтаксический разбор указанного предложения.

Выписать словосочетания, произвести их разбор.

3. Читатель, знакомы ли тебе те небольшие дворянские усадьбы, которыми двадцать пять, тридцать лет тому назад изобиловала наша Украина? Теперь они попадаются редко, а лет через десять и последние из них, пожалуй, исчезнут бесследно. Проточный пруд, заросший лозником и камышами, приволье хлопотливых уток, к которым изредка присоединяется осторожный чирок; за прудом сад с аллеями лип, этой красы и чести наших черноземных равнин, с заглохшими грядами земляники, со сплошной чащей крыжовника, смородины, малины, посреди которой в томный час неподвижного полуденного зноя уж непременно мелькнет пестрый платочек дворовой девушки и зазвенит ее пронзительный голосок; тут же амбарчик на курьих ножках, оранжерейка, плохенький огород, со стаей воробьев на тычинках и прикорнувшей кошкой близ провалившегося колодца; дальше - кудрявые яблони над высокой, снизу зеленой, кверху седой травой, жидкие вишни, груши, на которых никогда не бывает плода; потом клумбы с цветами - маком, пионами, анютиными глазками, кусты жимолости, дикого жасмина, сирени и акации, с непрестанным пчелиным, шмелиным жужжанием в густых, пахучих, липких ветках 4 . Наконец, господский дом, одноэтажный, на кирпичном фундаменте, с зеленоватыми стеклами в узких рамах, с покатой, некогда крашеной крышей, с балкончиком, из которого повыпадали кувшинообразные перила, с кривым мезонином, с безголосой старой собакой в яме под крыльцом... (По И. С. Тургеневу .)

(191 слово. Правописание гласных в суффиксах и окончаниях имен существительных. Правописание безударных гласных Правописание согласных.)

Задание к диктанту:

Произвести пунктуационный разбор указанного предложения.

Из последнего предложения выписать словосочетания, произвести их разбор.

Урок 49 (вариант 2)

Проверочный тест по пунктуации

Цель урока:

Проверка знаний учащихся.

Тест

I. Теория

Укажите, какие утверждения верны, а какие - нет: а) верно; б) неверно.

1. Подлежащее и сказуемое не могут образовывать словосочетание.

2. Вводные предложения в составе простого составляют вместе с ним сложное предложение.

3. Знак в конце предложения всегда определяет тип интонации.

4. При наличии слов будто, словно, точно тире между подлежащим и сказуемым не ставится.

5. Сказуемое может быть простым глагольным и простым именным.

6. Между частями сложного предложения всегда ставится какой-либо знак.

7. В сложноподчиненном предложении каждая часть всегда отделяется запятой.

8. Однородные члены предложения могут быть словами разных частей речи.

10. Обращение может выделяться восклицательным знаком.

II. Словосочетание

Определите тип словосочетаний: а) глагольное; б) именное; в) наречное.

1. Играть гамму.

2. Чашка кофе.

3. Интенсивная работа.

5. Всем нравиться.

6. Слишком вызывающе.

7. Быстро бежать.

8. Очень искренний.

9. Повстречаться весной.

10. Двести тонн.

III. Простое предложение. Главные и второстепенные члены предложения

Определите, простое предложение или сложное: а) простое; б) сложное.

1. По всей округе ливни льют, веревки из дождинок вьют.

2. Сверкнул луч солнца, и все вокруг преобразилось.

3. Ночь, и на небе светит огромная луна.

4. Мы отказались от помощи и все сделали сами.

5. В парке росли цветы, которые еще не распустились.

6. Гляжу я на вас сейчас, и мне вспоминается прошлое.

7. Я заплакала, и мне стало легче.

8. Всадник пришпорил лошадь, и скоро его не стало видно.

9. Это обстоятельство, как мне тогда думалось, должно было сильно облегчить работу.

10. Он взглянул и увидел росший на опушке дуб.

IV. Прямая речь

Определите, какие недостающие знаки препинания нужно поставить в предложениях с прямой речью: а) запятую; б) две запятые; в) двоеточие; г) тире; д) вопросительный знак; е) знаки расставлены правильно.

1. «Не сердись, - сказала бабушка шепотом и добавила - Завтра сходим в лес за ягодами».

2. Сережа встал и, сказав: «Вернусь к обеду», вышел.

3. На мой вопрос: «Жив ли старый смотритель?» никто не мог дать мне удовлетворительного ответа.

4. «Так как же Аркадий, заговорил опять Николай Петрович, оборачиваясь к сыну, - сейчас закладывать лошадей, что ли?»

5. «Чему ты усмехаешься» - спросил он меня хмурясь.

6. То солнце покажется, то закроется облаками, и думаешь: «Вот дождь пойдет», и все нет дождя.

7. Если крикнет рать святая: «Кинь ты Русь, живи в раю!» - я скажу «Не надо рая, дайте родину мою».

8. «Ты зачем явился сюда!» - закричала она ему.

9. Сказан Гричмару фразу «Легкой жизни не бывает, есть лишь легкая смерть», Крымов поймал на себе беспокойный, предупреждающий взгляд Стишкова.


по дисциплине «Русский язык»
для студентов специальностей «Сестринское дело» и «Фармация»
1 курс, 2 семестр

ДИКТАНТ
(5 вариантов)

Вариант 1

Читатель, знакомы ли тебе те небольшие дворянские усадьбы, которыми двадцать пять, тридцать лет тому назад изобиловала наша Украина? Теперь они попадаются редко, а лет через десять и последние из них, пожалуй, исчезнут бесследно. Проточный пруд, заросший лозняком и камышами, приволье хлопотливых уток, к которым изредка присоединяется осторожный чирок; за прудом сад с аллеями лип, этой красы и чести наших черноземных равнин, с заглохшими грядками земляники, со сплошной чащей крыжовника, смородины, малины, посреди которой в томный час неподвижного полуденного зноя уж непременно мелькнет пестрый платочек дворовой девушки и зазвенит ее пронзительный голосок; тут же амбарчик на курьих ножках, оранжерейка, плохенький огород, со стаей воробьев на тычинках и прикорнувшей кошкой близ провалившегося колодца; дальше – кудрявые яблони над высокой, снизу зеленой, кверху седой травой, жидкие вишни, груши, на которых никогда не бывает плода; потом клумбы с цветами: маком, пионами, анютиными глазками, кусты жимолости, дикого жасмина, сирени и акации, с непрестанным пчелиным, шмелиным жужжанием в густых, пахучих, липких ветках. Наконец, господский дом, одноэтажный, на кирпичном фундаменте, с зеленоватыми стеклами в узких рамах, с покатой, некогда крашеной крышей, с балкончиком, из которого повыпадали кувшинообразные перила, с кривым мезонином, с безголосой старой собакой в яме под крыльцом…

(По И.С. Тургеневу) (191 слово)

Грамматическое задание.

1 в.: Читатель, знакомы ли тебе те небольшие дворянские усадьбы, которыми двадцать пять, тридцать лет тому назад изобиловала наша Украина?
2 в.: Теперь они попадаются редко, а лет через десять и последние из них, пожалуй, исчезнут бесследно.

Вариант 2

Анна Сергеевна была довольно странное существо. Не имея никаких предрассудков, не имея далее никаких сильных верований, она ни перед чем не отступала и никуда не шла. Она многое ясно видела, многое ее занимало, и ничто не удовлетворяло ее вполне; да она едва ли и желала полного удовлетворения. Ее ум был пытлив и равнодушен в одно и то же время: ее сомнения не утихали никогда до забывчивости и никогда не дорастали до тревоги. Не будь она богата и независима, она, быть может, бросилась бы в битву, узнала бы страсть… Но ей жилось легко, хотя она и скучала подчас, и она продолжала провожать день за днем, не спеша и лишь изредка волнуясь. Радужные краски загорались иногда и у ней перед глазами, но она отдыхала, когда они угасали, и не жалела о них. Воображение ее уносилось даже за пределы того, что по законам обыкновенной морали считается дозволенным; но и тогда кровь ее по-прежнему тихо катилась в ее обаятельно стройном и спокойном теле. Бывало, выйдя из благовонной ванны, вся теплая и разнеженная, она замечтается о ничтожности жизни, об ее горе, труде и зле… Душа ее наполнится внезапною смелостью, закипит благородным стремлением; но сквозной ветер подует из полузакрытого окна, и Анна Сергеевна вся сожмется, и жалуется, и почти сердится, и только одно ей нужно в это мгновенье: чтобы не дул на нее этот гадкий ветер.

(И.С. Тургенев) (220 слов)

Грамматическое задание.
Сделайте синтаксический разбор предложения:

1 в.: Не имея никаких предрассудков, не имея далее никаких сильных верований, она ни перед чем не отступала и никуда не шла.
2 в.: Воображение её уносилось даже за пределы того, что по законам обыкновенной морали считается дозволенным; но и тогда кровь ее по-прежнему тихо катилась в ее обаятельно стройном и спокойном теле.

Вариант 3

С высокого берега далеко видны залитые утренним блеском луга, не проснувшиеся ещё от ночной дремоты, спокойная синева загибающейся вдали реки, блеск утренних небес и непочатое море травы. И среди неё, потонув по пояс, неправильно изогнувшейся ниткой уже растянулись косцы.
Уже сереют первые скошенные ряды, и около них чернеют кучки сложенных кафтанов, а под кустами лугового ивняка поставлены принесённые кувшины с кислым квасом, заткнутые свёрнутым полотенцем или лопухом.
Передние пройдут ряд и, сделав несколько последних коротких взмахов, чтобы срезать незахваченные клочки травы, вскинув косы на плечи, идут начинать новый ряд.
Некоторые спустятся к реке, чтобы сполоснуть лезвие косы от приставшей мелкой травы и земли и зачерпнуть в жестяные брусницы свежей студёной воды из-под кустов ивняка, нагнувшихся до самой воды.
Солнце пригреет, и на лугу сильнее запахнет кашкой и душным смешанным ароматом цветов и травы. Река на изгибе под лесом ещё свежо синеет, а на просторе средины уже ослепительно блещет. Вдали, на крутом известковом берегу, подмытом разливами, в утреннем редком воздухе странно ясно видно село с белой церковью и ветряными мельницами. Одни медленно ворочают старыми зачинёнными крыльями, другие стоят неподвижно.
Ряды на ряду растут. Уже большое пространство запестрело от них. Срезанная трава и цветы опустили головки и вянут. На рядах ещё сильнее стрекочут и прыгают из-под ног кузнечики.

(П. Романов. «Детство». 207 слов)

Грамматическое задание.
Сделайте синтаксический разбор предложения:

1 в.: Солнце пригреет, и на лугу сильнее запахнет кашкой и душным смешанным ароматом цветов и травы.
2 в.: Одни медленно ворочают старыми зачинёнными крыльями, другие стоят неподвижно.

Вариант 4

Ночи уже не было. Начиналось утро. Звёзды погасли, и небо представлялось серо-голубым, хмурым. Чугунные плиты, памятники и почки на деревьях были подёрнуты росой. В воздухе резко чувствовалась свежесть. За оградой уже не было того оживления, какое я видел ночью. Лошади и люди казались утомлёнными, сонными, едва двигались, а от смоляных бочек оставались одни только кучки чёрного пепла. Когда человек утомлён и кочет спать, то ему кажется, что то же самое состояние переживает и природа. Мне казалось, что деревья и молодая трава спали. Казалось, что даже колокола звонили не так громко и весело, как ночью. Беспокойство кончилось, и от возбуждения осталась одна только приятная истома, жажда сна и тепла.
Теперь я мог видеть реку с обоями берегами. Над ней холмами то там, то сям носился лёгкий туман. От воды веяло холодом и суровостью. Когда я прыгнул на паром, на нём уже стояло чья-то бричка и десятка два мужчин и женщин. Канат, влажный и, как казалось мне, сонный, далеко тянулся через широкую реку и местами исчезал в белом тумане.

(А. Чехов. «Святою ночью». 167 слов)

Грамматическое задание.
Сделайте синтаксический разбор предложения:

1в.: Лошади и люди казались утомлёнными, сонными, едва двигались, а от смоляных бочек оставались одни только кучки чёрного пепла.
2в.: Беспокойство кончилось, и от возбуждения осталась одна только приятная истома, жажда сна и тепла.

Вариант 5

Глубокая, глубокая осень. Убранные поля опустели, и на межах остались только качающиеся от ветра сухие кустики полыни полевой рябинки.
В саду медленно опадают листья и сметаются во все канавки и впадины дорожек. А скоро земля застынет, и в морозном воздухе запорхают первые снежинки.
Но пока ещё не хочется в дом; бродишь по пустым, засоренным дорожкам в саду, ищешь на дереве забытое, неснятое яблоко, которое кажется вкуснее тех, что лежат в подвале на свежей соломе. Ходишь, к чему-то прислушиваешься и всё осматриваешь, как будто в последний раз. В березняке - пустые, покинутые гнёзда грачей, в цветнике – поломанные намокшие цветы и не высыхающая весь день роса.
Бывают ещё тёплые дни, с утра на горизонте, в блеске солнца, в чуть заметной прозрачной синеве, чётко белеют сельские церкви, желтеют полосы дальних лесов, блестит паутина на мокрой листве кустов. Но в воздухе нет уже летней ласкающей теплоты, запахов кашки и цветущей медовой гречихи, - в нём холодная прозрачность и печальная тишина.
И леса, тронутые первыми утренними заморозками, убраны пышной желтизной, которая отражается на лице золотым светом, когда идёшь по узкой лесной тропинке, отводя руками ветки орешника.

Грамматическое задание.
Сделайте синтаксический разбор предложения:

1в.: Но в воздухе нет уже летней ласкающей теплоты, запахов кашки и цветущей медовой гречихи, - в нём холодная прозрачность и печальная тишина.
2в.: Убранные поля опустели, и на межах остались только качающиеся от ветра сухие кустики полыни полевой рябинки.

Изложение художественного текста и комплект заданий к нему.

И Анна Сергеевна в тот вечер думала о своих гостях. Базаров ей понравился - отсутствием кокетства и самою резкостью суждений. Она видела в нем что-то новое, с чем ей не случалось встретиться, а она была любопытна.

Анна Сергеевна была довольно странное существо. Не имея никаких предрассудков, не имея даже никаких сильных верований, она ни перед чем не уступала и никуда не шла. Она многое ясно видела, многое ее занимало, и ничто не удовлетворяло ее вполне; да она едва ли и желала полного удовлетворения. Ее ум был пытлив и равнодушен в одно и то же время: ее сомнения не утихали никогда до забывчивости и никогда не дорастали до тревоги. Не будь она богата и независима, она, быть может, бросилась бы в битву, узнала бы страсть... Но ей жилось легко, хотя она и скучала подчас, и она продолжала провожать день за днем, не спеша и лишь изредка волнуясь. Радужные краски загорались иногда и у ней перед глазами, но она отдыхала, когда они угасали, и не жалела о них. Воображение ее уносилось даже за пределы того, что по законам обыкновенной морали считается дозволенным; но и тогда кровь ее по-прежнему тихо катилась в ее обаятельно стройном и спокойном теле. Бывало, выйдя из благовонной ванны, вся теплая и разнеженная, она замечтается о ничтожности жизни, об ее горе, труде и зле... Душа ее наполнится внезапною смелостию, закипит благородным стремлением; но сквозной ветер подует из полузакрытого окна, и Анна Сергеевна вся сожмется, и жалуется, и почти сердится, и только одно ей и нужно в это мгновение: чтобы не дул на нее этот гадкий ветер.

Как все женщины, которым не удалось полюбить, она хотела чего-то, сама не зная, чего именно. Собственно, e й ничего не хотелось, хотя ей казалось, что ей хотелось всего. Покойного Одинцова она едва выносила (она вышла за него по расчету, хотя она, вероятно, не согласилась бы сделаться его женой, если б она не считала его за доброго человека) и получила тайное отвращение ко всем мужчинам, которых представляла себе не иначе как неопрятными, тяжелыми и вялыми, бессильно докучливыми существами. Раз она где-то за границей встретила молодого, красивого шведа с рыцарским выражением лица, с честными голубыми глазами под открытым лбом; он произвел на нее сильное впечатление, но это не помешало ей вернуться в Россию.

«Странный человек этот лекарь!» - думала она, лежа в своей великолепной постели, на кружевных подушках, под легким шелковым одеялом... Анна Сергеевна наследовала от отца частицу его наклонности к роскоши. Она очень любила своего грешного, но доброго отца, а он обожал ее, дружелюбно шутил с ней, как с ровней, и доверялся ей вполне, советовался с ней. Мать свою она едва помнила.

«Странный этот лекарь!» - повторила она про себя. Она потянулась, улыбнулась, закинула руки за голову, потом пробежала глазами страницы две глупого французского романа, выронила книжку - и заснула, вся чистая и холодная, в чистом и душистом белье.

Задания

1. Перескажите (подробно или сжато) фрагмент романа «Отцы и дети».

2. Дайте аргументированный ответ на один из двух сформулированных ниже вопросов. Аргументы могут быть приведены с опорой на содержание романа «Отцы и дети», другие литературные произведения и жизненный опыт (личные впечатления, собственные размышления, знания и др.).

· Что вызывает симпатию и что настораживает в характере Одинцовой?

· Могут ли покой и комфорт составить главную ценность жизни?

Изложение публицистическго текста и комплект заданий к нему.

Когда человек сознательно или интуитивно выбирает себе в жизни какую-то цель, жизненную задачу, он вместе с тем невольно дает себе оценку. По тому, ради чего человек живет, можно судить и о его самооценке - низкой или высокой.

Если человек ставит перед собой задачу приобрести все элементарные материальные блага, он и оценивает себя на уровне этих материальных благ: как владельца машины последней марки, как хозяина роскошной дачи, как часть своего мебельного гарнитура...

Если человек живет, чтобы приносить людям добро, облегчать их страдания при болезнях, давать людям радость, то он оценивает себя на уровне этой своей человечности. Он ставит себе цель, достойную человека.

Только жизненно необходимая цель позволяет человеку прожить свою жизнь с достоинством и получить настоящую радость. Да, радость! Подумайте: если человек ставит себе задачей увеличивать в жизни добро, приносить людям счастье, какие неудачи могут его постигнуть? Не тому помочь, кому следовало бы? Но много ли людей не нуждаются в помощи? Если ты врач, то, может быть, поставил больному неправильный диагноз? Такое бывает у самых лучших врачей. Но в сумме ты все-таки помог больше, чем не помог. От ошибок никто не застрахован. Но самая главная ошибка, ошибка роковая - неправильно выбранная главная задача в жизни. Не повысили в должности - огорчение. Не успел купить марку для своей коллекции - огорчение. У кого-то лучшая, чем у тебя, мебель или лучшая машина - опять огорчение, и еще какое!

Ставя себе задачей карьеру или приобретательство, человек испытывает в сумме гораздо больше огорчений, чем радостей, и рискует потерять все. А что может потерять человек, который радовался каждому своему доброму делу? Важно только, чтобы добро, которое человек делает, было бы его внутренней потребностью, шло от умного сердца, а не только от головы, не было бы одним только «принципом».

Поэтому главной жизненной задачей должна быть обязательно задача шире, чем просто личностная, она не должна быть замкнута только на собственных удачах и неудачах. Она должна диктоваться добротой к людям, любовью к семье, к своему городу, к своему народу, стране, ко всей вселенной.

Означает ли это, что человек должен жить как аскет, не заботиться о себе, ничего не приобретать и не радоваться простому повышению в должности?

(342 слова)

Задание

Перескажите (подробно или сжато) фрагмент письма 6-го «Цель и самооценка» из книги «Письма о добром и прекрасном».

Напишите сочинение, выполняя одно из двух сформулированных ниже заданий. Аргументы могут быть приведены с опорой на литературные произведения и жизненный опыт (личные впечатления, собственные размышления, знания и др.).

1. Дайте аргументированный ответ на вопрос:

Почему неправильно выбранная главная задача в жизни является «роковой ошибкой»?

2. Прокомментируйте одну из проблем, поднятых автором письма, формулируя и аргументируя собственную позицию.

Грамматическая ошибка – это ошибка в структуре языковой единицы: в структуре слова, словосочетания или предложения; это нарушение какой-либо грамматической нормы – словообразовательной, морфологической , синтаксической . Например:

подскользнуться вместо поскользнуться, благородность вместо благородство – здесь допущена ошибка в словообразовательной структуре слова, использована не та приставка или не тот суффикс;

без комментарий вместо без комментариев, едь вместо поезжай, более легче – неправильно образована форма слова, т. е. нарушена морфологическая норма;

заплатить за квартплату, удостоен наградой – нарушена структура словосочетания (не соблюдаются нормы управления);

Покатавшись на катке, болят ноги; В сочинении я хотел показать значение спорта и почему я его люблю – неправильно построены предложения с деепричастным оборотом (1) и с однородными членами (2), т. е. нарушены синтаксические нормы.

В отличие от грамматических речевые ошибки – это ошибки не в построении, не в структуре языковой единицы, а в ее использовании, чаще всего в употреблении слова. По преимуществу это нарушения лексических норм, например: Штольц – один из главных героев одноименного романа Гончарова «Обломов»; Они потеряли на войне двух единственных сыновей. Само по себе слово одноименный (или единственный) ошибки не содержит, оно лишь неудачно употреблено, не «вписывается» в контекст, не сочетается по смыслу со своим ближайшим окружением.

Орфографическая ошибка – это неправильное написание слова; она может быть допущена только на письме, обычно в слабой фонетической позиции (для гласных – в безударном положении, для согласных – на конце слова или перед другим согласным) или в слитно-раздельно-дефисных написаниях. Такую ошибку можно только увидеть, услышать ее нельзя: на площаде, о синим карандаше, небыл, кто то, полапельсина.

Грамотность речи оценивается по количеству ошибок и недочетов, допущенных экзаменуемым в тексте письменной работы.

На оценку сочинения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках. Напомним соответствующее место из «Норм оценки знаний, умений и навыков по русскому языку».

Среди ошибок следует выделять негрубые , т. е. не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну.

К негрубым относятся ошибки:

1) в исключениях из правил;

2) в написании большой буквы в составных собственных наименованиях;

3) в случаях раздельного и слитного написания не с прилагательными и причастиями, выступающими в роли сказуемого;

4) в написании и и ы после приставок;

5) в трудных случаях различения не и ни (Куда он только не обращался! Куда он ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не …; не кто иной, как …; ничто иное не …; не что иное, как … и др.);

6) в случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;

7) в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности.

Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку.

Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армии, в роще; колют, борются) и фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова.

Не считаются однотипными ошибки на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слова требуется подобрать другое (опорное) слово или его форму (вода – воды, рот – ротик, грустный – грустить, резкий – резок ).

Первые три однотипные ошибки считаются за одну ошибку, каждая следующая подобная ошибка учитывается как самостоятельная. Если в одном непроверяемом слове допущены две и более ошибки, то все они считаются за одну ошибку.

Понятие об однотипных ошибках не распространяется на пунктуационные ошибки.

Ошибки графические (не учитываются при проверке) - разновидность ошибок, связанных с графикой, т. е. средствами письменности данного языка, фиксирующими отношения между буквами на письме и звуками устной речи. К графическим средствам помимо букв относятся: различные приемы сокращения слов, использование пробелов между словами, различных подчеркиваний и шрифтовых выделений.

Графическими ошибками становятся различные описки и опечатки, вызванные невнимательностью пишущего или поспешностью написания. Исправляются, но не учитываются описки – неправильные написания, искажающие звуковой облик слова (рапотает вместо работает , мемля вместо земля ).

К числу наиболее распространенных обычно относят:

Пропуски букв: ... весь роман стоится (следует: строится) на этом конфликте;

Перестановки букв, напр.: ...новые наименования пордуктов (следует: продуктов );

Замены одних буквенных знаков другими, напр.: лешендарное Ледовое побоище (следует: легендарное Ледовое побоище );

Добавление лишних букв: Вот почему важно в любых, дашже самых сложных, условиях <...> (следует: даже );

Практика проведения экзамена показала, что при проверке и оценке экзаменационных работ учителя испытывают определенные затруднения при квалификации ошибок в письменной речи экзаменуемых.

Классификация ошибок, исправляемых и учитываемых при оценивании работы учащегося

Грамматические ошибки

п/п

Вид ошибки

Примеры

Трудолюбим ый, над смехаться

Ошибочное образование формы существительного

Многие чуда техники, не хватает время

Ошибочное образование формы прилагательного

Более интереснее, красивше

Ошибочное образование формы числительного

С пятистами рублями

Ошибочное образование формы местоимения

Ихнего пафоса, ихи дети

Ошибочное образование формы глагола

Они ездиют, хочут, пиша о жизни природы

Нарушение согласования

Я знаком с группой ребят, серьезно увлекающимися джазом.

Нарушение управления

Нужно сделать свою природу более красивую.

Повествует читателей.

Нарушение связи между подлежащим и сказуемым

Большинство возражали против такой оценки его творчества.

Нарушение способа выражения сказуемого в отдельных конструкциях

Он написал книгу, которая эпопея.

Все были рады, счастливы и веселые.

Ошибки в построении предложения с однородными членами

Страна любила и гордилась поэтом.

В сочинении я хотел сказать о значении спорта и почему я его люблю.

Ошибки в построении предложения с деепричастным оборотом

Читая текст , возникает такое чувство…

Ошибки в построении предложения с причастным оборотом

Узкая дорожка была покрыта проваливающимся снегом под ногами .

Ошибки в построении сложного предложения

Эта книга научила меня ценить и уважать друзей, которую я прочитал еще в детстве.

Человеку показалось то , что это сон.

Смешение прямой и косвенной речи

Нарушение границ предложения

Когда герой опомнился. Было уже поздно.

Нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм

Замирает на мгновение сердце и вдруг застучит вновь.

Речевые ошибки

№ п/п

Вид ошибки

Примеры

Употребление слова в несвойственном ему значении

Мы были шокированы прекрасной игрой актеров.

Мысль развивается на продолжении всего текста.

Неразличение оттенков значения, вносимых в слово приставкой и суффиксом

Мое отношение к этой проблеме не поменялось .

Были приняты эффектные меры.

Неразличение синонимичных слов

Употребление слов иной стилевой окраски

Неуместное употребление эмоционально-окрашенных слов и фразеологизмов

Астафьев то и дело прибегает к употреблению метафор и олицетворений.

Неоправданное употребление просторечных слов

Таким людям всегда удается объегорить других.

Нарушение лексической сочетаемости

Употребление лишних слов, в том числе плеоназм

Молодой юноша, очень прекрасный

Употребление рядом или близко однокоренных слов (тавтология)

В этом рассказе рассказывается о реальных событиях.

Неоправданное повторение слова

Герой рассказа не задумывается над своим поступком. Герой даже не понимает всей глубины содеянного.

Бедность и однообразие синтаксических конструкций

Когда писатель пришел в редакцию , его принял главный редактор. Когда они поговорили , писатель отправился в гостиницу.

Неудачное употребление местоимений.

Данный текст написал В. Белов. Он относится к художественному стилю.

У меня сразу же возникла картина в своем воображении

Одними из наиболее типичных грамматических ошибок (К9) являются ошибки, связанные с употреблением глагола, глагольных форм, наречий, частиц: